Восьмиконечный православный крест: фото, значение, пропорции


Святой крест является символом Господа нашего Иисуса Христа. Каждый истинно верующий человек при виде его невольно исполняется мыслями о предсмертных муках Спасителя, принятых им во избавление нас от вечной смерти, ставшей уделом людей после грехопадения Адама и Евы. Особенную духовную и эмоциональную нагрузку несёт в себе восьмиконечный православный крест. Даже если на нём нет изображения распятия, оно всегда предстаёт нашему внутреннему взору.

Орудие смерти, ставшее символом жизни

Христианский крест – это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов – карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.

В дохристианский период к распятию на кресте приговаривались главным образом разбойники, а затем эту мученическую кончину принимали последователи Иисуса Христа. Особенно частым такое явление было во времена правления императора Нерона. Сама же смерть Спасителя сделала это орудие позора и страданий символом победы добра над злом и света вечной жизни над мраком ада.

Позорная и мучительная казнь

Описание сцены распятия Христа содержится у всех четырех евангелистов, благодаря чему она представляется нам во всех ужасающих подробностях. Известно, что эта казнь, нередко применявшаяся в Древнем Риме и на подконтрольных ему территориях, была не только мучительной, но и самой позорной. Ей подвергались, как правило, наиболее отъявленные преступники: убийцы, разбойники, а также беглые рабы. Кроме того, по еврейскому закону распятый человек считался проклятым. Таким образом иудеи хотели не только подвергнуть ненавистного им Иисуса мучениям, но и опозорить Его перед соотечественниками.

Казни, свершившейся на горе Голгофе, предшествовали длительные побои и издевательства, которые Спасителю пришлось претерпеть от своих мучителей. В 2000 году американской кинокомпанией Icon Productions был снят о распятии Иисуса Христа фильм, который называется «Страсти Христовы». В нем режиссер Мел Гибсон со всей откровенностью показал эти поистине душераздирающие сцены.

Восьмиконечный крест – символ православия

Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение «крест святого Лазаря», это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

Как возник символ креста

Свою историю этот знак ведет с дохристианских времен. Так, древние египтяне использовали крест с кольцом для изображения жизни и богов, вавилоняне — бога небес, ассирийцы — бога Солнца.

В Европе, на Ближнем Востоке, в Америке — повсеместно язычники использовали изображение креста (геометрической фигуры, чаще всего состоящей из скрещенных под углом 90° линий) для изображения природных сил. Сакральный смысл в него вкладывали еще идолопоклонники, называя его символом новой жизни, это же значение позднее употребляется и христианами.

Внешние особенности православного креста

Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя — большая, а верхняя — малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.

Другое название восьмиконечного православного креста

Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники — по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.

Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой Понтия Пилата было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках – арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина. Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.

Традиционные виды крестов

Кресты разного формата можно увидеть на куполах храмов, иконах, церковной атрибутике и в качестве украшений. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, однако, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Четырехконечная форма

Такой вид нательного крестика чаще всего встречается у христиан на Западе. Такая символика встречалась еще на развалинах древних римских часовен, поэтому католики до сих пор отдают предпочтение именно такому символу веры.

Восьмиконечная форма

Такой крест — традиционный символ веры в православии, он точно отображает тот крест, на котором принял свою смерть Спаситель. Первая перекладина изображает табличку с именем Иисуса Христа, нижняя — подставку для ног. Перекладина для ног всегда наклонена влево.

Это объясняется тем, что преступник, который находился справа от Христа, покаялся. Грешник признал Христа Господом и был удостоен Царствия Небесного. Второй же разбойник преступными словами осложнил свое положение. Его нераскаянные грехи стали причиной, по которой он отправился в ад.

Шестиконечная форма

Подобная символика была распространена среди христиан Древней Руси. На ней, также как и на восьмиконечной, есть перекладина для ног. Нижний ее край напоминает о грехах, тянущих душу вниз, в преисподнюю. Верхний конец символизирует освобождение, которое получает раскаявшийся грешник.

Важно! Сила креста заключена не в его внешнем виде. Его чудотворность — в силе Сына Божьего, победившего смерть. Крест любой формы признается Церковью, если он помогает человеку укрепиться в вере.

О законе золотого сечения

Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону золотого сечения. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.

Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.

Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.

Название восьмиконечного православного креста

Закон построения православного креста

На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного христианского символа. Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.

Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.

Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.

Причтенный к злодеям

В описании казни говорится о том, что перед распятием Христа воины поднесли Ему для облегчения страданий кислого вина, в которое были добавлены горькие вещества. Как видно, даже этим огрубевшим людям было не чуждо сострадание к чужой боли. Однако Иисус отверг их предложение, желая в полной мере претерпеть мучения, добровольно взятые Им на Себя за людские грехи.

Христос, распятый между двух разбойников

Чтобы унизить Иисуса в глазах народа, палачи распяли Его между двумя разбойниками, приговоренными к смерти за совершенные ими злодеяния. Однако тем самым они, не сознавая того, наглядно продемонстрировали исполнение слов библейского пророка Исайи, за семь веков до этого предсказавшего, что грядущий Мессия будет «к злодеям причтен».

Крест Голгофа

Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.

Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета — с Ветхим.

Уникальность христианской догмы

Характерно, что практически во всех иных религиях догмат об искупительной жертве Спасителя отсутствует, или предельно искажен. Например, в иудаизме считается, что первородный грех, совершенный Адамом и Евой, не распространяется на их потомков, и поэтому распятие Христа не является актом спасения людей от вечной смерти. То же можно сказать и об исламе, где обретение райских блаженств гарантировано всем, кто в точности исполняет требования Корана. Не содержит в себе идею искупительной жертвы и буддизм, также входящий в число ведущих мировых религий.

Что же касается язычества, активно противостоявшего зарождавшемуся христианству, то и на самом высоком взлете своей античной философии оно не поднималось до понимания того, что, именно распятие Христа открыло людям путь в вечную жизнь. В одном из своих посланий апостол Павел писал, что сама проповедь распятого Бога для эллинов казалась безумием.

Таким образом, лишь только христианство со всей очевидностью донесло людям известие о том, что они искуплены Кровью Спасителя. И, став Его духовными чадами, получили возможность войти в Царство Небесное. Недаром в Пасхальном тропаре поется, что всем живущим на земле господь даровал жизнь «Смертью смерть поправ», а иконе «Распятие Христа» в православных храмах отводится самое почетное место.

Смысл изображения копья на кресте Голгофа

Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья. Знакомые с текстом Евангелия от Иоанна хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода. Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.

В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства – Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.

Что такое распятие на кресте?

Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы…

Кадр из фильма «Страсти Христовы», 2004 Фото Афиша. ру

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.

Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.

На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.

…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.

Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.

Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с XV-го — XVII-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.

Значение изображения трости и губки

Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.

Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца. В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса. Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.

Бог и наши страдания

Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога.

Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог.

Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания – несением креста.

Но не всякое страдание может быть несением креста. В испытаниях человек может отвергать Бога, хулить Его, бунтовать против Бога, ненавидеть и себя, и других, впадать в отчаяние и терять веру. В данном случае, нельзя назвать это несением креста, потому что крест спасает человека, а не губит.

Символические надписи на монашеском кресте

У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины. Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя – Иисус Христос. Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями – славянским начертанием слов «Сын Божий» и греческим НИКА, что в переводе означает «победитель».

Восьмиконечный православный крест нательный

На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней — «Царь Славы». Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа. Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».

Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А – Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.

Различия православного и католического креста

В христианстве используется несколько форм креста: в католицизме — латинский четырехконечный, который русские иногда называют «крыжем» (обрезком, обрубком), в противовес православному восьмиконечному — четырехконечному кресту, дополненному двумя перекладинами. В древности православные предпочитали использовать шестиконечный (патриарший) крест, без одной поперечины.

Две дополнительные перекладины восьмиконечного креста имеют свое значение: на верхней дощечке, титле, после распятия для дополнительного унижения было написано имя «Иисус, царь иудейский», (на распятиях пишут на латыни INRI, на старославянском — INЦI), а нижняя — подножие — была прибита на Голгофе. Нижняя поперечина была основой для ступней, казнимый имел возможность опереться и передохнуть, тем самым его страдания продлевались, смерть наступала не от кровопотери, а от удушья. Сам же Христос нес на себе четырехконечный крест к месту казни.

Изображение такого креста наиболее часто встречается в древних катакомбах и берет свое начало с тех пор, как сам Бог показал знамение четырехконечного креста блаженному Царю Константину с войском. Получившееся из пересекающихся солнечных лучей изображение креста и пророческая надпись «Сим побеждай» обеспечило победу войску, с тех пор крест называют символом победы, в религиозном плане он означает смену язычества христианством.

Различаются кресты у православных и католиков и количеством гвоздей. Первые уверены, что их было четыре (для каждой руки и ноги), а вторые утверждают, что один для ног был общий. Такая традиция изображения берет начало, видимо, в «тех самых» трех гвоздях, считающихся священной реликвией, хранящихся в Риме: четвертого гвоздя либо не было вовсе, либо он был утерян.

Исследования другой реликвии — Туринской плащаницы — позволяют реконструировать процесс казни. По мнению ученых, каждая нога была прибита отдельным гвоздем, таким образом мучения распятого продлевались. Изображение левой ноги над правой, как бы скрещенных, получилось уже после снятия с креста.

Бессмертие, дарованное по вере

Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.

В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы. Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни. От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.

Нательный символ христианской веры

Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.

Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII–XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Два вида нательных крестов в Древней Руси

На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида нательных крестов. Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.

Наряду с ними появились и так называемые энколпионы – также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в наперсные кресты священников и митрополитов.

Как выбрать себе нательный крест

Ассортимент нательных крестов на прилавках церковных лавок и ювелирных магазинов огромен, но часто продавцы сами путаются в многообразии форм. Перед покупкой следует разобраться в этом вопросе, так как крест — не просто талисман или ювелирное украшение.

Православная религия допускает использование любых форм крестиков, католицизм традиционно приветствует ношение четырехконечного креста.

Крестик можно купить:

  1. В церковной лавке или киоске, в котором продают церковные атрибуты. Там продают уже заранее освященные крестики. Можно выбрать крест из благородных металлов, простой металлический крестик или деревянный. Стоимость крестика не имеет значения и никак не отражается на качестве жизни его владельца.
  2. В ювелирном магазине. Нательный крестик можно выбрать на свой вкус, а затем отнести в ближайшую церковь и освятить.

Многие православные кресты лишены ювелирных изысков. Они не являются украшениями в прямом смысле этого слова. Не зря ведь крест называется нательным — он прилегает к телу и зачастую бывает спрятан под одеждой. Это не бытовой атрибут, призванный украсить повседневный образ, а символ веры и принадлежности к христианству.

С другой стороны, выполнение изделия из драгоценных металлов и украшение орнаментами не возбраняется. Нет единого канона и в отношении размера нательного крестика. Любой размер изделия будет допустимым.

Интересно знать! Иногда верующие говорят: «Он несет свой крест». Этой фразой обозначают трудности, с которыми человек сталкивается на протяжении жизненного пути. Таким образом, неся свой крест, каждый человек совершает жизненный подвиг, в соответствии с заповедями Божьими.

Главный символ гуманизма и человеколюбия

За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.

Восьмиконечный православный крест пропорции

Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла – видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: