Православные притчи
Что такое притча? И какие существуют православные притчи? Притчами называют краткие поучительные истории или высказывания, которые с помощью образов и иносказаний иллюстрируют и раскрывают глубокие духовные истины. Притчи объясняют сложное и высокое с помощью простого и приземлённого.
Притча – древний жанр, который возник задолго до христианства и был особенно популярен среди народов Ближнего Востока. Присущие притчам иносказания, загадки и аллегории являются неотъемлемой частью восточного фольклора. На Руси же жанр распространился лишь после принятия христианства, благодаря первым переводам Библии.
Притча Христа о сеятеле
Слово «притча» происходит от славянского корня «течь», то есть «идти». По другой версии – от слова «ткнуть», то есть «встретиться». Оба варианта отсылают нас к назначению вразумляющей и назидательной притчи – помочь человеку на его жизненном пути, стать для него духовным указателем. К православным притчам относят краткие поучения из ветхозаветной книги «Притчи Соломоновы», новозаветные назидательные рассказы Иисуса Христа, а также многие современные образцы этого жанра.
Говорилось ли в Ветхом Завете о том, что Христос будет учить притчами?
Да, что в Ветхом Завете было предсказано, что Иисус Христос будет учить притчами [Пс.77:2]: «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности». Святитель Афанасий Великий пишет в толковании на этот стих [Пс.77:2] так: «Евангелист [Матфей] ясно протолковал [Мф.13:35], что это исполнилось, когда Господь изрек многие притчи в Евангелиях». Надо также отметить, что хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.
Жанровые особенности притчи
Чаще всего притча представляет собой короткое повествовательное произведение-нравоучение с кольцевой композицией. Оно использует иносказательный сюжет из повседневной жизни и отвлечённые образы. Персонажи в притче условны. Не обрисовываются их характеры и развитие, а также место и время действия. Даже сюжет в притче необязателен. Её задача не описать события или явления, а лишь сообщить о них и использовать для объяснения духовных истин. Прибегающие к простым и узнаваемым образам притчи зачастую более эффективны, чем объёмные богословские трактаты.
Притчам свойственен философский или религиозный аспект. Они повествуют о правде и лжи, добре и зле, жизни и смерти, человеке и Боге. Притчу порой сложно понять вне контекста, так как её смысл определяется поводом, по которому она рассказана. В произведениях этого жанра нередко отсутствует объяснение аллегорий, что уподобляет их загадкам. В то же время евангельские притчи всегда сопровождаются толкованием.
А Сам Иисус объяснял, почему Он выбрал иносказательную форму для Своей проповеди?
Спаситель Сам объяснил, почему Он учит притчами: чтобы дать понимание истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13:10-13, см. также Мк.4:10-12).
Притчи Соломона
Соломон – живший за тысячу лет до Христа израильский царь и пророк, наследник царя Давида, который также был пророком. Соломон считается автором нескольких ветхозаветных книг, среди которых и «Притчи Соломоновы». Она была написана под вдохновением Святого Духа и представляет из себя религиозно-поэтический сборник поучений, рассуждений и житейских правил благочестивого царя. Иудеи и христиане видят в Соломоне образец ветхозаветной мудрости. Приведём некоторые из его поучений.
«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (Прит. 10:3).
Как и во многих других стихах книги, Соломон противопоставляет праведника и грешника. Автор указывает на то, что справедливый Господь никогда не оставит человека, который старается жить в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время сказано, что нечестивые сердцем люди будут отторгнуты от Бога. Он помешает их злым намерениям.
«Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]» (Прит. 17:5).
Этим стихом Соломон учит, что каждый человек, независимо от своего социального статуса, является образом создавшего его Творца. Поэтому хула на ближнего является хулой и на Бога. Нанося обиду другому человеку, мы попираем заложенное в нём священное начало. Автор отмечает, что Всевышний не оставляет это безнаказанным. Подобные мысли содержат и другие духовные притчи Соломона:
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит. 14:31).
Библия, изложенная для семейного чтения. Господни притчи
Притча о блудном сыне
Притча о блудном сыне |
И еще сказал Он изобильную великим утешением притчу: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться».
Какая душа не возрадуется, чувствуя в этом рассказе прощение и ничем, никаким грехом не преодолеваемую благость Божию к себе!
Иисус прибавляет в притче о блудном сыне, что когда старший брат его, возвратясь с поля домой, увидел празднование в честь младшего, провинившегося своего брата, то рассердился и не хотел войти в дом. Отец же успокаивал его, говоря: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк. 14, 31–33; 15, 7, 10–24, 31–32)
Упоминание о старшем брате блудного сына относится к тем иудеям, которые негодовали на милосердное отношение Иисуса Христа к грешникам и язычникам.
Притча о работниках в винограднике
Также и в притчах о работниках в винограднике, получивших равную плату за неравный по количеству труд, выражается неизмеримая Божия любовь. Домохозяин выходит из дома ранним утром для того, чтобы нанять работников в свой виноградник, и в продолжение всего дня в разные часы нанимает их, а в конце дня дает одинаковую плату пришедшим работать и ранее, и позже, — как и Господь поступит с раскаявшимися грешниками, допустив их в Свое Царство Небесное, и как примет Он в Свое Царство язычников наравне с первопризванными Им иудеями.
Слушали речи Иисуса и фарисеи и смеялись над Ним. Он же сказал им: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет».
Притча о богаче и Лазаре
Притча о богаче и Лазаре: Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его |
Еще убедительнее должна была подействовать на ослепленные умы законников следующая притча Иисуса Христа.
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же здесь он утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Притча о богаче и Лазаре: Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем |
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лк. 16, 15–17, 19–31)
Так и упорные в своей надменности фарисеи не поверят даже и в воскресшего Христа.
В этой притче Господь поучает также и о бессмертии души, о будущей жизни, о восстановлении справедливости, нарушенной в земной жизни человека, о наказании злых, о воздаянии праведников, о страдании в вечности, как и о вечном блаженстве.
Притча о мытаре и фарисее
Итак, в этой еще земной жизни праведность фарисеев была опровергнута и молитва их отвергнута. Между тем учеников Своих Господь побуждает пребывать в постоянной молитве, поучая их, между прочим, притчей о судье неправедном (см. Лк. 18, 2–7), который не мог, однако же, устоять против настоятельной мольбы бедной вдовы и исполнил просьбу ее. В дополнение же и разностороннее пояснение того, какая молитва может быть услышана и какая отвергнута, Иисус Христос сказывает теперь притчу о мытаре и фарисее, в которой увековечивает образ гордого в самообожании человека, который смело обращается к небу со своей самодовольной молитвой: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
«Сказываю вам, — пояснил Христос, — что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Другие поучения Господа
В то же время Господь поучает о неразрывности супружеского союза, установленного Богом первоначально. (Лк. 18, 10–14; см. Лк. 16, 18. Мф. 19, 3–12)
В поучениях Иисуса Христа содержатся и повеления, обязательные для всех, и советы, с которыми Он обращается лишь к избранным душам, «могущим вместить». Вот беседа Его с одним юношей, который, «подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»
«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?»
— Истинно говорю вам, — обещал Мессия, — что в день суда вы, последовавшие за Мною, воссядете на престолах судить двенадцать колен Израиля. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (Мф. 19, 16–29)
Такие славные обетования воспламенили надежду в сердце матери сыновей Зеведеевых — Иакова и Иоанна, и приступила она к Иисусу и, припав к ногам Его, умоляла пообещать, что оба сына ее сядут у Него один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Его.
Иисус отвечал: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» «Можем», — отвечали они Ему. «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит», но лишь от воли Отца Моего.
«Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо
льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мф. 20, 20–28)
«Святой Иоанн Златоуст так поясняет эти слова Иисуса Христа: “У Меня последний есть первый… Будучи Царем высших сил, Я восхотел быть человеком и подвергнуться презрению и поруганию; но и этим не удовольствовался, но пришел и на самую смерть… Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал во искупление, и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь твою через это, так как сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой. Однако это уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его… Поэтому не опасайся потерять честь твою оттого, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя; она есть дверь к Царствию” (свт. Иоанн Златоуст)»[1].
Христианская мудрость в притчах Спасителя
В Евангелиях Нового Завета содержится более 30 притч Спасителя о христианской жизни (не считая коротких поучений-метафор). В Своих иносказаниях Господь использовал образы из природы и быта. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что притчами Христос
«делал Свои слова более выразительными, облекал истину в живой образ, глубже запечатлевал её в памяти людей» («Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея»).
Также простая притчевая форма помогала сохранить чистоту учения Спасителя. Ведь будь оно дано в другом, более пространном виде, люди могли бы его неверно толковать и распространять в искажённых вариантах.
Примером притчи о Боге является рассказ Спасителя о сеятеле (Мф.13:3-8). Повествуется, что семена, брошенные им на дорогу, были поклёваны птицами. Брошенные на каменистую почву – взросли, но без глубоких корней ростки вскоре увяли. Погибли и ростки из зёрен, засеянных среди колючего кустарника. Брошенные же на хорошую землю семена благополучно проросли и дали обильные плоды.
В образе сеятеля предстаёт Господь. Семена – это спасительное Слово Божье, а почва – это человечество. Господь всем нам желает спасения, поэтому учит Истине. Далее всё зависит от нашего восприятия. Чтобы зёрна спасения проросли, в наших сердцах должны быть благоприятные для этого условия. Слово Божье не даст плоды ни в окаменевших сердцах, ни в обременённых житейскими заботами (колючими кустарниками). Клевавшие зёрна птицы – это нечистые духи, которые не дают человеку спастись.
Притча учит нас трудиться над своим спасением: вспахивать и удобрять «почву» сердец, очищать её от сорняков, беречь от птиц и окаменения. Иеромонах Никон (Париманчук) отмечает:
«Тому же, кто отверзет сердце свое к восприятию слов Христовых, кто решит идти за Христом, – умножается урожай и богатство Божией благодати».
Притча 3. Перестали низко склоняться
«Молодой человек спросил старца: -Слышал я, что в прошлом, в старые добрые времена, Бог, случалось, ходил по земле, здоровался с людьми, называл их по именам. Почему же сегодня мы не видим его? И где он теперь? – Господь и сейчас там, где был раньше, — отвечал ему старец, — только люди перестали склоняться так низко, чтобы увидеть Бога.»
«Переезд в Москву Максима Грека» миниатюра 16 в.(слева); «Путешествие митрополита Пимена в Царьград» миниатюра 16 в.(справа).
Притчи 5. Великий Пост. Ошибки Неофита (2018)
Главному героя цикла фильмов «Притчи» было непросто стать послушником: первые его духовные подвиги были неразумными и зачастую дерзкими. Именно поэтому сразу в монахи не стригут, а дают в монастыре простое послушание — трудиться.
Он совсем недавно пришёл в монастырь. Его любовь к Богу настолько горячая, что берётся наш герой за всё сразу. Именно в это время и допускают новообращённые ошибки.
Но поддержка мудрого наставника помогает неофиту осознать и исправить свои ошибки…
Притча 8. Зачем молитесь?
«Жители одного из засушливых мест собрались в храме, чтобы помолиться о дожде. И лишь один человек явился с зонтом. Увидев это, люди стали над ним смеяться: — Зачем ты притащил зонт? Дождя же не будет. – Зачем же вы тогда молитесь? – отвечал он.»
«Животные Бирмы: медведь, единорог, дикий осел, слоненок» миниатюра 15 в.