Что такое грех
Слово «грех», по гречески “ἁμαρτία” (“амартиа”), в переводе означает «непопадание в цель». Целью жизни христианина является наследование Царствия Божьего. А грех — это то, что уводит с выбранной траектории движения к вечной жизни. То, что не позволяет достичь желанной цели, заставляет промахиваться мимо нее. Грех словно грязь пачкает чистоту души, отдаляя ее от Бога. Но у христианина есть надежное «чистящее средство» — искренняя молитва о прощении грехов.
Молитва о прощении грехов
«Мать всех добродетелей — молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся» (преподобный Нил Синайский).
Исповедь: что читать перед Исповедью и Причастием
Перед Исповедью рекомендуется читать дома специальные молитвы, однако это не обязательное требование. Также не лишним будет ознакомиться с книгами, содержащими перечень возможных грехов, чтобы точно называть священнику собственные проступки. Ведь грех – это в первую очередь нарушение церковных правил, а не всевозможные проблемы или трудности, которые зачастую перечисляют во время Покаяния прихожане.
В храм нужно прийти вовремя, без опозданий, чтобы услышать произносимую священником на Исповеди молитву. Во время ее прочтения всем прихожанам, готовящимся приступить к Покаянию, нужно по просьбе священника назвать вслух свои имена.
Перед Причастием, кроме трех канонов и Последования, стоит почитать статьи о том, что такое «недостойное принятие Святых Христовых Тайн». Также при подготовке к Евхаристии рекомендуется воздержаться от чтения художественных книг, светских журналов и газет. Свободное время лучше посвятить духовной литературе и посещению богослужений.
Молитва о прощении грехов
По словам преподобного Иоанна Лествичника: «Молитва есть общение и единение человека с Богом». В каждый момент своей жизни христианин может припасть к Небесному Отцу с молитвой о помиловании.
Одной из самых простых и в то же время глубоких молитв о прощении является Иисусова молитва:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!».
Святитель Игнатий Брянчанинов писал:
«Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом».
Иеромонах Анатолий Киевский (1957-2002) добавляет:
«Без Иисусовой Молитвы не будет спасения, потому что страсти в сердце нельзя ничем убить, кроме нее. На имени Иисуса Христа держится вся вера Православная и все благочестие. Кто хочет истинно научиться любить Господа, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой Молитве».
Проникновенная молитва грешника звучит в Евангелии из уст мытаря: «Господи, милостив буди мне, грешному!» (Лк.18:13). Глубокое смирение и раскаяние этого молитвенного прошения должно украшать жизнь каждого христианина.
Из уст Святых Отцов, которые осознавали бесчисленное множество своих прегрешений, неустанно возносилась молитва к Богу о прощении грехов и помощи. Эти молитвы вошли в состав утреннего и вечернего правила. Православный христианин имеет бесценную возможность каждый день в утренних и вечерних молитвах соединить свой молитвенный плач о грехах с воззваниями великих святых.
Однако какие бы молитвы не читал человек, одни слова будут простым сотрясением воздуха. Если при этом не напитать молитву осознанием своей немощи, истинным смирением и глубоким раскаянием о совершённых грехах. Тогда “вычитывание” правила будет бесполезным упражнением.
Перед исповедью : молитвы
(грехи против Бога, грехи против ближнего, грехи против самого себя)
Исповедую Господу Богу, во Святей Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи от юности моей и до настоящего времени, содеянные мною делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами, вольно или невольно. Почитаю себя недостойным прощения от Бога, но не предаюсь отчаянию, возлагаю всю надежду мою на Божие милосердие и сердечно желаю исправить мою жизнь.
Согрешил маловерием, сомнением в том, чему учит нас вера Христова. Согрешил равнодушием к вере, нежеланием уразуметь ее и убедиться в ней. Согрешил кощунством — легкомысленным высмеиванием истин веры, слов молитвенных и евангельских, обрядов церковных, а также пастырей Церкви и людей благочестивых, называя их усердие к молитве, посту и милостыне ханжеством.
Согрешил и больше: презрительными и дерзкими суждениями о вере, о законах и установлениях церковных, например о посте и богослужении, о почитании святых икон и мощей, о чудесных проявлениях милости Божией или гнева Божия.
Согрешил уклонением от Церкви, считая ее ненужной для себя, полагая себя способным к доброй жизни, к достижению спасения без помощи Церкви, но к Богу должно идти не в одиночку, а с братиями и сестрами по вере, в союзе любви, в Церкви и с Церковью: только где любовь, там и Бог; кому же Церковь не Мать, тому и Бог не Отец.
Согрешил я отречением от веры или сокрытием веры из-за страха, из-за выгоды или по стыду перед людьми, не внял я словам Господа Иисуса Христа: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и я пред Отцем Моим Небесным; кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мф. 10, 33; Мк. 8, 38).
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я ненадеянием на Бога, надеясь больше на себя или на других людей, а иногда на неправду, обман, хитрость, коварство. Согрешил в счастье неблагодарностью к Богу, подателю счастья, а в несчастье — унынием, малодушием, ропотом на Бога, озлоблением на него, хульными и дерзкими мыслями о Промысле Божием, отчаянием, желанием смерти себе и своим близким.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я любовью к земным благам, паче чем к Творцу, Которого должен любить больше всего — всею душою, всем сердцем, всем помышлением. Согрешил забвением Бога и не чувствием страха Божия; забывал, что Бог все видит и знает, не только дела и слова, но и тайные наши мысли, чувства и желания, и что Бог будет судить нас по смерти и на Страшном Суде Своем; оттого и грешил я безудержно и дерзко, как будто для меня не будет ни смерти, ни Суда, ни праведного наказания от Бога. Согрешил суеверием, нерассудительным доверием снам, приметам, гаданиям (например, на картах).
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я в молитве леностью, неисправностью, пропускал молитву утреннюю и вечернюю, пред принятием и по принятии пищи, при начале и окончании всякого дела. Согрешил я в молитве поспешностью, рассеянностью, холодностью и бездушием, лицемерием, старался показаться людям более благочестивым, чем есть на самом деле. Согрешил немирным настроением при молитве; молился в состоянии раздражения, гнева, зложелательства, осуждения, ропота, непокорности Промыслу Божию.
Согрешил небрежным и неправильным совершением крестного знамения — от поспешности и невнимания или от дурной привычки. Согрешил я непосещением богослужения в праздничные и воскресные дни, невниманием к тому, что читается, поется и совершается в храме за службой, неисполнением или неохотным исполнением церковных обрядов (поклонов, главопреклонения, целования креста, Евангелия, икон). Согрешил неблагоговейным, непристойным поведением в храме — мирскими и громкими разговорами, смехом, спорами, ссорами, бранью, толканием и утеснением других богомольцев.
Согрешил легкомысленным упоминанием в разговорах имени Божия — клятвой и божбой без крайней необходимости или даже во лжи, а также неисполнением того, что кому-нибудь с клятвою обещал сделать доброе.
Согрешил небрежным обращением со святыней — с крестом, Евангелием, иконами, святой водой, просфорами. Согрешил несоблюдением праздников, постов и постных дней, несоблюдением поста, то есть не старался освободиться от своих недостатков, дурных и праздных привычек, не старался исправить свой характер, не понуждал себя к усердному исполнению заповедей Божиих. Бесчисленны грехи мои против Господа Бога и Его Святой Церкви!
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Бесчисленны грехи мои и против ближних моих, и в отношении обязанностей моих к самому себе. Вместо любви к ближним в жизни моей преобладает себялюбие со всеми губительными плодами его.
Согрешил я гордостью, самомнением, считая себе лучше других, тщеславием — любовью к похвалам и почету, самохвальством, властолюбием, высокомерием, неуважением, грубым обращением с людьми, неблагодарностью к тем, кто делает мне добро. Согрешил осуждением, осмеянием грехов, недостатков и ошибок моих ближних, злословием, сплетнями, вносил ими раздор в среду моих ближних. Согрешил клеветой — несправедливо говорил о людях дурное и для них вредное и опасное.
Согрешил нетерпением, раздражительностью, гневливостью, неуступчивостью, упрямством, сварливостью, дерзостью, непослушанием. Согрешил обидчивостью, злобой, ненавистью, злопамятством, мстительностью. Согрешил я завистью, зложелательством, злорадством, согрешил бранью, сквернословием, ссорами, проклятиями как других (может быть, даже детей своих), так и себя самого.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я не почитанием старших, особенно родителей, нежеланием заботиться о родителях, покоить их старость, согрешил осуждением и осмеянием их, грубым и дерзким обращением с ними, согрешил неисправным поминовением на молитве их и других близких своих — живых и умерших. Согрешил не милосердием, безжалостностью к людям бедным, больным, скорбящим, беспощадной жестокостью в словах и делах, не боялся унизить, оскорбить, огорчить моих ближних, иногда, быть может, доводил человека до отчаяния. Согрешил скупостью, уклонением от помощи нуждающимся, корыстолюбием, любовью к наживе, не боялся пользоваться для своей выгоды чужими несчастиями и общественными бедствиями.
Согрешил пристрастием, привязанностью к вещам, согрешил сожалением о сделанных добрых делах, согрешил безжалостным обращением с животными (морил их голодом, бил). Согрешил присвоением чужого имущества — кражей, утаиванием найденного, покупкой и продажей краденного. Согрешил невыполнением или небрежным выполнением работы — своих домашних и служебных дел.
Согрешил я ложью, притворством, двоедушием, неискренностью в обращении с людьми, лестью, человекоугодием. Согрешил подслушиванием, подглядыванием, чтением чужих писем, разглашением доверенных тайн, хитростью, всякой нечестностью.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я леностью, любовью к праздному провождению времени, празднословием, мечтательностью. Согрешил не бережливостью по отношению к своему и чужому имуществу. Согрешил невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, пьянством, табакокурением.
Согрешил прихотливостью в одежде, излишней заботой о своей наружности, желанием нравиться, особенно лицам другого пола. Согрешил нескромностью, нечистотой, сладострастием в мыслях, чувствах и желаниях, в словах и разговорах, в чтении, во взорах, в обращении к лицам другого пола, а также невоздержанием в супружеских отношениях, нарушением супружеской верности, блудными падениями, брачным сожительством без церковного благословения, противоестественным удовлетворением похоти. Тяжко согрешили те, кто делал аборты себе или другим или склонял кого-нибудь к этому великому греху — к детоубийству.
Господи, помилуй и прости нас, грешных!
Согрешил я тем, что своими словами и поступками соблазнял на грех других людей, а также сам поддавался соблазну на грех от других людей, вместо того чтобы бороться с ним. Согрешил плохим воспитанием детей и даже порчей их своим дурным примером, чрезмерной строгостью или, наоборот, слабостью, безнаказанностью; не приучал детей к молитве, послушанию, правдивости, трудолюбию, бережливости, услужливости, не следил за чистотой их поведения.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил нерадением о своем спасении, об угождении Богу, не чувствием своих грехов и своей безответственной виновности пред Богом. Согрешил сожалением и леностью в борьбе с грехом, постоянным отлагательством истинного покаяния и исправления. Согрешил я небрежным приготовлением к исповеди и причастию, забвением своих грехов, неумением и нежеланием припомнить их, чтобы почувствовать свою грешность и осудить себя пред Богом.
Согрешил тем, что к исповеди и причащению приступал очень редко. Согрешил неисполнением наложенных на меня епитимий. Согрешил оправданием себя в грехах; вместо осуждения на исповеди — приуменьшение своих грехов.
Согрешил тем, что на исповеди обвинял и осуждал ближних моих, указывая чужие грехи вместо своих. Согрешил, если на исповеди сознательно скрывал свои грехи из-за страха или стыда. Согрешил, если приступал к исповеди и причащению, не примирившись с теми, кого обидел или кто меня обидел.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Знаю и чувствую, Господи, что недостоин я прощения, безответен я пред Тобой и Твоей святой Правдой, но взываю к Твоему беспредельному милосердию: приими мое убогое покаяние, прости бесчисленные грехи мои, очисти, обнови и укрепи мою душу и тело, дабы неуклонно идти мне по пути спасения. толкование
Понимая высокую значимость таинства Покаяния, многие настоятели храмов стремятся начинать исповедь с вечера и использовать время перед началом Божественной литургии. Однако время и физические силы священников ограничены. Поэтому и приходиться проводить общую исповедь, поскольку в воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться. Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи. Если не было смертных грехов, то еще раз каяться не надо.
Путь к прощению — покаяние
Первые слова, которые сказал Иисус Христос выходя на проповедь, были: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). И это не случайно. Бог хочет и готов простить все наши прегрешения. Но Творец наделил человека свободой воли и способностью к творчеству. Чтобы духовная связь состоялась, необходима наша готовность принять от Господа это безграничное прощение. Недостаточно просто осознать свой грех. Необходима твёрдая решимость навсегда отказаться от совершения греховного поступка. Ведь слово «покаяние» и означает в переводе с греческого «изменение ума», «перемена мыслей».
«Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих. Значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом. Значит всею душою желать исправления и заглаждения их» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Грех наносит глубокие раны человеческой душе. Покаяние при этом можно сравнить с перекисью водорода, которая содействует обеззараживанию греховной раны и скорейшему её заживлению. Для полного выздоровления на повреждение нужно наложить повязку. Таким лечебным пластырем является Таинство исповеди.
Какие молитвы читаем перед Исповедью и Причастием
Каждое дело православным христианам рекомендуется начинать с призывания Божественного благословения. Перед исповедью принято читать молитву Преподобного Симеона Нового Богослова, а также краткую молитву – ее простой текст может выучить каждый и произносить, подходя к священнику перед этим Таинством.
Подходя к Чаше, также рекомендуется читать молитвы. Их можно выучить наизусть, все они есть в Последовании.
Таинство исповеди
Таинство исповеди является величайшим даром Бога человеку. Принеся глубокое покаяние в своём сердце за совершённые греховные поступки, христиан открывает их священнику.
«Раскрой совесть свою пред Богом, покажи Ему свои раны и проси у Него врачевства, покажи Тому, Который не укоряет, а врачует, Он видит все, хотя бы ты и умолчал. Скажи же, чтобы тебе получить пользу, скажи, чтобы, сложив с себя здесь все грехи, отойти туда чистым и безгрешным и избавиться от будущего невыносимого их обнаружения» (святитель Иоанн Златоуст).
По слову Христа священнослужители переняли от апостолов власть вязать и разрешать человеческие грехи (Мф.18:18). После искреннего исповедания грехов кающимся священником читается молитва Богу о прощении — так называемая разрешительная молитва. Сам Господь Иисус Христос в момент Таинства Исповеди прощает прегрешения кающегося человека.
Сбросив с себя тяжелую ношу грехов, человек получает Божественную благодать. Он обретает радость и душевный мир, силы для борьбы со своими страстями и отвращение ко своим греховным наклонностям. Такое внутреннее настроение является свидетельством истинного покаяния и прощения от Бога.
«Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом» (святитель Василий Великий).
Как правильно исповедоваться
Исповедь — христианское таинство, на котором верующий христианин может рассказать о свои грехах и освободить душу, отягощенную греховными деяниями. Узнайте как правильно очиститься от греха и обрести прощение у Господа.
Перед исповедью
Прежде чем пойти в церковь и просить священника исповедовать вас, вы должны подготовить свой дух и плоть к покаянию. Три дня перед этим вы должны соблюдать строгий пост, воздерживаться от мяса и животных продуктов, не посещать увеселительные и питейные заведения. Молиться.
Старайтесь проводить время в смирении, молясь Господу и читая библию. Задумайтесь о своих деяниях, поступках и проанализируйте свою жизнь. Запишите и прочитайте грехи на исповеди с листка, ведь записав все предварительно вы не упустите ничего важного во время исповеди.
Как исповедоваться искренне
С 7 лет каждый человек самостоятельно отвечает за свои деяния и лично несет ответственность за свои грехи. Именно с этого возраста человек может предстать перед Всевышним и поведать Ему о грешных поступках. Если вы ведете ребенка на покаяние, не указывайте ему о чем говорить священнику, он сам должен понимать, что дурное он совершил.
Прежде всего решение исповедаться, человек, должен принять самостоятельно. Это должно быть искреннее желание очистить душу от греха и встать на путь истинный. На самой исповеди нет смысла скрывать какой-то грех, ведь все ваши даяния уже известны Богу. Суть исповеди не заключается в признании Всевышнему, она кроется в вашей душе. Правильно исповедаться — значит осознать насколько дурно вы поступаете и освободить себя от чувства вины. Не просто поведать о грехах, а по настоящему желать вступить на путь праведный и больше не повторять ошибок.
Во время таинства священник должен задавать как можно меньше вопросов, вы от чистого сердца и без утайки обязаны поведать обо всем, что сделано. Все, что сказано священнику остается в строжайшей тайне, вы можете рассказать о самых страшных грехах не боясь огласки.
Молитва после исповеди
После «разговора с Богом» верующий должен прочесть молитву, в которой он просит прощение у Всевышнего и молит о спасении души.
«Как слабому и вовсе безсильному самому по себе на дела благия, смиренно со слезами молю Тебя, Господи, Спасителю мой, помози мне утвердиться в моем намерении: жить прочее время жизни для Тебя, возлюбленнаго Бога моего, богоугодно, а прошедшия согрешения моя прости милосердием Своим и разреши от всех моих, сказанных пред Тобою, грехов, яко благий Человеколюбец. Также смиренно молю Тебя, Пресвятая Богородице, и вас, небесные силы и все угодники Божии, помогите мне исправить мою жизнь»
Грешные поступки тяготят и гложут нас изнутри, ведь о самом сокровенном, зачастую, тяжело поведать даже близким людям. Задумайтесь об собственном внутреннем состоянии и о чистоте души. Правильная исповедь поможет вам избавиться от накопившихся грехов повернуться лицом к Богу. Берегите себя
Лекарство Бессмертия — Причастие
Главное место в жизни Церкви и каждого христианина занимает Таинство Причащения. Это величайшее чудо, подаренное Богом человеку, непостижимое даже для Небесных Ангелов. Соединяясь в Причастии с Самим Христом, человек освящается Божественной благодатью. Он получает подкрепление своих сил к борьбе со страстями, омывается от греховной нечистоты.
«Христиане пищей для себя имеют оный Небесный Огонь; он для них упокоение, он очищение и омывает, и освящает сердце их, он приводит их в возрастание, он для них воздух и жизнь» (преподобный Максим Египетский).
Таинство Причащения установил Иисус Христос на Тайной вечери, где по ветхозаветному обычаю вкушалась пасхальная трапеза. Идя на вольное страдание за грехи всего человечества, Христос наполняет ветхозаветную пасху новым смыслом. Преподав ученикам вино и хлеб, которые стали Его Честною Кровью и Пречистым Телом, Иисус Христос заповедал непрестанно совершать это Таинство:
«…сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). Указывая на врачующую и спасительную силу Причастия, Господь говорил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:53-54).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Святые Дары заключают в себе великую силу, ибо они суть Тело и Кровь Господа Бога Слова Вседержителя Иисуса Христа, присуществленные на литургии из хлеба и вина Духом Святым. Поэтому они сами исправляют, исцеляют, освящают каждого, приступающего к великому таинству».
Человек становится настоящим Христианином именно в Таинстве Причащения, открывая своё тело, душу и сердце Христу.
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Слáва Тебé, Бóже. Слáва Тебé, Бóже. Слáва Тебé, Бóже.
Благодарственная молитва, 1-я
Благодарю́ Тя, Гóсподи Бóже мой, я́ко не отри́нул мя еси́ грéшнаго, но óбщника мя бы́ти святы́нь Твои́х сподóбил еси́. Благодарю́ Тя, я́ко менé недостóйнаго причасти́тися пречи́стых Твои́х и небéсных Даро́в сподóбил еси́. Но Влады́ко Человеколю́бче, нас рáди умéрый же и воскресы́й, и даровáвый нам стрáшная сия́ и животворя́щая Тáинства, во благодея́ние и освящéние душ и телéс нáших, даждь бы́ти сим и мне во исцелéние души́ же и тéла, во отгнáние вся́каго сопроти́внаго, в просвещéние óчию сéрдца моегó, в мир душéвных мои́х сил, в вéру непосты́дну, в любовь нелицемéрну, во исполнéние прему́дрости, в соблюдéние зáповедей Твои́х, в приложéние Божéственныя Твоея́ благодáти, и Твоегó Цáрствия присвоéние: да во святы́ни Твоéй тéми сохраня́емь, Твою́ благодáть поминáю всегдá, и не ктому́ себé живу́, но Тебé нáшему Влады́це и благодéтелю; и тáко сегó жития́ изшéд о надéжди животá вéчнаго, в присносу́щный дости́гну покóй, идéже прáзднующих глас непрестáнный, и безконéчная слáдость, зря́щих Твоегó лицá добрóту неизречéнную. Ты бо еси́ и́стинное желáние, и неизречéнное весéлие лю́бящих Тя, Христé Бóже наш, и Тя поéт вся тварь во вéки. Ами́нь.
