Слово о причащении святых Христовых тайн
Самая величайшая святыня, дарованная Богом человечеству — это святое Причастие Тела и Крови Христовых. Ради причастия совершается главное богослужение Церкви — Литургия. Вечерня и утреня — службы вспомогательные, они лишь подготавливают верующих к Литургии. Церковная служба Таинства Крещения призвана ввести человека в Церковь. В браковенчании, исповеди и соборовании ему подается благодатная помощь на пути спасения. Панихиды и молебны также нужны, в них осуществляется наше желание личного общения с Господом по разным частным обстоятельствам. Но превыше всего — Литургия. Она содержит в себе все прошения, все наши чаяния, как мирские — земные, так и духовные — Небесные. В ней молитвы о живых и уже ушедших, Евангелие и церковная история. На этой службе нам открывается Небо. «О, Божественная, святлейшая, пренебесная, всеобъемлющая, Небо и землю сосредоточивающая, Литургия православная!» — записал в своем дневнике святой праведный Иоанн Кронштадтский. Ее высочайший смысл — пресуществление Святых Даров и причастие. Ради этой святыни поставлены прекрасные храмы и величественные соборы, созданы замечательные песнопения, украшены фресками стены, написаны иконостасы. Да, Литургию можно совершать и в лесу, и в каменоломне, но благоговение перед Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых побуждало и побуждает наших единоверцев искать и находить достойные формы и окружение для пребывания этой Святыни.
Отношение к Причастию открывает наше духовное состояние, наше истинное христианство. Что такое духовная жизнь, люди понимают по-разному. Кто-то находит ее в чтении книг, посещении театра и художественных выставок. Кому-то она видится в разговорах за чашкой кофе об искусстве, политике или просто «за жизнь». Верующий же человек знает, что одухотворение жизни зависит от соединения с абсолютным духом — Богом. Это и молитва, и чтение Евангелия и творений святых отцов, и церковная служба. Но главное — причастие — самое полное и теснейшее соединение с Богом. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56) — обещает Спаситель.
В последнюю вечерю с учениками Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28). Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Первые христиане так и поступали. Они собирались вместе, вспоминали о Христе, Его слова, Крестную Жертву и, конечно, вкушали благословленные хлеб и вино. Позже, когда уже была составлена служба, то многие верующие причащались за каждой Литургией, иногда, если было возможно, и каждый день. «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать святое Тело и Кровь Христовы, потому что Сам Христос ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54)» — находим у святителя Василия Великого. Цель жизни христиане видят в стяжании мирного духа в душе, то есть в собирании своей души для Царства Небесного, в формировании своей личности для жизни вечной. А истинная пища и истинное питие для души, по словам Спасителя — Его Пречистое Тело и Кровь.
Благоговейно мы приступаем к Таинственной Трапезе, очистив себя покаянием. Да не дерзает никто причащаться, имея нечистую совесть. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.11, 29-30). Апостол предупреждает, что недостойное причащение может быть во вред не только душе, но и телу, вплоть до смерти. И потому «он знает одно только время для приступания к Тайнам и Причащению, когда чиста совесть». Мне помнится случай, один человек причастился без исповеди. И сразу же ощутил неимоверный страх. Он поспешил домой, вспомнил, что у него есть бутылка водки и хотел заглушить страх алкоголем, но страх был так велик, что несчастный понял, что алкоголь не поможет. Как-то перетерпев ночь, он ранним утром побежал в церковь, увидел на лугу человека, косившего траву, и стал отнимать у него косу, чтобы покончить с собой. Но это ему не удалось и тогда он начал крушить все, что оказалось рядом. Разбил кирпичом стекло припаркованного у церковных ворот автомобиля. На шум вышел сторож. Он увидел, что человек не в себе, но не пьян, водкой от него не пахнет, и вызвал скорую. Несколько месяцев этот человек провел в психиатрической больнице. А выйдя из нее, пришел в церковь и принес покаяние.
Причастие предваряет не только исповедь, но несколько дней поста. Пост как бы выводит нас из привычного многозаботливого жития, дает возможность сосредоточиться, расставить ценности жизни на их истинные места. Подготавливает нас и молитвенное правило ко святому Причащению, без которого тоже нельзя причащаться. Правило следует не механически вычитывать, но читать внимательно, вникая в слова, чтобы наши чувства вошли в резонанс с чувствами святых, написавших эти молитвы.
Есть верующие, которые причащаются редко, говоря: я недостоин. Конечно, все мы недостойны, но для того мы и причащаемся, чтобы с помощью Божией изжить свое недостоинство. Причастие это огонь, попаляющий греховные навыки. «Огонь бо есть, недостойныя попаляяй». Каждый подготавливается в свою меру к принятию Христовых Таин, но надо непременно знать, что такое Причастие, а не просто бездумно делать то, что принято.
Причастие защищает от бесовских козней. Преподобному Макарию Египетскому как-то явился бес и сказал: «Если бы вы достойно принимали то, что вы вкушаете в ваших собраниях, то мы вам не могли бы ничего сделать». Если же человек не причащается, то бесы получают немалую власть над ним. Однажды к святителю Иоанну Златоусту обратилась женщина, бес так подшутил над ней, что глядя на нее, муж видел не жену, а лошадь. Святитель сказал, что это с ней случилось, потому что она шесть недель не причащалась. «Бедствие для души долго не причащаться Святых Таин, душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со Своим Живодавцем (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Порой кто-то медлит с причастием, ожидая какого-то особого настроения. Это ошибка. Нельзя ставить духовную жизнь в зависимость от наших случайных настроений. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12) — сказано Спасителем. В духовной жизни особенно нужна твердая и настойчивая воля. Причастие как раз и укрепляет нашу волю. Обычный ритм причащения — раз в три или четыре недели. Преподобный Серафим Саровский советовал причащаться во все двунадесятые и великие праздники и в день Ангела. Конечно, бывают обстоятельства и для более частого причащения. Например, во время болезни, в опасных ситуациях, беременным. Тогда режим обсуждается со священником.
Тот же, кто, считая себя верующим, не приобщается Христовых Тела и Крови, по словам Спасителя, не имеет в себе жизни вечной, он мертв для Царства Небесного. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6,53). Кронштадтский пастырь писал: «Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага и истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни; не имел бы дара освящения».
«Вкусите и видите, яко благ Господь» — слышим мы на церковной службе. Вкусите и видите, то есть почувствуйте, как благ Господь. Причастник чувствует радость, соединившись с Христом. Радость души, праздник, перемену в себе, необычную свободу и легкость. Может быть, не все чувствуют это с первого причастия. Но если в своем желании соединения с Господом человек искренен, если он постарался подготовиться, с благоговением принял Святые Дары, то непременно будет ему «благодарение сие в радость, здравие и веселие».
Митрополит Иерофей Влахос:
— Сколько раз в год следует причащаться? Насколько тесно связано Таинство исповеди с Божественной Евхаристией? Обязательно ли оно для участия в Таинстве Причащения Святых Христовых Тайн?
— Божественная Евхаристия не связана тесно с исповедью. В древней Церкви христианам была дана большая Божья благодать, их ум был просвещён, и они, конечно же, молились и часто причащались. Если кто-либо согрешал, это означало, что он терял благодать, выходил из храма и молился вместе с оглашенными, потому что невозможно одновременно пребывать в благодати и отрицать Христа. Когда согрешает человек, особенно плотским грехом, я не имею в виду в Христовом браке, он тем самым показывает, что предпочитает плотское удовлетворение Христу и отрекается от Него этим поступком. Совершение греха понижает его в разряд кающихся, и затем ему надо будет определённым образом вновь достичь просвещения ума.
Василий Великий и другие святые Отцы подразделяли христиан на четыре разряда: плачущих — стоящих у входа в храм и с плачем просящих о прощении своих грехов христиан, входящих в храм; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем во время литургии верных, но не допускались до причастия; причащающихся Святых Христовых Тайн. То есть, когда человек согрешил, он должен был покаяться, пройти период очищения; таким образом согрешивший просвещался умом, выходил из состояния помрачения. По окончании епитимьи епископ читал молитву над кающимся, и он мог затем приступать к Таинству Причастия.
Поэтому я и утверждаю, что исповедь не связана с Евхаристией тесно. Если человек согрешил и ему нужно исповедоваться, пусть исповедуется. Когда у христианина, желающего причаститься, грехи не смертные, то они прощаются участием в Таинстве Причастия Святых Христовых Тайн и молитвой «Отче наш», в которой есть такие слова «и остави нам грехи наши…».
Вопрос о том, сколько раз в год следует прибегать к причастию Святых Христовых Тайн должен решать духовник. Приходя к наставнику, мы открываем сердце, выкладываем все наши проблемы, рассказываем о настоящем положении в жизни, и он дает нам наставления. Примерно таким же образом дело обстоит и в больнице. Обращаясь к врачу, мы говорим ему о наших болезнях, врач ставит нам диагноз, определяет лечение, выписывает рецепты и назначает лекарства. Например, может посоветовать не употреблять ту или иную пищу, так как нашему организму это вредно. До тех пор, пока мы не вылечимся, придётся соблюдать эту диету, а после мы будем свободны в выборе питания.
В этом контексте нам стоит рассматривать Таинство Причастия, потому что для одних Причастие — это свет, для других — огонь.
Святые Отцы приводят такой пример. Если взять грязь и воск и положить их на солнце, то под воздействием солнечных лучей грязь затвердеет, а воск расплавится. Энергия солнца одна, но сущность предметов различна, поэтому и результат получается неодинаковый. Таким же образом Бог и Божественная Евхаристия для одних является светом, а для других — огнем.
В монастырских храмах часто изображают Второе Пришествие Христа. В верхней части иконы находится трон, от которого исходит свет, освещающий святых, и огненная река, в которой горят грешники. Исаак Сирин утверждает, что ад есть бич любви Божией, и эту любовь человек не может понять, потому что у него нечистое и неизлечимое сердце. Господь любит и праведных, и грешных, но не все одинаково поймут Бога.
Василий Великий пишет, что у света два вида энергии: освещающая и обжигающая, то есть он и светит, и обжигает. У кого есть зрение, тот избегает обжигающих лучей и радуется солнечному свету. А тем, у кого отсутствует способность видеть, доступна только обжигающая энергия. Так будет и на Втором Пришествии Христа. Праведные будут сиять в свете Божием, а грешные гореть в огне.
Аналогичное явление происходит на Божественной литургии. Одни причащаются и просветляются, а другие, причащаясь, подпадают под осуждение. Апостол Павел в послании к Коринфянам замечает: «Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор 11, 30). Поэтому дело священника не состоит в том, чтобы раздавать билеты в рай, но лечить людей, чтобы, когда они увидят Бога, Он стал для них светом, а не огнем.
— Хочу особенно остановиться на одном важном моменте: если больному человеку, например, разбитому параличом, разрешается причащаться чаще, чем здоровому, то подразумевается ли, что у здорового больше грехов, а у лежачего больного их гораздо меньше?
— Это вовсе неверно и не означает, что больной согрешает меньше, чем здоровый. Грехи совершаются как помыслами, стремлениями, так и делом. Здоровый может весь день прославлять Бога, жить как ангел, а больной пребывать в неверии и негодовании. Главное состоит в том, чтобы прославлять Бога, здоров ты или нет.
— Какая разница между благодатью, получаемой нами от Причастия Святых Христовых Тайн и преподаваемой через поклонение мощам? Почему Причастие иногда не лечит, а вменяется в осуждение, а от святых мощей даже больные исцеляются?
— Прежде всего, в мощах святых угодников Божиих изобильно пребывает благодать Святого Духа. Когда мы прикладываемся к мощам и иконам, исцеляемся в зависимости от состояния, в котором находимся. Это происходит не магически и не механически, а духовно.
Когда подвизаемся, чтобы очистить сердце, тогда святые мощи нам помогают в этом. Энергия Божия имеет очистительные, освящающие и боготворящие свойства. Что это означает? Божественная энергия одна, однако по плодам именуется по-разному. Когда находимся в состоянии очищения, тогда, прикладываясь к иконе, мы получаем помощь согласно нашему состоянию. Прикладываясь к мощам и иконам в просветлённом состоянии ума и творя умную молитву, просветляемся еще более.
Наше участие в Причастии Святых Христовых Тайн не происходит без подготовки, ему предшествует покаяние. То же самое и с поклонением святым мощам — требуется молитва и умиление. Поэтому, припадая к святым мощам, мы накладываем на себя крестное знамение и молимся: «Прошу Тебя, Господи, помоги и исцели меня молитвами Святых Твоих». Святые мощи воздействуют на нас согласно нашему состоянию, нашему духовному голоду и жажде.
Конечно, бывает, прикладываясь к мощам, происходит чудо даже с теми, кто не пребывает в подобающем расположении духа. Этим Бог хочет дать нам понять, что надо покаяться, дабы достойно причаститься Святых Тела и Крови Христовых.
Чудо, которое сотворил Христос с расслабленным, довольно показательно. На этом примере Господь показал разницу между самим чудом и его проявлением. Истинное чудо состояло в отпущении грехов, как сказал Господь: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». И когда фарисеи усомнились во власти Христа прощать грехи, тогда Христос исцелил тело. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2, 1–12). Следовательно, исцеление души есть настоящее чудо, а исцеление тела — доказательство, знак власти Христа прощать грехи.
Христос по-разному нам указывает на то, чтобы мы покаялись и встали на пути спасения.
Перевод с новогреческого Александра Назаренко Богослов.ру
Русская Православная Церковь
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.
1. Краткий исторический обзор
Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело — Церковь, получают освящение души и тела.
Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор 10:16-17; Деян. 2:46; Деян. 20:7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований рассматривался как пренебрежение Церковью и подвергался порицанию.
Количественный рост Церкви в III и, особенно, IV веке привел к существенным переменам в ее организации. В частности, евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них рядовых христиан стало восприниматься многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).
Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную … Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]).
Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году, и призывает усердных христиан придерживаться древней нормы о причащении за каждой Литургией: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).
В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Пято-Шестого Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков, как пишет святитель Иоанн Златоуст, многие христиане связывали причащение не только с евхаристическим воздержанием перед Литургией, но и с соблюдением Великого поста. Святитель порицает возведение этого обычая в ранг нормы: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное… [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <…> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Тайнам» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).
Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху [1]. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением.
В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко Святому Причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Три дни или един день да постятся точию».
На практике крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против этого злоупотребления была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к животу вечному. Аще не ясте Тела Сына человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем себе быти уды единаго мысленнаго Тела Христова, сиесть, сообщники единой Святой Церкви… Того ради, аще который Христианин покажется, что он весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».
В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре поста, а святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. Исповеднический подвиг Церкви в годы безбожных гонений ХХ века побудил переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения, так что сейчас большинство воцерковленных православных людей причащается со значительно большей частотой, чем христиане в дореволюционной России.
2. Говение
Определяемые духовником требования подготовки ко Святому Причащению зависят от частоты приобщения Святых Таин и духовно-нравственного состояния верующего.
Практика приуготовительного поста (говения) регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. В то же время продолжительность и строгость говения как подготовки ко Святому Причащению могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии.
Согласно церковной традиции, говение состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении определенного домашнего молитвенного последования, которое обычно состоит из канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, святым, иных церковных молитвословий. Объем и состав домашнего молитвенного правила в период говения, согласно Следованной Псалтири (точнее, включенному в ее состав «Правилу готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»), может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни. Наиболее важная часть молитвенной подготовки причастника — последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.
Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних.
При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними.
3. Светлая седмица
Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.
4. Евхаристический пост
От говения следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше) и не может быть отменен. При этом следует заметить, что требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим.
Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время предполагает увеличение продолжительности евхаристического поста, в который включаются не только ночь и утро, но и день. Поэтому при вечернем причащении за Литургией Преждеосвященных Даров воздержание от пищи с полуночи сохраняется в качестве нормы. Однако для лиц, не имеющих физической крепости, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от 28 ноября 1968 года установил возможность сокращения евхаристического поста при причащении вечером до шести полных часов [2].
Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 и 13 правила Тимофея Александрийского говорят о воздержании в течение суток перед причащением.
5. Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин
В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.
Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне» (1Кор 11:29).
Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского Собора, 69-е правило Пято-Шестого Собора).
6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности
Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.
Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.
7. Заключение
Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.
В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении [3]. В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» [4].
[1] См.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers // Dumbarton Oaks Papers. 2006 [2007]. Vol. 60. P. 146–188.
[2] Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3–5.
[3] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.
[4] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.
Причастие
Что означает причащение Святых Тайн Тела и Крови Христовых?
Причастие, или же Евхаристия (от греч. Благодарение) есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Христовы.
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной Вечери.
Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И взяв чашу, и поблагодарив, подал им и сказал: «пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов»(Мф. 26-28).
Господь приготовляемое вещество хлеба и вина соединяет со Своим Богочеловечеством и прелагает его в Свои Тело и Кровь. Христиане, таким образом причащается Самого Христа. Это даёт силы для духовной жизни по заповедям Божиим. Христианам предписывается регулярно приступать к Причастию. Хлеб для Таинства должен быть такой, какого требуют само наименование хлеба, святость Таинства и пример Господа Иисуса Христа и апостолов, — хлеб квасный, пшеничный.
«То, что хлеб для Причащения, собственно, употребляется один, этим обозначается, по объяснению Апостола, то, что един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго Хлеба причащаемся» (1 Кор. 10,17). Хлеб, приготовленный для Причащения, называется агнцем, потому что он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его агнец Пасхальный. Агнец Пасхальный — это агнец, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память избавления от гибели в Египте. Вино для Таинства Причащения соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христа, а во время страдания из раны, нанесенной в Его ребро, текли кровь и вода… О Таинстве Причащения по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется литургией. Слово «литургия» означает «общественное служение». Но особенно название «литургия» усвоено богослужению, за которым совершается Таинство Причащения». ( Святитель Филарет Московский).
Божественная Литургия совершается в первой половине дня в воскресные и праздничные дни, а во многих монастырских и городских храмах ежедневно, за исключением некоторых будних дней Великого Поста.
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Тайн. Подвижник видел: «Огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов.»
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос.
«Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия — это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем воскресении, ибо и в пресуществлении Даров и в нашем причащении залог нашего спасения и воскресения не только духовного и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити» и услышал тихий, сладкий голос: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне убо сей пребывает и Аз в Нем.»
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то причастие Тела и Крови Господних наполняет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что как бы ни было для нас необходимо причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней».
Да испытывает же себя человек и достойно пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей.
«Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (Кор. 11,27-30).
Что означает причащение Святых Тайн Тела и Крови Христовых?
Сколько раз в году нужно причащаться?
Преподобный Серафим Саровский заповедал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Тайн.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыты язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам в день их бракосочетания.
К Таинству Причастия требуется определённая подготовка, называемая в народе говением, состоящая из особого духовного делания. Несколько дней (для здоровых людей минимум три дня) перед Причастием предписывается пост. Он состоит из добровольного отказа от пищи животного происхождения, таких как мясо, молоко, яйца и продуктов их содержащих. Употребление рыбы по желанию. Люди больные, а также люди преклонного возраста могут соблюдать пост не полностью, например, воздерживаться только от мясных продуктов, или же к постной пище добавлять кисломолочные продукты. В дни подготовки необходимо воздержание от супружеской близости. Принято правило, что «Женщинам не разрешается в не чистоте ходить в храм Божий и всякия Святыни прикасатися».
Кроме выполнения ежедневного утреннего и вечернего молитвенного правила, накануне необходимо прочитать Последование ко Святому Причащению и три канона: Покаянный, молитвенный к Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Все эти молитвенные тексты находятся в книге «Молитвослов». Накануне говеющий, если не болен и не находится в преклонном возрасте, должен посетить вечернее богослужение. Необходимо приступить к Таинству Покаяния (исповеди) перед Литургией в день Причастия или накануне вечером, если оно совершается. К Причастию приступают строго натощак, с полночи ничего не едят и не пьют, курящие – не курят. Исключение составляют больные люди, не могущие обходиться без приёма лекарств.
Дети до семи лет – младенцы, причащаются без подготовки и исповеди, так как по своему возрасту являются неспособными к осознанному греху. С семи лет исповедь для ребёнка необходима, так как он начинает постепенно осознавать то, что является грехом, и может отвечать за свои действия. По желанию родители или крестные младенца могут вычитывать молитвы за него. Младенцы до семи лет причащаются только Кровью Христовой.
№7 (184) / 15 февраля ‘02
Цветник духовный
В этой теме:
Цветник духовный
Мытарь и Фарисей по Евангельской притче. 24 февраля — неделя о Мытаре и Фарисее
Цветник духовный
Заблудший сын. 3 марта — неделя о блудном сыне. Епископ Виссарион
Установление Таинства Причащения
Накануне страданий и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме, в Сионской горнице, совершилась Тайная Вечеря. И на ней Спасителем учреждено святейшее и светлейшее таинство Причащения Божественного Тела и Животворящей Крови Господних.
Священный город Иерусалим расположен на холмах, и один из них называется Сионом. На этом Сионском холме была та горница, в которой происходила Тайная Вечеря. Что такое вечеря? Это вечерняя предпраздничная трапеза. Наступал великий праздник Пасхи. Она названа Тайною Вечерею потому, что на ней никого не было, кроме Самого Господа Иисуса Христа и Его двенадцати учеников: ни хозяина горницы, никого из посторонних. За этой трапезой Господь Иисус Христос прощался со Своими учениками перед Своей смертью.
Здесь Он установил Святое Таинство Причащения: взял хлеб, возблагодарил Небесного Отца, благословив, преломил, говорит святой евангелист, подал ученикам, говоря: “Приимите, ядите; сие есть Тело Мое”. И ученики Его причастились Божественного Тела Господа Иисуса Христа под образом того хлеба, который был преломлен и благословлен святыми руками Спасителя. И также, взяв чашу с виноградным вином, Господь, воздав благодарение Отцу Своему Небесному, благословил и, подавая ученикам Своим испить из этой чаши, произнес те слова, которые до скончания века произносятся в Святой Христовой Церкви: “Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета”. Ученики Христовы первыми причастились Божественной Крови Господа Иисуса Христа под видом вина в чаше. И добавил Господь Иисус Христос: “Сие творите в Мое воспоминание”. Согласно Его повелению, Святая Церковь за каждой Божественной Литургией в наших православных храмах совершает это святейшее таинство. Во время Литургии приносится бескровная Голгофская Жертва. Вновь, но бескровно, совершается то, что совершалось на Голгофе. Повторяется величайшее таинство смерти Господа нашего Иисуса Христа. Мы вновь и вновь переживаем Его преславное Воскресение, когда Святая Чаша с Дарами Божиими является в Царских вратах; Его преславное Вознесение, когда Святою Чашею со Святыми Дарами иерей благословляет верующих со словами: “Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.
За каждой Литургией приуготовленные хлеб и вино во время пения: “Тебе поем, Тебе благословим…” силой и действием Святого Духа, через благословение совершающего Литургию архиерея или священника пресуществляются в Божественное Тело и Кровь Христовы.
Во всех православных храмах до конца мира, пока стоит земля, будет совершаться это величайшее из таинств – Причащение Божественного Тела и Животворящей Крови Господних для соединения нашей верующей, в раскаянии очищенной от грехов души с нашим Спасителем, в залог вечного общения со Сладчайшим Господом. И не только происходит соединение души нашей, но и грешного тела, дабы мы, причастники Божественного Тела и Крови Господних, были едины со своим Сладчайшим Господом и телом и душой.
Необходимость Причащения для жизни вечной
Мы знаем, что для жизни вечной нужна вера в Единого Истинного Бога, как сказал Господь Иисус Христос: “сия есть жизнь вечная, да знают Тебя истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин.17, 3). Мы знаем, что жизнь вечная приобретается нашей любовью к Богу, ибо это есть первая и наибольшая заповедь, и любовью к ближнему, как заповедью, подобной первой (Мк.12, 29–31). Мы знаем, что в открытые двери Царства Небесного входят путем добрых дел, ибо святой Апостол говорит: “Бог воздаст каждому по делам его” (Рим.2, 6). Но мы знаем и то, что в жизнь вечную нас ведет и та Божественная небесная пища, коею мы питаемся, приобщаясь “Святых, страшных и Животворящих Христовых Тайн”. Ибо Христос сказал: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” (Ин.6, 53).
Значит, когда мы думаем о том, как спасти себя для блаженной вечности, мы никогда не должны забывать, что к этой жизни вечной нас готовят не только вера, не только любовь, не только добрые дела, не только исполнение заповедей Христовых, но вот то, о чем говорит нам в этих словах Спаситель: вкушение Его Божественной Плоти и Его Животворящей Крови.
Вот какое величайшее значение имеет то святейшее из таинств – таинство Святого Причащения, к которому должен приступать каждый из нас, православных детей Божиих, чтобы, вкушая плоды этого святого таинства, “иметь в себе жизнь”. Блаженной жизни вечной в Царствии Небесном, говорит Господь Иисус Христос, не наследует тот, кто не вкушает Плоти Сына Человеческого и не пьет Его Животворящей Крови.
Значение и плоды Таинства Причащения
Святое Причащение соединяет нас с нашим Сладчайшим Господом. Вкушая Тело и Кровь Христовы, мы не только своим духом соединяемся с Господом, но и телом. Ведь сказал Господь: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин.6, 56). Мы становимся всем своим существом едиными со Христом, если мы достойно приобщаемся Святых Христовых Тайн.
Святое Таинство Причащения соединяет и нас всех, причащающихся из единой Чаши, в одно Тело Христово, в одну семью Божиих детей. Мы становимся братьями не только потому, что рождены одним и тем же Духом Святым в Крещении; но и потому, что мы питаемся из одной и той же Чаши, одного и того же Тела и одной и той же Животворящей Крови Христовых. Так говорит святой апостол Павел: “один хлеб, и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба” (1Кор.10, 17).
Святые Тайны Христовы являются для нас залогом жизни вечной, залогом нашего бессмертия. Господь Спаситель сказал: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин.6, 54). Входя в теснейшее единение с Господом в таинстве Причащения, мы не умрем душой для жизни вечной никогда, ибо в нас живет Господь, согласно Его Божественному слову. И хотя наш тленный прах обратится в землю, но и прах не может исчезнуть в океане вечности. Ведь не только наша душа, но и наше тело вступает в соединение с Господом. Господь воскресит наши тела в последний день, чтобы эти воскрешенные тела воссоединились с бессмертными душами и предстали пред лицом Того, чьи Божественное Тело и Кровь мы принимаем в себя из Святой Чаши спасения.
Таинство Причащения укрепляет нашу веру и любовь
Господь Иисус Христос Сам установил это таинство на Тайной Вечери накануне Своих страданий и повелел нам совершать его в воспоминание Его земной жизни, Его Крестных страданий и Крестной смерти. А что может больше укрепить в вере, как не воспоминание о Его Крестных страданиях? Что может возбудить в сердце большую любовь к Сладчайшему Господу, как не память о том, как безграничная любовь Небесного Отца, Который не пожалел Сына Своего единородного и отдал Его на тягчайшие муки? Чем мы, православные христиане, искупленные Кровью Христовой, можем засвидетельствовать свою преданность нашему Спасителю, как не памятованием о том, что послужило спасению, – о крестной жертве, принесенной Господом “нас ради человек и нашего ради спасения”?
Святое Таинство Причащения – это залог прощения наших грехов Господом Спасителем. Он сказал: “Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов”. Спаситель пролил Свою Кровь на Кресте для искупления множества наших грехов и, пролив ее, благоволил оставить Свою Кровь в Святых Божественных Тайнах, призвав, чтобы “пили от нея вси”. И это таинство является залогом того прощения, какое мы от лица Господа слышим из уст священника, после того, как исповедуем свои грехи. Принятие Божественных Тайн запечатлевает это прощение наших прегрешений, даруемое нам Господом во имя той Крови, которою был облит Голгофский Крест.
Святое Причащение – это потребность души истинного христианина
Христианин верует, согласно слову Господню, что Господь есть Истинный Хлеб и Виноградная Лоза, к которой каждый из нас должен быть привитым, чтобы питаться ее Божественными соками. Христианин алчет и жаждет этого Хлеба духовного и идет к Святой Чаше с этим духовным голодом. В святом таинстве он ищет единения со своим Господом, как с Виноградной Лозой, дающей нашему духу жизненные силы.
Еще о потребности Святого Причащения для души. Пример из жития св. мученика Лукиана. Всегда, от первых дней бытия на земле Святой Церкви Христовой, христиане стремились к этому святому таинству, к Святой Чаше подходили с верою и благоговением, с молитвою о том, чтобы это единение с Богом сохранялось навеки.
В начале IV века в одной из темничных камер города Никодимии в Малой Азии умирал мученик за Христа по имени Лукиан. Он имел сан пресвитера. Святой Лукиан уже подвергся тяжким мукам за Христа – тело его было изранено, избито. Перед своей кончиной он был положен на острые камни и привязан к ним по рукам и ногам. Четырнадцать дней святой мученик лежал на острых камнях, истекая кровью, готовясь отойти ко Господу.
В этой камере были и другие христиане. Некоторые из них уже перенесли пытки, другие ожидали пыток и смерти. И вот, накануне своей смерти, преподобномученик Лукиан, обращаясь к окружавшим его христианам, говорил о том, как тоскует и томится его душа. Не потому, что его ожидали еще последние мучения, а затем и смерть (все мученики умирали с радостью, проявляя величайшее терпение), а потому, что он давно не причащался Святых Тайн.
Господь утешил его перед смертью: тайно от темничной стражи христиане принесли ему хлеб и вино. И, уже еле дыша, он сказал: “Умирая, я совершу святое таинство Причащения, и все мы причастимся”. Христиане ответили ему: у нас нет престола и не на чем положить святое Тело и Кровь Христовы. Он велел обнажить свою грудь и сказал: “Поставьте мне сюда хлеб и вино”. Грудь этого мученика была престолом, на котором совершалась Божественная Литургия пресвитером Лукианом.
Руки его были связаны, – он попросил одного из благочестивых христиан причастить его Святого Тела и Крови Христовой и благословил причаститься всем. И как плакали от радости все, кто удостоился накануне своей смерти этой чести – соединиться со своим Господом!
Вот как глубока в истинном христианском сердце потребность приступить к Святой Чаше, ибо верующее сердце знает, что Святые Тайны Христовы дают этому сердцу всю полноту счастья жить со Христом, носить в себе еще здесь, на земле, предощущение того вечного счастья, какое ожидает верующую душу там, в жизни будущего века.
Еще краткие мысли о значении Таинства Причащения
Для того учредил Господь святое таинство Причащения, чтобы, питаясь Божественным Телом и Кровию, мы через это были маленькими листочками и веточками на Виноградной Лозе, с какой Себя сравнивал Господь Иисус Христос (Ин.15, 1–6); чтобы мы насыщались от Него соками благодати Божией, укрепляющей на борьбу с грехами, дающей силу и крепость переносить греховные искушения, побороть все козни диавола – отца всякого греха (Ин.8, 44).
В святом таинстве Причащения, соединяясь с Господом Спасителем, принимая в себя Дары Святых Животворящих Тайн, мы вбираем в себя драгоценное сокровище, становимся обладателями величайшего счастья: Господь Сам входит под кров нашей души и нашего тела с тем, чтобы жить с нами одной жизнью, поддерживать наши силы по пути к вечной жизни, вдыхать в нас новую ревность о спасении души, будить нас от греховного сна и вести за Собой к вратам Своего вечного Небесного Царства.
Пресуществление Святых Даров – это чудо всемогущества, любви и мудрости Божией
Совершающий Божественную Литургию архиерей или священник призывает Святого Духа в тайной молитве, благословляет предложенные для освящения хлеб и вино, и силою Святого Духа за каждой Литургией совершается это чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Святой хлеб раздробляется на частицы и в соединении со святой Кровью в Чаше преподается верующим в таинстве Причащения. По учению нашей святой веры, в каждой, даже самой малой частице освященного хлеба присутствует весь Христос с Его Божеством, Его Плотью и Кровью. Это чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову выше человеческого разумения и воспринимается нашею верою.
У святителя Димитрия, митрополита Ростовского, русского Златоуста конца XVII и начала XVIII века, есть прекрасное суждение об этом чуде. Он говорит, что есть люди, которые живут одним только разумом, но не живут верою и сердцем. Эти люди носят в себе и высказывают недоумения, связанные с этим чудом. Святитель Димитрий в своем рассуждении приводит эти недоумения и отвечает на них образами и сравнениями.
Некоторые спрашивают, – говорит он, – как хлеб и вино могут стать Телом и Кровью Христовыми? А разве, – отвечает он на это недоумение, – Бог не всемогущ, разве есть какой-нибудь предел для Божиего всемогущества? Сам Спаситель сказал о Себе: “Человекам невозможно, Богу же все возможно” (Мф.19, 26).
Некоторые недоумевают, как Христос может быть одновременно и на небе и на земле, в многочисленных православных храмах. А я спрошу, – говорит святитель Димитрий, – как же солнце светит и на небе и на земле, и на востоке и на западе, и во всех странах мира? Некоторые удивляются, как Христос преподается верующим в малых частицах освященного хлеба, но всегда целый, неделимый, не меньший в одной части и не больший в другой?
А как же один мой голос в моих устах и в ушах моих многочисленных слушателей – один и тот же голос, целый и неделимый? Иные удивляются, как Христос, оставаясь единым, может раздробляться на части в святом таинстве Причащения? А я скажу: когда зеркало разбивается на мелкие части, ведь образ человека не раздробляется в каждом маленьком кусочке зеркала, но представляется целым, как и в полном зеркале?
Иные недоумевают: как Тело Христово, вкушаемое многочисленными причастниками, может не уменьшаться? А если от одной свечи зажечь множество свечей, разве уменьшится свет первой свечи?
Удивляются тому, как Христос не оскверняется, посещая грешные души и грязные тела причастников. А разве оскверняется солнце, когда луч его проходит в нечистых местах?
Спрашивают, как можно в малой частице принимать в себя всего Христа. А если человек взойдет на гору и перед ним раскроется вид расположенного у подножия горы города, мы спросим: как может весь город вместиться в маленьком зрачке человеческого глаза?
Чудо пресуществления Святых Даров – это чудо всемогущей силы Божией, для которой у Бога нет предела.
Это чудо и любви Божией. Спасая нас для вечности, Господь протягивает нам руки помощи на этом пути и учит нас через Свое Божественное слово, как надо идти к жизни будущего века. Он не довольствуется этим. Как Отец чадолюбивый, Он возлюбил нас, что дает нам вкушать Свое Тело и Свою Кровь, чтобы через них соединить нас с Собою тесно, крепко, навеки.
Святое таинство Причащения – чудо мудрости Божией. Господь знает, что человеческую плоть не может вкушать человек и не может пить человеческой крови: от них отвращается его природа. Щадя это свойство нашей природы, Господь преподает нам Свое Тело и Свою Кровь под видом хлеба и вина.
О достойном Причащении Святых Христовых Таин
Святой апостол Павел сказал: “Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем”. И апостол добавил: “От того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает” (1Кор.11, 28–30).
Значит, можно причаститься Святых Тайн Христовых во спасение своей души, на радость своего верующего и благоговейного духа, а можно – в осуждение себе, если мы приобщаемся недостойно. Как? Что означают эти слова? Достойно причащаться Святых Христовых Тайн – значит причащаться в особом состоянии нашего верующего сердца.
И потому наша Церковь готовит всех причастников Божественных Тайн к этим священным минутам и говением, и пощением, и молитвой в святом храме и непременным невкушением ни пищи, ни пития перед святым Причащением.
Святая Церковь хочет, чтобы мы, исполняя ее требования, – постясь, усиленно молясь перед принятием Святых Тайн, приступая перед этим к таинству Покаяния, – подходили к Святой Чаше с такими чувствами, какие делают наше причащение спасительным залогом вечной жизни.
Когда перед причащением отверзаются Святые врата, вы слышите, как диакон с Чашей в руке, обращаясь к причастникам, возглашает: “Со страхом Божиим и верою приступите”. Вот, чтобы Святые Тайны Христовы были нам не в осуждение, а в общение с Господом, надо приступать к ним со страхом Божиим и верою!
Прежде всего, надо иметь в сердце своем благоговейный страх Божий перед величием, ни с чем не сравнимым величием Божественного таинства.
Чтобы этот страх перед величием Божиим не подавлял нас, грешных и слабых, он должен растворяться нашей верой. Мы приступаем к Святой Чаше с верой в то, что Господь Иисус Христос хочет спасения каждой погибающей грешной души; с верой в то, что Господь и крупицы веры нашей и малый огонек нашей любви к Нему не оттолкнет от Себя и не соделает нас теми недостойными причастниками Святых Божественных Тайн, которые, по грозному слову апостола Павла, принимают их в осуждение себе, влекущее за собою и немощи и болезни. И с верой в то, что воистину под видом хлеба мы причащаемся Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа и под видом вина – Животворящей Крови нашего Спасителя, должен каждый приступать к Святой Чаше.
“С верою и любовию приступим”, – учит нас Святая Церковь. Чаша Христова – это Чаша любви Христовой к нам… Ради нас Сын Божий пролил Свою Божественную Кровь и в страшных мучениях, из-за любви к нам, ради нашего вечного счастья, испустил Свой последний вздох. Такова Его любовь к нам. И во имя этой любви Он и дарует нам счастье и радость причащаться Святых и Животворящих Христовых Тайн.
О, каким ярким пламенем сыновней, благодарной любви к своему Господу за то, что Он дает нам, вы должны гореть, принимая Тело и Кровь Господа!
Еще о приготовлении к достойному принятию Божественных Таин
Если это таинство так свято, так бесценно для нас, то, приступая к Святой Чаше, каждый из православных христиан должен готовить себя к достойному принятию Божественных Тайн. Святой апостол Павел так нам завещает: каждый приступающий к этому таинству, говорит он, пусть “испытывает себя”, чтобы не вкусить Божественного Тела и Крови Господней в свое осуждение, ибо кто недостойно приступает к Святой Чаше Христовой, “виновен будет против Тела и Крови Господней” (1 Кор.11, 27).
Апостол говорит, что в Коринфской Церкви он знает, и сам видел много случаев, когда христиане, недостойно причащавшиеся Святых Тайн Христовых, заболевали тяжкими болезнями и умирали (1Кор.11, 30). И Церковь учит нас приступать к Святой Чаше со страхом Божиим, с верою и любовью, когда призывает православных людей за каждой Божественной Литургией устами диакона: “Со страхом Божиим и верою приступите”, и когда поет: “Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечные будем”.
Мы должны приступать “со страхом” не в обычном понимании этого слова, а с боязнью прогневать Господа нашим недостоинством, нашими грехами, плохо оплаканными, нераскаянными, со страхом быть Им отвергнутыми, с величайшим благоговением, как к Чаше нашего спасения. Мы должны иметь не сомневающуюся веру в то, что вкушаем истинное Тело и истинную Кровь Христовы. В нашем сердце должна гореть пламенная любовь к Тому, Кто так возлюбил нас, что распростерся на Кресте, страдал ради нашего спасения и ради того, чтобы соединить нас с Собою навеки, установил это святейшее таинство Причащения, давая нам вкушать Свое Пречистое Тело и Свою Кровь.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, великий светильник нашей Церкви XVIII века, говорит: “Когда я причащаюсь Святых Христовых Тайн, я говорю про себя: Ты, Господи, – мое Сокровище, Ты – мое Счастье, Ты – мой Покой, Ты – моя Радость, Ты – моя Жизнь вечная.
И я отдаю себя в волю Твою. Делай со мной, что угодно воле Твоей: угодно ли Тебе повергнуть меня в скорби и болезни – делай, что хочешь. Но дай мне только одно – жить с Тобой и умереть с Тобой, не отходи от меня грешного, не покидай меня в моих грехопадениях, не лиши меня светлой радости приступить к Святой Чаше”.
Эта молитва святителя Димитрия Ростовского должна быть молитвой каждого из нас, подходящих к Святой Чаше со страхом Божиим, верой и любовью.
Митрополит Николай (Ярушевич)