Работа, представленная на Республиканский конкурс молодых художников Донецкой Народной Республики «Веры нашей торжество». Автор: Джуган Ира, 8 лет
Иону называют непослушным, строптивым и даже неправильным пророком. Однако у него были причины ослушаться Создателя, что повлекло за собой испытание, из которого Иона вынес очень важный урок. И усвоенная им мудрость полезна для каждого христианина.
Краткое житие
Иона — древний пророк, оставивший письменное свидетельство о своём служении. По еврейскому преданию, он был воспитанником пророческой школы, основанной Илиею. А ещё — быстроногим юношей, посланным Елисеем, наставником Ионы, помазать на царство Ииуя (4 Цар. 9:1–10).
Существует предание, что мать Ионы — вдова из Сарапеты, у которой в дни вызванного засухой голода жил пророк Илия. Благодаря Господу еда и вода в этом доме не переводились. Его постигло иное горе: умер от болезни маленький Иона. Илия, помолившись Господу, мальчика воскресил. В Писании же имя матери не упоминается, лишь имя отца.
Фредерик Лейтон 1881 Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовы Лондон, Дом-музей
Эти предания признаны РПЦ. Иной информации о жизни пророка нет, за исключением поведанной им истории о проповеди в Ниневии.
+Имя Иона значит “голубь”, символ смирения и доброты. Иисус смирен и добр.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. (2Кор.10:1)
Так Он изображен для нас:
“как овца, веден был Он на заклание; и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Ис. 53:7; Деян. 8:32).
Когда Иисус крестился, Святой Дух сошел на Него в телесном виде, как голубь, и пребыл на Нем.
22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лук.3:22)
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. (Иоан.1:32,33)
Что представляет собой Книга Ионы
Книги Ионы рассказывает о пророке, которому Бог повелел провозгласить в Ниневии, политическом и религиозном сердце Ассирии, что их ждёт Божья кара. Однако Иона исполнил это повеление далеко не сразу.
Хронологию написания определить сложно. В 4 Цар. 14:25 упоминается сам Иона, но там нет сведений о написании книги.
Есть вероятность, что её автором был некто, живший уже после краха Ассирии. А историю Ионы он рассказал в качестве урока современникам и будущим поколениям. Доказательством для сторонников этой теории служит то, что книга написана от третьего лица.
Но подобную манеру повествования избирали и другие авторы Ветхого Завета: например, Даниил (Дан. 1:1 — 7:1) и Исайя (Ис. 39:3-5). Таким образом, в центре внимания оказывались не они, а руководящий ими Господь. Так и в Книге Ионы главное действующее лицо — Бог, принимающий в описываемых событиях самое активное участие. Его словами она как начинается, так и заканчивается (Ион. 1:1-2; 4:11).
К тому же вряд ли кто-то, кроме самого Ионы, стал бы описывать его споры с Богом, выставляющие пророка отнюдь не самым покладистым Его служителем. А с обычаями и укладом жизни в Ниневии автор знаком не понаслышке.
Иона пророк. Фреска монастыря Высокие Дечаны. Балканы. Сербия. Косово. XIV в.
Историчность Книги
Ветхий Завет был дописан в 430 году, и раз Книга Ионы в него вошла, то она не могла быть написана в более поздние годы. Об её историчности свидетельствуют следующие факты:
- Она признана канонической, а не апокрифической.
- В подлинности истории Ионы не сомневался древнееврейский историк Иосиф Флавий.
- О служении Ионы и его пребывании в чреве кита упоминал Иисус Христос (Матф. 12:41). Его слова имели вес для слушателей, только если речь шла об историческом факте, а не вымышленном событии.
Не все верят в сверхъестественную скорость, с какой выросло растение, давшее тень Ионе. Но для Творца всего сущего подобное чудо — пустяк.
Интересный факт
Выросшее за несколько часов растение, что спасло пророка от жары, вероятно, было клещевиной обыкновенной (из неё делают касторовое масло). Это вечнозелёный быстрорастущий кустарник, способный достичь высоты от 2 до 10 м. В Египте его разводят уже пятое тысячелетие.
Скепсис большинства вызывает то, что Иона выжил в желудке кита.
Сколько дней в чреве кита?
Только ветхозаветный пророк не единственный, кому удалось это сделать. Так, кашалот проглотил китобоя Джеймса Бартли с судна «Звезда Востока». Коллеги в тот же день убили животное и в процессе разделки туши обнаружили Джеймса живым. Подобные истории зафиксированы и с участием китовых акул.
Слово, которым в Писании названо животное, проглотившее Иону, переводится как «большая рыба» (иврит) и «морское существо» (с греческого). В Средиземном море проглотить человека целиком могли:
- белая акула:
- кашалот;
- финский кит.
Скептики называют эту историю из жизни Ионы выдумкой: мол, не может человек провести в ките трое суток и выжить.
«Ты видел пророка бегущим, послушай же, как он исповедуется из глубины – из чрева китова. Бежал он, как человек, исповедуется, как пророк… И море, и кит оказали сверхъестественное послушание, чтобы пророк вразумился».
Иоанн Златоуст
Критически настроенные учёные не верили не только в историю с китом, но и в реальность Ниневии. Они были уверены, что такого крупного города в древности быть не могло. Их скепсис был побеждён в XIX в., когда археологи нашли руины ассирийской столицы.
Ниневия. Врата Адада. Один из пятнадцати врат древней Ниневии.. Реконструкция была начата иракцами в 1960-х годах, но не была завершена. В результате получается непростая смесь бетона и разрушающегося глинобитного кирпича, которая, тем не менее, дает некоторое представление об исходной структуре. Нижние части каменной подпорной стены являются оригинальными. К счастью, экскаватор оставил некоторые детали нераскрытыми, что позволило увидеть оригинальную ассирийскую конструкцию. Оригинальная кирпичная кладка внешнего сводчатого прохода хорошо видна. Действия последних защитников Ниневии можно увидеть в наспех построенной глинобитной конструкции, которая сужает проход с 4 м. до 2 м. Высота свода составляет около 5 м. Фото: Фредарха.
Пророчественно-прообразовательный смысл Книги
Христианский пророчественно-преобразовательный смысл Книги Ионы состоит в 3-хдневном нахождении пророка внутри огромной рыбы, которое является прообразом 3-хдневного нахождения Спасителя в земле.
Но это не всё. Основная идея книги: Творец дорожит всеми своими созданиями и желает спасти грешников и язычников столь же сильно, как избранную им нацию. Он доказал, что ему не всё равно, что будет с другими народами.
Лопухин А. П. пишет, что евреи усваивали эту идею с трудом, и это наглядно демонстрирует пример самого Ионы. Ему пришлось переломить сознание, отказаться от предрассудков, но в итоге он всё же смирился с тем фактом, что у Израиля нет исключительного права пользования милостью Господа. Бог может снизойти и до других народов, даже если те враждуют с Божьим народом, призванным быть светом народов. Спасение —дар всей вселенной, а не одной стране.
Книга пророка Ионы — напоминание народу завета о его миссионерской обязанности спасать иноплеменников, а вовсе не желать им гибели. Также книга даёт понять, что пророчество о воздаянии за грехи — это не всегда окончательный приговор. Из любви к людям Бог отменит его, если вовремя осознать неправедность своего образа жизни и попросить у Отца прощения.
О том, что царство Христа открыто для всех, учили и пророки, жившие позже Ионы. В том числе Иоанн Предтеча. Тем самым они не позволяли народу забыть главную мысль Книги Ионы.
+Грехи
За свои собственные грехи Иона отдал себя, чтобы спасти команду корабля.
12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. (Ион.1:12)
Иисус отдал Самого Себя, но не за Свои грехи, ибо Он…
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. (1Пет.2:22)
Иисус положил Свою жизнь за грехи этого мира, чтобы спасти его.
17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. (Иоан.10:17,18)
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (Иоан.3:17)
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2Кор.5:21)
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)
Истории из жизни пророка
Вероятно, при царе Иоасе пророк предсказал победу Израиля над Сирией, что сбылось при его наследнике Иеровоаме. Тот в итоге вернул завоёванные врагом земли и восстановил прежние границы своего государства. Других историй с Ионой, кроме спасения Ниневии, в Писании нет.
Самая знаменитая история
Бог открыл Ионе, что спустя 40 дней будет разрушена Ниневия, и послал его туда проповедовать, дабы указать ассирийцам путь к спасению через покаяние. Однако пророк, терзаясь муками совести, всё же ослушался и отправился из средиземноморского порта Иоппия к городу Фарсису.
Сцены из жизни прор. Ионы. Роспись церкви в г. Херкеберга, Уппланд, Швеция. Ок. 1480 г.
В пути разразился шторм, и моряки с помощью брошенного жребия выяснили, что виновник беды — Иона. Пророк рассказал, в чём его вина, и попросил сбросить его с корабля, чтобы Господь утихомирил волны. Когда Иона очутился в воде, его проглотило огромное морское животное, и дальше он путешествовал в нём.
Спустя трое суток Бог побудил животное оставить Иону на берегу и повторил задание. На этот раз пророк не сопротивлялся, а после его проповеди ниневитяне — в том числе и царь — объявили пост, надели вретища и обратились к Господу в покаянной молитве.
Вседержитель помиловал Ниневию — опасения Ионы сбылись. Он был смертельно раздосадован, не понимая, чем вызвана такая доброта к нечестивому народу. Тогда Господь сотворил то, о потере чего Иона мог бы искренне сожалеть: растение, спасавшее его тенью от зноя.
«Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»
(Ион. 4:10-11)
Почему Иона сбежал
Иона с самого начала сомневался, что Бог уничтожит вражеский город, ведь Он предлагал иноплеменникам возможность спастись. Иона не хотел прослыть лжецом, если грозное пророчество не исполнится. И ещё более опасался, что в обмане или бессилии обвинят в таком случае Бога.
Иона не хотел, чтобы нечестивая Ниневия избежала кары, ведь её жители враждовали с евреями. К тому же его современники Амос и Осия, предупреждая израильтян о грядущем суде, предрекали им поражение именно в противостоянии с Ассирией:
«Ассур — он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне»
(Ос.11:5)
Предсказанное сбылось в 722 г. до н. э., когда ассирийский царь Саргон II пленил большинство израильтян. Возможно, Иона отказывался призывать ниневитян к покаянию, поскольку не хотел спасать тех, кто в будущем принесёт его народу неисчислимые беды.
Как был извергнут на сушу и где оказался
Путешествие Ионы в ките завершилось близ Ниневии. Город-крепость располагался на восточной стороне реки Тигр; в 900 км от Самарии, стольного града Северного царства. Ниневию защищали 2 стены: 40-метровая внутренняя (толщиной около 20 м) и внешняя.
Археологические находки позволили учёным предположить, что перед появлением Ионы жители этого крупного города дважды перенесли голод. А 15 июня 763 года они лицезрели полное солнечное затмение. И когда Иона начал свою проповедь, ниневитяне могли принять пережитые ими бедствия и пугающее небесное явление за доказательство Господнего гнева. Скорее всего, это поспособствовало массовому покаянию горожан.
Востоковед Генри Клэй Трамбулл, ссылаясь н вавилонского историка Бероса, пишет о том, что в жители Ассирии и Вавилона с огромным почтением относились к Дагону. Этого бога изображали в виде получеловека-полурыбы. Ниневия была одним из центров поклонения этому божеству. Одним из правителей Вавилона в 19 веке до н. э. был Ишме-Даган, названный в честь Дагона. По верованиям жителей Месопотамии, начало халдейской цивилизации было связано с получеловеком-полурыбой.
Это существо вышло из моря и даровало людям письменность, науку и все виды искусства, научило их основам земледелия и правилам сбора урожая. Время от времени Дагон посылал наставников, которые должны были передать людям его весть. Это были его аватары или воплощения, которые выглядели так же, как и сам языческий бог.
Возможно, жители Ниневии восприняли Иону, появившегося из морской пучины и вышедшего из огромной рыбы как посланника почитаемого ими божества. Конечно, Иона не стал поддерживать языческий культ и объявил волю израильского Бога. В любом случае удивительное появление пророка оказало на язычников, перед которыми трепетал весь мир, неизгладимое впечатление.
Интересный факт
Археологи считают, что непосредственно перед падением Ассирийской империи её столица Ниневия была самым большим городом в мире.
+Проповедь спасения
После того как рыба извергнула Иону на сушу, он объявил грешной Ниневии о мщении Божьем, говоря:
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион.3:4)
Эта проповедь принесла Ниневии спасение.
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Ион.3:10)
Подобным же образом, Иисус провозглашал грешному миру мщение Божье.
42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. (Мар.9:42-46)
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:16)
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. (Лук.13:13)
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. (Деян.3:22,23)
Проповедь Иисуса принесла спасение всем повинующимся Ему.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:28-30)
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. (Матф.16:16)
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Лук.19:10)
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. (Тит.2:11-14)
Покаяние жителей Ниневии
В покаяние ниневитян поверить несложно хотя бы потому, что извергнутый из чрева рыбы человек идеально вписался в их мифологическое мировоззрение.
«Сам на себе узнал Иона, что кающиеся будут помилованы. На нем Благодать показала ему пример милосердия Своего ко грешникам, показала, что как он избавлен Ею из моря, так избавит Она и во грехах погрязший город».
Ефрем Сирин
Иисус даже поставил ниневитян соотечественникам в пример:
«Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы».
(Лук. 11:32)
С одной стороны искренняя благодарность язычников за проявленную к ним Богом милость, с другой — гордыня «жестоковыйных» иудеев.
Гюстав Доре, Иона в Ниневии.
Толкователь Далласской семинарии отмечает:
«Духовное прозрение корабельщиков» (Ионы 1:14-16), их тревога за жизнь еврейского пророка резко контрастируют с пренебрежительным отношением израильтян к «чужим».
Толкование Книги Пророка Ионы:
Книга Ионы толкуется в следующих источниках:
- «Библейская энциклопедия РБО»;
- Блаженный Иероним Стридонский «Толкование на книгу пророка Ионы»;
- Лопухин А. П. «Толкование на книгу пророка Ионы»;
- Мэтью Генри «Толкование Ветхого и Нового Заветов»;
- Уильям Келли «Лекции по Библии».
Иисус сын Бога
Пребывание Ионы в чреве большой рыбы в течение трех дней и ночей было прообразом трех дней и ночей, проведенных Иисусом в гробнице.
Иисус сказал:
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Матф.12:40)
Имея в виду этот рассказ об Ионе, мы рассмотрим соответствия между ним и Христом.
Изображения
Среди раннехристианских мастеров искусства наибольшей популярностью с участием Ионы пользовался сюжет, где его глотает или уже извергает морское чудовище. Часто оно напоминает морского дракона. Подобные изображения встречаются на саркофагах и в неаполитанской галерее Кападимонте.
Саркофаг с Ионой,Ок.300 г. музей Ватикана
Иконы, фрески, картины
Роспись древнеримской кубикулы Времён Года в катакомбах св. Петра и Марцеллина включает 3 сцены с Ионой: моряки бросают его в пучину, он покидает чрево кита, на последнем изображении пророк отдыхает под выращенным Богом растением. Фрески с изображением Ионы украшают и другие религиозные здания, в том числе капеллу Скровеньи в итальянском городе Падуя (художник — Джотто).
Роспись. Катакомбы св Петра и Марцеллина в Риме
Господь побудил пророка описать пережитые им события, а также собственные мысли и эмоции, чтобы они тронули сердца его соотечественников и заставили задуматься о значении Бога в их жизни. Книга Ионы — урок и для всех христиан: не ставить заранее крест на тех, кто не в Боге. Господь не только грозен, но и милостив. Он никогда не отринет такое же искреннее и горячее покаяние, какое продемонстрировали пророк Иона и ниневитяне.
Виктор Глебов
+Спасение
Если бы не проповедь Ионы, Ниневия была бы разрушена. Ниневитяне покаялись после того, как услышали слово Божье от Ионы.
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Ион.3:10)
Сегодня люди спасаются проповедью евангелия.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:15,16)
46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. (Лук.24:46-49)
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? 17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим.10:13-17)
21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. (1Кор.1:21)
Как Ниневия была бы разрушена, если бы не вняла проповеди Ионы, так и люди сегодня остаются духовно потерянными; вечную погибель обретут те, кто отказываются внять евангелию Христову и повиноваться Ему.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину. (Рим.1:16)
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, 7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, 9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, (2Фесс.1:6-9)
28 [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, 29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? 30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. 31 Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:28-31)
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, (Евр.12:25)
9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (2Пет.3:9)
+Евангелие не есть мертвая буква, но слово, которому мы должны внимать и повиноваться.
ХРИСТОС Мат. 12:38-40
- Иисус был смирен и добр (2 Кор. 10:1; Ис. 53:7; Деян. 8:32). Дух сошел на Него в виде голубя (Мат. 3:16)
- Иисус провозгласил мщение Божье против грешного мира (Мар. 9:42-46; 16:16; Деян. 3:22,23)
- Иисус принес миру спасение (Мат. 11:28-30; Мар. 16:16; Лук. 19:10; Тит. 2:11-14)
- Иисус пожертвовал Собой (Иоан. 10:17,18; 2 Кор. 5:21)
- Иисус пожертвовал Собой за грехи этого мира ради спасения этого мира (Иоан.3:17; 2 Кор. 5:21; 1 Пет. 2:24)
- Иисус был в гробнице три дня и три ночи (Мат. 12:38-40; 16:18-21; Лук. 24:21,46-49)
- Иисус вышел из гробницы (Мар.16:9; 1Кор.15:1-8; Рим. 1:4)
- Иисус проповедовал после Своего воскресения и повелел проповедовать Своим апостолам (Деян. 1:1-3; Мат. 28:18-20; Мар. 16:15-20)
- Люди спасаются проповедью евангелия (1 Кор. 1:21; Рим. 10:13-17; Мар. 16:15,16; Лук. 24:46-49)
- Не внявших евангелию ждет погибель (Рим. 1:16; Фес. 1:6-9; Евр. 10:28-31; 2 Пет. 3:9)