Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич
0
Смотреть все фото в галерее
Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой. В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси. Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной. Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье. Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью. За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.
×
Преподобный Илия Муромец
0
Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников. Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов. В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века. В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.
Райские сады отца Нестора
В ночь на 18 февраля 1932 года в Ленинграде развернулась огромная операция: одновременно были арестованы около 500 человек. Это означало разгром и ликвидацию подпольного Александро-Невского братства. Среди арестованных были и выдающиеся священнослужители, впоследствии канонизированные, и тайно постриженные монахи, и активные прихожане. Кого-то расстреляли, кого-то отправили в лагеря и ссылки. Но были и те, кого привлекли к делу по надуманным поводам — для придания большего масштаба всей операции. Некоторым из них удалось освободиться, хотя в ту пору это было нелегко.
Казалось, что случайным человеком, репрессированным «за компанию», оказался и такой яркий, но вроде бы далёкий от подпольного монашества человек, как уникальный специалист по субтропическим культурам профессор Василий Васильевич Маркович. Этот человек всю жизнь мечтал о роскошных райских садах на территории нашей страны, завозил со всего мира и адаптировал, развивал диковинные тогда для нас растения, в том числе эвкалипты, всевозможные цитрусовые, японскую хурму и хинное дерево. Он стал основателем Сухумской опытной станции, работал в Ленинграде под руководством академика Николая Вавилова, участвовал в экспедициях в Палестину, Индию, Японию, Грецию, Африку, на Цейлон.
Когда Марковичу дали 10 лет лагерей, за него вступился президент Академии сельхознаук Н.И.Вавилов. Срок удалось уменьшить. Однако после освобождения преследование продолжилось. И Вавилов снова обращается к высшим властям с письмом в защиту Марковича. Но тут арестовывают и самого Вавилова. Вскоре он погибает в тюрьме, и почти в это же время умирает Маркович в ссылке.
И как теперь выяснилось, Василий Васильевич вовсе не был случайным человеком для подпольного монашеского братства. Оказывается, что ещё в начале 1920-х годов он тайно прошёл обряд пострижения на Новом Афоне, получив имя Нестор. Именно им был написан краткий устав тайного монашества, который выглядит так: «1. Тайное монашество есть вынужденный путь христианского спасения в условиях советской действительности. 2. Идеалы тайного монашества те же, что и явного. 3. Тайное монашество не может быть мыслимо вне связи с Православной Церковью. 4. Постриг и пребывание в монашестве держится в строжайшей тайне. 5. Тайный монах не должен менять своего светского облика и отставать от культурного роста страны».
А свою автобиографию он озаглавил так: «Жизнь счастливого человека». И это справедливо. Ведь по завершении своего земного пути монах Нестор отправился в те самые райские сады, о которых мечтал всю жизнь.
Распечатать
1 марта 2022 Источник: Крестовский мост
Благоверный великий князь Дмитрий Донской
0
С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига. Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси. Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря. В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».
Войны монахов против иноземцев
Одной из самых ярких страниц военной истории русского монашества стали события 1581 года, описанные в «Повести о Псково-Печёрском монастыре». Инокам пришлось сражаться с воинами польского короля Стефана Батория, который осаждал Псков. Примечательно, что монахи первыми напали на литовский отряд, сопровождавший телеги с награбленным имуществом и пленными. «Когда достигли они Печёрского монастыря, тогда монастырские люди устремились на них и прогнали; имущество же их все отняли и привезли в монастырь», — рассказывал летописец. Аналогичную вылазку насельники монастыря повторили и на другой день, причём среди захваченных трофеев был даже живой верблюд. Узнав, что в Псково-Печёрской обители содержатся в плену больше 30 поляков, венгров и немцев, король 29 октября послал к его стенам войско под командованием воевод Кетлера и Фаренсбаха. С русской стороны обороной руководил ратный командир Юрий Нечаев. Иноземцам удалось пробить крепостную стену и ворваться внутрь обители. Священники, иноки и «простые люди» монастыря (трудники и местные поселяне), сотворив молебен иконе Успения Пречистой Богородицы, «стали, как гора Сион, нерушимо». Бой продолжался целый день, и в итоге польско-венгерскому отряду пришлось отступить. Воеводу Кетлера монахи пленили, а Фаренсбах был ранен. Не удалось взять обитель и присланному королём военачальнику Борнелиссу (Бурнамиссу). За время вражеских приступов монастырь потерял убитыми и ранеными более 40 человек. Для иностранцев участие монахов в войне было чем-то необычным. Великий коронный гетман Ян Замойский, посланный Стефаном Баторием на переговоры, писал псково-печёрскому настоятелю Тихону, что его монахи, «забыв о своём иночестве, храм Господень и место святое кровью залили». Однако сама братия была уверена, что их дело правое. По преданию, враги видели во время сражения Божью помощь над монастырём — «множество воинов в белых ризах». Снова насельникам Псково-Печёрской обители пришлось сменить чётки на мечи через 30 лет, в эпоху Смутного времени. 27 апреля 1611 года интервенты гетмана Ходкевича обстреляли монастырь из пушек. В отместку иноки и миряне, помолившись, предприняли вылазку на вражеские укрепления, убили несколько поляков и захватили пленных. Согласно тексту «Сказания о нашествии иноплеменников на Псково-Печёрский монастырь», во время осады, продолжавшейся до 11 мая, произошло немало чудес. В период Смуты 15-месячную осаду выдержала и Троице-Сергиева лавра. А вот Иосифо-Волоколамский монастырь не сумел тогда выстоять перед напором врага.
Преподобный Александр Пересвет
0
Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве. Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать. Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника. Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.
Новое в блогах
Вопреки распространенному мнению о противостоянии Церкви и науки, в мире – большое количество верующих ученых. О 10 из них – священниках и монахах, которые внесли значительный вклад в разные области науки, наш рассказ.
Существует ошибочное мнение, что Церковь против образования и науки. Сформировано оно вследствие существующего стереотипа, который говорит о том, что вера и наука несовместимы, так как настоящий ученый может доверять только фактам, а верующий – не способен к объективному мышлению. Также распространен стереотип о том, что люди верят в Бога в силу своей необразованности, наивности и неспособности критически мыслить.
На самом деле это не так. С давних времен крупнейшие библиотеки и первые университеты возникали зачастую при монастырях. Миссионеры вместе с проповедью о Христе несли просвещаемым народам и грамоту: так, святые Кирилл и Мефодий разработали первую азбуку для славянских народов. Первая типография Ивана Федорова была создана с благословения митрополита московского Макария, а сам Иван Федоров принадлежал к ближайшему окружению Макария и был человеком ученым и глубоко верующим. А сколько было и остается в мире ученых-христиан, которые занимаются естественными науками?
Примечательно и то, что многие замечательные научные открытия и изобретения принадлежат христианским священникам и монахам. Эти люди понимали, что, занимаясь наукой, мы познаем творение Божие, а познавая творение, можно приблизиться к познанию Творца, подобно тому, как, узнавая назначение и свойства глиняного кувшина, мы узнаем замысел и идею его создателя, гончара.
1.Алексей Федорович Лосев
Всемирно известный философ и филолог, деятель советской культуры. В монашестве – Андроник.
В 1929 года вместе с женой тайно принял монашество. Супруги Лосевы в постриге были наречены Андроником и Афанасией. Лосев до самой смерти носил монашескую скуфью.
Он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм, за что был арестован и приговорён к 10-ти годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.
Лосев — один из крупнейших исследователей античности и эпохи Возрождения. Переводил труды Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Год за годом и том за томом выходили новые книги Лосева по античной эстетике. В его библиографии – более 800 произведений.
Игуменья Серафима (Чёрная) 1914-1999г.г.
Советский учёный-химик, инженер, монахиня. В миру – Варвара Васильевна Чёрная . Настоятельница московского Новодевичьего монастыря в 1994—1999 годах.
С детства была воспитана в православной вере. В годы Великой Отечественной войны работала заместитель главного инженера Московского . Позже занималась научными разработками в Институте резиновой промышленности, где была заместителем директора в течение 16 лет. Участвовала в разработке космических скафандров. Основала новую отрасль резинового производства — латексную технологию. Эта технология применяется при разработке защитных средств из латекса, а также латексных шаров-пилотов для зондирования атмосферы. При участии Варвары Черной создан скафандр для Юрия Гагарина, в котором он полетел в космос.
В 1994 приняла Варвара Черная монашеский постриг. Она стала первой настоятельницей Новодевичьего монастыря после его возвращения Церкви. При ней были отреставрированы храмы монастыря и воссоздано их внутреннее убранство, введен монашеский устав, возрождены иконописная и золотошвейная мастерские.
Игуменья Серафима внесла значительный вклад в сооружение храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Именно там, на Бутовском полигоне, в числе тысяч расстрелянных священников был убит и её дед, митрополит Серафим (Чичагов). В 1997 году он был прославлен в лике новомучеников Русской Православной Церкви.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский (1877-1961)
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) внес огромный вклад в развитие регионарной анестезии, а его учебником по гнойной хирургии пользуются до сих пор.
Замечательный русский хирург, доктор медицинских наук, профессор. И при этом — епископ Русской Православной Церкви.
В России его времени многие даже несложные операции заканчивались смертью пациента из-за неправильного применения анестезии. Хирург Войно-Ясенецкий одним из первых развил регионарную, или проводниковую, анестезию. Впоследствии она стала одним из основных методов анестезии.
Епископ-хирург провел сотни сложнейших операций на глазах. Зафиксированы случаи, когда благодаря его операциям и помощи Божией зрение обретали люди, слепые от рождения. Он продвинул мировую науку в области гнойной хирургии. Его книга «Очерки гнойной хирургии» в 1946 году в СССР получила сталинскую премию I степени (несмотря на то, что была написана действующим православным епископом). О своей жизни и служении сам святитель Лука рассказал в автобиографии «Как я полюбил страдание».
Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) иеромонах в миру, открывший принцип доминанты в работе человеческого мозга.
Выдающийся физиолог, ученый, исследователь мышечной и нервной систем, а также органов чувств.
Ухтомский был иеромонахом в миру, делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 года, на котором было восстановлено патриаршество. Активно участвовал в совещаниях по воссоединению со старообрядцами.
В 1920 году Ухтомский был арестован чекистами и отправлен в особое отделение ВЧК на Лубянке, где находился до января 1921 года. Интересно, что в тюрьме он читал сокамерникам лекции по физиологии. Однако уже вскоре ученый-монах был выпущен на свободу и возглавил кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета.
Основной вклад Ухтомского в науку — разработанный им принцип доминанты как новое учение о работе мозга. Эта теория помогает объяснить фундаментальные аспекты поведения человека и психических процессов. За эти работы в 1932 году Алексей Алексеевич награждён Ленинской премией.
Академик А.А. Ухтомский
Во время войны Ухтомский оказался в блокадном Ленинграде. Участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил исследованиями по травматическому шоку. За неделю до голодной смерти он продолжал заниматься наукой и подготовил доклад «Система рефлексов в восходящем ряду», прочитать который уже не успел.
Павел Александрович Флоренский (1882-1937)
Расстрелянный в 1937 году священник Павел Флоренский даже в лагерях сделал более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара.
Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета, был знаком и дружен со многими знаменитыми поэтами Серебряного века, сам писал стихи и печатался в ряде литературных журналов. Затем поступил в Московскую духовную академию и в 1911 году принял священство.
В двадцатых годах вернулся к занятиям физикой и математикой, работал в Главэнерго, принял активное участие в разработке и внедрении знаменитого плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России). Одновременно работал в Комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой Лавры. В 1924 году выпустил большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что в тридцатые годы сыграло роковую роль в судьбе Флоренского. Когда начались преследования, Павел Александрович имел возможность эмигрировать, но счел необходимым остаться на родине, понимая, что обрекает себя на арест, лагеря и мученическую смерть.
Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета, был знаком и дружен со многими знаменитыми поэтами Серебряного века, сам писал стихи и печатался в ряде литературных журналов. Затем поступил в Московскую духовную академию и в 1911 году принял священство.
В двадцатых годах вернулся к занятиям физикой и математикой, работал в Главэнерго, принял активное участие в разработке и внедрении знаменитого плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России). Одновременно работал в Комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой Лавры. В 1924 году выпустил большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что в тридцатые годы сыграло роковую роль в судьбе Флоренского. Когда начались преследования, Павел Александрович имел возможность эмигрировать, но счел необходимым остаться на родине, понимая, что обрекает себя на арест, лагеря и мученическую смерть.
В нечеловеческих условиях лагерей Флоренский продолжал научные исследования. Так родилась книга «Вечная мерзлота и строительство на ней», и было сделано более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара в Соловецком лагере. В 1937 году Флоренский был расстрелян по приговору особой тройки НКВД.
Александр Иванович Половинкин (родился 8 марта 1937-2018 гг)
Доктор технических наук, до рукоположения руководивший Волгоградским политехническим институтом.
Священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Рождества Христова Волгоградской епархии, а также первый проректор Царицынского православного университета.
Доктор технических наук, профессор. С 1983 по 1988 год А. И. Половинкин руководил Волгоградским политехническим институтом в должности ректора. Большое внимание уделял компьютеризации учебной и научной работы, результатом чего стало создание мощного по тем временам вычислительного центра, началось широкое применение персональных компьютеров.
Наиболее широко известной работой Александра Ивановича Половинкина стала его неоднократно переизданная книга «Основы инженерного творчества». Символичны его награды, которыми отмечены его заслуги как ученого и как священнослужителя: орден «Знак Почета» и орден преподобного Сергия Радонежского.
Александр Ильич Борисов (родился 13 октября 1939)
Советский учёный-биолог, публицист и общественный деятель, священник Русской Православной Церкви.
Работал в Лаборатории радиационной генетики Института биофизики Академии наук СССР. Защитил диссертацию по генетике с присуждением учёной степени кандидата биологических наук.
По благословению своего духовника отца Александра Меня окончил Московскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию. Долгое время не мог быть рукоположен в сан священника из-за противодействия властей.
В 1989 году рукоположение, наконец, стало возможным, и таинство состоялось. В 1991 году отец Александр был назначен настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. В этот приход перешла значительная часть духовных детей погибшего протоиерея Александра Меня.
Монахиня Анувия (Виноградова)
Монахиня Анувия (Виноградова)
Н.М.Виноградова, археолог, востоковед с мировым именем, приняла монашеский постриг с именем Анувия в 2010 году
Историк, археолог, учёный с мировым именем. Действующий старший научный сотрудник Российской академии наук, член-корреспондент Немецкого археологического института.
Монахиня Анувия (в миру – Наталия Матвеевна Виноградова) много лет работала в Институте востоковедения Российской академии наук, ездила в археологические экспедиции в Таджикистан. Защитила диссертацию, написала несколько монографий об археологических памятниках Таджикистана и более 100 научных статей.
В 2010 году Виноградова приняла монашеский постриг с именем Анувия. Вот уже много лет она совмещает монашество и науку.
Основное послушание монахини Анувии в монастыре — организация строительно-реставрационных работ. Матушка Анувия — казначея Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве, еще со времен иночества активно участвует в его возрождении, за что удостоена и церковных, и светских наград.
9.Протоиерей Кирилл Копейкин (родился 7 июня 1959)
Кандидат богословия и кандидат физико-математических наук, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ.
Закончил физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом аспирантуру, защитил диссертацию, работал в особом конструкторском бюро «Интеграл» при университете.
По окончании С.-Петербургской Духовной семинарии рукоположен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном во диакона, 6 июня 1993 года рукоположен митрополитом Иоанном во иерея.
Отец Кирилл пишет, что наука и религия не противоречат друг другу:
«Посмотрите Священное Писание. Апостол Павел говорит, что наше служение Богу есть служение разумное (Рим.12:1)… Разум – это дар Божий, грех отказываться от него. Другое дело, что всё не сводится к одному только разуму. Самое неожиданное, с чем мы сталкиваемся, когда в нашем исследовании мира доходим до фундаментального уровня, до квантомеханических объектов, это то, что объекты похожи, скорее, на нечто психическое, чем на физическое» .
Сергей Владимирович Кривовичев (родился в 1972 году)
Профессор и диакон РПЦ — Сергей Владимирович Кривовичев
Геолог, ученый, доктор геолого-минералогических наук, диакон.
Сергей Кривовичев закончил геологический факультет СПбГУ. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности доцента, ныне – профессор и заведующий кафедрой.
Награжден медалью для молодых ученых Российского минералогического общества, медалью для молодых ученых Российской академии наук, медалью Европейского минералогического союза.
Автор более 200 статей в отечественных и международных научных журналах, соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России. В его честь назван новый минерал кривовичевит. Специалист в области рентгеноструктурного анализа, автор более 400 структурных расшифровок.
В 2004 году рукоположен в сан диакона. О своей жизни и работе Сергей Владимирович говорит: «Мы расшифровываем кристаллические структуры соединений, внутреннее положение атомов, — по сути, открываем новую реальность. Мы заглядываем туда, куда никто никогда не заглядывал. И когда ты это видишь, ты уже не мыслишь себя без этой спрятанной красоты. Такая работа дает интеллектуальную и духовную радость.
Как говорил академик Н. Н. Боголюбов, не бывает неверующих физиков . Научная работа подразумевает очень тонкую духовную интуицию. Ведь, в итоге, наука построена не на рациональности, а на созерцании».
Эти слова нашего современника, одного из самых молодых профессоров России (профессором отец Сергий стал в возрасте 35 лет), счастливого отца шестерых детей — лучший ответ на вопрос о совместимости науки и веры.
Подобных ученых мужей в истории – гораздо больше.
(Продолжение следует)
Научная работа подразумевает очень тонкую духовную интуицию», – доктор геолого-минералогических наук, диакон Сергей Кривовичев
Преподобный Андрей Ослябя
0
Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах. Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть. До пострижения в монахи — Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.
Благоверный князь Довмонт Псковский
0
Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков. Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч. В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.
Кто они — русские святогорцы?
Из академиков, рок-музыкантов и чемпионов Европы — в монахи на Святую гору Афон
В эти дни, когда отмечается 1000-летие русского присутствия на Святой горе Афон, расскажем о насельниках русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
Собеседник — монах Ермолай (Чежия) с необычной судьбой. Из своих 50 лет он 15 лет служит на Афоне. Знает несколько языков. Окончил исторический факультет Тбилисского государственного университета с красным дипломом. То было время перестройки, разрушения привычных устоев. Пытался заниматься политикой. Уехал на Запад. Поиски земной справедливости не оправдали ожиданий. И он после долгих размышлений решил стать простым монахом. Заведует библиотекой, архивом, паломнической службой русского афонского монастыря.
РОССИЯ, ПОРОДИВШАЯ ТАКИХ МОНАХОВ, — ДУХОВНО ЗДОРОВАЯ СТРАНА
— Отец Ермолай, люди каких национальностей составляют братию Пантелеимонова монастыря? И как вам среди них живется?
— Сейчас в нашем монастыре порядка сотни насельников. Большинство — русские. Человек 10-15 украинцев, есть молдаване, белорусы, четверо румын, я — грузин и один немец.
Когда мои земляки приезжают, они тоже спрашивают: как тебе живется среди русских, не тяжело ли? Я им говорю: «Мне настолько хорошо, что мне иногда стыдно». Братья меня так любят, что я даже не знаю, за что. Я же знаю, что не заслуживаю. У них своя внутренняя любовь какая-то, неимоверная, чисто духовная. Это величайшее счастье — жить среди этих людей. Я каждую секунду благодарю Бога за это. Иногда, когда я по лесу иду или гуляю, я деревья, камни благодарю, что я сподобился жить среди таких людей. Это просто невероятное счастье. И я поэтому очень люблю Россию. Потому что если таких людей породила страна, значит, она духовно здоровая и имеет огромный потенциал.
СТАРЕЦ-АКАДЕМИК И МОЛОДЫЕ АЙТИШНИКИ
— Здесь, в Москве, на Афонском подворье были монахи, которые потом отправились на Афон. Среди них я знаю одного бывшего солиста группы «Черный кофе» и бывшего чемпиона Европы по спортивной гимнастике, он на Святой горе получил имя Анин. Вы с ним знакомы?
— Да! Прекрасный человек! А я не знал, что он бывший спортсмен. Он просто гениальный человек, в духовном смысле. В монастыре именно за это ценится человек, за духовные качества. Ну просто хочется постоянно обнять, великий, великий человек, чистый христианин. Слава Богу! И таких очень много!
Два года назад умер один монах — Олимпий. Он был в миру академик, радиофизик. Был выдающимся научным деятелем России. Может, легенда, говорят, что современных компьютеров не было бы, если бы не его открытия. Ну, это не важно, главное, что он был ученым и в конце жизни решил стать монахом. Он у нас был экскурсоводом. Все очень любили отца Олимпия. Вообще, насельники наши с очень разными судьбами, разные социальные слои, разные жизненные истории, такие перипетии… Кто был врачом, кто был художником…
В последнее время идут почему-то айтишники — молодые люди. Хотя на них спрос есть в миру. Но они убежденные верующие. В моей работе в библиотеке они очень помогают.
— Бывает, что люди, пожив на Афоне, возвращаются?
— Конечно. Я 15 лет в монастыре. За это время около 50 человек пришли, попробовали и ушли. Это нормально. Это не тюрьма. Это добровольно. И он должен радоваться. Если он несчастлив, никто не может заставить, и не должен. Если бы я был несчастлив, я бы день бы там не был, меня никто не заставляет. Но я там, в монастыре, я там, извините за жаргон, балдею. Вот, люди пробуют. Они же тоже не знают заранее, как получится. Приходят и год, и два. Некоторые даже постригаются. И это, конечно уже плохо, надо чуть раньше определиться. Но бывают разные ситуации. Это нормально за 1500 лет монашества. Здесь ничего страшного нет.
МИНИСТРЫ — КАК ПРОСТЫЕ ПАЛОМНИКИ
— Интересно, а заметно, когда Афон посещают именитые люди, министры, известные в миру лица?
— Нет, не заметно. Только для начальства — они должны их принять, а братия не чувствует. Я занимаюсь паломниками, выписываю им разрешение. Очень часто приезжают. Не буду называть имена. Бывают и очень высокие чины. Они просто молятся. Многие помогают поддерживать монастыри, и наш в частности. Но на братию это совершенно не влияет. Если бы они случайно встретили кого во дворе, им без разницы кто приехал.
— Монастырь что-то производит или только на помощи извне держится?
— Мы докупаем муку, молочные продукты, которые на Афоне не производятся. Но мы сами делаем до 5 тонн масла, до 10 тонн меда производим, оливки, вино из винограда делаем. Все это балансирует доходы-расходы. На еду мы мизерную долю тратим. Мы делаем и церковную утварь — иконы, резьба по дереву, четки делаем. Все это приносит определенный доход. Но основной доход — это частные пожертвования. Российские верующие люди — это самые лучшие паломники. Радушные, все время готовы помочь.
— Планируете ли расширение монастыря?
— Наш монастырь может вместить и до 2000 человек. Впрочем, сейчас условия меняются. Если человек тогда мог жить в одних условиях, то теперь в два раза больше. Но и сейчас около 1000 человек могут свободно жить. Я уверен, это вопрос времени. Лет через 10 будет 500, я думаю. Динамика положительная. За 15 лет, когда я пришел, было 62 человека, а сейчас 105. В мои молодые годы Афон знал 1 из 10, а сейчас — 9 из 10.
ДУХОВНИК БЛАГОСЛОВИЛ МОНАХОВ ВЕСТИ ДНЕВНИКИ
— Есть ли какие-то общие рекомендации для всех монахов кроме молитвы и послушаний?
— Духовник благословил братию изучать греческий язык. А еще — вести регулярно дневник, записывать свои духовные размышления, а кто попроще, тот может вести наблюдения за природой или описывать свой день.
Кстати, эта привычка неожиданно для меня вылилась в такой сюрприз. Приходят паломники из Грузии и говорят: «Отец Ермолай, я вашу книгу купил — прекрасная книга!». Я удивился: «Как?! Я никакой книги не писал». Они показывают книгу — действительно, мои заметки. Оказалось, мама издала письма, которые я ей писал 10 лет. Когда я объявил о своем решении стать монахом, она очень тяжело восприняла это известие, хотела чтобы у сына была обыкновенная мирская семейная жизнь. На Афоне, узнав об этом, духовник благословил писать моей матери один раз в неделю. И вот год назад издали в Грузии и за 3 месяца раскупили. Тираж — 6000. На грузинском языке «Узкие врата спасения». Книга сейчас переводится на русский язык, опять же по инициативе моей мамы. Я объяснял ей, почему стал монахом, что такое монашество, передавал свои эмоции, и потом я ей объяснял, что такое монастырь, я хотел, чтобы и она пошла в монастырь. Но она не решилась. Потому что отец умер вскоре, и она решила посвятить свою жизнь близким. Она как монахиня, по сути, служит им — у нее 7 внучек и внуков. Правда, я сейчас бы кое-что поправил в книге, по-другому смотрю на какие-то вещи.
— Много ли сейчас работников в монастыре?
— Сейчас в монастыре работают только реставраторы, которых прислало российское государство. У нас нет необходимости нанимать еще кого-то. Сейчас в связи с празднованием 1000-летия идут колоссальные реставрационные работы. По указу президента России и Патриарха был учрежден специальный фонд, который ведет все реставрационные восстановительные работы. У них своя бригада.
Паломники могут просто находиться в монастыре, посещать службы. Если человеку по духовным соображениям нужно потрудиться, платно или бесплатно — это все зависит от его духовного состояния и от благословения духовника. Кто-то живет месяц, может больше.
— А есть и паломники, которые регулярно приезжают и вы их уже узнаете?
— О! Их очень много. Я, например, могу запомнить около 200. Иногда в неудобное положение попадаю: приезжает человек, они нас так любят, приезжают каждый год, а ты вдруг не вспомнишь его имя — это катастрофа! У нас сложилась определенная традиция общения монахов и паломников. Так устоялось, ничего не мешает. Они разводятся как-то — по послушаниям, в храме никто не разговаривает. Есть секунды в течение дня, когда можно переброситься словами. Экскурсовод и те, кто принимает гостей (гостиничные), те общаются больше. Но послушания у нас периодически меняются. Если человек год — гостиничный, то второй год он, например, на огороде работает в тишине. В общем, все так устроено, что это спокойствие монашеское не разрушается.
Беседовала с монахом Ермолаем Елена Дорофеева во время посещения им юбилейных мероприятий в Москве
Святой благоверный князь Александр Невский
0
Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей. Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его». Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй. Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.
Праведный Феодор Ушаков
0
Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии. Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления. Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта. Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов. Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.
Праведный Иоанн Русский
0
Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года. Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю. О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами. После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию. Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги. Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим. Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения. Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане. После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.
Обитель имени Крупской
Эта удивительная история может показаться невероятной. Но всё так и было: в деревне Захарьино Ярославской области более 10 лет под видом сельхозкоммуны им. Крупской действовала тайная монашеская община.
Всё началось в 1921 году, когда по благословению архимандрита Никона (Чулкова), настоятеля Павло-Обнорского монастыря, шесть молодых монахинь поселились в Захарьине с намерением, чтобы со временем их община выросла в полноценную монашескую обитель.
Однако советские порядки мало способствовали такой перспективе. Поэтому планы архимандрита и его подопечных несколько видоизменились. Было решено вести монашескую жизнь тайно, дожидаясь падения безбожной власти. Общину зарегистрировали как сельскохозяйственную артель, при этом её внутренняя жизнь была устроена строго по монастырскому уставу. Численность коллектива быстро увеличивалась. К 1930 году в общине было уже более 100 человек. Её к этому времени переименовали в коммуну им. Н.К.Крупской.
Послушницы-коммунарки трудились на совесть. Кроме сельскохозяйственных работ, многие девушки освоили профессии каменщиков и плотников. В общине действовали кирпичный, дегтярный и кожевенный заводы, валяльно-катальная, швейная и сапожная мастерские, кузница и ветряная мельница. Монахини вырубали лес, корчевали пни, а на расчищенных полях сеяли хлеб. У общины был огород с парниками и прекрасный сад.
Духовник обители архимандрит Никон приезжал в деревню тайком, окормлял, наставлял, совершал богослужения.
Хорошая работа принесла коммуне широкую известность. Ей присуждали награды на всесоюзных смотрах и посвящали восторженные публикации. «Женская сельскохозяйственная коммуна имени Крупской, — говорилось в одной из центральных газет, — является наиболее ярким образцом героической борьбы трудящейся крестьянки под руководством Коммунистической партии за своё раскрепощение».
Однако тайное всё-таки стало явным. По завершении следствия в 1932 году многих насельниц общины отправили в лагеря, а монахиню Анну (Благовещенскую) через некоторое время расстреляли.
Но самое поразительное, что, несмотря на репрессии, уничтожить общину полностью не удалось. Оставшихся участниц ликвидированной коммуны включили в состав соседнего колхоза, но они продолжали вести совместный монашеский образ жизни и отдельное хозяйство. Колхоз потом упразднили, а община продолжала жить. И дожила до начала 1990-х годов, пережив советскую власть.