Становление христианства в Армении
До принятия христианства, народ, населявший нынешнюю территорию Армении, придерживался язычества. О тех временах осталось мало сведений, ведь армянский алфавит был создан только в V веке. Информация передавалась из уст в уста, поэтому многие факты о дохристианских временах дошли до нас искаженными.
Вера армянского народа считается первоапостольской
После принятия христианства на месте языческих капищ были построены храмы, поэтому фактические свидетельства о периоде политеизма также были утрачены. Первыми людьми, принесшими новую веру на территорию Армении, были ученики Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей. Апостол Фаддей был казнен вместе со своими последователями.
Похожие статьи:
- Греческая православная Церковь
- Святые монастыри Армении
Апостол Варфоломей также принял мученическую смерть по приказу армянского царя. Но гонения не смогли остановить распространение христианства. После подвижничества апостолов в Армении появилось много верующих. Христиане молились тайно, у них не было храмов или других мест для богослужений.
Позже новая религия получила широкую популярность в соседних странах, с которыми Армению связывали торговля, культура и общее прошлое. Это подготовило хорошую почву для распространения христианства на территории Армении.
Ситуация изменилась в 314 году, когда царь Тиридат III принял крещение и отдал указ о строительстве первого христианского храма. Этот год стал официальной датой принятия христианства народом Армении.
Интересно знать! Собор Эчмиадзин, основанный Тиридатом III, до сих пор считается религиозным центром для всех армян. Это главное местопребывание верховного Патриарха и Католикоса.
Разрыв Армянской Церкви с Православием произошел в V веке из-за неточного перевода некоторых решений, принятых Вселенским Халкидонским Собором.
В последующие периоды Армянская Церковь неоднократно искала точки соприкосновения с Католицизмом. В 1198 году была подписана уния между Католической и Армянской Апостольской Церковью, но это привело к расколу и образованию Армянской Католической Церкви. В итоге, Апостольская Церковь осталась отдельной независимой конфессией.
Есть ли разница между православием и армянским христианством?
После того, как Иисус Христос был подвергнут позорной казни на кресте и воскрес, его ученики отправились в путь, чтобы проповедовать христианскую веру.
Они рассказывали людям о Спасителе, призывали их к покаянию. Шли годы, учение Иисуса Христа постепенно распространялось по земле. Некоторые народы с удовольствием его принимали, другие же относились весьма скептически. Например, среди иудеев была распространена другая версия Воскрешения.
Можно вспомнить эпизод из Евангелия, в котором рассказано про воинов, охранявших тело Спасителя. Когда они увидели сходящего с небес Ангела, то встали в оцепенении. Как только смогли шевелиться, то побежали к фарисеям и рассказали всё, что видели.
А священнослужители, в свою очередь, заплатили воинам, чтобы те молчали о том, что было на самом деле. Они предложили другую версию: ученики Иисуса Христа выкрали тело с целью обмана народа. И до сих пор среди некоторых людей распространено такое мнение.
Произошло ещё одно неприятное событие. Разделение церкви привело к тому, что христианство тоже разделилось на православие и католичество. Но были и другие религии, которые существовали в параллель с этими двумя.
Например, первым народом, которые приняли веру в Иисуса Христа, были армяне. В IV веке они стали христианами. И до сих пор исповедуют данную религию. Отличается ли она от православия?
Армянская церковь
Многие армяне следуют собственной древневосточной Армянской Апостольской Церкви. Некоторые историки называют её монофизитской. Это означает, что люди признают в Иисусе Христе только Божественную природу. На самом деле, это не совсем так. Современные исследователи относят данный народ к миафизитам.
По их мнению, в Спасителе были гармонично слиты две природы — человеческая и Божественная. Православных верующих называют диофизитами. Они верят, что Иисус Христос имел две различные породы. Одна из которых относилась к человеческой, а вторая олицетворяла божественную.
У армянской христианской церкви есть и другое название. Историки называют её григорианской. В IV веке нашей эры святой Григор Лусаворич участвовал в крещении армянского народа вместе с царём Трдатом. Армянскую апостольскую церковь считают одной из первых на планете.
Её происхождение связывают с двумя учениками Иисуса Христа. Апостолы Фаддей и Варфоломеей — основатели данного вероучения. Армяне не подчиняются никому. Их интересует лишь их религия. А главный город — Эчмиадзине. Его также называют армянским Ватиканом.
Кроме того в армянской религии есть особый крест. Он является символом жизни. Выделяется данный крест своей формой. У него присутствуют «ласточкины хвосты» на концах.
Распятие Христа на нём отсутствует. Вместо него может быть какой-либо растительный орнамент, символизирующий жизнь. Богослужения проводятся на древнем армянском языке.
Есть отличия от православия и в архитектуре данной религии, и в датировании праздников. Некоторые из них совпадают с католическими. Церкви же имеют мало икон и скромное оформление.
Ещё одна интересная особенность связана с монашеской жизнью. Женщин не принимали в монастырях, считая, что они должны заниматься рождением детей.
В современное время армяне исповедуют не только свою религию. Можно встретить и католиков, протестантов, православных христиан в Армении. И даже есть примеры людей, принявших ислам.
Ваш канал МОЛИТВЫ ДУШИ благодарит Вас, что вы подписываетесь и ставите лайки, это очень помогает становиться лучше для Вас!
