Разновидностей приделов в православном храме — всего 2
Всего, существует две разновидности приделов в церкви: центральный и дополнительный.
Центральный по-другому именуется главным алтарем, и обычно располагается в основной части храма, обычно напротив входа.
Стрелкой показано как выглядит центральный придел храма
Дополнительные приделы, могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.
Под цифрой 1 — центральный придел, а вот под цифрой 2 — дополнительный придел
Каждый храм посвящается Богу, но называться может в честь священного события, чтимой иконы или святого угодника, значимого для тех людей, которые храм решили построить.
Освящение храма — это важнейший обряд, без которого в храме нельзя проводить богослужения. Его совершает либо архиерей, либо специально делегированный для освящения храма священник.
Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода.
На фото показано, как архиерей омывает водой будущий престол в небольшом алтаре, остальные священство присутствуют при этом
Престол помазывается миром — тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух.
Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и «есть цель христианской жизни». Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами всего храма.
Очень интересно, что это миро, заготавливается специально и только для совершения Таинства над человеком, а используется здесь, освящая неодушевлённые предметы.
Именно это священнодействие показывает нам о невыразимой разницы между простым зданием и храмом, домом Всемогущего Бога. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…
Моральный предел
Слышали, наверное, фразу «предел терпения»? То есть, когда человек что-то долго держит в себе — какие-то неприятные чувства, ощущения или обиду, а потом разом он изливает всю душу. Другой вариант — нервы на пределе. Под этим выражением понимается волнение, страх, переживания.
Несмотря на то что это слово имеет несколько значений, оно все равно пишется с буквой «е». Здесь не стоит путать написание «предел» или «придел». Только в единственном значении слово пишется с буквой «и». Придел — это пристройка в храме. Об этом пойдет речь далее.
В основание престола закладывается частица мощей
Очень интересный момент, это то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей какого-либо мученика.
Это преемственность уже идет от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие — Божественную Литургию — где-то в катакомбах или подземных захоронениях.
Скиния собрания — походный храм евреев.
И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так мученик уже изначально переводится с древнегреческого языка как — свидетель.
Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9).
Именно так в Библии изображали еврейского пророка и основоположника иудаизма Моисея. Именно он по повелению Бога освятил скинию и все ее принадлежности
Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9).
После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления.
Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священной песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).
Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм
Например, если центральный придел освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.
Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.
Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.
Количество дополнительных приделов может быть и 2 и 3.
Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.
Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.
Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.
Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.
Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.
Нельзя совершать за одни сутки две литургии в одном алтаре.
А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.
Значения
Слово «предел» (правильно пишется с приставкой «пре-») употребляется в следующих значениях:
- Некая грань, граничная черта, обозначенная явно или нет: «за пределами Родины»; «предел проезжего пути». Синоним «граница». Частичные синонимы «край», «окаймление» (для пределов, не обустроенных рукотворными сооружениями – «холмистые пределы [холмистое окаймление] долины», «предел продвижения по склону», и т.п.), «рубеж» (преимущественно для специально обустроенных пределов – «пределы пастбища видны по изгороди»).
- Крайняя степень, конечный этап процесса, последнее в череде событий: «предел мечтаний [возможностей, допустимого, желаний, сил, совершенства, терпения, и т.п.]», «предел совершенствования конструкции»; «Будет ли предел твоим выходкам?!». Синоним «верх»; частичные «грань», «край», «максимум», «рубеж».
- Численное значение, к которому стремится числовая последовательность, ряд, функция: «Число π получено как общий предел последовательностей, к которому стремятся суммы длин сторон правильных многоугольников, вписанных в окружность и описанных вокруг неё, при неограниченном увеличении их количества». Синонимы «лимит», lim (в специальной литературе). Не путать предел функции с её асимптотой и экстремумами (максимумами, минимумами)!
- Малая родина, родные края, домашний очаг в смысле родной дом, как-то отграниченную область пространства, (употребляется обычно во множественном числе): «Вернувшись в родные пределы, я поразился произошедшим в них изменениям». Частичные синонимы «край», «страна».
- Устоявшееся (стабильное) состояние (также преимущественно во множественном числе): «Рождение ребёнка поначалу выбило нас из колеи, но со временем наша жизнь вошла в новые, ставшие привычными пределы». Частичные синонимы «колея», «русло» (иносказательные).
А что значит «придел»?
Придел храма это пристройка к нему, служащая для отправления культовых надобностей, когда проводить служение в главном храмовом сооружении по каким-либо причинам нежелательно. Писать слово «придел» нужно с приставкой «при-». Приделы христианских храмов бывают в общем таких типов:
- Так называемые летние церкви, сооружаемые при приходских церквях (слева на рис.). Служат в летнем приделе не только в холодное время года ради экономии на отоплении, но и каждодневно при небольшом наплыве прихожан, однако праздничные службы проводятся неизменно в главном храме. Христианский летний придел сооружается, как правило, с южной или северной стороны основной церкви, чтобы алтарь можно было поставить у восточной и молящиеся стояли лицом туда, как и положено. Частичные синонимы «застенок» (если придел имеет общую стену с главным храмом), «капелла» (застенок в католическом храме), «неф» (у католиков – придел, отделённый от основного культового пространства не глухой стеной, но аркой и/или колоннами).
- Самостоятельное культовое сооружение в составе храмового комплекса, (посвящённое обычно одному святому или священному событию), службы в котором могут проводиться параллельно (наряду) с таковыми в главном храме. Справа на рис. указаны приделы комплекса Василия Блаженного. Частичный синоним «церковь».
- Открытая вовнутрь пристройка к соборной церкви, служащая для совершения отдельных культовых действ (исповеди, крещения, причащения, или хранения культовых принадлежностей). Частичные синонимы соответственно назначению «исповедальня», «крещальня» («баптистерий» у католиков), «ризница», и др.
Примечание: не путайте придел храма с притвором к нему, который в сущности прихожая в храме.
Придел — прежде всего алтарь, где совершаются богослужения
Рассмотрим более подробно, что такое придел, и что он содержит в себе. Прежде всего, это алтарь — главное место всего православного храма. Именно в алтаре совершается главное богослужение всей христианской церкви.
Слово алтарь происходит от латинских слов «alta» и «ara»: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.
В алтарь разрешать заходить только мужчинам, женщинам туда вход воспрещен, потому что алтарь считается святым местом
Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.
Алтарь состоит из следующих важных частей:
Престола — стола, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено.
Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний — индитией, что в переводе с греческого означает — «одеваю».
Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.
На схеме можно рассмотреть, что находится в алтаре. Престол, где находится Антиминс, Крест, Евангелие и Дарохранительница
Жертвенник — четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола). Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.
На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям;
Ризницы — особое место, располагающееся справа от престола, где в специальные одежды облачаются священнослужители.
В этой ризнице хранятся все богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов, которые необходимы для проведения литургии.
Здесь также стоят все богослужебные книги, которые нужно во время проведения божественной литургии.
А вот в болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.
Горнее место — части православного храма, которая располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Под цифрой 1 изображено горнее место, на которое садится архиерей во время божественной литургии, под цифрой 2 – престол
Алтарь в храме невозможно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть самым прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять.
Во время божественной литургии, священник то выходит из алтаря, то вновь заходит в него. Происходит так всю литургию.
Войти в алтарь могут лишь некоторые. Но именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если совсем не помнит этого.
Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.
Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.
Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.
Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень — подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.
Первоначально камень в Иерусалиме был большим — в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.
Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей. Преклонив колени, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к лежащему на плащанице Евангелию, исповедуя скорби своей души и с покаянием испрашивая милости и благодати у Христа Спасителя.
Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя — как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.
Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями — пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19—20).
Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).
В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Господа каменные скрижали откровения, снимал с лица своего покрывало, являясь пред Богом (Исх. 34: 34). Так же снимется покрывало с сердец израильтян, когда они обратятся, придут ко Христу (2 Кор. 3: 15—16). «Плотяные скрижали сердца» с раскрытой завесой — это образ Нового Завета и нового человека, образ христианина с открытым сердцем, где Дух Божий начертал заповеди Господни. Исполнение их открывает человеку путь к обожению, к стяжанию «венца жизни», «венца славы».
Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея — Господа Иисуса Христа в славе Своей.
Алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом
Алтарь, отделяется от остальной части храма особой стеной с иконами — иконостасом. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.
Стрелочками показана та самая стена, которая отделяется от алтаря. Именно за этой стеной находится алтарь
По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас.
Сохранились царские врата XIII—XIV веках, относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.
От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».
XIV
в этом веке иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи
К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В Государственной Третьяковской Галерее хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове.
Деисусные иконы — такие, которые имеют в центре Христа, слева и справа от него находятся Божия Матерь и Иоанн Креститель.
Одна из старинных икон деисуса, которая называется «Деисус с припадающими святыми»
Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.
Сразу за иконостасом следует возвышение именуемое солеей.
Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Во время богослужебных входов по солее торжественно шествуют пономари со свечами и служащее духовенство.
За ней следует амвон — специальное сооружение, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. После следует пространство, в котором стоят люди и молятся.
На фото подробно указано, где находится амвон и солея
Важно отметить, что и центральный, и дополнительные приделы устроены абсолютно одинаково, и имеют одни и те же составные части.
Отличаться приделы могут лишь пышностью, то есть материалами и качеством отделки.
Обычно центральный придел — самый красивый и величественный во всем храме.
Дополнительные приделы намного скромнее выглядят.
Чаще всего, в обычные будние дни, когда нет необходимости совершать несколько литургий, служба совершается в дополнительном приделе.
Сделано это потому, что когда служба начинает совершаться в центральном приделе, визуально для прихожан оно как бы выделятся пышностью и важностью.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение