Олег Стеняев о мытарстве воровства и суицидальности греха


№48 (1041) / 16 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Протоиерей Василий Гелеван: Нужно быть честным с самим собой

Беседы с батюшкой

Протоиерей Евгений Горянчик: Как преодолеть себялюбие и презрение к себе?

С бедностью в человеческие сердца приходят многие страсти, одна из них – страсть воровства. Что такое грех вообще?

– Грех – нарушение Божественной воли, нарушение заповеди, беззаконие. В широком смысле грех – любой поступок, который не угоден Господу, способен причинить вред или ущерб ближнему. Соответственно, он противоречит внутреннему голосу совести самого человека. Поэтому в любом грехе мы можем заметить две стороны – объективную и субъективную.

Несомненно, существуют церковное право, государственные законы, осуждающие те или иные преступления, и нормы человеческой морали, подвергающие те или иные проступки общественному осуждению. Но есть еще и голос совести внутри человека, обличающий его, если тот творит зло, даже если никто этого не видит и не знает.

Почему воровство грех? Вы сказали, что грех – преступление закона, заповедей и внутренней совести; в воровстве есть все эти составляющие?

– Конечно, есть. Воровство – один из наиболее тяжелых грехов, который человек вообще может совершить против своего ближнего.

Мы можем рассудить следующим образом. Когда человек трудится в поте лица своего (по заповеди Божией), он зарабатывает средства, приобретает на них себе необходимое, полезное для жизни – то, что ему требуется. И вдруг кто-то у него это тайным образом похищает – совершает кражу, грех воровства. Несомненно, у человека крадут не только предмет, имеющий материальную ценность: в широком смысле слова ущерб наносится всей жизни этого человека, ведь чтобы приобрести эту вещь честным трудом, ему пришлось потратить время, силы – часть своей жизни отдать, чтобы эта вещь у него была. И эту часть жизни у него похищают.

Мы здесь можем судить по аналогии. Почему Господь принимал ветхозаветные жертвы? Ясно, что они не могли спасти человека от вечной смерти, но тем не менее они Господу были угодны: часть жизни человек тратил на то, чтобы вырастить ягненка, козленка или теленка – силы, средства, время человек жертвовал Богу, отдавал Ему даром и за это получал Божие благословение.

Здесь мы можем судить от противного: человек потратил силы и время, чтобы приобрести какую-то часть имущества – если у него это крадут, то абсолютно незаконно присваивают себе часть его жизни. Соответственно, становятся уже не только его обидчиками, но и врагами Божиими.

Потому, видимо, этот грех и входит под номером 8 в список 10-ти заповедей, данных Господом. Чем он так страшен, что он входит именно в 10 заповедей Божиих?

– В Библии, в Книге Второзаконие мы находим 10 заповедей Моисея, где под номером 8 имеется заповедь «не укради», прямо запрещающая любые формы воровства (следует заметить, что такая норма существует не только в христианстве: любая мировая религия запрещает воровство).

Причем с этим запретом в разных религиозных традициях соединяются различные формы возмездия. Например, в исламе все очень строго – по закону шариата, который основывается на Коране, если человек украл и его вина доказана, ему положено отрубить руку за то, что он совершил грех воровства и этой рукой взял чужое. Причем эта заповедь распространяется Кораном на человека любого сословия – как бедного, так и богатого. И в христианстве отношение к воровству, краже очень строгое – в средневековой Европе действовали практически те же самые нормы.

Сейчас у нас законодательство гуманнее, но грех от этого меньше не стал. Если человек крадет чужую вещь, он становится преступником, прежде всего – Закона Божия, ибо в Библии прямо написано: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем – если, например, он не убивает, но крадет, он тоже преступник Закона Божия и, кроме того, он еще и преступник гражданского закона.

Почему для Бога так важно, чтобы чужая собственность была защищена?

– Господь тайным образом благоволил облечься в нашего ближнего, как говорят святые отцы. Поэтому любое добро, которое мы делаем ближнему, мы делаем как бы Самому Господу Иисусу Христу, и любое зло, которое мы делаем ближнему, мы косвенно причиняем Богу.

Господь дал благосостояние, имущество Своему рабу, который, пользуясь Его благословением, все это себе приобрел. Поэтому Господь стоит на страже интересов каждого человека.

То, что добывается честным трудом, Господу угодно: Он видит потраченные усилия, что это было сделано честно, что никакие моральные нормы или заповеди Божии не были нарушены. А если человек пытается тайным образом присвоить себе нечто чужое, то разрушается весь установленный Богом порядок честного, законного труда, на котором строится все человеческое общество. Представим себе, что мы жили бы в обществе, где все были бы только ворами, никто не зарабатывал бы честным образом, а все пытались бы что-то украсть друг у друга; жить в таком обществе было бы невозможно.

Сложился стереотип, что у человека красть нельзя, а у государства – можно: «это же ничейное».

– Государственное – не означает «ничейное». Государство – общее дело всех людей, которые являются его гражданами. То, что принадлежит государству, есть наше общее достояние. Поэтому тот, кто посягает на общее достояние, тоже пытается незаконно урвать часть, ему не принадлежащую.

Например, возле дома растет елочка, радующая глаз каждого, кто мимо нее проходит. Но если в одно утро перед Новым годом мы выходим во двор и видим, что елочку кто-то спилил (скажем, сантиметров на 15 от корня) и остались только самые нижние ветки, а остальное он унес себе – украсить свою квартиру на праздник, то этот человек совершил грех: это злодеяние, преступление. Вроде бы елочка никому конкретно не принадлежала, она была общей, тем не менее он пытался сделать общее своим собственным, убил растение и причинил моральную травму всем жителям двора.

Какие грехи может повлечь за собой воровство? Что еще оно может вызвать из адской бездны?

– Очень много грехов связано с воровством (как правило, грехи друг с другом связаны). Если человек крадет у другого, то в душе того, у кого он украл, возбуждает различные отрицательные эмоции: человек ощущает досаду, обиду, горечь от того, что у него украли, ощущает осуждение – это может вылиться и в гнев, и в раздражение, и в сквернословие. Проявления могут быть самыми различными, но их не было бы, если бы у человека не украли эту вещь.

Получается, ты заставил согрешить человека?

– Да, ты его побуждаешь к какому-то греху, и он чувствует оправданность своих действий: против него была нарушена заповедь, нарушен закон, поэтому он так реагирует.

Кроме того, нужно сказать: когда человек крадет чужое, это никогда не принесет ему добра, он не разбогатеет себе во благо. Так или иначе это будет иметь какой-то греховный шлейф: бесовское влияние обязательно будет сохраняться над вором, пока у него будут награбленные или украденные вещи – это будет побуждать его к совершению других грехов, он может промотать эти деньги в пьянстве, разврате, приобрести на них что-то недолжное, ненужное…

Зачастую мы видим, что у представителей криминального мира свой греховный образ жизни: у них сложилась собственная субкультура, в которой они вращаются, – воровское сообщество, где все пропитано грехом: буквально атмосфера зла, греха, в которой они постоянно живут. Она для них становится естественной средой обитания. Но конец такого пути только один – на дно адово.

Есть конкретные причины, которые могут вызывать грех воровства?

– Безусловно. У любого греха есть свои конкретные причины. Относительно воровства в первую очередь нужно назвать грех (и страсть) сребролюбия: человек хочет обогатиться за счет другого – своего ближнего. Сребролюбие может найти себе разный выход. Человек, имеющий страсть сребролюбия, может и честным путем заработать себе блага, к которым он стремится, к которым направлен интерес его души.

И есть люди, желающие не работать, но добыть все более легким путем – лень здесь тоже имеет место: если сребролюбие сопряжено с трудолюбием, точеловек, может, и вредит себе, работая только ради того, чтобы быть еще богаче, иметь больше благ, но другим он этим никакого зла не приносит, – а если он крадет чужое, то принося себе временное благо причиняет вред еще и окружающим.

Кроме того, я думаю, с воровством тесно связан грех зависти: если человек видит, что у другого что-то есть, а у него нет, то пытается каким-то образом это присвоить – это абсолютно недолжная реакция на чужое богатство. Если ты видишь, что у другого есть, а у тебя нет, – работай честно, больше трудись, и у тебя тоже это будет. В конце концов, примени свои способности в честном направлении.

Мне кажется, что воровство никогда не происходит по воле только одного вора – всегда, при любом преступлении (в том числе при любой краже), имеет место бесовское присутствие, влияние и внушение. Человек, ворующий постоянно, находится буквально в бесовской одержимости (может быть, даже под влиянием какого-то конкретного беса воровства, который постоянно побуждает его творить новые преступления иногда даже не ради денег, а просто ради самого преступления) – он уже не может жить иначе.

Но ведь борьба с этим грехом все-таки возможна – какие средства можно применить в борьбе с ним? Можно ли его вылечить?

– Любой грех можно преодолеть, любую страсть искоренить из души, если у человека есть чистосердечное раскаяние: если он осознает свой грех, покается перед Богом в том, что делал раньше, прекратит грех совершать – и вместо него будет творить добрые дела (в том числе дела христианского милосердия). Тогда этот грех может быть и прощен, и уврачеван.

Чтобы грех воровства был прощен, человек должен его прекратить: должен перестать его совершать, покаяться на Исповеди перед священником и в дальнейшем этого греха больше не делать.

Некоторые думают, что если они будут продолжать совершать этот грех, но какую-то часть жертвовать, например, нищему, больному, или знакомому священнику, или на храм, Бог будет прощать ему грехи… Этого не произойдет – например, преподобный Серафим Саровский запрещал брать пожертвования от людей, зарабатывавших деньги нечестным путем: он говорил, что такое пожертвование Богу неугодно, от него не будет пользы ни Церкви, ни людям.

Мы сказали о грехе, о его развитии, о том, как с ним бороться. А есть превентивные меры? Как нужно воспитывать детей, чтобы они правильно относились к чужой собственности?

‒ Очень важный момент. Психологи давно заметили, что большинство воров начинали подворовывать уже с детства – если в детстве их вовремя не остановили, не наказали, не объяснили, то этот грех дальше развивается как снежный ком, становится все крупнее, а случаи воровства все чаще.

Ясно, что родители должны внимательно следить за развитием своих детей и, если вдруг они замечают, что у ребенка появилась новая вещь, которую они ему не покупали, они должны у него спросить: «Откуда ты это взял?». Если он скажет, что нашел (или что-то подобное), надо докопаться до истины: как правило, хорошие, ценные вещи на дороге не валяются. Бывают, конечно, редкие исключения из правил, но обычно бывает по-другому. Поэтому, если удается выяснить, что ребенок это у кого-то украл, надо потребовать, чтобы обязательно он каким-то образом это вернул (пусть явным, пусть тайным – как удобнее сделать) и ни в коем случае этой вещью не пользовался.

Надо ему объяснить, насколько противное Богу и людям преступление он совершил, и если он будет так дальше поступать, то это может привести его в конце концов в тюрьму, что зачастую и происходит с ворами – рано или поздно они все равно попадаются, у большинства из них есть и рецидивы: они не раз посещают места не столь отдаленные, где их пытается исправить государство.

Но все-таки исправление должно происходить изнутри – именно через покаяние, прежде всего перед Богом, через осознание того, что это не просто нарушение закона, это именно грех – то, что повредит тебе самому в вечности, то, что лишит тебя перспективы богообщения, пребывания с хорошими людьми: фактически воры, которые продолжают воровать и поддерживают общение с такими же, мы прекрасно понимаем, Царства Божия не наследуют.

Какое наказание от Бога может быть здесь, в этой жизни, людям, так промышляющим?

‒ Как показывает жизненный опыт, Господь наказывает так, как не накажет никакое самое справедливое государственное законодательство. Есть такая народная пословица: «Бог долго ждет, да больно бьет» – Он до поры ожидает покаяния грешника, Он ожидает, что человек одумается, исправится, перестанет грешить, а если этого не происходит, то человека постигает то или иное наказание: либо со стороны таких же, как он, терпит возмездие, либо Господь его посещает очень тяжелыми скорбями – это могут быть неизлечимые онкологические заболевания, которые тоже оставляют ему время для покаяния (ведь рак не убивает человека сразу), или другие тяжелые заболевания, или несчастья, связанные со здоровьем, благополучием родственников, детей – Господь выбирает уязвимую, болезненную для человека сферу жизни, чтобы его вразумить, ибо конечная цель Промысла Божия – спасение души, и Господь имеет план спасения для каждого из нас. Если мы следуем этому плану по мере сил, то не нужны жесткие действия Промысла Божия, чтобы нас вразумлять.

Господь мягкими способами нас вразумляет. Но если человек явно уклоняется от этого пути (а грех воровства ‒ именно резкое уклонение от плана, прямое противоречие замыслу Божию о человеке, преступление заповеди), Господу приходится употреблять все более и более жесткие методы. Вплоть до того, что действительно случаются трагедии в жизни тех, кто посягает на чужую собственность.

10-я заповедь говорит: не пожелай. Как она связана с 8-й – не укради?

‒ Связь тесная. Мы можем тут даже увидеть явные параллели. Говорится: не пожелай жены ближнего своего, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего. Если человек этого желает, то он уже буквально стоит в одном шаге от воровства. Он, конечно, может это пожелание по-разному проявить, оно может так и остаться у него нереализованным, но даже если оно осталось нераскаянным в душе, уже получается грех зависти. А если оно реализуется в мошеннических схемах по присвоению чужого имущества, это тоже разновидность греха воровства: обманным путем человек пытается присвоить себе то, что ему явно не принадлежит, употребляя для этого средства связи, хитроумные схемы, чтобы оказать давление на человека. Ясно, что это тоже грех, это Богом запрещено.

Так что связь видна. И как мы уже говорили, человек, который впадает в один грех (скажем, в грех воровства), не может остановиться – он обязательно будет что-то еще к этому добавлять, другие более тяжкие грехи.

Как защититься от воров? Ведь на самом деле Господь призывает нас к рассуждению и трезвению. Играют эти добродетели какую-то роль в превентивных методах?

‒ Да, вы назвали очень правильные слова: рассуждение, трезвение. Я бы к этому добавил еще бдительность, внимание – во многом жертвы воровства смогли бы заранее (если бы подумали, что у них могут украсть) этот грех предотвратить, если бы были внимательнее, осмотрительнее, осторожнее. Но, с другой стороны, от всего предостеречься невозможно. Воры на то и воры, что знают, когда у человека что-то легче украсть: когда он менее к этому готов, расслаблен, менее внимателен – они ловят момент, чтобы совершить свое злодеяние.

Безусловно, нужно хранить трезвение, бдительность, молиться Богу, чтобы Он Сам Своим благодатным Промыслом вразумлял нас, ограждал. У нас даже есть такая молитва в вечернем правиле: «Господи, избави нас от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи» – одна из молитв святого Иоанна Златоуста именно так сформулирована.

Вот об этих «некоторых», могущих причинить нам целенаправленное зло, я бы тоже хотел сказать. Есть такое украинское слово «злóдий» ‒ злодей, означает буквально: «преступник» – тот, кто совершает преступление и направленно, продуманно хочет причинить вам зло. Это именно злые люди, которые по отношению к ближнему прежде всего испытывают зло: они не испытывают любви к ближнему (вот, наверное, самый главный корень греха, и воровства, и других грехов, но сейчас мы говорим об этом – ясно, что человек, который любит своего ближнего, не будет у него ничего воровать, понимая: если он у него что-то украдет, причинит ему страдания. Если он любит этого человека, он никогда ему страдания не причинит).

Грех воровства – это прежде всего грех нелюбви, презрения, ненависти, пренебрежения ближним. Мне кажется, главное, за что Господь наказывает воров – даже не присвоение материальных ценностей, не отъятие их нечестным путем, но за проявление греха нелюбви, пренебрежения, ненависти к своему ближнему.

Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную и важную беседу. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Божией вам помощи, ангела-хранителя!

Записала: Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

В других номерах:

У нашей мамы длинные руки

Аппликации Марии Сосниной

Возможно, кто-то сейчас подумает, что бессмысленное и беспощадное воровство подобного рода было свойственно лишь советским людям. Но увы… Знакомая рассказывала, как во время недавнего московского урагана на их машину упало дерево, смяло крышу и разбило заднее стекло. Пока они, услышав вой «сигналки», спускались с шестого этажа, какая-то проходящая мимо женщина с двумя маленькими детьми вытащила через разбитое окно большого плюшевого медведя, валявшегося сзади за спинками сидений. Вытащила и отдала своим детям. Соседка видела это в окно, рассказала потом хозяевам. Вот представьте себе только — ураган вокруг деревья валит, у тебя — двое мелких рядом, а ты на глазах у них лезешь в чужую машину за копеечной игрушкой. Пока хозяева не пришли.

Аппликации Марии Сосниной

Думаю, это будет похлеще, чем довлатовский цемент, дяди Колины электроды и мой кактус вместе взятые. И никакие объяснения тут уже ничего не объяснят. Не о чем тут говорить. Не про слова это уже.

Наверное, потому и дал нам Господь «не укради» именно как заповедь, как железное нерушимое правило, которое не подлежит обсуждению. Хочешь быть Божьим — исполняй. Не исполняешь — озоруй дальше с неведомыми до поры обитателями метафизической тьмы.

Все заповеди по сути лишь очерчивают границы нашей человечности, за которыми кончается уподобление Богу и начинается уподобление дьяволу. Заповеди охраняют в человеческой душе пространство, на котором способна расцвести наша любовь к Богу и к другим людям. Нарушишь хотя бы одну из них — и сразу же на этот залитый солнцем луг хлынет ледяное сатанинское безразличие, вымораживая все живое и превращая тебя в бессердечное существо. Способное, к примеру, равнодушно наблюдать за страданиями бедолаги, у которого ты только что украл абсолютно ненужную тебе вещь.

Заповедь; Не кради

Что может быть проще — не твое, не трогай. Порой нам кажется, что канцелярия на работе ничья, и ничего страшного, если взять пару листочков бумаги или ручку. Все привыкли, что повара тащат домой еду с мест общественного питания, не заплатив за нее, и это стало нормой, а бесплатно покушать на работе вообще не обсуждается.

Проехать «зайцем» в общественном транспорте и быть не пойманным контролером — чуть ли не подвиг. Восьмая заповедь запрещает присваивать то, что принадлежит не тебе, ибо нарушение этого постановления влечет за собой нарушение и второй заповеди «Возлюби ближнего своего», а здесь уже один шаг и до почитания Бога.

Ответ на возражение 2

. Наказания нынешней жизни являются скорее лекарствами, чем карами. В самом деле, [«мы знаем», что] для возмездия грешникам «поистине есть Суд Божий» ( Рим. 2, 2 ). Поэтому в соответствии с судом нынешней жизни смертью карается не всякий смертный грех, а только тот, который причиняет или непоправимый ущерб, или же сопряжен с каким-либо отвратительным пороком. Таким образом, нынешний суд не приговаривает вора, который не причиняет непоправимого ущерба, к смертной казни, за исключением тех случаев, когда воровство отягощено неким сопутствующим обстоятельством, например кощунством, т. е. кражей чего-то священного, казнокрадством, то есть кражей общественной собственности, о чем пишет Августин, и кражей людей, за которую должно предавать смерти ( Исх. 21, 16 ).

Вам может понравиться => Ветеран Труда Чувашской Республики

Возражение 3

. Далее, берущий то, что ему принадлежит, похоже, не совершает греха, поскольку, сохраняя равенство, он не действует против правосудности. Однако человек совершает воровство даже в том случае, когда тайком забирает свою собственность, удерживаемую или охраняемую другим. Следовательно, похоже, что воровство не всегда является грехом.

Фома Аквинский Сумма Теологии

Этому противоречит

сказанное Августином о том, что «[так называемые] «апостольствующие» с чрезвычайной самонадеянностью усвоили себе это имя потому, что не допускают в свои общины людей женатых или обладающих какой-нибудь собственностью, хотя таковыми же являются монахи и клирики, коих в католической церкви немало». Причина же того, что эти люди стали еретиками, была та, что, отъединившись от Церкви, они думали, что те, которые наслаждаются пользованием вышеупомянутыми вещами, которых сами они лишены, не имеют надежды на спасение. Следовательно, ошибочно утверждать, что человек не вправе обладать собственностью.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Грех воровства

Никто не говорит, что вообще не нужно откладывать часть честно заработанных средств, но во всем должна быть разумная мера. Если человек сэкономил деньги, чтобы помочь кому-то, или он собирает их на большую покупку — это понятно и разумно. Нет греха в том, чтобы откладывать средства с зарплаты на необходимую цель: квартиру для семьи, машину, на лечение ребенка, поездку в святые места или на отдых, но копить их, как пушкинский скупой рыцарь, без особой нужды — греховно.

А есть такие люди, которые находятся во власти жадности и корысти. Такой человек копит, но никому не помогает, сам ходит в обносках и при этом собирает по копеечке. Страсть к накопительству настолько сильна, что он даже не задумывается, зачем, в сущности, ему нужны деньги и успеет ли он ими воспользоваться. В евангельской притче Господь говорит богачу: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20) Суть греха сребролюбия и корысти заключается в том, что человек надеется не на Бога, а на деньги (Лк. 12:21). Такой человек уверен, что золото, акции или наследство избавят его от трудностей.

Святитель Василий Великий писал: «Всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, не убивай, не прелюбодействуй, не кради (Исх. 20: 13–15): каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности. Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19: 19); продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19: 21); кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5: 41), – вот уже действия, приличные подвижникам, и для совершения их нужна уже душа мужественная. Посему подивись мудрости Того, Кто через более легкое и удобоприступное ведет нас к совершенству» 3 .

Сын Божий в беседе с фарисеями дает следующую интерпретацию данных слов: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7: 12). Он указывает на деятельную сторону Ветхого Завета словами: ибо в этом закон и пророки.

Нужно помнить: всё, что мы читаем или смотрим — это чей-то труд, и пользоваться им бесплатно — нечестно. Есть сайты, которые покупают медиа-продукты достойного качества и выкладывают их для бесплатного ознакомления, зарабатывая на рекламе — так действуют многие фильмотеки, сайты учебной литературы, «читалки» и прочие. Словом, каждый сам выбирает, откуда и какую информацию черпать. Главное — разбираться в том, как всё работает, и избегать пиратского контента.

Не всегда. Бывают разные обстоятельства: люди могут разъехаться, чужая вещь может потеряться. Кражей мы считаем только умышленное присваивание себе этой вещи. Если же вы потеряли её или не смогли возвратить — конечно, это не кража. В такой ситуации нужно постараться вернуть или компенсировать человеку его потерю.

Ведь у Исаака было два сына и судя по намерению отца дать благословение своему старшему сыну — Исаву, он был более порядочен. У них был общий отец и общая мать, выросли в одной семье, получили одинаковое воспитание. В чем же преимущество Иакова что он удостоился чести быть прародителем Израильского народа, а его брат — нет?

Наодалживав украшений, евреи тайно снялись с места и ночью ушли. Считая что у рабов драгоценностей быть не могло (то есть все потраченное золото было ворованное), я как то просуммировал сколько же материала пошло на изготовление золотого тельца, скинии и прочих атрибутов. Получились довольно таки интересные цифры

Грех воровства

«Не воруй!» – гласит одна из мудростей, которую Боги в свое время принесли вам на Землю. Если бы люди понимали и принимали, что являются друг для друга братьями и сестрами и им нечего делить в этом мире, они бы не делили, а принимали все с радостью и благодарностью. Вы же, люди, очень смешны, вы делите то, что вам не принадлежит: недра земные, земли и океаны, страны и континенты. И каждый пытается урвать кусок получше, совершенно не задумываясь о сути происходящего.

Люди разучились быть благодарными Творцу за богатства Его. Мало того, что Он вам позволил пользоваться всем, вы пытаетесь еще и воровать друг у друга. Воровство – это одно из тяжких преступлений, и оно приравнивается к греху, который занимает третье место по шкале тяжести содеянного. Воры, так же как и убийцы, попадают в Темное Царство, но на третий уровень, и находится там в заточении каждый с определенным сроком, в зависимости от того, что украл, сколько украл, у кого украл. Почему? Да потому что воровство ста рублей у богатого человека, как укус комара – он даже не почувствует, что у него украли. Но укради такую же сумму у бедного – и для него это будет целая трагедия. И тем не менее, и то и другое является грехом, за который человеку придется ответить.

Однажды авва Зенон проходил Палестину и, утомившись, сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысл говорил ему: «Возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важного?» Но он отвечал своему помыслу: «Воры подвергаются наказанию; так испытай себя, можешь ли ты перенести наказание». Вставши, он пять дней простоял на жаре и, изнуренный жаром, сказал сам себе: «Не могу снести наказания», потом говорит своему помыслу: «Если не можешь, то не воруй и не ешь».

Как-то разбойники приплыли на челнах к Красному острову на Новом озере. «Сыны беззакония, — грозно сказал отшельник, преподобный Кирилл Новоезерский, при встрече с ними, вы забыли, что есть грозный суд правды Божией и на пустой остров явились для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете? Все мое серебро в моей келье. »

Причастие

Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию – Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное – настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох – без молитв покаяния и причастия.

Изречения святых и подвижников-чудотворцев о поведении

Воровство, по-славянски «татьба» – тяжкий грех, лишающий недугующих им Царства Божия, Царства Небесного. «Ни лихоимцы, ни татие. ни хищницы Царствия Божия не наследят», – говорит Апостол Павел (1Кор.6:10). Очевидно, профессиональных воров, грабителей и жуликов среди нас, собравшихся сегодня, нет. Но ведь взять самую малость, тебе не принадлежащую, это уже воровство.

Вам может понравиться => Списание Госпошлины За Регистрацию Авто За Счет 44

И с сегодняшнего дня не пачкайте своих рук и совести краденым. Никакой пользы, ни материальной, ни тем более духовной, накопленное таким образом добро не принесет! Наоборот, и честно-то заработанное пойдет прахом, и душевного покоя нет – все думы: как бы не попасться, не подсчитал бы кто, что живу не по средствам, не заподозрил, не донес.

***

Один брат подделал ключ, отворил келью одного из старцев и взял его деньги. Старец же, обнаружив пропажу, написал хартию: «Господин брат, кто бы ты ни был, окажи любовь, оставь в следующий раз половину на мою нужду». И, разделив деньги на две части, положил хартию. Тот же, пришедши в другой раз и разорвав хартию, взял все деньги. Потом, спустя два года, он стал умирать, и душа его не выходила. Тогда призвал он старца и покаялся ему в содеянном, и по молитвам старца мирно отошел ко Господу.

Как готовиться к исповеди

Во всех православных церквях и храмах службы проходят в праздничные дни и по выходным. Перед исповедью желательно прочитать канон. Также стоит понимать, что исповедоваться стоит искренне. В другом случае нет смысла от обычно прочитанного перечня грехов перед батюшкой. Если есть чувство вины перед Богом за содеянные проступки, тогда обязательно нужно идти в церковь и исповедоваться.

В Писании прописаны самые тяжкие грехи перед Иисусом. Также есть прописанные грехи на исповедь для женщин:

  • редкое посещение храмов;
  • интимная близость до брака;
  • посещение гадалок и ясновидящих;
  • надевание откровенной одежды;
  • аборты.
  • вера в приметы;
  • отказ в помощи ближнего;
  • употребление наркотиков;
  • боязнь постареть.

Сильный пол особо ответственно должен относиться к данному вопросу, потому что именно мужчина является главой семьи и подражанием для будущего поколения. Также прописаны грехи на исповедь для мужчин:

  • воровство;
  • отказ в помощи ближнему;
  • физическая сила, направленная на других;
  • наговор;
  • насмешка над слабым человеком;
  • лень и жадность;
  • недоверие;
  • тяга к соблазнам;
  • самолюбие.

Если исповедоваться приходиться не первый раз, тогда за ранее проговоренные грехи не нужно повторять. Господь Бог очищает душу и нет смысла оговаривать дважды один и тот же проступок.

Воровство Грех Или Нет

ОТКАЗ БЛИЖНЕМУ В КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАНЕСЕННЫЕ ЕМУ УБЫТКИ. Еще в Ветхом Завете содержался закон, обязывающий компенсировать убытки, нанесенные ближнему в результате вины или небрежности. Например, если у кого были повреждены скотом урожай на поле или в саду, то хозяин животных обязан был возместить убытки с лихвой или соответствующими продуктами или в денежном эквиваленте (Исх. 22, 5-6). Христианин же тем более должен поступать так, чтобы ближний не гневался на него и не был бы обижен им из-за понесенных убытков. Например, если кто снимал квартиру или просто жил у друзей во время их отсутствия и им по какой-то причине были испорчены обои или что иное в квартире, то перед возвращением хозяев он должен сделать ремонт или оплатить его стоимость владельцам поврежденной собственности. Даже если ближний и не требует с нас вознаграждения за убыток по своей совестливости или потому, что не может, очевидно, доказать свои потери, то мы сами должны предложить ему вознаграждение. Если же он ожидает вознаграждения, то в таком случае отказ с нашей стороны есть прямое насилие над его собственностью. Также если кто-то из нуждающихся художников или ремесленников дарит нам свое произведение искусства, то мы должны по своей силе оплатить его труд, хотя он и преподнесен нам в виде подарка.

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ПОШЛИН. «От тайных моих очисти меня» (Пс. 18, 13). Большинство предпринимателей в настоящее время скрывается от уплаты налогов. Так, например, существует преступный таможенный бизнес, когда декларируют один товар, а под его видом провозят другой, более дорогой, скрываясь от выплаты налоговых пошлин. Таким образом осуществляется воровство денег у государства, которые должны тратиться на общественные нужды. Правда, во многом виновата настоящая налоговая система, которая построена таким образом, что абсолютно честно платящий налоги практически не получает прибыли. Православный христианин должен вести дело так, чтобы совесть его была спокойна, чтобы он не боялся ни бандитов, ни налоговой полиции, был честен по отношению к деловым партнерам и покупателю. В случае, когда честный бизнес в данной сфере деятельности невозможен, лучше сменить сферу деятельности, чем постоянно жить с неспокойной совестью. Если по какой-либо причине пошлины и налоги не были уплачены, то эти средства должны быть направлены на дела благотворительности, на помощь голодным и нуждающимся. В таком случае деньги, направленные на богоугодные дела, послужат компенсацией отсутствия заботы государства о своем народе.

Воровство стало нормой жизни

Когда маленькие дети берут чужие игрушки — это не воровство, а спонтанное действие. Ребенок забирает игрушку и прячет ее в карман — это естественный поступок, соответствующий его желанию. Ему очень хочется эту вещь, особенно если у него такой нет. В этом возрасте он еще как следует не различает, что принадлежит ему, а что чужое. Малыш растет, познает мир и опытным путем проверяет границы дозволенного. Важно знать, что у детей до семи лет слабо развиты волевые процессы, поэтому родителям следует с малого возраста приучать ребенка возвращать чужое, дарить и делиться. Многие мамы, поймав свое чадо на краже, оправдывают его поведение неразумностью и не заостряют внимания на поступке. Таким образом радость от присвоения чужого постепенно становится частью характера малыша. Очень важно учить детей, что воровство это плохо, что подобный поступок направлен против небесных законов и за их нарушение придется отвечать. В семь лет дети уже хорошо знают, что такое хорошо и что такое плохо, не случайно с этого возраста в православной вере от ребенка требуется исповедь.

В основном мы видим физическую сторону утверждения «воровать плохо», но в невидимом мире существуют определенные законы, и если мы не знаем об их существовании или не хотим думать о них, это вовсе не означает, что их нет. Моисею Богом были даны скрижали, в которых прописаны десять заповедей — это было послание человечеству. Их соблюдение дает человеку возможность жить в согласии с мирозданием, жить в гармонии с окружающим миром, будь то люди или природа. Но мы слабы перед обстоятельствами и, как правило, не учимся на опыте других людей, живших до нас и проходивших те же жизненные испытания.

Вам может понравиться => В Декабре Нет Перечислений За Ветерана Труда

***

При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, обкрадывавший мертвецов. Однажды, узнав о погребении в уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его святой Андрей и, предузнав о нечестивом деле, начал уговаривать его не делать этого, в противном же случае угрожал Божиим наказанием. Вместо того, чтобы послушаться святого, тот только посмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отвалив камень от пещеры, в которой была погребена девица, он раскрыл ее гроб, снял с нее саван, затем драгоценную одежду и, наконец, не устыдился и совсем обнажить ее — взял последнюю рубашку. Но в то самое время, когда он заканчивал свое гнусное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и правой рукой ударила его по лицу, и он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! — сказала она. — Хоть бы из-за стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но теперь не будешь красть никогда! И с этого дня узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть Суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после этого волей неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, — говаривал он иногда, — моя ненасытная жадность, ради тебя я получил эту ужасную слепоту. Худо тому, кто живет и праздности и занимается воровством».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: