Икона Богородицы Лиддская (На столпе в Лидде)
В городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лиддский храм, они увидели на одном из опорных столпов нерукотворный образ Пресвятой Богородицы дивной красоты. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.
Во время правления императора Юлиана Отступника (361–363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру, в Лидду стали стекаться многочисленные верующие для поклонения нерукотворному образу Богоматери.
В VIII веке по приказу Константинопольского патриарха Германа с него был сделан список, который чудесным образом оказался в Риме и также получил чудотворную силу (празднование 26 июня). Этот список получил наименование Римского.
Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян.9:32-35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией.
Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829–842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912–959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.
Интересна связь Лиддской иконы Божией Матери с историей появления в России Владимирского и Тихвинского образов Пресвятой Богородицы. В «Повести о сретении Владимирской иконы Богородицы», в связи с мыслью о Руси как уделе Богоматери, говорится следующее: «Ты, о владычице Богородице, свой чюдотворьний образ, его же мнози глаголют вторничная икона, именовашеся древле же Римляныни, поначалу же Лидская зовома, юже… Герман с самовоображеннаго образа преписати повеле в Лиде, иконоборства же ради Льва Саврянина в Рим отпусти ю, на море поставив. И тако сама святая икона прииде в Рим единым нощеденством, по летех же 130 паки сама икона изыде из Римския Церкви на море и прииде в царствующий град… в лета… Рюрика, потом же в нашей Росийской земьле на реце на Тихвине на воздусе явися, святыми анггелы невидимыми носима, иде же и доныне пребывая, бесчислена чюдеса содевая и исцеление подавая неоскудно всем, с верою приходящим…».
ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ)
«Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ)
известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию…» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери. Наиболее ранним и полным из известных в настоящее время является цикл Сказания на 22 серебряных черневых дробницах на пелене XVIII в. к престолу Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК; Вилкова. 2001. С. 167-175; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: кат. выст. М., 2007. С. 126-127). Состав сюжетов на дробницах свидетельствует о том, что при их создании была использована наиболее полная редакция «Сказания…», расширенная за счет Жития патриарха Германа К-польского и содержания «Послания трех восточных Патриархов императору Феофилу» (самая ранняя рукопись «Послания…» датируется IX в.; см.: Чудотворная икона. С. 421-435), в т. ч. собрание кратких сказаний о византийских чудотворных образах, в частности о 2 Нерукотворных образах Божией Матери, явленных в г. Лидде. Т. о. появились дублирующие друг друга сюжеты: обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма и явление Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем. В результате неоднократных переделок последовательность дробниц на пелене из Благовещенского собора была нарушена. Однако порядок можно восстановить благодаря, напр., «Римской иконе Божией Матери» из ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве работы иконописцев Ивана Карпова, Федора Карпова Попова, Георгия Зиновьева и Симона Ушакова (1668, ГТГ; см.: Чинякова. 2009), где последовательно помещены 24 сюжета «Сказания…»: 1. Ласкание Пресв. Богородицы; 2. Моление Пресв. Богородицы на Елеонской горе; 3. Обретение на столпе в храме г. Лидды Нерукотворного образа Пресв. Богородицы; 4. Прение Энея с иудеями о посвящении нового храма; 5. Написание евангелистом Лукой образа Богоматери; 6. Обретение Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем; 7. Пресв. Богородица указывает место для храма; 8. Моление патриарха Германа перед Нерукотворным образом Богоматери в Лидде; 9. Написание списка на столпе с чудотворного образа для патриарха Германа; 10. Имп. Анастасий просит Германа стать патриархом; 11. Патриарх Герман запрещает Льву Исавру бороться с иконами; 12. Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля.
Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.)
Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.)
Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием…» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания…» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. (Самойлова. 2007. С. 13).
С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери (Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания…» включаются в состав клейм Тихвинской иконы. Напр., на Тихвинской иконе Божией Матери со 103 клеймами из Успенского собора Московского Кремля (1668, ГММК) клейма 66-91 посвящены иллюстрации «Сказания…» о Л. и.; на Тихвинской иконе Божией Матери из ц. Божией Матери «Одигитрия» на Песках в Калуге (1680, ЦМиАР) в клейме 18 представлена предыстория Тихвинского образа, происходящего от Л. и., в др. трактовке, буквально не иллюстрирующей «Сказание…» (Иванова. 1966. С. 429-430). Два сюжета «Сказания…» включены в состав клейм ярославской иконы Божией Матери из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ).
Во фресковой живописи наиболее ранними являются иллюстрации в росписях Покровского собора Александровской слободы (60-е XVI в.; 17 сцен) и стенописи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (нижний ярус сев. и зап. стен; 8 сцен, сгруппированных в 4 композиции, включающие написание евангелистом Лукой иконы Божией Матери; обретение Нерукотворного образа Божией Матери на столпе в г. Лидде; написание списка с Нерукотворного образа по заказу патриарха Германа и др.). Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва — третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» — Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий (Там же. С. 222-235). Росписи Покровского собора Александровской слободы, Смоленского собора Новодевичьего монастыря и сюжет иконы 1587 г. из Ростова обнаруживают сходство в выборе эпизодов и иконографии сцен (Квливидзе. 2003. С. 232). Подобный цикл композиций, иллюстрирующих Сказание о Л. и., содержится также в росписях Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600) (Чинякова. 2009. С. 20).
М. В. Вилкова
Возможно, из апостолов не только Лука был иконописцем
– Принято считать, что первый образ Богородицы запечатлел евангелист Лука. Но ведь нет точных данных и документов, подтверждающих это?
– Точных данных не существует, потому что первое упоминание о том, что евангелист Лука был иконописцем, относится к VIII веку нашей эры, об этом упоминает святой Андрей Критский. А евангелист Лука, как мы понимаем, жил в I веке.
Доказывает ли это с какой-либо точностью, что евангелист Лука не был иконописцем? Нет, не доказывает, потому что нельзя исключить, что евангелист Лука был не только греческим врачом, но и художником.
Никаких документальных доказательств этого не существует. Но традиция сделала его иконописцем. Огромное количество икон связывается с его именем. По разным подсчетам порядка 800 разных изображений на Востоке и на Западе.
В частности, традиция приписывает Луке Владимирский образ Богоматери. Правда, это предание в русских источниках появляется только в XV веке. Здесь тоже можно понять желание верующих связать самые почитаемые, важные образы именно с древнейшим иконописцем. Возвести эти образы к древнейшим примерам, образцам, написанным самим евангелистом Лукой. И тем самым сделать сами эти образцы святыми.
Важнее не то, что эти образцы сделаны именно евангелистом Лукой. А то, что были древнейшие первообразы, которые породили все это многообразие типов изображения Богородицы с Младенцем и без Младенца, и они отсылают нас к ним.
Средневековые люди, глядя на образ Богоматери «Оранта» в алтаре Киевского собора Святой Софии, вполне вероятно, вспоминали об образах Влахернского храма в Константинополе.
Строгановский список Влахернской иконы Богоматери. Третьяковская галерея
Есть древнее предание о том, что другие апостолы тоже были иконописцами.
В частности, существует армянское предание о том, что один из древнейших образов, если не самый древний, образ Богоматери был написан апостолом Иоанном. Причем был написан на гробовой доске Богородицы. Эта икона хранилась в одном из армянских монастырей на протяжении столетий.
– Образов Божией Матери написано невероятно много, то ли 500, то ли 700. Все ли они вписываются в канон? Когда сложилось каноничное изображение Пресвятой Богородицы?
– Что мы понимаем под словом «канон»? Если мы под словом «канон» понимаем некую устойчивую схему, то это позднее явление.
Кульминация понимания канона как набора устойчивых схем складывается в XVIII веке, когда появляются своды Богородичных икон.
Своды Богородичных икон больше всего похожи на коллекции марок. Обычно в центре такого свода находится главный образ, выбранный по желанию заказчика. Его окружает много таких «марочек», имеющих устойчивую иконографическую схему. На одной такой иконе может быть написано, например, 120 небольших образов Богоматери. Такая формализация является довольно ярким признаком внутреннего кризиса в иконописи.
Так же, как и жесткая привязка того или иного типа иконы к разным видам помощи. Некоторые батюшки очень любят объяснять, что вот эта схема (этот образ) помогает от пьянства, другая при чадородии, третья от эпидемии…
Все эти явления с подлинной, древней византийской традицией мало связаны.
Что же было в древней традиции и как появляется то, что мы сейчас называем каноном, а именно разные типы изображений Богоматери?
Особенности нерукотворной Лиддской иконы Богоматери
Изображение Пречистой Девы Марии с Младенцем Христом, восседающем на левой руке, принадлежит к иконописному типу «Одигитрия». Мария склонила голову к голове Сына Божьего. Основная черта, отличающая этот образ от других богородичных композиций, – положение рук: правая Спасителя и левая Пречистой соприкасаются между собой. Выглядит так, будто Богоматерь старается прикрыть своею кистью руку Младенца Христа.
Нерукотворная икона привлекала все больше людей к христианскому храму, которые желали воочию увидеть чудесный Лиддский образ. А увидев однажды, в их сердцах рождалась и росла вера Господу Иисусу Христу, желание следовать очерченным им путем.
Списки Лиддской нерукотворной иконы в России
Один из изводов Лиддского образа Пресвятой Богородицы до переворота 1918 года хранился в Борисоглебском мужском монастыре (Ростовской епархии). Это почти 18 км от Ростова Великого. 1588 года ее принес в обитель старец Валаам, который был строителем храма. Копия содержит надпись о том, что это список иконы, которая самостоятельно изобразилась на церковном столпе в храме, построенном апостолами Христа.
В сложные годы лихолетия над святой нерукотворной реликвией Борисоглебского монастыря надругались, сняв с нее драгоценное покрытие – ризу. Немного позже и сам монастырь закрыли, а икону забрали. Дальше следы ценного списка теряются. Лиддский образ передали (1937 год) Государственной Третьяковской галерее, но только согласно документации. На самом деле здесь находится и описана совсем иная икона.
Создание нового списка Лиддской иконы Пресвятой Девы Марии состоялось в мастерской школы иконописи при Троице-Сергиевой Лавре (2001 год) по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Михея. Размеры, композиция и цвета извода полностью совпадают с первообретенной Лиддской нерукотворной иконой. Несмотря на поругания и утраты, Богородица продолжает помогать тем, кто к ней обращается, слышит каждого, просит за каждого.
Иконоборчество против нерукотворного образа
Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо. Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло. Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.
Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.
Чудеса Лиддских образов
Сегодня не известна точная судьба и нахождение первообретенного Лиддского нерукотворного изображения Богоматери. Последние свидетельства о нем, повествуют о многочисленных чудесах, творимых в XI веке.
Высоко ценил чудесную богородичную икону святой Герман (будущий Константинопольский патриарх), живший в VIII веке. Он направился к Палестине с желанием повидать все святые прославленные места. Придя в Иерусалим, Герман поклонился гробу Иисуса Христа, затем направился к святым местам Лидды. Находясь под сильным впечатлением от увиденного, будущий патриарх заказал у местного иконописца написать на доске точную копию нерукотворной иконы. С благоговением паломник взял ее с собой в Константинополь. А после всегда держал образ при себе и ежедневно перед ним молился.
С восхождением на престол императора-богоборца Льва Исавра Герман стал подвергаться гонениям. Находясь в нужде и изгнании, владыка понимал, что приближается его кончина. Он написал послание Папе Римскому Григорию, поместил его в образ и опустил на волю волн, говоря, чтобы Владычица (икона) уходила сейчас же не от Ирода в Египет, а от врага с именем зверя в Рим, «к благочестивым христианам». На следующий день образ остановился в устье Тибра, достигнув Рима. Папе Григорию II было видение во сне, известившее о появлении образа. Он отправился навстречу со всеми служителями храма, принял шествовавшую по воде святыню, а затем установил ее в алтарь собора Св. Петра. Скоро множество паломников устремились к новой римской иконе за исцелениями.
После восстановления почитания святых образов (842 год) римляне обратили внимание на повторяющиеся колебания Лиддской иконы. И вдруг во время церковной службы она поднялась и, шествуя над головами прихожан, вышла из храма и снизошла на воды реки Тибр. Римляне испугались, что образ покинул их в знак гнева Всевышнего. Икона тем временем приплыла к Царьграду, остановилась недалеко от царских палат, в гавани. Благочестивые люди взяли ее и доставили императору Михаилу и царице Феодоре, его матери. Вновь обретенную святыню император, патриарх, свита поместили в храме Богородицы (площадь Халкопратия). Так Лиддская икона Богородицы получила название Римской.
Пять икон Влахернского храма
Русская Икона со сводом чудотворных образов Богоматери, 19 век
Древние художники изображали разные состояния – это самое точное слово – Богоматери и выделяли в них тот или иной аспект.
Например, в том типе, который мы сейчас называем «Умиление», где Богородица прижимает к своей щеке младенца, акцентирована глубокая близость между Богоматерью и ее Сыном, их теснейшая внутренняя связь.
В том типе, который мы сейчас называем «Знамение», где Богородица поднимает руки, выделен жест усиленной молитвы, который священник до сих пор использует в молитве над Святыми Дарами. Литургический жест.
В так называемом образе Богоматери «Параклисис» («Моление») – в нашей традиции такую икону мы чаще называем Боголюбской – иконописец выделял момент обращения Богоматери ко Христу.
Некоторые из этих образов со временем становились почитаемыми, обретали свое место в самых прославленных храмах Византийской империи. Например, мы знаем, что как минимум пять таких важных чудотворных образов разного типа находились в Влахернском храме Богородицы в Константинополе. Это был главный храм Богоматери во всей Византийской империи.
Мы точно знаем, что в этом храме был прообраз того, что мы сейчас называем образ Богоматери «Знамение» с медальоном на груди. А также прообраз той иконы, которая нам известна как Владимирская икона Божьей Матери.
Но нельзя сказать, что были какие-то наборы схем, рабочие матрицы для изображений. Просто древние образы становились почитаемыми, и другие иконописцы создавали повторения, реплики с них.
Схемы появились гораздо позже. Исследователи XIX века изучали сложившиеся иконописные схемы и пытались их классифицировать. Например, этим много занимался великий историк византийского искусства XIX века Никодим Павлович Кондаков. Он написал классический труд в двух томах – «Иконография Богоматери». Но по большому счету у него мало что получилось, потому что эти схемы оказываются почти бесконечны.
– То есть нельзя сказать, что у нас есть 3-4 канонических типа изображения: «Умиление», в котором Богородица прижимает к себе младенца, «Оранта» – «Знамение», в котором Богородица воздевает руки, «Одигитрия» – «Путеводительница», в котором Богомладенец держит свиток в одной руке и благословляет молящихся другой?
– Нет. Абсолютно точно. Их гораздо больше.
Более того, если мы возьмем так называемую «Одигитрию», то мы увидим там огромное количество вариантов. Так называемый «Аристократуса», то есть «Леворучная», и «Дексиократуса», то есть «Праворучная». Если поза Младенца одна, то в нашей терминологии эта икона становится «Иверской иконой Богоматери», другая – «Одигитрией Константинопольской».
Но если мы сравним те же списки Владимирской иконы Божией Матери, вроде бы, повторяющие основную схему, например, образ Андрея Рублева, с оригиналом – иконой XII века из Влахернского храма, то увидим совсем другую икону, с другим образом, с другим смыслом.