Молитва святого Василия Великого, 2-я
Влады́ко Христé Бóже, Царю́ векóв и Содéтелю всех, благодарю́ Тя о всех, я́же ми еси́ подáл благи́х, и о причащéнии пречи́стых и животворя́щих Твои́х Тáинств. Молю́ у́бо Тя, Блáже и Человеколю́бче: сохрани́ мя под крóвом Твои́м, и в сéни крилу́ Твоéю; и дáруй ми чи́стою сóвестию, дáже до послéдняго моегó издыхáния, достóйно причащáтися святы́нь Твои́х, во оставлéние грехóв и в жизнь вéчную. Ты бо еси́ хлеб живóтный, истóчник святы́ни, Подáтель благи́х, и Тебé слáву возсылáем со Отцéм и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Молитва Симеона Метафраста, 3-я
Давы́й пи́щу мне плоть Твою́ вóлею, огнь сый и опаля́яй недостóйныя, да не опали́ши менé, Содéтелю мой; пáче же пройди́ во уды моя́, во вся состáвы, во утрóбу, в сéрдце. Попали́ тéрние всех мои́х прегрешéний. Ду́шу очи́сти, освяти́ помышлéния. Состáвы утверди́ с костьми́ вку́пе. Чу́вств просвети́ просту́ю пятери́цу. Всегó мя спригвозди́ стрáху Твоéму. При́сно покры́й, соблюди́ же, и сохрани́ мя от вся́каго дéла и слóва душетлéннаго. Очи́сти, и омы́й, и украси́ мя, удобри́, вразуми́, и просвети́ мя. Покажи́ мя Твоé селéние еди́наго Ду́ха, и не ктому́ селéние грехá. Да я́ко Твоегó дóму, вхóдом причащéния, я́ко огня́ менé бежи́т всяк злодéй, вся́ка страсть. Моли́твенники Тебé приношу́ вся святы́я, чиноначáлия же безплóтных, Предтéчу Твоегó, му́дрыя апóстолы, к сим же Твою́ несквéрную чи́стую Мáтерь, и́хже мольбы́, Благоутрóбне, приими́, Христé мой, и сы́ном свéта содéлай Твоегó служи́теля. Ты бо Еди́н еси́ и освящéние нáших, Блáже, душ и свéтлость; и Тебé лепоподóбно, я́ко Бóгу и Влады́це, слáву вси возсылáем на всяк день.
Молитва 4-я
Тéло Твоé святóе, Гóсподи Иису́се Христé Бóже наш, да бу́дет ми в живóт вéчный, и Кровь Твоя́ честнáя во оставлéние грехóв: бу́ди же ми благодарéние сиé в рáдость, здрáвие и весéлие; в стрáшное же и Вторóе Пришéствие Твоé сподóби мя грéшнаго стáти одесну́ю слáвы Твоея́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Мáтере, и всех святы́х.
Молитва 5-я, ко Пресвятой Богорóдице
Пресвятáя Влады́чице Богорóдице, свéте помрачéнныя моея́ души́, надéждо, покрóве, прибéжище, утешéние, рáдование моé, благодарю́ Тя я́ко сподóбила мя еси́, недостóйнаго, причáстника бы́ти пречи́стаго Тéла и честны́я Крóве Сы́на Твоегó. Но рóждшая и́стинный Свет, просвети́ моя́ умныя óчи сéрдца; Я́же истóчник безсмéртия рóждшая, оживотвори́ мя умерщвлéннаго грехóм; Я́же ми́лостиваго Бóга любоблагоутрóбная Мáти, поми́луй мя, и даждь ми умилéние, и сокрушéние в сéрдце моéм, и смирéние в мы́слех мои́х, и воззвáние в пленéниих помышлéний мои́х; и сподóби мя, до послéдняго издыхáния, неосуждéнно приимáти пречи́стых Тáин освящéние, во исцелéние души́ же и тéла. И подáждь ми слéзы покая́ния и исповéдания, во éже пéти и слáвити Тя во вся дни животá моегó, я́ко благословéнна и препрослáвленна еси́ во вéки. Ами́нь.
Ны́не отпущáеши рабá Твоегó, Влады́ко, по глагóлу Твоему́ с ми́ром: я́ко ви́деста óчи мои́ спасéние Твоé, éже еси́ уготóвал пред лицéм всех людéй, свет во откровéние язы́ков и слáву людéй Твои́х Изрáиля.
Святы́й Бо́же, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас (трижды).
Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Пресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́менé Твоегó рáди.
Гóсподи поми́луй (трижды).
Слáва, и ны́не:
Óтче наш, И́же еси́ на небесéх! Да святи́тся и́мя Твоé, да прии́дет Цáрствие Твоé, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, я́коже и мы оставля́ем должникóм нáшим; и не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго.
Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-й:
Уст твои́х, я́коже свéтлость огня, возсия́вши благодáть, вселéнную просвети́; не сребролю́бия ми́рови сокрóвища снискá, высоту́ нам смиренному́дрия показá, но твои́ми словесы́ наказу́я, óтче Иоáнне Златоу́сте, моли́ Слóва Христá Бóга спасти́ся душáм нáшим.
Кондак, глас 6-й
Слава: От небéс прия́л еси́ Божéственную благодáть, и твои́ми устнáми вся учи́ши покланя́тися в Трóице Еди́ному Бóгу, Иоáнне Златоу́сте всеблажéнне, преподóбне, достóйно хвáлим тя: еси́ бо настáвник, я́ко Божéственная явля́я.
И ныне: Предстáтельство христиáн непосты́дное, ходáтайство ко Творцу́ непрелóжное, не прéзри грéшных молéний глáсы, но предвари́, я́ко Благáя, на пóмощь нас, вéрно зову́щих Ти: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умолéние, предстáтельствующи при́сно, Богорóдице, чту́щих Тя.
Если совершалась литургия святого Василия Великого, читай тропарь Василию Великому, глас 1-й:
Во всю зéмлю изы́де вещáние твоé, я́ко приéмшую слóво твоé, и́мже боголéпно научи́л еси́, естествó су́щих уясни́л еси́, человéческия обы́чаи украси́л еси́, цáрское свящéние, óтче преподóбне, моли́ Хри́ста Бóга, спасти́ся душáм нáшим.
Кондак, глас 4-й
Слава: Яви́лся еси́ основáние непоколеби́мое Цéркве, подая́ всем некрадóмое госпóдство человéком, запечатлéя твои́ми велéньми, небоявлéнне Васи́лие преподóбне.
И ныне: Предстáтельство христи́ан…
Если совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читай тропарь святому Григорию Двоеслову, глас 4-й:
И́же от Бóга свы́ше Божéственную благодáть восприéм, слáвне Григóрие, и Тогó си́лою укрепля́емь, евáнгельски шéствовати извóлил еси́, отону́дуже у Христá возмéздие трудóв прия́л еси́, всеблажéнне: Егóже моли́, да спасéт ду́ши нáша.
Кондак, глас 3-й
Слава: Подобоначáльник показáлся еси́ Начáльника пáстырем Христá, и́ноков чреды́, óтче Григóрие, ко огрáде небéсней наставля́я, и отту́ду научи́л еси́ стáдо Христóво зáповедем Егó: ны́не же с ни́ми рáдуешися, и лику́еши в небéсных крóвех.
И ныне: Предстáтельство христиáн…
Гóсподи поми́луй (12 раз).
Слáва, и ны́не:
Честнéйшую Херуви́м…
После причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.
Как просить у Бога прощения за грехи
Не надо думать, что простое прочтение молитв, пусть многократное и регулярное, автоматически принесёт прощение грехов. Молитва — не магический заговор, а живое общение с Господом. А потому важно осознать свою немощь и со смирением и слезами раскаяния просить у Бога помощи в борьбе с греховными страстями. Молитва должны быть подкреплена делами милости и добра.
По словам преподобного Макария Великого:
«Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы».
В молитве Господней, которую дал Иисус Христос в ответ на просьбу учеников научить их молиться, есть слова: «и остави нам долги наши якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). А значит, одно из главных условий прощения Богом грехов есть примирение человека с его обидчиками.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
«…хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует».
Как поститься перед Исповедью и Причащению?
Исповедь не требует особого поста, уместна лишь молитвенная подготовка и глубокий самоанализ личности, воспоминание минувших прегрешений. А вот перед Причащением поститься нужно тщательно и осознанно.
Длительность поста перед Евхаристией определяет духовник. Чаще всего это три дня, а вот беременным и кормящим, например, иногда благословляется один день с разрешением принимать, например, все продукты кроме мясных (в том числе и молочные). Степень поста зависит и от состояния здоровья.
Если человек хочет причаститься, например, в Великий Пост и строго его соблюдает – менять рацион за три дня до Евхаристии ему не придется. А вот отказ от пищи и питья после полуночи, если литургия совершается с утра – обязательный и для беременных, и для женщин в период лактации. Исключением могут стать, например, люди, для которых жизненно необходимо выпивать после пробуждения лекарство. Кстати, тем, кого по ночам мучает жажда, священники рекомендуют причащаться в праздничные и воскресные дни в тех храмах, где совершается несколько служб, на самой ранней.
Молитва о прощении тяжких грехов
Милость Бога безгранична. Однако есть грехи, которые наносят душе очень глубокие раны. Для их лечения нужно большое количество времени и особая молитва о покаянии в грехах и прощении. Например, это грех убийства.
Жизнь и смерть — величайшие Божественные тайны, в которые никто не имеет права вмешиваться. Только Богу известен наилучший момент ухода человека из этой временной земной жизни. А потому убийство — это посягательство на могущество Самого Господа.
К этому страшному преступлению приравнивается также аборт. Зародыш в утробе матери является совсем маленьким, но человеком. И прерывание беременности — это ни больше ни меньше — целенаправленное убийство ребенка.
Как говорит протоиерей Андрей Ткачев:
«Аборт не аннулирует беременность, а делает женщину матерью убитого ребенка».
С глубоким сокрушением и горячими слезами раскаяния нужно молиться о прощении этих грехов.
Слова при Исповеди священнику, о каких грехах нужно сказать священнику
Существует довольно большой список грехов, и верующим рекомендуется предварительно продумать монолог перед священником или написать на листке бумаги свои прегрешения. В некоторых случаях, при духовной необходимости, священники благословляют прихожанам полную Исповедь по Божьим заповедям и заповедям блаженства.
Во время постов и накануне больших праздников, когда кающихся очень много, в некоторых православных храмах практикуется общая Исповедь. Священник называет перед прихожанами список наиболее распространенных грехов, а участвующие в Таинстве повторяют хором слово «каюся». Затем, подходя благоговейно ко кресту и Евангелию, верующие называют лишь личные грехи, которые не были упомянуты в общем списке.
Каждый прихожанин завершает Исповедь словами покаяния. Затем священник просит назвать имя и читает над верующим разрешительную молитву. Если грехи читались с листка – пастырь, как правило, разрывает его. Чаще всего прихожане забирают такие листки домой и сжигают их.
Пример списка грехов перед Исповедью
Готовясь к Исповеди или непосредственно участвуя в Таинстве, можно использовать список грехов. Он помогает более тщательно проанализировать собственную жизнь и упомянуть максимальное число прегрешений. Впрочем, некоторым прихожанам священники рекомендуют не злоупотреблять такими «шпаргалками», а стараться от души рассказывать на Исповеди прежде всего о том, что тяготит и смущает.
Как видно из статьи, Исповедь и Причащение – это не всегда просто и легко. Подготовка к этим Таинствам от христианина требует тщательной работы над собой, самодисциплины, решительности и даже смелости. Но в награду каждый православный верующий получает неоценимые награды – прощение прегрешений и единение с Господом Иисусом Христом.
С каких слов начать Исповедь перед батюшкой?
Подходя к священнику с намерением исповедоваться, нужно четко и внятно сказать о своем намерении покаяться в грехах или же сразу начать монолог с перечисления. Первыми могут быть слова «Преступил(-а) заповеди Божьи…», «Каюсь, что совершил(-а) такие поступки…», «Хочу покаяться…». Не стоит беспокоиться, что первые слова забудутся, или не удастся подобрать подходящие фразы – опытный священник при надобности поможет христианину, начав Исповедь со своих вопросов.
Иногда, когда прихожанин назвал один грех и замешкался, священник может задавать вопросы, например: «А Вы грешили ленью?» или «Вы завидовали?». Смущаться от такого не нужно – батюшка всего лишь хочет помочь продолжить прервавшуюся Исповедь, и в данном случае требуется просто честно ответить «да» или «нет».