Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

В Европе уже несколько веков существует рождественская традиция устанавливать в доме или возле дома вертеп. Детали для этого сооружения можно купить, а можно все сделать своими руками. В этой своеобразной декорации разыгрывается рождественское представление о появлении на свет младенца Иисуса.

Поскольку само действо относится к религиозной народной культуре, в России эта традиция была утрачена после революции. Ее возрождение началось в конце 80-х вместе с обновлением русской православной церкви.

В новом веке вертепное действо снова популярно. Его ставят самодеятельные и профессиональные коллективы, на большой сцене и дома — для друзей и домочадцев.

значение слова вертеп

Что такое вертеп?

Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве, в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль.

Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру.

Вертеп. Искусство, рожденное верой

Бродячий вертеп на ярмарке

вертеп сцена рождества

Помимо рождественского представления (инсталляция сцены рождения Христа из Библии) на ярмарке можно купить русские традиционные продовольственные товары, подарки ручной работы. Важно учитывать, что это традиционная схема организации.

Важно! Правила проведения обрядов: что это такое помолвка

В рамках рождественских празднований проводятся народные колядования, выступления фольклорных коллективов, тематические мастер-классы, представления воскресных школ. Бродячий вертеп встречается в рукописях в начале 18 века. Театр организовывали в форме реализации авангардной утопии.

История вертепа

Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп — одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем —1591 год.

Вертеп. Искусство, рожденное верой

К XVII веку механические вертепы стали популярны по всей Европе и, конечно же, в России. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали.

Вплоть до конца XIX в. вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с сюжетом из Священной Истории в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом.

Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского посвятил свою деятельность восстановлению традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам, выявляя характерные особенности, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал классическим образцом. Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки.) Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косою? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева. Голова прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Вертеп. Искусство, рожденное верой

Знаете ли вы, что…

Прообразы вертепа можно найти еще в античности — древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Ангел из ледяного вертепа в Якутии. Фото протоиерея Сергея Клинцова

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

Рахиль. Вертеп В. Новацкого

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

Традиции и история рождественского вертепа

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.

Традиции и история рождественского вертепа

Как устроен вертеп?

Вертеп — двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью, в них последние строго ориентировались на иконы, иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Вертеп. Искусство, рожденное верой

Работа и устройство вертепа

После окончания Рождественского поста начинаются зимние Святки. Эти дни насыщены прогностическими приметами, обрядностью, обычаями. Одним из них было вертепное действо.

Если следовать устоявшимся традициям, существует несколько форм рождественского представления:

  • вертепная композиция — объемные фигуры действующих лиц мистерии самых разных размеров, выставленные в соответствующей декорации;
  • вертепный кукольный театр — это представление в специально оборудованном пространстве (ящике) с участием музыкантов и певцов-сказителей;
  • театр с людьми-актерами, исполняющими роли всех или некоторых персонажей.

Статичная композиция «презепе» по сей день пользуется большой популярностью в Европе. А вот русскому народу всегда больше по душе было кукольное представление, рождественская мистерия, представляющая сцены из Священного Писания.

означает

На Руси

Большой ящик-домик с двумя ярусами, внутри которого и разыгрывался спектакль, переносили из дома в дом, устраивали представление на постоялых дворах и ярмарках. Вертеп устанавливали на возвышении, зрители занимали место на расставленных скамьях, пономарь зажигал свечи и волшебство начиналось.

Самое главное — это был не просто чудесный ящик, это была модель мироздания.

Верхний ярус, мир горний, был обиталищем Святого Семейства. Нижний — дольний — показывал дворец царя Ирода и события, сопровождавшие рождение Иисуса. Там же был и вход в ад, в который проваливался поверженный Смертью царь.

Под полом каждого яруса был сделан еще отсек, закрытый от зрителя. Там находились руки вертепщика, он держал кукол за специальные штырьки и двигал их по прорезям в полу. Озвучивал персонажей, как правило, сам кукловод, меняя голос и манеру говорить.

В действе часто принимали участие музыканты, которые исполняли духовные песнопения. Музыка давала героям очень точные характеристики и насыщала представление праздником.

Традиционный состав действующих лиц был неизменным:

  1. Святое семейство: Дева Мария, Иосиф, младенец Иисус, лежащий в яслях, рядом вол и ослик, которые, согласно преданию, согревали новорожденного своим дыханием — чаще всего были статичной группой и не имели слов. Вместо фигур иногда ставили икону Рождества.
  2. Вифлеемская Звезда — одно из главных действующих лиц. Нужно было, чтобы она была заметной и красивой. Обычно, звезду делали сквозной и подсвечивали сзади свечой, чтобы она загадочно мерцала.
  3. Ангел, который возвестил о рождении Бога. В православной традиции это был архангел Гавриил.
  4. Пастухи со стадом овец. Один из них держит на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божьего.
  5. Волхвы — триединый персонаж, закрепленный на одном постаменте. Они приходят поклониться Христу и приносят ему дары: золото, ладан и смирну.
  6. Царь Ирод. В ярко украшенном «дворце» в нижнем ярусе разыгрывались его злодеяния в городе Вифлееме и последовавшее за ними наказание.
  7. Рахиль — женщина с младенцем, которая приходит к царю с тщетной мольбой не убивать ее сына.
  8. Смерть в черных одеждах, с черепом вместо головы и с косой, которой отсекает Ироду голову.
  9. Бес. По приказанию Смерти он утаскивал злодея в ад.

Согласно религиозным канонам, нельзя было создавать эмоциональное, зрелищное, рождественское представление. В нем была недопустима актерская игра. Вертепные фигурки служили лишь иллюстрацией к текстам Священного писания.

После святок духовную часть представления показывать запрещалось, оставалась только светская. Тем не менее, вертепный театр был любимым развлечением детей и взрослых, независимо от их достатка и сословия.

Рождественский вертеп | куклы

В современном мире

Сегодня, как и сотни лет назад, перед Рождеством в храмах устраиваются вертепные композиции. Европейские младшие школьники разыгрывают рождественскую мистерию для родителей и друзей на светской сцене. В России такие постановки (тоже силами детей) устраивают церковные воскресные школы.

Вертепные композиции могут быть весьма оригинальными, например, с настоящими домашними животными. Первая такая была устроена в 2013 году у Кафедрального собора в Пятигорске.

Еще одна национальная русская традиция — пещера, слепленная из снега. Подсвеченная изнутри, она выглядит очень таинственно.

Настоящие кукольные спектакли в вертепных ящиках, по старинным традициям и канонам, представляют многочисленные фольклорные коллективы.

Можно сказать, что и в современной России рождественские вертепные представления стали непременным атрибутом праздника.

значение слова вертеп

Значение в истории

Вертеп подтвердил свое право на жизнь, пройдя более чем тысячелетний путь от времен, когда он служил своего рода Библией для простых неграмотных людей, до наших дней.

Панорамы, иллюстрирующие библейские события рождественской ночи, действительно укрепляли веру, ставили появление на свет Христа в ряд событий исключительной значимости для всех верующих.

И пусть один и тот же сюжет повторяется каждый год и все знают его наизусть — рождественское чудо, воплощенное в вертепных композициях, рождает любовь и веру.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет, повествующей о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва, рассказывающие о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду» (тот боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К Ироду приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер 31:15, Мф 2:18). Ангел утешает Рахиль. К Ироду приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп. Искусство, рожденное верой

скачать, распечатать, раскрасить и склеить.

Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они — статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: