В ад или рай? Как узнать, куда попала душа после 40 дней: мнение священников


Чем занимаются души в раю?

Возможно, в раю есть и другие виды искусства, но прямым текстом в Библии упомянута музыка. Святые поют. Они прославляют Бога, как Создателя:

«достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11)

И как Искупителя:

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5:9:10)

В книге Откровения – которая, более всех книг Библии, дает нам возможность заглянуть на небеса – вообще поют очень много:

« И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр.5:9–13)

«Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр.14:3)

« и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр.15:3)

Но с пониманием поклонения у современного читателя может возникнуть определенная проблема.

У многих из нас нет опыта поклонения Богу. Слово «поклонение» и «восхваление» в обычном современном языке ассоциируется с чем-то недобрым. Человек, который ищет себе поклонения, производлит впечатление тяжкого нездоровья – он жалок, а если у него появляется какая-то власть, как у лидера культа или диктатора – то и страшен.

Люди, которые воздают ему хвалу и поклонение, либо пребывают в тяжком заблуждении, либо запуганы.

Неприятие, которое у нас это вызывает, совершенно справедливо – потому что Писание видит в этом мерзость, что-то абсолютно неприемлемое. Это попытка заменить Бога чем-то другим – грешным человеком или даже неодушевленным предметом, если речь идет о традиционных идолах. Культисты, которые поклоняются своему гуру, или толпы, восторженно приветствующие бесчеловечного тирана, отражают ад, а не небеса – потому что первым, кто потребовал себе поклонения вместо Бога, был сатана.

В Библии поклонение может быть чем-то очень хорошим – достойным и праведным, должным и спасительным – а может быть, напротив, чем-то мерзким и проклятым. В зависимости от того, на кого и как оно обращено.

Но и у неверующего человека может быть определённое представление о поклонении Богу – потому что наиболее значимые произведения европейского искусства порождены таким поклонением.

Когда я был ребенком – это было в эпоху государственного атеизма – в моем родном городе не было Церкви, и я ничего не знал о христианстве, кроме того, что писалось в журнале «атеистические чтения». Но у нас дома были пластинки – такие здоровые виниловые диски, которые сейчас вышли из употребления – и на них был классическая музыка. «Органная Месса» Иоганна Себастьяна Баха, «Глория» Вивальди, «Мессия» Генделя.

Я был зачарован красотой и величием этой музыки – и только потом узнал, что все эти произведения были созданы людьми, искавшими славы Божией, и предназначались для поклонения Богу. Люди, которые с молитвой явились пред лице Божие, столкнулись с чем-то невыразимо величественным и прекрасным – что невозможно выразить в словах, но можно попытаться выразить в музыке.

Многие люди, в том числе, неверующие, признают гениальность религиозной музыки. Британский писатель (и атеист) Терри Пратчетт писал о том, что в последние минуты своей жизни он хотел бы слышать музыку церковного композитора XVI века Томаса Таллиса, «потому что музыка Томаса может приблизить к раю даже атеиста».

Люди почтительно склоняются перед гением Баха, или Генделя, или Таллиса – но сами эти композиторы сказали бы, что склоняться нужно не перед ними – но перед Богом, которого они славили, первоисточником всякой истины, добра и красоты.

Поклонение – это естественная, должная, здоровая, в высшей степени уместная реакция на Бога, и она полна радостного трепета, который нам пытаются передать великие композиторы.

Святые на небесах предстоят Святой Троице, они видят любовь, радость и красоту, превосходящую всякое разумение – и их восторг изливается в пении. Они славят и поклоняются, потому что они вечно и беспредельно счастливы. Как сказал блаженный Августин,

«Блаженна та душа, которая, освободившись от земной темницы, восходит на небо и лицом к лицу видит Тебя, сладчайшего Господа. Она не поражается страхом, но радуется нетлению вечной славы; она спокойна и безопасна и не боится ни врага, ни смерти. Она получила Тебя, благого Господа, Которого долго искала и всегда любила. Она, соединившись с хором певцов, всю вечность воспевает сладостные песни вечного торжества в похвалу славы Твоей, Царь благой, Иисусе Христе, ибо она упоена потоком сладости от обилия дома Твоего. Блажен сонм небожителей, и славно торжество всех восходящих из этого многотрудного странствования нашего к Тебе, к величию благолепия, к красоте славы. Там Тебя, Господи, постоянно видят обитатели Твоего города; и нет там ничего, что смутило бы мысль. Какие восклицания, какие сладостные песни воспеваются там бесконечно! Раздается там постоянно звук похвалы, и сладостные голоса ангелов, и чудные песни песней, которые воспеваются небожителями в похвалу и славу Твою. Горечь и острая печаль не имеют места в стране Твоей, потому что там нет ни зла, ни врага, нет никакого греховного обмана. Там нет ни в чем нужды, никакой нестройности, никакой ссоры, никакой насмешки, никакого обвинения, никакого страха, никакого беспокойства, никакого наказания, никакого сомнения, никакого насилия, никакого раздора, – но мир и тишина величайшая, любовь совершенная, вечная хвала Богу, вовеки ненарушимый покой и постоянная радость в Духе Святом»

Что такое — древо Жизни?

Не что, а Кто, и райским древом Жизни, согласно святоотеческой традиции, выраженной, в частности, византийским богословом преподобным Никитой Стифатом (XI в.), — назван

«сам Бог, Создатель всего…имея… жизнь, и принося съедобный плод только тем, которые достойны жизни, как не подлежащие смерти», подающий «неизреченную сладость имеющим часть в божественном причастии Его и уделяет им от бессмертной жизни».

Полную аналогию Райского древа из книги Бытия, питающего человеческий род, мы встречаем и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова (Откр. 22: 2, 14). Такое возвышенное толкование, основанное, заметим, на реальном духовном опыте, не отменяет и буквально-исторического понимания, — подобно тому, как самое возвышенное понимание таинства Евхаристии, вневременной «брачной вечери Агнца» не отменяет материальной и пространственно-временной составляющей всего того, что его окружает при совершении Божественной литургии в храме.

Человек – макрокосм

Преподобный Максим Исповедник, размышляя над Евангельским текстом (Ин. 19:23), где говорится о разделении воинами одежд распятого Спасителя, пишет: «…познаем, каково в данном случае намерение Писания, и как в нас, при нашем нерадении к добру, распинается Господь, и как Он обнажается в силу нашего неделания добра, а бесы для служения через нас страстям делят, словно одежды [Его] тварь Его. <�…>

Если же, помимо сказанного, вы пожелаете понимать под сверху сотканным хитоном мир бестелесных и умопостигаемых сущностей, а под верхней одеждой, которую Писание разделило на четыре части, как на стихии, мыслить природу, то вы не погрешите против истины. Из этих двух миров тело [бесы] разрушили тлением, получив силу против нас в преступлении закона заповеди, но душу, как сродную горнему миру, они не растерзали». Комментируя эти слова, патролог проф. А.И. Сидоров замечает: «Преп. Максим исходит здесь из идеи человека как «микрокосма», который подобен и тесно связан с «макрокосмом», состоящим из умопостигаемого и чувственного миров, соответствующих душе и телу человека».

Интересен и тот факт, что целый ряд святых отцов (свт. Григорий Богослов, прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат, свт. Григорий Палама) рассматривали человека как «макрокосм» по отношению к миру – «микрокосмосу». Такой подход обусловлен подходом к человеку как к образу Божиему, поставленному в «центре мироздания» и отвечающему за вверенную вселенную.

Могильный суд

Понятие малого суда носит название азаб ал-кабр. Он происходит в могиле, куда попадает и душа усопшего. Это некий аналог христианского чистилища, где верный (хоть и грешный) может искупить грехи и рассчитывать на жизнь в Раю.

В могиле душу допрашивают два ангела — Накир и Мункар. Если она праведна, то ее забирают с собой в Барзах, далее она остается в приятном небытие до дня суда. Тело же оставляют нетленным, чтобы потом она смогла соединиться с ним. А грешников наказывают давлением и страшными муками. Тела умерших, хоть и пребывают в могилах, все еще обладают способностью чувствовать.

Вопросы и ответы

Когда мусульмане попадут в Рай?

Ответ: по Исламу, верующие попадут в рай после Судного дня, а те, кто не уверовал в Господа, попадут в Ад и останутся пребывать в нем вечно.

Вечен ли Рай?

Ответ: верующие в Раю будут вечно наслаждаться благами, которые уготованы для них Всевышним Аллахом.

Какая наивысшая награда в Раю?

Ответ: главным благом и наградой для мусульманина будет возможность созерцать Всевышнего Аллаха. Ибн аль-Асир сказал: «Лицезрение Аллаха – наивысшее из удовольствий в Последней жизни, наилучший из щедрых даров Аллаху, и пусть Всевышний позволит нам насладиться им столько, сколько мы пожелаем».

Муслим и другие передали со слов Сухейба ар-Руми, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: «Не хотите ли вы добавки?» Они скажут: «Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?» Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» (сура Йунус (Иона), 26-й аят).

Охраняется ли Рай?

Ответ: охраняют Рай ангелы, который возглавляет ангел по имени Ридван.

Какой размер Рая?

Ответ: по Исламу, размеры Рая огромны, и для разных категорий праведников с любовью Господом предусмотрены разные его уровни. Более подробно читайте об уровнях Рая.

Отношение к смерти

Все мусульмане веруют в ахирет — загробную жизнь. Ранее отказ от этой мысли приравнивался к отступничеству. В исламе земная жизнь считается лишь подготовкой к ахирету, где верным воздается за плохие и хорошие поступки. Т.е. мусульманин должен вести праведную жизнь, чтобы попасть в милость к Аллаху.

Существование ахирета делает земную жизнь осмысленной. Не стоит бояться смерти, потому что она естественна. Согласно Корану, мир всегда обновляется, поэтому на смену одним людям должны приходить другие. А смерть великого человека имеет еще большее значение, он обретает вечную жизнь в Раю.

Однажды один умирающий попросил Аллаха вернуть его назад, чтобы он рассказал другим, как прекрасно встречают верных. Но Бог отказался, сказав, что смерть необратима.

Также мусульмане верят, что человек умирает каждый раз, когда спит. Его душа на время покидает тело, а потом попадает обратно по воле Аллаха. Но если он решит, что жизнь человека истекла, то наступает смерть.

Праведные люди даже не замечают, что прекратили существовать. Жизнь утекает из них легко, как вода из кувшина. Они чувствуют, что попадают в лучший мир. А грешники обречены на долгую смерть в агониях, расплачиваясь за плохие дела и отступничество.

Грехопадение

Диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змия и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол начал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Он с хитростью спросил Еву: «правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?»

«Нет», ответила змию Ева, «плоды со всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву. Он сказал: «нет, вы не умрете; но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, и будете знать добро и зло».

Соблазнительная диавольская речь змия подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела; затем дала мужу своему, и он ел.

Люди поддались искушенно диавола, нарушили заповедь или волю Божию — согрешили

, пали в грех. Так совершилось грехопадение людей.

Этот первый грех Адама и Евы, или грехопадение людей, называется первородным грехом

, так как именно этот грех потом явился началом для всех последующих грехов в людях.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие»: гл. 3

, 1-6.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: