Краткая история
Это – древняя, но все же не изначальная, не восходящая к истокам Церкви, традиция. Алтарной преграды у христиан совсем не было по крайней мере до IV в.
Ради немощи человеческой
Согласно преданию, которое приводят древние жития свт. Василия Великого, обычай алтарной завесы впервые введен при этом епископе Кесарии Каппадокийской. Совершение им литургии всегда сопровождалось особым Божественным действием, знаменовавшим свершившееся Сошествие Духа на Св. Дары – сотрясением изображения голубя над престолом.
Однажды, произнеся тайносовершительные молитвы, святой обычного знамения не увидел. Недоумевая, чем прогневал Господа, Василий оглядел сослужителей и увидел, как один из диаконов смотрит на недалеко стоящую женщину.
Тогда он повелел диакону удалиться, наложив на него епитимию. А также установил, что алтарь отныне должен быть скрыт завесой.
Алтарная перегородка античной базилики “Афентели” на о-ве Лесбос, ІV в. Реконструкция А.Орландоса.
Против иконоборчества
Впоследствии появились также особые ажурные решетки, отделяющие алтарь. Но укреплять на них святые образы начали не ранее IX в., после VII Вселенского Собора. Тогда была осуждена иконоборческая ересь, а иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых не только демонстративно вернулись в храмы (откуда их выбрасывали еретики), но стали как бы сопровождать главное Таинство, Евхаристию, находясь на алтарной преграде.
Но сама эта преграда не была высокой доXI-XIIIвв., верующие хорошо видели происходящее во время совершения Евхаристии.
Ярусные
Первоначально рядов икон было не более трех. Это не обязательно были писаные иконы.
Интересный факт
Например, в церкви Санта-Мария ин Валле итальянского города Абруцци (XIII в.) известен деревянный иконостас из трех рядов.
Наконец, к XIV в. появляются многоярусные преграды, полностью скрывающие алтарь. Многие церковные историки предполагают, что это могло быть связано с взлетом византийской духовности того времени.
Алтарная преграда в церкви Санта-Мария ин Валле Абруцци. Италия. Основное сооружение датируется примерно 1080 годами, что записано на столбах портика
На Руси
Здесь традиция высоких иконостасов по мнению многих историков, возникает с XIV в. О причинах распространения таких алтарных преград существуют различные мнения:
- явление связывают с введением Иерусалимского богослужебного Устава (с XIV в.), с более продолжительными службами, включая всенощное бдение, более строгими дисциплинарными правилами; так могла возникнуть мысль, с одной стороны, отделения алтаря от части храм, где были миряне, с другой – о духовном их образовании, воспитании, при помощи множества святых образов;
- многие говорят также, что причиной стала распространенность на Руси того времени деревянных, а не каменных церквей; невозможность украсить деревянные храмы фресками – росписью по камню – компенсировалась увеличением количества икон.
Однако, устоявшегося мнения о причинах увеличения количества рядов нет. Понятно лишь, что при увеличении количества икон неизбежно встает вопрос о символике самого иконостаса.
Иконостас Успенского собора. Московский Кремль
Символика
Так из «просто» преграды, отделяющей алтарь от остального пространства церкви, он становиться особым элементом храмового убранства.
Царские врата
Они находятся по центру, а именуются так потому, что чрез них проходят священнослужители, выносятся Святые Дары, то есть к людям исходит Сам Царь мира. На створах обычно образы:
- Благовещения;
- Евангелистов.
Это символ того, что Воплощение Сына Божия, Его Слово, переданное учениками, открывают верующим Рай.
У византийцев известны также изображения:
- свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, создателей чинов литургии; ведь Таинство Евхаристии соединяет человека с Богом;
- прор. Моисея и первого священника иудейского народа Аарона; это как бы память о том, что первоначально, с IV в., врата были завесой, подобной той, что отделяла Святое Святых Иерусалимского храма.
Царские врата
Однако, есть важное отличие: новозаветная завеса – открывается, являя Рай. Вот как пишет об этом свт. Иоанн Златоуст:
«Когда износится жертва и в жертву предлагается Христос, эта божественная овча, когда слышишь: помолимся все вместе, когда видишь, что поднимаются обе половины завес, то представляй себе тогда, что разверзаются небеса и свыше сходят ангелы…»
Окно в Рай
Вот почему символическое значение алтарной преграды сводится… к отсутствию преграды.
Она отделяет алтарь лишь внешне: на самом же деле это – ряд образов Бога, святых, которые помогают отрешиться от мирской суеты, духовно соединиться с Христом – при духовной помощи, как бы посредничестве тех, чьи образы входят смотрят с икон. Это – не доски, краски, а своего рода «окна», чрез которые горний мир реально соприкасается с жизнью земной.
Не случайно ряды икон также именуют «чинами», то есть так же, как называют иерархию Ангелов (Ангелы, Херувимы, Серафимы и др.), а также людей, особо угодивших Богу (чины преподобных, праведных, благоверных и пр.).
Теологические последствия
Иконостас на самом деле не «разделяет» неф от Святая святых; скорее, это объединяет их. Иконостас — это связующее звено между небом (Святое Святых) и нефом (Святым местом). Поэтому на иконостасе все символично. Иконы Христа, Богородицы, различных святых и праздников присутствуют потому, что Христос, Богородица, святые и т. Д. Ведут нас и ведут в Святое Святых. Поэтому персонажи икон на иконостасе ведут нас на небо, и потому иконостас соединяет, а не разъединяет. Иконы на иконостасе также являются окнами и мостами в небо (хотя все иконы, где бы то ни было, являются окнами и мостами в небо). Следовательно, в некотором смысле иконостас представляет Христа, который является связующим звеном, дверью между двумя сферами. Идеальное объяснение иконостаса и его объединяющей цели можно найти в Евреям 10: 19-20: «Итак, братия, поскольку мы уверены войти во святилище через кровь Иисуса, новым и живым путем, который Он открыл нам через завесу, то есть через Свою плоть «.
Чины иконостаса
Рядов бывает от 2 до 5, иногда также встречается 7, или даже больше.
В каком порядке чаще всего располагаются ярусы иконостаса в храме?
Это расположение особым образом представляет соединение неба и земли: ведь смысловой центр – так называемый Деисус, ряд, где представлен Христос с предстоящими святыми. К Нему устремлены чаяния пророков и праотцев, особый ряд представляет Его земную жизнь.
Схема древнерусского иконостаса
Как называется первый ряд иконостаса?
Обычно первым считают нижний ряд. Его именуют местным, так как здесь расположен храмовый образ, так что посвящение церкви легко «прочитать» по иконе рядом с образом Христа, справа от царских врат. Кроме того, ряд обязательно включает икону Богородицы и особо чтимых святых храма, города.
Следующие ряды
Выше местного – главный ряд иконостаса, Деисис (по-гречески — моление). Центр ряда – Христос, Чья икона находится над царскими вратами. Ему предстоят Богородица, Иоанн Креститель, Апостолы (чаще всего – Петр и Павел), Ангелы. Здесь могут также изображаться другие святые. Особенность чина – молитвенное положение, обращенность к Христу всех изображенных угодников Божиих: главы их склонены, руки протянуты к Господу.
Иконостас в пещере Ильи Пророка на Синае (Египет).
Еще выше следуют чины:
- праздничный – его иконы представляют земную жизнь Господа;
До XVI в. в этом ряду можно было увидеть несколько икон, представляющих Страсти Христовы. Сейчас из них здесь сохранился только образ Распятия.
- пророческий – здесь находятся иконы предвозвестивших Его пришествие пророков; верующий, знакомый с их писаниями, узнает угодников Божиих по словам, написанным на свитках, которые держат святые;
- праотеческий –иконы изображают древних праотцев.
С XVII в. сначала на Украине, потом по России появляются очень высокий иконостасы с 7-8 ярусами. Здесь есть дополнительные ряды, посвященные:
- Страстям Христовым;
- кончине Апостолов.
Были некоторые храмы, где ниже местного ряда, буквально на уровне пола, находились образы языческих философов, не знавших Бога, но, может быть, неосознанно предвосхитивших приход Мессии.
Полный пятирядный иконостас
Праздничный ряд.
Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа. Однако праздничный ряд – не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определялось контекстом иконостаса как единого целого, а также различными нюансами осмысления суточного, недельного и годичного кругов богослужения. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения, главных двунадесятых праздников (Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), а также двух экклесиологических праздников подвижного цикла: Пятидесятницы и Воздвижения Креста.
Краткое описание: какие бывают иконостасы
Обычно считается, что иконостасы бывают двух видов: тябловые или рамочные. Кроме того, существуют небольшие иконостасы, предназначенные для походных храмов или просто частной молитвы во время путешествия.
Тябловый
Тяблами называются балки, из которых собирается каркас. На этих балках расположены иконы. На Руси это – самая распространенная форма алтарной преграды
Рамочный
Такие иконостасы стали появляться по России с XVII в. Иконы расположены не на балках, а вправлены в великолепные рамы, по сути, самостоятельные произведения церковного искусства. Иногда частью таких рам становятся скульптуры, что не очень характерно для православных храмов.
Иконостас Покровского храма Свято-Данилова монастыря.
Походный
По-другому он именуется «складнем», имея центральную часть, к которой на шарнирах крепятся створки. Его можно сложить для перевозки.
Обычно походные иконостасы деревянные или металлические. Но сейчас встречаются также, по сути, завесы с изображениями святых, соответствующими по размерам храмовым. По центру– особая завеса, царские врата.
Материал
Чаще всего это дерево, или камень.
Каменный
Это «капитальная», глухая преграда, на которой написаны иконы святых.
Каменный иконостас. Православный монастырь Осиас Лукас в Фокиде 1030-40х гг. Греция
Деревянный резной
Он встречается чаще всего. Если иконостас тябловый, резьбой украшены балки, если рамочный – это ряд деревянных художественно оформленных обрамлений для икон.
Золотой
Дерево довольно часто покрывается позолотой, так как этот цвет – традиционный символ Царства Небесного.
Фарфоровый
Считается, что один из первых появился в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, во 2 пол. XVII в. Основатель обители, Патриарх Никон, пытался точно воспроизвести мраморные интерьеры Иерусалимского храма Воскресения, но дороговизна мрамора привела его к решению сделать алтарные преграды девяти приделов монастырского храма из фарфора. Работу выполнили белорусские мастера.
Керамический иконостас в Троицком соборе города Щёлково
Рекомендации
- Бок, Франц Иоганн Иосиф, Завесы кивория алтаря
(переведенный раздел его
Organ für Christliche Kunst
), Экклезиолог, Том 26, 1868 г., Экклезиологическое общество / Стивенсон, книги Google - «Роща», ван Хемельдонк, Г., «Сибориум (ii)». В Grove Art Online. Оксфордское искусство онлайн, требуется подписка, (дата обращения 25 апреля 2011 г.).
- Эфталия Рентеци, Le iconostasis Delle Chiese greche в Италии
, Афины 2008
Wikisource есть текст 1911 Британская энциклопедия статья Иконостас . |
Устройство иконостаса в храме
Сейчас встречаются преграды древней формы, из двух ярусов, или более высокие, включающие большее число рядов, чаще всего 5.
Самый древний иконостас
Многие считают таковым алтарную преграду храма Св. Софии в Константинополе (VI в.). Она состояла из 12 колонн (по числу Апостолов). Между ними, согласно воспоминаниям современников, были изображения Господа, Богородицы, Апостолов.
Айя-София – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Как утверждают исторические источники, до разгрома крестоносцами алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра. Фото 2010 год.
Самый большой
Место его расположения – кафедральный собор Румынской Православной Церкви. Он имеет четыре яруса общей высотой почти 17 м, длиной 23. 45 икон выполнены на камне техниками мозаики, фрески. Общая площадь – 407 кв.м.
Самый высокий
Он находится соборе Рождества Христова г. Новокузнецка. Храм освящен 23 августа 2012 г. Здесь 170 святых образов, это не только самый высокий (с пятиэтажный дом), но также самый большой в мире по количеству образов.
Знаменитые
Алтарные преграды известны не только величиной – многие из них принадлежат великим мастерам, связаны с историческими событиями или выполнены уникальной техникой.
Ионостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Он относится к XV в., а создан прп. Андреем Рублевым с учениками.
Благовещенского собора московского кремля
Он считается самым древним (начало XV в.) из ныне существующих в Русской Церкви, его создатели – Феофан Грек, прп. Андрей Рублев.
Успенского собора Московского Кремля
Его образы написаны первоначально мастером Дионисием в XV в., позже переписаны мастерами XVII в., при царе Алексее Михайловиче.
Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Правая сторона
Петропавловского собора
Он нетипичен, имея форму триумфальной арки. Такое художественное решение не раз вызывало критику современников – ведь, по мнению многих, подобная демонстрация имперского величия вряд ли уместна в храме.
Исаакиевского собора
Он выполнен в стиле классицизма, каменным. Образы разделены колоннами.
Хрустальный иконостас в Дятьково
Завод в этом городе Брянской области еще до революции считался «хрустальной столицей» страны, ведь здесь был самый крупный хрустальный завод. А еще – единственный храм с иконостасом из хрусталя. Он был разрушен после революции, но воссоздан с 2003 г. – также с алтарной преградой, изготовленной мастерами хрустального завода. Сейчас она – единственная в мире.
Иконостас, уничтоженнный в 1929 году, располагался он в храме Преображения Господня в Дятьково. В 1810 году храм был построен на деньги и по инициативе Ивана Акимовича Мальцова, основателя хрустальной фабрики на ключевом источнике возле села Дятьково (ныне Брянская область). А в 1855 году, уже его сын, Сергей Иванович Мальцов, установил внутри храма новый иконостас — хрустальный.
Рубрики
Часовня святой иконы Смоленская Богородица в Успенский собор в Смоленске. А Московское барокко экран значков в Троицкая Лавра в Сергеев Посаде
Существуют правила относительно того, кто может входить в святилище (алтарь) или выходить из него и через какую дверь. Ни Красивые врата (Святые / Царские врата — центральные двери), ни пространство между ними и жертвенником не могут использоваться мирянами ни при каких обстоятельствах, хотя младенцев переносят в алтарь через них в «воцерковление»обряд, если они мальчики или девочки, младенца просто представляют у дверей.[2]Епископы может войти через Красивые ворота в любое время; священники и диаконы могут делать это только в определенное время во время службы, когда Врата открыты (но во время Яркая неделя они всегда входят и выходят через них). Все остальные входят в святилище через боковые двери.
В монастырь, только настоятельница и старший монахини разрешается входить в святилище (алтарь), и они могут входить только через боковые двери. Настоятельница может войти в любое время, но другим монахиням нужно благословение для входа.
Иконостас в Свято-Троицкий собор в Чикаго, Иллинойс
Прихожане мужского пола, которым обычно разрешается входить в святилище, включают тех, кто участвует в управлении конкретной церковью, т. Е. канторы и певчие, серверы алтаря/ послушники, хранители церкви и ризницы, так далее.
в Румынская традиция, в день освящение жертвенника в церкви, мирянам, в том числе женщинам, было разрешено войти и поклониться жертвеннику до начала Вечерня освящения. Эти руководящие принципы разрабатывались на протяжении многих веков, имея для них как теологически символические, так и практические причины.[нужна цитата
]
Иконостас домашний
Православные, зная что семья – малая церковь, стремятся обустроить здесь уголок, который раньше именовали «красным». Обычно это была восточная сторона дома. Однако сейчас соблюсти традицию удается далеко не всегда.
Как расставить иконы в домашнем иконостасе правильно?
Примерно так же, как это сделано в храме.
Все иконы обычно располагаются вокруг образа Христа. Выше – икона Святой Троицы или крест, если таковой имеется . Справа– образ Богородицы. По сторонам ставят образы святых, чтимых семьей.
Обязательного «набора» икон угодников Божиих нет, все определяется самим верующим, его предпочтениями. При этом не следует «коллекционировать» иконы, помещать дома образы святых, которым не будешь молиться.
Образец домашнего иконостаса
Прямой и угловой
Образы могут находиться на стене, или же – в углу, тогда необходимы соответствующие полки.
Как сделать иконостас своими руками: видео
Многие покупают их при храмах, или в специализированных магазинах. Изготовить полочку для икон можно также самому, из дерева или фанеры. Иногда иконы просто вешают на стену. Хитрости от мастера в видео: «Полка за час»:
Деисусный ряд.
Смысловым центром этого ряда является икона Спасителя, представленного, как правило, в образе грозного Судии, явившегося судить мир. Справа и слева от Иисуса Христа изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, т.е. сонм святых, представленный всеми чинами святости. Основная тема деисусного чина – моление церкви за мир. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной.