Великий Пост. Что делать и что нельзя делать. Строгий пост

В 2022 году Великий пост начинается с 15 марта и длится до 1 мая. Большинство из нас на время Великого поста отказывается от мясной и молочной пищи, считая, что для соблюдения поста – это самое главное. На самом деле все гораздо сложнее. Существует ряд условий, которые должен выполнять тот, кто хочет действительно пройти путь духовного очищения.

великий пост 2020

Shutterstock

Несмотря на то, что ограничения в пище являются важной составляющей Великого поста, истинный его смысл совсем не голодании. Чтобы проникнуться духом очищения и переосмысления своей жизни, надо не только ограничить себя в питании, но и заняться своей духовной жизнью. Иначе это будет не пост, а просто не слишком удачная диета: как показывает практика, часто такие «постящиеся» набирают от 3 до 5 лишних килограммов.

Итак, чего же нельзя делать тем, кто относится к Великому посту серьезно и вдумчиво?

Великий пост – зачем он нужен?

Еще в первые христианские времена люди, желавшие креститься, некоторое время перед крещением соблюдали пост. При этом таинство Крещения в древности часто Впоследствии из этого поста возник пост перед Святой Пасхой. Если проводить аналогию с крещавшимся, Великий пост дает нам возможность подготовиться и достойно встретить Христа и Праздник Его Воскресения.

Время поста – очень важный период для христиан: мы можем проверить себя, воспитать, сделать немножко лучше и чище. Сознательно лишая себя чего-то, мы обязательно приобретем что-то очень важное. Поэтому в пост мы добровольно лишаем себя каких-либо житейских удобств, тем самым освобождая место для духовных ценностей.

Первые сорок дней поста установлены в память о том, как Сам Господь, удалившись в пустыню, молился перед началом Своего пути на Голгофу. За ними следует Страстная седмица, богослужения которой подробно рассказывают о последних днях перед Распятием Спасителя, Его страданиях и смерти.

Участие в жизни Церкви в этот период позволяет человеку соприкоснуться с событиями, которые произошли две тысячи лет назад, но имеют прямое отношение к каждому из нас и сейчас. Ежедневная суета отвлекает, множество дел и забот не оставляют возможности остановиться и задуматься. И Великий пост нужен как раз для того, чтобы мы сделали паузу и хотя бы небольшую часть года посвятили не внешнему, а внутреннему, заглянули в свое сердце, очистили душу. И тогда Воскресение Христово будет для нас не просто праздником из календаря, а величайшим событием в истории человечества, случившееся не «когда-то давно», а касающееся каждого из нас лично. Великий пост позволяет не терять это ощущение.

Как правильно поститься?

Разъяснения о том, как правильно поститься, содержатся в богослужебной книге Типикон. Воздержание в гастрономическом плане предполагает полное отречение от мясных и молочных продуктов, от яиц, рыбы и по будням – от растительного масла. В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.

Устав, который дается в Типиконе – это срединная модель нашего поста. Вместе с духовником (а не самостоятельно) человек определяет, как ему поститься – более или менее строго. Послабление поста разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим и так далее – Церковь находит для человека много оправдательных моментов. Однако важно помнить, что определять и соблюдать меру поста мы с вами должны по совести.

Главный смысл поста не в голодании, а в труде души. А еда должна быть простой, но достаточной для сохранения сил и на молитву, и на повседневные дела. Важно также не осуждать тех, кто поститься менее строго. А гордость за свои «постные подвиги» так и вовсе сводит все старания к нулю.

Нужно стараться не обижать окружающих, внимательно следить за своей жизнью и стараться избавиться от грехов и вредных привычек. Господь слышит тех, кто кается, искренне хочет измениться и обращается к Нему за помощью в этом. Поэтому по возможности следует чаще исповедоваться и причащаться хотя бы в дни Великого поста.

На нужный лад настраивают и особенные богослужения этого периода. Поэтому важно не только внимательно отнестись к гастрономическому посту, но и распределить свои силы и время так, чтобы чаще бывать в храме на неповторимых великопостных службах и молиться дома.

Великий пост: что запрещается делать?

Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу. А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены.

В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время – таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения.

Легко было бы сказать: в Великий пост запрещается грешить! Но ведь бежать от греха, который разрушает наши души и наши жизни, нужно всегда, а не только в определенные для этого календарные периоды. Было бы здорово, если бы можно было выкинуть грех из нашей жизни, как ненужный мусор, одним волевым усилием. Но он коварен, и борьбу с ним человек вынужден вести каждый день. В дни поста Церковь призывает верующих уделять этому труду больше внимания, больше сил.

Слово «запрещается», пожалуй, не совсем верно характеризует правила Великого поста. И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его. В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем. Христианство – это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу.

Как правильно выбрать продукты для поста

При выборе продуктов, нужно обращать внимание на их состав, особенно это касается хлебобулочных изделий. Если в них содержатся яйца, молоко, масло, то они не подходят для постящегося христианина.

Диетологи рекомендуют «окружать» себя правильными продуктами, которые станут источниками энергии и витаминов:

  • фасоль;
  • соя;
  • нут;
  • рис и булгур;
  • макаронные изделия на основе воды;
  • орехи;
  • сухофрукты;
  • мед;
  • растительное молоко.

Великий пост: кто может не соблюдать?

Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее – Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником.

Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост – это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый.

Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное. Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной (домашней, индивидуальной) молитвы есть у всех. Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой. Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил.

Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется.

Почему Великий пост начинается в разное время?

Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником.

Праздником – потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом!» Передвижным – потому что его продолжительность всегда одинаковая, и всегда он начинается за 48 дней до Пасхи. Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя – то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта.

Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля.

Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха – воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника (в Католической – со среды), а заканчивается – в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника.

Тра­пеза во время Поста

Пра­во­слав­ная Цер­ковь уста­но­вила четыре про­дол­жи­тель­ных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них гото­вит хри­сти­а­нина к одному из важ­ней­ших Цер­ков­ных Празд­ни­ков, и каждый имеет раз­лич­ное посвя­ще­ние. Самый древ­ний, самый про­дол­жи­тель­ный, самый стро­гий и самый важный Пост – Вели­кий. Он явля­ется под­го­тов­кой ко встрече Страст­ной Сед­мицы и Пасхи Хри­сто­вой. Вели­кий Пост пред­ла­га­ется нам весной и по сви­де­тель­ству Цер­ков­ного Пре­да­ния, зафик­си­ро­ван­ного в Бого­слу­же­нии, сам есть «весна духов­ная» ко обнов­ле­нию наших духов­ных чувств и бла­го­че­сти­вых мыслей. Длится Вели­кий Пост 49 дней. В Типи­коне он име­ну­ется «Святая Четы­ре­де­сят­ница», и самим назва­нием под­чер­ки­ва­ется особая бла­го­дать этих дней. Наиме­но­ва­ние «Четы­ре­де­сят­ница» от цер­ковно-сла­вян­ского чис­ли­тель­ного «четы­ре­де­сять», т.е. «сорок» – не слу­чайно. Соб­ственно Вели­кий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исклю­ча­ются дву­на­де­ся­тые празд­ники Бла­го­ве­ще­ния и Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, в кото­рые пост послаб­ля­ется и на языке Типи­кона уже не может име­но­ваться постом в стро­гом смысле, а также 6 дней Страст­ной Сед­мицы, кото­рые обра­зуют особый Бого­слу­жеб­ный и аске­ти­че­ский цикл – Пост Страст­ной Сед­мицы.

Второй Гос­под­ский Пост – зимний, Рож­де­ствен­ский. Он также про­дол­жи­те­лен – длится 40 дней, и явля­ется под­го­тов­кой ко вто­рому по зна­чи­мо­сти Еван­гель­скому собы­тию после Вос­кре­се­ния Хри­стова – Рож­де­ству.

Третий Пост – осен­ний, Успен­ский. Посвя­щен Божией Матери и гото­вит нас к глав­ному Бого­ро­дич­ному празд­нику – празд­нику Успе­ния. Он самый крат­кий, длится всего 14 дней, но по стро­го­сти при­рав­нен к Вели­кому Посту.

Чет­вер­тый Пост – летний, Пет­ров­ский. Это – апо­столь­ский пост, кото­рый посвя­щен трудам и подвигу святых Апо­сто­лов, донес­ших до нас и до всех наро­дов Свет веры Хри­сто­вой. Завер­ша­ется он Празд­ни­ком святых Апо­сто­лов Петра и Павла. Исто­ри­че­ски он пред­на­зна­чался для тех, кто нару­шил или по каким-то при­чи­нам не смог выдер­жать Вели­кий Пост. А позд­нее рас­про­стра­нился на всех хри­стиан. Длина этого Поста в разные годы раз­лична, потому что зави­сит от Пасхи. Начи­на­ется он в поне­дель­ник после Недели Всех святых, а завер­ша­ется 29 июня/12 июля. Соот­вет­ственно про­дол­жи­тель­ность его варьи­ру­ется от 11 до 42 дней.

В разные Посты устав о тра­пезе раз­ли­ча­ется, поэтому скажем о каждом Посте особо.

Почему Великий пост длится 49 дней?

Великий пост состоит из двух периодов – Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне (оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения) и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста – это отдельное событие (раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой), когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения.

Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию. Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами (Литургия Преждеосвященных Даров). В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди.

В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели.

Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад. Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть. А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда.

Почему нельзя жениться в пост?

Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания.

Создание новой семьи – это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста – время для молитвы и покаяния. Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием – насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению – и все эти навыки необходимы в семье.

Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится. Церковь начинает совершать таинство брака только по завершении Светлой седмицы, то есть в следующее после Пасхи воскресенье. Все дело в том, что ликование о Воскресении Христовом, столь велико и всеобъемлюще, что не стоит добавлять к нему еще и свою, безусловно, важную, но все же личную радость. Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой.

Впрочем, бывают ситуации, когда людям по той или иной причине необходимо зарегистрировать свои отношения именно в период поста. Не будет никакого греха в том, что они поставят свои подписи в ЗАГСе даже в великопостные дни. А вот повенчаться им придется уже после Пасхи. Так же, как и перенести празднование свадьбы, если оно для них важно.

Успен­ский пост

Через месяц после апо­столь­ского поста насту­пает стро­гий Успен­ский пост. Он уста­нов­лен перед вели­ким празд­ни­ком Успе­ния Божией Матери и про­дол­жа­ется две недели – с 14 по 27 авгу­ста. Успен­ским постом Цер­ковь при­зы­вает, нас под­ра­жать Божией Матери, Кото­рая перед пере­се­ле­нием Своим на небо непре­станно пре­бы­вала в посте и молитве. Бла­жен­ный Симеон Фес­са­ло­ни­кий­ский пишет: «Пост в авгу­сте (Успен­ский) учре­жден в честь Матери Божия Слова, Кото­рая, узнавши Свое пре­став­ле­ние, как всегда под­ви­за­лась и пости­лась за нас, хотя, будучи святой и непо­роч­ной, и не имела нужды в посте; так осо­бенно Она моли­лась о нас, когда наме­ре­ва­лась перейти от здеш­ней жизни к буду­щей и когда Ее бла­жен­ная душа имела чрез Боже­ствен­ного Духа соеди­ниться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и вос­пе­вать Ее, под­ра­жая житию Ее и про­буж­дая Ее тем к молитве за нас. Неко­то­рые, впро­чем, гово­рят, что этот пост учре­жден по случаю двух празд­ни­ков, то есть Пре­об­ра­же­ния и Успе­ния. И я также считаю необ­хо­ди­мым вос­по­ми­на­ния обоих этих двух празд­ни­ков, одного – как пода­ю­щего нам освя­ще­ние, а дру­гого – уми­ло­стив­ле­ние и хода­тай­ство за нас».

На первый день Успен­ского поста при­хо­дится празд­ник «Про­ис­хож­де­ние (изне­се­ние) Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня». Он был уста­нов­лен в Кон­стан­ти­но­поле для избав­ле­ния от болез­ней, часто бывав­ших там в авгу­сте. В этот день из цар­ской сокро­вищ­ницы в Софий­ском соборе пола­гался Крест, на кото­ром был распят Гос­подь наш Иисус Хри­стос, и народ, при­кла­ды­ва­ясь к нему, исце­лялся. В храмах в этот день совер­ша­ется покло­не­ние Кресту и малое освя­ще­ния воды. Вместе с водой освя­ща­ется также и мед нового сбора, поэтому этот день еще назы­вают «Медо­вый Спас».

На время поста, как уже упо­ми­на­лось, при­хо­дится дву­на­де­ся­тый празд­ник – Пре­об­ра­же­ние Гос­подне (19 авгу­ста).

Этот день посвя­щен вос­по­ми­на­нию о зна­ме­на­тель­ном собы­тии на горе Фавор, где Хри­стос пре­об­ра­зился перед уче­ни­ками в Своей Боже­ствен­ной славе, яви­лись про­роки Моисей и Илия и раз­дался глас с небес: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, Его слу­шайте». Празд­но­ва­нием Пре­об­ра­же­ния Цер­ковь испо­ве­дует соеди­не­ние во Христе двух естеств: чело­ве­че­ского и Боже­ствен­ного. Смысл Пре­об­ра­же­ния Христа в том, что Хри­стос откры­вает дорогу и надежду на пре­об­ра­же­ние всего чело­ве­че­ства.

В храмах в этот день совер­ша­ется освя­ще­ние плодов – вино­града и яблок и бла­го­слов­ля­ется их вку­ше­ние. Отсюда и второе назва­ние – «Яблоч­ный Спас».

По стро­го­сти соблю­де­ния Успен­ский пост при­рав­ни­ва­ется к Вели­кому (без мясных, молоч­ных и рыбных про­дук­тов). В суб­боту и вос­кре­се­нье раз­ре­ша­ется рас­ти­тель­ное масло. И только один раз за весь пост раз­ре­ша­ется вку­шать рыбу – в празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­подня. Если конец поста (Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы) при­дется на среду или пят­ницу, то этот день – также рыбный, а раз­го­вев пере­но­сится на сле­ду­ю­щий день.

Закан­чи­ва­ется пост празд­ни­ком Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы. 27 авгу­ста за вечер­ним бого­слу­же­нием во всех церк­вах выно­сят для покло­не­ния из алтаря Пла­ща­ницу с изоб­ра­же­нием Божией Матери. Пла­ща­ница нахо­дится посреди храма до чина погре­бе­ния, когда ее крест­ным ходом про­не­сут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Воз­не­се­ния Гос­пода Иисуса Христа жила в доме свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. Одна­жды, когда Она была в Геф­си­ман­ском саду, Ей явился архан­гел Гав­риил. Он воз­ве­стил Царице Небес­ной, что через три дня Ей пред­стоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сде­ла­лось так, что ко вре­мени Ее Успе­ния в Иеру­са­лим из даль­них стран стали чудес­ным обра­зом соби­раться апо­столы. Во время общей молитвы, в тре­тьем часу, когда должно было совер­шиться Успе­ние Бого­ро­дицы, «обли­стал неиз­ре­чен­ный Свет Боже­ствен­ной Славы, пред кото­рым померкли пылав­шие свечи», и сошел Сам Хри­стос, окру­жен­ный архан­ге­лами и анге­лами. Святые апо­столы понесли одр, на кото­ром лежало тело Пре­свя­той Бого­ро­дицы, через весь Иеру­са­лим в Геф­си­ма­нию. Над про­цес­сией появи­лось облако света и послы­ша­лись звуки небес­ной музыки. Пер­во­свя­щен­ник Афония, желая оста­но­вить шествие, попы­тался опро­ки­нуть одр, но ангел Гос­по­день огнен­ным мечом отсек его руки. Афония рас­ка­ялся, полу­чил исце­ле­ние и стал испо­ве­до­вать учение Христа. К вечеру святые апо­столы поло­жили тело Пре­свя­той Бого­ро­дицы во гроб и закрыли вход в пещеру боль­шим камнем.

По Божи­ему Про­мыслу, апо­стол Фома не при­сут­ство­вал при погре­бе­нии Бого­ро­дицы. Он пришел в Иеру­са­лим на третий день и стал пла­кать возле гроба. Апо­столы сжа­ли­лись над ним и отва­лили камень от гроба, чтобы Фома мог при­ло­житься к свя­тому телу Прис­но­девы. Но тело Пре­чи­стой исчезло. В пещере лежали только погре­баль­ные пелены. Бого­ро­дица была взята на небо в теле. Вече­ром того же дня Матерь Божия яви­лась апо­сто­лам за тра­пе­зой и про­из­несла: «Радуй­тесь! Я с вами во все дни». В ответ апо­столы, подняв часть хлеба, вос­клик­нули: «Пре­свя­тая Бого­ро­дица, помо­гай нам». В память об этом в мона­сты­рях совер­ша­ется чин пана­гии – воз­но­ше­ние части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пят­ни­цам в период от окон­ча­ния Успен­ского поста до начала Рож­де­ствен­ского (осен­ний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пят­ни­цам рыба раз­ре­шена только в дни дву­на­де­ся­тых и хра­мо­вых празд­ни­ков. Пища с рас­ти­тель­ным маслом в среду и пят­ницу раз­ре­шена лишь в том случае, если на эти дни выпали празд­ники памяти вели­кого свя­того с поли­е­лей­ной служ­бой нака­нуне.

Можно ли курить или пить алкоголь в пост?

По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль (приблизительно две чашки), но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот.

Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития.

Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придется жалеть. В пост мы стараемся избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения.

Табакокурение в Великий пост, как и любая сильно давлеющая над нами страсть, конечно, плохо совместимо с самой идеей поста. Именно поэтому это идеальный момент для того, чтобы бросить курить. Обратившись с молитвой к Господу и попросив у него помощи в этом непросто деле, даже заядлые курильщики справляются. В том, конечно, случае, когда решительно настраиваются на реальную борьбу со своей страстью во время поста. При этом, конечно, это может не получится сразу, но не стоит отчаиваться. Вы можете для начала просто сократить количество сигарет в день, но сделать это решительно.

Но важно отметить, что неспособность отказаться от дурной привычки не должна быть для человека преградой на пути к Богу. Неправильно будет сказать: «Я курю (или выпиваю), а потому не буду поститься вовсе и в храм не пойду». Пусть для начала будет сделан малый шаг (например, уменьшено количество выкуриваемых в день сигарет), но не будет утеряно стремление идти за Христом. И с Божьей помощью постепенно человек будет меняться, если сам не будет закрывать для себя такую возможность.

Какие можно пить напитки

Напитки, употребляемые во время поста, должны быть натуральными. В этом случае они будут не только утолять жажду, но и дарить заряд бодрости; обогащать организм витаминами.

Разрешается пить:

  • компоты;
  • морсы;
  • кисель;
  • соки;
  • какао (без добавления молока);
  • чай;
  • миндальное, кокосовое, соевое молоко.

Что касается кофе, то его можно употреблять во время поста за исключением периода сухоядения. Вообще в это время разрешается пить только воду и чай. В остальные дни можно употреблять все вышеперечисленные напитки.

Православным разрешается в меру выпить красное не крепленое вино.

Сухояде́ние — одна из строгих степеней поста, термин в монастырском Уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, неварёная пища, свежие, сушеные или моченые овощи и фрукты. Википедия

Можно ли есть морепродукты в пост?

Да, для поддержания сил в определенные дни разрешается употреблять в пищу морепродукты.

Впрочем, одни верующие считают, что «морские гады», как еще называют моллюсков, это почти растительная пища, а другие предпочитают все же обойтись без них. Решение о том, можно ли есть кальмары или мидии в эти дни, нужно принимать руководствуясь реальными потребностями. Если человек много работает, учится, занимается тяжелым физическим трудом или спортом, безусловно, ему необходимо восполнять недостаток белка в организме, и морепродукты как нельзя лучше для этого подходят в дни поста. Но стоит обойтись без них в дни, которые в календаре отмечены как особенно строгие.

Важно учитывать, что еда в дни поста должна быть простой. Существует даже великопостная традиция средства, сэкономленные на дорогих мясных и молочных продуктах, жертвовать на дела милосердия. При этом многие «дары моря» стоят гораздо дороже, чем привычная всем курица. Поэтому специально составлять свой великопостный рацион из морских деликатесов не нужно. Еда должна быть скромной, но полезной и позволяющей избежать в сложный весенний период истощения и авитаминоза.

Верующие, берущие на себя обязательство поститься без каких-либо послаблений, от морепродуктов предпочитают отказаться. Но даже им, не задумываясь, в любой день можно есть морскую капусту. И уж точно даже максимально строго постящимся можно есть морепродукты в праздники, когда монастырский устав разрешает рыбу или рыбную икру, — в Благовещение (7 апреля), Лазареву субботу и Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи).

Почему нельзя растительное масло в пост?

По Типикону, пост – это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается в праздничные и выходные дни. Но это мера очень строгого монашеского поста.

Обычно миряне (то есть не монахи) все же едят растительное масло и в будние дни. Условия жизни современного человека отличаются от тех, в которых существовали древние монахи, заложившие принципы и правила пищевого поста много веков назад. Во многом изменились состав и качество продуктов. Поэтому современный человек далеко не всегда может, следуя указаниям календаря, практиковать сухоядение. Более того, большинству из нас сегодня питаться всухомятку запретят врачи. Все это необходимо учитывать, решая, что именно будет у вас на столе в Великий пост.

Важно понимать, что человек грешит не в тот момент, когда добавляет ложку масла в салат или жарит на масле картошку, а когда осуждает, гневается и раздражается, когда обижает ближнего и не хочет прощать другого. Иногда слишком большое внимание к постному столу сбивает фокус внимания с самого главного – с того, что происходит в душе. Но пищевое воздержание должно, наоборот, помогать христианину не придавать слишком большое значение еде, чтобы выделить больше сил и времени для молитвы, духовного чтения, размышлений и покаяния.

Постные рецепты

Что можно и что нельзя есть в пост 2022

  1. Рассольник: для приготовления понадобится перловая крупа (100г), соленые огурцы (2 шт.), морковка (1 шт.), картофель (3 шт.), лук (2 шт.), лавр (2 шт.), растительное масло (2 ст.л.), соль и специи (по вкусу).
  2. Гречневая каша с грибами готовится легко и быстро; получается вкусной и полезной. Ингредиентов нужно немного: гречка (1,5 стакана), свежие грибы (300г), лук (1 шт.), растительное масло (3 ст.л.), соль и перец (по вкусу).
  3. Печеные яблоки с медом станут отличным десертом в пост. Для приготовления сладости нужно купить 6 больших яблок, жидкий мед (6 средних ложек), грецкие орехи (10 шт.), изюм (3 ст.л.), корицу (0,5 ч.л.). У яблок удаляется верхняя сердцевина, внутрь кладутся измельченные ингредиенты, которые сверху поливаются медом. Фрукты запекаются в духовке (180 °C) в течение 20 минут.

Самое главное условие постного блюда — отсутствие мяса и других продуктов животного происхождения.

Если нарушил пост: что делать?

Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное — не отступать, продолжать свой покаянный постный путь в ожидании радости Пасхи — Светлого Христова Воскресения.

На Пасхальном богослужении каждый год читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, в котором говорится о том, что наступает Праздник для всех – для постившихся и для непостившихся, для тех, кто воздерживался с самого начала, и тех, кто присоединился позже.

Это, конечно, не повод, чтобы отказываться от следования уставным предписаниям, но это повод, чтобы не отчаиваться, если пост проходит не так идеально, как хотелось бы.

А ведь даже если мы сможем на весь этот период отказаться от пищи, которую считаем скоромной (непостной), сможем ли мы совсем-совсем не раздражаться, не обижаться, не осуждать других? Сможем ли мы настолько очистить свое сердце и свою душу, что не будем допускать даже в мыслях никакого греха? Сможем ли, в точности следуя уставным предписаниям, не впасть в гордыню? А разве не будет все это нарушением поста?

Так что, если нарушил пост, надо не бросать свои старания, а обязательно идти дальше. Пасха – великий праздник для всех, но потрудившийся ради Господа ярче почувствует пасхальную радость.

Если согрешил в Великий пост – Бог не простит?

Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Наша земная жизнь направлена либо на борьбу с грехом, либо на укоренение в своей жизни греховного начала.

Если человек выбирает борьбу с грехом, он должен каяться и стараться в дальнейшем не согрешать, а если снова падает – то приносить еще большее покаяние, возлагать на себя еще большие труды, дабы некогда было грешить.

Нет, наверное, человека, который не оступаясь пройдет по великопостному пути. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А потому надо быть внимательным к себе и иметь желание исправлять ошибки. И если мы будем просить у Господа за свои грехи прощения искренне, Он, видя это, будет прощать по Своему великому милосердию и любви.

Другое дело, если человек выбирает для себя путь «не согрешишь – не покаешься». То есть сам позволяет себе многое, думая: «сейчас сделаю, как мне нравится, а потом просто на исповеди батюшке расскажу». В таком случае таинство покаяния превращается в профанацию, а человек не ведет борьбу со страстями, а ищет уловки, чтобы продолжать грешить.

А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха.

Возможные проблемы при соблюдении поста

Для здорового человека воздержание в еде неопасно. Наоборот, способствует очищению организма. Проблемы могут наступить, если у христианина имеется хроническое заболевание, которое может обостриться во время поста. Поэтому, прежде, чем ограничивать себя в еде, следует проконсультироваться у лечащего врача.

Интересно! Считается, что слово «пост» имеет греческое происхождение. Оно появилось от слова apastia. В переводе означало «человек, который ничего не ест».

Что касается духовной стороны, то православный в первые дни может испытывать подавленность, раздражение, упадок сил. Главная задача постящегося — сохранить душевное спокойствие. В такие моменты рекомендуется читать молитвы.

Если День рождения в Великий пост – можно ли отмечать, или это грех?

Смотря как вы отмечаете День рождения. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера – такой праздник лучше не отмечать.

Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, – такой День рождения вполне можно отметить.

А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить – «а без этого что за праздник?!» – будет неправильно. Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь.

В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная.

Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция – в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»? Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли?

Если приглашают в гости в Великий пост – нужно отказаться?

Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть, прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица.

Пост – это не только, и не столько отказ от определенной еды и увеселительных мероприятий. Это период, когда каждый верующий старается стать чуточку лучше, научиться с большей любовью относиться к окружающим. И наша забота о близких может проявляться как раз в том, чтобы быть рядом с ними без поучений и навязывания наших собственных представлений. Забота может быть и в старании не обидеть человека своим отказом. Для этого нужно смирение и благоразумие – а ведь именно эти добродетели и нужно развивать в себе в дни Великого поста.

Хотя, конечно, если, например, в дни Страстной седмицы, когда нужно быть в храме, вас приглашают на шашклыки, отказаться придется. Но всегда можно найти способ, как сделать это корректно и как продемонстрировать человеку, что общение важно для вас, но на этот раз есть необходимость его перенести на более подходящее время.

Чем заняться в пост или постимся постом приятным

Главная > Читайте вместе с нами > Чем заняться в пост или постимся постом приятным

Великий пост — это важная составляющая духовной жизни человека. В это время Церковь нас приглашает всмотреться в колею своей жизни и пересмотреть все, что мы считаем правдой и правильным.

Простое наблюдение за собой приведет нас к выводу, что мы живем привычками и шаблонами (привычка обижаться, привычка осуждать, привычка наедаться, привычка гулять по интернету и смотреть телевизор и т. д.). Как пишет свт. Иоанн Златоуст, цель поста заключается в том, чтобы учиться «не безрассудно раболепствовать привычке, а устроять свою жизнь согласно с разумом». Важно во всем этом разобраться, чтобы иметь силы отказаться. Почему я переедаю? Для чего мне осуждение? Что дает мне злость на супруга/супругу?

Поэтому мы постимся в пище, интенсивнее участвуем в церковной молитве, в Таинствах Покаяния, Причащения и Соборования, читаем Св. Писание и духовную литературу. Чтобы с помощью Божьей вглядеться в свою жизнь, в свой стиль жизни и с Господом выйти на «путь жизни» (ср. Иерем. 21, 8).

Правда жизни.

Все это так, но большинство из нас живет на другой высоте.

Хотя начиналось все как нельзя лучше: вечер прощеного воскресенья с его умилительным чином прощения окончательно утвердил в нас желание что-то менять в себе. И правда: это как-то не правильно, что я вспоминаю о своем христианстве только вечером накануне поста. Тогда, вечером перед постом, обзванивая своих знакомых и друзей, чтобы попросить у них прощение, мы решаемся поститься и молиться.

На первой неделе резко меняется меню (от такой перемены аж дух захватывает — хотя бы в этом что-то поменялось в жизни); после работы стараемся приходить в храм, чтобы послушать канон прп. Андрея Критского с такими правильными, а главное, правдивыми характеристиками состояния моей души; проходит первое воскресенье поста с его «Торжеством Православия» и начинаются будни.

Праздники закончились, желания перемен поубавилось, потому что уже привыкли к постному времяпровождению и возникает вопрос: что дальше? Ведь поститься вроде бы надо, а по честному не хочется.

И многие приспосабливаются к посту — пусть не как к наказанию, а просто как к некоей данности… Одни продолжают поститься, ходить на богослужение по выходным, но не требуя от себя большего. Другие меняют способ поведения на «постный», т. е. начинают ходить вкрадчивой походкой, меньше улыбаться, больше думать. Но так будет продолжаться до Пасхи, а там уже можно и пожить своей настоящей жизнью.

Что с этим делать?

Мы привыкли проживать пост как неизбежный период перед Пасхой. От этого воспринимаем его как некое телесное испытание, к тому же не самое приятное. И так будет продолжаться, пока мы в посте будем видеть только воздержание от пищи. Но главная забота поста не о пище, а о нас, о нашем беспорядке, о нашей духовной бесцельности.

Так давайте посмотрим на пост не как на повинность, а как на возможность!

Пора просыпаться.

Пост действительно испытывает мою духовную жизнь. Ведь непостное шествие по жизни — это не скоромная пища, а присутствие веселья и расслабленности. Не-пост усыпляет меня, так что в повседневных своих поступках я забываю о том звании, к которому призван в Таинстве Крещения (ср. Еф. 4, 1). Значит пора просыпаться, вспоминать о крещальных обетах и учиться жить внимательно.

Нужна решимость.

Но для этого нужно решиться на внутренние изменения. Ведь по собственному опыту мы знаем, что сам по себе пост не решает проблемы души, не меняет неправильные поступки, совершенные по привычке. От того мы проводим пост без радости, без особой надежды на перемены. Но откуда же взяться переменам в жизни, если мы ничего для этого не делаем, а просто ждем Пасхи с красивым куличем и крашеными яйцами?

Так вот, решимость.

«Решимость — смелость, готовность принять и осуществить свое решение» (Толковый словарь Ожегова).

Как видно, в этом слове нет ничего пугающего. Но именно ее не хватает для осуществления каких-либо перемен. Вспомните, ведь даже для того, чтобы пойти в тренажерный зал и привести в порядок мышцы, нужна решимость ходить туда и работать над собой. Я лично знаю несколько человек, которые ну просто очень хотели заниматься спортом, купили дорогие абонементы, но сходив один раз, просто забросили свои клубные карты! Чего не хватило? Времени. Нет, время они бы сумели выкроить (рассчитывали же они его, покупая абонемент). Не хватило элементарно решимости. И здесь обязательно необходимо учесть следующее:

  1. Нужно решиться на кардинальные перемены. Изменения в стиле «на чуть-чуть» никогда не будут действенны. Мы так и будем иногда молиться, время от времени читать Слово Божье, когда-то ходить на богослужение и по-прежнему причащаться «не так часто, как хотелось бы».
  2. Необходимо разочароваться в своей духовной жизни и сказать себе: хватит! мне надоело ничего не делать или почти ничего! И от этого «хватит!» начинать меняться. Это похоже на чувство, когда человек решает не переедать или не есть после 6 часов вечера. Кто сердился на себя и решался на такое, тот поймет.
  3. «Хватит» не на время поста. Потому что кратковременные цели также не могут мотивировать на перемены в жизни. Именно поэтому мы помним, что много раз говорили себе «хватит», но после Пасхи все возвращалось на свои места. Во время Великого поста мы учимся быть христианами, жить христианской жизнью (внимание!) на всю свою оставшуюся жизнь. Мы не идем, чтобы остановиться. Мы не производим в себе и в своем поведении изменения, чтобы после Пасхи о них забыть.

Зачем это надо?

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Оно не просто приблизилось с пришествием Сына Божьего (см. Мк. 1, 15; Лк. 10, 9), оно должно быть внутри меня (см. Лк. 17, 21). К этому я призван как христианин. И признаки его в нашей жизни — это проявление даров Св. Духа, среди которых, согласно Св. Писанию, любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (ср. Гал. 5, 22 — 23).

Но как я могу позволить действовать Божьей благодати в своей душе, если в ней так много беспорядка? Если в ней царствует праздность, матерь всех пороков, — по определению святых отцов. Чтобы начать наводить порядок в своей жизни нужно внимательно всмотреться в нее, определить что в ней мешает присутствовать этому самому порядку.

Если мы начнем задавать себе подобные вопросы, время поста перестанет быть таким скучным и унылым, но станет временем активного бодрствования. Ведь что может быть увлекательнее, чем работа над самим собой, своей жизнью, своей душой? Отнеситесь к себе со ВНИМАНИЕМ. Святые отцы говорили, что внимание — это одна из самых главных добродетелей. Именно с бодрствования над своими эмоциями, ощущениями и движениями собственной души начинается осознанная духовная жизнь.

С чего начать?

Поститься значит проводить инвентаризацию нашей жизни, всматриваться в те привычки, которыми руководимся в своей повседневной жизни и в тоже время продолжать поститься, молиться, быть верными тем целям, которые мы поставили в начале поста. Да, для того, чтобы мы провели пост с пользой, необходимо определиться и что очень важно — сформулировать для себя определенные цели: что я конкретно хочу изменить? Не абстрактно представлять себе новую духовную жизнь, а очертить себе круг того, что я хочу видеть в своей духовной жизни.

Список желаний.

Хорошо было бы составить список дел, которые расстроились в духовной жизни.

В него поначалу не нужно вписывать сложные задачи, такие как примирение с ближним. Мы ошибемся, если подумаем, что любовь появится простым усилием нашей воли, что все дело в том, что мы не хотим любить, от того и не любим. Примирение обязательно произойдет, когда я сам начну наполняться любовью и буду внутренне хотя бы соотвествовать уровню доброжелательных отношений.

Начинать духовную работу нужно с простого. Итак, что в этом списке может быть?

  1. Научиться регулярно молиться. Т. е. не тогда, когда получиться, а обязательно утром и вечером.
  2. Научиться регулярно читать Слово Божье. Опять же не тогда, когда пришло вдохновение с желанием, а каждый день, с определенной целью — познавать глаголы вечной жизни, чтобы затем учиться воплощать их в своей повседневной жизни. Причем здесь важно не столько «держать объем», сколько учиться регулярности. Поначалу можно читать не все молитвенное правило, а только часть его. При чтении Св. Писания также не стоит устанавливать определенное количество глав для прочтения. Важно, чтобы и молитва, и чтение Слова Божьего снова не стали бы бесплодным «вычитыванием».
  3. Внимание ко времени. В пост Церковь призывает воздерживаться от смотрения телевизора и блуждания по просторам интернета. Почему бы не посвятить пост выяснению вопроса: куда уходит время? С тем, чтобы открыть для себя правду, что на значимые дела у нас всегда находится время. Только, увы, в перечне наших значимых дел — разговоры по телефону, интернет-серфинг и просмотр телевизора.
  4. Очень полезно на время поста следить за своими жалобами, ропотом и проявлением любого недовольства. Буквально останавливать себя, когда хочется возмутиться по поводу автомобильных пробок, очереди в магазине, плохой погоды, т. е. всего того, что мы не в силах изменить. Прекратить жаловаться на детей, мужа/жену, начальника и подчиненных, взамен спросив себя о собственной роли в том, что вокруг происходит.
  5. К этому списку можно добавлять еще и другие задания, призванные вырвать нас из несвободы. Важно, чтобы мы привыкали жить осознанно и через это постепенно становились бы домоустроителями собственной жизни.

Составить подобный список полезно потому что: во-первых, для этого требуется внимательный анализ себя и своей жизни, а во-вторых, он выявляет наиболее запущенные стороны духовной жизни.

Итак, список составлен. Следующий этап — начать выполнять запланированное. Держаться списка и буквально каждый день (если хотите — карандашом отмечая выполненное) проверять себя по этому списку: что сегодня из намеченного я сделал, а что еще предстоит сделать?

Еще один секрет.

Чтобы получилось наладить задуманное в духовной сфере, нужно научиться наводить порядок в своей повседневной жизни. Ошибаются те, кто думает, что духовная жизнь не связана с моими поступками в жизни. Одно с другим взаимосвязано примерно, как нервы с сосудами. Посудите сами: как я смогу оторвать себя от телевизора, чтобы помолиться вечером, если я не могу тоже самое сделать, чтобы, например, сходить в магазин или вынести ведро мусора? Духовный порядок начинается с порядка дома. А это требует заставлять себя делать то, чего не хочется. Слышать аргументы лени, доводы разума (кстати, часто в такие моменты появляются вдруг благочестивые желания книжку почитать или помолиться). И тем не менее вставать и делать нелюбимые дела. Это может быть убирать в квартире, мыть посуду. Не важно что это, главное решиться игнорировать эти доводы разума и отговорки лени. Начинать делать то, что требуется.

«Никто не свободен, если не владеет самим собою» (прп. Максим Исповедник).

Что в итоге получим?

И произойдет самое интересное.

Во-первых, из безрадостного времяпровождения пост превратится в познавательное путешествие к себе и своим привычкам. А во вторых, работа над собою перестанет быть абстрактной (что значит невыполнимой) и обретет конкретные очертания. Появится новая привычка отрывать себя от повседневных дел, чтобы молиться и читать Слово Божье. А это уже много, потому что первостепенное дело в духовной жизни — это восстановить отношения с Господом.

Но самое главное: постясь по-новому, осознанно работая над собою, мы мало по малу приобретаем привычку не отождествлять себя со своими эмоциями, учимся не руководствоваться своими ощущениями и предпочтениями. Ну разве «игра не стоит свеч»?

Итог отказа от многих «любимых» привычек в общении с людьми: привычки обижаться, привычки осуждать, привычки избегать общения — более осознанная, счастливая и уравновешенная жизнь. И этим достигается главная цель поста.

И последнее.

Делая все это, превнося в свою жизнь осознанность, наводя в ней порядок не забудьте, что: — делаем мы это для себя; — делаем для того, чтобы начать новую жизнь, способную на христианскую высоту; Но все это мало связано со спасением. Спасает не пост. Спасает Христос. Именно поэтому в конце поста мы заметим, что трудясь, по большому счету остались теми же, какие были до поста. Да, мы немножко подправили дела, навели порядок, но не более того. И тем не менее не лишимся пасхальной радости. В этом вся христианская жизнь, в которой благодать есть ничто иное как незаслуженная милость. Пасху невозможно заслужить. Бог нам её просто дарит. И вот от этой мысли мне и хочется потрудиться как можно лучше и добросовестнее… Просто потому что Бог этого не требует. Но подает милости свои он как правило все-таки труждающимся.

священник Роман Колесников

Поделиться в соц сетях:

Обсудить можно здесь:

Если угощают непостной едой – что делать?

Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи – бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится – тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести большие труды за этот поступок.

Уж точно не нужно, если вас угощают непостной едой, брезгливо отворачиваться. Можно просто сказать спасибо и отказаться. Если ситуация благоприятствует, можно вежливо объяснить, что вы соблюдаете пост. Но ни в коем случае при этом нельзя превозноситься над угощающим, показывая ему всем своим видом, что он не понимает важность этого периода для всякого верующего человека. Ведь человек просто хотел поделиться, порадовать вас и никак не рассчитывал получить в ответ отповедь. Есть популярное утверждение, что в пост уж лучше есть мясо, чем «есть друг друга». И как раз здесь ее уместно вспомнить.

Если человек умер в пост: это что-то значит?

Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе.

Мы верим, что душа бессмертна, что, оставив этот мир, она не умирает, а продолжает жить в другом, загробном. При этом в христианстве нет представлений о том, что дата смерти как-то влияет на загробную участь усопшего. Хотя в народном сознании закрепилось мнение, что смерть на Пасху, Светлую седмицу или другой большой праздник – это знак особого Божьего благоволения к человеку.

Отсюда и вопрос: что же тогда может значить смерть в период поста? Ничего, так как для будущей жизни важна не дата смерти, а то, каким был земной путь до нее.

Интересно, кстати, что известны случаи из житий святых, когда они, зная, что пришел их час, молили Бога перенести его. Делали они это для того, чтобы не отвлекать братию монастыря, где подвизались, своими похоронами, например, в дни подготовки к празднику.

Если человек умер в пост, это может иметь значение для тех, кто будет заниматься похоронами и читать в течение сорока дней заупокойные молитвы, так как порядок поминовения меняется в предпасхальный и пасхальный периоды. Для самого же усопшего имеет значение, покаялся ли он перед смертью. А о прощении его нераскаянных грехов, их прощении и упокоении его души теперь предстоит молиться живым.

Напитки, которые нельзя пить

Нельзя употреблять продукты животного происхождения, к которым относится молоко. Поэтому все молочные напитки в период поста под запретом.

Также православному нельзя пить:

  • крепленые алкогольные напитки;
  • алкогольное пиво.

Сладкие газированные напитки не запрещены к употреблению. Но нужно учитывать, что в них содержится много химических веществ и сахара, которые «подогревают» аппетит. Поэтому во время поста сладкой газировкой лучше не злоупотреблять.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: