Грузия приняла христианство в качестве государственной религии одной из первых в мире наряду с Арменией. Поэтому религиозная культура в стране развита очень сильно. Большинство родителей воспитывает своих детей, прививая им веру в Иисуса Христа и святых.
К иконам грузины относятся почтительно. И у простого крестьянина, и у богатого дельца в доме есть «красный угол», где обязательно стоит икона Грузинской Богородицы. Среди православного населения почитаются архангелы Гавриил и Михаил, святой Николай Мирликийский, святая Варвара, святой Георгий Победоносец и др., образы которых также ставятся в «красном углу» («углу ангела»).
Грузинская православная церковь, как и другие церкви, не возбраняет дарить иконы на различные праздники и торжественные события — день рождения, крестины, свадьбу. Главным условием является то, что икона должна быть освящена, тогда пред ней можно молиться. Дарить икону нужно с благими намерениями и чистым сердцем.
Вариант 2-х дневного паломнического тура по Кахетии
В Кахетии очень много популярных мест для массового паломничества. На первом месте стоит конечно же женский монастырь Святой Нино в Бодбе. Близ так называемого «города любви» Сигнахи. На втором месте Давид Гареджиевская лавра. Этим монастырем начинаем путешествовать по местам захоронения и служения 13 Ассирийских Отцов. Этими двумя объектами завершаем первый день нашего паломнического тура и остаемся ночевать в Сигнахи. Здесь есть чем заняться туристу. Можно пойти в музей смотреть картины Пиросмани. Можно ознакомиться с традиционным виноделием на выбор в нескольких винодельнях. Можно просто провести романтический вечер в каком нибудь ресторане с видом на Алазанскую Долину в обрамлении венца из заснеженных вершин Главного Кавказского Хребта… С утра спускаемся В Алазанскую Долину. Наша первая цель монастырь Святого Стефана в Хирса. Очень привлекательный храм, хоть и обделен вниманием массового туриста. Следующий популярный объект комплекс Некреси. Это место связанно с Абибосом Некресским. Далее посещают знаменитый монастырь Алаверди с могилой Иосифа Алавердского. Замыкают круг путешествия по Внутренней Кахетии монастырем Икалто с могилой еще одного из тринадцати отцов Зенон Икалтойский. Затем едут через Гомборский перевал и уже подъезжая к Тбилиси сворачивают в горы к монастырю Гвтаеба. Здесь находится место служения и захоронения Антона Марткопского. Весьма почитаемая святыня среди местных верующих, но абсолютно не туристическое место. Тем и привлекает. Таким образом двухдневный паломнический тур в Кахетию можно считать завершенным.
Мы здесь отметили только паломнические объекты. При желании тур может быть обогащен многочисленными культурными и винно-гастрономическими объектами, такими как винодельни, музеи, природные красоты, озера и водопады.
Образ
Дата поездки: 14.05.2019 — 21.05.2019 (группа набрана) и 07.09.2019 — 14.09.2019 (отменена из запрета авиарейсов) Стоимость поездки: 31500 рублей + авиабилет. По Грузии нас будет сопровождать гид Виктор Авдоян, познакомиться с историей его прихода к православной вере вы можете на сайте pravoslavie.ru
На данный момент наша группа будет вылетать тремя рейсами: 1. A9-929 время вылета из Москвы 11:00 и A9-928 из Тбилиси 17:40. 2. A9-925 время вылета из Москвы 14:30 и A9-926 из Тбилиси 12:00. 3. SU 1890 время вылета из Москвы 11:15 и SU 1891 из Тбилиси 16:10.
Цена авиабилета на одного человека 14000 рублей.
1 день Прибытие в Тбилиси. Встреча в аэропорту и размещение в гостинице Gremi Hotel. Гостиница расположена рядом со станцией метро Исани. Комфортабельные двухместные номера с удобствами.
Обед. Обзорная поездка по вечернему городу. Старый район города, грандиозный собор Самеба (святой Троицы), главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, один из высочайших в Европе. Ужин.
2 день Завтрак. Осмотр столицы Грузии города Тбилиси, основанного в V веке нашей эры. Храм Анчисхати (Рождества Пресвятой Богородицы). Сиони — исторически главный храм Тбилиси, освящённый во имя Успения Пресвятой Богородицы. Главная святыня собора — крест св. Нины, сплетенный из виноградной лозы, перетянутой ее волосами. Святая гора Мтацминда. Церковь Мама-Давити на месте, где в VI в стояла келья Давида Гареджийского. Могила писателя Грибоедова. Церковь Квашвети, церковь святого Георгия — православная церковь в центре Тбилиси. Посещение русской православной церкви Александра Невского, во дворе церкви находится могила архимандрита Виталия, известного чудотворными деяниями и митрополита Зиновия— епископа Грузинской православной церкви. Среди духовных детей владыки Зиновия был будущий патриарх Илия II. Свободное время для прогулки по городу. Ужин в гостинице.
3 день Завтрак. Отправление в Сагареджо, где расположен кафедральный собор Ниноцминда, 575 г, представляющий собой самый ранний архитектурный памятник христианского зодчества. В настоящее время действующий женский монастырь. Далее переезд вглубь Кахети. Сигнахский регион, посещение действующего женского монастыря Бодбе, постройка которого относится к IV –IX веку. Церковь над могилой Св. равноапостольной Нины, просветительницы и распространительницы христианства в Грузии, построенная первым христианским царём Грузии Мирианом. По преданию в месте, где молилась Св. Нина из земли появился родник, воды которого лечебные. На территории монастыря находится купальня для омовения. Монастырь Хирса, основанный Ассирийским Отцом Стефаном Хирсели в VI веке от Рождества Христова, похороненном на территории монастыря. Посещение расположенного на террасах, соединённых узкими улочками, города Сигнахи, известного одноименной крепостью. По периметру стен расположено 28 сторожевых башен,откуда открывается прекрасный вид на Алазанскую долину. Возвращение в Тбилиси. Ужин.
4 день Завтрак в 9.00. Мцхета — древняя столица Грузии, колыбель христианства Грузии, место просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Действующий монастырь Джвари (Креста) — жемчужина грузинской христианской архитектуры, по образу которого построено множество храмов Грузии, возведён в VI веке на месте воздвигнутого св. Ниной креста. Храм Светисцховели, место хранения великой святыни христианства Хитона Господня. Монастырь Самтавро построенный в IV веке царём Мирианом на месте «ежевичника», святого места обитания и просветительской деятельности св. Нины. «Ежевичник», многократно вырубаемый варварами, возникающий вновь и вновь, является чудотворным. В храме хранится множество святынь: часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, чудотворная икона св. Нины, могилы святых царей Мириана и Наны, могила отца Гавриила (Ургебадзе), источающая чудодейственное миро. Посещение Шио Мгвимского монастыря, расположенного в нескольких километров от Мцхета в узком ущелье на северном берегу реки Куры. Согласно историческим данным первая монашеская община была основана монахом Шио, в VI веке, одним из 13 Ассирийских отцов, прибывших в Грузию в качестве миссионеров христианства. Мощи святого Шио Мгвимского. Возвращение в Тбилиси. Ужин.
5 день Завтрак. Отправление в Боржоми. Посещение женского монастыря Самтависи, построенный в 1030 году. Один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры. Далее монастырь Тимотесубани (Храм Успения Пресвятой Богородицы), основанный святым Шалвой в 13 веке. Храм расписан в 1205-1215 годах. Большая часть фресок сохранилась до наших дней. Прогулка по Боржомскому парку. Монастырь Святого Георгия в Читахеви («Зеленый монастырь») — один из древнейших мужских монастырей на территории Грузии (9-10 век). Родники со святой водой. Возвращение в гостиницу. Ужин.
6 день Завтрак. Литургия в храме святой Троицы. Возможно служение святейшего патриарха Илии II. Отправление на юго – восток от Тбилиси, где на расстоянии 60 км расположен грандиозный монастырский комплекс пещерных монастырей Давид Гареджи. Комплекс из нескольких сот вырубленных в скалах помещений тянется почти на 25 км. В комплексе 7 монастырей, древнейший из них основан Давидом Гареджели, одним из 13 Ассирийских отцов миссионеров, в первой половине VI века. Возвращение в Тбилиси. Ужин в гостинице. Свободное время.
7 день Завтрак. Путешествие по горной Грузии по Военно-Грузинской дороге, построенной в 1863 году. Средневековая крепость Ананури, один из выдающихся памятников Грузинской феодальной архитектуры. Успенский храм, который датируется 1689 годом. Крестовый перевал, смотровая площадка с грандиозным видом Кавказских гор. Далее, на высоте 2170 метров у подножья горы Казбеги — высочайшей вершины Кавказа (5033 метров), на правом берегу притока Терека — Чхери, расположена Гергетская церковь Святой Троицы XIV века, в прошлом место хранения Креста Святой Нины. К храму при желании можно подняться на вездеходах за дополнительную плату. Возвращение в Тбилиси. Ужин.
8 день Завтрак. Отъезд в аэропорт. По дороге посещение монастыря Антония Марткопского. Монастырь компактно приютился на живописном лесном горном склоне. Весь комплекс состоит из нескольких храмов, колокольни, монашеских келий и хозяйственных построек.
Дата поездки: 14.05.2019 — 21.05.2019 (группа набрана) и 07.09.2019 — 14.09.2019. Стоимость поездки: 31500 рублей + авиабилет
В стоимость включено: услуги экскурсовода, трансфер в течение всего тура, проживание в гостинице, питание полупансион (завтрак, ужин), страховка.
Данная программа тура не является официальной программой и не может служить основанием для рекламации. Программа и порядок проведения экскурсий могут быть изменены по техническим причинам.
Монастырь Гелати в Имерети
Монастырский комплекс, основанный в 1006 году, был древним культурным центром Западной Грузии. Здесь создавались философские труды, обучались математики, астрономы, врачи. На территории похоронен основатель монастыря царь Давид и многое грузинские правители. В ансамбль входят самые красивые места Грузии: Собор Пресвятой Богородицы, Церковь Святого Георгия Победоносца, Храм Святого Николая Чудотворца, святой источник, здание академии. Храмы украшены фресками и мозаиками с библейскими персонажами и сюжетами, которые относятся к XII-XVIII века. Организация ЮНЕСКО признала монастырь достоянием человечества. Более подробно написано здесь
Русская Православная Церковь
По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.
В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.
Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией.
Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.
Каноническая территория — Грузия.
Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.
Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.
Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».
Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.
Епархии Грузинской Церкви
Мцхетская и Тбилисская епархияКафедра: в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси). Правящий архиерей: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский
Алавердская епархия Кафедра: в Алаверди Правящий архиерей: Давид, архиепископ Амба-Алавердский
Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Кафедра: в Ахалцихе и Сапара Правящий архиерей: Феодор, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский
Батумская и Схалтская епархияКафедра: в Батуми и Схалта Правящий архиерей: Димитрий, епископ Батумский и Схалтский
Бодбийская епархия Кафедра: в Бодби Правящий архиерей: Николай, епископ Бодбийский
Болнисская и Дманисская епархия Кафедра: в Болниси и Дманиси. Правящий архиерей: Фаддей, архиепископ Болнисский и Дманисский
Боржомская и Ахалкалакская епархияКафедра: в Боржоми Правящий архиерей: Серафим, епископ Боржомский и Ахалкалакский
Ванская и Багдатская епархия Кафедра: в Багдати. Правящий архиерей: Антоний, епископ Ванский и Багдатский
Зугдидская и Цаишская епархия Кафедра: в Зугдиди и Цаиши Правящий архиерей: Герасим, епископ Зугдидский и Цаишский
Манглисская и Цалкская епархия Кафедра: Манглиси и Цалка. Правящий архиерей: Анания, архиепископ Манглисский и Цалкский
Маргветская епархияКафедра: в Зестафони Вдовствующая епархия Во временном управлении архиепископа Цхумского и Абхазского Даниила
Некресская епархия Кафедра: в Некреси и Кварели Правящий архиерей: Сергий, архиепископ Некресский
Никорцминдская епархия Кафедра: в Никорцминда Правящий архиерей: Елисей, епископ Никорцминдский
Никозская и Цхинвальская епархияКафедра: в Никози и Цхинвали Правящий архиерей: Исайя, епископ Никозский и Цхинвальский
Руставская епархия Кафедра: в Рустави Правящий архиерей: Афанасий, митрополит Руставский
Сагареджойская и Гурджаанская епархия Кафедра: в Сагареджо и Гурджаани Правящий архиерей: Андрей, епископ Сагареджойский и Гурджаанский
Самтависсая и Горийская епархияКафедра: в Самтависи и Гори Правящий архиерей: Вахтанг, архиепископ Самтависский и Горийский
Урбнисская и Руисская епархияКафедра: в Урбниси, Руиси и Хашури Правящий архиерей: Иов, архиепископ Урбнисский и Руисский
Потийская епархияКафедра: в Поти Правящий архиерей: Григорий, епископ Потийский
Кутаисская и Гаэнатская епархия Кафедра: в Кутаиси и Гелати. Правящий архиерей: Каллистрат, митрополит Кутаисский и Гаэнатский
Шемокмедская епархияКафедра: в Шемокмеди и Озургети Правящий архиерей: Иосиф, епископ Шемокмедский
Цагерская и Сванетская епархияКафедра: в Цагери и Местиа Правящий архиерей: Давид, епископ Цагерский и Сванетский
Цхумская и Абхазская епархияКафедра: в Сухуми и Новом Афоне Правящий архиерей: Даниил, архиепископ Цхумский и Абхазский
Цилканская епархия Кафедра: в Цилкани Правящий архиерей: Зосима, архиепископ Цилканский
Чиатурская епархияКафедра: в Чиатура Правящий архиерей: Авраам, архиепископ Чиатурский
Чкондидская епархияКафедра: в Мартвили Правящий архиерей: Георгий, архиепископ Чкондидский
Хонская епархияКафедра: в Хони Правящий архиерей: Савва, епископ Хонский
Самые древние храмы
Джвари, Мцхета достопримечательности
Шуамта, святые места Грузии
Джвари
Болнисский Сиони, святые места Грузии
Цугругашени
Старая Шуамта
Несмотря на то, что большая часть населения приняли истины данной религии, здесь мирно существуют и другие конфессии. Толерантная Грузия вмещает православные храмы и еврейские синагоги, мусульманские мечети и армянские церкви, а также огромное количество женских и мужских действующих монастырей. Святые Места Грузии абсолютно разных вероисповеданий говорит лишь о том, что для грузинского народа не существует какой-либо дискриминации. Об этом свидетельствует их уважение как к мусульманам, так и к православным верующим.
Мы совершаем и паломнические и туристические поездки по всем древним местам Грузии. Святые места в Грузии, так же являются частью большинства наших экскурсий! Индивидуальные туры по Грузии при любых условиях!
Одной из самых старинных святынь, которая сохранилась до сегодняшних дней, является Болнисский Сион 477 г. С этого небольшого строения начинается грузинская храмовая архитектура. Небольшие размеры здания в сочетании с его гармоничными пропорциями создают впечатление довольно величественного сооружения тех давних времен. Особую ценность представляют старинные надписи, которые находятся над входами в церковь.
Не менее древними сооружениями славится деревня Зегаани, где находится небольшая часовня IVв. Немного позже появились небольшие святыни в Цилкани, Самтависи, а также монастырь Старая Шуамта V в. В окрестностях Мцхете, на горной возвышенности, расположен старинный храм Джвари. Исполненное важности сооружение находится на краю скалы и впечатляет своим царственным видом далеко за пределами города.
В историческом центре Тбилиси находится великолепная святыня имени Успения Богоматери. Сионский собор, как его еще называют, был возведен в VII веке и хранит насыщенную историю христианской жизни страны. Деревянный крест св. Нины является одной из главных ценностей религиозной жизни Грузии.
Религия В Грузии
Большинство грузин исповедуют православное христианство. Грузия – вторая страна в мире (после Армении), принявшая христианство в качестве государственной религии в 326 г. н.э. Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь — одна из древнейших христианских церквей в мире. Ее юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции.
В Грузии на протяжении веков помимо православных христиан проживали последователи и других христианских направлений (монофизиты, католики, лютеране), а также иудеи и мусульмане (шииты, сунниты, суфии). Грузины южных и юго-западных районов (Аджара и др.) исповедуют ислам суннитского толка. Азербайджанцы, ассирийцы и курды, проживающие в Грузии, тоже мусульмане. Армяне, греки и русские имеют собственные православные церкви. Также в стране проживает небольшое число католиков. Между верующими различных конфессий никогда не было вражды на чисто религиозной почве. Основой мирного сосуществования было терпимое отношение православия, как ведущей религии страны, к другим конфессиям.
ЯЗЫЧЕСКАЯ ГРУЗИЯ (подробнее…)
До IV века н.э. (времени, когда на грузинских землях официально утвердилось христианство) здесь были сильны языческие традиции. В высокогорных частях страны патриархальный семейный уклад способствовал наличию сильного культа предков. На этой основе развивались политеистические верования, большой пантеон богов. Каждый из них имел собственное имя, образ (как правило, человеческий) и властвовал в определённой сфере жизни. Кроме того, грузины обожествляли растения и животных, поклонялись горам, долинам и камням. Повсеместным также было почитание идолов – статуй, изготовленных из различных материалов. Основными кумирами в языческой Грузии были Луна и Солнце. Традиционное обожествление последнего помогло распространению на этих землях митраизма. На заре становления в Грузии христианской религии большое влияние на её территории имело маздеанство (поклонение огню). Эта религия активно насаждалась с территории современного Ирана.
ПЕРВОХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД
По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии в I веке принес один из 12 апостолов — Андрей Первозванный. В те времена на территории современной Грузии существовали два крупных государства: Восточно-Грузинское Картли (по-гречески Иверия), Западно-Грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). В этот край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришел не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.
Известно четыре удела Божьей Матери — четыре земных святых края, к которым Богородица наиболее благосклонна и которые находятся под ее особым покровительством. Эти уделы: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия). Но лишь один из этих уделов — целая страна. По православному преданию, покров Девы Марии простерт над всей Грузией (древней Иверией), которая одной из первых услышала весть о Христе и начала поклоняться Ему.
======================================================================================
После вознесения Иисуса Христа на небо, Его ученики (апостолы) стали бросать жребий, чтобы узнать, кому из них в какой стране проповедовать Евангелие. Пресвятая Богородица также захотела участвовать в жребии. По этому жребию Ей досталась Иверийская земля. Получив с радостью этот жребий, Пречистая Богородица хотела тотчас же отправиться в Иверию. Но Ей явился ангел Божий и сказал: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся до времени здесь; доставшийся же Тебе по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии, и владычество Твое будет пребывать там. А вместо себя пошли на проповедь Слова Божия Андрея Первозванного».
Дева Мария пожелала, чтобы Иверия узнала ее в лицо. По преданию, Богородица попросила принести ей чистую доску и приложила ее к лицу. На доске в точности отпечатался образ Богоматери. Святой Апостол Андрей Первозванный взял с собой этот нерукотворный образ и отправился на проповедь Евангелия. Он проповедовал как в Западной, так и в Восточной Грузии. Это подтверждают не только грузинские хроники, но и также греческие и латинские церковные авторы. Уже в первом же городе, куда он пришел, ему сопутствовала удача. Местные жители уверовали во Христа и попросили Андрея оставить им образ Богородицы, которая через апостола передавала свое благословение избранной стране. Но Андрей поступил иначе: по примеру Девы Марии попросил чистую доску и приложил к ней чудотворную икону. Образ с точностью отразился на новой доске, и отпечаток Андрей оставил новообращенным жителям.
Апостол Андрей проповедовал и крестил в разных местах Восточной и Западной Грузии, Абхазии и северной Осетии. В городе Ацхура (недалеко от Боржомского ущелья) по молитве Апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Там Апостол основал церковь и оставил чудотворный образ Божией Матери, который пользовался великим почитанием не только у христиан, но и среди неверующих горцев. Сейчас нерукотворный образ находится в Гаенатском монастыре, недалеко от Кутаиси, и называется Ацхурским (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). Часть мощей Андрея Первозванного находится в Храме Светицховели (город Мцхета).
В Грузии проповедовали и своим присутствием благословили эту землю также Апостолы Матфей, Фаддей, Варфоломей и Симон Кананит. Варфоломей и Фаддей проповедовали в Восточной Грузии, а Симон и Матфей – в Западной. Существует мнение, что в крепости Гонио (регион Аджара) находится могила апостола Матфея. Наличие христианских храмов в Грузии I-III веков подтверждается археологическими находками и упоминаниями о местных епископах.
СТАНОВЛЕНИЕ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ
Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям со стороны правящих царей. Многие христиане во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом (вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания). Христианам приходилось скрываться в горах и лесах для общих собраний и молитв.
Однако уже в 326 году христианство стало государственной религией Иверии (Картли) благодаря проповеди святой равноапостольной Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, святая Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову, став инициатором строительства множества храмов в память великомученика Георгия Победоносца, который являлся ее близким родственником. Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. Также Пресвятая Богородица считается небесной покровительницей страны. Святая Нино сначала крестила царицу Нану, потом царя Мириана.
Царь Мириан построил первый храм Двенадцати апостолов (Светицховели) в столице государства – Мцхете, и, по совету святой Нины, отправил послов к императору Константину I Великому (272-337), прося прислать епископа и клир, которые продолжили бы обращение грузин. В этом же 326 году император Константин прислал в дар Грузии часть древа Животворящего Креста, один из гвоздей, которыми было прибито Тело Спасителя к Кресту, мощи святых, богослужебную утварь, а также прислал епископа и духовенство. Тогда же царское семейство, знатные вельможи и народ картлийский приняли Святое Крещение в водах реки Арагви.
Церковные хроники сообщают о том, что император Константин также подарил первому грузинскому христианскому царю Мириану III (265-360/361) землю около Иерусалима, где впоследствии в VI веке был построен знаменитый монастырь Святого Креста и где, по некоторым сведениям, окончил свою жизнь великий грузинский поэт Шота Руставели.
Сначала «молодая» грузинская церковь подчинялась Антиохийской Церкви. Существует мнение, что Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью еще со времен царя Мириана III, но полную автокефалию (самостоятельность) получила лишь в V веке. Именно в 467 году при царе Вахтанге I Горгасали (440-502) Грузинская Церковь стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в городе Мцхета (резиденция верховного Католикоса). Святой царь Вахтанг Горгасали создал основы нового автокефального церковного устроения: во главу иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, увеличено число епархий до 12, образован Синод, состоявший как минимум из 14 архиереев. При нём был отстроен в камне Мцхетский храм Светицховели, намечен перенос столицы в Тбилиси, где Вахтанг Горгосали заложил основание Сионского собора.
В 30-е гг. VI века был сделан следующий шаг к расширению автономии Грузинской Церкви — при византийском императоре Юстиниане было предоставлено право избирать католикоса из представителей грузинской иерархии. Так, во время правления грузинского царя Парсмана V (ок. 540–558) католикосом стал грузин Савва I (542–550) и «от сей поры уже не привозили католикосов из Греции, но назначали их из знатных родов грузинских».
В царстве Лазика (территория современной Западной Грузии) христианство также стало господствующей религией в IV веке. Это подтверждают некоторые церковные историки и археологические раскопки древней столицы Лазского царства – города Археополиса (современный Накалакеви, Сенакский р-н Грузии). После восстановления прямого контроля Византии над Западной Грузией в середине VI века здесь были учреждены церковные кафедры, состоявшие в ведении Константинопольской Церкви.
В VI веке в Грузии начинается новая веха в истории христианства. Из Антиохии в Иверию по велению Божьей Матери приходят 13 ассирийских отцов, которые упрочили христианскую веру и стали основоположниками монашества в Грузии. Их называют вторыми апостолами Грузии. Основанные ими монастыри до сих пор являются крупными религиозными центрами станы.
Монастыри ассирийских отцов
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Иверский монастырь на Святой Горе Афон
Петрицонский (Бачковский) монастырь в Болгарии
В VI веке Грузинская Церковь на некоторое время подпала под влияние монофизитской Армянской (Григорианской) Церкви, но уже в 608-609 гг. порвала с ней, признав решения Халкидонского Собора (IV Вселенский Собор, 451 год). Армянская Церковь решения этого Собора не приняла.
Епархии Западной Грузии подчинялись Константинопольскому престолу до IX века. Восточно-грузинская (Картлийская) Церковь на протяжении VI–IX вв. старалась распространить свое влияние на Западную Грузию и активно вела там церковное строительство. К X веку церковная кафедра Западной Грузии отделилась от Константинопольского Патриархата, что сыграло впоследствии значительную роль в формировании единого Грузинского царства. Также в Западной Грузии с IX века греческий язык в богослужении был заменен грузинским, появились и первые эпиграфические памятники на грузинском языке.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИСЛАМУ. ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ
На заре своей самостоятельной церковной жизни Грузия была вынуждена начать многовековую кровопролитную борьбу с исламом, носителями которого выступили прежде всего арабы. С VII века арабы захлестнули обширные земли Персидской и Византийской держав, выдохшихся во взаимной борьбе. В VIII веке Грузия подверглась страшному опустошению со стороны арабов во главе с Мурваном, прозванным «Глухой» за беспощадность. Несмотря на стойкое сопротивление грузин, значительный перевес в силах привёл к подчинению многих земель Грузии, её раздроблению и частичной исламизации. К X столетию в ряде мест Грузии, но не среди самих грузин, был насажден ислам. В 931 году осетины разрушили свои христианские храмы и приняли магометанство.
Однако Православие сохранялась среди грузин, и некоторые грузинские земли добивались независимости. В IX веке возникает новое Тао-Клареджетское царство (ныне территория Турции), ставшее средоточием противостояния арабам и крупным культурно-религиозным центром. Царство основал Ашот I Багратиони (?-826) — грузинский царь Картли, вступивший в союз с византийскими императорами с целью освобождения Грузии и Армении от арабского владычества и принявший титул куропалата. Столицей стал город Артанудж, удачно расположенный вдоль Великого шёлкового пути. Ашот I Багратиони создал обширное и сильное княжество, с ним считались современные ему грузинские и иноземные государственные деятели. Весьма ценили его и потомки. В середине X века государство достигло вершины своего могущества при куропалате Давиде III (?-1001). Давид III проводил политику объединения Грузии, в которой он добился успеха, посадив на абхазский престол своего ставленника — Баграта III-го. При куропалате Давиде, Грузинское царство украсилось сетью новых храмов и монастырей: монастырь Тбети, храм Долискана, монастыри Хахули, Ишхани и множество других. Особую ценность представляет храм Ошки Х века – блестящее творение древнегрузинских зодчих.
В 1008 году абхазский царь из династии Багратиони, Баграт III (960-1014), объединил свои земли с Тао-Кларджети, а затем завоевал Кахети. Столицей объединённой грузинской монархии стал Кутаиси. После объединения Западной и Восточной Грузии при царе Баграте III, юрисдикция Мцхетского католикоса распространилась и на Западную Грузию. Первое время во главе церкви еще находилась два католикоса, хотя главным считался Мцхетский католикос.
В 1054 году, во время раскола Христианской Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе, вновь возник вопрос о законности автокефалии Картлийской Церкви, полученной при святом царе Вахтанге Горгасали в V веке. Благодаря настоятелю Иверского монастыря на Афоне, преподобному Георгию Святогорцу (1009-1065) автокефалия Грузинской Церкви была сохранена. В 1057 г. прп. Георгий Святогорец посетил Антиохию и вступил в диспут с Антиохийским патриархом Феодосием III. Опираясь на преемственность Картлийской Церкви от апостолов Андрея и Симона Кананита, постулаты церковного права и факты истории Церкви, прп. Георгий доказал правомочность автокефалии Церкви Картли и безосновательность претензий Антиохийской Патриархии.
Новая волна разрушений нахлынула во второй половине XI века, когда в Грузию вторглись турки-сельджуки, уничтожавшие храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин. Однако, освобождение от арабского владычества и объединение грузин в единое царство создало предпосылки для последующего расцвета.
Во 2-й половине XI века Грузинская Церковь испытывала внутренний кризис: епископские кафедры занимали выходцы из знатных семей, нередко люди светского образа жизни, иногда кафедры передавались по наследству членам семьи или рода, существуют документально подтвержденные сведения о случаях симонии (продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д.).
Грузинский царь Баграт IV (1018-1072) пытался навести порядок в Церкви. Но реально это удалось сделать только великому царю Давиду IV Строителю (1073-1125). В личной жизни царь отличался высоким христианским благочестием, был духовным книголюбом и не расставался со Святым Евангелием. Необходимо было централизовать церковное управление, искоренить симонию и установить порядок передачи кафедр по наследству, поставить на высшие церковные должности поддерживавших политику царя священнослужителей.
Давид IV успешно возглавил борьбу с сельджуками и способствовал упорядочению церковной жизни, строил храмы и обители, основал Гелаткий монастырь и при нем — духовную академию. В 1103 году он созвал Руисско-Урбнисский Собор, утвердивший православное исповедание веры и принявший каноны для направления жизни христиан. Церковь была превращена в оплот царский власти. При царе Давиде Строителе в Православие были обращены кочевники-кипчаки.
Знаменитая царица Тамар (1166-1213) продолжала дело своего прадедушки, царя Давида Строителя. Она сохранила и расширила свою державу от Чёрного до Каспийского морей, способствовала широкому распространению христианства по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. Легенды приписывают ей почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году сделал Грузию могущественнейшим христианском государством во всём Восточном Средиземноморье. При святой Тамаре в стране появилось большое число людей просвещённых, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного содержания.
В XII–XIII вв. влияние Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) распространилось на соседние страны Северного Кавказа: так, в ее юрисдикцию вошли церкви с грузинским населением в Осетии, где возводились также новые храмы, в Дагестане образовалась епископская кафедра. Церковь поддерживала культурные связи с армянами: на армянский язык переводились сочинения грузинская авторов (например «Картлис Цховреба», «Жизнь царя царей Давида»), в Армении существовала «грузинская обитель» – монастырь Пгндзаханк. Грузинская Церковь имела множество монастырских и церковных центров за рубежом: Крестовый монастырь в Иерусалиме, монастырь Петрицон (Бачковский), церковь св. Георгия в Фустате (Аль-Хамра) и в Каире и др. В XI–XIII вв. Грузинская Церковь придерживалась принципа свободы вероисповедания: иудеи имели одинаковые права с православными, лояльным было отношение к католической Церкви.
В начале XIII века Грузия распалась на 2, а позже – на 3 царства (Картли, Кахети, Имерети) и 5 княжеств. В 1220 г., в правление царя Георгия IV, в Восточную Грузию вторглись монголы. Нашествие в 1226 году хорезмшаха Руми Джалал ад-дина расшатало государство и Церковь: были разорены и осквернены храмы, на их месте выстроены мечети, происходило массовое истребление православных грузин. Упадок экономики сопровождался и падением нравов: укоренилось многоженство, особенно в высших слоях общества (даже в царской семье). Анонимный летописец XIV века сообщал, что в Патриаршество католикоса Николая (ок.1250-1282) «царство, храмы и Мцхета с окрестными землями и монастыри никем не защищались, т.к. знать заботилась только о своих владениях». Начались посягательства азнауров на церковные владения.
Начиная с XIII века – со времени присылки в Грузию папой Григорием IX доминиканских монахов в ответ на просьбу царицы Русудан (1194-1245), дочери царицы Тамар, оказать военную помощь в борьбе с монголами – и вплоть до первых десятилетий XX века, в Грузии проводилась настойчивая католическая пропаганда. Многие папы Римские присылали к грузинским царям, митрополитам и вельможам послания, домогаясь склонить грузин к своему вероисповеданию. Однако, все эти попытки окончились безрезультатно, а на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439 гг.) грузинские архиереи проявили свою верность Православию, отказавшись принять унию (союз) с Римо-католической Церковью.
В 30-х гг. XIV века царь Георгий V Блистательный (1286–1346), сын святого царя Димитрия Самопожертвователя, своей гибкой политикой сумел ослабить монгольское влияние в Грузии, а затем и вовсе освободил страну от монгол (1335 год), объединил Восточную и Западную Грузию, возродил государственность и экономику страны. Грузия под властью Георгия V вновь превратилась в сильное государство, с которым считались соседние страны. Оживились культурные отношения с соседними христианскими странами. Египетские султаны, под властью которых в то время находились все святые места в Палестине, предоставили грузинам особые привилегии – им было разрешено на конях и с развернутыми знаменами без уплаты пошлины въезжать в Иерусалим.
Георгий Блистательный с самого начала царствования проявлял заботу об улучшении тяжелого положения грузинских обителей в Иерусалиме. Так, грузинам была отдана церковь Аль Хамра (святого Георгия), в 1308 году – Голгофа, также грузины получили ключ от Гроба Господня. Был возобновлен Крестовый монастырь, выстроена новая церковь в Иерусалиме. Греческая сторона передала грузинам монастыри св. Иакова, святителей Иоанна Богослова, Феодора, Димитрия, великомученицы Екатерины и др. В самой Грузии на особом положении находились царские монастыри Шиомгвиме, Гелати и Гареджи. Царствование Георгия Блистательного считается периодом возрождения как государственного, так и церковного законодательства.
С 1386 по 1403 года полчища Тамерлана вторгались в Грузию 8 раз. Эти вторжения отличались особой жестокостью: войска Тамерлана разрушили большую часть городов, церквей и монастырей, вырубили сады, виноградники и леса, сожгли хлебные поля, физически уничтожили большую часть населения. В результате значительных разрушений страны и уничтожения большой части населения, одни епархии были упразднены, другие объединены. По словам одного арабского летописца, «неверных здесь взмахами мечей отправляли в ад». Армянские историки считают, что убитых было больше, чем оставшихся в живых. Тамерлан вывез много церковных ценностей и книг. В 1401 году царь Георгий VII (1393-1407) и Тамерлан подписали договор, по которому грузинская сторона обязывалась платить дань и «в сражении поддерживать войском», за что была разрешена свобода вероисповедания для православных.
К концу 80-х гг. XV века грузинское государство окончательно распалось на 3 царства – Кахети, Картли и Имерети, а также владетельное княжество Самцхе-Саатабаго (Самцхе-Джавахети). Позднее в Западной Грузии в полунезависимые княжества превратились Гурия, Мегрелия, Абхазия и Сванети, которые фактически не признавали власть царя Имерети. Эти «малые Грузии» на протяжении 3 веков вели неравноправную борьбу против почти непрерывающейся агрессии Персии и Османской империи, а позднее и против набегов дагестанских племен (леков). Изоляция от внешнехристианского мира отразилась и на духовной жизни общества. Политический сепаратизм страны породил сепаратизм и в церковных кругах. Так в XV веке Церковь Западной Грузии выделилась из Грузинской Церкви как Абхазский (Западногрузинский) Католикосат, который не признавал верховную власть Мцхетского патриарха аж до упразднения в 1814 году. Резиденция Абхазского католикоса находилась в Бичвинте (нынешний город Пицунда). Абхазский (Западногрузинский) Католикосат всячески поддерживал Антиохийский патриарх.
ИСТОРИЯ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ (ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ) В XVI-XVIII ВЕКАХ (читать подробнее…)
ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА КАК НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Грузия – одна из тех стран, где религия сыграла ключевую роль в становлении национальной государственности и самосознания. Для грузин сохранить свою веру всегда считалось, как сохранить нацию, государство. И Грузия постоянно защищала свою православную веру от многочисленных завоевателей (персов, арабов, монголов, турок), и смогла сохранить и пронести ее через века. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного и царского звания, так и простых граждан. Они были возведены Грузинской Церковью в лик святых.
Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100.000 человек приняли мученический венец. В 1226 году жители Тбилиси, отказались выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина — пройти и осквернить иконы, положенные на мосту Метехи. Были казнены мужчины, дети и старики (их память грузины чтят 31 октября/13 ноября). В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря (на полу храма до сих пор видны отпечатки сожженных тел Квабтахевских мучениниц). По народному преданию, Тамерлан приказал подвести к Калоубанской церкви в Тбилиси детей и затоптал их конницей.
В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть 6.000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. В конце XVII века царь Арчил II (1647-1713) собрал кости мучеников и упокоил их слева от алтаря храма Давидгареджийской лавры.
В конце XVII века бандой лезгин (леков) вместе с другими монахами Гареджийской лавры св. Давида были замучены Гареджийские преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел. Изрубленные куски тел мучеников захоронили на юге от могилы св. Давида Гареджийского.
Именно в XVI–XVII вв. понятие «грузин» стало идентичным понятию «православный». Грузины, перешедшие в друшую веру, с этого времени стали называться негрузинами: грузин-католиков называли «пранги» (француз), грузин-монофизитов – «сомехи» (армянин), грузин-мусульман – «татари» (татарин).
В списке святых мучеников такие известные имена, как: царица Шушаник (V век), царь Арчил II (VI век), князья Давид и Константин Мхеидзе (VIII век), Або Тбилисский (VIII век), царь Димитрий II (XIII век), царь Луарсаб II (XVII век), царица Кетевани (XVII) и мн. др.
Грузинские святые и мученики
И в наши дни православная религия играет важную роль в жизни грузин. В опросе, проведенном в 2012 году, людей просили оценить, что важно в восприятии человека грузином. Результаты опроса показали, что 74% граждан Грузии считают, что это православие. Для 89% важно иметь предков-грузин, быть гражданином Грузии — 67%, провести большую часть жизни в Грузии — 66%, уважать грузинские законы и традиции — 86%.
Исходя из представленных цифр, можно сделать вывод, что граждане Грузии гордятся: а) своей национальностью и вероисповеданием, б) большее значение придают этнической принадлежности и религии, чем более широким понятиям идентичности, и в) считают обязательными атрибутами для того, чтобы считаться «грузином», православие, соблюдение традиций и этническое происхождение.
РОЛЬ РЕЛИГИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГРУЗИИ
На протяжении почти всего исторического пути, который прошла Грузия, православное христианство существенно влияло на культурное и духовное развитие страны. Здесь было построено множество церквей и монастырей, которые стали центрами просвещения. Духовные лица составляли и переписывали хроники, становились авторами жизнеописаний мучеников и святых. По мнению многих исследователей, «мргвловани» — специфический тип грузинской письменности – получил распространение на этой земле именно благодаря православию.
В Грузии существовали две академии: при монастырях Гелати и Икалто. Академия в Гелати была основана царем Давидом IV Строителем (1073-1125). Здесь работали лучшие ученые, философы и мыслители того времени. Здесь находилась богатейшая библиотека, изучались математика, астрономия, физика. Кроме того, Гелати являлся крупным духовным центром. В старинном монастыре Икалто (VI век) Давид Строитель также основал академию, которая была одним из важных культурных и просветительских центров Грузии и вошла в историю тем, что в ней учился великий грузинский поэт Шота Руставели (1160/1166-1216).
Многие знаменитые грузинские христианские храмы – Светицховели, Джвари, Алаверди, Гелатский монастырь, Храм Баграта, Зарзма и многие другие – признаны выдающимися архитектурными шедеврами. На грузинской земле находится множество христианских святынь, к которым осуществляют паломничество христиане со всего мира.
Христианские святыни в Грузии
Хитон Господень ● Крест Святой Нино ● Риза и Пояс Пресвятой Богородицы
Ацкурская икона Божией Матери ● Милоть (плащаница) святого пророка Илии
Рассказы христианских пастырей об ужасах ада и райском блаженстве способствовали небывалому всплеску народного творчества. На основании проповедей поборников новой веры в те времена было создано множество стихотворений, легенд и сказаний. В них ярко и образно описывается загробная жизнь, благодатная и безблагодатная, грешная и праведная, обитель ангелов и владение бесов. Проблема свободы выбора становится стержнем и сущностью этих поэтических созданий народного творчества. Какой жизни отдать предпочтение, чтобы душа, отделившись от плоти, безмятежно предстала на суд Господень? Говорится в этих стихотворениях и о важности церковной жизни. Все, кто отказывается блюсти ее уставы, посещать богослужения и следовать традициям обрядности, причисляются к силам зла и греха. Злые души попадают в ад, а добрые — в рай. Добрые души привечают ангелы, а злые утаскивают в преисподнюю черти. Для жителей той далекой эпохи это было познавательно-эмоциональным откровением.
Первыми произведениями Грузинской церковной литературы, дошедшими до нас, считаются переводы книг Священного Писания, которые отличаются совершенством литературного стиля. Вскоре после принятия христианства, в Грузии зарождается агиографическая (мартирологическая и житийная) литература, в которой подробно освещается борьба Грузинского народа против иноземных захватчиков. «Мученичество святой царицы Шушаник» — древнейший дошедший до нас памятник оригинальной грузинской литературы (476-483 года создания писания). Самая ранняя сохранившаяся рукопись восходит к X веку. Автор сочинения — Яков Цуртавели, современник и участник описанных событий. Однако на сегодняшний день существует мнение, что самым ранним грузинским произведением является «Житие святой Нины» (Цминда Нинос цховреба). Другим древнейшим агиографическим памятником является «Мученичество Або Тбилели». Иоанэ Сабанидзе написал его деяния и мученичество по благословению католикоса Картли Самуила VII.
Позже появляются произведения житийной грузинской литературы, такие как «Житие Серапиона Зарзмели» (вторая половина X века) автор Василий Зарзмели и «Житие Григория Хандзтели» (951 год) автор Георгий Мерчуле. «Житие Григория Хандзтели» является одним из лучших агиографическо-национальных произведений грузинской литературы.
К X веку наивысшего расцвета достигает грузинская гимнография, один из видов религиозной поэзии. Первые памятники грузинской гимнографии датируются VIII-IX веками. В X веке уже существует огромный сборник песнопений, снабжённый нотными знаками. Помимо византийской ямбики, грузинские церковные поэты также использовали размеры грузинской народной поэзии. Самым известным произведением грузинской гимнографии является «Похвала и славословие грузинского языка» написанное подвижником Саввинского монастыря в Иерусалиме.
В XI-XII веках высоко развивается церковно-философская и богословская литература.
ПОТЕРЯ АВТОКЕФАЛИИ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ В XIX ВЕКЕ
В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. В 1811 году Грузинская Церковь потеряла автокефалию и получила статус — Грузинский экзархат Святейшего Правительствующего Синода Православной Российской Церкви. Католикос Антоний II, имевший статус постоянного члена российского Святейшего синода, был уволен от управления духовными делами Грузии, а вместе с тем упразднено и звание католикоса. Главе Грузинского духовенства велено было именоваться митрополитом Мцхетским и Карталинским со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии. Первым экзархом стал Варлаам (Эристави). Число епархий, доходившее тогда в Грузии до 13, было сокращено до двух – Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской.
Последний католикос-патриарх Западной Грузии Максим II (Абашидзе) (1776–1795) с дипломатической миссией дважды побывал в России, скончался во время 2-го путешествия (30 мая 1795) в Киеве и был похоронен в Киево-Печерской лавре. Его преемником имеретинский царь Соломон II назначил митрополита Кутаисского — Досифея (Церетели) (1795–1814), ставшего местоблюстителем католикоса-патриарха и последним «управителем Католикосата». В 1814 году (по другой версии, в 1820) была упразднена автокефалия Западногрузинской Церкви, территория Абхазского Католикосата вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ.
В 1817 году была открыта Тифлисская духовная семинария, в 1894 году — Кутаисская духовная семинария, а вдобавок к ним – многие епархиальные женские училища и церковно-приходские школы. На грузинском языке издавалась религиозно-нравственная литература, проводились чтения, духовные концерты и т.п.
Много было сделано на поприще миссионерской деятельности в продолжение трудов известного благовестника Северного Кавказа святого Иоанна Манглисского и Осетинской духовной комиссии, на базе которой в 1860 году возникло Общество восстановления христианства на Кавказе.
После Варлаама (Эристави) с 1817 года экзархами назначали епископов-негрузин, что приводило к разладу в церковной жизни из-за незнания последними грузинских традиций и насаждения ими русской церковной практики. Было введено богослужение на церковнославянском языке и русские песнопения. В конце XIX века стало набирать силу движение за восстановление грузинской автокефалии, которое поддержали как представители духовенства, так и видные миряне во главе с князем Илией Чавчавадзе. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной русской политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения; русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры.
ГРУЗИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XX ВЕКЕ (читать подробнее…)
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В ГРУЗИИ В XXI ВЕКЕ
В 2001 году между правительством страны и руководством православной церкви был подписан конкордат (соглашение), согласно которому православной церкви в Грузии предоставлялись определенные преимущества по сравнению с другими конфессиями. Такая ситуация существовала до 2011 года.
7 июля 2011 года Парламент Грузии принял поправки к гражданскому кодексу, дающие возможность любым религиозным организациям, имеющим официальный статус хотя бы в одном из государств-членов Совета Европы, получить в Грузии юридический статус («субъекта публичного права»).
Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».
С 2014 года в Грузии начало свою деятельность Государственное агентство по религиозным вопросам. Организация создана при институте премьер-министра Грузии и осуществляет информационную, исследовательскую, научно-просветительскую деятельность, связанную с религиозными вопросами и выдает рекомендации. Эти исследовательские данные затем предоставляются правительству Грузии в целях более эффективного диалога между государством и религиозными организациями. Руководителем агентства является Заза Вашакмадзе.
Последние годы ознаменовались расцветом духовного песнопения и иконописи, массовым возвращением грузин к традиционной вере.
Религиозные общины и конфессии в современной Грузии
Святые места Грузии — Монастыри
Особенностью эпохи раннего Средневековья является появление значительного количества монастырей, которые символизировали появление внутреннего, изолированного пространства внутри христианского общества.
Женский монастырь Ахали Шуамта – это действующий ныне монастырь, который состоит из храма и колокольни. Известен своими строгим уставом и безлюдной окружающей атмосферой. Также святые места Грузии включают множество других монастырей, среди которых — Бетания (близ Цхнети), пещерный монастырь Вардзия, Сапара, Чуле и Зарзма (Месхетия близ Ахалцихе).
Невероятная старинная архитектура в сочетании с живописными окрестностями горных пейзажей и пышной зелени, в которых потопают старинные вершины таинственных храмов и монастырей — это олицетворение божественной и чистой души грузинского народа. На протяжении многих веков святые места Грузии являются настоящим островком безмятежности и умиротворения в этом неспокойном море современности. Оккунитесь вместе с нами в древнюю и святую историю этого края! Все другие достопримечательности Грузии можно увидеть здесь!
Оставить заявку
История Святой Нино — Просветительницы Грузии
Родилась Святая Нино в одном из поселений близ города Коластры, в Каппадокии (современная Турция) около 280 года.
Нино, как и многие другие Святые, происходила из знатной семьи — отец Завулон был родственником Святого Георгия Победоносца, мать Сусанна — сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.
Событие, в значительной степени побудившее Нино на миссионерский подвиг, произошло с ней в 12-летнем возрасте, когда она вместе с родителями прибыла в Иерусалим.
По благословению патриарха отец Нино ушел в пустынники, а мать – поставлена диаконисой при храме Гроба Господня. А воспитанием и духовным образованием Нино занялась благочестивая старица Нианфора.
Однажды, при чтении евангелия, где описывалась казнь Иисуса Христа, Нино посетила мысль, а где сейчас находится Хитон Господень, который по жребию достался одному их римских воинов.
Девушка, душа которой была потрясена Святой землей, где родился, проповедовал, совершал чудеса, принял крестную смерть и воскрес Спаситель, была уверена, что столь великая святыня не может погибнуть безвозвратно.
Старица рассказала Нино, что нешвейнный Хитон Господень (одежда Спасителя, сотканная Пречистой Матерью), по преданию, выкупил у римских солдат мцхетский раввин Элиоз и отнес его в Иверию (Грузию), которую считали Уделом Божьей Матери.
Узнав, что хитон находится в Иверии, которая, практически, до сих пор не знает христианства, Святая Нино стала ежедневно молиться Божией Матери с просьбой, чтобы Та помогла ей не только отыскать Хитон Господень, но и увидеть Иверию просвещенной.
И однажды юной деве приснилось, что Пресвятая Богородица вручает ей крест из виноградной лозы и посылает в Иверию с проповедью Евангелия.
Проснувшись, будущая просветительница Грузии обнаружила в своей руке этот виноградный крест. Она поцеловала его трепетно, отрезав часть своих волос обвязала крест ими посередине, тем самым посвятив себя его служению.
Крест Святой Нино в Светицховели
Патриарх Ювеналий, узнав о чуде произошедшим с Нино, благословил ее на подвиг апостольского служения.
В Грузию Нино попала не сразу — путь был долгий и тернистый. Из Иерусалима в путь Нино отправилась вместе с царевной Рипсимией, ее наставницей Гаианией и 35 христианскими девами, которые из Рима бежали в Армению от гонений императора Диоклетиана.
По пути Нино чудом избежала участи своих спутниц, которых предал мученической смерти армянский царь Трдат III. Но Нино, укрепленная видениями Ангела Господня, который явился ей дважды — в первый раз с кадилом, а во второй — со свитком в руке, продолжила свой путь и прибыла в Грузию в 319 году.
Вскоре, слава о Нино, проповедь которой сопровождалась многими знамениями, распространилась и в окрестностях Мцхета. Так, в день Преображения Господня, по молитве Святой Нино, сильной бурей были низвергнуты с высокой горы идолы — Армаз, Гаци и Гаим.
Это произошло во время языческого жертвоприношения, которое жрецы совершали в присутствии царя Мириана и многочисленного народа.
Первыми обратила Святая Нино в Христову веру царского садовника и его жену Анастасию, у которых поселилась. Своей молитвой Святая Нино излечила Анастасию от бесплодия и тем самым подарила бездетной семье безграничную радость.
Скоро к Святой Нино, узнав о силе молитв праведницы, стали стекаться толпы больных и страждущих. Исцелившись по молитвам просветительницы, многие из них вскоре крестились.
Царь Мириан не мог препятствовать Святой Нино проповедовать Христа во Мцхета, так как Грузия в тот период уже находилась под властью Римской империи, где христианство было уже утверждено.
Однако царица Нана — супруга Мириана, была яростной почитательницей идолов, но излеченная Святой Ниной она уверовала во Христа и стала ревностной христианкой из идолопоклонницы. Но царь Мириан обращаться в истинную веру не спешил.
Согласно легенде, царь Мириан уверовал в Бога после одного случая — во время охоты неожиданно снизошла тьма, и царь после тщетных обращений к языческим идолам, впервые обратился с мольбой к Богу, которого проповедовала Нино, и свет озарил все небо.
Святое Крещение царь Мириан и царица Нана вместе с детьми и родственниками приняли в водах реки Арагви, а через несколько лет христианство было объявлено в Грузии государственной религией — в 324 году.
Царь Мириан и царица Нана
Христианство в Грузии окончательно утвердилось при содействии византийского императора Константина (306 — 337), который прислал в Грузию по просьбе царя Мириана Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов.
Величественный собор в Мцхета — Светицховели, на месте первой деревянной церкви возвел зодчий Арсакидзе в первой половине XI века.
Главный собор Грузинской православной церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные события Грузинской церкви, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в Светицховели.
Горные области Грузии, несмотря на то, что христианство было объявлено в стране государственной религией, оставались непросвещенными. Поэтому Святая Нино, в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона, отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам.
Благодаря проповеди просветительницы Грузии, многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Затем Святая Нино отправилась в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы, где вела подвижническую жизнь, постоянно молилась, обращая окрестных жителей ко Христу. В числе обращенных была и царица Кахети Соджа (София), которая приняла Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
О близкой кончине просветительница Грузии была извещена свыше. В послании к царю Мириану просветительница попросила прислать епископа Иоанна, чтобы он приготовил ее в последний путь. Царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра Святой Нино были свидетелями многих исцелений.
Святая Нино, наставляя народ, пришедший ей поклониться, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни – он был записан Соломией Уджармской и послужил основанием жития Святой Нино.
Святая Нино мирно скончалась в 335 году. Просветительницу Грузии похоронили по ее желанию в Бодбе.
Монастырь Св. Нино в Бодбе
Христианство, проповедованное в Грузии еще в I веке апостолом Андреем Первозванным, возродилось и укрепилось в стране благодаря заслугам Святой Нино.
Царь Мириан на месте ее захоронения в 342 году основал храм в честь Георгия Победоносца, родственника Нино. Позднее в Бодбе был основан женский монастырь, который действует по сей день.
Мощи Святой, сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь, причислив Нино к лику Святых, назвала ее равноапостольной, то есть уподобившейся в деле распространения веры ученикам Христа — апостолам.
На северо-востоке от монастыря, в ущелье, находится источник Святой Нино (Нинос цкаро) с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя ее родителей — Святых Завулона и Сусанны.
Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону +995 555 566 540 *WhatsApp *Viber
Источник: Sputnik Грузия