138
Таинства Армянской Апостольской Церкви
- Крещение — самое первое Таинство. Не приняв его, человек не может участвовать в других. Во время проведения Таинства Крещения детей трижды окунают в освященную воду, взрослым омывают лицо или изливают воду на голову. Одновременно с крещением совершается Таинство миропомазания и причащения.
В армянском храме алтарь не отгорожен иконами - В Армянской Церкви миропомазание совершается сразу после крещения. Оно символизирует благодать Святого Духа и совершается для укрепления в вере. Помазание миром сопровождается соответствующими молитвами.
- Покаяние состоит в признании своих грехов. Кающийся христианин исповедуется перед Господом и стремится исправить свою жизнь. Исповедь сопровождается специальной молитвой, ей предшествуют несколько дней поста.
- Причащаясь, верующие вкушают хлеб и вино, в знак единства с Господом и стремления к Вечной Жизни. Перед причастием полагается поститься и исповедоваться.
- Через рукоположение и хризму священник получает благодать Святого Духа и право передавать ее другим.
- Бракосочетание — это объединения души и плоти мужа и жены в единое целое. Любящая пара может венчаться, если юноша достиг 18 лет, а девушка — 16. Браки по расчету и принуждению Церковью не признаются.
- Таинство Елеопомазания осуществляется в отношении тяжелых больных, в надежде на их выздоровление или избавление от тяжких мук.
Церковная организация и иерархия
Высшую ступень церковной иерархической лестницы в Армении занимает Католикос. Он обладает такой же централизованной властью, как Папа Римский в Католицизме. В Православии же Патриарх — почетный титул, не наделяющий его носителя особыми полномочиями.
Высший церковный сан после Католикоса — епископ. Епископы стоят во главе епархий, обязаны принять монашеский постриг и иметь ученую степень.
Основное звено церковной жизни — священники. Они отвечают за духовное воспитание верующих, осуществление Таинств и совершение богослужений. Помогают священникам дьяконы и чтецы.
Расхождения с Православием
Несмотря на достаточно теплые отношения Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, между ними существует много разногласий в отношении Евхаристии.
Священники не могут проводить совместные богослужения, в частности — Литургию. Верующие одной из Церквей не могут причащаться или принимать крещение в другой.
Догматические различия
Одним из вопросов, вызывающим наиболее жаркие споры в кругу богословов, является вопрос о божественности плоти Иисуса Христа.
Армянская Церковь считает, что плоть Иисуса была божественной. Он не мог испытывать человеческих чувств, следовательно, его страдания на кресте были символическими. Православие же придерживается учения о двух природах Христа. Будучи Богом, он при рождении принял человеческое тело и испытывал все физические и духовные терзания, свойственные простому человеку.
Армянские христиане крестятся тремя пальцами слева направо
В те дни, когда эта тема поднималась на Вселенском Соборе, Армения находилась в состоянии кровопролитной борьбы с Персией. Епископы не смогли принять участие в обсуждении и не приняли решение Собора, после чего началось многовековое разделение с Православием.
Важно! В настоящее время между представителями Русской и Армянской Церквей ведутся диалоги о природе Христа. Если им удастся преодолеть противоречия, полное общение между конфессиями будет восстановлено.
Обрядовые особенности
У Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей есть небольшие различия в обрядах, но они не могут быть препятствием для общения между верующими.
- Во главе Армянской Церкви стоит Католикос, обладающий всеобъемлющей законодательной властью;
- Армянская Церковь признает решения только трех Вселенских Соборов из семи;
- В армянских храмах мало икон, а дома верующие молятся перед распятием;
- Русская Православная Церковь ведет летоисчисление по юлианскому календарю, а армянская — по григорианскому. Соответственно, Пасху, Рождество Христово и другие праздники верующие отмечают в разные дни;
- Верующие в Армении причащаются пресным хлебом и неразбавленным вином. В Православии применяется дрожжевой хлеб, а вино разбавляют водой;
- Крестное знамение армяне совершают слева направо, а Православные — справа налево;
- Согласно древним традициям, праздник Рождества и Крещения армяне отмечают в один день;
- Алтарь в храмах Армении не отделяется иконами, при богослужениях используется органная музыка;
- Священникам-вдовцам в Армении разрешается жениться во второй раз;
- Верующие Армении могут венчаться в субботние и воскресные дни Великого Поста;
- У армянских верующих есть обряд, который называют «матах». Для проведения обряда христианин накрывает стол для бедных, не приглашая за него родных и обеспеченных людей;
- Армянские христиане соблюдают особый пост — арачаворк. Он продолжается неделю и начинается за 70 дней до Пасхи.
Важно! Несмотря на различия в вероучениях, при переходе из Армянской Апостольской Церкви в Православие, человеку не нужно снова креститься. Над человеком проводится чин присоединения, в ходе которого он отрекается от ошибочного учения монофизитов. После этого христианин может участвовать в Таинствах Православной Церкви.
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ
Езник Петросян
Содержание Часть 1 Часть 2 Часть 3
ЧАСТЬ III
Глава I Проблема соединения двух естеств во Христе
Догматическое богословие Армянской Церкви основывается на учениях великих отцов Церкви IV — V вв.: св. Афанасия Александрийского (+370), св. Василия Великого (+379). св. Григория Богослова (+390), св. Григория Нисского (+394), св. Кирилла Александрийского (+444) и др., а также на догматах, принятых на Никейском (325 г.), Константинопольском (381 г.) и Эфесском (431 г.) Вселенских Соборах. Кроме христологического вопроса о соединении двух — Божественной и человеческой — природ во Христе, в остальном учение Армянской Церкви полностью соответствует вероучению Православной Церкви. Состоявшийся в 451 г. в г. Халкидоне IV Вселенский Собор с его вероопределением внес раскол в Церковь Христа, последствием которого стала отчужденность между Армянской и Византийской Церквами, меж которыми до того существовали столь тесные связи и взаимосотрудничество. Армянская Церковь в начале VI века официально осудила вероопределение IV Вселенского Халкидонского Собора. Православные Церкви обвинили Армянскую Церковь в ереси монофизитства. Однако Армянская Церковь, как и IV Вселенский Собор, осудила Евтихия, учителя монофизитской ереси, а его защитник Диоскор Александрийский не был причислен к лику святых. В Новом Завете говорится, что Божественный Логос, родившись от Пресвятой Девы, принял совершенную человеческую сущность. Согласно этому, Церковь утвердила, опровергая докетов (еретическое учение, отвергающее истинность воплощения Христа), истинное воплощение Христа и, опровергая ариан, — Его Божественность. Однако не совсем ясно было взаимоотношение Божественной и человеческой сущностей Христа: соединились ли они в единое целое или же остались независимы, не воздействуя друг на друга. Божественное и человеческое начала во Христе отцы Церкви назвали природой, или естеством. Представители Антиохийской школы: Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский — признавали во Христе две различные природы: Божественную и человеческую — как противоположности, которые не могут быть соединены, слиянны воедино. Представители Александрийской школы, возглавляемые архиепископом Александрии св. Кириллом (+444), основываясь на учениях св. Афанасия (+370) и каппадокийских отцов — свв. Василия Великого (+379), Григория Богослова (+390) и Григория Нисского (+394) — утверждали, что “две природы соединены, но после соединения деление на два естества не имеет места, посему веруем, что одна природа Сына” (PG 72, 192-193, Epist. 40). III Вселенский Собор, состоявшийся в г. Эфесе в 431 году, осудил учение последователя Антиохийской школы Нестора, который не признавал Пресвятую Деву Богородицей и исповедовал существование двух самостоятельных природ, а следовательно, двух лиц во Христе. Несколько лет спустя архимандрит одного из константинопольских монастырей Евтихий проповедовал, что “Господь наш состоял из двух естеств прежде соединения, а после соединения стало одно естество”. В определении веры Халкидонского Собора говорится: “Последуя святым отцам, все согласно научаем исповедовать Одного и Того же Христа, Сына, Господа Единородного в двух естествах неслитно, неизменно (против монофизитства), нераздельно, неразлучно (против несторианства) познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, тем более сохраняются свойства каждого естества и соединяются в одно лицо, в одну ипостась — не в два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа”. Казалось, что вероопределением Халкидонского Собора было найдено решение проблемы: исповедуются оба естества Христа, и Божественное и человеческое, которые не теряют своих свойств в соединении — этим опровергалась ересь Евтихия. Исповедуется и одно лицо, одна ипостась — этим опровергалась ересь Нестория. Однако Халкидонский Собор не мог объяснить, как два совершенных естества могут соединиться в одном лице. Принятию определения “два естества в одном лице и в одной ипостаси” мешало убеждение того времени, что два совершенства не могут быть едино и что наличие двух естеств предполагает наличие двух лиц. Многие восточные епископы подозревали, что в вероопределении Халкидонского Собора тайно скрывается несторианство. Вероопределение Халкидонского Собора встретило серьезное сопротивление в Восточных Церквах: на Кипре, в Палестине, в Каппадокии, в Сирии, в Египте и даже в Константинополе. Оно отвергалось многими поместными Соборами. Исследуя христологическую мысль учителей Армянской Церкви V — VIII веков, можем остановиться на следующих высказываниях. Петрос Сюнеци (VI в.) пишет: “Во чреве Св. Девы соединились совершенное Божество и совершенная человеческая природа нераздельным и неразлучным объединением”. Католикос hОвhан Одзнеци (717-728) отмечает, что “надо правильно понимать выражение “едина природа”. Когда говорим: “Едина природа воплощенного Слова Божия”, мы не должны допускать мысль, будто одна растворилась в другой или что две природы слились в одну. Когда говорим: “Едина природа”, имеем в виду несказуемое соединение Логоса с телом”. Во Христе совершенное Божественное и совершенное человеческое естества соединились нераздельно, следовательно, по соединению “едино естество Христово”. Учитывая это, можем сказать и “одно естество” и “два естества”, если их исповедовать православно. Во Христе два естества по сущности и одно естество по соединению. Учение Армянской Церкви по данному вопросу окончательно сформулировано св. Нерсесом Шнорали в “Изложении веры Армянской Церкви”’, адресованной императору Византии Мануилу Комнину в 1166 году: “Исповедуем, что Единое из Трех Лиц, Сын… вместился во чрево Девы… прияв от Нее наше греховное и тленное естество: душу, ум и тело… Слово… не призрачно прошло через Нее, как бы чрез канал какой, как превратно умствовал Евтихий… Не иной и иной еще, но Единое Существо и Единое Лице из двух естеств, во Едином Иисусе Христе соединенных несмесным и нераздельным соединением… Мы исповедуем, что от двух естеств соделалось единое и что в соединении не потерялось ни которое из обоих”. Говоря о проблеме двух волей и двух воздействий, св. Нерсес подчеркивает: “… О воле разумеем мы не так, чтобы Божеская воля во Христе была противна воле человеческой или человеческая воля Божией, но Единого Существа, сугубым соделавшегося, воля была по разным временам иная — иногда Божественная, когда хотел Он являть силу Божескую, и иногда человеческая, когда хотел показывать смирение человеческое…” “По подобию того, что в единой самовластной воле Божества двоякое было хотение без сопротивления (одного другому), Божеское и человеческое, веруем, что и действие в соединении также было Божеское и человеческое… Соединенный из двух сопротивных, соделавшись Единым, носил в Себе сопротивные ощущения обоих: человеческим естеством — страдание и смерть, а Божеским — бесстрастие и бессмертие. Тот же, Который умер плотию, жив был по Божеству”. Русский богослов конца XIX в. И. Троицкий, анализируя “Изложение веры” Нерсеса Шнорали, пришел к следующим выводам:
1. Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого. 2. Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносушии тела Христова с телом человеческим вообще. 3. Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое. 4. Согласно с Православной Церковью признает общение свойств. 5. Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихня и монофизитов.
Начиная с средних веков и вплоть до последних лет Армянская Церковь называла Православную диофжзитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской. В 1964 г. в г. Ааргус (Дания) начался диалог между богословами Православных и Древневосточных Церквей. Стороны пришли к следующим выводам: — Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство: — Древневосточные Церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской Церковью. Диалог продолжается и поныне.
Глава II Обрядовые особенности Армянской Церкви
1. Празднование Рождества Христова и Крещения 6 января
Праздник Рождества Христова Армянская Церковь отмечает 6 января (по старому стилю 19 января) одновременно с Крещением под общим названием Богоявления. Другие же исторические Церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря/7 января, а Крещение — 6/19 января. В древней Церкви с конца III века 6 января отмечался праздник Богоявления. который объединял Рождество и Крещение. В Риме начиная с 336 года праздник Рождества стал отмечаться 25 декабря. В этот день язычники чествовали непобедимого Бога Солнца (Natalis Solis Invicti), то есть победу света над тьмой, преобладание дня над ночью. Этому языческому празднику христиане Рима противопоставили великий праздник Рождества Солнца Справедливости, Рождества Христова. Вскоре повсюду на Западе Рождество стало отмечаться 25 декабря. Это нововведение постепенно распространилось и на Востоке. Так, с 376 года Рождество стало праздноваться 25 декабря в Антиохии (PG 49, 353), с 433 г. — в Александрии (PG 77, 1433), с 549 г. — в Иерусалиме (PG 88, 197) и т.д. Итак, все Церкви стали отмечать Рождество 25 декабря, а Крещение — 6 января. Только Армянская Церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день — 6 января. Датой празднования Рождества Христова определяются даты и других праздников, связанных с Рождением Христа:
Обрезание Господне — на восьмой день после Рождества. 13/26 янв. (в Православной Церкви — 1/14 янв.),
Сретение — спустя 40 дней после Рождества, 14/27 фев. (в Православной Церкви — 2/15 фев.),
Благовещение — за 9 месяцев до Рождества Христова, 7/20 апр. (в Православной Церкви — 25 марта/7 апр.).
2. О священном хлебе
Армянская Церковь (согласно с Римскою Церковью) при совершении таинства евхаристии использует пресный хлеб (в отличие от Православной Церкви, в которой используется хлеб квасный). Согласно толкованию Православной Церкви священный хлеб должен быть “двухсоставным, в таинственное ознаменование соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе (Божеского и человеческого)”. В средние века во время христологических споров византийские богословы аналогично объясняли и использование пресного хлеба в Армянской Церкви как обычай, имеющий догматическое значение, а именно как признание во Христе только Божественной природы, и неиспользование закваски как отрицание человеческой природы Христа. Однако и Католическая Церковь, которая имеет Единое с Православной Церковью христологическое учение, при совершении таинства евхаристии использует пресный хлеб. В действительности же Армянская Церковь не придает использованию пресного хлеба догматического значения, а лишь сохраняет древний обычай.
3. О чаше крови Господней
При совершении таинства евхаристии в Армянской Церкви используется цельное, не разбавленное водою вино. Обычай этот составляет исключительную особенность Армянской Церкви. Все остальные Церкви используют разбавленное водою вино. Впервые добавление воды в вино ввел епископ Рима Александр (105 -115), объясняя это как воспоминание крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий на кресте (Ин. 19, 34). Постепенно это нововведение распространилось на Западе и в Византии. Армянская Церковь сохранила старый апостольский обычай. Согласно учению Армянской Церкви, кровь, истекшую из ребра Спасителя, символизирует таинство причащения, а воду — таинство крещения.
4. О Трисвятой песни
Армянская Церковь в Трисвятой песни после слов “Святый Боже. Святый Крепкий, Святый Бессмертный” добавляет “распныйся за ны”. Так как Православная и Католическая Церкви в Трисвятой песни обращаются ко всей Св. Троице и поскольку автором добавления этих слов был монофизит Петр Кнафевс, патриарх Антиохии (471 г.), то в средние века византийцы и католики обвиняли Армянскую Церковь в том, что этим добавлением она выражает идею о страдании на кресте всей Св. Троицы, то есть исповедует теопасхитскую ересь. Отвергая это обвинение, отцы Армянской Церкви (Матусага в VII в., Хосровик в VIII в., Нерсес Шнорали в XII в.) объясняли, что в Трисвятой песни Армянская Церковь обращается только ко второму Лицу Св. Троицы — Сыну, Который и был распят на кресте. “Конечно, если бы мы, армяне, Трисвятое пение сие воспевали к Трисвятой Троице, то злое и глубочайшее было бы заблуждение прибавлять слово “распятый”. Но мы к одному Лицу Сына поем сию песнь и ради величайших благодеяний. Им нам оказанных, относим к Нему слова: Боже и Крепкий, и Бессмертный, плотию распятый за ны, помилуй нас”.
5. Крестное Знамение
Крестнoe Знамение означает веру христиан в то, что на Кресте Спасителем было совершено примирение людей с Богом, что Крестом Христовым сокрушена сила дьявола и что по ходатайству Христа мы получим просимое. Христиане верят, что Крестное Знамение избавляет их от дьявольских сил, которые ужасаются Креста Христова. Армяне осеняют себя троеперстным Крестным Знамением, складывая три первых пальца правой руки щепотью, два других пальца прикладывая к ладони. Правую руку со сложенными пальцами прикладывают сначала к челу, произнося: “Во имя Отца”, затем несколько ниже груди: “И Сына”, далее к левой стороне груди, произнося: “И Духа”, а затем на правую сторону груди, со словами: “Святого”. В подтверждение же истинности всего этого, прикладывая ладонь к груди, произносят: “Аминь!”
6. Передовой пост
Передовой пост присущ только Армянской Церкви. Он наступает за три недели до Великого Поста. В старину во время Передового поста разрешалось есть только хлеб с солью. В эти дни также не разрешалось служить св. литургию. Смысл Передового поста в очищении пяти человеческих органов чувств от языческой скверны. В древней Церкви существовал обычай говеть в течение пяти дней перед крещением. Св. Григорий Просветитель приказывал царю Трдату и другим перед крещением пять дней поститься, чтобы избавляться от беснования. Поэтому Передовой пост называют еще “постом спасения” (от беснования). Согласно преданию. Передовой пост был утвержден св. Григорием Просветителем в память о вышеназванном говений.
Существуют два объяснения названия поста. Он называется Передовым 1. как предтеча Великого Поста и 2. как первый армянский пост.
В пятый день Передового поста (в пятницу) отмечается день памяти пророка Ионы, но не как праздник св. пророка Ионы, а как воспоминание об образце великого покаяния и воздержания. Иногда по недоразумению Передовой пост назывался постом св. Саргиса, так как в субботу после поста Армянская Церковь отмечает праздник св. Саргиса. В средние века Византийская и Грузинская Церкви обвиняли Армянскую Церковь за Передовой пост, связывая его со св. Саргисом, которому приписывали колдовство. Однако, по свидетельству армянских средневековых писателей, Передовой пост в старину существовал и у греков, и у латинян.
7. Отношение Армянской Церкви к святым иконам
Начиная с Х века учителя Армянской Церкви неоднократно обвиняли византийцев в чрезмерности иконопочитания. Те в свою очередь обвиняли армян в иконоборчестве. Армянскую Церковь в этом обвиняли также сирийцы, грузины, русские и другие. В какой же степени Армянская Церковь была иконоборческой? В противоборстве с догматическими решениями Халкидона известные представители монофизитства: Филоксен Маббугский, Севир Антиохийский и другие — выражали иконоборческие настроения. Но не приписывалось ли то же самое Армянской Церкви со стороны других из-за того, что ее считали монофизитской? Насколько возможно, чтобы христология Армянской Церкви могла создать иконоборческие настроения? Изучение христологии Армянской Церкви V-VIII вв. показывает, что она не могла противиться изображению Господа, Богородицы или святых. Историко-литературные свидетельства и дошедшие до нас памятники культуры доказывают, что в V-VIII вв. в Армянской Церкви широко использовались иконы, создавались фрески, образцы барельефов и миниатюры. В VI-VII вв. предводители Армянской Церкви вели борьбу против иконоборческих тенденций различных сект и религиозных движений. В IX-XII вв. в различных местах Армении были иконы, имеющие культовое значение, такие, например, как Всеспаситель Авуц Тара (гравюра Х века), изображения Пресвятой Богородицы монастыря Варага (972) и безымянного монастыря княжества Филарета Варажнуни (1071-1166), церкви Сурб Хач Зораворац в Анаварзе (1104), кафедрального собора Тарсона (1197) и многие другие. В те века изображения святых имели широкое распространение и использование в фресках, скульптуре и миниатюре. При использовании картин, изображающих святых, в Армянской Церкви существовал обряд их освящения. В Х веке, наряду с подобным положительным отношением к иконам, в лоне Армянской Церкви зарождаются также иконоборческие тенденции. Как объяснить это? Считаем, что в этом вопросе сыграли роль два главных фактора. Первый — владычество в Армении арабов (VIII-IX вв.), у которых согласно принципам ислама запрещается изображение людей. По приказу халифа Езида 11 в 716 г. в Армении уничтожаются все картины с изображением святых и иконопись в Армении сменяется росписью. Второй фактор — в 843 г., с победой Православия в Византии, “иконопочитание” для армянских церковных кругов стало византийско-церковной особенностью. Известны и догматические противоборства, которые возникли между армянскими и византийскими богословами, и естественно, что в подобных условиях византийцы могли обвинять армян (которые, но всей вероятности, при владычестве арабов забыли иконопочитание) и, с другой стороны, армяне, противоборствующие византийцам, выступили против икон, считая их особенностью Византийской Церкви. Такая позиция доминировала в основном в Шираке, пограничном с Византией районе, в то время как в отдаленных от Византии краях Васпуракане и Сюнике иконы были широко используемы. Вышеизложенная иконоборческая тенденция начинает изменяться к XI веку. Уже в начале XII века в трудах hОвhанеса Саркавага окончательно формулируется положительное отношение Армянской Церкви к иконам: иконы помогают верующим приблизиться к Богу. Перед образом Христа следует поклоняться: поклонение должно приносится не веществу изображения, а Самому Христу, а перед изображениями Богородицы и святых поклонение так же должно быть обращено ко Христу, так как и Богородица и святые могут играть только роль посредников. Перед иконами можно поклоняться только по их освящении.
8. Матах – жертвоприношение
Одной из обрядовых особенностей Армянской Церкви является матах — жертвоприношение; главный смысл его — пожертвование, принесение дара Богу и сотворение милости к бедным. Матах существовал еще во времена Григория Просветителя Армении. После победы над гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе с Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне принес благодарственную жертву Богу, заколов множество животных и раздав их бедным. С древних времен в Армянской Церкви установился обычай в дни больших праздников, в связи с освящением церквей или хачкаров совершать жертвоприношения. Жертвоприношение совершается по разным причинам: — в благодарность Богу за избавление от несчастья или ниспослание благополучия — как ходатайство за упокоение душ усопших — во искупление грехов и ради спасения души. Для жертвоприношения необходимо два компонента: животное и соль. Животное должно быть особью мужского пола. Это может быть бычок, баран, петух или голубь. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Соль должна быть освящена — этим также матах отличается от языческого жертвоприношения. Мясо варится в воде, приправленной солью и только. Как раньше, так и сегодня многие клирики и богословы Сестер Церквей обвиняют Армянскую Церковь за матах, считая его остатком иудаизма, язычества и варварства. Однако обычай армянского матаха является глубоко человеколюбивым, христианским обычаем, который дает возможность верующим выразить свою любовь к Богу, проявить милосердие, помогая бедным и т.д. Истоки матаха идут от Авеля, Ноя, Авраама, Исаака и других праотцев. Сам Христос во время тайной вечери вкушал мясо пасхального агнца, который является матахом, завещанным пророком Моисеем.
Содержание Часть 1 Часть 2 Часть 3
Дополнительная информация: |
Источник: Армения.ру Доктор Богословия Епископ Езник Петросян, “Армянская Апостольская Святая Церковь”, Епархия Юга России Армянской Аапостольской церкви, Краснодар, 1998 г. |
См. также: |
Первое двустороннее собеседование между представителями Русской Православной и Армянской Апостольской Церкви Делегацию ААЦ возглавил председатель ее Отдела внешних церковных сношений епископ Езник Петросян |
Епархии Армянской Апостольской Церкви
Армянская диаспора в мире считается многочисленной. В местах постоянного проживания верующие стремятся основать храм, чтобы собираться там для молитвы и во время праздников.
Епархии Армянской Апостольской Церкви располагаются на всех континентах, их количество в других странах зависит от числа верующих. Так, на территории Африки Апостольская Церковь представлена всего одной епархией, а в Европе их больше 10. В России располагаются Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России.
Армянская Апостольская церковь Святого Креста Сурб Хач в Самаре
Наиболее многочисленными епархиями считаются:
- Араратская;
- Армавирская;
- Грузинская;
- Украинская;
- Греческая;
- Гугаркская;
- Шведская.
Гид: Православные святыни Армении (Часть первая)
Праотец Ной, апостолы Иуда Фаддей, Нафанаил и Анания, преподобные Иаков Низибийский, Евфимий Великий и Месроп Маштоц, мученицы Гаяния и Репсимия, равноапостольная Нина Грузинская, равноапостольный Григорий Просветитель, святитель Иоанн Златоуст, пророк Иоанн Предтеча. Что объединяет этих святых? То, что их жизнь тем или иным образом была связана с Арменией.
Несмотря на то, что Армянская апостольская церковь, занимающая в Армении доминирующее положение, отвергла постановление IV и последующих Вселенских соборов и имеет в своём богословии серьёзнейшие отличия от православного вероучения, этот уход от Православия был сделан далеко не сразу.
Частица мощей святого апостола Петра (в центре реликвария)
Исключительное расположение на перекрёстке торговых путей и разнообразных культур, а также практически пять веков православной истории в Восточной Армении и около девятнадцати столетий в Западной Армении, оставили в этой стране множество великих святынь, к которым стремятся православные паломники.
Сегодня мы расскажем вам, дорогие читатели, не только о том, какие православные святыни в Армении можно увидеть, но также и как к ним добраться, где остановиться и какие «подводные камни» ожидают вас на этом пути.
1. Дорога в Армению и внутри Армении
Армения граничит на северо-западе с Грузией (а Грузия на севере граничит с Россией), на северо-востоке и, немного на юго-западе с Азербайджаном, на юге — с Ираном и, наконец, на западе — с Турцией.
После армянского геноцида конца XIX- начала XX столетия отношения Армении с Турцией плохие. Граница закрыта. С Азербайджаном из-за конфликта вокруг Арцаха (Нагорного Карабаха) ситуация аналогична.
Мощи святого католикоса Саака Партева
Выхода к морю у страны нет и более-менее легко попасть в неё можно через Иран или через Грузию. С Ираном действует автодорожное сообщение. С Грузией — автодорожное и железнодорожное. Но это если передвигаться сухим путём.
В Армении есть несколько аэропортов, самые крупные из которых — в Ереване и Гюмри. В них совершают рейсы Армянские авиалинии, а также многие авиакомпании России, Европы и других стран. Из России рейсы бывают из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара и других городов.
Цена на билеты из России в среднем тысяч 35 в оба конца для одного взрослого. Взрослые с территории России могут прибывать по внутренним паспортам, дети — по загранпаспорту. Виза не нужна. Так что самый быстрый и очевидный способ попасть в Армению — по воздуху.
Внутри Армении крайне развит рынок такси. Работает сервис Яндекс-такси и множество частных извозчиков. В прошлом Армения имела множество заводов, многие из которых в период независимости были закрыты и стали торгово-развлекательными центрами, бизнес-центрами либо казино. Поэтому с работой в стране дела плохи и многие подрабатывают в такси.
Мощи святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Из-за сильной конкуренции цена на такси невысокая, машины в основном западные. Много комфортабельных «Мерседосов», «Опелей», «БМВ». Так что если вы едете семьёй или малой группой, категорически рекомендуем передвигаться на такси как в самом Ереване, так и по святым местам за его пределами. Не сильно переплатите.
Конечно, всегда можно доехать в нужное место на рейсовом автобусе, но дожидаться его, спрашивать дорогу и остановки, ехать в душном салоне — дело хлопотное и не очень приятное.
Ещё один вариант — прийти в Ереване на площадь Республики и обратиться к местным организаторам туристических групп. Обычно, они набирают микроавтобус в 12-15 человек. Выходит ещё дешевле такси. Но здесь есть свои минусы. Во-первых, вы будете ехать по их стандартному маршруту, включающему не только святыни, но и другие местные достопримечательности (а надо ли вам в языческий храм бога Митры в Гарни?). Во-вторых, где-то вы будете ждать группу, а где-то группа будет торопить вас. В общем, если вы за удобство, то ещё раз рекомендуем такси.
2. Жильё, валюта, питание и ещё несколько важных моментов
Ниже — мощи великомученика Георгия Победоносца, выше — мощи святого апостола Луки
Если вы собираетесь в Армению на срок до двух-трёх недель, то можете снять номер в одном из местных отелей. В отеле в 3-4 звезды неприхотливому паломнику уже будет комфортно, но ещё не слишком дорого. Как правило, большинство отелей предлагают завтрак в стоимость бронирования, а отобедать или отужинать в Ереване можно на любой вкус и кошелёк.
Но гораздо лучшим вариантом будет снять апартаменты (квартиру) у частных владельцев. Множество жилья предлагается в самом центре Еревана и довольно недорого — в пределах 1500-2000 рублей в сутки. В этом случае вам придётся готовить себе самим, но и свой график путешествий вы сможете планировать заметно гибче.
Армянское гостеприимство славится далеко за пределами страны. Так что большинство хозяев, как в отелях, так и в апартаментах, будут внимательны к вашим просьбам и всегда постараются помочь. Особенно местные жители любят детей!
В Армении действует собственная валюта — армянский драм (AMD). По курсу 1 рубль примерно соответствует 7.2 драма. Цены в Армении, если переводить в рубли, примерно соответствуют российским. Что-то дешевле, как такси, что-то дороже.
Частица мощей великомученика Георгия Победоносца
В Ереване обменников полно. Начиная от аэропорта и заканчивая супермаркетами. Так что сразу много денег можно не менять. Но в дни паломничества с собой лучше иметь достаточно местных денег. И среди них — несколько купюр мелкого достоинства, чтобы по дороге купить воды, продуктов, сувениров, так как сдача может быть не у всех.
Местные гиды вас разочаруют. Они могут рассказать вам кое-что об истории Армении, многое — о её природных красотах, советском прошлом и местных легендах и довольно мало — о христианских святынях. Даже профессиональные экскурсоводы в сокровищнице Эчмиадзина или Национальном историческом музее в темах христианских святынь, богослужения и утвари, православных традиций и т.п. «плавают». Они почти всегда расскажут вам из какого серебра выполнен мощевик такого-то святого и что на нём за чеканка, но не ответят на вопрос откуда, когда и при каких обстоятельствах мощи данного подвижника попали в Армению… Экскурсии здесь, к сожалению, малополезны.
Если вы захотите поболее узнать о святынях, рекомендуем перед путешествием внимательно прочесть доступные материалы в сети или съездить в Покровский православный храм в Ереване (район Канакер) и поговорить о них с духовенством.
По части питания можем порекомендовать рынок «Петак». Там вы найдёте много хороших продуктов и довольно недорого. Фрукты, орехи и чурчхелу лучше покупать на обочинах дорог по пути в святые места. Цены там совсем «копеечные», а фрукты натурально тают во рту. Особенно груши.
За золотым крестом — древо Ноева ковчега
Если вы свободны в выборе времени для путешествия, можем посоветовать сентябрь-октябрь. Жара уже спала, но ещё так тепло, что можно ходить в футболке или лёгком платье. Фрукты созрели. Дни ясные и дожди редки.
3. Святыни Эчмиадзина
Большая часть тех христианских святынь, которые являются общими для Армянской апостольской церкви и Православных Церквей, на сегодняшний день сконцентрированы в сокровищнице католикоса (патриарха) всех армян в Эчмиадзине (он же Вагаршапат). В этом городе располагается духовная академия Армянской апостольской церкви и резиденция католикоса.
При резиденции действуют картинная галерея и сокровищница, доступ в которые за небольшую плату открыт для всех желающих — паломников и просто туристов.
Святое Копие — одно из орудий Страстей Христовых
Работает сокровищница примерно с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме воскресенья и понедельника. Понедельник — это выходной день практически у всех армянских музеев.
Здесь же, в Эчмиадзине, три древних христианских храма — мучениц Гаянии (Гаяне), Репсимии (Репсиме) и Шогакат, живших в III веке. В храмах находятся мартирии с мощами святых мучениц, которым можно поклониться.
В сокровищнице Эчмиадзина хранится Святое Копие, которым сотник Лонгин по Преданию нанёс рану Спасителю на Кресте. На роль того истинного Копия претендуют 4 артефакта — в Ватикане, Вене, Кракове и Эчмиадзине. Эчмиадзинское копьё по мнению учёных является самым древним.
Ещё одной великой святыней Эчмиадзина является часть окаменевшего древа Ноева ковчега, которую преподобный Иаков, Епископ Низибийский, в IV веке обрёл на горе Арарат. Позже часть древа легендарного судна была помещена в драгоценный оклад.
Частица Животворящего Креста Господня (за белым камнем в центре)
Интересно, что одного угла у квадратного куска окаменевшего корабельного древа в окладе не хватает. В XVIII веке армянский католикос (патриарх) Симеон Ереванци отправил часть святыни в Россию — в дар императрице Екатерине Великой. Это была его благодарность за заботу государыне об армянском народе.
Сегодня подаренный католикосом Армении кусочек древа ковчега праотца Ноя хранится в Москве в Свято-Даниловом монастыре.
Благая Весть пришла в Армению вместе с учениками Господа Иисуса Христа — святыми апостолами Иудой Фаддеем (Леввеем) и Нафанаилом (Варфоломеем), которые проповедовали в этих местах и здесь же приняли мученическую смерть.
Несомненно, что в древние времена в Армении пребывали и мощи обоих апостолов. Но постоянные войны против иностранных захватчиков — персов, арабов, монголов, турок и т.п. не способствовали сохранности святынь.
Боевой крест царя Ашота Железного с ещё одной частицей Святого Креста
Сегодня в самой Армении сохранились апостола Иуды Фаддея. Они также покоятся в сокровищнице католикосов в Эчмиадзине. Ковчег для хранения мощей святого апостола выполнен в национальной армянской традиции — в виде благословляющей десницы. В похожих окладах здесь хранится большинство мощей святых.
В музее Эчмиадзина есть и три частицы величайшей христианской святыни — Святого и Животворящего Креста Господня. Одна из них вставлена в специальном сосуде в походный крест армянского царя Ашота Железного, который вздымал святыню в бою над армянскими войсками. Вторая — в специальном золотом окладе в выставочном зале. Третья — в запасниках, где хранится ещё множество святынь, не выставленных в сокровищнице.
Мощи преподобного Иакова Низибийского
Если говорить о мощах других первохристианских святых, то в сокровищнице вы можете увидеть мощевики с частицами мощей преподобного Иакова Низибийского, святого пророка Иоанна Крестителя, святого католикоса Саака Партева, при котором преподобный Месроп Маштоц создал армянскую азбуку и перевёл на армянский язык Священное Писание.
Также в выставочном зале музея есть ковчеги с мощами великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, апостола Петра.
В запасниках сокровищницы есть ещё одна драгоценная десница с мощами святого равноапостольного Григория, Просветителя Армении. Но её выставляют для поклонения верующих только по праздникам в соборе Эчмиадзина. Также мощевик, как и Святое Копие использует армянский католикос в чине мироварения, касаясь святынями освящаемого масла.
Вторую часть гида «Православные святыни Армении» вы можете прочесть здесь.
Андрей Сегеда
Также читайте: Православие в Армении. Современность.
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)12