Житие и творческое наследие святого Иеронима, дни памяти блаженного и иконы


Прп. Иероним Стридонский. Икона (Греция [?], XV в., 16×12). Византийский музей, Афины

Иероним Блаженный, Вифлеемский, Стридонский
(Евсевий Иероним; лат. Eusebius Hieronymus Stridonensis; греч. Εὐσέβιος Ἱερώνυμος; ок. 347 — 419/420), пресвитер, один из четырёх великих учителей Западной Церкви, преподобный Память 15 июня, 30 сентября — преставление (Зап. [1], РПЦЗ-зап. [2], Антиох.-зап. [3])

Славянин, родом (из г. Стридона в Далмации), сын достаточных родителей. В Риме получил лучшее образование своего времени и посетил другие научные центры Запада — Аквилею и Трир.

Около 372 года вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Он стал ревностно изучать Священное Писание.

В 373 году он отправился на Восток, предварительно приняв крещение; два года оставался в Антиохии, где познакомился с ученым Аполлинарием, впоследствии еретиком, и слушал у него уроки по толкованию св. Писания; затем удалился в пустыню Халцидскую, где предался подвигам аскетизма и изучению языков еврейского и халдейского.

Переписка с друзьями сделала имя его известным всему тогдашнему ученому миру: многие стали обращаться к нему с научно-богословскими вопросами. Он старался преодолеть в себе пристрастие к языческим писателям, занятия которыми находил несовместными с обязанностями монаха: тяжелые галлюцинации мучили его; ему слышался откуда-то укорительный голос: «Ты не христианин, ты цицеронианец…»

. Сочинения, написанные им в это время, наполнены, однако, цитатами из дорогих ему писателей.

После непродолжительного пребывания в Антиохии, где он сделан был пресвитером, и посещения Палестины, блаж. Иероним отправился в Константинополь, чтобы воспользоваться уроками Григория Богослова и Григория Нисского.

Отсюда он отправился, в обществе Епифания Кипрского, в Рим, где папа Дамас сделал его своим ближайшим советником и, по выражению самого Иеронима, «говорил его словами». Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним, по смерти Дамаса (385), вынужден был навсегда покинуть этот город.

Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, слушал в Александрии известного Дидима, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.

Прп. Иероним Стридонский. Фрагмент иконы «Избранные святые» (Сицилия, итало-греческая школа, XVI в.). Из собрания Н. П. Лихачёва. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Священного Писания (известный как Вульгата).
В 411 году он пережил набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения.

Скончался 30 сентября 419 или 420 года, в той же Вифлеемской пещере. Был похоронен в своей обители в Вифлееме, рядом с пещерой Рождества Христова.

В 1099 году город был завоёван крестоносцами, после чего при базилике поселилось католическое духовенство, а рядом с ней был воздвигнут августинский монастырь. В начале XII века базилику Рождества Христова посетил русский путешественник игумен Даниил. Вероятно, мощи Иеронима Стридонского были извлечены из гробницы и вывезены на Запад крестоносцами в 1229-1244 годах. Ныне они почивают в Риме в базилике Санта-Мария Маджоре внутри главного (папского) алтаря.

Иероним Стридонский долгое время именовался у нас лишь блаженным, хотя в современном месяцеслове Русской Церкви он назван преподобным. В Западной Церкви он прославлен по условиям канонизации в древней вселенской Церкви, по которым даже великие святые Востока и Запада были лишь местночтимыми, до времени Константина Багрянородного (см. Канонизация). Иероним принадлежит всецело Западу, для которого он местный святой, в силу великих услуг, оказанных Западной Церкви. На Востоке, где он провел около половины жизни, его знали не столько как монаха-подвижника, вроде Илариона или Антония, сколько как ученого аскета, вроде Оригена. Полемика, которую он вел с Руфином и другими учеными и неучеными врагами, отличалась иногда страстностью, запальчивостью; гордый и самолюбивый, Иероним знал, по-мирски, себе цену и был чужд монашеского смирения. Все это, вкупе с любовью его к языческим классикам, не давало ему, в глазах восточных людей, репутации святости.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Вели́ка име́ет тя́ предста́теля, Богому́дре,/ правосла́вных собра́ние,/ я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник / и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник,/ та́ко, пречу́дне Иерони́ме,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

(Подобен: Взбранной Воеводе:)

В преподо́бных преподо́бнейшаго/ и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля,/ пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго,/ ве́рных наста́вника и засту́пника,/ любо́вию тому́ зову́ще:// ра́дуйся, о́тче Богому́дре.

Галерея[ | ]

  • Святой Иероним. Леонардо да Винчи
  • Святой Иероним в своей келье. Картина Кранаха Старшего
  • Святой Иероним, погружённый в чтение. Доменико Гирландайо
  • Святой Иероним в келье. Антонелло да Мессина
  • Святой Иероним читает на природе. Джованни Беллини
  • Святой Иероним. Рубенс
  • Святой Иероним в келье. 1513—1514 гг. Дюрер
  • Святой Иероним. Торриджиано. Севильский музей изящных искусств
  • Святой Иероним. Антонис Ван Дейк, 1-я треть XVII в., собрание Хайнца Кистерса
  • Святой Иероним. Мартинес Монтаньес

Труды

Прп. Иероним Стридонский. Греческая икона (~XIX в.)

Из массы сочинений Иеронима Стридонского немногие (первые по времени) вызывали упреки критики: все остальные высоко ценились не ближайшими только к нему поколениями, но и в позднейшее время.
Они делятся на четыре главные группы: истолкования на св. Писание, догматические, нравоучительные и исторические.

Главный труд первой группы — латинский перевод св. Писания, известный под именем Вульгаты. Он исполнен Иеронимом по поручению папы Дамаса, чтобы заменить прежние употреблявшиеся на Западе тексты Библии, которые все были испорчены переписчиками. До некоторой степени труд блаж. Иеронима был облегчен предшествовавшими работами Оригена; тем не менее Иерониму пришлось много трудиться самостоятельно. За его переводом Библии наука признает большие достоинства, хотя в некоторых местах и заметны неуместные отступления от перевода семидесяти. Он вызвал, однако, множество упреков, между прочим и со стороны Августина: но после данных блаж. Иеронимом объяснений все признали великую его заслугу. В начале VII в. перевод его на Западе был уже в общем употреблении, и хотя часто искажался переписчиками, так что до XVI в. потребовалось не менее 10 новых рецензий его, тем не менее Тридентский собор 1545 г. канонизировал этот перевод, как единственный церковный.

Объяснены блаж. Иеронимом, в целом составе, все книги пророков больших и малых, книги Бытия, Экклезиаста, Евангелие от Матфея и послания ап. Павла к Галатам, Ефесеям, Титу и Филимону. Из остальных книг св. Писания бесчисленное множество мест истолковано им в других сочинениях, эпизодически.

Хотя и не чуждые ошибок, толкования Иеронима принадлежат к числу наилучших. В связи с ними написаны им два сочинения: о местах еврейских и об именах еврейских; первое составляет переработку сочинения Евсевия, второе — переработку Филона, при пособии Оригена.

Догматические сочинения

блаж. Иеронима имеют преимущественно полемическое происхождение и содержание: в одних он обличает монтанистов, евионитов, пелагиан, валентиниан, оригенистов и многих других еретиков; в других разъясняет положительное учение церкви о главных догматах христологии, о таинствах, о почитании святых икон и т. д.

В полемике он более силен, чем в изложении положительного учения Церкви; в последнем его превосходят отцы Церкви Восточной.

Прп. Иероним Блаженный. Греческая икона (XXI в.)

Нравственное христианское учение
, излагаемое им главным образом в его многочисленных посланиях и письмах, имеет своим предметом не выяснение и изложение общих начал, а лишь разъяснение частных вопросов: о воспитании детей, о терпении в несчастиях, о непрестанном самоусовершенствовании и т.п. Особенно много писал он в посланиях о достоинствах девства и об иноческой жизни (против Гельвидия). В полемике его много остроумия и блеска: особенно замечателен спор его с Руфином, в котором последний отстаивал консервативные, по его мнению, начала церковного учения, а Иероним защищал свободу наследования на пользу церкви.

Из исторических сочинений

Иеронима особенное значение имеет книга «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»), «Хроника» и «Жизнеописания отцов» («Vitae patrum»).

Первое содержит в себе драгоценные сведения (хотя и краткие) о жизни и сочинениях отцов церкви и церковных писателей первых четырех веков.

«Хроника» — в большей своей части — перевод сочинения Евсевия Кесарийского, но в последнем отделе (с 325 г. по 378 г.) составляет самостоятельный труд; все сочинение имеет задачей установить соответствие священной истории с сказаниями языческих историков.

«Жизнеописания отцов» имеют предметом жизнь египетских иноков. Дополнением к этому сочинению служит составленный блаж. Иеронимом «Мартиролог».

Главная заслуга блаж. Иеронима — в области изучения св. Писания. В этом отношении он стоит на той же степени исторического значения, как Василий Великий — в области христианского нравоучения, а Григорий Богослов — в области догматики.

Всех сочинений блаж. Иеронима, не считая мелких писем, около 180. Заслуживает внимания в мировоззрении Иеронима Стридонского его отношение к женщине. В то время, как его ученые друзья часто мучили его клеветой и сплетней, несколько благородных женщин (Павла, Агерухия, Евстахия, Маркелла) постоянно оставались неизменными его друзьями. Письма к ним блаж. Иеронима отличаются особенной задушевностью.

Прп. Иоанн Кассиан:
«Сочинения Иеронима сияют по всему миру как священные светильники; он — муж как учености обширной, так испытанного и чистого учения, учитель православных».
Свт. Димитрий Ростовский:

«пойду в сокровищницу святого Иеронима, хотя нищаго духом, яко законника, нищету хранить присягавшаго, но духовным имением не убогаго, и яко не последняго в Церкви Христовой учителя…».

Почитание святого

Католический мир глубоко чтит святого, как создателя и толкователя общепринятого текста Священного Писания. Он прославляется как ученый-богослов, аскет, христианский писатель. Жития были написаны в 6-9 веках. В 1298 году папа обозначил святого в числе главных Учителей церкви.

Святая Биргитта называла Иеронима образцом для любого католического священника, подчеркивала поддержку и опеку по отношению к монахиням, роль в создании и заботе о женских обителях. Католики днем памяти считают 30 сентября.

Православная церковь славит Иеронима в лике блаженных. По некоторым данным, святой был славянином по происхождению. Значительную часть жизнь провел на Востоке. Горячий нрав, запальчивость, чрезмерная гордость – таким остался Иероним в памяти тех, кто его близко знал. Репутации святости по православным канонам он не достиг. День памяти блаженного – 28 июня. Переводчики считают святого своим небесным покровителем, день памяти Иеронима (30 сентября) признан Международным днем переводчика.

святой иероним

Литература

Подробно исчислена у Zoeckler’a, «Hieronymus. Sein Leben und Wirken aus seinen Schriften dargestelt» (Гота, 1865). Особенного внимания заслуживают:

  • «Vita Hieronymi» — статья Vallarsi, в XI томе его издания сочинений Иеронима;
  • Collombet, «Histoire de S. Jérôme» (П., 1844);
  • Luckbeck, «Hieronymus quos noverit scriptores et ex quibus hauriens scripsit» (Лпц., 1872);
  • Amédée Thierry, «S. Jérôme. La société chrétienne à Rome et l’émigration romaine en Terre Sainte» (П., 1867; перевод нескольких глав из этого сочинения в «Трудах Киев. Духовной Академии», 1868 и 1869);
  • А Смирнов, «Иероним, как историк и полемист» («Правосл. Обозрение» 1871 г.);
  • Щеголев, «Жизнь св. Иеронима» (при киевском переводе его творений, Киев, 1863);
  • «Жизнь блаж. Иеронима» (в «Христианском Чтении» 1847 г.);
  • Филарет, архиепископ черниговский, в «Историч. учениях об отцах церкви» (СПб., 1859, т. II):
  • Möhler — о споре Иеронима с Руфином, в «Gesammelte Schriften und Aufsätze» (Регенсб., 1839).

Иконография

На иконах святого пишут старцем, часто в красной кардинальской мантии, хотя такого сана при жизни Иеронима не было. Этим подчеркивают великую роль ученого богослова и близость к папе. Другие символы, характерные для икон святого:

  1. Кающийся грешник в простых одеждах. Иероним бьет себя камнем в грудь, изображается в пустыне или келье.
  2. Макет церкви, свитки молитв. Прославляется значение святого как учителя, переводчика.
  3. Лев. По преданию, к монаху в пустыне пришел лев с поврежденной лапой. Иероним извлек занозу, грозный хищник привязался к святому, следовал за ним и служил. Иконы со львом и извлечением занозы подчеркивают роль святого в искоренении ересей и укрощении строптивых.
  4. В группе других святых – Августин, Амвросий, Григорий Великий.
  5. Умирающий старец во время последнего причастия.

Великие художники прославили святого в бессмертных полотнах. Иеронима писали Лукас Кранах, Альбрехт Дюрер, Спада, Эль Греко, Леонардо. Образ святого и человека великой учености привлекал внимание многих талантливых людей.

«Не знать Библию – не знать Христа» – так считал великий ученый богослов Иероним. Святой сделал Священное Писание понятным и близким западному миру, перевел великий текст, вложив в труд глубокую веру в Господа, духовные усилия и познания. Святой старался передать смысл, заложенный в Писании, переводить суть, а не слова, поэтому его труды высоко оценены церковью и простыми христианами.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Жития Святых, чтимых Православной Церковью (составленные архиепископом Черниговским Филаретом). Изд-е Сретенского монастыря, 2000.
  • Минея. Июнь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 575, 580:
  • (тропарь)
  • (кондак)
  • Королёв А. А. Иероним Стридонский / _Православная энциклопедия, т. 21, с. 336-375 (использовано частично)
  • [1] «saint Jérôme, moine à Bethléem (420)» / Synaxaire. Calendrier des saints orthodoxes (Синаксарь. Календарь православных святых) на сайте Services Liturgiqoes

    Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе, .

    [2] «S. Jerome, Ab. & D.» / R.O.C.O.R. Western Rite Ordo Calendar 2022 (The Western Rite Communities of the Russian Orthodox Church Outside Russia — Календарь западнообрядных приходов РПЦЗ на 2018 год), с. 12, 13 октября/30 сентября, .

    [3] «St Jerome, Priest, Confessor & Doctor» / Ordo 2022 for reciting the Divine Office and Celebrating the Mass according to the calendar of The Universal Church and the use of the Western Rite Vicariate General of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Pro Anno Domini MMXVII. — St. Luke’s Priory Press, p. 104, .

    Легенда[ | ]

    Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преподобного Герасима Иорданского). В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва[10].

    Литература[ | ]

    на русском языке

    • Диесперов А.
      Блаженный Иероним и его век. — М., 1916. — 195 с.; переизд.: — М.: Канон+ 2002, с приложением «Избранных писем» Иеронима, сост. и комм. А. А. Столярова.
    • Полянский Е. Я.
      Творения блаж. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. LXXII. — 583 с.
    • Иероним / H. В. Шабуров // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
    • Житие блаженного Иеронима // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 15. — С. 361.

    на других языках

    • Antin P.
      Jérôme antique et chrétien // Revue d’études augustiniennes et patristiques. — 1970. — Vol. 16. — P. 35—46.
    • Saltet L. (фр.) (рус. St. Jerome // Catholic Encyclopedia. 1913. Vol. 8 (англ.)
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: