1 октября отмечается Международный день пожилого человека. О том, как нелегко приходится старикам, у которых нет родственников и за которыми некому ухаживать, мы беседуем с Ольгой Иорданской, старшей сестрой Свято-Спиридоньевской богадельни.
Ольга Иорданская
Свято-Спиридоньевская богадельня является одним из проектов Православной службы помощи «Милосердие». Здесь находят приют и убежище беспомощные старики и тяжелобольные люди, которым больше некуда податься.
– Ольга, скажите, пожалуйста, как так получается, что старый человек под конец своей жизни оказывается в богадельне?
– У каждого своя история. Есть и одинокие люди, которые всю жизнь прожили одни, и в старости, когда они уже беспомощны, за ними некому ухаживать. Но у нас живут и те, у которых есть дети, родственники. И иногда жизнь этих родных складывается таким образом, что они в силу разных обстоятельств не имеют возможности ухаживать за своими стариками. Допустим, они сами сильно заболели и нуждаются в уходе.
Суть богадельни
Фото: Cultinfo.ru
В целом хоспис — это дом престарелых и отличается от него не столько организацией, сколько внутренним содержанием. Современные хосписы стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в концепции, завещанной нам Спасителем.
именно здесь, в конце своих дней, люди стремятся к тому, на что у них не было времени за всю свою жизнь: задуматься о своей душе, дать им жизнь вечную и спасение. Рано или поздно, людям не дано знать. Над всем есть высший суд, который решит, кто достоин спасения. Но именно в хосписе для этого созданы все условия.
Обычно это заведение создается в храме и находится в непосредственной близости от него — это второе отличие от дома престарелых.
И формальные отличия тоже наблюдаются: здесь стариков называют монахинями, мамами. Комнаты — кельи, столовая — трапезная.
Но главное, кто живет в хосписе, — это не его заведующая и не монахини, а святой христианский дух, который помогает всем, кто живет и работает в этом учреждении, рано или поздно осознать, что такое христианские отношения., Какая настоящая любовь, потому что есть Бог.
Не дом престарелых: как живет богадельня в подмосковном селе Остров
Что такое богадельня, нам известно разве что по классическим романам XIX века. Между тем, настоящие богадельни, где заботятся о пожилых и больных людях, есть в ближайшем Подмосковье. Корреспонденты РИАМО побывали в богадельне Иоанно-Предтеченского монастыря в подмосковном селе Остров, пообщались с сестрами и насельницами и узнали, чем это место отличается от дома престарелых.
Село Остров в Подмосковье – царский секрет в 12 километрах от Москвы>>
Усадьба с видом на Москву-реку
© РИАМО, Николай Корешков
Светлое здание богадельни в окружении столетних лип смотрится торжественно и нарядно, как дворянская усадьба. На самом деле, это новодел, но в архитектуре и правда воссозданы черты усадебного дома графа Орлова-Чесменского, который когда-то стоял на этом месте.
Зимой с балконов открывается прекрасный вид на усадебный парк и пойму Москвы-реки. Сейчас бабушки очень ждут лета, когда расцветает яблоневый сад и великолепные розы вокруг усадьбы.
Остров – место с богатой историей, вотчина московских князей и царей. Главная достопримечательность села – храм Преображения Господня, уникальный памятник церковного зодчества времен Ивана Грозного.
Сто лет назад в селе Остров была и богадельня, выполнявшая функцию благотворительного учреждения для бедных духовного звания.
Как рассказывает монахиня Варвара (Герасимова), ответственная за работу «старческого дома», как еще называют богадельню, устройство богадельни – заслуга протоиерея и настоятеля московского храма Святого Равноапостольного князя Владимира в Старых Садех Сергея Романова.
Об отце Сергии обитатели богадельни говорят с большой любовью.
«Это его идея, его чаяния и молитвы. Продираясь сквозь дебри административных и других всевозможных проблем, отец Сергий все-таки сумел создать это место», — рассказывает монахиня Варвара.
Отец Сергий – духовник богадельни, он еженедельно совершает здесь божественную литургию и причащает насельниц – так здесь называют бабушек.
© РИАМО, Николай Корешков
Богадельни в Острове не было бы и без монахини Софии, которая активно занималась благоустройством старческого дома с момента его основания в 2001 году. Сейчас она живет в отдельном домике неподалеку, летом ее сад и огород снабжает монахинь ягодами и фруктами.
Старинный Ярополец, где Пушкин нашел сюжет для «Метели» и зажглась первая «лампочка Ильича»>>
Жизнь по монастырскому уставу
© РИАМО, Николай Корешков
© РИАМО, Николай Корешков
1 из 2
Если говорить современным языком, богадельня – это дом престарелых. Но разница между этими учреждениями огромная. Центр жизни в островской богадельне – это храм. Здесь обитательницы собираются утром и вечером на молитвенное правило, а также на церковные службы.
«Кто не в состоянии осознать этот факт, здесь просто не приживается», — отмечает монахиня Варвара. По ее словам, за 10 с небольшим лет здесь жили разные бабушки, и некоторые уезжали, поняв, что просто не предназначены для этого места.
Домовый храм богадельни освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. «Мы под Покровом Божией Матери, для бабушек это очень важно», — рассказывает матушка Варвара. В храме есть как новые, так и старинные иконы, есть образы с мощами – например, Целителя Пантелеймона.
© РИАМО, Николай Корешков
Сейчас в богадельне живут девять женщин преклонного возраста. В ближайшее время должна прибыть еще одна насельница.
В Остров приезжают и сестры Иоанно-Предтеченского монастыря. Так как монастырь расположен прямо в , сестры всегда рады отдохнуть от шума в уединении подмосковного села.
Бабушки живут на первом этаже, сестры – на втором. У каждой насельницы есть отдельная келья, где все скромно и по-домашнему: кровать, шкаф, стол и домашний иконостас.
© РИАМО, Николай Корешков
Насельницы придерживаются довольно строгого распорядка дня: подъем и утренние молитвы – в 7 утра, после – завтрак, затем –послушания (посильные работы – ред.) и прогулки, в 13:00 – обед и тихий час. После – молитвенное правило, прогулки. В 17:00 – ужин, вечернее правило, и в 22:00 – отход ко сну.
© РИАМО, Николай Корешков
Во время Великого поста бабушкам подают постные блюда. При этом постный стол очень разнообразен – здесь и овощи, и орехи, и сухофрукты, и соленья, заготовленные сестрами летом со своего огорода.
Зимой на прогулки выходят не все бабушки, некоторым это просто не под силу. Их на колясочках сестры вывозят подышать воздухом в открытые галереи. В летний период самые активные бабушки выезжают на паломнические экскурсии. Правда, это непросто, ведь у богадельни нет своего автомобиля.
Возрождение Нового Иерусалима: прогулки по стенам и «парящий шатер» храма Гроба Господня>>
Как дома
© РИАМО, Николай Корешков
Несмотря на строгость устава, отношения между обитательницами старческого дома – как в дружной семье. Пожилые насельницы, действительно, не остаются без внимания сестер, вместе идут на трапезу и собираются в храме. Как и в любой семье, в богадельне отмечают дни рождения и Дни ангела, с подарками, праздничным столом и молитвой.
Пожилые женщины попадают сюда разными путями. Как правило, они оказываются в такой ситуации, что за ними некому ухаживать, и тогда родственники просят о содействии Иоанно-Предтеченский монастырь поместить их сюда. Родственники платят небольшую ренту, которая укладывается в пенсию бабушки.
Монахиня Марфа – одна из первых насельниц богадельни, она живет здесь более 10 лет. Монахине уже 88 лет, из которых 35 она работала уборщицей при храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове, а когда достигла преклонного возраста – оказалась здесь.
Татьяна Абрамовна здесь уже несколько лет, у ее дочери нет возможности ухаживать за матерью, страдающей старческим склерозом. «Сначала она прибыла в богадельню на короткое время, позже воцерковилась и захотела открыть для себя мир православия», — рассказывает монахиня Варвара.
Любовь Эдуардовна, которой далеко за 80, приехала сюда по собственному желанию, пережив жизненные утраты. «Родственники были поражены, что здесь она почувствовала себя лучше, вышла из депрессии, стала общаться», — делится сестра Варвара. Она – «идеальная бабушка», которая соблюдает режим и всегда присутствует на богослужениях. Любовь Эдуардовну все очень любят и называют просто – Любочка.
© РИАМО, Николай Корешков
Среди насельниц есть и совершенно уникальные люди. Одна из них – схимонахиня Иоанна. «По паспорту ей 95, но она утверждает, что в паспорте ошибка, и ей уже 100 лет», — рассказывает монахиня Варвара.
При этом мать Иоанна принимает активное участие в жизни богадельни.
Так как бабушки находятся в почтенном возрасте и имеют проблемы со здоровьем, их регулярно навещает врач-терапевт, постоянно дежурит медсестра. А если требуется госпитализация, насельниц отвозят в московские больницы.
Тайны Иосифо‑Волоцкого монастыря: куда «исчезла» колокольня и где похоронен Малюта Скуратов>>
С книгами и Интернетом
© РИАМО, Николай Корешков
© РИАМО, Николай Корешков
© РИАМО, Николай Корешков
© РИАМО, Николай Корешков
1 из 4
«Все здесь сделано с любовью стараниями отца Сергия», — отмечает монахиня Варвара. По ее словам, богадельня находится на полном финансовом обеспечении Иоанно-Предтеченского монастыря. Казначея монастыря монахиня Анувия заботится о том, чтобы бабушки ни в чем не нуждались.
На втором этаже богадельни есть библиотека с духовной и светской литературой. Там же стоит маленький телевизор. Посмотреть вечерние новости не возбраняется, как и пользоваться Интернетом. В подвальном помещении – целое хозяйство – и прачечная, и гладильная, и даже сауна. Есть и бассейн, который используется как резервуар для воды, поступающей из скважины.
По праздникам к насельницам в гости приезжает профессиональный хор патриарших волонтеров, которые прямо в трапезной дают концерты, детишки из местной воскресной школы, а также воспитанницы психоневрологического интерната из села Остров, которых монахини тоже, в свою очередь, поддерживают. «Они приходят к нам, показывают сценки, ставят спектакли», — рассказывает матушка Варвара.
© РИАМО, Николай Корешков
Еще одна отрада и утешение обитательниц богадельни – кошки, отдельный домик для пушистых питомцев оборудован на территории.
Тайны Серпухова: монастырские подземелья и клады времен революции>>
Чем отличается от дома престарелых?
Фото Miloserdie.ru
Как сразу отличить церковное учреждение от светского? Есть, конечно, внешние отличия: в хосписе повсюду иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они не являются ее обязательным атрибутом.
Нельзя сказать, что в хосписе всегда хорошо, а в учреждении социального обеспечения — всегда плохо. А многовековые дома престарелых могут предоставить своим клиентам хороший уход, вежливость, справедливое обращение и прекрасные условия жизни. Если близких людей нет или они не могут утешить и позаботиться о пожилых людях, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем главным по-прежнему остается материальная часть жизни — еда, чистое белье, медицинская помощь.
То есть перед отъездом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, насколько им важны спокойствие и легкость, а какая была каша на завтрак и как скоро поменяются пододеяльники… Они думают не о вечном, а о бренном. И некому помочь направить их мысли в нужное русло, поэтому пустота наполняется суетой, которая никому не понадобится завтра. Это главное отличие, которое радикально меняет представление о том, как провести последние несколько лет своей жизни.
Дома престарелых в Москве
Из-за того, что в древние времени церковь принимала на попечение людей, которые имитировали нищету, был принят отдельный закон.
На Стоглавом соборе царь приказал выделить только настоящих нищих. Для этого выполнили перепись всех постояльцев, устроили разделение женских и мужских богоугодных заведений.
Таких людей содержали на деньги, которые получали от милостыни.
В период Екатерининской и Петровской эпохи это были большие по территории места, где служащие могли решить любые социальные проблемы.
Интересно! Информация о храме Святого Духа в городе Краснодар
Постепенно начали увеличиваться маргинальные слои общества, поэтому деятельность приостановили. Власть заинтересовалась поддержкой таких заведений, поэтому начали активно выделять финансы на обеспечение благотворительности.
Когда приняли городскую и Земскую реформы, спонсированием занималось местное самоуправление. Начали активно открываться новые организации, задача которых заключалась в том, чтобы решить острые социальные проблемы.
Главная цель – искоренение нищеты. Покровительство в конечном результате разделили между царскими семьями, монастырями, общественными организациями. В начале 20 века активно строились богоугодные заведения.
Важно! Согласно статистическим данным, на территории Москвы в 1990 году на попечительстве содержалось больше 10 тыс. человек.
Заведения располагались в разных районах столицы. Наиболее известные и активные организации – Андреевская и Покровская.
В те времена существовали и другие учреждения, в которые могли обращаться люди за помощью:
- для сиделок;
- купеческих приказчиков;
- сестер милосердия;
- военных людей;
- лиц, которые имеют духовное звание.
Еще несколько столетий назад люди могли написать прошение, чтобы их определили в заведение под названием Николаевская Измайловская военная богадельня, которая активно развивалась и осуществляла свою деятельность, имела богатую историю.
Строительство ее началось в 1814 году. Николай первый принял такое решение, чтобы обеспечить и дать покров людям, которые не имеют достатка и нуждаются в оказании срочной помощи.
Территория бывшей царской резиденции имела печальный вид. Здесь можно было увидеть вырубленные и запущенные рощи, иссякшие родники, озера, а также разрушенные мосты.
Проект остался без внимания, поэтому строительные работы решили приостановить. Активное возведение здания началось ближе к 1840 году. В этот период вышел и официальный указ.
Богадельню планировалось сделать для отставных солдат и офицеров, которые в силу возраста закончили несение службы. У людей, большую часть жизни проводящих на военной службе, после увольнения, как правило, не было дома, имущества и средств на пропитание.
Первыми жителями богадельни стали ветераны, принимавшие участие в Кавказской войне. На обеспечение взяли также людей, которые несли службу в Семеновском и Преображенском полках. Территория была маленькой, здесь трудилось небольшое количество рабочих, поэтому принять смогли только 20 офицеров и порядка 450 солдат.
Спустя 10 лет открыли второй корпус богадельни. Люди смогли получить бесплатное лечение, питание.
Им не нужно было платить за форму и проживание на территории благотворительной организации. Дополнительно их обеспечили пенсией.
Руководители заботились о своих подопечных. Территория облагораживалась, высаживались деревья, кустарники, цветы.
Воду в прудах очищали, на обед и ужин давали зелень, натуральные овощи. Рядом располагалось кладбище.
Сейчас здание богадельни частично разрушено. Рядом расположена станция московского метрополитена «Измайловская». В 1918 году это учреждение перестали финансировать.
Теперь престарелые и нуждающиеся люди могут устроиться в другие учреждения. До нашего времени сохранилась баня, мастерская, канцелярия, корпус для офицеров. С 2007 года здание считается музеем-заповедником. Теперь это культурное наследие столицы.
Цель создания богаделен
Фото: Nne.ru
Итак, цель ясна: создать такие условия, когда пожилые люди смогут прийти к глубокой и непоколебимой вере и подготовиться к ней к вечности. Размышляйте, помните, что мешает им предстать перед Судом, не склоняя головы под тяжестью грехов. Успейте покаяться, поработать на благо души. Медные работы ничем не легче, чем физические, а иногда и намного сложнее.
Но забота о душе неотделима от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянный уход — вот что является неотъемлемой частью хосписа. В конце концов, тело — вместилище души, и его тоже необходимо охранять, охранять, но не забывайте, что оно вторично.
Кто работает в этом заведении?
Фото Miloserdie.ru
Конечно, состав благотворительной организации очень разный. Все люди приходят сюда с определенным набором жизненных привычек, опыта и сформированных характеров. Но работающие здесь обращаются друг к другу «мать, сестра, отец», тем самым определяя круг этой семьи Христовой.
Поэтому главное качество работников хосписа — это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил как испытание истинной веры. Тем, кто работает в этом учреждении, приходится нелегко. Ведь финансовое благополучие не всегда позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ломать себя во многих вещах, иногда кажется, что ты бьешься о стену. Но если вы сопротивляетесь, то внезапно все разрешается само по воле Бога. Это награда за прохождение испытания.
Нелегко переносить неблагодарность и непримиримость тех, кто начинает жизнь в хосписе. Не все жители сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по волшебству. Они перевоспитываются, отрываясь от корней проросших грехов, но этот процесс долгий и даже если не каждый может завершить себя.
Как попасть в богадельню для проживания?
Фото: Vrataby.com
Человек, который пытается завершить свои дни в духе православной веры и под сенью церкви, может найти для себя такое заведение недалеко от своего места жительства. Для этого лучше обратиться за помощью в ближайший храм, и там уже помогут определиться с направлением поиска. В хосписе есть специальный сотрудник, который занимается подбором и расселением новых членов семьи. Также поможет оформить все документы, поможет с переездом и устройством. У многих хосписов есть свои сайты, поэтому вы можете найти такое заведение с помощью друзей или самостоятельно.
Значение слова
Многие люди знают, что означает слово, а другие связывают его с негативными моментами.
Это заведение, которое осуществляет благотворительную деятельность, оказывает помощь нетрудоспособным лицам, которые не могут самостоятельно ухаживать за собой.
Значение слова богадельня — «ради Бога». Такие заведения чаще называют богоугодными.
Попадающие в них люди могут рассчитывать на полный уход и комплексное содержание.
Обратите внимание! Богадельнями раньше назывались благотворительные заведения, где содержали людей, которые не могли самостоятельно себя обеспечить, ухаживать за собой и выполнять ежедневные дела.
В большинстве случаев в заведения определяют нетрудоспособных лиц. Это могут быть престарелые люди, немощные граждане, инвалиды, калеки, пациенты, которым требуется реабилитация после длительного лечения.
Человек, который попадает в такое благотворительное заведение, может рассчитывать на полное содержание. Некоторые учреждения работают с древних времен.
Важно!Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа
Дом приюта в Люблине открыли еще в начале 1342 года, но и сегодня он продолжает свою деятельность, помогает людям, которым нужна помощь.
В Варшаве есть дом Святого Духа и девы Марии. Он работает с 1388 года, и здесь оказали помощь уже огромному количеству престарелых и нуждающихся.
Богадельни в Москве имеют несколько характерных отличий от скудельниц и древнерусских убогих домов, поэтому не стоит их путать между собой.
Современные российские богадельни
Фото: Stdimitry.ru
следует сказать о нескольких заведениях, существующих в наше время.
Свято-Спиридоньевская богадельня
Изначально это был небольшой ретрит, состоящий всего из двух квартир в жилом доме. Сейчас хоспис располагается в отдельном новом здании на набережной реки Яузы. Здесь сестры братства Сан-Деметрио заботятся о жителях. Многие жители тяжело больны. Дело в том, что у этого братства есть лицензии на услуги медсестер, поэтому они могут лечить болезни. Но главное, что они лечат тела одновременно, как исцеляющие души. Они помогают морально, разговаривают с людьми, искренне интересуются их душевным состоянием, делятся с ними своей болью, сочувствуют их слабостям, укрепляют жителей и помогают им в исцелении.
Екатеринбургская богадельня
Подобный хоспис есть в обычном жилом доме в Екатеринбурге. Он носит имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. В нем мало персонала, а медицинское обслуживание предоставляется как в местной клинике, так и на волонтерах.