Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя о блудном сыне
Лк, 79 зач., 15, 11—32
Сказал Господь такую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Притча о блудном сыне — о грехе и покаянии. Это рассказ об отношении человечества к Богу, народа к Царю, о том, как уходят сейчас от нас наши дети, и о том, как одно связано с другим. Заблудившийся сын — это прежде всего младший сын. Он требует у своего отца: «Отец, дай мне часть своего имения, то, что полагается мне по праву». Здесь уже начало всех бед.
Когда люди смотрят на Божии дары как на то, что Бог должен дать им, это оказывается безумием даже с практической земной точки зрения. Дай мне сейчас то, что причитается мне, а все мои права на имение в так называемом будущем мне не нужны, я отказываюсь от них. Величайшее безумие грешного человека заключается в том, чтобы довольствоваться немедленно частью, отказываясь от целого. Это желание теперь же получить на руки неважно сколько, только бы, так сказать, наличными, то есть, здесь в этой жизни получить все блага. Люди смотрят только на видимое, ищут сиюминутного успеха и немедленного наслаждения. А жизнь будущего века их мало заботит.
Почему этот юноша так хотел получить свою долю в полное свое распоряжение? Ему была тягостна опека отца, и он желал свободы — того, что ложно называется ее именем. Посмотрите на безумие большинства нынешних молодых людей. Им хорошо сумели объяснить через все существующие средства воздействия, что они никогда не станут хозяевами своей судьбы, пока не разорвут все Божии узы и вместо них не повяжут себя по рукам и ногам узами собственных похотей. Вот суть отступничества человека от Бога. Люди не хотят быть связанными Божественными заповедями. Они хотят сами быть как боги, знающие добро и зло. А в результате оказываются не знающими никакого зла и добра, кроме того, что нравится им.
Образы Отца Небесного, земного отечества и отца родного раскрываются в притче один через другой. И, кажется, порой сливаются. Этот юноша хочет удалиться от отцовского взора. Он не доверяет управлению своего отца, он хочет сам иметь свою долю, потому что думает, что отец будет ограничивать его траты, и ему это не нравится. Он горд собой, у него высокое мнение о своих способностях. Он думает, что если он возьмет свою часть имения, то управится с ней лучше, чем отец, и проявит себя более яркой личностью. Снова и снова слово Божие говорит нам, что гордость, более чем какой-либо иной грех, разрушает человека, особенно в молодости.
Мы видим, как добр и кроток отец к своему сыну. Он разделил свое имение. Но, видимо, старший сын пожелал, чтобы отец оставил его часть в своей власти. И мы видим, что он получил за это. «Все мое — твое», — слышит он от отца. Младший сын получил от отца, сколько хотел. Так он мог увидеть, по крайней мере, и по прошествии времени доброту отца. Благодаря этому он сможет понять свое собственное безумие, и что он не был столь мудрым управителем своих дел.
Как же он распорядился всем, когда получил свою часть? Он не замедлил истратить ее. И через короткое время превратился в нищего. Такое впечатление, что все его намерение было как можно скорее расточить все. И для этого, собрав все, он отправился в дальнюю страну.
Мы можем видеть, что жизнь блудного сына в этом удалении его в чужую страну представляет собой описание того духовного состояния, в котором оказался отпавший от Бога падший человек. Это прежде всего состояние разлуки с Богом, удаленности от него. Вот почему в Неделю о блудном сыне на утрени звучит впервые горестная песнь «На реках Вавилонских».
Этот юноша ушел из дома отца, а грех — всегда отступничество от Бога. Несчастье грешников заключается в том, что они удалились от Бога, и все более и более удаляются от Него. Мир — «страна далече», в которой люди живут. Но степени удаления могут быть различными. Мы ушли от родного дома так далеко, как только могли. Что такое ад в конце концов как не предельное удаление от Бога? И этот ад может начаться еще здесь на земле. Что такое немыслимые несчастья и беды на нашей земле, как не удаление от Бога? Как мы пришли в эту страну, которая когда-то называлась Русью Святой?
Притча показывает нам, что духовное состояние падшего человека — сплошное растрачивание жизни. Он расточил имение свое, живя распутно, с блудницами, и в короткое время все истратил. Так и мы промотали все богатство. О, если бы только земное! Добровольно идущие на грех расточают дары отцовские. Они тратят впустую свой ум и все силы души. Они не только закапывают в землю свои таланты, но бесстыдно продают их. Дары Божии, которые они должны были употребить на служение Богу и людям, употребляют на служение порочным желаниям. Душа человека становится заложницей мира, плоти и диавола, расточает свое богатство и живет распутно.
Далее притча показывает духовное состояние живущего грехом человека как состояние горькой нужды. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Разгульная, расточительная жизнь скоро доводит человека до нищенской сумы. Особенно, когда приходят плохие времена, как расплата за плохое управление полученным добром.
Человек отказывается от милосердия Божия, предпочитая Ему жестокость диавола. Ради сладости греховной жизни, богатства преходящего мира совершил он этот отказ от Божиих даров, а теперь погибает от недостатка их.
Удалившемуся от Бога недостает самого необходимого для его души. У него нет ни пищи, ни одежды. Если бы только для внешнего человека! У него нет надежды, что ему будет дано утешение после мучительной смерти. Духовное состояние пожинающего плоды своего греха человека — это страна, где настал великий голод. Страдание и отчаяние усугубляются сознанием, что сам он, преодолевая все преграды, изо всех сил добивался этого.
Грех начинается с возвышения и гордости, однако, духовное состояние грешника с неизбежностью выявляется как низкое, рабское состояние. Когда разгульное веселье молодого человека довело его до нищеты, нужда заставила его пойти в рабское услужение. Он пошел и нанялся к одному из жителей страны той. Нечестие, которое до этого проявлялось в распутстве, теперь обнаруживается в рабской жизни. Как этот гордый, независимый юноша мог столь унизить себя, обесчестить себя, чтобы пойти на такое служение к столь злому господину?
Голод и ГУЛАГи, а говорили: «Мы наш, мы новый мир построим», «нам нет преград ни в море, ни на суше», а сегодня уж тем более нет никаких преград. Злой господин послал его на поля свои, сказано в Евангелии, не овец пасти, а свиней. Дело диавола — заставлять своих рабов удовлетворять похоти падшего естества. Это ничем не лучше, чем пасти грязных, чавкающих шумно свиней. Могут ли разумные бессмертные души больше опозорить себя!
Он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Этот молодой человек дошел до прекрасного времяпровождения, сидя за одним столом со свиньями. Рожки — пища для свиней, но не для человека. Богатство мира и сладости жизни для тела, а что остается для драгоценной души? Грех — состояние вечного ненасыщения, состояние, в котором невозможно ожидать облегчения ни от кого на земле.
Этот блудный сын, когда он был не в состоянии, постоянно работая, обеспечить себя едой, перешел к попрошайничеству, но никто не давал ему. И никто ничего, скажем мы, не даст нашей России. Тем, кто удаляется от Бога, никто на земле не может помочь. Напрасно мы взываем к миру: у него есть все, что может отравить душу, но он неспособен дать то, что питает ее.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что состояние греха — состояние смерти. «Этот сын мой был мертв», — говорится о нем. И смерть не только в том, что народ наш умирает физически, делается мертвым. Грешник мертв в своих преступлениях и грехах, он лишен духовной жизни. Нет у него связи со Христом Богом, и потому он мертв. Греховное состояние — состояние заблудившегося человека. Этот сын пропадал, он заблудился по отношению к отцовскому дому, ко всему, что добро. Души, удалившиеся от Бога, — заблудшие души. Они заблудились, как путник, потерявший дорогу. Если бесконечное милосердие Божие не поможет им, они не возвратятся никогда.
Состояние греха — состояние безумия. Это выражено в словах «когда он пришел в себя», что означает, что до этого он был вне себя, потерял рассудок. Несомненно, он был таким, когда оставил отцовский дом и стал еще более безумным, когда присоединился к жителям той страны. Грешник — это тот, кто сошел с ума, кто губит себя безумными похотями и в то же время обманывает себя безумными надеждами.
И вот возвращение блудного сына домой. После подробного рассказа о грехе — рассказ о покаянии. Что было причиной его возвращения, его покаяния? Горе, нужда. Когда он оказался в предельной нужде, он пришел в себя. Скорби оказываются счастливым средством для обращения грешников от их заблуждений. Когда мы видим неадекватность всех способов вернуть то, что мы потеряли, все вместе и каждый в отдельности, и когда мы испытаем все другие пути в поисках исхода из нашей беды и убедимся, что все напрасно, наступает время возвратиться к Богу.
Что подготовило обращение блудного сына? Размышление. Нам пора не только задуматься, настало время глубоко осознать, что с нами произошло. Беда наша заключается в том, что нет осознания происшедшего — не только в народе, но порой и в Церкви. Он сказал себе, когда пришел в здравый ум: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода». Он размышляет, сколь бедственным является его состояние. Не просто голодаю, но — умираю от голода. Никто не придет ко Христу, пока не увидит, что находится на грани погибели в служении греху. Святые отцы говорят, что вера — это когда человек, несмотря ни на какие обстоятельства, устремляется к Богу.
Однако если мы даже в силу обстоятельств приходим к Нему, Он не оскорбляется, но радостно встречает нас. Блудный сын размышлял, насколько все было бы лучше, если бы он возвратился: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом». Какой чудесный он содержит дом! В доме нашего Отца — пища для всего человечества, для всей Его семьи. Есть пища с избытком, достаточная для каждого и избыточествующая любовью. Пусть размышление об этом хлебе, земном и небесном, вдохновит сегодня всех, кто заблудился, удалившись от Бога, вернуться к Нему.
Размышление блудного сына приводит его к решимости: «Встану, пойду к отцу моему». Добрые намерения — хорошая вещь, но гораздо важнее их исполнение. Хотя он был в дальней стороне, вдалеке от отчего дома, все же, как бы ни было далеко, он вернется. Каждый склон и изгиб дороги, по которой он уходил от Бога, он должен пройти на своем пути возвращения к Нему. Что бы ни было — он решился. И он должен будет идти.
Подлинное покаяние — встать и пойти к Богу. Но с какими словами мы придем к Нему? Как выразить то, что с нами происходит? Прежде всего, блудный сын исповедует свой грех и безумие. «Я согрешил», — говорит он. И поскольку мы все согрешили, всем нам надлежит исповедать это пред Богом. Исповедание греха необходимо как условие мира и прощения, говорит святой Феофан Затворник вместе с другими святыми отцами, размышляя об этой притче. Не так, как иные сегодня говорят: «Не русский народ виноват, а только те, кто его соблазнил». Если мы скажем: «Нет в том нашей вины», мы будем подвержены суду. Если осознаем свою вину с сокрушенным, кающимся и смиренным сердцем, мы предстанем пред Божиим милосердием, которое дарует прощение всем, кто исповедует свои грехи.
Блудный сын был так далек от самооправдания, что готов был принять всю тяжесть вины на себя за то, что он совершил. Обратим внимание на слова, которые он хочет сказать: «Я согрешил против неба и пред тобою». Пусть те, кто не исполняет своего долга по отношению к земным родителям, подумают об этом. Они грешат против неба и перед Богом. Обиды и оскорбления, нанесенные им, — обиды и оскорбления Богу. Речь идет не только о наших родителях. Наши отцы, наши предки и наши святые отцы, и святой наш мученик Царь-батюшка Николай. Грех совершается в презрении Божией власти. Мы согрешили против неба. Зло греха нацелено высоко, оно против неба. Но это бессильное зло, ибо мы не можем ранить небо. Только Христа на Кресте. Только мучеников, только наших родителей. «И зло, которое сегодня в мире, будет еще сильнее. Но не зло победит, а любовь».
Блудный сын признает себя лишенным достоинства принадлежать любимой семье. «Я уже недостоин называться твоим сыном», — говорит он отцу. Он не отвергается родства, ибо это единственное, на что он может уповать, но он сознает, что отец его по правде и справедливости может не принять его. Разве не получил он по своему требованию ту долю, которая принадлежала ему? И потому он имеет все основания не рассчитывать на большее. Наше покаяние только тогда является подлинным, когда мы признаем себя недостойными получить милость от Бога. Тем не менее, он продолжает молить о том, чтобы быть принятым в отчий дом, хотя бы в самом смиренном положении. «Прими меня в число наемников твоих, — говорит он. — Это достаточно для меня, о большем я не могу и помыслить». Если последует отчее наказание — быть ему как одному из слуг — он не только покорится этому, но и посчитает это великим благом по сравнению с тем, что имеет сейчас.
«Прими меня в число наемников твоих, чтобы я мог показать теперь любовь к отчему дому не меньше того презрения, которое я проявил к нему». И при всем этом он не перестает думать о своем отце как об отце. «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!» — повторяет он про себя. Видеть Бога как Отца, как нашего Отца, к Которому мы каждый день обращаемся в молитве Господней: «Отче наш», — это существенный момент нашего покаяния. Только это может сделать нашу печаль о грехе неложной, нашу решимость не допускать греха — крепкой, и даст нам силы надеяться на прощение.
И вот он встал и пошел к своему отцу. Свое доброе решение он исполняет без промедления. Что вы без конца говорите: «Встанем и пойдем» — а сами ни с места? Давайте немедленно все встанем и пойдем. Он был не из тех, кто проходит половину пути, а потом говорит, что устал и не может дальше идти, что он слаб, измучен — и с него хватит.
Как же встречает его отец? Он вернулся к отцу, но принял ли его отец? Разве могут родители отвернуться от своих детей, как бы они ни были безумны и непослушны, когда они приходят к ним с покаянием! Тем более, благодать Божия по отношению к кающимся грешникам. Отец Небесный, когда они возвращаются к Нему, не может не простить их. Мы видим великую любовь, с которой отец встречает своего сына. «Когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Доброта отца идет впереди покаяния сына. Как будто с того момента, как сын покинул дом, он не переставал смотреть в ту сторону, куда он ушел, и у него была одна только мысль: «Если бы только я мог увидеть своего несчастного сына, возвращающегося домой». Насколько несравненно более Бог желает обращения грешников! И Он готов всегда встретить с любовью тех, кто возвращается к Нему. От Него не может укрыться даже самое первое наше движение навстречу Ему.
Нас не может не потрясать глубина Божия и родительского милосердия. Блудный сын под тяжестью стыда и страха шел медленно. А любящий отец — бежит навстречу ему. Пусть он виноват и заслуживает наказания. Пусть он грязный и пахнет еще свиньями, которых он пас, — отец обнимает его и прижимает к груди. Так дороги Богу те, кто истинно кается. Отец целует своего сына. Это не просто целование приветствия. Это печать полного прощения и любви. Все его прежние безумства забыты. Ни одного слова упрека не будет сказано ему. Наверное, отец мог бы сказать: «Ты никогда не пришел бы домой, если бы нужда не погнала тебя». Нет, ничего подобного! Воистину, когда Бог прощает кающихся, Он никогда больше не напоминает им грехов.
Как отцовская доброта проявляется, прежде чем сын выражает покаяние, так покаяние сына продолжается, после того, как отец показывает ему такую доброту. Хотя отец целует его и прощает его, запечатлевая поцелуем прощение, он говорит: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою». Даже после того, как мы получаем прощение наших грехов, в сердце у нас остается искреннее сокрушение о содеянном. Чем больше открывается нам готовность Божия простить нас, тем труднее для нас бывает простить себя. «Отче! — говорит блудный сын, — я уже недостоин называться сыном твоим». И хочет, как и намеревался, сказать: «Прими меня в число наемников твоих». Но отец не дает ему договорить это.
Если с такой любовью встречает его отец, как он может быть наемником! Как он может быть чем-то меньшим, чем сын! Он — его возлюбленный сын. И ради него устрояется царский пир — то, чего он не мог даже помыслить. Блудный сын шел домой между страхом и надеждой, как говорит преподобный Амвросий Оптинский, — страхом быть отринутым и надеждой быть принятым. Но любовь отчая превосходит все его страхи и надежды. Он пришел домой в лохмотьях, и отец его говорит слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его». Может быть, ему стыдно оборванному и грязному надеть такую одежду на себя, потому «оденьте его, и дайте перстень на руку его» — с печатью, со знаком, что он господин в этом доме. Он пришел домой босой, и потому «дайте обувь на ноги его».
Праведность Божия — одежда, в которую мы облекаемся, приходя к Богу с покаянием, говорят святые отцы. В покаянии, как в крещении, мы во Христа облекаемся. Лучшая одежда — это наше новое естество. Перстень на руке — обручение Духа Святого и печать силы Его. «Дайте перстень на руку его», чтобы он всегда помнил о доброте своего отца, чтобы никогда не забывал ее. Обувь на ногах означает готовность благовествовать мир и твердо ходить стезями его. Он пришел домой голодным, и отец его не просто накормил его — он устроил пир. «Приведите откормленного теленка, и заколите, чтобы мой сын насытился лучшим, что у нас есть». Тот, кто рад был до этого времени наполнить свое чрево рожками, которые ели свиньи, теперь приглашается на радостный небесный пир. Так все, кто напрасно трудился, желая насытиться тварным, обретут эту небесную пищу у Господа, когда возвратятся к Нему. Ибо телец упитенный есть Агнец Божий, закланный прежде создания мира, — Христос. И об этом пире веры возвещает Церковь всему спасенному человечеству среди пасхального торжества.
Сегодняшнее Евангелие показывает нам великую радость и ликование всех, когда один человек возвращается с покаянием. Заколание тельца упитенного было праздником не только для него, но праздником для всей семьи. «Станем есть и веселиться, ибо это великий день. Ибо этот сын мой был мертв и ожил. Мы думали, что он умер, но вот — он живой. Мы считали его пропавшим, но он нашелся». Обращение души от греха к Богу — воскресение ее от смерти к жизни и обретение большего, чем то, что было потеряно. Это великая, чудесная и радостная перемена. Кто-то сравнил ее с переменой, которая бывает на лице земли, когда возвращается весна. Когда наступит наша весна — Великий пост, а за ним Пасха — да будет дано нам покаяние возвратиться к Богу нашему и к нашим близким, от которых мы также удалились.
Возвращение грешника — великая радость Отцу Небесному. И все, кто принадлежит Его семье, радуются с Ним. Все, кроме старшего сына, который не хочет войти в дом.
Обычно, размышляя над этой притчей, мы останавливаем свое внимание на младшем сыне, а о старшем упоминаем только вскользь. Да, в этой притче прежде всего говорится о великой радости по поводу возвращения грешника в отчий дом. Поистине, больше радости бывает на небесах об одном грешнике, кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. И все любящие Бога, все принадлежащие к роду Христову, принимают участие в этой радости. Но вот мы видим недовольство и зависть старшего брата — человека, который представляет собой тех, кто благочестив, кто никогда не уходил на страну далече, и, кажется, кому не в чем каяться. По крайней мере, такие люди не совершали грубых грехов. Но посмотрите, какую мрачную греховность внезапно обнаруживает этот человек по случаю возвращения младшего брата, с каким негодованием он отворачивается от него.
Он был на поле, когда пришел домой его брат, и когда он возвращался с работы, веселье уже началось. Когда он приблизился к дому, он услышал пение и ликование. Он спросил, что происходит. Ему сказали: «Твой брат пришел! И отец его устроил пир, и у всех великая радость, что он возвратился здоровым». В Евангелии сказано одно только слово «здоровым». Это означает — он вернулся здоровым и телом, и душой. Не только здоровым телом, но и раскаявшимся, и потому исцеленным от своих пороков. И эти слова показались старшему брату оскорбительными в высшей степени. Он разгневался, сказано в Евангелии, и не хотел войти. Кажется, он требует, чтобы отец выставил его из дома. Послушайте, как он говорит о своих добродетелях, о своем послушании: «Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего». Явно, что он перехваливает себя, говоря, что никогда не преступал приказания отца, иначе не проявлял бы теперь такого упорства в непослушании, когда отец, выйдя, звал его.
Пусть по милости Божией было кому-то из нас дано служить Богу и уберечься от грубых грехов. Мы должны ответить на это только смиренной благодарностью Богу, но никак уж не горделивым самовосхвалением. Теперь старший сын упрекает своего отца, что тот никогда не дал ему и козленка, чтобы он мог повеселиться со своими друзьями. Он рассержен, и потому наговаривает на отца. Нет сомнения, что если бы он попросил его о чем-нибудь подобном, то получил бы по первому слову. Но заклание тельца упитенного по случаю возвращения младшего брата вызвало у него гнев и несправедливые упреки в адрес самого отца. Тот, кто считает свои заслуги, и к тому же, как ростовщик, надеется иметь с них проценты, говорят святые отцы, рискует дойти до уничижения и отвержения своего господина и отца. Мы должны исповедовать себя совершенно недостойными тех милостей, которых Господь сподобляет нас. И, тем более, никогда не роптать.
Он «не хотел войти». Не хочет войти человек в дом, где радость. В Царство Божие не хочет войти, потому что другой человек входит в него. Как он может быть в одном доме с таким братом! Пусть даже это дом Отца Небесного. Святая Церковь постоянно говорит нам, что мы должны остерегаться общения с такими грешниками, от которых мы можем заразиться грехом, но мы не должны стыдиться общения с кающимися грешниками, у которых мы можем научиться самому главному, чему должен научиться в течение всей своей земной жизни человек, — покаянию. Это единственное в конце концов что открывает двери Царства Небесного.
Старший сын видел, что отец принял его младшего брата, и поэтому не хотел войти к нему. Как часто мы бываем высокого мнения о себе, а сами не можем принять в свое сердце тех, кого Бог принял, тех, кто вступил в дружбу и общение с Богом. Обратите внимание, он не называет его братом, но говорит «этот сын твой». И мы слышим здесь не просто надмение, но обвинение в его грехах отца. Он усугубляет вину своего брата и выделяет его худшие грехи. «Этот сын твой, — говорит он, — расточивший имение свое с блудницами». Тот, действительно, истратил свою часть вполне безумно, хотя не сказано буквально в Евангелии с блудницами или нет. Может быть, это только говорит злоба и недоброжелательство старшего брата. Вот чем оборачивается его благочестие долгих лет — способностью смотреть на все как бы через черный хрусталик, видеть во всем худшее и представлять все в мрачном свете. В то время как Отец Небесный наполняет все светом и радостью того, кто пришел с покаянием и кто участвует в этом великом событии.
Он завидует доброте, которую отец проявил к своему младшему сыну. «Ты заколол для него тельца упитенного». Нехорошо завидовать грешникам в самом простом земном смысле. Видя, как Бог дождит и светит солнцем на неблагодарные и злые, осыпает их земными дарами, не оставляя их своим промышлением. Но сколь ужасно завидовать кающемуся, когда он получает благодать и милость, каких мы никогда не сподоблялись от Бога за все свое благочестие. апостол Павел прежде своего обращения был блудным сыном, но после обращения ему была дана большая благодать. Он сам свидетельствует об этом в Духе Святом со смирением, в истине. Ему была дана большая благодать, чем другим апостолам. Преподобная Мария Египетская и множество других грешников покаянием достигли такой высоты святости, какой не имели иные всю жизнь подвизающиеся в благочестии. Господь так щедро утешает их, чтобы показать, как ценит он покаяние и как бесконечно Его милосердие, и чтобы все мы поняли, как страшна зависть. Вы все знаете это выражение «надежда умирает последней». Это сказано о глубине долготерпения милосердия, которое Господь имеет по отношению к каждому человеку. Он долготерпелив и многомилостив по отношению к другому человеку, не потому что Он снисходителен к его грехам, а потому что Он видит глубже и дальше.
Но следует сказать, что и зависть умирает последней, если смотреть на то, что есть темное в нас. Зависть — это самое страшное. Когда человек завидует, в нем совершается торжество диавола. Завистью, говорит нам слово Божие, в мир вошла смерть. Вечная смерть, ад входит в наши сердце всякий раз, когда мы даем в нем место зависти. Победить зависть, научиться радоваться с радующимися, значит, войти в победу Христову. Здесь тайна Церкви, тайна Царства Божия, средоточие всей духовной жизни.
Что же делать старшему сыну, если, несмотря на все свои подвиги благочестия, он оказывается так позорно побежденным, и зависть гонит его из отчего дома, как некогда себялюбие, сребролюбие и сластолюбие изгнали его младшего брата? Мы снова должны увидеть, какую любовь, поистине побеждающую смерть, являет к нему отец. То, что он совершает по отношению к старшему сыну, поражает не меньше, чем то, что было у него по отношению к младшему. Наш Бог во Христе долготерпелив и многомилостив. Его долготерпение и милость неисследимы. Это единая тайна крестной Его любви к роду человеческому. Когда старший сын не хотел войти, его отец, выйдя, звал его, умолял его. Он не может сказать: «Если ты отвергаешь отчую любовь, поступай, как знаешь». Но как он вышел встречать младшего сына, так теперь он выходит и зовет старшего. Он умягчает его сердце, уверяя, что щедрость, которую он оказал младшему сыну, не должна быть нисколько обидна для него. «Сын мой! ты всегда со мною, — говорит он. — Доброта по отношению к нему — не отвержение тебя, не умаление трудов, которыми ты трудился, не отнятие того, что тебе принадлежит. Все мое — твое. Это значит, и все, что мною дано другому, тебе принадлежит». Но все заключается в способности принять этот дар. Все благочестие, все подвиги, вся благодать, которой сподобляется другой человек, нам принадлежит, если мы будем способны войти в радость этого человека. А если мы не будем способны войти в эту радость, то мы окажемся вне Царства Божия. Слишком много дает нам Господь, и мы не готовы к этому. Бог хочет дать нам все, а мы хотим иметь свою жалкую часть.
Раньше младший сын хотел иметь отдельно свое и лишился всего, а теперь старший отделяет то, что имеет, от дара отца, и потому не может принять то, что вместе с братом предлагается ему. Вместе с братом он позван на пир. Но, будучи не в состоянии войти в его радость, он готов отойти с печалью.
Однако притча заканчивается таинственными словами. Мы не слышим, чтобы старший брат сказал что-нибудь в ответ отцу. Он молчит, и в нем происходит глубокая внутренняя работа. Мы почти слышим, как он с покаянием и благодарностью принимает то, что говорит ему отец: «Это брат твой». И примиряется со своим братом. Смысл покаяния Великого поста, к которому мы идем, и смысл Пасхи Господней заключается в том, чтобы мы узнали, что победа над нашими грехами дается только по дару Христа, чтобы мы научились смирению, и чтобы мы вошли в радость Господа своего. Даже если и на этот раз другие будут больше утешены благодатью, чем мы. Будем учиться входить в их радость. В эту радость Господа нашего, которая принадлежит всем чадам Божиим, в радость всех, которая откроется в полноте как наша радость в Царстве Отца Небесного.
Встреча с отцом
Дальше «Притча о блудном сыне» говорит о том, что когда сын увидел своего отца, он сразу пал к нему на шею, начал целовать его. И потом взмолился о том, что не достоин называться его сыном и что грешен перед ним и Небом. А потом попросил принять его наемным работником. Отец же сжалился над сыном, повелел принести ему лучшую одежду, обувь и надеть на него перстень. Дальше он решил заколоть теленка и устроить веселье, так как был очень рад тому, что его сын не пропал, а нашелся живым и здоровым.
Содержание
- 1 Повествование
- 2 Контекст и интерпретация
- 3 Воспоминание и использование 3.1 Православный
- 3.2 Католик
- 4.1 Изобразительное искусство
- 4.3.1 Другие ссылки и полуадаптации включают
- 7.1 Стихи
Рекомендации
Стихи
- Луки 15: 11–32
- Луки 15: 17–20
- Луки 15: 29–30
- Луки 15:32
- Притчи 29: 3 (NRSV) — через ОремусПритчи 29: 3 (НАБРЕ) — через Конференция католических епископов США
- Луки 15:22
- Луки 15:23
- Шекспир, Зимняя сказка
4.4.89.
Цитаты
- «Притча о потерянном сыне.» Библия
(Новая международная версия). — через
БиблияШлюз
, Biblica, Inc. 2011 [1973]. - «Притча о прощающем отце (15: 11-32).» Библия (Комментарии к Новому Завету IVP
). — через
БиблияШлюз
. 2016. - «Пост 4С». TextWeek.com
. Получено 2013-09-12. - «Правильное 19 (24-е воскресенье обычного времени)». TextWeek.com
. Получено 2016-09-11. - Николл, Уильям Р., изд. 1897 г. Луки 15:21 в Греческое завещание толкователя
. Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. Проверено 20 мая 2022. — через
Библейский центр
.Некоторые древние авторитеты завершают стих 21 в соответствии с подготовленным заявлением сына. - ^ абcd
Левин, Эми-Джилл. 25 августа 2014 года. «Что не означает история о блудном сыне.»
Христианский век
. - ^ абcdежграмм
Халтгрен, Арланд Дж. 2002.
Притчи Иисуса: комментарий
. MI: Издательство Eerdmans Publishing. ISBN 0-8028-6077-X. С. 70–82. - Resseguie, Джеймс Л. 2022. «Глоссарий повествовательной критики Нового Завета с иллюстрациями» (полный текст). Религии
10(3): 217 29-30. Дои:10.3390 / отн10030217. - Еврейская энциклопедия: Дидахе
- Колер, Кауфманн, и Макс Шлезингер. 2011 [1906]. «Покаяние (ивр. «Тешубах»)» Еврейская энциклопедия
- ^ абc
Лонгенекер, Ричард Н. 2000.
Вызов притч Иисуса
. МИ: Эрдманс. ISBN 0-8028-4638-6. С. 201–13. - Хан, Скотт, Кертис Митч и Деннис Уолтерс. 2001 г. Евангелие от Луки: Учебное пособие для Игнатия
(2-е изд.). Игнатий Пресс. ISBN 0-89870-819-2. п. 51. - «Чтение Священных Писаний в течение года». Получено 2008-11-09.
- католическая церковь. 1998 [1984]. «Постсинодальное апостольское увещевание: примирение и покаяние Иоанна Павла II. «Ватикан: Libreria Editrice Vaticana. ISBN 0-87973-928-2. С. 234–39. Дата обращения 20 мая 2022.
- Иоанн Павел II. 1980. «Богатый милосердием» (энциклика). Ватикан: Libreria Editrice Vaticana.
- Mâle, Эмиль. 1973 [1913]. Готический образ: религиозное искусство Франции XIII века
(1-е изд.), Перевод Д. Насси. Лондон: Коллинз. ISBN 978-0064300322. п. 195. - Флейшер, Роланд Э. и Сьюзен С. Скотт. 1997 г. Рембрандт, Рубенс и искусство своего времени: недавние перспективы
. НАС: Penn State University Press. ISBN 0-915773-10-4. С. 64-65. - Диана Страздес и др., Американская живопись и скульптура до 1945 года в Художественном музее Карнеги
(Нью-Йорк: Hudson Hills Press, 1992), стр. 55-58. - Крейг, Хардин (1950). «Моральные пьесы и елизаветинская драма». Shakespeare Quarterly
.
1
(2): 71. Дои:10.2307/2866678. ISSN 0037-3222. - Дон Майкл Рэндел, Гарвардский биографический словарь музыки
, Издательство Гарвардского университета, 1996 г., ISBN 0-674-37299-9, стр. 13-14, - Хаммонд, Пол. 2000 г. Тень и ее тень: сюрреалистические произведения о кино
(3-е изд.). Сан-Франциско: Книги Огней Города. ISBN 0-87286-376-X. п. 70. - BarlowGirl от BarlowGirl CD обзор на NewReleaseTuesday.com
- Дастин Кенсру на YouthMinistry.com
- ЛаНуэ, Дейрдра. 2000 г. Духовное наследие Анри Нувена
, Continuum. ISBN 0-8264-1283-1. п. 45. - Тернелл, Мартин. «Андре Жид и распад протестантской ячейки». Йельские французские исследования
. Издательство Йельского университета (7): 21–31. - Киплинг, Редьярд. 2022 [1901]. «Блудный сын, «под редакцией примечания П. Холбертона. Общество Киплинга
. Также доступно через «
Известные поэты и стихи
. Дата обращения 20 мая 2022. - Адам, Эндрю К. М. 2001. Постмодернистские интерпретации Библии: читатель.
Чаши Пресс. ISBN 0-8272-2970-4. С. 202–03. - Рильке, Райнер Мария. 2000 [1907]. «Отъезд блудного сына. «Стр. 41 в Новые стихи
(двуязычный ред.), перевод С. Кон. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. - Рильке, Райнер Мария. 2008 [1910]. Записные книжки Мальте Лауридса Бригге
, переведено Б. Пайк. Шампейн, Иллинойс: Dalkey Archive Press. п. 196. - Синклер, Ребекка Пеппер (13 февраля 2015 г.). «Воскресное книжное обозрение:« Катушка голубой нити »Энн Тайлер». Нью-Йорк Таймс
. Получено 5 октября, 2015. - ^ аб
Керн, Йохан Х. С., пер. 2011 [1884]. «Диспозиция. «Глава 4 в
Саддхарма Пундарика или Лотос Истинного Закона
, (
Священные книги Востока
21), под редакцией М. Мюллер. Оксфорд: Evinity Publishing. — через Интернет-архив священного текста. - Судзуки, Такаясу. 2015. «Две притчи о «Богатом отце и бедном сыне» в «Саддхармапундарика и Махаберисутра» (PDF) «. Журнал индийских и буддийских исследований
63(3):1263–70.Дои:10.4259 / ibk.63.3_1263. ISSN 1884-0051. - ^ аб
Лай, Уэлен В. 1981. «Буддийский «блудный сын»: история заблуждений.»
Журнал Международной ассоциации буддийских исследований
4(2):91–98. ISSN 0193-600X - Nhất Hạnh, Thích (2003). Открытие сердца космоса
. Параллакс Пресс. С. 37–41. ISBN 9781888375336 .
Иметь вместо быть
Ещё в самой первой книге Библии, «Бытия», написано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Смена поколений немыслима без того, чтобы повзрослевшие дети образовывали собственные семьи — как правило, покидая родительский дом.
Просто такая цель действительно является богоугодной. А вот уходить от любящего Отца лишь для того, чтобы Тот не мешал своими нравоучениями «брать от жизни всё», вместо семейной жизни тратя свою жизнь на не приносящие никаких достойных плодов отношения с «блудницами» — это уже и есть блуд. В широком понимании — заблуждение, отклонение от истинной цели — что и составляет бытийственную суть греха.
Так что, по большому счёту, уподобляться «блудным детям» можно не обязательно лишь конкретными предпочтениями «неразборчивых» половых связей. К собственному здоровью, например, большинство людей относится точно также, как библейский «блудный сын» к выделенному ему «отчему богатству».
Пока бурлят юношеские силы — они без всякого рассуждения зачастую тратятся на фастфуд, алкоголь, «кислотные вечеринки», часто представляющие собой форменные «всенощные бдения» — только без малейшей благодатной составляющей.
Да даже и работа с 8 утра до 8 вечера, нередко без выходных, для устройства якобы «единственно достойного уважения уровня жизни» («иметь вместо быть», по Эриху Фромму) — это тоже очень часто напоминает по сути всё ту же «пастьбу свиней». Удовлетворение лишь материальных потребностей, часто особо и не нужных — при одновременном игнорировании заботы о собственной нравственности, душе.
«Развязка» такого «проживания в далёкой (от Отчего дома, жизни в Любви Божьей) стране» рано или поздно всё равно наступает в духе знаменитой притчи. «Отчее богатство» оскудевает — и вместо прежней первоначальной, пусть и греховной, радости, наступает расплата.
Не только в сфере телесного здоровья — хотя оно «у тех, кому за 40» (а то и раньше) уже далеко не такое, как у «юношей, обдумывающих житьё». То спина заболит, то давление подскочит — да и вместо прежних «вредных вкусностей» всё чаще приходится о «полезной и здоровой пище» с диетами задумываться.
Душевное здоровье с годами, прожитыми в «уклонении от истинной цели», страдает тоже. Просто борются с этим по-разному. Можно глотать всевозможные «психотропы» (транквилизаторы, снотворные, антидепрессанты, проч.), как в США (да и во многих других странах Запада тоже), что по статистике делает до 75% тамошнего населения.
Можно обращать всё большее внимание на водку — а то и задумываться о разных там «травках» и «колёсах». Уже даже не для радости, а чтоб хотя бы притупить нарастающую пустоту, боль, депрессию. А что делать — даже если зачастую деньги и есть, настоящего счастья на них всё равно не купишь…
Расплата за грех
Младший сын был отправлен злым господином пасти даже не овец, а чавкающих свиней. Таким образом, во власти дьявола послать своего раба удовлетворять похоти падшего естества. Обнищавший младший сын рад был кушать те рожки, которыми питались свиньи, но не для человека была эта пища. Грех является состоянием вечной ненасытности, при которой невозможно получить облегчение ни от чего на свете. Не стоит взывать к миру, у него есть только то, что может отравить душу, но не то, что ее питает.
«Притча о блудном сыне» говорит и о том, что Господь щедро утешает тех, кто в конечном итоге приходит к глубокому раскаянию и осознанию своей грешной жизни. Долготерпение и милосердие Господь имеет к каждому человеку, Он снисходителен и к грехам, потому как видит дальше и глубже. Человек же должен ответить Ему только смиренной благодарностью и любовью.
«Притча о блудном сыне» детям будет особенно полезна, так как они только начинают познавать мир во всех его проявлениях и должны быть готовы к любым искушениям, чтобы не впасть в зависимость от греха и всегда жить в мире с Богом.
Старший сын
В это же время возвращался с полевых работ старший сын. Когда он приблизился к дому, то услышал ликование, пение и был очень удивлен этому. Он сильно рассердился, узнав причину этих гуляний. Когда отец позвал его к столу, старший сын выразил ему свою обиду, ведь за столько лет верного служения тот никогда не зарезал для него даже козленка, чтобы он повеселился со своими друзьями. А тут откормленного теленка отец не пожалел для того, кто прокутил все свое наследство с блудницами и вернулся ни с чем. Отец же успокоил его и сказал: «Ты всегда рядом со мною, и все мое — твое, а сейчас нам всем надо радоваться тому, что твой младший брат нашелся живым и невредимым».
Заблуждение взглядов младшего сына
Известная евангельская «Притча о блудном сыне» повествует о том, как младший сын желает удалиться от взора и присмотра отцовского, это ему не нравится, потому что тот ограничивает его в поведении и тратах. Молодой парень горд собой, его высокомерие не знает границ. Он считает, что лучше отца знает, как управлять делами, и надеется вскоре стать более выдающейся личностью, чем он. Все это говорит о том, что гордость человеческая, особенно в молодости, является мощной разрушительной силой.
Однако здесь удивляет и восхищает кротость и доброта отца к своему младшему сыну. Он сразу отдал полагающееся сыну. В отличие от младшего брата старший был более разумным человеком, он, наоборот, пожелал, чтобы отец оставил у себя часть его власти. За это старший сын слышит от отца очень мудрые слова, что все, чем он владеет, в итоге станет его.
Таким образом, получив свое наследство, младший сын отправляется далеко от родного дома, а потом растрачивает его и становится нищим. Именно такое духовное состояние преследует человека, отпавшего от Бога. Тот, кто добровольно идет на грех, растрачивает впустую дары Божьи — свой ум и душевные силы, которые должны служить людям и Богу. Таким образом, душа переходит во власть дьявола, становится заложницей мира и плоти, начинает жить распутно и расточает свое богатство.