Глава 1. Притчи Иисуса и их понимание / Притчи Иисуса: способы интерпретации

Притчи Иисуса Христа – назидательные истории, изложенные в Евангелие, рассказанные Мессией, чтобы проиллюстрировать ту или иную мысль.

Притча, помимо основного смысла, который находится у нас перед глазами, пытается рассказать нам о чем-то другом. Это некое нравоучение и наставление, подданное в виде рассказа. Однако можно сказать, что человек понял ту или иную притчу, если он только применил ее в жизни. Любая притча Христа приглашает к размышлению и какому-то конкретному поступку.

Предназначение притч

Притчи Иисуса Христа имеют по меньшей мере четыре предназначения.

  1. Притчи призваны прояснить некоторые духовные понятия для людей, искренне стремящихся к познанию истины. Например, в притче о немилосердном рабе (Мат. 18:21-35) преподается необходимость прощать других людей, как Бог простил нас.
  2. Притчи иногда скрывали истину от людей, которые могли неправильно ею воспользоваться (см. Мат. 13:13-15).
  3. Иногда притча помогала грешнику допустить правильность истины прежде, чем он осознает, каким образом она применима к нему самому (Мат. 21:33-45).
  4. Повествовательная форма притчи облегчала запоминание ее смысла.

Смысл и подтверждение фразы: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным»

Феофилакт Болгарский это объясняет так. Никогда и никого не следует оповещать о сделанном добром деле. Совершённое втайне от людей, оно открыто Богу. Не оглашённый добрый поступок считается посвящённым Богу, поэтому Господь призрит на него Своё милосердие. Добрый поступок, ставший известным людям, получает воздаяние от них, поэтому считается совершённым не для Бога, а для людей. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным», — говорит Иисус. Это подтверждается тем, что Сам Господь – Тайна из Тайн, стал Явью для людей, воплотившись в Сыне.

Как изучать притчи

Притчи это замечательные средства обучения, но, будучи образными повествованиями, они могут подвергнуться неверному толкованию.

Нижеследующие правила помогут сделать изучение притч полезным занятием, приносящим добрые плоды.

  1. Необходимо внимательно изучать контекстуальную (историческую) подоплеку притчи. Это поможет разгадать ее правильное значение. Три притчи в пятнадцатой главе Евангелия от Луки, – о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, – стали следствием того, что фарисеи осуждали Христа за Его великодушное отношение к грешникам.
  2. Необходимо исследовать грамматические и лексические формы притчи, потому что в них кроются важные аспекты истины. В притче о злых виноградарях (Мар. 12:1-9) сын (Христос) представлен как «последнее» предложение Отца (ст. 6, ПК). Это важно, так как другого средства спасения не будет.
  3. Необходимо выделить главную истину притчи, например, «Кто мой ближний?» (Лук. 10:29), а затем обратить внимание на любые другие обоснованные дополнительные тезисы, которые можно извлечь из повествования. Однако следует иметь в виду, что нельзя строить учение только на основании одиночных упоминаний каких-либо вопросов в притчах.

Тематика притч

Систематизация притч по общему принципу заголовка, который до определенной степени отражает их темы, может оказаться полезным, хотя следует признать, что такая классификация достаточно условна.

Притчи о царстве.

В некоторых притчах явно прослеживается акцент на царстве. Иногда они начинаются словами: «Царство Небесное подобно …».

Семь из них содержатся в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска », «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина » и «Невод».

Также к этой теме относятся притчи «Работники в винограднике» (Мат. гл. 20), «Злые виноградари» (Мат. гл. 21), «Два сына» (Мат. гл. 21), «Горчичное семя» (Мар. гл. 4) и «Большой ужин» (Лук. гл. 14).

Притчи о грешниках.

Есть три притчи, которые имеют непосредственное отношение к грешникам; все три записаны в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Потерянная овца», «Потерянная драхма» и «Блудный сын».

Притчи о прощении.

Некоторые притчи раскрывают тему прощения, например, «Ничего нестоящие рабы» (Лук. гл. 17), «Немилосердный раб» (Мат. гл. 18) и «Два должника » (Лук. гл. 7).

Притчи об управлении.

Служение подразумевает признание того, что Бог это Верховный правитель всего и над всем, что мы имеем. Мы всего лишь «домоправители» (управляющие) имущества Господа.

Три притчи посвящены этой теме: «Таланты», «Мины» (Лук. гл. 19) и «Богатый безумец» (Лук. гл. 12).

Притчи о молитве.

Есть три притчи (все в Евангелии от Луки), которые дают наставление о молитве: «Друг в полночь» (Лук. гл. 11), «Неправедный судья» (Лук. гл. 18) и «Фарисей и мытарь» (Лук. гл. 18).

Притча о помощи.

Притча о добром самарянине (Лук. гл. 10) стоит некоторым особняком, потому что в ней раскрывается вопрос о том, кто достоин нашей дружбы и помощи.

Притчи о готовности.

В заключение, есть четыре притчи, в которых разными средствами подчеркивается представление о том, что каждому из нас в конечном итоге придется держать ответ за свои поступки, и поэтому в данных притчах говорится о необходимости быть готовыми к вечности.

Это притчи «Бесплодная смоковница» (Лук. гл. 13), «Неверный управитель» (Лук. гл. 16), «Брак сына царя» (Мат. гл. 22) и «Десять дев» (Мат. гл. 25).

Господь призывает нас учиться прощать

Эта притча учит нас прощать без задней мысли, принимать раскаяние без назидательных внушений, без умствований и морализаторства. Господь пытается внушить нам, чтобы мы не боялись, что раскаявшийся близкий человек, получив отпущение, снова пустится во все тяжкие. Это не должно нас заботить. Умение прощать не менее важно, чем умение просить прощения. Ни для кого не секрет, что в том, что сын бросает семью и растрачивает отцовское имущество на удовлетворение собственных прихотей, есть вина и отца. В обычной человеческой жизни такое бывает довольно часто. Внутри семьи мы на протяжении всего совместного существования время от времени припоминаем друг другу прошлые обиды. Это формирует неприязненные отношения, из которых хочется вырваться, и мы время от времени бросаем семью и начинаем жить только своими личными интересами, убеждая себя, что настрадались достаточно – можно и для себя пожить. Следствие этого – душевное опустошение.

Одна и та же ситуация, лишь слегка изменившись, повторяется снова и снова. У разных народов даже сложились пословицы: «Чёрного кобеля не о, что говорит о бессмысленности прощения. Эти пословицы, хоть и являются народной мудростью, насчитывающей многие сотни лет, всё-таки проникнуты неприязнью и презрением к человеку. В них чувствуется пристрастное отношение к согрешившему, вознесение собственной личности над личностью человека, которого назвали чёрным кобелём или волком. Ни в одной из Своих притч Господь не выглядит презирающим людей.

притчи Иисуса Христа

Жемчужины в притчах

Мы уже отмечали, что, как правило, в притче присутствует один основной элемент истины, хотя в ней может быть несколько дополнительных ценных уроков. В данном разделе мы попробуем рассмотреть по одной притче из приведенных выше категорий.

Отношение.

Притча о сеятеле (Мат. гл. 13) призвана показать различное отношение, с которым люди реагируют на знакомство с евангелием Христа.

  • Земля «при дороге», то есть, на обочине, это холодное сердце, непроявляющее никакого интереса к учению Иисуса.
  • Каменистая почва с очень тонким плодородным слоем символизирует поверхностного человека, который с готовностью принимает евангелие, но затем, когда начинаются гонения, быстро отступает от него.
  • Земля, на которой произрастает зерно и тернии, можно назвать «перенасыщенной» почвой. Ее плодородие заглушается эгоистичными интересами, которые становятся «более важными», чем евангелие. Вечное подчиняется преходящему.
  • Наконец, добрая земля символизирует честное и доброе сердце, которое с благодарностью принимает евангелие и производит плод в соответствии со своими способностями.

Семь из них содержатся в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска », «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина » и «Невод».

Также к этой теме относятся притчи «Работники в винограднике» (Мат. гл. 20), «Злые виноградари» (Мат. гл. 21), «Два сына» (Мат. гл. 21), «Горчичное семя» (Мар. гл. 4) и «Большой ужин» (Лук. гл. 14).

Грешники.

Вероятно, самая любимая притча о грешниках это притча о блудном сыне (Лук. гл. 15).

Неразумный сын потребовал свою долю в наследстве. Получив то, что ему причиталось, он отправился в дальнюю страну, где проводил время в развлечениях. Но за грех приходится платить очень высокую цену, и в конечном итоге юноша растратил все свои средства и превратился в неудачника.

В конечном итоге несостоявшаяся жизнь вернула его к реальности. Он подавил гордыню и вернулся домой. Любящий отец ждал его и великодушно принял к себе.

Конечно, все это показывает сострадание Господа Иисуса, отличное от неприязненного отношения фарисеев.

Прощение.

«Прощение» это одно из самых удивительных слов в Писании. В ответ на ограниченное отношение Петра к прощению (Мат. 18:21) Христос рассказал притчу о немилосердном рабе (стихи 23-35).

Некий правитель обнаружил, что один человек задолжал ему огромную сумму денег, которую он никогда не смог бы выплатить самостоятельно. Если он получал среднюю плату наемного работника того времени (Мат. 20:2) и полностью отдавал ее в уплату долга, ему понадобилось бы 200000 лет, чтобы ликвидировать задолженность!

Конечно, это символизирует наш долг перед Богом по причине наших грехов.

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23)

Человек не может «заработать » свое спасение.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:8,9)

Однако, вымолив прощение, этот человек разыскал своего товарища, который задолжал ему пустячную сумму. Он без сожаления заставлял его платить, не обращая внимания на просьбу потерпеть. Когда другие люди обратили внимание на это недостойное поведение, они сообщили о нем царю, который бросил этого «немилосердного раба» в темницу!

Господь дал четкое пояснение этой притчи. Если мы несогласны искренне прощать других людей, Бог откажет нам в помиловании.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. (Иак.2:13)

Управление.

Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Господу (Пс. 23:1). Человек это всего лишь «управитель» (управляющий), который в конечном итоге должен держать ответ по итогам своей работы.

и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. (Лук.16:2)

От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. (1Кор.4:2)

Но алчные люди изо всех сил противятся этой концепции «управления», поэтому в Писании большое внимание уделяется опасностям, которые таит в себе материализм.

Один человек пожаловался Иисусу на своего брата, который, предположительно, обманывал его в вопросе разделения наследства. Господь увидел в этом человеке любостяжание и предостерег его от этого порока при помощи притчи о богатом безумце (Лук. гл. 12).

У одного удачливого земледельца был хороший урожай зерна, который не могли вместить его «житницы» (амбары). Он не знал, что ему делать, но при этом не подумал о помощи другим людям, амбары которых были пусты. Он решил расширить свои хранилища и радовался тому, что его благосостояние было обеспечено на многие годы. Но Бог прервал его размышления, сказав, что той же ночью у него потребуют душу!

Он слишком поздно познал урок о том, что материальное богатство не дает никакой уверенности. Гораздо лучше «богатеть в Бога», чем иметь полные амбары!

Молитва.

Молитва была важной составной частью жизни Христа, и Он знал, что Его ученики также должны ценить это средство сообщения с Богом. Поэтому Он преподавал уроки о молитве, одним из которых был рассказ о друге, пришедшем в полночь (Лук. гл. 11).

Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг постучали. К соседу пришел неожиданный гость, и ему для встречи друга понадобилась еда (три буханки хлеба). За помощью сосед пришел в этот дом. Человек, которого разбудили, был недоволен и вначале отказался открыть дверь, не желая, чтобы его беспокоили. Однако сосед продолжал стучать до тех пор, пока рассерженный друг не встал с постели, чтобы дать ему просимое.

Затем Спаситель сказал, что, даже если на упрямого соседа можно повлиять «неотступностью» (то есть, настойчивостью), то разве любящий Бог не проявит больший интерес к нуждам Своего народа?

Господь и дальше будет благословлять людей, имеющих достаточную веру, чтобы продолжать молиться Богу о своих нуждах. Молитва действует вне зависимости от того, понимаем мы, как это происходит или нет.

Человечность.

В одной из самых известных притч рассказывается о двух людях, которые, если можно так выразиться, были «естественными» врагами.

Один был иудеем, другой – презренным самарянином. Так исторически сложилось, что иудеи и самаряне не общались друг с другом (Иоан. 4:9). Между ними стояла толстая стена ненависти (см. Лук. 9:51-56). Когда же один законник цинично спросил: «Кто мой ближний? », пытаясь уйти от некоторых обязательств закона (ср. Лев. 19:18), Иисус рассказал эту памятную притчу о милосердном самарянине (Лук. гл. 10).

Иудей шел из Иерусалима в Иерихон (чуть меньше тридцати километров), когда на него напали разбойники, которые ограбили его и сильно ранили. В таком состоянии его увидели сначала священник, а затем левит, – оба были служителями иудейской религии, – но они прошли мимо, закрыв глаза на его страдания.

Наконец к месту происшествия пришел самарянин. Можно было бы подумать, что он, будучи врагом, тоже пройдет мимо, но нет, – он проявил сострадание к незнакомому человеку. Он сам оказал раненому необходимую помощь, а затем отвез его в гостиницу. Он дал хозяину гостиницы денег, которых, по подсчетам, хватило бы на три недели проживания, и обещал заплатить еще, если в этом возникнет необходимость.

Какой удивительный пример благожелательности и заботы – подлинная религия «второго поприща»!

Затем Иисус призвал законника, который задал вопрос о ближнем, следовать примеру самарянина.

Из этой притчи мы узнаем, что быть «ближним» не имеет ничего общего с национальными и расовыми предпочтениями. Быть ближним это черта характера, любовь ко всем людям, сотворенным по образу Божию.

Готовность.

В Новом Завете много говорится о необходимости быть готовыми к возвращению Господа. Этой теме посвящено несколько притч Спасителя.

Например, всего за несколько дней до смерти Иисус призывал учеников готовиться к вечности и рассказал им притчу о десяти девах (Мат. гл. 25). Десять дев были приглашены на большой свадебный пир. Они пришли в дом жениха, захватив с собой «светильники» (масляные лампы), потому что жених мог прибыть в любой час дня или ночи.

Пять дев предусмотрительно запаслись маслом, на тот случай если прибытие жениха задержится. Наступила ночь, жених задержался, и девы уснули. Вдруг их разбудил крик о том, что жених уж рядом. Пять дев, названных «мудрыми», поднялись и добавили масла в свои светильники; другие пять дев, названных «неразумными», были вынуждены отправиться на поиски масла.

Когда жених прибыл, всех собравшихся пригласили на пир, а затем заперли дверь. Когда неразумные девы через некоторое время пришли к дому, их не пустили внутрь, потому что они не подготовились должным образом, и в этом отразилось их неподобающее отношение к хозяину пира.

Основная мысль этой притчи понятна. Люди, любящие Господа и готовящиеся к встрече с Ним, будут допущены в Его присутствие; другие же будут исключены из блаженного общения с Ним.

Обратите внимание на то, что все приготовления должны быть сделаны до наступления сна, то есть, смерти. Нет никакого посмертного плана спасения (например, чистилища или крещения за мертвых).

История о потерявшейся овце, спроецированная на отношения в семье между родителем и его ребёнком

Представьте себя на месте этого Хозяина. Овечка – это ваш маленький ребёнок, отправившийся исследовать соседний двор. Такую параллель провести чрезвычайно трудно – ведь вы не имеете возможности, как Хозяин из притчи, то есть Бог, видеть, как малыш бесстрашно проходит мимо песочницы с разбросанным мусором или мимо большой собаки, и вовремя отводить от него серьёзные опасности. Вы не можете прочитать в душе ребёнка, как он в какой-то момент вспомнил о вас и как горячо захотел оказаться рядом с вами, как почувствовал огромную любовь к вам и тоску, как он испугался жизни без вас, и как он принял решение вернуться. Господь всё это видел и принял своё чадо с распростёртыми объятиями. При этом притча не говорит, сколько раз человек может так уходить и возвращаться. Это значит, что Бог не ограничивает нас. Мы сами принимаем решение – идти вместе со стадом или отклониться от него. Он всегда будет радоваться нашему возвращению и не станет наказывать. Как жить по этой притче, спросите вы? Ведь мы – овцы, которые время от времени делают ошибки, раскаиваются в них, а потом получают от Господа благодать. Эта притча так же многомерна, как и все притчи про Иисуса Христа. Если ваша овечка отбилась от стада, то есть ваш ребёнок пошёл по опасному пути, обратитесь к Господу, чтобы Он защитил его и спас от гибели. Думайте и молитесь о родном человеке постоянно, и тогда вы, а также и заблудившийся ребёнок, испытаете ту же радость, о которой говорится в притче.

Греческое значение притч

Даже скептики соглашаются с тем, что наш благословенный Господь Иисус был великим учителем. Люди, которые не верят в Библию как слово Божье, признают, что Иисус был величайшим учителем.

Действительно, Иисус был наилучшим из всех учителей, когда-либо живших на земле. Он говорил о вещах, которые были понятны людям, и использовал это, чтобы научить людей тому, чего они не знали. Для этого Иисус часто использовал притчи.

«Притча» в большинстве случаев это перевод греческого слова parabole, в котором para означает «рядом, около»; «вдоль»; «вблизи» и т.п., а ballo – «бросать; кидать»; «наносить удар». С течением времени оно приобрело значение «уподоблять; сравнивать».

Иисус часто уподоблял и сравнивал в Своем учении. По современным меркам, Иисус не придерживался формализованных методов в обучении.

Произнося Нагорную проповедь, Он сидел на горе (Мат. 5:1). Рассказывая притчу о сеятеле и многие другие, Он сидел в лодке, в то время как Его многочисленные слушатели стояли на берегу (Мат. 13:1-3).

Иисус говорил о царстве небесном, или церкви, которую Он создаст. Он сравнивал это царство со следующими жизненными ситуациями.

  • Сеятель бросил семена на разные типы почв.
  • Один человек посеял доброе семя на своем поле, на котором также выросли и плевелы.
  • Горчичное семечко, превращающееся в дерево.
  • Женщина, заквашивающая три меры муки.
  • Человек, продающий все имущество для покупки поля, на котором он нашел сокровище.
  • Купец, ищущий большие и ценные жемчужины.
  • Невод, который принес рыбу всякого рода.

Учение нашего Господа было простым, но в то же время понятным и убедительным!

В заключение необходимо лишь отметить, что притчи Иисуса это шедевры наставления и воодушевления. Их внимательное изучение вознаградит вас благословением.

Обиженный так же создан по образу и подобию Божию, как и тот, кто его обидел

Человек создан по образу и подобию Божию. Как легко соотнести эту истину с самим собой и насколько трудно воспринять Образ Бога в человеке, доставившем неприятность! Иисус Христос, беседуя с учениками, не ставил Себя выше их, ибо лучше, чем кто бы то ни было, понимал, что все люди вместе и каждый человек в отдельности – Образ и Подобие Самого Создателя. Ради спасения каждого из нас Он принёс Себя на жертвенный алтарь, выполнив волю Отца. Долг каждого христианина — совершить своё жертвоприношение во имя Господа. В состоянии ли хоть один из нас совершить подобный поступок ради спасения человечества?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: