Происхождение, образы, иконография, символы сатаны и дьявола


Телеграм канал @ieshua.org

Сатана. Какие образы вызывает в вашем воображении это слово? Злобное создание с рогами, хвостом и вилами? Симпатичный малыш в красном капюшоне на пороге вашего дома в Хеллоуин? Оставив в стороне культурные карикатуры, Сатана — это конкретное и реальное существо, известное христианам как великий лжец и обманщик, заклятый враг Бога и Его народа. Писание много говорит о его характере и поступках — кто он, и что он делает — но что относительно его происхождения? Откуда он взялся? Кто создал дьявола?

Болтливый змей

Библия открывается историей о творении, когда Бог провозглашал начало существования вселенной. Первые две главы являют захватывающие дух картины порядка, цельности и процветания. Не удивительно, что Создатель, обозрев Им созданное, объявил, что всё это «хорошо весьма» (Быт.1:31).

И вдруг, неожиданно появляется змей. Но это не просто обычный змей: он разговаривает, и надо сказать, что он очень разговорчивый. Очень быстро это извивающееся существо начинает разговор с Евой, соблазняя её саму и её молчаливого мужа — и вас, и меня — в бунт против Бога. По мере развития истории, становится ясно, что этот древний змей является воплощением самого Сатаны (Откр.12:9).

Происхождение дьявола

В Библии нет явного и ясного описания происхождения Сатаны. Предположительно, он начал своё существование спустя некоторое время после создания Богом совершенного мира (Быт.1:31) и до его появления в райском саду в виде змея (Быт.3:1). Несмотря на всё, что нам неизвестно, мы можем с определенной уверенностью утверждать, по крайней мере, следующие пять вещей.

Его создал Бог.

Писание утверждает, что всё было создано Богом и для Бога (Рим.11:36; 1Кор.8:6; Кол.1:16-17). Из этого естественным образом следует, что всеобъемлющая категория «всё» включает даже дьявола. В конце концов, если не Бог «стоит за» созданием Сатаны, тогда кто? Некое иное могущественное существо? Если так, тогда это существо должно контролировать, по крайней мере, одну сферу бытия. И тогда эта сфера не может быть полностью подвластна Богу и находиться под Его контролем.

Бог создал его добрым и хорошим.

Как источник всякого добра, красоты и истины, Бог создает только то, что соответствует Его природе — вещи, которые сами по себе хороши, прекрасны и истинны. Каждый аспект творения, на небесах ли, на земле ли, изначально был «хорош весьма». Павел выражает это просто: «Всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4). Характер Бога — совершенная чистота, в Нем нет даже частички тьмы или обмана (1Иоан.1:5; Иак.1:13). И Сатана был создан как ангел для служения и прославления этого великого Бога.

Очевидно, что-то пошло не так.

Некоторые созданные Богом ангелы восстали против Него.

Есть два места в Новом Завете, где идет речь о времени, когда ангелы восстали против Бога и пали во зло и тьму:

Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания. (2Пет.2:4)

Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. (Иуд.1:6)

Согласно Писанию, однажды случился мятеж ангелов против Царя Небес.

Сатана имеет власть в сфере демонов.

Как «князь демонов (бесов)», скорее всего, именно Сатана инициировал и возглавил этот небесный мятеж (Матф.12:24). И тогда, Сатана является первым грешником, «потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8).

Позиция Сатаны в качестве главы демонических сил не вызывает сомнений. Писание называет его «лукавым» (Матф.13:19), «князем мира сего» (Иоан.12:31), «богом века сего» (2Кор.4:4) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). Мы видим, как он инициирует атаки на Божий народ (Иов 1:6; 1Пар.21:1; Зах.3:1) с «властью» и силой (Деян.26:18), чтобы «связать» (Лук.13:16) и «обладать» (Деян.10:38).

Майкл Хортон разъясняет: «К падшим ангелам относятся не как творениям злым по природе, но как к последователям Сатаны в его мятеже. Однажды, самый славный и сильный ангел, Сатана, был преисполнен гордостью и совершил попытку небесного переворота».

Зло Сатаны проявилось изнутри него самого.

Не было никого, чтобы соблазнить Сатану в грех, его зло поднялось изнутри него самого. Тогда не удивительно, что Иисус называет его «отцом лжи» и «человекоубийцей от начала» (Иоан.8:44) — эти слова отзываются эхом ещё в начале истории.

Молодой сатана

Примечательно, что Моисей в буквальном смысле о сатане ничего не упоминал в своих книгах. Последний угадывается лишь в образе змея, который искусил Еву в Эдемском саду, но слово «сатана» не используется. Моисей составлял свои боговдохновенные книги, по всей видимости, на ныне мертвом финикийском языке. Тогда собственно иврита ещё не было, и евреи пользовались общесемитским языком, который условно можно назвать финикийским.

Таким образом, мы должны зафиксировать важную особенность: категория сатаны в священных текстах в явном виде появилась, судя по всему, не раньше рубежа второго и первого тысячелетий до нашей эры, когда евреи через пророка Самуила просили Бога дать им правителя-воина по типу языческих филистимских, чтобы лучше организовать защиту от последних.

Другими словами, непосредственно «сатане» всего лишь около 3 тысяч лет, в то время как, согласно археологии, люди современного внешнего вида и внутреннего строения (кроманьонцы) существуют уже около 40 тысяч лет. Также получается, что сатана (его описание в священных текстах) «моложе» авраамического Бога примерно на целую тысячу лет, а по сравнению с категорией Отца-Творца, который создал мир, согласно более древним религиозным системам, вообще сопливый юнец. Но так ли это в действительности?

У сатаны есть и другие имена: дьявол, Вельзевул, Люцифер, Бафомет и пр.

А что с Люцифером?

Есть очень вероятная аллюзия на падение Сатаны с небес в книге Исайи. Когда пророк описывает Божий суд над царем Вавилона, он переходит на язык, слишком грандиозный, чтобы описывать просто человека:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Ис.14:11-15; параллельное место Иез.28:1-19)

В Библии версии короля Иакова «сын зари» (morning star) переведено как Люцефер, что означает «носитель света». И хотя это общеупотребительный религиозный термин, он не встречается в большинстве современных переводов Библии.

Невозможно с уверенностью утверждать, что это место из книги пророка Исайи является аллюзией на гордыню Сатаны и его последующее падение с небес, но это, безусловно, возможно.

В темном лесу, на глухой дороге

Глухой и темный лес — место, которое вызывает страх даже у человека наших дней. Хотя мы и обладаем куда большими познаниями в области биологии, физики и прочих научных дисциплин, но в такой среде далеко не всегда можем найти подходящее объяснение тому, что происходит вокруг нас. Где-то скрипнула ветка, что-то зашебуршало в листве, движутся какие-то тени. На краю сознания мелькает мысль, что всё вокруг просто живет своей жизнью и мы здесь не одни. Но она быстро вытесняется страхом.

Мы боимся того, чего не видим, если ощущаем его присутствие. Это одна из самых главных защитных реакций организма, напоминание об опасности. Естественная она или сверхъестественная — не важно, нам просто нужно быть готовыми к ее появлению.

Какая там физика или биология, когда ты точно слышишь за спиной шаги? Это может быть шелест ветвей или крадущаяся в куче мха и растений мышь — такие объяснения придут в голову в последнюю очередь. Первым будет страх. А фантазия дорисует всё остальное — и отлично с этим справится.

Так появляются оборотни, привидения, а ночных путников преследует дьявол. И рассказ одного носителя опыта немедленно передается из уст в уста десятками и сотнями людей, обрастая всё новыми и новыми подробностями. Это делает страх общим — и, с одной стороны, влечет людей к Церкви, а с другой — толкает на не самые приятные поступки. Сам собой напрашивается вывод: если в лесу рядом с нашей деревней видели дьявола, то был он там не просто так.

А причина появления нечистого тоже лежит на поверхности — где-то живет тот, кто к нему неравнодушен. Значит, пришло время искать ведьму. И ее, конечно же, найдут и будут судить — скорее всего, использовав максимально надуманный и формальный предлог. Но сомнений не возникнет — равно как и в том, что в лесу был именно дьявол. Просто потому, что на дворе какой-нибудь XVII век, и познания в области естествознания находятся на примитивном уровне. Особенно у крестьян, большая часть которых и читать-то не умеет.

Так формируется, возможно, самый объемный корпус легенд о сверхъестественном.

Помимо видений откровенно дьявольского происхождения, здесь же обнаруживаются и многообразные локальные вариации: английские Черные Псы, сказания о которых встречаются с привязкой едва ли не к половине старых деревень Туманного Альбиона; практически повсеместные для Европы истории о блуждающих огнях, заманивающих путников в болота или просто мелькающих вдали и вызывающих ужас. Тут и там снуют оборотни и прочие вурдалаки. И даже знакомый нам по славянской традиции леший вписывается в эту концепцию просто идеально. Особенно если вспомнить, что он тоже существо потустороннее и явно не христианского происхождения.

Большинство историй такого плана сводилось к тому, что кто-то где-то увидел нечто пугающее. Но иногда возникали и более конкретные и развернутые сюжеты.

Если вы встречаете поздно ночью на лесной дороге темный силуэт, движущийся к вам, — это пугает. Но если встреча неминуема — возможно взаимодействие. Так и появлялись истории о более близких контактах человека с нечистой силой.

Конечно, любой добропорядочный христианин в этом случае должен начать молиться — и зло пройдет мимо. Но не каждый житель средневековой Европы — добропорядочный христианин. Поэтому иногда возникают куда более интересные варианты развития сюжета.

Например, дьявол (кому-то другому в ночном лесу просто нечего делать) может предложить отправиться на ярмарку в соседнюю деревню — конечно же, рано или поздно герой осознаёт, что дело явно нечистое, но уже поздно. Дьявол уносит его туда, откуда не возвращаются.

В других сказаниях лукавый предлагает сделку — например, он готов исправить (причем максимально оперативно!) тяготящую его собеседника ситуацию в обмен на какую-нибудь услугу. Если тот по своей простоте и наивности согласится, дьявол может вообще не напоминать о себе всю оставшуюся жизнь и только потом придет, чтобы забрать с собой в ад. Этому не стоит удивляться — чего еще и ждать, если ты связался с нечистью.

Изобретательный враг рода человеческого может и без каких-либо условий передать что-то сакральное: внушительную подборку оккультной литературы, исполняющий желание камень или сомнительного происхождения вытянутый предмет, который, если его потереть, заставляет явиться двух демонов и выполнить любое твое требование — но только раз в день. Последний случай в конце XVI века стал поводом для судебного разбирательства во Франции — по его итогам виновными признали 350 человек.

Давние вопросы

“Есть две равные и противоположные друг другу ошибки, в которые впадает наша человеческая раса, относительно демонов, — пишет К. С. Льюис в «Письмах Баламута. — Одна — не верить в их существование. Другая — верить и испытывать чрезмерный и нездоровый интерес к ним».

Мы находимся в глубоких и таинственных водах, и есть много не отвеченных вопросов, относительно которых Писание просто хранит молчание. Как могло нравственно чистое Божье творение восстать против Бога? Почему другие ангелы присоединились к мятежу? Когда все это произошло?

И хотя христиане не знают всех ответов, мы знаем Бога, у которого есть все эти ответы. И мы знаем, что «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Иоан.3:8).

Если вы следуете за Царем Иисусом, мужайтесь. Ваш враг был побежден (Кол.2:13-15), он терпит поражение прямо сейчас (Еф.6:10-20), и он будет окончательно побежден (Рим.16:20). Да, он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8), но смерть Иисуса обезвредила его, а возвращение Иисуса его уничтожит.

А пока, его разрушающее влияние распространяется ровно настолько, насколько позволяет рука Божья.

Автор — Мэтт Смитерст / thegospelcoalition.org Перевод —

Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!

Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube

Противный Зевс-Баал

Современное слово «дьявол» происходит от греческого «диаволос», которое использовалось в Древней Греции как прилагательное «клеветнический, клевещущий, злословящий» или как существительное «клеветник». Это слово в этих значениях мы встречаем у Пиндара, Аристофана, Менандра и Аристотеля. Предполагается, что это слово произошло от индоевропейских слов «диа» (через, раздельно) и «бало» (бросать, кидать). При этом сторонников этой этимологии не смущает, что в ней не прослеживается никакого фактического смысла. Как «бросание раздельно» стало «клеветническим»? Непонятно… Да и названные выше мыслители жили в середине и второй половине первого тысячелетия до нашей эры. А что было раньше? Использовалось ли это слово? Если использовалось, то в каких значениях? Возникает много вопросов, которые не имеют ответов.

На это слово можно посмотреть и с другой стороны. Греки в Средиземном море находились в плотном многовековом торговом взаимодействии с финикийцами, мужским божеством которых был Баал. Имя этого божества, судя по всему, тесно связано с быком. Сравните слова Баал, вол, бул (англ. bull). Бык в древних неписьменных культурах использовался в качестве иконы божества мужского первоначала (Отца-Творца, который создал мир). Не исключено, что вторая часть греческого слова диа-болус происходит именно через финикийского Баала от быка как олицетворения древнейшего образа Отца-Творца. В религиях более северных народов, кстати, также есть эквиваленты Баалу: Велес, Волос, Тавр Бусич, Тор (тур, таур (бык)) и т.д.

Тогда первая часть «диа» элементарно читается по смыслу как «бог» — деус (Зевс (Дый), индуистский Дьяус Пита (Небесный Отец), римский Юпитер (Дьюс-пита)). Греческий бог Дионис, например, тоже явно имеет эту первую часть «дио», которая также может указывать на божественность. В римской традиции Дионис зовётся Бахусом (Вакхом), в имени которого легко читается родство с финикийским Баалом.

Если это предположение верно, то греческое слово «диаболус», возможно, первоначально означало «бог Баал», то есть чужой для греков финикийский бог. Клеветнический — значит обманный, неверный, ошибочный (свой бог всегда истинный, а чужой ложный). А от этих значений по смыслу очень недалеко до значений «противный, противник, препятствующий, препятствие», то есть до значения слова «сатана», которое родом из иврита, который формировался на основе древнего языка, которым пользовались семиты, включая финикийцев. Круг замкнулся. В обоих случаях следы ведут к финикийцам.

Что касается других имен, то имя «Бафомет» появилось в Средние века, «Люцифер» — в 8-м веке до н.э., а ветхозаветный «Вельзевул» — это тот же Баал (Баал-Зебуб, господин мух).

Таким образом, «злословящий клеветник» дьявол и «препятствующий противник» сатана, имея очень древние корни, которые питала одна и та же финикийская почва, встретились в христианстве и с тех пор неразлучны. Эти слова сегодня обозначают образ, который имеет черты очень древних божеств, с позднеязыческими формами которых иудеи, а потом и христиане активно боролись.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: