Значение слова «архиепископ»


История

Вскоре после административного переустройства Римской империи при св. царе Константине Великом, когда империя была разделена на четыре префектуры, каждая из которых состояла из диоцезов, которые, в свою очередь, состояли из провинций, церковное устройство было в целом приведено в соответствие гражданскому. Главных архиереев диоцезов стали именовать экзархами (лат.: викариями) и архиепископами

. Таким образом архиепископ стоял иерархически ниже патриарха – главного архиерея префектуры, но выше митрополита – главного архиерея провинции.

Но уже в ранневизантийскую эпоху в Восточной империи, первоначально в Константинопольском Патриархате, титул архиепископа приобрел второе значение. Так стали называть епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, тем не менее изымались из ведения митрополита и переводились в прямое подчинение патриарха. Такие архиепископы занимали в диптихах места ниже митрополичьих.

Наконец, ещё позже сан архиепископа во втором значении сделался только отличием кафедры или лично архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными епископами.

В Русской Православной Церкви

Митрополит Леонтий, второй предстоятель Русской Церкви, входившей тогда в состав Константинопольского Патриархата, в некоторых греческих памятниках именовался архиепископом, что обозначало сан выше митрополичьего. Но в дальнейшем все русские предстоятели именовались митрополитами. При учреждении патриаршества на Руси в ходе переговоров патриарх Константинопольский Иеремия II предлагал даровать предстоятелю автокефальной Русской Церкви сан архиепископа в значении более высоком чем митрополит.

Однако, в истории Русской Церкви титул архиепископа с самого начала являлся только почётным отличием и не был связан с административными полномочиями. Первыми, с XII века, этим титулом стали величать Новгородских владык. Затем так стали титуловать епископов других кафедр — Ростовской, Крутицкой, позже Казанской, и других. В новейшей истории Русской Церкви титул являлся личным званием вплоть до 1 декабря 2022 года, когда была принята новая редакция «Положения о наградах Русской Православной Церкви». Согласно новому правилу, титул архиепископа усваивался епархиальным архиереям города и области, не входящих в митрополию; титул также мог быть дан архиереям на особо ответственных общецерковных постах.

Структура Новгородской архиепископии

В республиканский период в Новгороде насчитывлось семь городских соборных престолов, за которыми были закреплены остальные храмы. В число этих соборов входили Софийский в Детинце, Михайловский на Прусской улице, Власьевский на Власьевской улице, Яковлевский на Яковлевой улице, Сорока Мучеников на Щерковой улице, Иоанно-Предтеченский на Опоках, Успенский Богородицкий на Козьей Бородке.

Строительство церквей считалось особенно богоугодным делом, поэтому многие бояре вкладывали огромные средства в строительство и обустройство церквей. Выстроенная боярином церковь объединяла окрестных жителей, и через священника такой боярин мог влиять на политические умонастроения прихожан.

В целом, в Новгороде во время расцвета республики насчитывалось $82$ церкви, без учета церквей в пригородных монастырях. В период республики в Новгороде постоянно росло количество монастырей от $17$ в $XIII$ в. до $55$ в $XV$ в. Большинство, из них существовали благодаря поддержке своих покровителей-бояр, которые строили церкви, делали земельные и денежные вклады. Перед смертью многие бояре подстригались в собственные монастыри, и здесь же хоронили своих родственников.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Церковь в Великом Новгороде 410 ₽ Реферат Церковь в Великом Новгороде 220 ₽ Контрольная работа Церковь в Великом Новгороде 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Современное использование

Архиепископом в первом, высоком, значении стали именовать глав автокефальных Церквей. Наряду с титулом патриарха, архиепископами ныне именуются предстоятели Константинопольской (архиепископ Константинополя — Нового Рима), Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский) Православных Церквей. Архиепископами именуются также предстоятели Кипрской (архиепископ Новой Иустинианы), Элладской и Албанской Православных Церквей. В этом же смысле архиепископами титулуются главы автономных Православных Церквей — Синайской и Финляндской, архиепископий Охридской и Антиохийской Северо-Американской (вместе с митрополичьим титулом), полуавтономной Критской Церкви.

В Церквях русской традиции, а также в Церквях Иерусалимской и Грузинской (кроме патриаршего титула), архиепископский титул стоит ниже митрополичьего. В Русской Церкви проводится в жизнь положение, согласно которому архиепископами титулуются правящие архиереи епархий не входящих в митрополию, либо владыки несущие особо важные общецерковные послушания. В других Церквях этой группы титул архиепископа является лишь личным почётным отличием. В автокефальных и автономных Церквях русской традиции предстоятели носят титул архиепископа в качестве второстепенного, следующего за титулом митрополита. Так именуются митрополиты во главе Чехословацкой (архиепископ Прешовский/Пражский), Американской (архиепископ Вашингтонский) [1] и Японской (архиепископ Токийский) Церквей.

В Церквах Александрийской и Болгарской архиепископский титул не употребляется вовсе.

О титуле архиепископа

Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский

/p>
Предлагаемая ниже статья[1] была написана архиепископом Афинским и всей Эллады Хризостомом I (Пападопулосом; 1868–1938) в 1935 году. Хризостом I Пападопулос, предстоятель Элладской Церкви с 1923 года, профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен.

В первые века христианства до того, как полностью оформилось церковное управление, все иерархи, как известно, носили титул епископа

. И только в виде исключения Александрийский епископ носил титул
папы
, к которому уже намного позднее добавился исторически необоснованный титул
патриарха (папа и патриарх)
. Начиная с VIII века, распространился обычай называть папой и Римского епископа, который именно с тех пор и принял данный титул. Глава же Александрийской Церкви стал именоваться
архиепископом
весьма рано. Так называл своего предшественника по кафедре, святителя Александра, Афанасий Великий. Титул
архиепископа
приняли и все предстоятели Церквей. До V века, когда в отношении некоторых епископов стал употребляться титул
патриарха
, их называли
архиепископами
. В VI веке епископ Константинополя стал носить
титул архиепископа и патриарха
(архиепископ Константинопольский и Вселенский патриарх). После III Вселенского Собора, на котором утверждена независимость от Антиохийского Патриархата и автокефальный статус Кипрской Православной Церкви, ее предстоятель принял титул
архиепископа
, поскольку этот титул напрямую связан с понятием автокефальности. Святитель Василий Великий, был, например, архиепископом Кесарийским, потому что являлся экзархом Каппадокии, а святитель Николай назывался
епископом
, поскольку был митрополитом города Мир Ликийских. Обычно же и правящие архиереи митрополий в древнюю эпоху сохраняли за собой титул
епископа
, освященный седой древностью со времен апостольских.

Однако в Средневековье, кроме архиепископов – предстоятелей Церквей, в Константинопольском Патриархате существовали и так называемые автокефальные архиепископы

. В первом сохранившемся до наших дней перечне епархий Константинопольской Церкви под наименованием «Изложения Епифания», приписываемом святителю Епифанию Кипрскому († 403), а на самом деле составленном в VII веке, кроме митрополий и епископий значатся 33 автокефальные архиепископии. Согласно другим «Изложениям», в начале IX века насчитывалось 47 автокефальных архиепископий, а в X веке – 51. Позднее их число начало сокращаться, о чем мы еще скажем, до тех пор, пока автокефальные архиепископии не перестают упоминаться совсем. Их «автокефалия» состояла в сущности в том, что они не подчинялись юрисдикции епархиальных митрополитов, но напрямую зависели от Константинопольского Патриарха, от которого эти архиепископы получали хиротонию и имя которого, а не епархиального митрополита, поминали за богослужением. Неизвестно, принимали ли участие такие архиепископы в епархиальных съездах, но точно знаем, что в так называемом синодос эндимуса (Соборе всех пребывающих на данный момент в Константинополе архиереев) под председательством Патриарха Константинопольского они не участвовали. Честь «автокефалии» считалась значительной и давалась епископам тех городов, в которых просияли святители-священномученики или которые имели важное политическое или историческое значение. В Антиохийской Церкви были
автокефальные митрополиты
и соответствующие им
епархиальные архиепископы,
или
архиепископы-сингелы,
не подчинявшиеся митрополитам. В отличие от
автокефальных митрополитов
, последние назывались
великие митрополиты
.

«Автокефальные» архиепископии Константинопольского Патриархата постепенно повышались до статуса митрополий. Так, Смирнская епископия, подчинявшаяся, например, митрополиту Эфесскому, была возведена в «автокефальную» архиепископию, а затем и в митрополию. Однако, согласно каноническому порядку, не может существовать митрополии без «подчиненных престолов», то есть без епископий. Зачастую при возведении «автокефальной» архиепископии в митрополию из их частей формировались и епископии, но иногда это было невозможно. Отсюда в перечне епархий отмечается, что та или иная митрополия не имеет в своем составе «подчиненных престолов». Во всяком случае, такое положение противоречило каноническому порядку, согласно которому настоящая митрополия не мыслилась без епископий. Акривия, предписываемая канонами, стала еще больше нарушаться, когда епископии в массовом порядке возводили в ранг архиепископий, а последние – в ранг митрополий. В VII и VIII веках в Константинопольской Патриархии насчитывалось 33 митрополии, такое же количество «автокефальных» архиепископий и 352 епископии, подчиненных митрополиям. В XIII веке при Палеологах число митрополий восходило к 109. Не все митрополии имели более в своем составе подчиненные епископии. Временами менялось и почетное положение, занимаемое митрополиями, поскольку Константинопольский эндимуса синодос каждый раз составлял так называемый чин первенства, или Синтагматион, согласно которому позиция каждой митрополии либо повышалась, либо понижалась. Накануне захвата Константинополя турками в Патриархате насчитывалось 72 митрополии, но только 21 из них имели в своем составе епископии.

В первые годы после падения Византии уже не было более «автокефальных» архиепископий в известном значении этого слова, но в «чине первенства» архиепископы стоят после митрополитов, хотя последние носили лишь один простой титул митрополитов, принимали хиротонию от патриарха и поминали его за богослужением. Их же самих во время священнодействий поминали не как митрополитов, а как архиепископов. Вместе с тем, однако, титул архиепископа

в его древнем и первом значении сохранился за предстоятелями Автокефальных Церквей, согласно новейшему значению слова «автокефальный», поскольку «автокефальными» были названы административно независимые поместные Православные Церкви, из которых состоит Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. В частности, в Элладской Церкви первых трех веков христианства, когда центром ее был город Коринф, Афинская епископия подчинялась Коринфской епископии, которая мало-помалу, как епископия столичного тогда города Греции, приобрела статус митрополии Элладской Церкви. Во время формирования Фессалоникийского экзархата, начиная с IV века, митрополит Коринфский вместе с зависимыми от него тридцатью епископами находился в ведении Фессалоникийского экзарха, но с 733 года был введен в подчинение Константинопольского Патриархата посредством административного присоединения к нему Фессалоникийского экзархата.

Тем временем город Афины возвращает себе древнее положение, в то время как Коринф приходит в упадок. В начале IX века бывшая Афинская епископия появляется уже как самостоятельная митрополия, которая, по всей видимости, была возведена в этот ранг сразу же из епископии. В подчинении Афинской митрополии было пять епископий: Эврипская, Диавлейская, Коронейская, Андросская и Орейская, в то время как Коринфская митрополия насчитывала только три епископии: Дамаласскую, Аргосскую и Монемвасийскую. В царствование императора Льва VI Мудрого (886–911) Афинская митрополия возвысилась еще более, и в ее подчинении находилось уже десять епископий. Однако при захвате Греции крестоносцами среди прочих была упразднена и Православная Афинская митрополия, а выдающийся тогдашний митрополит Афинский Михаил Хониат был смещен с кафедры и проживал на острове Кеа (ок. 1220). С конца XIV века и до турецкого завоевания, начавшегося с Афин, было позволено поставление православного Афинского иерарха. Если кафедральный собор латинского архиепископа располагался в Парфеноне на Акрополе, то православный митрополит имел местом пребывания убогое и незначительное строение, а православным кафедральным собором был, по всей вероятности, храм святителя Дионисия Ареопагита у Ареопага. Православный Афинский иерарх носил титул митрополита Афинского, экзарха всей Греции и предстоятеля Фивейского и Новых Патр

. В его подчинении в XV веке были епископии Диавлийская, Талантийская, Андросская, Солонская и Менденидзисская. После падения Константинополя Афинская митрополия сохранила за собой эти епископии и присоединила к ним епископии Фивейскую, Новопатрскую, и Навпактскую.

Во время восстания 1821 года[2] в качестве местоблюстителя Афинской митрополией управлял относящейся к ней епископ Талантийский Неофит Метаксас, хотя в 1833 году существовал еще и некий Анфим, «митрополит Афинский и Левадийский». При первой реорганизации епископий автокефальной Элладской Церкви, когда было принято решение, что в ее составе будут только епископы, а все иные титулы будут упразднены, преосвященный Неофит был назначен епископом Афинским с общим титулом епископа Аттикийского

. Такое положение сохранялось до 2 сентября 1850 года, когда королевским указом, согласно Синодальному Томосу Константинопольского Патриархата об Элладской Церкви, епископ Неофит был назначен пожизненным председателем Священного Синода и наречен
митрополитом Афинским
. При новой реорганизации управления Элладской Церкви на основании законов №№ 200 и 201 от 1852 года был назначен один митрополит Афинский, десять архиепископов, имевших кафедры в столицах областей (номов), и 13 епископов. В этом новом виде Элладская Церковь представляла собой одну митрополию с 23 епископиями, однако схожесть ее с древними митрополиями была больше внешней. Согласно законам 1852 года, митрополит Афинский сохранил прерогативы предстоятеля автокефальной и автономной Церкви, какой эта митрополия была в древности.

Конечно, существование даже десяти епископов, носящих титул архиепископа

, было лишь декорацией новой административной системы, потому что архиепископы не были «автокефальными» в прежнем значении этого слова, но простыми епископами. Законом от 6 июля 1899 года вводилось новое административное деление Греческого государства. К нему было адаптировано и церковное управление. Всего в составе Элладской Церкви было определено 31 епископия и одна митрополия Афинская. Таким образом, благодаря своему административному делению, Элладская Церковь снова стала представлять собой тип древней митрополии со своими епископиями – автономной и автокефальной независимой Церкви, предстоятель которой носил титул
митрополита
.

Но в 1922 году произошло существенное изменение в административном устройстве, согласно которому законом Третьего Национального собрания всем епископам Элладской Церкви давались титулы митрополитов

, а митрополит Афинский был наречен
экзархом всей Греции
и к нему установлено обращение
Ваше Блаженство
, как и было уже предложено ранее в 1914 году Великим комитетом по подготовке законов. Если титул
митрополит Афинский
упразднялся и оставался только титул
экзарха
, тогда можно было бы оправдать обращение
Ваше Блаженство
. Но так обращаются только к предстоятелям автокефальных Церквей – архиепископам и патриархам, титул же
экзарха
не приличествует автономному и автокефальному в подлинном значении этого слова предстоятелю Церкви. Как мы уже видели, Афинский первоиерарх носил титул
экзарха
, когда находился в подчинении Вселенскому Патриарху. Предстоятелю же автокефальной Церкви принадлежит титул либо
архиепископа
, либо
патриарха
, но поскольку ко всем епископам Элладской Церкви стали обращаться как к митрополитам, то епископ Афинский, ради своего места среди прочих предстоятелей автокефальных Церквей, из которых Сербский и Румынский поспешили усвоить себе титул
патриархов
, и ради акривии, предписываемой канонами, решением священноначалия Элладской Церкви и с законодательного одобрения государства наречен
архиепископом Афинским и всей Эллады
.

В этом смысле носят сегодня титул архиепископа почти все предстоятели автокефальных Православных Церквей и епископы епархий, состоящих в непосредственном подчинении патриарха патриарших Церквей, представляющих собой патриаршую архиепископию (таковы архиепископии Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и т.д.). В частности, Вселенский патриарх называется архиепископ Константинопольский, Сербский патриарх – архиепископ Печский, Румынский патриарх – архиепископ Унгровлахийский, патриарх-католикос Грузии – архиепископ Мцхетский. Только предстоятель недавно получившей автокефалию Польской Православной Церкви носит титул митрополита

. Равным же образом
архиепископами
называются, кроме главы автокефальной Кипрской Церкви, глава Синайской Церкви и предстоятели автономных Православных Церквей Америки, Чехословакии, Финляндии, Эстонии, Латвии.
Автономными
называются Православные Церкви, которые, имея административную свободу, не являются, однако, независимыми.

Такова в общих чертах история титула архиепископ

и что он реально означает в отношении предстоятелей Православных Церквей.

[1] Опубликована в книге: Οι προκαθήμενοι Αθηνών και πάσης Ελλάδος. Βόλος, 1997 (Предстоятели Афинские и всей Эллады. Волос, 1997).

[2] Восстание Морейских греков, которым началась освободительная борьба греческого народа, приведшая к независимости Греции (1830). – Прим. переводчика.

Использованные материалы

  • Цыпин, Владислав, прот., «Предисловие», Соколов, И. И., Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. (Историческо-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX столетиях
    , Санкт-Петербург, «Изд-во Олега Абышко», 2004, 6-7.

[1] Однако, в 1970-х глава Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий (Лазор) был единственным носителем титула архиепископ в своей Церкви и предполагал сделать этот титул принадлежностью предстоятеля, на подобии практики Элладской Православной Церкви.

Новгородский архиепископ

Роль новгородского архиепископа была одной из самых важных в республике. Владыка не только возглавлял церковь, но и, по сути, был главой новгородского государства. Поскольку должности в Новгородской республике были выборными, выборным был и пост архиепископа.

Замечание 2

Выборы владыки осуществлялись в два приема. Во-первых, на вечевом собрании, происходившем на Ярославском дворе в Новгороде, горожане определяли трех кандидатов на пост архиепископа. После этого, новгородцы отправлялись на противоположный берег Волхова, и здесь начиналось второе действие. Участники веча собирались под стенами Софийского собора, где в это время служилась литургия. На престол собора клали три записки с именами кандидатов. Затем ребенок или слепец выбирали одну из записок, написанное в ней имя публично оглашалось.

После избрания, владыка со своей свитой отправлялся к митрополиту в Киев или в позднее Москву для официального подтверждения полномочий. Авторитет архиепископа среди горожан был чрезвычайно высоким. Все договоры Новгорода с князьями и иностранными государствами заключались исключительно с благословения владыки, только за подписью архиепископа под государственными документами следовали подписи посадника и тысяцкого. Не редко кровопролитная борьба политических группировок заканчивалась только после вмешательства архиепископа.

История ранних веков

Самое раннее появление ни названия, ни роли не прослеживается. Титул «митрополит», по-видимому, был хорошо известен к IV веку, когда в канонах Первый Никейский собор из 325 и Антиохийский собор 341 г., хотя этот термин, по-видимому, используется в основном для всех высших епископов, включая патриархов. Термин «архиепископ» не появлялся в современном понимании до VI века, хотя роль митрополитов выше обычных епископов, но ниже патриархов, по-видимому, была установлена ​​к V веку.[4]

использованная литература

  1. ἀρχιεπίσκοπος, ἐπίσκοπος. Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт; Греко-английский лексикон
    на Проект Персей.
  2. архиепископ. Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь
    на Проект Персей.
  3. «архиепископ». Интернет-словарь этимологии
    .
  4. Мессмер, Себастьян Гебхард (1907). «Архиепископ». В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия
    .
    1
    . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  5. ^ абcdе
    Анон. (2012).
    Annuario pontificio
    . Ватикан: Libreria Editrice Vaticana. ISBN 978-88-209-8722-0 .
  6. «Авиньон (латинская (или римская) архиепископия) [католическая иерархия]». www.catholic-hierarchy.org
    . Получено 2019-06-14.
  7. «Краткая история Иерусалимской епархии». Церковная ассоциация Иерусалима и Ближнего Востока. Получено 26 июн 2022.
  8. «Архиепископ Иерусалимский». Англиканская община. 17 июн 2022. Получено 26 июн 2022.
  9. «Кодекс канонического права: текст — IntraText CT». www.intratext.com
    . Получено 2019-06-14.
  10. «Friars Minor Conventual — Именование архиепископа-епископа Тревизо, Италия». www2.ofmconv.pcn.net
    . Получено 2019-06-14.
  11. Annuario Pontificio
    2008, стр. 733
  12. «Обращение к духовенству». Сайт англиканской церкви
    . Архивировано из оригинал на 2011-11-17. См. Примечание 3
  13. См. Пример Архиепископ Давид Моксон, Например.
  14. См. «Как обращаться к духовенству» в Crockford Clerical Directory, раздел «Архиепископы», подраздел «Заметки».
  15. См. Заключительные примечания на странице архиепископов Debretts формы обращения.
  16. «Кодекс канонического права: текст — IntraText CT». www.intratext.com
    . Получено 2019-06-14.
  17. Дайджест канонического права,
    Bouscaren, Vol. 1, стр. 20. Rt. Преподобный Доминик Лоуренс Грессель В архиве 2013-02-05 в Wayback Machine. Римско-католическая архиепископия Балтимора. Проверено 19 ноября 2016.
  18. Этот англиканский страница информационного агентства есть фотографии крестов с двумя перемычками, которые несут архиепископ Джордж Кэри и председательствующий епископ Фрэнк Грисволд.
  19. Первородный крест изображен на Лондон SE1 сайт сообщества.
  20. Мейендорф 1989.
  21. «CCEO: По алфавиту: A — IntraText CT». www.intratext.com
    . Получено 2019-06-14.

Содержание

  • 1 История ранних веков
  • 2 Западное христианство 2.1 Митрополичьи архиепископы
  • 2.2 Внегородские архиепископские кафедры
  • 2.3 Coadjutor архиепископы
  • 2.4 Архиепископы ad personam
  • 2.5 Титулярные архиепископские кафедры
  • 2.6 Заслуженные архиепископы
  • 2.7 Привилегии архиепископов
  • 3 Восточное христианство
      3.1 Восточная Православная Церковь
  • 3.2 Восточные Православные Церкви
  • 3.3 Восточно-католические церкви
  • 4 Смотрите также
  • 5 использованная литература
  • 6 Источники
  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: