Изучаем богослужение: Великое славословие – гимн Богу при восходе солнца


Текст вели­кого сла­во­сло­вия

Про­слу­шать:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Хвалим Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся, сла­во­сло­вим Тя, бла­го­да­рим Тя вели­кия ради славы Твоея. Гос­поди, Царю Небес­ный, Боже, Отче Все­дер­жи­телю, Гос­поди Сыне Еди­но­род­ный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Гос­поди Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, взем­ляй* грех мира, поми­луй нас. Взем­ляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одес­ную Отца, поми­луй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца, аминь. На всяк день бла­го­словлю Тя и вос­хвалю имя Твое во веки, и в век века. Спо­доби, Гос­поди, в день сей без греха сохра­ни­тися нам! Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди Боже отец наших, и хвально и про­слав­лено имя Твое во веки, аминь. Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя. Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим (трижды). Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род. Аз рех: Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе. Гос­поди, к Тебе при­бе­гох: научи мя тво­рити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источ­ник живота, во свете Твоем узрим свет. Про­бави* милость Твою веду­щим Тя! Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас! (трижды). Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас. Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас!

Взем­ляй — подъ­ем­лю­щий. Про­бави — про­стри.

***

Вели­кое сла­во­сло­вие

про­то­и­е­рей Димит­рий Кувыр­та­лов

«Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» – этим воз­гла­сом в конце все­нощ­ного бдения древ­няя Цер­ковь при­вет­ство­вала начало нового дня. Вели­кое сла­во­сло­вие – одно из древ­ней­ших пес­но­пе­ний Церкви – про­слав­ляет Бога Творца, Про­мыс­ли­теля, Иску­пи­теля, Спа­си­теля и Жиз­но­давца. В этом воз­вы­шен­ном и тор­же­ствен­ном пес­но­пе­нии мы хвалим, бла­го­сло­вим, покла­ня­емся, сла­во­сло­вим и бла­го­да­рим Бога. Здесь мы испо­ве­дуем Боже­ствен­ные Имена, через кото­рые, как через сол­неч­ные лучи, нас каса­ется Боже­ствен­ная теп­лота, радость и сила.

Цен­траль­ная часть Сла­во­сло­вия – это исто­рия нашего спа­се­ния, совер­шен­ного Иису­сом Хри­стом не за наши заслуги, а по неиз­ре­чен­ной и непо­сти­жи­мой мило­сти Божией к нам.

«Во свете Твоем узрим свет». Закан­чи­ва­ется Сла­во­сло­вие вели­ким лико­ва­нием. Чело­век, испол­нен­ный гре­хов­ного мрака, про­све­ща­ется чув­ством Боже­ствен­ного при­сут­ствия. Ста­но­вясь светом, он видит себя рядом с Богом непро­све­щен­ным мраком; оси­ян­ный бла­го­да­тью Божией, ста­но­вится спо­соб­ным лице­зреть Бога – «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Гос­поди, милость Твою зна­ю­щим Тебя».

Цер­ковь знает три вида моле­ния – про­ше­ние, бла­го­да­ре­ние и сла­во­сло­вие. Когда душа испол­нена мило­стей Божиих, когда она бла­го­да­рит Бога за все, нис­по­сы­ла­е­мое ей, тогда она в бла­го­го­вей­ном вос­торге сла­во­сло­вит, поет и пре­воз­но­сит Живо­на­чаль­ную Троицу. Поэтому Вели­кое Сла­во­сло­вие закан­чи­ва­ется пением Три­свя­того.

Чело­век не может жить без Бога, чело­век сроден Богу. Бог соде­лал нас Собой… Чело­век сла­во­сло­вит Бога, навы­кая рай­скому состо­я­нию души.

Синонимы

Восхваление Бога

В качестве примера можно привести наиболее подходящие из них:

  • осанна;
  • гимн;
  • панегирик;
  • хвала;
  • акафист;
  • песнопение;
  • молитва;
  • ода;
  • псалом;
  • песнь;
  • похвальное слово;
  • хвалебная речь;
  • похвала;
  • прославление;
  • восхваление;
  • дифирамб;
  • восславление;
  • выхваление;
  • нахваливание;
  • превознесение;
  • расхваливание;
  • хваление;
  • фимиам;
  • моление;
  • возвеличивание;
  • воспевание;
  • чествование;
  • комплимент;
  • возношение;
  • триумф;
  • мадригал;
  • вознесение;
  • овация;
  • одобрение;
  • апофеоз;
  • молитвословие;
  • молебствие.

В продолжение рассмотрения вопроса о том, что это – «славословие», целесообразным будет вникнуть в происхождение изучаемой лексемы.

Содер­жа­ние вели­кого сла­во­сло­вия

Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон

Самое сла­во­сло­вие начи­на­ется ангель­скою песнью при рож­де­нии Спа­си­теля, – чем утреня, уже бли­зя­ща­яся к концу, воз­вра­ща­ется к своему началу (люби­мый прием в цер­ков­ных песнях). Такая высо­кая, небес­ная песнь освя­щает наши уста (как и пред утре­ней) для нашей соб­ствен­ной песни, кото­рая и начи­на­ется со слов: «хвалим (соб­ственно: «поем») Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся» (ср. с заклю­че­нием к недав­ней 8‑й песни канона), напо­ми­на­ю­щих своею крат­ко­стью и общ­но­стью вели­чай­шую песнь литур­гии («Тебе поем»): как там не ука­зы­ва­ется, за что поем, бла­го­сло­вим и бла­го­да­рим Гос­пода и о чем молимся Ему, потому что бла­го­да­рим тогда за все и молимся о всем и пере­чень вышел бы бес­ко­неч­ным, так не ука­зы­ва­ется это и здесь, а ука­зы­ва­ется вер­хов­ная при­чина нашей хвалы, покло­не­ния и бла­го­да­ре­ния – вели­кая слава Божия.

За этим про­слав­ле­нием Бога в песни сле­дует молитва к Нему, пере­хо­дом к кото­рой служит молит­вен­ное обра­ще­ние ко всем лицам Св. Троицы порознь. Из Св. Троицы молитва направ­ля­ется глав­ным обра­зом к Хода­таю нашему на небе, Агнцу Божию (люби­мое назва­ние Спа­си­теля у древ­них хри­стиан), у Кото­рого мы просим поми­ло­ва­ния (основ­ное про­ше­ние всех молитв бдения – екте­ний), обу­слов­ли­ва­е­мого между прочим при­ня­тием насто­я­щих наших (долгих и уже бли­зя­щихся к концу) молитв.

Для уве­рен­но­сти в успехе этого про­ше­ния оно заклю­ча­ется тем тор­же­ствен­ным испо­ве­да­нием Христа, какое воз­гла­ша­ется на литур­гии пред самым при­об­ще­нием Св. Таин: «(Яко Ты еси) един Свят, (Ты еси) един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца» (неиз­ме­ри­мую славу Божию налич­ность такого Сына еще уве­ли­чи­вает, хотя уве­ли­чить ее как бы некуда). Этим закан­чи­ва­ется первая часть вели­кого сла­во­сло­вия, заклю­ча­ю­ща­яся первым «аминь» в нем.

Вторая часть уже не так радостна и вос­тор­женна, притом, как и 3‑я часть, она почти все­цело ком­пи­ля­тивна – состав­лена из слов Св. Писа­ния. Про­слав­ле­ние Бога, напол­ня­ю­щее ее («на всяк день», сле­до­ва­тельно и в насту­па­ю­щий, «бла­го­сло­вим Тя», потому что имя Твое будет про­слав­ляться вечно, – из Пс. 144, 2-й про­слав­ля­лось ранее: «бла­го­сло­вен еси, Гос­поди Боже отец наших» – Дан. 3:25), омра­ча­ется здесь созна­нием гре­хов­но­сти нашей, кото­рая может как бы нару­шить и пре­рвать это веко­веч­ное про­слав­ле­ние (ср. «в славу…» конца 1‑й части) Божие одним гре­хов­ным днем, от чего да сохра­нит нас Бог сего­дня. Второе «аминь».

Третья часть уже исклю­чи­тельно молит­вен­ная. Пока­ян­ная скорбь здесь уже настолько уси­ли­ва­ется, что радост­ное про­слав­ле­ние Бога, кото­рым нача­лось вели­кое сла­во­сло­вие и кото­рое должно быть глав­ным пред­ме­том его, едва про­ры­ва­ется кое-где в отдель­ных выра­же­ниях («Бла­го­сло­вен еси Гос­поди» – Пс.118:12). Эта часть и начи­на­ется молит­вою, а не хвалою, в про­ти­во­по­лож­ность первым двум, молит­вою общего харак­тера о мило­сти Божией, однако рас­тво­ря­е­мою надеж­дою на Бога («Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя» – Пс.32:22).

Эта общая молитва при­ни­мает затем более опре­де­лен­ный харак­тер и сво­дится к просьбе у Бога – научить нас Его оправ­да­ниям, просьбе, выра­жен­ной сло­вами 118 пс: «Бла­гословен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим» и повто­ря­е­мой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повто­ре­ние это дела­ется не с изме­не­нием в тексте, как на вечерне в «Спо­доби Гос­поди», а с бук­валь­ною точ­но­стью, чем эффект уси­ли­ва­ется).

Далее эта еще довольно общая просьба раз­ви­ва­ется и разъ­яс­ня­ется: для осу­ществ­ле­ния в жизни оправ­да­ний Божиих нужно очи­ще­ние от грехов и умение тво­рить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Кото­рому и нужно при­бег­нуть за помо­щью, как при­бе­гали к Нему всегда и все («Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род» – Пс.89:1); у Него и испра­ши­ва­ется сна­чала очи­ще­ние от грехов (сло­вами Пс.40:5: «Аз рех» – уси­лен­ная просьба: «Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе»); а затем еще уси­лен­нее («Гос­поди, к Тебе при­бе­гох…») – науче­ние воле Его (Пс.142:9).

Молитва заклю­ча­ется твер­дою уве­рен­но­стью в испол­не­нии ее, обос­но­вы­ва­е­мой (как в воз­гла­сах после екте­нии: «Яко Ты еси») на осо­бен­ной бли­зо­сти к нам Бога («Бог мой», Пс.142:9,10), источ­ника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утрен­ний – воз­вра­ще­ние к начально­му воз­гласу вели­кого сла­во­сло­вия при конце его). Послед­ними сло­вами своими: «про­бави (продли) милость Твою веду­щим Тя», вместе с преды­ду­щими: «яко у Тебе…» (Пс.35:10,11) третья часть вели­кого сла­во­сло­вия воз­вра­ща­ется к своему началу, причем началь­ное ее про­ше­ние о мило­сти Божией к нам («буди») здесь уси­ли­ва­ется («про­бави»).

Нельзя не заме­тить, что ука­зан­ная связь между отдель­ными пред­ло­же­ни­ями насто­я­щей длин­ной песни не очень тесная; пере­ходы в ней от одной мысли к другой довольно неожи­данны. Песнь состоит, соб­ственно, из отры­воч­ных молит­вен­ных и хва­леб­ных вос­кли­ца­ний, из кото­рых каждое слиш­ком полно, закон­ченно само в себе, чтобы еще нужно было про­дол­же­ние или вос­пол­не­ние его. Все выра­же­ния взяты из Св. Писа­ния, и оттуда выбраны самые силь­ные.

***

На буд­нич­ных (несла­во­слов­ных) и вели­ко­пост­ных празд­нич­ных утре­нях, а также на пове­че­риях Вели­кое сла­во­сло­вие заме­ня­ется чте­нием все­днев­ного сла­во­сло­вия.

Уставные особенности, касающиеся Великого славословия[ | ]

Случаи использования великого славословия[ | ]

Великое славословие поётся на праздничных бденных, полиелейных и славословных

богослужениях.
Малые
(без полиелея) праздничные богослужения с пением
великого славословия
в православных месяцесловах помечаются отличительным знаком: — красные скобка с тремя точками внутри. Однако
славосло́вные
службы
отданий
Пасхи, двунадесятых праздников и Преполовения не помечаются этим знаком. Другие
славословные
праздники:

  • Господские:
    *Начало индикта (церковный новый год) 1 (14) сентября, память обновлений Храма Гроба Господня 13 (26) сентября, Происхождение честных древ Животворящего Креста 1 (14) августа, перенесение Нерукотворенного образа 16 (29) августа, Лазарева суббота, Великая суббота, Преполовение, Духов день.
  • Богородичные:
    Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 (22) декабря, Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря (8 января), Собор архистратига Гавриила 26 марта (8 апреля), Положение ризы Богородицы во Влахерне 2 (15) июля, Успение Анны матери Пресвятой богородицы 25 июля (7 августа), Суббота Акафиста.
  • Памяти святых:
    Иоанна Новгородского 7 (20) сентября, Иосифа Волоцкого 9 (22) сентября, князя Феодора Смоленского 19 сентября (2 октября), князя Михаила и болярина Феодора 20 сентября (3 октября), зачатие Иоанна Крестителя 23 сентября (6 октября), Савватия Соловецкого и ***митрополита Петра Крутицкого 27 сентября (10 октября), Григория Пельшемского 30 сентября (13 октября), Саввы Вишерского 1 (14) октября, Гурия Казанского 4 (17) октября, **святителей Московских 5 (18) октября, апостола Иакова брата Божия 23 октября (5 ноября), Арсения Сербского и мученицы Параскевы 28 октября (10 ноября), ****Авраамия Ростовского 29 октября (11 ноября), Ионы Новгородского 5 (18) ноября, Варлаама Хутынского 6 (19) ноября и в первую пятницу Петрова поста, *****блаженного Максима Московского 11 (24) ноября, Никона Радонежского 17 (30) ноября, Варлаама и Иоасафа Индийских 19 ноября (2 декабря), **Александра Невского 23 ноября (6 декабря), ***Филарет Милостивый 1 (14) декабря, Саввы Звенигородского 3 (16) декабря, Нила Столобенского 7 (20) декабря и 27 мая (9 июня), ***Симеона Верхотурского 18 (31) декабря, Собор Иоанна Предтечи 7 (20) января, Саввы Сербского 12 (25) января, Никиты Новгородского 31 января (13 февраля), Димитрия Прилуцкого 11 (24) февраля, Арсения Тверского 2 (15) марта, Евфимия Новгородского 11 (24) марта, Макария Калязинского 17 (30) марта, Евфимия Суздальского 1 (14) апреля, Зосимы Соловецкого 17 (30) апреля, Стефана Пермского 26 апреля (9 мая), **Пафнутия Боровского 1 (14) мая, Исаии Ростовского и **Царевича Димитрия 15 (28) мая, Ефрема Перекомского 16 (29) мая, Корнилия Комельского 19 мая (1 июня), **Алексия Киевского 20 мая (2 июня), князя Константина Муромского 21 мая (3 июня), Леонтия Ростовского 23 мая (5 июня), Никиты Переяславского 24 мая (6 июня), Кирилла Белоезерского 9 (22) июня, ***Тихона Луховского 16 (29) июня, князей Петра и Февронии 25 июня (8 июля) и в воскресенье перед 6 (19) сентября, *Собор двенадцати апостолов 30 июня (13 июля), **Сергия Радонежского и ***преподобномученицы Елизаветы 5 (18) июля, ***Евфросинии Московской 7 (20) июля, **Антония Печерского 10 (23) июля, Макария Желтоводского 25 июля (7 августа), ***Моисея Угрина 26 июля (8 августа), ***Вениамина Петроградского 31 июля (13 августа), Василия Блаженного 2 (15) августа, Антония Римлянина 3 (16) августа, Авраамия Смоленского 21 августа (3 сентября), митрополита Петра Киевского 24 августа (6 сентября), ***Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих 28 августа (10 сентября), Александра Свирского 30 августа (12 сентября), Собор всех преподобных в субботу сырной седмицы.

*В Типиконе помечается как полиелей — , но в современной приходской практике совершается славословная служба. **В Русской православной церкви этим святым обычно совершается полиелей. ***В нынешний Типикон ещё не внесены памяти этих святых. ****Обычно совершается вседневное богослужение без праздничного знака. *****В Типиконе помечен «службой на 6
» — .

Великое славословие отсутствует:

  1. в заупокойных аллилуйных службах;
  2. в будничных и в шестеричных богослужениях, а также, если праздники попали на будничные дни с понедельника по пятницу Великого поста[4], когда вместо пения хором великого славословия, на утрени одним чтецом произносится вседневное славословие, которое почти так же читается и на повечериях;
  3. в Пасху и всю Светлую седмицу, несмотря на максимальную торжественность богослужения, великое славословие
    (как и полиелей) не совершается, за исключением случаев, если в эти дни случится Благовещение 25 марта (7 апреля), память великомученика Георгия Победоносца 23 апреля (6 мая) или престольный праздник.

Порядок славословного богослужения[ | ]

При совершении славосло́вных

служб обычно:

  • На «Го́споди воззва́х…
    » (вечерня) поётся 6 стихир только праздника или празднуемому «
    славосло́вному
    » святому (обычно каждая из имеющихся в Минее (или Триоди цветной) трёх стихир поётся по дважды. На «
    И ны́не…
    » — воскресный догматик по гласу стихиры на «
    Сла́ва…
    », в субботу — догматик
    уходящего
    гласа;
  • На стиховнах вечерни поются 3 стихиры праздника со своими запевами-«стихами». На «И ны́не…
    » поётся стиховный богородичен (в некоторых случаях из праздничного 1-го приложения Минеи, но в некоторых — из вседневного 2-го) по гласу стихиры «Славы»;
  • В конце вечерни после тропаря святому поётся богородичен праздничного (3-го) приложения по гласу тропаря. Этот же богородичен поётся ещё два раза: в начале и в конце утрени после пения тропаря праздника. Если праздник Господский или Богородичный, то после тропаря праздника нет богородична;
  • В малом повечерии по Трисвятом — кондак праздника;
  • Полунощница — вседневная;
  • Две кафизмы по Уставу (если славословие совершается в период зимнего расписания [стихословия Псалтири], то третья кафизма переносится на вечерню грядущего дня[5]. Седальны по кафизмам с богородичными — из Минеи;
  • Каждая песнь канона Утрени состоит из: ирмоса, трёх тропарей первого канона Октоиха, четырёх тропарей второго канона Октоиха, пяти (если тропарей в Минее меньше, то чтец первые (или все) тропари произносит по два раза) тропарей празднуемому святому и богородична. Однако в случае Богородичных праздников и отданий двунадесятых праздников, Октоих не используется, и все 14 тропарей в каждой песни канона — праздничные. Праздничная катавасию клирос поёт после каждой песни канона. В субботу в храме святого канон храма уже не читается;
  • Светилен святому (дважды), «Сла́ва… и ны́не…
    », богородичен;
  • 4 стихиры святому на «Хвали́те…
    », ещё одна поётся на «
    Сла́ва…
    ». На «
    И ны́не…
    » поётся стиховный богородичен из праздничного 1-го приложения по гласу стихиры «Славы»;
  • Поётся великое славословие
    . В богослужебной практике укоренился обычай на
    Великом славословии
    открывать Царские врата, а священнику облачаться в фелонь[6], подчёркивая праздничное окончание утрени, но отпуст бывает и вседневным;
  • Тропарь и кондак праздника на каждом часе;
  • На «Блаже́ни…
    » — 4 тропаря третьей песни канона праздника и 4 тропаря — шестой;
  • По входе с Евангелием тропари и кондаки поются по вседневной очерёдности, только на «Сла́ва…
    » поётся кондак праздника, а не «
    Со святы́ми упоко́й…
    »;
  • Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня седмицы и праздника;
  • Апостол и Евангелие — рядовые (очередные зачала, отсчитываемые от Пасхи) и праздника.

Особые совершения славословия[ | ]

Если богослужение возглавляет архиерей, то он в начале пения великого славословия выходит из алтаря через царские врата на амвон и осеняет молящихся трикирием и дикирием на четыре стороны.

На всенощном бдении накануне Крестопоклонной (3-ей) Недели Великого поста, Происхождения честных древ Креста Господня 1 (14) августа и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение (как на литургии), а при пении Трисвятого совершает вынос Креста.

На утрене Великой Субботы (служится вечером в Великую Пятницу) предстоятель надевает на себя полное облачение, и перед славословием священники из алтаря выходят на середину храма к плащанице, а при пении Трисвятого берут плащаницу и начинают чин погребения Спасителя — крестный ход с плащаницей вокруг храма[7]. То же самое совершается и при чине погребения Божией Матери (может совершаться в любой день попразднства Успения).

Текст все­днев­ного сла­во­сло­вия:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Хвалим Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся, сла­во­сло­вим Тя, бла­го­да­рим Тя, вели­кия ради славы Твоея. Гос­поди, Царю Небес­ный, Боже, Отче Все­дер­жи­телю, Гос­поди Сыне Еди­но­род­ный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Гос­поди Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, взем­ляй грех мира, поми­луй нас. Взем­ляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одес­ную Отца, поми­луй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяку нощь бла­го­словлю Тя и вос­хвалю имя Твое во веки, и в век века.

Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род. Аз рех: Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе. Гос­поди, к Тебе при­бе­гох, научи мя тво­рити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источ­ник живота, во свете Твоем узрим свет. Про­бави милость Твою веду­щим Тя.

Этимология

Чрезмерное славословие

Изучаемое существительное образовано из двух других, это «слава» и «слово». Далее будет рассмотрено каждое из них в отдельности.

Существительное «слава» в словаре трактуется, как широкая известность, почет, восхищение. В переносном смысле оно обозначает хвалу, благодарность. Оно происходит от праславянского slava, от которого также произошли:

  • древнерусское и старославянское «слава»;
  • украинское, белорусское, болгарское «слава»;
  • сербохорватское «сла̏ва»;
  • словенское, чешское и словацкое sláva;
  • польское, верхнелужское и нижнелужское sɫaw a.

Изучаемая лексическая единица связана чередованием гласных с глаголом «слыть». Значение последнего – «считаться кем-нибудь, чем-нибудь», «быть известным в качестве кого-то или чего-то».

Родственно таким существительным, как:

  • литовское šlóvė – «хвала», «честь»;
  • восточно-литовские šlãvė – «слава», «честь», šlovė – «роскошь», «великолепие»;
  • латышские slava, slave – «молва», «слава»;
  • греческое κλέος – «слава»;
  • древнеиндийское c̨rávas – «почет», «слава», «хвала»;
  • авестийское sravah – «слово»;
  • древнеирландское – «слава».

А также глаголам:

  • древнеиндийскому c̨rāváyati – «слушать»; «заставляет», «возвещает»;
  • авестийскому sravayeiti – в том же значении;
  • новоперсидскому sarāуīdan – «петь»;
  • восточно-литовскому šlãvinti – «славить».

Что касается лексемы «слово», то она имеет очень большое количество значений, однако для рассматриваемого случая больше всего подходит употребление ее в переносном смысле. Здесь она трактуется как «словесное выражение мысли или чувства», «высказывание».

Происходит она от праславянского существительного slovo, от которого произошли и:

  • древнерусское, старославянское, белорусское, украинское, болгарское «слово» в значении «буква», «слово»;
  • сербохорватское «слово» в значении «буква»;
  • словенские slovô – «прощание», slóvo – «буква, слово», slòv – «имя», «зов»;
  • чешские slovo – «слово», sloveso – «глагол»;
  • словацкое slovo – «слово»;
  • польское, верхнелужское и нижнелужское słowo;
  • полабское slüvǘ.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: