Троицкий собор
На удивительную атмосферу Лавры настраиваешься уже в тот момент, когда поднимаешься по брусчатой площади к вратам обители. В монастырь с давних времен не принято въезжать на транспорте. Даже цари оставляли кареты на подъезде к обители и пешком шли поклониться великому угоднику Божию – преподобному Сергию Радонежскому. А особо благочестивые из них старались соблюдать замечательную русскую традицию – ходили на богомолье пешком из Москвы в Лавру.
Сейчас входящего под своды врат Лавры паломника встречают фрески, на которых изображены основные моменты жития прославленного русского святого. Мимо вековых деревьев мы отправляемся в Троицкий собор. Кажется, что нет времени, разделяющего нас с миллионами людей, которые несли сюда, к мощам преподобного Сергия, свою радость и скорбь. Эту вахту молитвенной памяти не смогли уничтожить ни иноземные захватчики, ни воинствующие атеисты.
Первым делом паломники отправляются испросить благословение преподобного в Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Лавры. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря.
В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.
Если вы приедете в Лавру на несколько дней, обязательно посетите Литургию, которую совершают в Троицком соборе. И духовенство, и хор поет знаменным распевом, от чего возникает удивительное чувство единства и гармонии.
Святитель Серапион, Архиепископ Новгородский
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Близ Москвы, в небольшом селе Пехорке родился святитель Серапион, Архиепископ Новгородский, память которого совершатся 29 марта.
Стремление к иноческому подвигу
С юности его душа имела стремление к иноческой жизни. Но, последовав воле родителей, он женился и принял сан священства. Буквально через год супруга скоропостижно скончалась. Будущий архиепископ раздал все свое имущество и поступил иноком в Дубенский Успенский монастырь Владимирской губернии.
Святитель Серапион жил очень благочестивой, добродетельной жизнью. Братия монастыря единогласно избрали его игуменом. Он так много потрудился для процветания Божьей обители, что впоследствии она стала называться его именем – Серапионовой пустынью.
В Троице-Сергиевой лавре
Всю свою жизнь монах Серапион стремился к Богу, к духовному совершенствованию. В желании предаться более строгим подвигам, святой слагает с себя настоятельство и переходит в Троице-Сергиеву Лавру. В 1495 году святитель Серапион вновь становится игуменом.
Сохранилась история, как однажды три боярыни, оклеветанные в волшебстве, были осуждены великим князем Иоанном Васильевичем к смерти через сожжение. Многие бояре, митрополит Симон вместе с духовенством просили помиловать невинно осужденных. Но все попытки умилостивить великого князя оказались тщетными. Тогда святой Серапион направился в царские палаты ходатайствовать о несчастных боярынях. Перед этим он горячо помолился Пресвятой Троице, Божьей Матери и преподобному Сергию. Просьба Троицкого игумена смягчила сердце великого князя. Он перестал гневаться, и до того умилостивился, что отпустил боярынь без всякого наказания.
Святой Серапион с усердием заботился о вверенной ему обители. Рачительно берег все земли и монастырские запасы во многих селениях и деревнях, как средство благотворительности.
Святитель Серапион, архиепископ Новгородский
Святой Серапион пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича. И когда он передавал царство своему сыну Василию, то указал на святого Серапиона как на одного из достойнейших к занятию архиерейской кафедры.
В то время как раз сиротствовал Великий Новгород. Более двух лет не было в нем своего святителя. И в 1506 году святитель Серапион был рукоположен в архиепископа Новгородского.
Спустя некоторое время по Божьему попущению в Новгороде начались тяжёлые времена. В городе разбушевалась смертоносная язва, которая за одну осень унесла жизни 15396 человек. В тот же год страшный пожар опустошил торговую сторону Новгорода и унес жизни более трех тысяч человек. Все это время архиепископ Серапион с иконами и крестом ходил вокруг города. За один день, 15 октября, была срублена, построена и освящена церковь во имя Похвалы Богородицы на Детинце. Святитель горячо молился Господу об избавления вверенной ему земли и чад духовных от обрушившихся бедствий. По молитвам святителя Господь Бог исцелил трех человек: слепого, расслабленного и бесноватого. После этого чуда смертоносная язва в городе начала отступать и вовсе прекратилась. Когда во время пожаров архиепископ с иконами и крестами вышел на Волховский мост к Чудному кресту, то не смог выговорить ни слова на молебне. Он сильно рыдал, в тайне сердца своего умоляя Господа прекратить Свой гнев. Молитвы святителя были услышаны.
Беды и искушения
Немало бед и искушений пришлось претерпеть святителю Серапиону. 1509 году он был лишен новгородской кафедры и сослан в московский Андроников монастырь. С 1511 года вел подвижническую жизнь в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь в подвиге непрестанного богомыслия и молитвы проходят последние годы жизни святителя. Сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения, блаженный Серапион принял схиму и мирно почил в 1516 году. Незадолго до этого Господь открыл святителю о предстоящей скорой смерти.
Дары прозорливости и чудотворения
Мощи святителя Серапиона были найдены нетленными. Сейчас они находятся под спудом в Серапионовой палате у Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Господь прославил Своего угодника даром чудотворения еще при жизни. Однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который страдал этим тяжким недугом уже многие годы. И после смерти святитель не оставляет всех, кто с теплой молитвой о предстательстве пред Господом обращается к нему. Сохранилось свидетельство, как многие иноки и миряне видели святителя, пришедшего в храм помолиться о своей обители во время осады Лавры поляками. Имя святителя Серапиона вместе с другими призывается на помощь в церковных грамотах и в чине поставления епископа.
Святитель Серапион Новгородский – житие
Серапионова палата
Бывалые паломники знают, что после того как приложились к мощам преподобного Сергия, нужно остановиться у большой черной дверью рядом с гробницей или подойти к дежурному монаху или мужчине в черном халате. Можно просто спросить в притворе храма у монаха за ящиком: «Можно нам как-то пройти в Серапионову палату?». Если не будет на тот момент никаких особых запретов, пускают всех просящих. Запреты бывают обусловлены ремонтом или визитами важных гостей.
Через черную дверь вы попадаете в палату, вплотную примыкающую к собору. Каменное сооружение – Серапионовская часовня – появилось здесь в XVI в. Она была построена на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему было явление Пресвятой Богородицы. Когда в первый раз попадаешь сюда, испытываешь удивительное чувство причастности Небу, которое трудно выразить словами.
Серапионова палата знаменита тем, что здесь находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. А еще в ней хранится часть пояса Богородицы (причем довольно солидный фрагмент) и частицы мощей очень многих святых.
Святыни Серапионовой палаты
С южной стороны к Троицкому собору Троице-Сергиевой Лавры пристроена Серапионова палата или палатка, помещение с многочисленными мощевиками. Свое название она получила от имени архиеп. Новгородского Серапиона, преставившегося в Лавре 16 марта 1516 г., над гробом которого она была сооружена. В 1783 г. при митр. Платоне (Левшине, † 1812) палата была перестроена. В 1853 г. иконостас палаты был позолочен. Свой современный вид с богатым убранством строение получило при наместнике архим. Антонии (Медведеве, † 1877).
Внутренний вид часовни на месте келии прп. Сергия. Литография. 1865 г.
В палате находятся устроенные митр. Платоном надгробия над могилами бывших настоятелей монастыря: архиеп. Серапиона, митр. Московского Иоасафа (Скрипицына), почившего в Лавре 27 июля 1555 г., и архим. Дионисия (Зобниновского), преставившегося 10 мая 1633 г. По числу трех рак палата еще называлась «палаткой трех мощей». Останки трех святых почивают под спудом в крипте собора. По преданию палата стоит на месте келии прп. Сергия, где имело место посещение Преподобного Божией Матерью.
Здесь же в особом ковчеге хранится нетленная кисть правой руки первомученика архидиак. Стефана (ок. 4–34 гг.), старшего из семи первых в истории Церкви диаконов. Нетленные останки первомученика архидиак. Стефана были обретены в IV в. Частицы мощей святого также находятся в Киево-Печерской Лавре, в румынском монастыре св. Стефана, в афонских монастырях Зограф, Ставроникита и Констамонит. Другой драгоценной реликвией является помещенная в символический аналой часть камня от Гроба Господня.
Рака с десницей первомученика архидиак. Стефана
В Лавру прп. Сергия обе великих святыни мирового христианства были привезены Андреем Муравьевым из его путешествия на Святую Землю, совершенного в 1849 г. Впечатления от этого паломничества он оставил в своих знаменитых письмах о богослужении:
«Вечером я затворился во храме. Прочая братия обители Архангельской отслужила для меня всенощную на Голгофе, потом мы читали акафист Сладчайшему Иисусу и молитвы Причащения на св. Гробе; потом я обошел во мраке и тишине ночи все святыя поклонения, слабо освещенныя тусклыми лампадами, исключая только св. Кувуклии и Голгофы, ярко горевших как бы великия светила на тверди святилища. Оставалось еще час до утрени греческой в соборе, и я сел в углублении на Голгофе в ожидании службы, чтобы несколько отдохнуть, и успел прочесть всё Евангелие от Луки. О, как сладко и вместе страшно читать на Голгофе ввиду, можно сказать, самаго события Сии знаменательные слова кающегося разбойника «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», при которых невольно подогнулись колена.
С песнопением «Слава в вышних Богу» началась литургия, последняя для меня на св. Гробе. Совершали ее авва Иоасаф и отец Феофан из обители русской; пели наши послушники. Я стоял в приделе отваленнаго Ангелом камня, и невольный страх проникал душу, когда диакон возгласил Евангелие от Матфея, как отвален был некогда сей камень, и как со страхом и радостию воззвали мироносицы Господа, и как послал Господь учеников своих проповедать во всю вселенную, крестя во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. О, как утешительно было для оставляющаго навсегда святые места сии слышать от лица самого Господа Его обещание: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века!» Ибо поистине не в одном сем дивном Гробе заключается святыня Воскресшаго. Но как поет церковная песнь, во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Сквозь низкия двери гробнаго вертепа я видел всю божественную службу на престоле самаго Гроба, и над его отваленным камнем сподобил меня Господь приобщиться Своих Божественных Таин.
Так довершил я в Иерусалиме мое странствие, и помолился Гробу о счастливом обратном пути, и унес с собою на родину часть камня от вертепа, срезанную над самым гробом во время пожара нынешним архиепископом Севастии. Теперь все мои мысли будут стремиться на родину. Я еще отслушаю сегодня одну торжественную вечерню в храме Воскресения и завтра – литургию на Голгофе и потом пойду в дальний путь мой! Но, ах, лучше ли, чем пришел сюда! – вот тяжкий для меня вопрос, который разрешат только время и вечность. Всё, что мог человечески, старался я сделать для своего очищения; и грустно думать, что едва ли не удаляюсь от св. Гроба не так, как сказано у евангелиста Матфея о мироносицах: со страхом и радостию велию, дабы возвестить ученикам, что сподобились и сретения Христова, и Его сладчайшего гласа: «Радуйтеся!» – но как написано у более строгаго Марка: и исшедше бежаша от гроба, имяше же их трепет и ужас, и никомуже ничтоже реша, бояхубося. Господи, прости мне согрешения!»
Аналой с частью камня от Гроба Господня
Сейчас камень от Гроба Господа находится в Никоновской церкви в специально устроенном для него серебряном аналое XIX в. Он помещен под стекло с изображением иконы Иисуса Христа во Гробе, на нижней части оклада которого можно прочесть следующие слова:
«Свидетельство от архиепископа Севастийского на пожертвованный Г. Муравьевым в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру от Гроба Господня камень привезен из Иерусалима. Из предписанным сим известно, что председательному господину Андрею Муравьеву в принятии его от меня для явления вручил я данный един камешек от Святыя Кувуклия Пресвятаго и Первоприемнаго Гроба, изсеченный позади нынешней мраморной иконы Воскресения Христова на четыре перста ниже Святаго Гроба. Когда храм после пожара от бывшаго в 1808 году возобновляем был при мне архимандритом Комнином, и я, будучи священником, исправлял внутри храма Воскресения очередное служение. Во Иерусалиме 1850 г., Иннуария 18. Смиренный архиепископ Севастии Фаддей свидетельствует».
Среди прочих почитаемых святынь Троице-Сергиева монастыря в Серапионовой палате также находится золотой наперсный крест-мощевик прп. Сергия, присланный в благословение Игумену земли Русской Константинопольским патр. Филофеем.
Своды и стены палаты расписаны мон. Иулианией (М. Н. Соколовой) в 1949 г. сюжетами на темы жития прп. Сергия. Эти росписи дополняют особую молитвенную атмосферу святого места, по своей широкой известности они стали уже своеобразной «визитной карточкой» Серапионовой палаты.
Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры
Вне палаты, с южной стороны, находится захоронение Арсения (Суханова, † 1668) — келаря монастыря в 1655-1660 гг. Это отмечено чугунной доской с надписью на фасаде палаты.
К. Конорева, сотрудник Паломнического центра СТСЛ
13 августа 2022 Поделиться
Никоновский храм
Если случилось так, что вы попали в Лавру 30 ноября – в день памяти преподобного Никона Радонежского, то вы сможете попасть на богослужение в Никоновский храм. Он расположен с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника по игуменству основателя монастыря.
В настоящее время храм украшают резной золоченый иконостас и сень над гробницей преподобного Никона, выполненные в середине XX в. в стиле русской резьбы XVII в. Установленная над гробницей икона «Преподобный Никон Радонежский с житием» – одно из лучших произведений замечательного иконописца монахини Иулиании (Соколовой)
Михеевская церковь
В Михеевской церкви также не просто попасть на богослужение, оно совершается здесь 19 мая – в день памяти преподобного Михея Радонежского. Храм построен в 1734 г. над гробом ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, он располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей. Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм. Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея.
Успенский собор
И, конечно же, паломники не пройдут мимо самого большого собора Лавры – Успенского. В нем чаще всего летом совершаются праздничные богослужения, поет великолепный лаврский хор. Здесь можно заказать требы приложиться к святыням.
Успенский собор построен в 1585 г. по повелению Ивана Грозного. Он украшен красивой фресковой живописью, есть здесь замечательные мозаичные иконы. В соборе находятся мощи святителя Иннокентия Московского. Этот поистине удивительный святой – миссионер и проповедник – был первым православным епископом Камчатки, Приамурья, Америки, сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского. Также здесь паломники могут поклониться мощам преподобного Максима Грека.
В Успенском соборе пребывает еще одна святыня – гроб преподобного Сергия Радонежского. Это своеобразный памятник народного благочестия – часть стенки в буквальном смысле отгрызена паломниками. Так хотелось богомольцам унести из Лавры хоть частичку святыни.
Мощи преподобного Сергия Радонежского.
Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану, который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.
на меню страницы
Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.
5 (18 нов.ст.) июля 1422 года, через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.
на меню страницы
Канонизация Сергия Радонежского.
Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим — пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы, а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.
В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека, который открыто высказывал сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».
В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).
В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.
За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:
- 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
- 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
- 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.
на меню страницы
Вскрытие мощей Сергия Радонежского.
20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин, настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.
Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.
Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.
Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания). 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.
Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.
Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично». Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)
Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно. 11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.
Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.
Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.
После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.
Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.
Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.
В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского. В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.
Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.
Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.
После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.
на меню страницы
Глава Сергия Радонежского.
История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент: Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому, профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву, члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого. Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.
Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.
Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.
Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:
- Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
- Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
- Юрий Александрович Олсуфьев — расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово
Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.
на меню страницы
Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.
Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.
Места отдыха
Лавра – удивительное место, где по-настоящему отдыхаешь душой. Порой возникает чувство, что ты не паломник в монашеской обители, а дорогой гость у любящего, хотя и немного строгого, родственника. И взрослые, и дети смогут здесь не только помолиться, но и отдохнуть.
Перед южной крепостной стеной Троице-Сергиевой Лавры широко раскинулся окруженный краснокирпичной оградой с башенками Пафнутьев сад. В советское время сад исполнял роль городского парка культуры и отдыха, затем был заброшен. В настоящее время сад возрождается усилиями Лавры и благотворителей как монастырский парк.
Можно уверенно предполагать, что обе части Пафнутьева сада первым вскопал и засеял сам преподобный Сергий. Ведь располагались они у подножия южного, прогреваемого солнцем, склона холма Маковца, неподалеку от того места, где, несколько выше по склону, стояла келья Преподобного. И в преклонных годах Преподобный как простой трудник возделывал монастырскую землю «огородного ради зелиа».
К середине XVIII в. обе части сада объединили в одно хозяйство. К концу столетия впервые встречается название этого хозяйства – Пафнутьев сад. По одной из версий, сад назван митрополитом Московским Платоном (Левшиным) по имени трудолюбивого садовника монаха Пафнутия.
Помимо непременных яблонь и красной смородины в саду выращивали землянику, виноград, множество разнообразных цветов, а также персики, сливы, абрикосы, лимоны. Во второй половине XIX в. Пафнутьев сад превратили в тенистый парк, цветники и грядки оставили лишь перед Луковой башней, рядом с оранжереей.
«Реликвии и сокровища Троице-Сергиевой Лавры XVIII–XIX веков»
1 зал
Отсчет Нового времени в России принят с эпохи самодержавного правления императора Петра I Алексеевича, внесшего значительные изменения в ход истории государства. Троице-Сергиев монастырь оказался в самой гуще политических событий, а при стрелецких бунтах 1682 г., 1689 г. он сделался убежищем царской семьи, выступив в роли спасителя законной власти и жизни государя. Петр Великий называл преподобного Сергия Радонежского «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником».
Когда в 1721 г. было ликвидировано Патриаршество и учрежден Святейший Синод, подчиненный императору, троицкие настоятели-архимандриты стали его постоянными членами, а позже царскими духовниками и придворными проповедниками.
Художественный процесс в России рубежа XVII-XVIII вв. сопровождался появлением новых видов искусства, таких как станковая гравюра. По заказу священноначалия Троице-Сергиева монастыря известным московским художником И.Ф. Зубовым были исполнены на меди резные изображения преподобных Сергия и Никона Радонежских. Гравюры, отпечатанные с досок, долгое время служили делу прославления великих старцев.
Ризничное собрание Троице-Сергиева монастыря периода правления Петра Великого насчитывает большое число богослужебной утвари. Европейский стиль барокко в значительной степени определял художественные нормативы церковного искусства. Разнообразны по формам, оригинальны по орнаментации кадильницы и напрестольные кресты, ковчеги и потиры, дарохранительницы и драгоценные оклады икон, выполненные известными художниками своего времени. Ряд произведений был создан в Троице-Сергиевом монастыре, где трудились талантливые мастера. Большого внимания заслуживают иконы, привозимые в древнюю обитель при погребениях, поступавшие после кончины троицких иноков, а также дарившиеся частными лицами по поводу духовных обетов.
Преподобный Сергий Радонежский. 1717 г. Москва
Икона «Преподобный Сергий Радонежский»
Крест-мощевик наперсный
2 зал
Постоянной заботой троицкого священноначалия была тканевая ризница, которую с гордостью демонстрировали почетным гостям. Ее значительную часть составляли богослужебные облачения. Одни церковные одежды создавались по заказу Троице-Сергиева монастыря, другие дарились представителями княжеских и дворянских родов. В петровское время, как и в Средневековье, их шили из дорогих парчовых, шелковых и бархатных тканей с пышными растительными узорами, привозимых из Западной Европы и стран Востока.
Расшитые золотными нитями, драгоценными камнями, жемчугом одеяния для праздничных служб впечатляют красотой и богатством. На оплечьях риз, епитрахилях, поручах в узорах наглядно отражены символы нарождающейся российской империи: царские короны и двуглавые орлы. Роскошный комплект парадных облачений с короной, митрой, звездой-«репьем» исполнен между 1694-1698 гг. в стиле барокко в московских кремлевских мастерских, руководимых царицей Евдокией, первой женой царя Петра I Алексеевича.
Дорогим облачениям соответствовали священнические головные уборы – митры, нарядно декорированные жемчугом и самоцветами. Одна из них с эмалевым Деисусом по венцу была подарена совместно с богатыми ризами (не сохранились) представительницей знатной фамилии князей Голицыных.
Уникален комплекс даров бояр Шеиных в Троице-Сергиев монастырь на рубеже XVII-XVIII вв. А.С. Шеин, первый российский генералиссимус, дал вкладом парчовые облачения (сохранилась фелонь) и литургические сосуды для Троицкого собора (сохранился потир). Жена и сын воеводы после его кончины и погребения в обители принесли в дар священнические облачения (сохранилась фелонь). После смерти боярыни сын подарил в память о родителях большое напрестольное Евангелие, богослужебный крест, икону.
Фелонь. 1694-1697 гг. Москва
Митра. 1720–1825 гг.
Евангелие напрестольный. 1703 г. Москва
3 зал
С 1721 г. постоянным членом Синода был утвержден действующий настоятель Троице-Сергиева монастыря, проводивший с тех пор большую часть времени в северной столице. В связи с этим в 1738 г. указом императрицы Анны Иоанновны непосредственно в Троице-Сергиевом монастыре для решения повседневных дел вводится коллегиальное руководство из двенадцати старцев, названное Учрежденным Собором, а его главой становится наместник (заместитель настоятеля монастыря) в чине архимандрита.
Вскоре для вновь назначенного троицкого правителя строятся на западной стене близ Троицкого собора так называемые Наместничьи покои (в последствие многократно перестроенные, а в 1782 г. визуально закрытые новым зданием Ризницы). От первоначального интерьера покоев сохранился единственный зал с лепниной на потолке, в центре которого начертано на древнееврейском языке имя Бога. Рельефная лепнина в стиле барокко с цветами, связками плодов, раковинами ярко и многоцветно расписана.
Портреты, представленные в экспозиции, происходят из коллекции Троице-Сергиевой лавры и относятся к исторической галерее, складывавшейся в XVIII–XIX вв. Первые портреты связаны с императором Петром Великим. Небольшие овальные изображения царственных супругов были включены в декор парадного зала новых Архимандричьих покоев (ныне Патриарших), выстроенных вдоль южной монастырской стены, рядом с Трапезной палатой. В них в XVIII в. сложилась небольшая портретная галерея, составленная из портретов императоров и лаврских архимандритов, которая пополнялась новыми произведениями и в XIX в. Одновременно был создан комплекс парадных портретов в Царских Чертогах, включавших три портрета императрицы Елизаветы Петровны, ее племянника и наследника великого князя Петра Федоровича и его супруги великой княгини Екатерины Алексеевны. Портреты заказывались у столичных мастеров, а также создавались лаврскими живописцами.
Портрет – новый жанр для русского искусства, появившийся во второй половине XVII в. Бурное развитие его произошло в XVIII в., характеризующегося необычайным интересом к становлению и формированию личности человека. Образная характеристика персонажа раскрывается и в торжественном парадном, и в небольшом камерном портрете. Заказчиками полотен в первую очередь были представители императорской семьи и высшей русской аристократии, в дальнейшем портреты получили широкое распространение в дворянских кругах и купеческой среде.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Портрет цесаревича Павла Петровича
4 зал
В зале представлены произведения церковного искусства периода правления императриц Анны Иоанновны (1730-1740) и Елизаветы Петровны (1741-1762), всегда являвшиеся гордостью ризничного собрания.
Духовником императрицы Анны Иоанновны был настоятель Троице-Сергиева монастыря Варлаам (Высоцкий), во многом руководивший благотворительностью правительницы. Так в обитель были пожертвованы ткани коронационного гардероба, из которых пошили станы парадных священнических облачений, были подарены драгоценные камни и золотые пластины, украсившие митры, панагии и кресты. Императрица собственноручно вышила для своего духовника епитрахиль, палицу, набедренник, хранившиеся в ризнице как знак особого расположения к древнему монастырю и его настоятелю. Над мощами преподобного Сергия в Троицком соборе была сооружена роскошная серебряная сень, не имевшая себе равных в России на тот период. По указу Святейшего Синода, членом которого состоял Варлаам (Высоцкий) в 1738 г. была задумана Троицкая Семинария (открытая лишь в 1741 г.).
Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого с такой же любовью и почтением относилась к монастырю, присвоив ему в 1744 г. звание Лавры. Известны многочисленные паломнические походы государыни, когда большую часть пути она шла пешком. Елизавета Петровна подарила монастырю роскошную митру и бриллиантовую панагию (переданы в Оружейную палату в 1929 г.), в которых предстают на портретах лаврские настоятели. В правление императрицы церковными проповедниками при дворе назначались архимандриты Троице-Сергиевой лавры. Для их дворцовых служб в придворной мастерской Санкт-Петербурга расшили жемчугом два комплекта архиерейских облачений (сохранились не полностью), на оплечьях которых низаны инициалы Троице-Сергиевой лавры латинскими буквами «TSL». Произведения демонстрируют модные художественные тенденции времени в стиле рококо.
Евангелие 1689 г. в окладе 1754 г. Троице-Сергиева лавра
Фелонь. 1744-1757 гг. Санкт-Петербург
Портрет священноархимандрита Гедеона (Криновского)
5 зал
В зале представлены произведения церковного искусства последней трети XVIII в. – времени правления Екатерины Великой, связанные с именем священноархимандрита (1766-1812) Троице-Сергиевой лавры Платона (Левшина). Владыка одновременно являлся членом Святейшего Синода, придворным проповедником, законоучителем наследника престола великого князя Павла Петровича, митрополитом московским.
Многое сделал троицкий настоятель для блага своей любимой Лавры. Уже современники отмечали, что он как бы заново «отстроил» ее, проложив «прошпекты», завершив отделку колокольни, возведя новое здание Ризницы, отремонтировав соборы. Недалеко от Лавры им был основан небольшой Спасо-Вифанский монастырь, в котором Владыка проживал последнее десятилетие и был там погребен. На деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, находящийся в этой обители, предназначался покров, выполненный в 1797 г. по замыслу митрополита Платона (Левшина).
В зале представлены произведения, заказанные митрополитом Платоном для соборов Лавры. Впечатляет дарохранительница «Тайная вечеря» выполненная из золота и серебра для Троицкого собора. По заказу митрополита Платона (Левшина) в 1798 г. создана плащаница с композицией «Оплакивание Христа». В ее нижней части вышита фигура коленопреклоненного монаха со сложенными в молении руками, рядом с которой начертано: «Платон митроп. москов.».
В 1795 г. Екатерина Великая сделала последний и как бы прощальный вклад в Троице-Сергиеву лавру. Не сумев по болезни совершить намеченное паломничество, императрица прислала ко дню памяти преподобного Сергия золотые литургические сосуды (в 1929 г. переданы в Государственный музей «Московский Кремль»). К ним прилагался комплект покровцов, расшитых золотом и серебром по яркому темно-зеленому бархату. Выставленные в одной из витрин, эти роскошные произведения являются украшением зала.
Портрет архиепископа Платона (Левшина)
Плащаница. 1798 г.
Покровцы литургические
6 зал
В зале продолжена тема церковного искусства последней трети XVIII в. на примере высокохудожественных произведений, созданных в большинстве случаев по инициативе настоятеля Троице-Сергиевой лавры московского митрополита Платона (Левшина).
Для троицкого священноархимандрита в 1770-1771 гг. в Санкт-Петербурге придворным мастерам-иноземцам были заказаны бархатные облачения, ставшие подлинными шедеврами жемчужного низания. Стиль рококо нашел в их орнаментации идеальное воплощение. Сохранился также подарок императрицы Марии Федоровны своему духовнику, московскому первосвятителю Платону (Левшину) – архиерейское облачение из белого флёра, затканное серебряной битью, орнаментированное блестками и разноцветной фольгой. Августейшая дарительница вышила саккос собственноручно в 1801 г. Видимо, ею же был преподнесен в 1789 г. сканный эмалевый ларец турецкой работы, переделанный для митрополита в дарохранительницу.
Значительную группу выдающихся памятников орнаментального и лицевого шитья последней трети XVIII в. составляют произведения местных мастериц по рисункам троицких художников. Редкостными художественными экспонатами в зале являются жемчужные индитии для Троицкого собора, выполненные в 1795 г. на престол и в 1796 г. на жертвенник.
Комплексы чеканных литургических сосудов, кресты, дарохранительницы, богослужебные книги в нарядных окладах достойно представляют церковное искусство малых форм. Среди наиболее значительных произведений – золотая кадильница 1797 г. с монограммой троицкого Владыки «ММП» (митрополит московский Платон), ладоница 1787 г., поднесенная митрополиту императрицей Екатериной Великой, небольшая книга «Чиновник архиерейского служения» в изысканном сканном окладе 1798 г.
Запрестольный серебряный семисвечник 1795 г. в виде лаврового дерева — неповторимый образец чеканного мастерства исполнен для Троицкого собора по замыслу митрополита Платона (Левшина) и на его собственные средства.
Саккос с подризником
Панагия
Семисвечник
7 зал
Ризничному собранию XIX столетия был нанесен непоправимый урон в 1920-е гг., в связи с осуществлением указа об изъятии церковного имущества в пользу государства. Около 150 пудов драгоценных металлов и камней перевезли из Троице-Сергиевой лавры в Государственное хранилище, находившееся в Москве. В основном это были оклады икон и богослужебная утварь, якобы «не представляющие художественной ценности».
Сильно пострадали иконостасы соборов, также
«освобожденные»
от драгоценного обрамления. Тысячи икон были уничтожены. Облачения священнослужителей, богослужебные пелены продавали, передавали в театры и клубы. Среди безвозвратно исчезнувших предметов были поистине уникальные как по исторической значимости, так и по мастерству исполнения.
Уцелевшие произведения церковного искусства XIX в., представленные в зале, в основном являются рядовой продукцией, но они подтверждают высокий уровень развития художественного производства в России. Серебряная богослужебная утварь качественно и эффектно декорирована чернью, эмалями, чеканкой, гравировкой. Единично оставленные от полных тканевых ризниц фелони и стихари впечатляют мастерством отечественного орнаментального мастерства. Завораживают золотошвейные узоры на покровах, индитиях, хоругвях.
В середине XIX в. Троице-Сергиеву лавру возглавляли: настоятель (1821-1867) Филарет (Дроздов), канонизированный в 1994 г. в чине святителя, и наместник (1831-1877) Антоний (Медведев), канонизированный в 1996 г. в чине преподобного. Личные вещи святых: облачения, книги, иконы, панагии, кресты составляют гордость коллекции. К залу примыкает небольшое помещение, бывшее домовой церковью архимандрита Антония (Медведева), освященной в 1875 г. в честь Покрова Божией Матери. От ее первоначального убранства сохранились лишь Царские врата иконостаса, созданные известным иконописцем академиком И.М. Малышевым.
Крест на Голгофе. 1891 г. Пермь
Покров «Преподобный Сергий Радонежский»
«Тихвинская» икона Богоматери
8 зал
История Троице-Сергиевой лавры наполнена памятью о преподобном Сергии Радонежском и о великом чуде явления ему Богородицы. Все дары в монастырь приносились «ко гробу преподобного Сергия»
, а потом распределялись по соборам или поступали в ризницу. Знатных гостей монастыря благословляли образами «Явления Богоматери преподобному Сергию», писавшимися троицкими художниками. По сведению Описи монастырского имущества в 1641 г. из 1163 икон, хранившихся в монастырской казне, все до единой имели данный сюжет.
В Новое время иконы «Явления Богоматери», создававшиеся во множественном числе и в разной стилистической трактовке, оставаясь самыми распространенными сюжетами троицкого иконописания. Они составляли основу паломнической продукции, продававшейся в монастырских лавках. На подносных экземплярах живопись нередко закрывалась дорогими чеканными окладами. Особо следует отметить копийные варианты знаменитого образа XVI в. «Явления Богоматери преподобному Сергию» на гробовой доске Чудотворца (представлен в экспозиции «Реликвии и сокровища ризницы XII-XVII вв.»). К таковым относится средник запрестольной иконы 1836 г. в чеканном окладе из Троицкого собора.
В XIX столетии в связи с развитием исторической науки и интереса к великим деятелям России усилилось почитание личности преподобного Сергия и возвеличивание чудес его жизни. В Троице-Сергиевой лавре с размахом были отмечены круглые даты его памяти со службами и крестными ходами при огромном скоплении народа, с многочисленными подарками. Появилось значительное число икон с образом троицкого Первоигумена, ставшего общегосударственным символом святости. Для русских людей преподобный Сергий Радонежский утвердился идеальным примером нравственного духовного подвига и служения Отечеству.
Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому»
Пелена. 1845 г. Москва?
Икона-складень «Преподобный Сергий Радонежский с житием»
Экспозиции и выставки
Паломнику:
Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры
До Сергиева Посада, где находится Лавра, можно добраться на общественном транспорте из Москвы:
—на автобусе № 388
– экспресс от станции метро ВДНХ (автобусы стоят на 2-м поперечном переулке) интервал движения 15-20 минут. Первый маршрут в 6:50, среднее время в пути 1 час 15 мин.
— на электричке
– от Ярославского вокзала на электропоездах, следующих до Сергиева Посада, Александрова или Балакирева. Среднее время в пути 1 час 15 мин.
Источник