Учение о благодати в трудах раннехристианских писателей


сайт Горловской и Славянской епархии

Мы часто произносим это слово, но осознаём ли, о чём говорим? Как стяжать благодать Святого Духа? Есть ли благодатные храмы и священники? Как понять, коснулась вас благодать или нет? Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке, объясняет, что такое благодать в христианском понимании, как её обрести и не утратить.

Немного догматики

Благодать – понятие очень широкое, попытаемся в нём разобраться. В христианстве и церковной догматике это слово означает действие Бога в отношении человека. Как это происходит? В догматической литературе говорится, что благодать означает полноту любви и милости Божией, изливаемой на людей в форме живой и деятельной силы, которая возрождает людей и помогает в деле спасения. Как сила, освящающая и спасающая человека, она сводится к таким основным положениям.

1. Благодать – особая нетварная (не сотворённая) Божественна сила.

2. Эта сила даётся нам через действие Святого Духа. К слову, всё в Церкви совершается силой Святого Духа.

3. Благодать даруется человеку благодаря искупительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Человек получает её как великий дар.

4. Благодать не изменяет природы человека, но преображает способ её (природы) существования. То есть человек преображается под действием силы благодати Божьей.

В Священном Писании выражения «благодать», «Святой Дух», «дар благодати», «дар Святаго Духа» часто взаимозаменяемы и синонимичны. Это воздействие на человека происходит мистически и сугубо индивидуально. В таинствах Церкви благодать Святого Духа подаётся особо. В молитве, которую произносит архиерей, совершающий рукоположение священника, есть такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», – то есть она врачует немощи, восполняет человеческие несовершенства, и, соответственно, преображает наше человеческое естество.

Что такое Божья благодать

Греки под добровольным незаслуженным покровительством принимали карис, харизму, апостолы позаимствовали это слово для обозначения дара от Творца, выражая им незаслуженную милость от Господа. Карис нельзя заслужить своими хорошими делами, это Божий подарок, дарованный христианам по великой милости Творца.

Если глубоко вдуматься, то проявление Господнего присутствия в жизни христиан, допуск до Таинств, защита и покровительство Всевышнего и есть тот благодатный подарок, для принятия которого надо так мало и так невероятно много, нужна вера.

Многие люди, не понимая самой сути благодати Бога, стараются всю жизнь работать, пытаясь заработать то, что уже им дано, но не умеют взять великое обетование по своему неверию или незнанию.

Апостол Павел в послании Римлянам 11:6 говорит о том, благодать не будет харизмой, если она дарована по делам. Каждый христианин, не понимающий великой милости Творца, пытается делами заработать право вечной жизни, хотя это дано Богом от самого начала бесплатно, безвозмездно!

Иисус сказал, что Он есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и принимающий это автоматически, принимает подарок спасение, ибо это есть дар. Что надо для получения подарка? Ничего, кроме признания Того, Кто этот дар дает. В послании Ефесянам 2:8-9 Павел разъясняет, что достаточно только веры, чтобы получить благодать даром, ибо, если бы мы могли это заработать или заслужить, тогда наградой могли бы хвалиться, а так получили дар.

Благодатное прикосновение Господнее можно сравнить с невидимой силой, направляемой Творцом на христианина. Дьявол расставил повсеместно свои силки страха, неверия, неуверенности, пороков, а Господь накрывает верующих своей защитой, покровом безопасности, силой противостоять греху. Когда сторонники истинного вероисповедания попадают в жизненные проблемы, они ощущают харизму присутствия Творца и Спасителя через веяние Святого Духа, в их души приходит мир и покой.

Важно! Христианин, принимающий благой дар от Господа, наполняется Его силой, но при этом остается человеком, наполненным благодатью, но не Богом.

За разъяснениями – к преподобному Серафиму

Наиболее полное учение о благодати мы встречаем в беседе преподобного Серафима Саровского с помещиком Мотовиловым. В её записи слова «благодать» и «благодатный» встречаются 51 раз. Преподобный Серафим утверждает, что всякая добродетель, творимая ради Иисуса Христа (хочется особо подчеркнуть эти слова), даёт благодать Духа Святого, но более всего её дарует молитва. Когда Спаситель говорил: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), – то под «Царством Божиим» Он понимал благодатное состояние человека. Мы должны через благочестивую церковную жизнь, веру, спасительные таинства освящаться, стяжать благодать Святого Духа. Именно так, по словам преподобного Серафима Саровского, мы приближаемся к Богу.

Надо отметить важный момент, на который обращает внимание святой Серафим: мы получаем благодать – нам её подаёт Господь, – но потом теряем, поскольку не можем удержать. Её необходимо удержать, накопить, приумножить. Когда преподобный толковал евангельскую притчу о десяти девах, он говорил, что у юродивых елей оскудел, так как они потеряли благодать Святого Духа, хотя были добродетельны.

Значение слова и синонимы

«Благодать» буквально означает «подание благ».

Сейчас среди его смыслов:

  • удовольствие;
  • изобилие благ, обеспечивающих человеку радость;
  • богатство, благополучие (это старорусское значение).

А вот церковные значения слова словарями обозначаются как «устаревшие». Конечно, смотря для кого.

Сложное слово – одно из многих, появившихся в славянском языке после принятия христианства. Свв. Кирилл и Мефодий, видя, что славяне, как язычники, попросту не имеют слов для обозначения важнейших христианских истин, добродетелей, по сути создали целый ряд «неологизмов», новых слов, созданных на основе существующих.

Их доныне можно узнать по наличию двух корней: например, «милосердие», «благоутробие». К числу таких новый слов можно отнести также «благодать».

Этим словомсоздатели церковно-славянского языка, перевели по крайней мере два древнегреческих: «χάρις» («харис»), слово, имеющее множество значений, и «δύναμις» («динамис»), что значит «сила». От первого из них происходит слово «харизма», означающее особые дарования человека, его таланты. Например, говорят о «харизме» политиков, артистов, вообще одаренных, талантливых людей.

Интересный факт

Современный русский содержит также слова, происходящие от «динамис»: «динамика» (темп изменений), «динамизм» (во многом синоним силы, энергичности).

Но оба эти слова имеют единый славянский эквивалент – «благодать», слово, изначально означавшее именно действие Божие.

Не привыкать к благодати

Как сохранить благодать? Прежде всего, нельзя к ней привыкать. В Церкви всё благодатно: таинства, обряды, традиции, богослужения. Нет ничего, даже мелочи, которая не освящалась бы Духом Святым и не наполнялась бы благодатью Божией. Главное – чтобы человек правильно относился к святыне. Мы должны иметь благоговение и страх Божий.

Человеку свойственно привыкать к тому, что имеет, а привыкая, он перестаёт ценить имеющееся. Он превращает благодать в традицию или даже «национальную традицию», как происходит сейчас. При таком отношении теряется благодать Святого Духа внутри Церкви, потому что, где ушёл страх Божий, соответственно, ушла благодарность, ушло благоговение, и это печально. Человек может быть церковным, но если он неправильно относится к дару благодати, то может остаться безблагодатным.

Что происходит, когда на человека сходит Божественная энергия и Дух Святой

При сближении с Творцом, посредством Его касания сердца, души, духа христианина, тот наполняется совершенством в человеческом понимании. У человека меняются жизненные ценности, характер, восприятие неприятности и реакция на проявление агрессии и несправедливости.

Чем ближе верующий человек ощущает себя к Божьему престолу, тем ярче в нем горит Господний огонь, тем светлее мысли, в этом спасительном процессе происходит преобразование единения человека с Творцом. Стяжание благодатного дара может осуществляться в присутствии икон или святых мощей, но при этом акцент делается не на самом предмете, а на вере, которой наполнен человек, в зависимости от внутреннего состояния зависит сила Божьего помазания.

Важно! Присутствие икон или мощей помогает молитвеннику настроиться на Божье присутствие, сосредоточившись на видимом образе. При схождении Господней харизмы в жизни христианина все меняется, молитва вызывает умиление и прилив сил, присутствие в сердце Бога заряжает энергией любви.

Многие верующие часто задают вопрос о том, что если мы под благодатью, тогда нам не надо выполнять закон и 10 заповедей. Ответ однозначный, находясь под Божьей харизмой, тебе и в голову не придет нарушить хотя бы одну из заповедей, чтобы не огорчить Творца, Сына и Святого Духа.

О Заповедях Божиих:

  • Заповедь о почтении родителей
  • Заповедь «Не поминай имени Господа в суе»
  • Заповедь «Не сотвори себе кумира»

Маркер присутствия благодати

Признак присутствия благодати Святого Духа – это радость. Мы часто пребываем в печали, грусти, тоске, раздражительности, гневе – это хронические наши состояния. Конечно, у каждого может меняться настроение, но если мы постоянно пребываем в каком-то негативе, то надо каяться. Если же радуемся – значит, пребываем в Духе Святом. Нас должны радовать общение, богослужения, участие в таинствах, наша духовная жизнь. Ведь там, где Бог, разве может быть грустно и печально? Если Он рядом, можно ли унывать? Конечно, нет.

Как понять выражения

Они, содержащие слово «благодать», достаточно часто можно увидеть в церковных текстах. Вот некоторые из таких выражений.

«Благодать на благодать»

Это выражение из первой главы Евангелия от Иоанна Богослова. Вот эта фраза полностью: «И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть». Оно, по толкованию, например, свт. Иоанна Златоуста, означает, что Новая благодать приумножила ту, что дана была через прор. Моисея, так как Сам Господь пришел на землю.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

Это слова св. Соломона из его Притч (3:34). Они не раз цитируются Апостольскими Посланиями (Петра, Иакова), а посвящены качествам, которые нужны для получения Божественных даров.

Благодать

Божественная благодать и свобода человека

Можно сказать, что Бог не «противится» гордым, как если бы человек мог бросать Ему вызов – конечно, это невозможно. Но Господь просто отступает от того, у кого на первом месте – собственное «я». А когда Господь отходит, человек теряет также данные Им дары. Христос не совершает насилие над волей человека, поддерживая его лишь тогда, когда он смиряется, чтобы «дать место Богу» в своем сердце.

«Снизошла благодать»

Так говорят, если человек получил от Бога дарования. Они проявляются усердием к молитве, любовью к ближним, духовной радостью, необыкновенным миром души.

Не надо бегать за благодатью!

В храме всё благодатно. Нет у нас более благодатных храмов и священников или менее благодатных, это разделение выдумано. Благодать мы не видим, в лучшем случае – каким-то образом чувствуем, и то далеко не все, а лишь те, кто расположен. Зачастую люди называют благодатью свои ощущения: понравилось им или нет. Они меряют благодать какими-то земными категориями: уделил священник им внимание – он благодатный, спешил или болела у него голова – неблагодатный. Хорошо было в храме – благодатный храм, бабушки делали замечания – неблагодатный. Не надо за этим гоняться! «Царство Божие внутрь вас есть», – говорил Господь. Надо стараться жить праведно, во Христа богатеть, ради Него благочестивую жизнь вести – и тогда нас посетит Дух Святой, подаст нам благодать, и всё будет благодатно: и наша жизнь, и молитва, и вера.

Записала Екатерина Щербакова

Как действует Благодать Господа?

Она проявляется в изменении сердца человека, где рождается любовь к людям, сострадание, желание молитвы – которая еще недавно казалась трудным деланием. Есть также такие угодники Божии, через которых Господь творит явные чудеса Своей милости, как, например, исцеления. Однако прежде благодать неприметно действует на душу, внутреннее состояние.

Благодать

Не только угодники Божии, но миллионы просто верующих, любящих Христа людей, свидетельствуют:

  • Господь, осиявая каждого Своей благодатью, дает ее столько, сколько человек способен вместить, сколько ему полезно; Он примеряется к его духовному, физическому состоянию, наконец, исходит из соображений пользы; иногда именно она диктует… отступление благодати ради того, чтобы человек, усерднее молясь, работая над своей душой, достиг лучшего состояния для получения больших даров;

Интересный факт

Согласно жизнеописанию прп. Силуана Афонского, который стяжал великие духовные откровения, даже видел Самого Воскресшего Христа, уже при начале своего монашеского пути, святому пришлось пережить тяжелое испытание. Благодать оставила его на длительное время, но неудержимо стремясь к Богу многие годы, он достиг, наконец, святости.

  • Благодать может отступить также по вине самого человека, даже добродетельного подвижника; для этого достаточно «всего» одного греха – гордости, надмения своей святостью, столь частого искушения среди доблестных подвижников.

Один из самый страшных примеров такого падения содержит житие прп. Иакова Постника. Чудотворец, духоносец, около 50 лет проживший среди пустыни, он однажды, совершив чудо изгнания беса из отроковицы, может быть, на несколько минут остановился на мысли о своей святости.

Этого оказалось достаточно: совершенно утратив Божию силу, он пал быстро, страшно, на самое дно: прошло несколько дней, и он, старец, девственник, насиловал, а затем – испугавшись ответственности – убил исцеленную им, наконец, впал в последний грех, отчаяние. Лишь духовный совет встретившихся братий-иноков удержал согрешившего от ухода из пустыни к миру. Затворившись в пещере, он около десятилетия провел в покаянии, получил прощения Божие – но никогда не простил сам себя…

Как отличить благодать Христа от духовной прелести

Прежде всего – помнить, что духовное зрение человека несовершенно, повреждено грехом. Поэтому главное правило – не доверять себе, не надеяться на свое разумение.

Отличить благодать от прелести по субъективным ощущениям очень сложно, так что многие священники просто советуют избегать «особых состояний» как таковых, вообще, довольствуясь, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) «погружением ума в слова молитвы». Лучше же всего во всех сомнительных обстоятельствах прибегать к помощи духовника.

Благодать

Любящий Господь посылает Свой дар тому, кто готов его принять. Но отходит, если душа не чиста, там не оказывается места для Него. Потому многие святые так боялись утратить благодать, запятнав душу даже малейшим грехом.

Наталья Сазонова

«Слово о законе и благодати»: кто автор и краткое содержание

Это запись проповеди одного из первых митрополитов первых десятилетий по Крещении Руси – Иллариона. Он – первый славянин-митрополит после 988 г., когда страна приняла христианство. Сама же проповедь сказана на освящении надвратного храма Золотых ворот Киева. Свт. Илларион говорит, что, если Закон Моисея был дан иудейскому народу, то пришедшая на землю с Христом благодать приобщила к Богу мир. Среди получивших ее дары – также славяне, пусть принявшие веру позже других народов, но обладающие теми же дарованиями, что первые христиане, ибо неизменен источник их – Бог.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: