В широком смысле
На вопрос о том, кто такой антихрист, можно дать два ответа. Это связано с тем, что существует два представления о нем, общее и частное.
В общем смысле – это тот, кто:
- отвергает существование Иисуса Христа;
- не исповедует его, пришедшего во плоти;
- отвергает Отца с Сыном.
Так повествует об антихристе Иоанн Богослов, евангелист, в одном из своих посланий. При этом он прибавляет, что таких появилось множество и будет их еще много. Но это только предшественники прихода антихриста, понимаемого в строгом смысле этого слова. Иоанн Богослов также пишет о нем, называя его последний и великим. Именно о нем чаще всего и идет речь, когда говорят о пришествии на землю антихриста.
Чем закончится правление антихриста?
Фото: flickr.com
Править антихрист будет не долго, всего 3,5 года. Его тирания будет остановлена Вторым Пришествием Христа. Господь низвергнет самозванца и каждому человеку, когда-либо живущему на земле, будет вынесен окончательный вердикт. Самых верных последователей своего учения Он введет в Свое Царство, которое будет бесконечным.
Все Святые Отцы учат, что принять Господа или нет — это духовный выбор каждого человека. Если он всеми чувствами и сердцем стремится к воссоединению с Господом, никакие цифры и паспорта ему не страшны. Главное, изучать Святое Писание, читать Евангелие, совершать богоугодные дела и участвовать в Таинствах Церкви.
(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
В строгом понимании
Рассматриваемое слово по-гречески пишется как ό αντί-χριςτος. Его значение – это враг, противник Христа, который обманом выдает себя за него. Предлог αντί, будучи присоединенным к другому слову, как правило, обозначает «против». Но есть у него и второе значение – «вместо». Пророчества о приходе антихриста в Священном Писании свидетельствуют о том, что он понимается и в качестве его противника, врага, и в качестве лжехриста, то есть его замены.
Апостол Павел говорит о нем, как о человеке греха, превозносящемся выше всего, называющемся Богом, выдающем себя за него, который сядет в храме Божием. Он противится Всевышнему и Иисусу.
В Евангелии от Иоанна Христос сказал иудеям, что он пришел к ним во имя Отца своего, но они не принимают его, а если придет другой во имя свое, то будет ими принят. Под этим подразумевается приход антихриста. Указание на это есть также и в Евангелии от Матфея, когда Иисус пророчествует о кончине мира.
Второе пришествие Христово
Греческое название Второго пришествия — “parousia”; соответствующее латинское название “adventus”. Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием — “…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего…” (Мф. 16:27). Выражение “во славе” в данном случае нужно понимать как “окруженный особым сиянием”. И “… сядет не престоле славы Своей” (Мф. 25:31).
В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф. 24:30). Свщ. Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: “…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1:11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф. 16:27; Иуд. 14).
Ап. Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: “…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…” (1 Фес. 4:16). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным — “…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” (Мф. 24:27).
Отношение людей ко Второму пришествию будет различно.
“Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше” (Лк. 21:28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому “…восплачутся все племена земные…” (Мф. 24:30).
Другие названия
В Священном Писании даются и прочие наименования антихриста. Речь идет о:
- нечестивом;
- опустошителе;
- человеке греха;
- человеке беззакония;
- сыне погибели;
- беззаконнике;
- малом роге ужасного зверя;
- звере багряном;
- звере, выходящем из моря.
Так, о малом роге, который вырос среди десяти других у ужасного, сильного зверя, подразумевая приход антихриста, говорит пророк Даниил.
В Апокалипсисе сказано о звере с десятью рогами и семью головами, выходящем из моря, одновременно похожем на медведя, льва и барса. Там же описывается и зверь багряный, восьмой из семи. Он выходит из бездны.
Антихрист в Исламе
В Исламе имеется свой аналог под именем Даджжаль. Его появление говорит о скором конце света. Даджжаль играет роль обманщика и искусителя людей, который также притворится настоящим Мессией (имя последнего Махди). В Исламе есть четкое описание такого лжемессии. Это наличие не только широких габаритов тела и кучерявых волос, но и таких нюансов, как красная кожа, один глаз и слово «неверующий» на лбу (либо одна первая буква этого слова). Несмотря на такую демоническую внешность, он сможет увлечь за собой людей явленными чудесами (вплоть до воскрешения мертвых). Итог опять же схож с описанными ранее событиями. В ответ на его появление с небес спустятся пророки Иса и Махди, чтобы победить его.
Число имени
Все указанные выше названия являются либо нарицательными, либо описательными. Как нарицательным является и антихрист. В писании его собственное имя не открывается, оно неизвестно. Ириней Лионский объясняет это тем, что оно не достойно того, чтобы быть освященным от Святого Духа.
В Апокалипсисе указывается лишь число 666, относящееся к имени зверя, то есть антихриста. Поэтому его называют звериным числом. Язык Апокалипсиса – греческий, а в нем, как и в славянском, каждая из букв алфавита обозначает число. Поэтому Богословы полагают, что имя зверя состоит из цифр, которые в сумме дадут число 666.
Период власти Антихриста
Если мы говорим об Антихристе с большой буквы (как об обманывающем человечестве звере, пришедшем на смену Христу), то его правление приходится на конец времен. Считается, что в определенный момент сын дьявола заменит Христа и сосредоточит в себе все антихристианские черты. При этом явятся великие знамения в поддержку зверя, и чтобы он смог увести народ за собой. Они нужны для того, чтобы прельстить и обмануть людей (даже богоизбранных). Чтобы люди встали на сторону Антихриста и начали служить именно ему. Поначалу многие из них даже не будут подозревать этого, поскольку зверь не станет показывать свою реальную личину. Он будет скрыт за добродетелями и уравнением людей из якобы положительных побуждений и т.д.
Антихрист – это человек
О том, что это человек, определенное лицо, говорит Священное Писание. Устами святых отцов и учителей древняя Вселенская церковь всегда проповедовала учение, согласно которому это единоличный человек. И даже еретики не отвергали это учение, не сомневались в его истинности. Впоследствии оно получило признание и в Восточной православной церкви, и в Римско-латинской.
Что касается точки зрения протестантов, а также русских раскольников, то они рассматривают антихриста как лицо коллективное, означающее множество лиц. Или же под ним подразумевают дух зла, который находит проявление в этих лицах и в людях вообще.
Это учение провозгласил Мартин Лютер. В наше время часть протестантских ученых не придерживается его. Ортодоксальная церковь считает его ложным, еретическим. Так же, как и учение Бретшнейдера, протестантского рационалиста, о том, что антихрист – это олицетворение зла.
Представления об Антихристе в разные исторические периоды
Представление об Антихристе возникло не на иудейской, а на христианской основе, но его прообразы содержатся и в Ветхом Завете. В частности, в лице нечестивого Антиоха Епифана, царя четвёртой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан. 9:27, Дан. 11:31, ср. Мф. 24:15). Предсказание о нём усматривается и в пророчестве о Гоге и Магоге (Иез. 38:2; Иез. 39:1, ср. Отк. 20:8).
Слово антихрист или антихристы четыре раза упоминается в первом и втором послании Иоанна Богослова. Иоанн говорит, что теперь (в I веке н. э.) появилось много антихристов (1Ин. 2:18), а «дух антихриста .. уже в мире» (1Ин. 4:3—9). Также обычно ассоциируется c антихристом «человек греха» и «сын погибели», о котором упоминает апостол Павел (2Фес. 2:3). По словам апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа (Мф. 24:4), за Самого Бога (2Фес. 2, 2Фес. 3 и след.). В конце времён этот посланник сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом (2Фес. 2:8). Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский, утверждали, что антихрист будет родом из колена Данова. Книга Иеремии упоминает храп лошадей всадников Апокалипсиса из колена Дана (Иер. 8:16).
Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой ещё евреи видели четвёртое царство (Дан. 2:40), как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в самом Нероне видели антихриста.
В восточной православной Церкви с XV века считали антихристом старое сарацино-турецкое господство Мехмедa II и в 1213 году даже папу Иннокентия III.
Пришествие Антихриста ожидалось в 1000 году, при начале Крестовых походов, при пандемии чумы в 1346—1353 годах, во время голода и других бедствий в XIV веке. Некоторые видели Антихриста затем в Наполеоне I (записав его имя как «Наполеонтий») в 1805 г.; в 1848 и 1849 гг. его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец, число зверя 666 приурочивалось и к Наполеону III. Ещё Роджер Бэкон († 1294 г.), а в XIX веке Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836, старались, подобно ирвингианцам, вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия антихриста.
Святитель Игнатий Брянчанинов считал, что Антихрист будет русским царём.
У евреев позднейших времён также встречается представление об Антихристе, обозначаемом под именем Армиллия (то есть губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 футов росту и 12 же футов толщины. Также в устной еврейской традиции существует легенда о царе Армиллии, противнике Мессии.
В старообрядчестве существует две основных концепции Антихриста: чувственного (с возможной персонификацией в лице Петра I или других реальных личностей) и духовного, не имеющего физического воплощения, а действующего посредством приверженцев «никонианской» церкви и властей. Словосочетание «Пётр-антихрист» вне связи со старообрядчеством используется некоторыми современными историками, например, Андреем Буровским.
Начиная с XIII века в партиях и сектах, отколовшихся от Католической Церкви, принято было видеть Антихриста в лице папы и римской иерархии. Это замечается уже во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккама, Уиклифа, чешского реформатора Яна Гуса и других.
От кого он произойдет?
По мнению богословов, по природе он будет таким же человеком, как и все люди. И родится он так же, как и все они. Священное Писание, как и Церковное Предание, не содержат сведений о том, что антихристом будет воплотившийся дьявол. Так же, как и о том, что его происхождение будет связано со смешением злого духа и женщины.
Ответы на вопросы о том, от кого произойдет антихрист, и где он родится, не являются однозначными. Распространенным является мнение о том, что он будет выходцем из иудеев, из колена Данова. Есть предположение о том, что он будет из языческой среды. Есть мнение и о том, что он произойдет из извращенного христианства.
С древних времен существовало представление о том, что он родится от незаконной связи. Одни считают местом его рождения Вавилон, другие Рим.
Невеста Христа
Это те, кто не отрекся и не отвернулся от Евангелия Христова. Те, кто заинтересован в том, чтобы покончить со грехом, который они видят в себе, чтобы соединиться с Богом. Они не будут обмануты, для таковых грех становится крайне грешен. (Римл. 7:13) Поскольку они были крайне бдительными по отношению к духам, которые мирились со грехом, им будет позволено увидеть, как антихрист будет разоблачен, и они увидят кем он является на самом деле.
Когда это произойдёт, тогда можно ожидать пришествие Иисуса, который придёт за своей невестой. Когда невеста будет вознесена и получит награду за свою верность, тогда антихрист получит власть на земле. (2 Фес. 2:6-7) Это будет ужасное время. Раскроется истинная злая сущность антихриста. Когда на земле всё будет хуже, чем когда-либо, и нужда будет сильнее, чем когда-либо, тогда Иисус вернется на земл. вместе со своей невестой.
На земле настанет тысячелетние царство, и человечество сможет познать правильную, справедливую, истинную и благую совершенную волю Божью, которая свободна от обмана сатаны.
Затем он поглотит антихриста пламенем Своих уст и весь мир сможет увидеть, насколько бессилен антихрист. Иисус получит власть над царствами. Сатана будет связан и брошен в бездну. На земле настанет тысячелетние царство, и человечество сможет познать правильную, справедливую, истинную и благую совершенную волю Божью, которая свободна от обмана сатаны. Те, кто сохранил себя чистым от духа антихриста, и кто верно следовал по следам Иисуса, будут жить и царствовать со Христом в тысячелетнем царстве. (Откр. 20 гл.) Царство Небесное будет их на веки веков!
Легенда о Нероне
Во времена древних христиан сложилась легенда об императоре Нероне, как об антихристе. Она имела две версии. По одной из них, его не убили, а он отправился к парфянам, где и живет скрытно. Некогда он явится под видом антипода Христа. И тогда римляне будут им жестоко наказаны. Другая версия гласит о том, что Нерон действительно погиб, но в будущем он воскреснет, а воскресший император и будет ожидающимся зверем.
Когда ожидается его приход? Антихрист появится непосредственно перед следующим пришествием Христа. Оно грядет перед концом мира. Об этом говорится в таких источниках, как:
- Книга пророка Даниила.
- Апокалипсис.
- Евангелия.
- Второе Послание апостола Павла к Фессалоникийцам.
Но поскольку дата пришествия Христа и кончины мира неизвестны, неизвестным является также и то, когда придет антихрист.
Разделение между Богом и человечеством
Грех является причиной разделения между Богом и человечеством. Когда грех будет отложен, тогда мы соединимся с Богом. Дух антихриста позволяет грехам, которые отделяют нас от Бога, жить, покрывая их толерантностью, любовью и свободой. Слово Божье ясно говорит, что является правильным и неправильным, что является грехом и что является чистотой. Но когда достаточно человек живет во грехе, например, в блуде, тогда это в мире больше не считается грехом. Божьи законы попираются, а в законы общества, и под конец даже в законы страны вносят изменения, чтобы они отвечали этому изменённому взгляду на то, что является правильнвм и неправильным.
Нечистота и грех процветают, а человечество все больше и больше удаляется от Бога, и именно это является целью сатаны. Большая часть мира находится под влиянием этого духа, потому что это дает возможность жить комфортно, не чувствовать угрызений совести. Раньше все это было покрываемо религией, под видом прощения грехов, без победы над ним. Но в время, которое мы сейчас живем, эту роль играет гуманизм. Общество становится всё более и более независимым, и предпочитает само руководить собой, вместо того, чтобы подчиняться руководству «Высшей Силы».
Библейские предсказания
Однако в Библии все-таки указывается на события, которые должны указывать на приход антихриста. Он будет готовиться в продолжение длительного периода. Апостол Павел описывал это подготовление как «тайну беззакония уже действующую».
Под этим он, вероятно, подразумевал действия сатаны, который до времени сеял зло тайным образом, а при антихристе начнет открыто и ожесточенно бороться на земле против Христа и Царства Божия. Об этом сказано также и в Апокалипсисе.
В Евангелии от Матфея есть притча о пшенице и плевелах, которая учит о том, что добро и зло растут и развиваются совместно, и это будет продолжаться до конца мира. Рост плевел, как и зла, и является признаком прихода антихриста.
Признаки прихода антихриста
Пришествие Антихриста принесет много бед людям. Оно будет символизировать конец всего: жизни, мира, света.
Некоторые признаки пришествия Антихриста уже сбылись, а некоторые еще нет. Вот какие это признаки:
- еврейский народ восстановит свою страну;
- наступят мировые войны, люди будут голодать, умирать, природа начнет бушевать;
- последователей Христа будут подвергать мукам, смерти;
- разрушится мечеть Омара в Иерусалиме;
- на землю снизойдут Илия и Енох для борьбы с Антихристом.
Будет ли вообще приход Антихриста? Некоторые исследователи считают, что события, которые происходят в мире в двадцатом и двадцать первом веках, это и есть первые признаки. С этим можно частично согласиться. Действительно, повсюду ведутся кровопролитные войны, люди погибают от стихийных бедствий.
Предтечи
В частности, подготовителями этого события являются его предшественники или предтечи. К ним относятся люди, которые нечестивы и враждебны Богу. Те, которых называют антихристами в широком смысле этого слова. Иоанн Богослов говорит о том, что дух зверя уже есть в мире. Это дух противостояния Всевышнему и воплотившемуся Сыну его.
Некоторые из этих антихристов видятся прообразами последнего. Таким в Ветхом Завете был Антиох IV или Антиох Епифан. Этот сирийский царь жестоко гнал иудеев и их веру, стремясь к их полному искоренению.
Другие прообразы видят в Валааме и Голиафе, бывших противниками Моисея и Давида. Двух последних рассматривали как прообразы Христа. Прообразы антихриста видят также и в царях Тирском и Вавилонском. Все они являются отдаленными подготовителями пришествия зверя.
Упоминание в Библии
Ветхий Завет
Пророк Даниил видит «небольшой рог», то есть царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан. 7:8,24 и след.; ср. Дан. 11:21-35). Непосредственно этот образ связывали с сирийским царем Антиохом IV Эпифаном (175—163 гг. до н. э.). Он считается прообразом антихриста последних времён. Упоминание в Мк. 13:14 о «мерзости запустения» (ср. 2Фес. 2 и Откр. 13) связано с указанными местами из Книги Даниила. Однако противники Бога в Ветхом Завете отличаются от новозаветных. Новозаветное представление об Антихристе, являющего себя вместо Христа, возникло после явления Самого Христа.
В богословских кругах распространено другое толкование «небольшого рога», исходящее из экзегезы библейского текста Дан. 8:9, а не из весьма спорного отнесения книги Даниила ко II веку до н. э. Экзегеза, строящаяся на рассмотрении фраз, содержащихся в Дан. 8:8—9, указывает на происхождение «небольшого рога» не «из» рогов, а «от» четырёх ветров, что уводит происхождение «небольшого рога» от наследственно-родового Сирийского, то есть от Антиоха Эпифана. Поэтому, кратко говоря, смотрят на происхождение «небольшого рога» в свете последовательной смены мировых империй из Книги Даниила, что наглядно иллюстрируют вторая, пятая, седьмая и непосредственно восьмая, которая указывает на происхождение «небольшого рога» в системе Рима. А так как «небольшой рог» имеет по словам пророчества и религиозную, и политическую власть над людьми, то объяснением часто считают религиозно-политическую систему.
Согласно христианской эсхатологии, Антихрист будет родом из колена Дана. Ипполит Римский (De Christo et Antichristo, 14, 15) и некоторые другие Отцы Церкви знают предание, несомненно еврейского происхождения, согласно которому антихрист произойдет из колена Данова, и основывают это предание на Иер. 8:16: «От Дана слышен храп коней его» (врага), стихе, который и в Beresch. r., XLII, толкуется как относящийся к идолопоклонству Данитов. Не случайно также опущение Дана в I кн. Хроники, 4 и сл. Bousset, посвятивший особую главу легенде об антихристе из колена Данова, предполагает, что связь Дана с Белиалом в Завещании 12 патриархов также указывает на это предание. Его предположение находит, по-видимому, полное подтверждение в Тарг. Иер. к Втор. 34:3, где война против Аримана (סונלמרא) и Гога или Магога в видении Моисея относится, кажется, к Дану (ср. Сифре, l. с. к ןורחאה םויה). Святитель Ириней Лионский, говоря об антихристе, замечает: «Иеремия же открыл не только его внезапное пришествие, но и колено, из которого придет, говоря: от Дана».
Новый Завет
В текстах Нового Завета есть лишь единственное упоминание о неком конкретном человеке из будущего, названном «антихристом»: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист…» (1Ин. 2:18), причем более позднее традиционное понимание антихриста, выдающего себя за Христа, в Новом Завете отсутствует вовсе. Апостол Иоанн Богослов в своём Первом послании (1Ин. 2:18) утверждает, что уже в его время явилось много антихристов.
- Откровение Иоанна Богослова Откр. 13
- Второе послание Иоанна 2Ин. 1:7
- Второе послание к Фессалоникийцам 2Фес. 2:3
В последние времена
Более явные знамения пришествия антихриста проявятся во времена его непосредственного приближения. Тогда особенно усилится рост зла. Об этом, в частности, говорится:
- В речи Иисуса, посвященной разрушению Иерусалима и кончине мира.
- В посланиях апостола Павла, адресованных Тимофею.
- У Иоанна Богослова в Апокалипсисе.
В этих источниках есть предсказания, о том, что в последние времена особенно распространятся и умножатся всевозможные пороки, неверие и нечестие. Вера будет оскудевать, а любовь охладевать. Религиозно-нравственный упадок повлечет за собой неизбежный упадок установившегося семейного строя, а за ним и общества, и государства.
В связи с упадком нравственности и религии, с расстройством в общественных отношениях будут умножаться и людские бедствия. Отчасти это явится следствием усиления порочности, а отчасти – Божьим наказанием за это.
Из этой самой бездны зла и бедствий и восстанет антихрист. Поэтому Иоанн Богослов и видел его в виде зверя – то выходящего из бездны, то из моря. Святой Ириней говорит, что он возглавит все нечестие и коварство, сосредоточив в себе всю богоотступническую силу.
Антихрист
А. Д. Беляев
Слово антихрист имеет двоякое значение: общее и частное. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, кто отвергает Отца и Сына. Так говорит об антихристе евангелист Иоанн Богослов в своем первом послании, прибавляя, что антихристов появилось много (2, 18, 22; 4, 3). Таких антихристов было много прежде, есть они и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предшественники или предтечи антихриста в собственном или строгом смысле слова, о котором Иоанн же Богослов и в том же послании говорит: «вы слышали, что придет антихрист» (2,18). Этот антихрист один, он еще не пришел, но когда явится, и в отличие от своих предшественников, или антихристов не настоящих, называется великим или последним антихристом. Его то обыкновенно и разумеют, когда говорят об антихристе.
Слово антихрист греческое (ό αντί-χριςτος). Оно означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом; предлог αντί: в сложении с другим словом значит обыкновенно против, но значить также вместо. Что антихрист действительно будет и врагом или противником Христа и лжехристом, об этом свидетельствует Священное Писание. Апостол Павел описывает человека греха, т. е. антихриста, так: «Противящийся и превозносящейся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божиим сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс. 2, 4). Он будет противится Богу и Христу и выдавать себя за Бога. Иисус Христос сказал иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан. 5,43). Иной — антихрист; иудеи примут его за ожидаемого ими Мессию или Христа. Указание на антихриста, как лжехриста, есть и в речи Иисуса Христа о кончине мира (Матф. 24, 24).
В Писании антихристу даны и многие другие названия. Он — «нечестивый» (Иса. 11,4), «опустошитель» (Дан. 9, 27), «человек греха» или «человек беззакония», «сын погибели», «беззаконник» (2 Фесс. 2, 3.8), «малый рог», выросший среди десяти рогов четвертого, ужасного и весьма сильного, зверя (Дан. 7 гл.), зверь, выходящий из моря с семью головами и десятью рогами, похожий на барса, медведя и льва (Апок. 13, 1—2), «зверь багряный», выходящий из бездны, восьмой из числа семи (Апок. 17 гл.). Все эти названия нарицательные, или описательные, как нарицательное же имя есть и антихрист. Собственное имя антихриста в Писании не открыто и не известно, «потому что оно не достойно быть возвещенным от Духа Святаго» (Ириней Лионский), В Апокалипсисе (13, 18) указано только число имени зверя, т. е., антихриста, которое поэтому и называется числом звериным. Это число 666. Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, как и в славянском, буквы алфавита означают и числа. Богословы поэтому полагают, что имя антихриста будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Уже древние находили не мало таких имен. Например, святой Ириней в сочинении: «Против ересей» (Кн. V, гл. 30), указывал следующие имена Εύανδας, λατεΐνος, τειταν, и из них наиболее подходящим к антихристу признавал последнее из этих имен, но не утверждал этого решительно. Позднейшие богословы нашли еще не мало имен, числовая сумма букв которых равна 666.
Антихрист будет одно определенное лицо, человек. Это видно из многих мест Писания. Так, Иисус Христос называет его иным, который придет во имя свое (Иоан. 5, 43). Иоанн Богослов отличает его от многих антихристов (1, 2,18). Апостол Павел описывает его как одно определенное лицо, называя его человеком греха, сыном погибели, беззаконником, противящимся и превозносящимся (2 Фесс. 2 гл.). В Апокалипсисе под образом зверя и в книге пророка Даниила под, видом малого рога и царя, антихрист описывается как одно определенное лицо (Апок. 13 и 17 гл.; Дан. 7 и 11 гл.). Древняя вселенская церковь устами знаменитых отцов и учителей своих, постоянно исповедовала учение об антихристе, как единоличном человеке, и это учение в то время было столь твердо и несомненно всеми признаваемо, что даже никто из тогдашних еретиков не уклонялся от него, и никому и в голову не приходило отвергнуть это учение, или усомниться в его истинности. И в последующие времена все богословы православной восточной церкви и все богословы римско-латинской церкви признавали и доселе признают антихриста одним определенным лицом. Учение протестантов и русских раскольников беспоповцев, будто антихрист есть лицо коллективное и означает множество лиц — антихристов, или же означает дух зла, проявляющейся в этих лицах и вообще в людях, противоречит Священному Писанию и Преданию Церкви вселенской и проистекло преимущественно из неприязни протестантов к папам и латинской церкви и беспоповцев к православной русской церкви, есть учение ложное, еретическое. В новейшее время даже и из протестантских ученых многие уже не держатся этого учения, не смотря на то, что оно провозглашено было Лютером и даже внесено в Шмалкальденские члены, одну из символических книг протестантского исповедания. Ложно также учение протестантского рационалиста Бретшнейдера, будто антихрист есть олицетворение зла.
Антихрист по природе своей будет такой же человек, как и все люди, и родится так же, как рождаются все люди. Мнения некоторых, будто антихристом будет дьявол воплотившийся, или будто он произойдет от смешения злого духа с женщиною, не имеют основания ни в Священном Писании, ни в Церковном Предании и ложны. «Кто-же он будет?» спрашивает Иоанн Златоуст об антихристе. «Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу» (Беседа 3-я на 2-е Послание к Фессалоникийцам). «Не сам дьявол сделается человеком, говорить Иоанн Дамаскин, — подобно тому, как вочеловечился Господь, — да не будет! но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит дьяволу поселиться в нем» (Точное изложение православный веры. Кн. 4, гл. 26).
Частые вопросы о том, где родится и от кого произойдет антихрист, решаются различно. Распространено мнение, что антихрист произойдет от иудеев, и именно — из колена Данова, так как Иаков в пророчестве о Дане назвал его «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49, 17—18). Конь — быстробегущий век жизни мира. Мнение это, высказанное святым Ипполитом римским (Сказание о Христе и антихристе. Гл. 14 и 15), подтверждают тем, что из каждого колена сынов Израилевых было избрано по двенадцать тысяч рабов Бога, на челах которых была положена печать, а из колена Данова запечатленных не было, и оно даже не упомянуто (Апок. 7 гл.). Другие полагают, что антихрист произойдет из язычества; а иные думают, что он произойдет из христианства, конечно, извращенного. С древности было распространено мнение, что он произойдет от незаконной связи. Местом рождения одни признают Вавилон, другие Рим. В древнехристианские времена образовалась легенда о Нероне, как антихристе, имевшая два вида. По одной легенде Нерон не был убить, а ушел к Парфянам, скрытно живет там и некогда явится в виде антихриста, причем жестоко накажет Рим и римлян. По другому сказанию Нерон был действительно убит, но воскреснет, и воскресший Нерон будет антихрист.
Антихрист явится непосредственно пред вторым пришествием Христовым, пред кончиной мира, как это видно из книги Даниила (7, 11 и 12 главы), из Апокалипсиса (12, 13, 17, 20 главы), из Евангелий (Мф. 24 гл.; Марк. 13 гл.; Лук. 17 и 21 гл.) и из Второго Послания к Фессалоникийцам (2 гл ). Но так как никто не знает, когда придет Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия антихриста.
Впрочем, в Священном Писании все-таки указаны предвестники и признаки, имеющее предварить пришествие антихриста. Пришествие антихриста будет подготовлено в течении очень долгого времени. Отдаленное подготовление и предвестие пришествия антихриста апостолы видели уже в свое время. Апостол Павел назвал это подготовление тайною беззакония уже действующею (2 Фесс. 2, 7), разумея под этим, быть может, действование сатаны, который пока сеет зло тайно, а при антихристе и в антихристе выступить на открытую и ожесточенную борьбу против Христа и Царства Божия на земле (Апок. 12 гл.). Иисус Христос притчей о пшенице и плевелах (Мате. 13, 24—30) учит нас, что на земле совместно растут и развиваются добро и зло и будут расти до кончины мира. Исторический опыт подтверждает это о прошлых временах. Рост плевел или зла в человеческом роде и подготовит пришествие антихриста. В частности подготовителями пришествия антихриста являются предшественники или предтечи его; это люди особенно нечестивые и боговраждебные, или антихристы в широком смысле слова. О таких антихристах Иоанн Богослов говорит: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Иоан. 2, 18). Далее он говорит, что «дух антихриста… и теперь есть уже в мире» (4, 3). Это дух противления Богу и воплотившемуся Сыну Божию, Христу. Иные из таких антихристов признаются прообразами антихриста. Таков был в ветхом завете Антиох Епифан или Антиох IV, царь сирийский, жестоко гнавший иудеев и веру их и домогавшийся даже совсем искоренить их, как об этом пророчески предсказано в книге Даниила, а исторически повествуется в книгах Маккавейских. Прообразами антихриста иные считают также Валаама и Голиафа, как противников Моисея и Давида, которые были прообразами Христа. Полагают также, что антихрист предизображен в царе тирском у пророка Иезекииля (28 гл.), а, может быть также, и в царе вавилонском у пророка Исаии (14 гл.). Это отдаленные подготовители пришествия антихриста. Более явное и сильное подготовление пришествия антихриста будет в последние времена, когда приблизится время его явления и когда рост зла особенно усилится. Иисус Христос в речи о разрушении Иерусалима и кончине мира, апостол Павел в посланиях к Тимофею и Иоанн Богослов в Апокалипсисе предсказали, что в последние времена умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет и любовь охладеет. Во втором послании к Фессалоникийцам этот чрезвычайный упадок веры и добродетели и необычайная сила боговраждебности, нечестия и развращения названы одним выразительным словом: отступление или апостасия. Иные полагали, что апостол назвал отступлением антихриста, но на самом деле он отличает отступление от антихриста, хотя и поставляет их вместе, потому что отступление подготовит пришествие антихриста, а антихрист, пришедши, еще более усилит отступление. Было высказано много и других мнений об отступлении. Под отступлением разумели, — то отступление народов от римской империи, причем предполагалось, что римская империя будет существовать до пришествия антихриста, пред пришествием антихриста склонится к падению, а антихристом будет окончательно разрушена, — то отпадение иудеев, по мнению одних от своей веры, по мнению других от власти римлян, — то отпадение всех вообще народов от подчинения правительствам, законам, установленному порядку. Хотя последнее из этих мнений правдоподобнее прочих и имеет некоторое значение, но более оснований под отступлением разуметь преимущественно отступление от веры в Бога, упадок религии и нравственности и распространение и умножение среди людей пороков, нечестия и безбожия. Конечно, религиозно-нравственный упадок неизбежно вызовет упадок установившегося строя семьи, общества и государства. Кроме того, в связи с упадком религии и нравственности и с расстройством общественных отношений умножатся бедствия людей, которые будут частью — естественным следствием усилившейся порочности людей, частью — наказанием Божиим за нее. Из этой-то бездны зла и бедственного состояния людей и возникнет антихрист. Вот почему Иоанн Богослов видел его выходящим, под видом зверя, то из моря, то из бездны (Апок. 13 и 17 гл.). «В грядущем звере, говорить святой Ириней, будет возглавление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную… В нем возглавляется все шести — тысячелетнее богоотступничество (Ириней, как и некоторые другие, держался ошибочного мнения, что в настоящем своем состоянии мир будет существовать 6000 лет, а затем начнется тысячелетнее царство Христово на земле), неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный… Он возглавит в себе все дьявольское заблуждение, все дьявольское богоотступничество» (Против ересей. Кн. V, гл. 25 и 29).
Непосредственно предваряющим пришествие антихриста событием будет взятие от среды удерживающего (το χατέχον) и держащего (ό χατέχων). Солунян, взволнованных слухами о наступлении дня Христова, апостол Павел успокоил, сказавши, что день Христов не наступить, пока не придете отступление и не явится человек греха, т. е. антихрист, а явиться человеку греха препятствует удерживающее; но как только держащий будет (взят) от среды, так явится беззаконник. Солуняне знали, что разумел апостол под удерживающим и держащим, из устной его беседы с ними (2 Фес. 2, 5). Но в Послании значение этих таинственных слов не объяснено, и многовековые усилия богословской науки уяснить, отгадать и определить смысл их не увенчались успехом. Высказано много различных мнений о смысле этих слов, но и доселе никто не знает, какое из них есть истинное мнение. Можно сказать, что одни мнения более, а другие менее правдоподобны: но даже и наилучшие из них имеют значение не больше, как предположений и догадок. Одни богословы отличают удерживающее от держащего, другие отождествляют их. Одни богословы под удерживающим разумеют римскую империю, а под держащим — римских императоров; другие обобщают это мнение, разумея под этими словами государственную власть и государственный законный порядок и представителей их — государей; иные разумеют под ними нравственный строй общества; еще иные — высших ангелов, как хранителей царств и народов; еще иные — Иисуса Христа. Смысл слов столь темен и уяснить его столь трудно, что блаженный Августин прямо сказал, что он не знает, что они значат (О граде Божием. Кн. 20, гл. 19).
Общий характер признаков и предвестников пришествия антихриста — продолжительность их обнаружения, а потому и неопределенность; а относительно одного из признаков — взятая от среды удерживающего и держащего — нельзя даже с уверенностью сказать, что означает самый признак. Вот одна из причин, почему люди много раз ошибочно принимали за антихриста разных лиц. Но когда антихрист действительно придет, то при помощи указанных в Писании признаков многие истинно-верующие узнают его, как это высказал Ефрем Сирин. Во времена антихриста, кроме Писания, люди будут предуведомлены о пришествии его еще от двух свидетелей, которые, будучи посланы Богом, будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, и по окончании свидетельства будут побеждены и убиты антихристом (Апок. 11 гл.). Один из свидетелей ясно указан в Писании; это — пророк Илия (Малах. 4, 5. 6; ср. Мф. 17, 10. 11; Мар. 9, 11. 12; Лук. 1, 17). По преданию, основанному на словах Послания Иуды (14 и 15 ст.), а также на том, что Енох, как и Илия, живой взят на небо, другим свидетелем признают именно Еноха. Но неизвестно, за сколько времени до пришествия антихриста явятся они. По учению святого Ипполита Римского они возьмут половину последней седьмины мира (Сказание о Христе и антихристе, гл. 43); по-видимому, первую половину седьмины. Если это так, то они явятся за три с половиною года до пришествия антихриста, и антихрист убьет их тотчас по пришествии своем. Но возможно, что они явятся только немного ранее антихриста, а потому время их проповедывания отчасти совпадет с временем царствования антихриста.
Многим не легко будет узнать антихриста потому, что, как думали Кирилл Иерусалимский (15-е Огласительное Слово) и Ефрем Сирин (Слово на пришествие Господне…), в начале он хитро покажет себя человеком добродетельным, кротким, человеколюбивым, и только после того, как он привлечет к себе многих и усилится, он обнаружить свою злобу во всей силе.
Характер антихриста и его царствования живо и подробно описан в книге Даниила, во Втором Послании к Фессалоникийцам и в Апокалипсисе. Антихрист будет обладать большими дарованиями, но способности свои он употребит только на совершение зла. «Его пришествие будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фесс. 2, 9). Например, он будет как бы смертельно ранен, но исцелеет, так что удивится вся земля (Апок. 13, 3). Чудеса его названы ложными или потому, что цель их — обман и обольщение людей, или потому, что они будут чудеса только кажущиеся, похожие на фокусы. Тем не менее совершение их едва ли будет возможно без знания тайн природы, превосходящего знание других людей. Впрочем, поразительные чудеса свои он будет совершать силою дьявола. Да и вообще природные его способности будут чрезвычайно усилены действованием в нем и чрез него сатаны, который вселится в него, совершенно овладеет им и сделает его своим орудием. Как пришествие антихриста, так и вся его жизнь будет по действие сатаны. Сатана даст ему «силу свою, и престол свой, и великую власть» (Апок. 13. 2). Поэтому сила и власть антихриста будут, с одной стороны, чрезвычайно велики, а с другой, в высшей степени злотворны. Дано ему будет «вести войну со святыми и победить их»; дана будет ему «власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца». Поклонятся зверю, говоря: «Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним»? (Апок. 13, 3. 4). Как в Апокалипсисе, так и в книге Даниила он изображается могущественным страшным и все-истребляющим завоевателем (Дан. 7, 9, 11 и 12 гл.). Это всемирный губительный завоеватель, властелин и тиран. Но власть свою над народами он приобретет не чрез одни только победоносные и разрушительные завоевания: сила его еще будет заключаться в обольщении людей лестью, коварством и чудесами. Ясные свидетельства об этом есть в книге Даниила (8, 23. 25; 11, 32), в Апокалипсисе (13, 3. 4), во Втором Послании к Фессалоникийцам (2, 9—12) и в Евангелиях (Мф. 24, 24; Марк. 13, 22). В совершении чудес, в обольщении людей, а также, и в наследственном подчинении их антихристу, ему будет помогать зверь из земли или лжепророк, который даже и огонь будет низводить с неба пред людьми и вложит «дух в образ зверя, чтобы образ зверя и: говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Апок. 13, 15). Впрочем, антихрист обольстит только нечестивых (Дан. 11, 32), не записанных в книге жизни у Агнца (Апок. 13, 8; Дан. 12, 1), «погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фесс. 2, 10), т. е. таких, которые были бы нечестивы и погибли бы и без антихриста, а избранных он будет усиливаться обольстить, но не успеет (Мф. 24, 24; Марк. 13, 22). Ему дано будет только в войне победить святых (Анок, 13, 7; 7, 21, 25; 11, 33) и убивать их (Апок. 13, 15; 20, 4). Но губить и истреблять их, до конца не дано будет ему (Дан. 7, 26). Дни великой скорби, какой не было от начала мира до ныне, и не будет, сократятся ради избранных, а иначе не спаслась бы никакая плоть (Мф. 24, 21. 22; Мар. 13, 20). Как обольщением, так и насилием антихрист будет губить людей. Поэтому он назван «сыном погибели», ибо и других погубить и сам погибнет (2 Фесс. 2, 3. 8—12; Апок. 13, 17 и 20 гл.; Дан. 11, 45). Он «человек греха» и «беззаконник» (2 Фесс. 2, 3, 8); потому что, воспринявши от своих предков природу, проникнутую в высшей степени злом, а от дьявола еще всю злобу его, он и сам будет проникнут злом и других будет вести к злу. Все желания его сердца, все силы, способности, мысли и действия его, проникнутого злом существа, направлены к тому, чтобы искоренять добро и сеять зло. С сатанинской гордостью он будет превозноситься выше Бога, богов и святыни (2 Фесс. 2, 4); не уважит никакого божества и возмечтает отменить служение истинному Богу, ибо возвеличит себя выше всех (Дан. 7, 25; 11, 36. 37); будет богохульствовать (Дан. 7, 25; 11, 36; Апок. 13, 1. 6). Отвергая и осмеивая истинного Бога и богов, отвергая и истребляя всякую религию, и в особенности христианство, попирая и уничтожая всякую святыню, он только себя одного объявит богом и Христом, сядет в храме, как Бог, и только себе одному потребует божеского поклонения и служения (Дан. 11, 36. 38; Мф. 24, 23. 24; 2 Фесс. 2, 4; Апок. 13 гл.). Поклоняться себе, как Богу, он расположит людей лестью, обманом и чудесами. На кого не подействуют эти средства, тех он будет заставлять поклоняться себе всевозможными лишениями и гонениями: нельзя будет ничего ни покупать, ни продавать тем, кто не поклонится зверю и не допустить положить «начертание, или имя зверя, или число имени его на правую руку, или на чело» (Апок. 13, 16, 17). А упорствующие будут убиваемы (Апок. 13, 15). Попирая и уничтожая все божественное и святое, антихрист будет уничтожать и все человеческое. Он желанья жен не уважит (Дан. 11, 17), т. е. будучи жесток и действуя по своему произволу, он будет нарушать и уничтожать установленный Богом строй человеческого общежития, будет попирать брак и основанные на браке семью и общество. Он будет издеваться над законами Божескими и человеческими.
Безбожное и губительное царствование антихриста продолжится три с половиною года. В книге Даниила предсказано, что святые будут преданы в руку малого рога «до времени, времен и полувремени» (7, 25; 12, 7; ср. Апок. 12, 14). По объяснению блаженного Августина «время» означает год, «времена» — два года (число двойственное), «полувремя» — полугодие (О граде Божием кн. 20, гл. 23). Правильность этого объяснения подтверждается параллельными местами из книги Даниила и Апокалипсиса, где тот же период времени обозначается яснее. В книге Даниила сказано: «со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (12, 11), т. е., со времени воцарения антихриста до конца его. В пророчестве о седьминах прекращения жертвы и приношения, стояние мерзости запустения на святом месте и погибель опустошителя приурочены к половине седьмины, т. е., к трем годам с половиною. А в Апокалипсисе прямо сказано, что зверю из моря «дана власть действовать сорок два месяца» (13, 5; Ср. 11, 2).
После сорока двухмесячного губительного царствования антихрист погибнет. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем» (Апок. 13, 10). Зверь из бездны пойдет в погибель (Апок. 17, 11). Антихрист «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан. 11, 45). У него будет отнята «власть губить и истреблять до конца» (Дан. 7, 26). «Бог-ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лук. 18, 7, 8). «Господь Иисус убьет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2, 8). Иоанн Богослов видел, что «схвачен был зверь и с ним лжепророк…; оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою…, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 19, 20; 20, 10).
Литература.
Первоисточники — Священное Писание, в частности — Книга Даниила, Апокалипсис, речь Господа о последних временах мира в трех первых Евангелиях, вторая глава Второго Послания к Фессалоникийцам, 1—12 стихи, Первое и Второе Послания Иоанна Богослова и отдельные места в некоторых других книгах Библии. Святоотеческая литература: Иринея Лионского против ересей, Кн. V, гл. 25—30; перевод Преображенского; Ипполита Римского: Сказание о Христе и антихристе; перевод К. Невоструева; толкование на Даниила. Кирилла Иерусалимского 15-е огласительное слово. Творения Кирилла переведены при Московской Духовной Академии. Ефрема Сирина: Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово (в русск. перев. слово 39-е, в 8-й ч. творений Ефрема, издание Московской Духовной Академии); Слово на пришествие Господне, (в русск. переводе 94-е в 4-й части творений Ефрема). Иоанна Златоуста: Беседы на Второе Послание к Фессалоникийцам, Бес. 8 и 4; его же изъяснение многих других мест Писания, содержащие учение об антихристе, Творения Златоуста переведены Петербургской Духовной Академией. Блаженного Августина: О граде Божием, кн. XX, многие главы, — творений Августина ч. 6, изд. при Киевской Духовной Академии. Блаженного Феодорита: Сокращенное изложение божественных догматов, гл. 28, в русск. переводе творений ч. 6-я; его же толкования на Даниила, на 2-е послание к Фессалоникийцам и на другие книги Послания, где есть учение об антихристе. Творения Феодорита переведены при Московской Духовной Академии; Иоанна Дамаскина: Точное изложение православный веры. Кн. IV, гл. 26. Переводы Московской Духовной Академии, Бронзова и другие. Андрея Кесарийского: Толкование на Апокалипсис. Старинный перевод на славяно-русском языке Лаврентия Зизания. Новые переводы; П. М. Б. два издания в 1882 и 1884 г.; братством Петра митрополита Московского издан старинный славянский и новый русский перевод в 1889 г. Толкование на Апокалипсис Аревы, подражавшего Андрею, и толкование на Апокалипсис Примазия Адруметского епископа, менее авторитетны. Последующая богословская литература. В православной церкви: Стефана Яворского: Знамения пришествия антихристова и кончины века, от писаний божественных явленна, апостольскому же вопросу: что есть знамение Твоего пришествия и кончины века, согласующая. Об антихристе (курсовое сочинение Сабурова). Прибавления к Творениям Святых Отцов ч. 17-я. Богословского, Человек беззакония, в «Православном Собеседнике» 1885 г. т. 2-й (это буквальный перевод статьи Дёллингера). Н. Виноградова, Антихристианство и антихрист по учению Христа и апостолов. 1883 г.; О конечных судьбах мира и человека. 1887 и 1889 г, Орлова, Критический разбор главнейших мнений об антихристе, «Православное Обозрение» 1889 г. А. Беляева, О безбожии и антихристе. Т. 1-й, подготовление, признаки и время пришествия антихриста. Сергиев Посад, 1898 г. Сочинения римско-латинских богословов: Beilarmini: Disputationes de controversils christianae fidei; controversia 3-я, lib. 3. Lessins: De antichristo et ejus praecursoribus. 1611 г. Malvenda: De antichristo. 1647. Rohm.: Protestantische Lehre vom Antichrist. 1891 r. Рационалистическое сочинение Ренана: L`Antichrist. Сочинения протестантские: Auberlen: Der Prophet Daniel und die Offenbarung Iohannis. 1854. В русском переводе протоиерея Романова: Пророк Даниил и Апокалипсис святого Иоанна. 1882. F. Philippi: Die biblische und kirchliche Lehre von Antichrist. 1877. Многие другие сочинения, которые только частью касаются антихриста, указаны в нашей книге «О безбожии и антихристе».
* Александр Дмитриевич Беляев, доктор богословия, профессор Московской духовной академии
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стр. 821. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
Два свидетеля
Люди будут принимать за зверя разных лиц, но, когда он действительно появится, то истинно верующие узнают его при помощи признаков, указанных в писании. Об этом сказано у Ефрема Сирина. А также появятся еще два его свидетеля. Они будут посланы Богом и станут пророчествовать в продолжение 1260-ти дней. А после этого они будут убиты антихристом. Об этом говорит и Апокалипсис.
Это Енох и Илия. Первый из них – это персонаж из Ветхого Завета, который был седьмым патриархом, начиная с Адама. Он был потомком Сифа и прадедом Ноя. Жил Енох за четыре тысячи лет до н. э. В возрасте 365 лет Творец взял его на небо живым.
Второй – пророк Илия, живший в Израильском царстве в 9 в. до н. э. О нем также говорится в Библии, что он живым был взят на небеса. Согласно Книге Царств, вдруг появилась огненная колесница и огненные кони, и Илья в вихре понесся на небо.
Согласно мнению православных богословов, Енох и Илия находятся не на небе, а в некотором сокровенном месте, где и ожидают Апокалипсиса. Их приход ожидается перед вторым пришествием Иисуса. Они и будут свидетелями появления антихриста, и будут убиты зверем, вышедшим из бездны.
Явление антихриста
Это развитие подготавливает путь для антихриста, который придет и удалит всю религию. Он хочет полностью избавиться от Бога. Он будет творить великие знамения, чтобы раз и навсегда доказать миру, что человечество является самодостаточным. (Откр. 13:13-14)
Сила… чтобы реализовать их мысли и мечты о мире и гармонии на земле…без приложения каких-либо усилий.
Человечество готово принять такого человека. Того, кто не будет мешает их комфортабельной жизни. Того, кто будет для них силой, чтобы реализовать их мысли и мечта о мире и гармонии на земле, мире полном терпения, любви и доброжелательности, без каких-либо на это затрат или приложения усилий. Антихрист в состоянии добиться этого.
Имя антихрист на протяжении многих лет было синонимом всего злого. Однако, истина заключается в том, что, когда он наконец-то явится, большинство людей не узнают его. Он не явится, в каком-то отвратительном образе, напротив, он проявит искусство и амбициозность в решении мировых проблем. Он будет способствовать тому, что уже почти стало реальностью, а именно, что мир может стать раем, созданным людьми, без Бога. Мир будет верить, что с антихристом у руля, человечество сможет достичь всего желаемого.
«И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.» (Откр. 13:6)
Когда это свершится, сатана получит все то, чего он всегда желал. Он будет воспринят, как равный Богу. Он будет контролировать мир, который не будет нуждаться в Боге.
Приход зверя
Придя в мир, он будет губить людей обольщением и насилием. Сыном погибели он назван потому, что будет уничтожать других и сам погибнет. Он будет сеять зло и искоренять добро. Антихрист превознесется выше самого Бога и отменит служение ему. Он станет богохульствовать, отвергая все религии и христианство в частности.
Он расположит к себе людей лестью, чудесами и обманом. А на кого эти средства не подействуют, того он будет принуждать к поклонению себе гонениями и лишениями. Невозможно будет ничего ни купить, ни продать, если на руку или на чело человеку не наложено имя зверя или его число. А те, кто упорствует, будут убиты.
Попрано и уничтожено будет все человеческое, все Божьи установления, нарушено устройство человеческого общежития, попран брак и семья. Зверь будет издеваться над Божескими и человеческими законами. Судя по некоторым указанным признакам, некоторые проповедники считают, что пришествие антихриста уже началось.
Царствование зверя, губительное и безбожное будет длиться три с половиной года. После этого Иисус убьет его, истребив явлением своего пришествия. В Апокалипсисе сказано, что зверь будет схвачен вместе с лжепророком его, и оба они живыми будут брошены в огненное озеро, горящее серою. Там они будут мучиться во веки веков.