Библейские вопросы и ответы
Опубликовано 15.10.2013
Когда точно, в какой день недели, распяли Иисуса Христа согласно Библии? Евангелие от Иоанна говорит, что Иисуса распяли накануне Пасхи, в то время, как другие Евангелисты говорят, что Иисус Христос был распят в саму Пасху.
Ответ:
Что произошло потом?
В I веке нашей эры Иудея находилась под властью римлян. Все смертные приговоры нужно было «согласовывать» с римской администрацией. Иисуса Христа привели к Понтию Пилату — правителю провинции Иудея.
Правитель считал Христа невиновным. Но у его резиденции собралась возбужденная толпа. Пилат не знал, чего ожидать от взволнованных людей. Он решил прибегнуть к обычаю отпускать одного из приговоренных к смерти накануне праздника иудейской Пасхи.
Пилат обратился к толпе и спросил, кого отпустить: разбойника Варавву или Христа?
«Первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят», — пишет евангелист Матфей.
Пилат отправил Христа на казнь, пишет «Фома». Римские воины, которые сопровождали его на место казни, издевались над узником: они избили его, возложили на голову терновый венец и дали тяжелый крест – орудие казни.
На горе Голгофе Иисуса Христа распяли на кресте между двумя преступниками.
Смерть на кресте в древнем мире считалась рабской, позорной, жестокой и мучительной. Распятые испытывали страшную боль и жажду и медленно задыхались, потому что вес собственного тела сдавливал легкие и сердце.
Когда Христос умер, по церковному преданию, небо померкло, а в храме Иерусалима разодралась надвое завеса. Тело Христа после распятия положили в высеченный в скале гроб, а пещеру закрыли камнем, пишет «Фома».
Что астрономия говорит нам о дате Распятия?
Совокупность имеющихся данных позволяет сделать лишь приблизительные выводы относительно времени рождения Иисуса Христа: Он родился не раньше 7 и не позже 1 года до Р. Х. Напротив, относительно даты Его смерти ясности гораздо больше.
- Во-первых, имеется единогласное свидетельство Евангелистов о том, что Иисус был распят пятницу (Мф. 27:62; Мк. 15:42; Лк. 23:54; Ин. 19:14, 31);
- во-вторых, мы можем опираться на свидетельство Евангелиста Иоанна о том, что в этот день должен был быть заклан пасхальный агнец (Ин. 18:28).
На основании этих двух свидетельств Дж. Финеган, автор известного исследования по библейской хронологии1Finegan J. Handbook of Biblical Chronology: Principles of Time Reckoning in the Ancient World and Problems of Chronology in the Bible`. Peabody, 1998., приходит к выводу о том, что Распятие произошло 7 апреля 30 года или 3 апреля 33 года2Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. P. 359–363..
Финеган опирается на астрономические вычисления, приведенные в статьях Дж. Фотерингема и Р. Паркера — В. Дабберстейна3Fotheringham J. K. The Evidence of Astronomy and Technical Chronology for the Date of the Crucifixion. — Journal of Theological Studies. N 35 (138). April, 1934. P. 146–162; Parker R. A., Dubberstein W. A. Babylonian Chronology, 626 B. C.–A. D. 45. Studies of Ancient Oriental Civilization 24. Chicago, 1942.. Расчеты, представленные в обеих публикациях, частично совпадают, частично же отличаются по той причине, что Паркер и Дабберстейн постулировали для некоторых годов добавление так называемого «второго Адара» (дополнительного месяца), чтобы не допустить смещение календаря. Эта практика хорошо известна из раввинистической традиции, однако для эпохи евангельских событий невозможно с достоверностью утверждать, для каких годов производилось такое добавление и производилось ли.
Чтобы учесть все возможные варианты, Финеган учитывает данные обеих публикаций. Ученый рассуждает следующим образом:
- как из синоптических Евангелий, так и из Евангелия от Иоанна следует, что Распятие произошло в пятницу;
- при этом из синоптических Евангелий следует, что эта пятница датируется 15 нисана, ибо Тайная вечеря состоялась в день заклания пасхального агнца, т.е. 14 нисана;
- напротив, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус был распят не на пасху, а в день заклания агнца, 14 нисана (согласно Ин. 19:14, Иисус был распят в «пятницу перед Пасхою», и в этот день, согласно Ин. 18:28, надлежало «есть пасху», т.е. пасхального агнца).
Эти две датировки (Распятие в пятницу 15 нисана и Распятие в пятницу 14 нисана) Финеган сверяет с данными Фотерингема и Паркера-Дабберстейна. 15 нисана могло приходиться на пятницу в 27-м году (согласно обоим исследованиям) или в 34-м году (согласно исследованию Паркера-Дабберстейна). Это возможные даты Распятия согласно синоптическим Евангелиям. 14 нисана приходилось на пятницу в 30-м и 33-м годах: это возможные даты Распятия согласно Евангелию от Иоанна. Далее, Финеган устанавливает две крайние точки, в пределах которых возможны вычисления даты Распятия. Самая ранняя из предлагавшихся дат крещения Иисуса — 26 г. Самый краткий период времени, предлагавшийся для определения длительности Его земного служения — ок. 1 года. Самая поздняя возможная дата крещения Иисуса 29 г. Наиболее продолжительный срок Его служения, выводимый из Евангелий — 3-4 года. Таким образом, мы получаем крайние точки: 27 — нач. 34 г.
Теперь Финеган выбирает наиболее достоверную из полученных им дат. 27-й и 34-й гг., полученные на основании хронологии синоптических Евангелий, соответствуют крайним точкам обозначенного выше интервала и поэтому маловероятны. 30-й и 33-й годы, полученные исходя из хронологии Иоанна, хорошо вписываются в этот интервал: таким образом, ученый считает предпочтительной хронологию Иоанна.
Второй дате – 33-му году – исследователь отдает предпочтение4Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. P. 362. . Выбирая между 30-м и 33-м годами, Финеган рассуждает следующим образом. В 31-м году был отстранен от власти и казнен претор Луций Энний Сеян, который к этому стал фактическим правителем империи в условиях бездействия императора Тиберия. Сеян отличался крайним антисемитизмом и оказывал непосредственное влияние на римскую политику в Палестине. Эти влиянием во многом была обусловлена жестокая политика Пилата первой половины его прокураторства. Соответственно, по мнению Финегана, маловероятно, чтобы попытка Пилата избежать казни Иисуса и одновременно его опасение вступить в конфликт с религиозной элитой Иудеи имели место в 30-м году, когда Сеян был в зените могущества. Так Финеган приходит к 33-му году как наиболее вероятной дате Распятия. Он ссылается на ряд исследователей, занимающих ту же позицию, в том числе на Х. Хёнера5Hoehner H. W. Chronological Aspects of the Life of Christ. Grand Rapids, 1978. P. 65–114, 141–142..
Другие ученые, однако, склоняются к 30 году как наиболее вероятному году Распятия Иисуса6См., напр.: Sloyan G. S. The Crucifixion of Jesus. History, Myth, Faith. Minneapolis, 1995. P. 11..
Источник: митрополит Волоколамский Иларион. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. Глава 3. Раздел 2.
Воскресение Христово
На Пасху верующие вспоминают центральное событие всего христианского учения – воскресение Иисуса Христа, которое произошло на третий день после смерти.
Согласно церковному преданию, своей смертью Христос победил смерть. После грехопадения Адама и Евы двери рая были закрыты и для праведников, и для грешников. Умерев, Христос душой спустился в ад, и преисподняя не смогла удержать безгрешного Бога. Он вывел оттуда праведников и открыл для людей врата рая.
На третий день после казни Иисуса Христа его ученицы пришли к пещере, чтобы помазать тело учителя погребальными благовониями. Тогда женщины увидели, что камень сдвинут в сторону, а внутри никого нет – там остались только пустые пелены и платок. На выходе из пещеры женщин встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес.
На Пасху у православных христиан есть традиция христосоваться: трижды целоваться в щеки и приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!»
07 апреля, 11:25
Пасха и Праздник субботы
Многие задавались вопросом, как Иисус мог быть убит в четверг, когда все четыре Евангелия указывают на то, что на следующий день после Его смерти был день субботний. Поскольку еврейский субботний день — это и есть суббота, разве это не означает, что смерть Иисуса должна была наступить в пятницу? Но ответ очень прост: нет. Хотя такая логика и существует среди традиционных представителей христианства, которые уже почти две тысячи лет отмечают пятницу, как день распятия Иисуса, они забыли принять во внимание то, что Иисус умер накануне Пасхи, и что эта Пасха (Песах) — это Праздник субботы. Независимо от того, на какой день недели выпадает Песах, этот день считается субботним.
В еврейской практике существует два понятия субботы — обычное понимание субботнего дня и Праздник субботы, который может выпасть на любой день. У него даже есть особое название в еврейском языке — Йом Тов, что дословно переводится, как «хороший день». В моей публикации в Квартальных исследованиях УБЯ я продемонстрировал, как в Евангелии от Иоанна показывается, что за распятием Иисуса следовал Праздник субботы. В Иоанне 19: 31 говорится: «Ибо та суббота была день великий» — греческий термин megalē hé Hemera, в буквальном смысле, означает «великий день» — кажется, что именно так описывал Иоанн ивритский термин «Йом Тов» в греческом варианте своего Евангелия.
Также в этой статье показывается, что в 30 г. н. э. Йом Тов, «высокий день» Песаха, выпал на пятницу. Следовательно, днем распятия Иисуса должен был быть четверг, за день до Праздника субботы. Там также объясняется, почему смерть Иисуса наступила в 30-й (а не 33-й) г. н. э.. (а не 33-й), и это основано на широко известной продолжительности жизни Иисуса, которая, как подтверждает и Книга Мормона, составляла 33 года, а также последней возможной дате рождения Иисуса, которой могла быть зима где-то 5/4 гг. до н. э.
Смерть Иисуса согласно Книге Мормона
И наконец, Книга Мормона также предоставляет ключевую информацию, указывающую на четверг, как на день распятия. В Книге 3-го Нефия говорится, что в то время, когда Иисус умер в Иерусалиме, в древней Америке налетела большая буря (см. 3 Нефий 8: 5, сравните также с Геламан 14: 21). После шторма, который продолжался где-то три часа, в течение трех дней земля была покрыта тьмой, которая служила свидетельством смерти Иисуса и совпала с тем временем, когда Его тело находилось в гробнице в Иерусалиме (см. 3 Нефий 8: 19-20 и 10: 9, сравните 1 Нефий 19: 10 и Геламан 14: 20). Из-за вращения Земли, разница во времени между Иерусалимом и Северной и Южной Америкой составляет несколько часов — в частности, разница между Иерусалимом и центральным часовым поясом Америки составляет восемь часов, при этом в Америке все происходит на восемь часов позже, чем в Иерусалиме.
Поскольку смерть Иисуса наступила в «девятый час» (От Матфея 27: 46), около трех часов дня по Иерусалимскому времени, час Его смерти был бы около семи утра по центральному времени в Америке. В этот момент трехчасовой шторм в Америке утих, и наступила темнота. Принимая это во внимание, если смерть Иисуса произошла в пятницу в три часа дня по времени в Иерусалиме, то начало темноты в Америке должно было начаться в семь утра в пятницу утром. Поэтому тьма была бы весь день в пятницу и весь день в субботу. Но было бы невозможно, чтобы тьма стояла все три дня до воскресения Иисуса, так как Он воскрес из мертвых и покинул гробницу в воскресенье рано утром в Иерусалиме, задолго до полуночи в субботу вечером в Америке. Но если бы распятие было в пятницу, то тьмы в воскресенье в Америке вообще не было бы. А темнота в пятницу и субботу — это всего два дня, а не три.
С другой стороны, если бы распятие случилось в четверг в три часа дня в Иерусалиме, тогда в Америке в четверг в семь утра по центральному времени наступила бы тьма и продолжалась бы весь день в четверг, пятницу и субботу — три полных дня — до воскресения Иисуса в воскресенье. Таким образом, информация о трех днях тьмы в Книге Мормона ясно показывает, что распятие должно было произойти в четверг.
Идея о том, что Иисус был распят в пятницу, появилась впервые в не-еврейских христианских источниках во втором веке нашей эры, придуманная людьми с хорошими намерениями, но которые не были связаны с Церковью Нового Завета и не были знакомы с еврейским календарем и их Праздниками. Новый Завет вместе с Книгой Мормона, которая является еще одним свидетельством об Иисусе Христе, показывает, что четверг пасхальной недели был именно тем днем, когда Он совершил Свою искупительную жертву за всех нас.
Оригинал этой статьи был первоначально опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Джеффри Р. Чадвик. Переводчик Елена Шэннон.
Смерть Христа была расплатой за наши грехи.
В это время страдания Христа приближались к своему апогею. Около 3 часов дня Он, вися на кресте, издал громкий вопль: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?![1] В тот момент грехи всех людей были возложены на Него, и Он был осужден как самый большой грешник. Нам невозможно до конца понять, насколько это было ужасно для Иисуса, и что Он пережил в то страшное время. В Евангелии говорится, что после этого Он снова громко возопил и затем умер.
Иисус пожертвовал Собой ради нас, чтобы дать нам возможность получить прощение и спасение. В Библии написано: Христос отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас.[2]
Сердце Иисуса Христа не выдержало, и поэтому Он умер.
Большинство ученых, исследовавших описание смерти Иисуса Христа с медицинской точки зрения, склоняются к тому, что Он умер от разрыва сердца. Обычно те, кого распинали на кресте, висели на нем по несколько дней, медленно умирая от боли, жажды и потери крови. Но Иисус умер через несколько часов, и не столько от физических страданий, сколько от духовных.
Мы не можем даже представить себе, через какие духовные страдания Ему пришлось пройти, когда все грехи человечества были возложены на Него. Но Его последний громкий вопль и то, что сердце Иисуса не выдержало, о многом говорит.
В момент смерти Христа произошло еще одно природное явление — сильное землетрясение. Люди, видя все происходящее, уже перестали насмехаться, как они делали это раньше. Тьма среди бела дня и сильное землетрясение побудили их осознать, что Иисус действительно был необыкновенным Человеком.
Люди возвращались с места казни напуганные и бия себя в грудь.[3] Даже римские солдаты, распявшие Христа, не на шутку перепугались. А их офицер, руководивший этой казнью, видя все происходящее, произнес: Истинно, Он был Сын Божий.[4]