От слова «добродетель» веет настолько седой древностью, что стало ассоциироваться с толстым слоем пыли на обветшавшей книге, покоящейся на полке библиотеки, построенной в эпоху раннего Средневековья. Но книга Библия и вся история человечества показывают, что пренебрежение добродетелью ведёт к неисчислимым бедам, а следование ей открывает путь к бесконечным благословениям.
Скульптура румынского художника Альберта Гиорги, отображающая пустоту души, установлена в Женеве в 2012 году
Краткое определение
Добродетель — это взращённые верой мысли и действия человека, которым свойственны святость, справедливость, праведность и честность. Согласно Писанию, добродетельными являются христианские качества, в совокупности называемые плодом Святого Духа. То есть это не обычная добропорядочность, свойственная многим людям, в том числе неверующим. Речь идёт о стремлении к идеальному состоянию гармонии, совершенства, истины и удовлетворения с этической точки зрения, что достижимо лишь при помощи нашего Небесного Отца.
Интересный факт
Святитель
Тихон Задонский называл добродетелью любое действие, помышление или слово, что согласуются с Законом Бога.
Синонимы и антонимы
Главные синонимы слова:
- праведность;
- нравственность;
- честность;
- благородство.
Основные антонимы:
- порок;
- нечестие;
- цинизм;
- злодеяние.
Понятие в философии
Философы интересовались добродетелью с древних времен. В своих трудах они говорили о том, что добродетельным человек не рождается, но становится в результате воспитания и самообразования. В таком случае происходит второе рождение человека как личности.
Выдающуюся концепцию добродетели предложил Иммануил Кант. Он говорил о ней как о моральной твёрдости в исполнении долга. Её нужно постоянно подкреплять правильными мыслями и решениями. При этом Кант не считал добродетель умеренностью между двумя пороками, категорически не соглашаясь с Аристотелем. Одним из главных достижений его мысли было учение о категорическом императиве. Согласно ему, нам нужно руководствоваться теми принципами, которые мы считаем обязательными для всех. Речь идёт о высшем всеобщем законе.
Сократ: «Добродетель есть знание»
Сократа очень волновал вопрос о взаимоотношении знания и добродетели. В отличие от многих он полагал, что человеком может управлять не только страсть, но и знание. Тот, кто познал истину о добре и зле, по мнению Сократа, не станет по своей воле предаваться пороку, ведь добродетель есть прямое и естественное следствие мудрости. Этическое знание объемлет все стороны человеческой деятельности и является тем золотым ключиком, что открывает дверь, ведущую к истинному счастью и процветанию.
Изображения языческих мыслителей и писателей — фрески из столовой в Бачковского монастыря (Болгария) На свитке Платона написано: „Бог существовал всегда, существует и будет существовать, как не имеет начала и не будет иметь конца” У Сократа: „И будет получит плоть от еврейской девы и будет распят. И блаженны те, которые его послушать. . .”
Сократ не мог представить, что тот, кто обладает истиной о добре и зле, может выбрать кратковременное удовольствие, зная, что в конце концов оно приведёт к неимоверным страданиям.
Кроме того, философ полагал, что за знанием об истинном благе возникает и желание творить его. Ведь зло противоестественно для человека.
Учение о добродетели Аристотеля (кратко)
Своё этическое учение Аристотель изложил в сочинении под названием «Никомахова этика». В нём он говорит, что настоящая этика не равна лишь познанию о нормах добра, ведь у человека кроме разума есть ещё и сильные чувства, которые могут преобладать над деятельностью рассудка и побуждать к дурным поступкам.
Для достижения добродетели нужно не только теоретическое знание, но и упражнения души, через которые благо становится привычным и постоянным свойством нашей воли, неотъемлемой чертой характера.
Главная черта аристотелевской этики — учение о том, что нужно держаться середины между крайностями. Например, великодушие — середина между тщеславием и малодушием, а мужество — между трусостью и безрассудной отвагой.
Учение Аристотеля о добродетелях. Таблица
Аристотель считал, что величайшим благом является не наслаждение, но счастье, основанное на послушании нормам добродетели. По-настоящему счастливым может быть лишь тот, чья совесть чиста.
В нашей власти добродетель, точно так же, как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда властны и воздержаться от действия.
Аристотель
Добродетели стоиков (обзорно)
Основателем стоицизма был философ Зенон. Он первый из греческих мыслителей высказал убеждение, что главная цель человеческого существования — послушание добродетели. Зенон приравнял это к жизни в согласии с природой.
Он пытался объединить логику, физику и этику в единое целое. Стоики считали, что философия подобна человеческому организму, в котором логика является скелетом, физика — душой, а этика — мышцами. Главными добродетелями стоики считали мудрость, отвагу, умеренность и справедливость.
Определение понятия «добродетель»
Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех». /Философский словарь/
Добродетель есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.
Добродетели – это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни.
Добродетель не что иное есть как исполнение воли Божией. /преп. Симеон Новый Богослов/
Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с Законом Божиим. /Свт. Тихон Задонский/
Основные качества добродетели
Существует не один список добродетелей. Иммануил Кант из трёх категорий, влияющих на нравственность человека, особенно выделял долг.
Долг человека перед самим собой, состоящий из:
- самосохранения;
- правдивости;
- самоуважения;
- совести.
Долг перед обществом включает:
- любовь к людям;
- благодарность;
- участливость;
- сострадание;
- скромность;
- почтительность.
7 добродетелей в православии: список
В христианской системе ценностей добродетель — одно из основных понятий. Вот его главные, но далеко не единственные составляющие:
- Долготерпение — стойкость в перенесении испытаний и способность не раздражаться на ближних.
- Молитва — горячее устремление христианской души к Творцу и общение с Ним.
- Целомудрие — непорочность тела, красота духа, нравственная целостность, стойкость перед искушениями.
- Милосердие и милостыня — проявление сострадания к ближним, самоотверженное и бескорыстное оказание им материальной поддержки.
- Самообладание — способность держать в узде свои желания.
- Смирение — отсутствие высокомерия, трезвая оценка своих знаний, способностей и качеств.
- Любовь — бескорыстное и самоотверженное служение другим, основанное не на чувстве долга, но на признании их творениями Божьими, достойными такой же заботы и уважения, как и мы.
Противопоставление грехам
Добродетели противостоит порок. Это смертные грехи, губящие душу подобно яду. Они лишают вечной жизни тех, кто идёт по пути греха, не желая раскаиваться.
Каждая добродетель противостоит конкретным грехам:
- смирение — гордости, жаждущей преклонения;
- милосердие — душевной чёрствости, равнодушию к чужой беде;
- целомудрие — блуду и распутству;
- самообладание — чревоугодию и гневу;
- молитва — унынию и самодовольству;
- любовь — эгоизму;
- долготерпение — раздражительности и придирчивости к недостаткам других.
Главная христианская добродетель
Основа всех других добродетелей — любовь к Богу и людям. Это не просто чувство в сердце. Речь идёт об активной, самоотверженной заботе о благе ближних.
Взаимосвязь добродетелей
“Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят”. /Преподобный Макарий Египетский/
«Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги добродетели — смиренномудрие, а голова — любовь. Под любовью находятся: сострадание, милостивость, щедрость, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею человека делают богом по благодати» /Свт. Амвросий Медиоланский/
Совет желающим стяжать добродетели: не следует браться сразу за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться, а затем – другую.
Для приобретения добродетели нужны:
- правая вера
- доброволие
- сознательность
- рассудительность
- любовь
- воздержание и самообладание
- умеренность во всём
- духовная ревность
- покаяние
- богоподобное смирение
- послушание воле Божией (и Его Заповедям)
Кто такой добродетель?
Если задать такой вопрос кому-нибудь на улице, то можно услышать в ответ, что добродетель — это тот, кто делает добро. Например, он помогает бедным, переводит бабушек через дорогу и снимает котят с деревьев. Всё это замечательно, но добрый человек, не ведущий высоконравственный образ жизни, не может считаться добродетельным.
Добродетельный человек — это какой?
По-настоящему добродетелен тот, кто живёт в соответствии с высокими нормами Бога постоянно, в любых, даже самых тяжёлых обстоятельствах. На это не влияют ни самочувствие, ни состояние духа. Настоящие праведники ненавидят зло и любят добро в любые времена и по своей воле, а не только потому, что мечтают попасть в рай. Также добродетель оценивает свои мысли, чувства, слова и поступки по святым нормам Творца и не останавливается, пока не достигнет совершенного богоподобия.
Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах.
Протоиерей Алексий Уминский
Добродетель в двух значениях
- Во внешнем аспекте – добродетель как доброе дело (подать милостыню, простить обидчика, вытерпеть искушение)
- Во внутреннем аспекте – добродетель как духовно-нравственное состояние личности («он кроткий», «она милостивая»…)
«Должно называть добрыми делами — действия по заповеди, а добродетелями – укоренившиеся навыком добрые расположения души» /преп. Григорий Синаит/
Истинная добродетель состоит в том, чтобы
- покорять свою волю, воле Божией и
- побеждать благим — злое,
- побеждать смирением гордость,
- кротостью и терпением – гнев,
- любовью – ненависть.
Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами.
Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21) /Свт. Тихон Задонский/
Какое имеет значение добродетель для общества
Древнегреческий философ Платон считал, что общество, живущее лишь для удовлетворения физиологических потребностей, мало чем отличается от стада свиней. К сожалению, современное российское общество, как об этом говорят социологи, философы, психологи и другие специалисты, деградирует с огромной скоростью. Связано это с тем, что многие рассматривают не духовность, а материальное процветание как главную основу личного и государственного счастья.
Алтарь в разрушенной церкви. Новая Ладога. Автор фотографии: Лактионова Настя Снято: 23 августа 2009года
Но основная наша проблема не в том, что мы не живём как в Арабских Эмиратах, а в том, что общество погрязло в грехах. Верность любви и нравственной чистоте — вот подлинный источник решения наших проблем: коррупции, развала семей, нищеты, безработицы, ухудшения экологии, преступности и др.
Интересный факт
В начале 2022 года Министерство культуры России инициировало обсуждение обществом указа президента об основах государственной политики, сохраняющих и укрепляющих традиционные российские духовно-нравственные ценности. Это было сделано для противодействия тем силам, что внутри страны и извне стремятся развратить наш народ.
Современное переосмысление понятий
Вторая половина ХХ века характеризуется поворотом философии к пониманию добродетели как морального феномена. В результате появилось новое направление этических исследований — этика добродетели, стоящей в одном ряду с деонтологией (учением о долге) и консеквенциализмом (учением о выборе моральных норм с учётом последствий того или иного поведения).
Идея создания этики добродетелей была предложена в 1958 году британским профессором философии Элизабет Энском.
Профессор отметила, что в западной философии долгие годы преобладала этика, в которой законы были переоценены в ущерб значимости человеческого характера, воспитания, мотивов, мудрости, проницательности и реальной жизни. Со второй половины ХХ века этика добродетели стала возвращаться к идее о воспитании нравственного характера и его совершенствовании.
О воспитании добродетелей
И философы Древней Греции, и евангельские авторы писали о том, что добродетель должна представлять собой единую систему богоугодных качеств и поступков, дополняющих друг друга и создающих гармонично развитую личность.
Искушение Дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне
Для того чтобы развить такую личность, важно получать точные знания о каждом богоугодном качестве. Лучшая иллюстрация их проявления — жизнь Иисуса Христа. Также важно молиться об изменении своей личности и смело угождать Богу в семье, на работе и в любых других условиях.
Если ты примешь решение подвизаться против какой-то страсти и возделывать противоположную ей добродетель не пять минут, а продолжительное время, то ты добьёшься того, что вместе с конкретной побеждённой страстью ты избавишься и от других страстей. Кроме того, в тебе разовьются противоположные этим страстям добродетели.
Преподобный Паисий Святогорец
Истинная добродетель — награда сама по себе
“Где истинная добродетель, там и любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть, где спокойная совесть, там мир и покой, где мир и покой, там утешение и радость”. /Свт. Тихон Задонский/
Добродетель – путь в Царство Небесное.
Цель добродетели — приближение к Богу.
“Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней”. /Преподобный авва Исаия/
“Добродетель доставляет истинную свободу”. /Святитель Иоанн Златоуст/
“Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра елею, любовь – фитиль, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак”. /Свт. Григорий Палама/
“Три добродетели служат признаком достижения спасения:
а) рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях; б) благовременное предусмотрение и добра, и зла (с отложением от зла); в) свобода от внешнего влияния (способного воспрепятствовать спасению)” /Авва Исаия/
“У кого есть трудолюбивая Марфа — всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса, — внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря – его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь – бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом!” /Свт. Феофан Затворник/
Примеры добродетели и порока из жизни
За примерами порочной жизни далеко ходить не надо. Многие взрослые и даже маленькие дети пьянствуют, курят, сквернословят и ведут распутный образ жизни. Гораздо сложнее найти пример, достойный похвалы.
Святой старец Паисий Святогорец в молодости
Однажды Паисия Святогорца посетил отец, попросивший старца помолиться за его больную дочь. Паисий ответил:
“Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж молиться как должно не можешь. По крайней мере оставь курение, сделай хоть это себе понуждение”.
После этих слов отец бросил курить прямо в церкви, оставив сигареты и зажигалку.
Добродетель медицинской сестры
Этические нормы медицинской сестры не менее важны для её успешной работы, чем практические навыки. Медсестра должна:
- совершать добро;
- говорить истину;
- уважать чувства и права пациентов;
- проявлять милосердие;
- быть тактичной и терпеливой;
- сохранять здравомыслие и целомудрие.
Важно, чтобы все эти нормы помогли медсестре сформировать новый характер. Тогда её работа будет по-настоящему полезной для людей.
Добродетель – Богочеловеческое действие
«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческого свободного волеизволения; каждая из добродетелей – это Богочеловеческое действие, Богочеловеческий факт» /Преподобный Иустин (Попович)/
Источник любой добродетели – Бог /Марк Подвижник/.
Добродетели – не наша собственность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Святитель Иоанн Златоуст/
О возрастах добродетельной жизни христианской
Младенческий возраст
Это период от начала жизни христианской до образования порядка этой жизни и правил христианского действования вообще.
У св. Иоанна Лествичника приписываются новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и др.
Юношеский возраст
Это время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений.
У св. Иоанна Лествичника этому возрасту приписываются преимущественно подвиги душевные: нетщеславие, безгневие, благонадежие, кроткое увещание, непорочная молитва, несребролюбие.
Мужеский возраст
Это время, когда внутренняя борьба утихает, и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ.
Св. Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и пр.
Пределов возрастания в добродетельной жизни нет, ибо заповедано быть «совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» (Мф.5:48).