Когда были написаны Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна?

Библейские вопросы и ответы

Опубликовано 15.06.2012

Когда были написаны Евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна)? Как им можно верить, если Евангелия так отдалены от времени, когда жил Иисус Христос? На канале “History” (“История”) я смотрел какую-то передачу, где говорили, что первое Евангелие было от Марка, и было оно написано 40 лет спустя после смерти Иисуса Христа. А также, что остальные три Евангелия скопировали Евангелие от Марка и что-то добавили к нему. Правда ли это?

Ответ:

Когда были написаны Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна — есть ли точная дата?

Спасибо за вопрос. Для многих людей вопрос, когда было написано Евангелие, кажется неважным до тех пор, пока не поднимается вопрос точности Евангелия. Если бы мы предположили, что Евангелие от Марка было написано в 70 году нашей эры, то это значило бы, что Марк ждал 40 лет после произошедших событий, чтобы начать писать. Хотя 40 лет — это не так уж и много. Не забывайте, что война во Вьетнаме закончилась более 40 лет назад, а ветераны этой войны все еще живы и рассказывают истории о том времени.

Проблема вот в чем — сложно показать, что Марк был очевидцем тех событий. Он конечно же не один из апостолов и его имя нигде не найти в Евангелии. Некоторые ученные делают предположения, что юноша, убежавший нагим в Евангелии от Марка 14:51-52, и был сам Марк, но доказательств для этого недостаточно. Ученые, которые придерживаются этой точки зрения, полагают так на основании того факта, что нагой юноша, казалось, не относился к самой истории, а был включен, чтобы показать, что автор был там. К тому же Марк жил в Иерусалиме (см. Деяния 12:12) и согласно церковной традиции Иисус и Его апостолы провели Пасхальный Седер (последний ужин) в доме Марка [1].

Но, как я сказал, доказательств, что Марк включил себя в Евангелие в качестве убежавшего нагого юноши достаточно слабое. Разумно будет сделать вывод, что Марк не был очевидцем жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Но мы узнаем очень интересную вещь о нем из нескольких цитат некоторых ранних Отцов Церкви:

“Став переводчиком Петра, Марк записал точно все, что тот помнил. Хотя, он не изложил слова и деяния Христа в точном порядке. Поскольку он не слышал Господа и не сопровождал Его. Но, как я сказал, он впоследствии сопровождал Петра. Петр излагал учение в соответствии с потребностями [своих слушателей], но у него не было намерения дать последовательный рассказ слов Господа. Поэтому, Марк не сделал никакой ошибки, когда он таким образом записал некоторые вещи, как он их запомнил. С одной стороны, он уделил особое внимание тому, чтобы не пропустить что-то из того, что слышал, и в то же время не вставить чего-то вымышленного.” – Папиас, как цитирует Евсевий.

“После их смерти, Марк, ученик и переводчик Петра, также передал нам в письменном виде то, что проповедовал Петр.” – Ириней.

“Марк, переводчик и последователь Петра, начинает Евангелие таким образом.” – Ириней.

“Марк был последователем Петра. Петр публично проповедовал Благую Весть в Риме перед конными рыцарями Цезаря, и приводил множество свидетельств о Христе. Для того, чтобы тем самым они могли вспомнить то, что говорил Петр, Марк писал полностью то, что называется Евангелием от Марка.” – Клемент Александрийский.

“Такой луч благочестия засиял на умы слушателей Петра, что они не были удовлетворены лишь слушанием или неписанным учением божественного слова. Таким образом, со всевозможными просьбами, они умоляли Марка, которому приписывается Евангелие (а он был спутником Петра), оставить в письменном виде запись учения, которое он получил в устной форме. И они не оставляли его в покое, пока они не добились своего. И таким образом им мы обязаны священной книгой, которая называется «Евангелия от Марка». Узнав, что было сделано, через откровение Духа, сказано, что апостол был в восторге от энтузиазма этих людей и утвердил произведение для чтения в церквях, рассказывает Клемент в шестой книге Строматов.” – Евсевий, цитируя Клемента Александрийского (c. 195, E), 2.579.

Таким образом, Марк мог не быть очевидцем жизни, смерти и воскресения Иисуса, но им точно был Петр. Петр был главным учеником и тем, кому Иисус явился лично после Своей смерти (см. Луки 24:34 и 1 Коринфянам 15:5, Симон и Кифа это два других имени Петра). Таким образом Петр был тем очевидцем, который нужен был Марку, чтобы составить рассказ. Интересно отметить, что Лука начинает свое Евангелие упоминанием, что многие люди составляли рассказы о жизни Иисуса, основанные на свидетельствах очевидцев (см. Луки 1:1-4).

Таким образом, проблема того, где Марк взял информацию, прояснена. Но как насчет того, что Евангелие от Марка было написано так поздно? Если Евангелие от Марка было написано в 70 году н. э., а другие Евангелия были написаны позже, то разве не значит это, что эти другие Евангелия (содержащие больше информации) были написаны слишком поздно, чтобы быть написанными очевидцами?

Для этого нам нужно изучить аргумент, почему ученые думают, что первое Евангелие было написано в 70 н.э. Историки абсолютно уверены, что в 70 году н. э. иудейский храм был разрушен во время падения Иерусалима. Интересно то, что это событие было предсказано в Евангелии от Марка 13:2, Матфея 24:2 и Луки 21:6. Вот как Лука рассказывает об этом предсказании:

“Некоторые из учеников говорили о том, как храм был украшен красивыми камнями и вкладами, посвященными Богу. Но Иисус Христос сказал: придут дни, в которые, из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено”.

Очень интересно, что Иисус сделал предсказание того, что, как исторически доказано, сбылось. Это, конечно, может служить историческим свидетельством того, что Иисус на самом деле был Бог. Хотя, чтобы объяснить этот феномен без признания божественности Иисуса, скептически настроенные ученные вынуждены заключить, что Иисус никогда этого не предсказывал. Вместо этого, Марк, Матфей и Лука все жили во время после разрушения храма, и они вложили это предсказание в уста Иисуса Христа. Как сказал в своей книге епископ Джон Робинсон “Новая датировка Нового Завета”:

“Один из наиболее странных фактов о Новом Завете это то, что то, что в любом изложении, казалось, было бы самым датирующимся и кульминационным событием этого периода – падение Иерусалима в 70 г. н. э., а с ней и развал институционального иудаизма, основанного на храме – ни разу не упоминается, как факт прошлого. Это, конечно, предсказано; а эти предсказания, в некоторых случаях по крайней мере, как предполагают, были написаны (или подробно изложены) после события.”

Проблема в том, что это предположение базируется на предпосылке, что Иисус не Бог, и таким образом был бы не в состоянии предсказать будущее, что по существу и есть та самая вещь, которую и нужно доказать скептически настроенным ученым. Поэтому это не может быть использовано как предпосылка для того, чтобы говорить, что Евангелия были написаны так поздно. Доказательство, что Евангелия ненадежные изложения жизни Иисуса, которое основано на том, что они, как предполагают, были поздно написаны — это ничто иное, как круговая аргументация. Логика следующая:

  • Предпосылка 1: Евангелиям нельзя доверять, потому что они были написаны несколько десятилетий после смерти Иисуса, и они, таким образом, похожи на легенду.
  • Предпосылка 2: Это потому, что три из четырех Евангелий упоминают, что Иисус предсказывал событие (разрушения храма), которое, как известно, произошло через 40 лет после предполагаемого предсказания.
  • Предпосылка 3: Иисус не мог предсказать это, потому что Он не Бог. Таким образом, Евангелия, которые содержат это предсказание, были написаны после того, как событие произошло.
  • Вывод: Следовательно, Евангелиям нельзя доверять, потому что они были написаны несколько десятилетий после смерти Иисуса и поэтому похожи на легенду.

Что дальше?

Изложенные здесь истины относятся к начаткам учения Христова (Евр.6:1-2). Человеку, вступившему на путь веры в Иисуса Христа, предстоит всю жизнь воз­растать в познании Бога. Если Вы понимаете и сердцем принимаете благую весть, то Вам необходимо найти церковь, в которой проповедуется Слово Божие, чтобы пребывая в общении с другими людьми, разделяющими веру в Господа, Вы могли возрастать в познании и исполнении Его благой воли. В церкви вы сможете, согласно учению Христа, запечатлеть вашу веру в Него через водное крещение, свидетельствовать о ней через Причастие, и служить Тому, кто умер, чтобы дать нам жизнь и жизнь с избытком (Иоан.10:10).

С молитвой, ✝

Пастор, доктор богословия

Примерные даты написания Евангелий

Итак, никто не знает точного времени, когда были написаны все четыре Евангелия. Всё, что мы можем сделать, это выдвинуть и обосновать наши предположения. При этом нам необходимо рассматривать доказательства без богословских и иных пристрастий.

На мой взгляд, лучшее предположение такое:

  • Евангелие от Марка было написано в 50-е годы н.э.;
  • Евангелия от Матфея и Луки были написаны в 60-е годы н.э.;
  • Евангелие от Иоанна было написано примерно в 80-е годы н.э.

Я долго искал доказательства точной даты написания Евангелий, но, буду честным, все они косвенные. Евангелие, дату написания которого мы можем определить с наибольшей точностью, — Луки, поскольку оно было написано после того, как Павел попал в тюрьму в Риме, но до его смерти. Это позволяет нам датировать написание Евангелия от Луки и книги Деяний приблизительно 63-64 гг. н.э.

Подавляющее большинство исследователей полагает, что Евангелие от Марка (наверняка) и Евангелие от Матфея (возможно) были написаны еще до Евангелия от Луки. Марка кажется довольно ранним, поэтому я пришел ко мнению, что время его написания — 50-е годы н.э., но нельзя исключать и конец 40-х годов н.э.. Конечно, все три Евангелия были завершены до 70 г. н.э., когда Иерусалим был разрушен, т.к. в Луки и Матфея есть пророчества об этом событии, и не имело бы смысла, если бы они были написаны после этих событий (иначе эти Евангелия не были бы приняты Церковью).

Вероятно, что Евангелие от Иоанна было написано спустя некоторое время после принятия антихристианского решения в совете Ямнии около 85 г. н.э. На мой взгляд, наиболее вероятной датой его написания является конец 80-х годов н.э.. Откровение было написано во второй половине 90-х годов н.э., Иоанна, скорее всего, в 80-х годах н.э., хотя также мы не можем исключать 70-е годы н.э.

Мог ли Иоанн через 55 лет все еще точно помнить, что делал Иисус? Почему бы и нет? Мне 62 года и я точно помню, где я учился в старшей школе, имена моих друзей, какие уроки я брал в средней школе, адрес, где я жил, мой номер телефона, должности, которые я занимал, как я проводил каникулы, и множество очень специфических вещей того времени. Почему Иоанн не мог вспомнить того, что сказал Иисус? По какой причине мы можем усомниться, например, в том, что он мог вспомнить великие события из жизни своего Господа Иисуса Христа?

В то время Иоанн служил в Ефесе старейшиной. По-видимому, он по-прежнему был умственно правомочен. Я считаю, что разумный человек пришел бы к выводу, что память Иоанна все еще оставалась нетронутой в возрасте 75 лет. Можно также предположить, что он рассказывал эти истории снова и снова в предыдущие 50 с лишним лет. Вероятно, он записал многие из них, прежде чем писать Евангелие.

У кого-нибудь есть доказательства того, что Иоанн не мог точно вспомнить, что произошло? Ясно, что ранняя церковь, которая лично знала Иоанна, верила в то, что его Евангелие было надежным. Они были в гораздо лучшем положении, чем мы, судить, было ли достоверным то, что он написал, потому что были еще живы ученики Христа, которые были очевидцами событий, записанных Иоанном. Самый разумный вывод, следующий из этого, то, что Евангелие от Иоанна является более / менее достоверным рассказом человека, который искренне хотел записать то, что произошло в служении его Господа Иисуса Христа.

Существует ли хоть малейшая возможность того, что Иоанн не мог вспомнить, как умер Иисус, если он лично был на казни? Могли ли Петр и мать Иисуса ошибаться в том, как Он умер?

Гармонизация и согласие

« Гармонизация

» была приемом, который использовался при поиске способа «заставить» тексты Евангелия, которые кажутся противоречащими друг другу или которые не полностью согласуются друг с другом, чтобы они, казалось, выражали одно и то же. Отсюда и название «проблема гармонии», которым он назвал трудность приведения четырех евангельских повествований в одно. [ 22 ]

Одним из самых известных примеров было « Диатессарон

», греческое имя, которое можно было перевести как «состоящий из четырех». Это греческое произведение, написанное между 165 и 170 годами сирийским автором Татианом , которое состоит из единого евангелия, составленного с элементами, взятыми из четырех канонических евангелий, а также, возможно, из какого-то апокрифического источника. Татиан исключил повторы и согласовал тексты, чтобы скрыть возможные расхождения в Евангелиях.

Это произведение было очень популярно в арамейоязычной церкви, пока не стало евангелием сирийских церквей. Ефрем Сирийский (306–373) написал комментарий к Диатессарону, который сохранился до наших дней. Но из-за согласований и упущений работа Татиана не точно отражает текст Евангелий. С другой стороны, показывая «уникальное» Евангелие, оно не позволяет нам увидеть собственное послание, предлагаемое каждым из евангелистов. По этой причине в V веке было приказано перечитывать Евангелия отдельно.

Конкордизм был

еще одним ресурсом, который использовался, когда определенные библейские тексты в целом, которые отражают научные концепции времен, когда науки были гораздо менее развиты, вынуждены выражать то, что наука говорит сегодня. [ 22 ]

Эти ресурсы, которые использовались в другое время с некоторой частотой, пока они не стали популярными, сегодня полностью игнорируются. Евангелия собирают апостольские проповеди, которые развиваются от личности Иисуса из Назарета , и их цель связана с провозглашением спасения, а не с провозглашением научных истин в целом. Это не мешает анализировать Евангелия, как и любой другой древний материал (историко-литературная критика, текстологическая критика и т. Д.), Но цель их написания находится в другом плане. [ 22 ]

Отцы ранней церкви цитируют Евангелия и другие книги Нового Завета

Климент Римский (писал около 97 года нашей эры, плюс-минус пять лет, в зависимости от мнения ученых), цитировал евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния, послание к Римлянам, 1-е Коринфянам, к Евреям, 1-е и 2-е Петра. Он цитировал книги Нового Завета с тем же уважением, что и книги Ветхого. Он не цитировал с таким же уважением любую другую книгу.

Точно так же Игнатий, епископ Антиохийский, умерший в 107 году н. э. В своем письме к ефесянам он цитирует евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, послание к Римлянам, 1-е и 2-е к Коринфянам, к Ефесянам, 2-е Тимофею, Иакова, 1-е Петра. В других своих письмах он приводит цитаты из 1-ого послания Тимофею, 2-ого Фессалоникийцам, из Деяний, посланий к Евреям, к Галатам и из Откровения.

Кроме того, Поликарп в письме к филиппийцам в 120 году н.э. приводит цитаты из Евангелий от Матфея, Марка, Луки, из Деяний, из 1-ого и 2-ого к Коринфянам, из посланий к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, из 1-ого и 2-ого Фессалоникийцам, 1-ого и 2-ого Тимофею, к Евреям, из 1-ого Петра и 1-ого и -ого Иоанна. Кроме того, Иустин около 150 года н.э. упоминал четыре «мемуара апостолов» (Евангелия), которые с «трудами пророков» читались в церквях по воскресеньям. Цитаты относятся ко всем четырем Евангелиям, Откровению, почти ко всем другим книгам Нового Завета.

Ириней около 180 года н.э. или цитирует, или ссылается на каждую книгу Нового Завета. В середине второго столетия были некоторые дебаты о пяти или шести новозаветных книгах (это правда), но консенсус был почти установлен уже к середине второго столетия. Были некоторые сомнения относительно Откровения, 2 послания Петра, послания к Евреям, 2-го и 3-го Иоанна. Но даже они широко использовались отцами церкви во втором веке и пользовались авторитетом. Соглашение в Эфесе в 382 году нашей эры просто подтвердило список, который существовал уже более двухсот лет. К двухсотому году н.э. не было никаких сомнений в достоверности двадцати девяти новозаветных книг. Это факты из моего исследования.

Джон Окс Перевод: Сергей Дяченко

Апокрифические евангелия

См. Также: Апокрифические Евангелия .

Отрывочные тексты

  • Евангелие от евреев
  • Греческое Евангелие египтян
  • Евангелие от Маркиона
  • Тайное Евангелие от Марка
  • Евангелие от Иуды
  • Евангелие от Марии Магдалины
  • Евангелие жены Иисуса
  • Fragmentos de Oxyrhynchus

Апокриф Рождества Христова

  • Протоевангелия Сантьяго
  • Евангелие от Псевдо Матфея
  • Книга Рождества Богородицы
  • Книга младенца Спасителя

Апокриф из детства

  • Евангелие от псевдо-Фомы
  • Арабское Евангелие детства
  • История Иосифа Плотника
  • Армянское Евангелие детства
  • Книга о детстве Сальвадора

Апокриф Страстей и Воскресения

  • Евангелие от Петра
  • Деяния Пилата
  • Евангелие от Варфоломея

Гностический апокриф Наг-Хаммади

  • Евангелие от Фомы
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие от Марии Магдалины

использованная литература

  1. ср.
    Деяния 13:32
  2. ср.
    Бытие 22: 2 ; Псалом 130: 8 ; Псалом 2: 7
  3. ср.
    Исайя 53:10
  4. аб
    Псалом 16:10 ; Осия 6: 2 .
  5. ср.
    Лукас 24:47
  6. Романос 1: 2
  7. ср.
    1Рей 2:10
  8. ср.
    Маркос 16: 1-6
  9. ср.
    1–12
  10. Б. Орчард и Х. Райли: «Орден синоптиков», изд. Mercer UP; Мейкон, Джорджия, EEUU., 1987
  11. Джон А. Т. Робинсон: «Изучение Нового Завета», изд. Wipf & Stock, 1976 г.
  12. Джон П. Мейер, Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса, т. 1, с. 128.
  13. Тайссен, Герд ; Мерц, Аннетт (1998). Исторический Иисус: полное руководство. Миннеаполис: Fortress Press. С. 38-39. ISBN 0-8006-3122-6 .
  14. Стеван Л. Дэвис, Корреляционный анализ
  15. 1 Коринфянам 15: 1 ; ср.
    texto griego Πρὸς Κορινθίους Α΄
  16. Матео 4:23 ; Матео 9:35
  17. Маркос 1:15
  18. Ривас, Л. Х. Евангелие от Иоанна
  19. Перейти ↑ Bermejo Rubio, Fernando (2018). Изобретение Иисуса из Назарета
    . Siglo XXI de España Editores. стр. 489-490. ISBN 978-84-323-1921-1 .
  20. Конституция Слова Божьего18
    .
  21. Раймонд Эдвард Браун ( Евангелие от Иоанна , том I, стр. 104) о. Курт Аланд и Барбара Аланд ( Текст Нового Завета: введение в критические редакции, а также в теорию и практику современной текстуальной критики , стр. 84 и 99) примечание «ок. 125 «. Антонио Пиньеро ( Руководство к пониманию Нового Завета
    , стр. 328) указывает: «он датирован 125/130 годом». Герд Тайссен и Аннетт Мертц (
    Исторический Иисус
    , стр. 33) предлагают датировку «первой половиной второго века». Эдуардо Аренс ( Евангелия вчера и сегодня, п. 362.) предлагает в качестве даты
    до
    этого 130-й год.
  22. ^ ABCРивас
    , Луис Х. (2010). «Гармонизация — Конкордизм».
    Словарь для изучения Библии
    . Буэнос-Айрес: Амико. п. 20. ISBN 978-987-25195-1-3 .

Библиография

  • Кантера Ф. и Иглесиас М. (2003 [1975]). Святая библия
    Критическая версия еврейских, арамейских и греческих текстов. 3-е издание 2000 г., 2-е издание 2003 г. Мадрид: Библиотека католических авторов. ISBN 978-84-7914-490-6 .
  • Ривас, Луис Х. (2001). Что такое Евангелие?
    . Буэнос-Айрес: Кларетиана. ISBN 978-950-512-401-5 .
  • Сантос Отеро, Аурелио де (2009 [2003]). Апокрифические евангелия
    . 1-е издание, 12-е издание. Двуязычное издание. Также в коллекции BAC Selecciones. Мадрид: Библиотека католических авторов. ISBN 978-84-7914-044-1 / ISBN 978-84-220-1409-6 .
  • Пиньеро, Антонио (2009). Все евангелия
    . Мадрид: от редакции Edaf. ISBN 978-84-414-2116-5 .
  • Ривас, Луис Х. (2008 [2005]). Евангелие от Иоанна. Введение, богословие, комментарий
    . Буэнос-Айрес: Сан-Бенито. ISBN 987-1177-18-6 .

Священные тексты

Чем Библия отличается от Евангелия?

Фото: Flickr.com

Библия стала основой нескольких религий, распространенных по всему миру: христианства, ислама и иудаизма. По оценкам исследователей, Писание было переведено полностью или частично на более чем две тысячи языков мира в то время.

Библия — это книга, оказавшая значительное влияние на идеи многих людей, живущих на всех без исключения континентах. Также, в принципе, даже не имеет значения, действительно ли вы верите во Всевышнего или нет. Тем не менее, каждый человек, считающий себя образованным, должен знать и понимать, что это за книга Библия, о чем она, какие основные идеи и постулаты она содержит. В конце концов, именно на библейских текстах основано большинство моральных канонов, присущих любому гражданскому обществу.

От греческого слова «Библия» буквально означает «книга». По сути, это список текстов, написанных многими авторами в разное время под влиянием Святого Духа. Эти тексты стали основой ряда современных верований, которых придерживается большинство живых людей, для них эти тексты каноничны.

Евангелие переводится как «благовестие». Эти тексты описывают жизнь Иисуса Христа на земле. Он рассказывает о своих земных событиях, учениях, последователях, распятии и последующем воскресении. Это одна из составных частей Библии, включенной в Новый Завет.

внешняя ссылка

  • На Викискладе есть мультимедийная категория о Евангелии
    .
  • Викисловарь содержит определения и другую информацию о Евангелии
    .
  • Догматическая конституция Dei Verbum on Divine Revelation
  • Сегодняшнее Евангелие
Контроль властей
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q34274
  • Мультимедиа: Евангелия
  • Идентификаторы
  • NDL : 01123931
  • Словари и энциклопедии
  • Treccani : url
  • Данные: Q34274
  • Мультимедиа: Евангелия
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: