Исцеление расслабленного в Капернауме… (Мф. 9:1–8)


Расслабленный человек из Библии — это паралитик

Для начала немного о том, что же расслаблено у такого больного, почему он так называется. «Расслабленные» — это устаревшее название людей, болеющих параличом.

Это заболевание мозга (как головного, так и спинного).

«Библейская энциклопедия» сообщает:

«болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волею и пораженною частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения мускулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими. Означенная болезнь до настоящего времени распространена на Востоке. Члены тела остаются неподвижно в том самом положении, в каком застиг их внезапный припадок, и страдания бывают иногда так сильны что вскоре после припадка наступает смерть»

Из того, что сообщает археология о тогдашней медицине, ясно, что надежд на выздоровление во времена Христа у такого больного не было.

Исцеление расслабленного в Капернауме. Чтобы доставить больного к Христу, люди разобрали крышу и спустили паралитика на верёвках (гравюра на дереве, A.Gaber)

Однако есть функциональные параличи, которые представляют собой психическое заболевание. Они проявляются только на публике, для демонстрации, вроде того, как заика страдает своим недугом лишь при наличии аудитории. При отсутствии зрителей, симптомы таких параличей могут полностью исчезать.

К какой категории относился расслабленный в Библии, сказать нельзя.

Есть ещё и другие значения слова «расслабленный», скажем, уставший до упадка сил, или женщина, которая расслаблена после массажа, но это уже вне рамок статьи.

Первая история — исцеление расслабленного в Капернауме

Первая история с расслабленным произошла в Капернауме. Это город в Галилее. Его основали во II веке. В VII пришли захватчики с Востока, и сегодня в этом месте уже много столетий народ не кишит. Зато периодически работают археологи, есть дом апостола Петра, монастырь, церковь и различные исторические достопримечательности.

Три синоптических Евангелия рассказывают схожую историю:

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали»

Мк. 2, (1–12)

Но это не единственный расслабленный, о котором рассказывает Новый Завет.

Войти на сайт

Притчи из Библии

Друзья, в Евангелие от Марка, товарищи, которые несли расслабленного, после того, как они раскрыли кровлю, что, как я полагаю, означает удаление черепицы, они прокопали крышу, что выглядит чрезвычайно похожим на раскапывание потолка.

То греческое слово, используемое Марком, которое переведено как «прокопали» — очень выразительное слово и означает копание сквозь или выкапывание со сгребанием, которое явно передает мысль о значительной работе по удалению материала.

Нам говорили, что на Востоке крыши домов часто делаются из больших камней; это может быть общим правилом, но не в данном случае, ибо дом был покрыт черепицей; что же касается пыли и падающего мусора, то это может как быть, так и не быть необходимым результатом; но совершенно очевидно, что твердую кровлю дома требовалось освободить от черепицы и прокопать; в ней был сделан проем, и через него и был опущен на своем ложе этот человек.

Возможно, там была пыль, как, вероятно, и опасность, но несшие были готовы добиться осуществления своей цели при всем риске. Они должны были как-то доставить больного внутрь. Нет, однако, необходимости для всяких предположений, ибо, несомненно, эти четверо мужчин были достаточно внимательны, чтобы не беспокоить Спасителя или Его слушателей.

Черепица или обмазка могли быть удалены с этой плоской крыши до последнего кусочка, равно как и доски; что же касается перекладин, то они лежали достаточно широко, чтобы узкое ложе больного прошло между ними без необходимости сдвигать какое-либо из них с его места.

Господин Харли в своих «Путешествиях» говорит: «Когда я жил в Эгине, я, бывало посматривая на крышу над своей головой, нередко размышлял, как легко можно было переместить парализованного. Кровля была сделана следующим образом: слой тростника крупной породы накладывали на стропила; сверху разбрасывали болотный вереск, потом наносилась глина и утаптывалась, образуя плотную массу».

И что тут было трудного – удалить вначале глину, затем вереск и потом тростник? Ненамного труднее было бы, если бы глина была покрыта черепицей, положенной сверху. В результате для людей в доме не могло быть никакого неудобства от удаления черепицы и глины, ибо верески тростник задерживали бы все, что в противном случае могло бы упасть вниз, а в конце были бы убраны и они. Опустить человека через кровлю было весьма странным и замечательным решением, но это только придает особую остроту замечанию, которое мы должны теперь здесь сделать.

Если мы хотим, чтобы души были спасены, мы не должны быть чересчур щепетильными и деликатными в отношении условностей, правил и приличий, ибо Царство Небесное силою берется. Мы должны направить свои мысли на следующее: «Все, что стоит между душою и ее Богом, должно быть разбито вдребезги и сокрушено; не имеет значения, какую черепицу требуется разобрать, какой слой обмазки нужно прокопать, какие доски должны быть оторваны, или какого труда, неприятностей или цены будет это стоить; эта душа является слишком драгоценной для нас, чтобы задавать деликатные вопросы.

Наша политика – любыми доступными средствами спасти хотя бы некоторых. Кожа за кожу, более того, все, что мы имеем – это ничто по сравнению с одной человеческой душой. Когда четыре преданных сердца устремлены на духовное благо грешника, их святое желание проломит каменные стены и крыши домов.

У меня нет никакого сомнения, что это была трудная задача – занести расслабленного наверх; вскрытие кровли, удаление черепицы со всевозможной подобающей осторожностью было трудоемкой задачей, и требовалось немало усилий и сноровки, но работа была проделана, а цель – достигнута. Мы никогда не должны останавливаться перед трудностями; как бы серьезно ни было задание, для нас всегда должно быть более трудным дать душе погибнуть, чем трудиться самым самоотверженным образом для ее спасения.

То, что совершили несшие, было весьма исключительным делом. Кто бы подумал о вскрытии кровли? Никто, кроме тех, которые сильно любили больного и желали ему блага. О, дал бы Бог, чтобы мы предпринимали исключительные действия, чтобы спасать души! Да явится в церкви святая изобретательность, священная находчивость, направленная на работу по завоеванию человеческих сердец!

Для поколения Джона Весли казалось чем-то из ряда вон выходящим, когда он встал на могилу своего отца, проповедуя в Эпворте, Слава Богу, он имел мужество проповедовать под открытым небом. Казалось чем-то исключительным и необычным, когда некоторые служителя произносили проповедь в театрах; но какая это радость, что грешники, которых невозможно было достичь никаким другим способом, были достигнуты таким отступлением от правил!

Стоит нам только наполниться сердечной ревностью о Боге и любовью к душам, и мы скоро начнем применять средства, которые другие могут критиковать, но Иисус Христос приемлет их. В конце концов, метод, который применили четверо друзей, был наиболее приемлемым с точки зрения их возможностей. Это были, я полагаю, четыре крепких молодых человека, для которых этот груз был не слишком тяжелым, и работа по раскапыванию была сравнительно легкой.

Метод в точности соответствовал их способностям. И что же они делали, когда опустили больного вниз? Смотрели и восхищались? Я не считаю, чтобы они сказали хоть одно слово, однако сделанного было достаточно: способности для того, чтобы поднять и нести, сделать необходимую работу.

Некоторые из вас говорят: «О, от нас не может быть никакой пользы; если бы только мы могли проповедовать!» Эти люди не могли проповедовать – им не нужно было проповедовать. Они положили расслабленного, и их работа была совершена. Они не могли проповедовать, но могли держать веревку.

Нам в христианской церкви нужны не столько проповедники, сколько покорители душ, которые могут нести своим сердцем бремя душ, ощущая это святое бремя; мужи, которые может быть, не умеют говорить, но могут плакать; мужи, которые не могут разбивать сердца других своим языком, но сердца которых сокрушены состраданием.

В рассматриваемом нами случае не было нужды взывать: «Иисус, Сын Давидов, взгляни – вот человек, который нуждается в Тебе!» Там не было необходимости убеждать, что этот человек был болен так много лет. Нам неизвестно, сказал ли хоть одно слово сам этот человек. Беспомощный и парализованный, он не имел силы просить. Они положили его, почти безжизненного, перед глазами Спасителя, и этого было достаточно; его печальное состояние говорило красноречивее слов.

О, сердца, любящие грешников, изложите перед Иисусом их гибельное положение; принесите их дело, как оно есть, к Спасителю; если ваш язык запинается, ваши сердца превозмогут; если даже вы не можете высказать Христу то, что у вас на сердце так, как вы бы желали, ибо не обладаете даром молитвы, однако когда ваше сильное желание проявляется в духе молитвы – вы не можете потерпеть неудачу.

Да поможет нам Бог использовать те средства, которые в наших силах, а не сидеть праздно, сожалея о силе, которой мы не обладаем. Возможно, для нас было бы опасно владеть способностями, которых мы жаждем; всегда же безопасно освящать те, которые мы имеем.

Продолжение следует…

Источник: портал «Просто Жизнь»

Второго расслабленного Иисус исцелил при Овчей купели

Вторая история про расслабленного известна из Евангелия от Иоанна (5:1–15):

«Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».

(5:1–15)

Именно эту историю подразумевают, когда говорят про расслабленного, хотя она приводится в Евангелиях один раз, а не три. Её стоит разобрать подробнее далее.

Джованни Баттиста Тьеполо «Исцеление расслабленного при Овчей купели», наверху ангел — тот самый, который совершал ежегодные исцеления

Слово 2

Однажды вечером отдыхал св. пророк Давид на кровле дома своего, и увидел он с высоты кровли в соседнем дворе купающуюся чрезвычайно красивую женщину. Он возгорелся страстью к ней, послал слуг своих привести ее в дом свой. Расспросил ее царь и узнал, что она жена Урии, воина храброго, который воевал против аммонитян и сирийцев. Он взял ее себе. Он призвал начальника, под властью которого был Урия, и велел поставить Урию в самом опасном месте и отойти, чтобы был он убит. Пришел вестник с поля и донес, что исполнено по слову его — и умер Урия.

Два тяжких греха совершил св. пророк Давид: прелюбодеяние и убийство. К нему пришел пророк Нафан и обличил его. Обличая его, он сказал ему такую притчу:

…в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему (2Цар. 12:1-4).

Богатый человек позавидовал бедному и отнял у него единственную овечку. Скажи, царь, что сделаешь ты с этим богачом?

Давид воспламенился гневом и воскликнул: казнить, казнить его!

Но Нафан возразил: это ты, ты, царь Давид, тот человек, который отнял единственную овечку у бедного Урии.

Был потрясен царь Давид: он внезапно понял всю глубину своего падения, всю тяжесть своего мерзкого греха. И как же повел он себя, сознав страшный грех свой?

«И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом!» (2Цар. 12:13).

Он написал тот великий псалом 50-й, который слышите так часто: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».

Он писал в другом псалме: «Утомлен я воздыханиями моими; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих» (Пс. 6:7-8).

Каждую ночь обливался слезами, каждую ночь постель свою омочал слезами, терзаясь покаянием в страшном грехе своем.

И в другом псалме так написал: «… исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыни; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле… Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами…» (Пс. 101:4-8, 10).

Вот как каялся святой Давид. И за такое покаяние прощен он Богом.

Я говорил вам уже, даже не раз, о великом чудотворце отшельнике Иакове Постнике, который впал в тяжкий блудный грех с бесноватой девушкой, которую привели к нему для исцеления родители ее. Он ужаснулся падению своему, пришел в трепет, хотел скрыть свой грех. Он убил девушку, отнес ее на плечах и бросил в реку. Он содрогнулся пред содеянным им преступлением всем существом своим и пришел в такое отчаяние, что хотел уйти в мир. Но он встретил старца отшельника, который убедил его, что милосердие Божие неисчерпаемо. Тогда вошел он в пещеру, полную человеческих костей, и провел в ней десять лет, днем и ночью слезами омывая душу свою от двух тягчайших грехов.

В одной из прежних паств моих знал я одну несчастную девушку, полную благочестия и любви ко Христу, постоянно посещавшую храм Божий и ненасытно читавшую Евангелие Христово. И эту бедную девушку соблазнил и ввел в тяжкий грех блудный весьма опытный прелюбодей, который специализировался на развращении и растлении чистых и богобоязненных девушек и много их погубил.

Что было с этой бедной девушкой! Я наблюдал и видел, что она потрясена до такой степени, что теряет рассудок и помышляет о самоубийстве. Вы знаете, что я врач и умею понимать патологическое состояние человеческой души. Я видел со страхом, что она близка к умопомешательству, и наблюдал симптомы надвигающегося помешательства. Но Господь помог мне остановить эту несчастную девушку: я указал ей путь слезного покаяния и наложил на нее суровый пост и постоянную молитву.

Так мы поступаем со всеми тяжко согрешившими и этим возвращаем их в лоно Церкви, возвращаем им милость Божию, когда пройдут наложенные нами тяжелые епитимии.

И эту бедную девушку помиловал Господь.

Вот что бывает с человеком богобоязенным, любящим Христа. Ибо никто, никто не обеспечен гарантией от таких падений, диавол умеет иногда и с вершины лестницы добродетелей свергать достигших ее подвижников благочестия.

А теперь покажу другую женщину.

Молодой женщине замужней не хватает денег на ее наряды, на удовольствия и, чтобы приобрести эти деньги, она вошла в беззаконное сожительство с чужим человеком, которого нисколько не любила. Она творила долгое-долгое время тяжкое прелюбодеяние.

Когда ей говорили об этом, когда укоряли ее, она совершенно спокойно отвечала: «Ну что же, таковы материальные условия. Ничего дурного я не делаю, я поступаю как все, как многие поступают».

О таких, именно о таких сказал древний мудрец Иисус сын Сирахов: «Поела, обтерла рот и говорит: Я ничего дурного не сделала».

И она, несчастная, думает, что ничего дурного не сделала, торгуя телом своим, изменяя мужу своему!!!

Это что же, что творится в этой душе!

Это уже не единичное падение человека благочестивого, это в подлинном смысле слова духовная смерть.

Люди, которые говорят так, которые так поступают, потеряли совесть, потеряли стыд. Они оставлены, совершенно оставлены Богом, в Которого не веруют.

Они сами ушли от Бога, не молятся Ему. Им не нужны великие таинства Церкви, им не нужна духовная жизнь, им не нужна благодать Божия, получаемая в духовном совершенствовании, ибо ни о чем духовном не помышляют они — они помышляют только об угождении своей мерзкой плоти, ни перед чем не останавливаясь, чтобы угодить ей.

Вы, может быть, скажете: что же, если в Бога не веруют, не молятся, все-таки есть у них совесть.

Но совесть свою они заставляют молчать, ибо можно заставить ее молчать.

Когда впервые впадает человек в грех, тогда совесть громко обличает его, но если он не слушает голоса совести, то голос этот становится тише и тише. Продолжает он грешить, продолжает осквернять тело и душу свою, а совесть уже тихо-тихо робко шепчет: оставь, оставь… А он не слушается, он заставляет совесть совсем молчать. И чем больше будет он грешить, чем больше будет подавлять голос совести своей, тем скорее достигнет того, что она замолчит.

Вы скажете, может быть, как такие люди не считаются с общественным мнением, неужели им все равно, что люди думают о них, о их поведении?

Нет, они с общественным мнением считаются, боятся осуждения этого мнения. Но бывали и бывают в истории времена, когда общественное мнение само заслуживает осуждения, бывают времена, когда не единицы, но множество людей поступают так же, повинны в том же. Тогда все умножается и умножается число не стыдящихся такого гнусного греха как блуд, прелюбодеяние. Это становится обычным в обществе. Все один за другим впадают в эти грехи, все развращаются, и это общее развращение приводит к тому, что общественное мнение не осуждает развратных, — развращенность множится, множится, множится в несчастном народе, и растлевает сердца и умы народа.

Так было в великой Римской империи перед ее падением, перед тем, как была она уничтожена варварскими полчищами. Тогда был неописуемый разврат, было всеобщее падение нравов; тогда человечество считало милосердие к несчастным недопустимой слабостью. Тогда попиралось все чистое, все доброе, все святое. Тогда на степень культа возводились разврат, ложь и предательство.

Вот если настает такое страшное время в каком-либо народе, в каком-либо государстве, с ними будет то же, что с Римом.

Скажете, что же, неужели у них не было никакого сознания греха, никакого страха? Страха Божия не было, ибо в Бога не веровали.

А есть еще страх перед людьми, пред законом, который карает преступников и тем останавливает многих от совершения преступления. Да, этот страх есть у всех, но беда в том, что закон всякого государства карает преступления против имущества, против личных прав, против разбоя, грабежа, против нечистых сделок. Но в нравственность закон не вмешивается, закон блуда и прелюбодеяния не запрещает, а следовательно, когда эта несчастная поела и обтерла рот свой, нечего ей бояться и закона.

А все благочестивые, все добрые боятся не закона, ибо преступлений не совершают, а боятся Бога, и эта боязнь Бога удерживает многих и многих из нас от совершения гнусных и грязных дел.

Было время, когда дети воспитывались с малых лет в законе Божием, в страхе Божием. Остались и теперь такие родители, такие бабушки, которые всем сердцем заботятся, чтобы наставлять детей и внуков своих на путь правды, на путь добра. Слава Богу, что есть еще такие.

Но бедные эти бабушки! Как часто приходится им слышать от сыновей, от невесток своих: не вмешивайся в воспитание моих детей, я сам буду воспитывать их. Сама ступай в храм, если хочешь, а детей моих оставь, в страхе Божием не воспитывай.

А страх Божий многих останавливает от пороков. Молиться не приучают, а молитва для души то же, что хлеб и вода для тела.

Растение, которое не поливают, засыхает. Душа, которая не молится, не поддерживает себя молитвой, засыхает, становится мертвой.

Такие люди кажутся живыми, а на самом деле они мертвы, духовно мертвы, ибо живут они только ради самоугождения, угождения плоти своей, ни о чем духовном не помышляя.

А если так нечист человек, если живет без Бога, Бог оставляет его.

Все доброе, что человек творит, всякий шаг на пути христианском есть результат действующей в нас благодати Божией. И этой благодатью мы живем и не умираем. А те, которых я назвал духовно мертвыми, те, которые подобны этой несчастной женщине, которая обтерла рот и думает, что ничего дурного не сделала, — это люди, обреченные на вечную погибель.

Только в том спасение для нас, желающих войти в Царство Божие, чтобы неустанными молитвами, чтобы покаянием своим привлечь к себе Божию помощь, Божию благодать.

Все те, кто подобен этой несчастной женщине, суть духовно парализованные.

Вы слышали в нынешнем евангельском чтении, как Господь исцелил расслабленного в овчей купели.

Этот расслабленный лежал парализованным тридцать восемь лет, не мог двигать руками и ногами.

Есть много людей расслабленных духовно. Расслабленный, которого воздвиг Господь, ждал исцеления в купели овчей, ибо Бог посылал ангела своего возмутить воду, и кто входил первым, исцелялся, какой бы болезнью ни страдал.

А для нас эта Вифезда, эта овчая купель служит образом другого исцеления, не того, которое получалось однажды в год входившим в купель.

Чем же исцеляемся мы теперь? Прообразом чего являлась овчая купель? Прообразом того, о чем сказал Господь Иисус Христос в день Преполовения: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38).

Пусть только расслабленный духовно обратится к этому источнику жизни, и тогда из чрева его потекут реки воды живой — он так преисполнится благодати Божией, познания единой вечной истины, что помимо воли его это благодатное содержание души его будет изливаться, как реки воды живой, на окружающих людей. Свет души его будет светить и тем несчастным, которые пребывают во тьме неведения Бога.

Овчая купель есть вместе с тем и прообраз великого таинства крещения, в котором человек омывается от всех грехов своих, ибо выходит крещаемый из купели крещения оправданным, чистым и светлым.

Это всем предлагается, всех зовет Святая Церковь, о всех говорит Господь наш Иисус Христос: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:15-16).

О вы, несчастные, подобные этой прелюбодейке, о вы, люди с иссохшим сердцем, о вы, люди с засохшей душой, хоть теперь, хоть в последние дни вспомните о крещении, если не были крещены.

Вспомните, что это великое средство Божественной благодати, которое воскресит вас из мертвых и сделает вас причастниками жизни вечной. Аминь.

20 мая 1951 г.

Источник: Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Проповеди. Т. 1.– Симферополь, 2004.

Расслабленный — это человек огромной выдержки и веры

Богословы делают акцент на том, какой потрясающей выдержкой обладал расслабленный. Ведь он не два и не три дня провёл в купели в ожидании чуда!

Библия сообщает, что 38 лет несчастный ждал чуда, пока не явился Спаситель!

38 лет

расслабленный провёл в купели, чтобы получить исцеление

Но его проблема состояла даже не столько в немощи, сколько в отсутствии у окружающих сострадания.

Так рассуждает Протоиерей Александр (Шаргунов):

«Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? — этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Александр (Шаргунов)

Протоиерей

Одна из купален, в которой могло происходить исцеление

Новости

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, ПОКРОЙ НАС ОТ ВСЯКОГО ЗЛА!

27.02.2022

Для Господа не все времена одинаковы: есть дни поста и есть дни праздников, есть времена милования и есть судные дни. Вот и наше время состоит из особых дней для нашей державы. Сегодня, в воскресенье 27 февраля 2022 года, в неделю, когда святая Церковь

67

Подробнее

Во Вселенскую родительскую субботу митрополит Сергий отслужил панихиду в Покровском соборе

26.02.2022

26 февраля, во Вселенскую родительскую мясопустную субботу, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский, совершил панихиду в Покровском кафедральном соборе. Владыке сослужили ключарь собора протоиерей Максим Спиненко,

56

Подробнее

ВСТРЕЧА С БЛИЖНИМ: чему нужно научить детей

23.02.2022

В одном из учебников по подготовке к ЕГЭ, отличающемся своей основательностью, эпиграфом выставлены слова ректора МГУ В.А. Садовничего «Пять лет дается на то, чтобы сделать себя на всю жизнь. Потом такой возможности не будет». Можно

86

Подробнее

ВЕЛИКИЙ ПОСТ: подготовительные недели

22.02.2022

Задолго до начала самого Поста Цеpковь возвещает нам о нем и зовет нас встyпить в пpиготовительный пеpиод. Цеpквь имеет глyбокое психологическое пpозpение человеческой пpиpоды. Зная нашу недостаточнyю сосpедоточенность и yжасное «омиpщвление»

70

Подробнее

«Моя книжная полка» — о.Павел Флоренский «Детям моим»

20.02.2022

140 лет со дня рождения священника, ученого и писателя, человека с энциклопедическими познаниями во многих областях – о.Павла Флоренского. Он написал много книг, но его книга «Детям моим», дает нам увидеть портрет удивительного педагога и воспитателя.

62

Подробнее

В праздник иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», митрополит Сергий совершил Божественную литургию

19.02.2022

Божественную литургию в приделе иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Покровском кафедральном соборе совершил 18 февраля митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Владыке сослужили ключарь собора протоиерей Максим Спиненко, иерей

54

Подробнее

Священник Покровского собора провел экскурсию по храму для детей из детского дома

16.02.2022

Канун праздника Сретение Господне. Сорокадневного Младенца Иисуса Пресвятая Богородица по закону Божию приносит в Иерусалимский храм. Этот праздник так же символизирует встречу молодой души с Богом. Поэтому сегодня день православной молодежи. Иерей

55

Подробнее

В праздник Сретения Господня митрополит Сергий совершил Литургию в Покровском кафедральном соборе

16.02.2022

В праздник Сретения Господня, 15 февраля, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе. Владыке сослужили ключарь собора протоиерей Максим Спиненко, иерей Александр Микушин, иерей

59

Подробнее

Митрополит Сергий совершил вечернее богослужение накануне праздника Сретения Господня

14.02.2022

14 февраля, накануне праздника Сретения Господня, в Покровском кафедральном соборе было отслужено Всенощное бдение. Богослужение совершил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий в сослужении протоиерея Максима Спиненко, иерей Александра Микушина,

67

Подробнее

Митрополит Сергий совершил вечернее богослужение с чтением акафиста в Покровском соборе

14.02.2022

13 февраля митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил вечернее богослужение с чтением акафиста святому мученику Трифону в Покровском кафедральном соборе в Барнауле. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь Покровского

72

Подробнее

Всего в разделе: 415

Болезнь и прощение грехов могут быть тесно связаны

Ещё один важный момент — зависимость болезни от грехов.

Так бывает не всегда и не везде, но подобные ситуации встречаются. Доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф делится своими соображениями на эту тему:

«Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. От того, как мы живем, как соблюдаем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заповедями Христа о духовном совершенстве, то обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Грех, будучи нарушением воли Божией, разрушает взаимосвязь души и тела, расстраивает их единство и делает нас расслабленными — расслабленными прежде всего духовно».

Андрей Музольф

Доцент Киевской духовной академии

По православию, душа тоже может болеть, это состояние называется греховностью.

И далее Андрей Музольф объясняет, почему Христос сказал: «Прощаются тебе твои грехи»:

«Таким образом, физическая болезнь присутствует в мире как отображение болезни духовной. Следовательно, подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Именно поэтому Христос, прежде чем исцелить человека от физической болезни, говорит ему: “Прощаются тебе грехи твои!” Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия».

Андрей Музольф

Доцент Киевской духовной академии

Важно понять мысль: не исцеление недуга зависит от праведной жизни, а его полное здоровье. То есть человек, даже если с ним в физическом плане всё хорошо, никогда не сможет быть здоров, пока у него есть проблемы в духовной сфере.

Только гармонично развитое живое существо полностью здорово.

Руины купели найдены, но плохо изучены

Ту самую купель обнаружили доминиканцы. Однако они имели недостаточно археологического опыта, так что раскопки совершали со множеством ошибок.

По традиции считают, что Овчея купель — это руины у Ворот святого Стефана в северо-восточном углу Иерусалимской стены.

Руины Овчей купели

Доказательство этому надпись II века: «Помпея Луцилия вложила», что сообщает о ещё одном здешнем чуде исцеления.

Это здание изучено недостаточно, нельзя даже точно сказать, когда именно сооружены купели. Но, скорее всего, за несколько сот лет до нашей эры. Изначально здесь вполне могло располагаться языческое святилище.

Расслабленный — это душа человека, а болезнь — его грехи

Православная церковь каждую четвёртая Неделю по Пасхе празднует Неделю о расслабленном.

Это событие — не победа одного человека над болезнью, а указание на то, что вера способна исцелить каждого. Богослужебные тексты сравнивают с расслабленным душу всякого человека, а причиной его болезней называют грехи.

История про расслабленного — это урок веры для каждого человека.

Исцеление дарит Сам Иисус Христос. Причём это не чудо по расписанию, как бывало в купели прежде. Теперь каждый человек имеет возможность обратиться к Высшим силам с просьбой о помощи в возвращении своей духовной природы.

Для праздника существуют следующие тексты:

Икос

глас 3

Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Кондак

Руки Своей горстью держащий мира концы, Иисусе, Боже, как и Отец безначальный, и вместе с Духом Святым над всем владычествующий, Ты во плоти явился, недуги исцеляя; и страсти отогнал; слепым дал видеть свет, и расслабленного словом божественным восставил, внезапно повелев ему ходить и ложе, носившее его, поднять на плечи. Потому мы все с ним воспеваем и взываем: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

См. также:

+ — Исцеление расслабленного у Овчей купели Нажмите, чтобы свернуть

  • Святитель Игнатий Брянчанинов. Поучение в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном
  • Святитель Иннокентий Херсонский. Слово в неделю 4-ю по Пасхе
  • Святитель Николай Сербский. Неделя четвертая по Пасхе. Евангелие о чуде в Вифезде
  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю о расслабленном (1950)
  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю о расслабленном (1951)
  • Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель). Неделя 4-я по Пасхе, о Расслабленном: «Не имею человека».
  • Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь: В неделю о расслабленном
  • Протоиерей Александр Шаргунов. «Не имею человека»
  • Митр. Владимир (Иким). Слово 47. О расслаблении духовном.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: