Киот — это особое оформление для иконы, которое по внешнему виду напоминает деревянный ящик. Он предназначен для защиты образа от механических воздействий, перепадов температуры и влажности, сквозняков, копоти свечи и других негативных факторов. Правильно созданные условия позволяют сохранить икону на долгие годы, сделать семейной реликвией, передать по наследству.
Кроме того, резной деревянный иконник прекрасно впишется в любой интерьер, украсит собой храм, часовню, дом.
Где же взять киот? Есть несколько вариантов: самый простой и удобный – заказать его изготовление у специалистов или купить готовый вариант. Более трудоемкий, но экономный – сделать самостоятельно.
Если вы не ищете легких путей и обладаете золотыми руками, то выбирайте второй вариант. В данной статье мы расскажем, как смастерить самый простой киот своими руками.
История возникновения киотов
Киот нужен для того, чтобы сохранить роспись уникальных икон. Раньше в киотах хранились мощи святых и Скрижали, сейчас они используются для того, чтобы уберечь особо ценные образа от пыли, механических повреждений, прямых солнечных лучей.
Интересно знать! В период Средневековья киот стал цениться как украшение. Именитые мастера превращали ящики для хранения икон в настоящие произведения искусства. С тех пор киот стал неотъемлемой частью церкви.
Изготовление киота для иконы своими руками 26.01.2022
Сегодня во многих домах православных семей есть иконы. Выбор икон – дело крайне индивидуальное, верующие выбирают их, прислушиваясь к голосу своего сердца. В православии нет строгого регламентирования порядка размещения икон в жилище, однако традиционно иконы размещают в восточной стороне дома – их вешают, ставят на полки и достаточно часто помещают в красивые деревянные киоты.
рис. 1 Икона в киоте
Что такое киот для иконы, и зачем он нужен?
По сути своей киот – это своего рода шкафчик, предназначенный для хранения иконы. Он выполняет конкретную функцию – защищает икону от грязи, пыли, разного рода механических повреждений. Именно благодаря киоту лики святых на иконах отлично сохраняются, в условиях особого микроклимата: 1. Стоящие в киотах иконы меньше подвержены отрицательному влиянию перепадов температуры воздуха и влажности (это не редкость даже в современных домах);
2. Киот защищает от сквозняков, прямых солнечных лучей, капелек влаги, случайно попавших на икону;
3. иконе, стоящей в киоте, не так страшно даже близкое соседство с обогревателем, кондиционером или батареей центрального отопления.
Деревянные киоты для икон можно, конечно же, просто купить, однако гораздо интереснее сделать киот своими руками. Созданный с теплом и любовью, он будет заряжать иконы особым, душевным теплом, особенно, если в нем будет храниться старинная семейная икона.
рис. 2 Киоты могут сильно отличаться по внешнему оформлению
Материалы и инструменты
Чаще всего киоты изготавливают, в соответствии с рекомендациями опытных реставраторов икон, из хорошо высушенной древесины, чаще всего – из бука либо сосны.
Для изготовления киотов мастеру понадобятся следующие материалы: 1. планки для ящика (бук, сосна); 2. клей двух типов – акриловый и резиновый; 3. багет, оргалит, шнур; 4. герметик; 5. гвозди железные и латунные; 6. петли, подвес, застежка по типу «шкатулочной» 7. стекло.
рис. 3 Сосна — популярный выбор древесины для киотов
Помимо материалов, пригодятся также и инструменты. С ними проблем быть не должно, инструменты нужны будут стандартные, такие наверняка найдутся у каждого мужчины, который хотя бы изредка что-то мастерит. Итак, чтобы сделать киоты для икон своими руками, понадобятся следующие инструменты:
1. Стусло (особый упор для правильной распилки планок, под нужным углом); 2. Ножовка с достаточно мелким зубом (идеально подойдут качественные ножовки-шиповки); 3. Самый обычный простой карандаш, линейка и рулетка; 4. Струбцины – специальные зажимы, с помощью которых мастер будет крепить планки на рабочем столе либо в стусле, чтобы качественно пилить планки, без перекосов; 5. Линейка-уголок из металла, ею будет удобно отмечать резы под нужными углами, а также отмерять размеры деталей киота; 6. Без пассатижей и бокореза тоже не обойтись; 7. Также нужна будет отвертка, крестовая или универсальная, с набором сменных наконечников; 8. Шкурка наждачная (мелкая) и специальный держатель для нее тоже пригодятся; 9. Электродрель с набором сверл; 10. Пистолет для герметика (с его помощью будет фиксироваться стекло); 11. Шпатель эластичный; 12. Нож с набором сменных лезвий; 13. Кисти для покраски киота морилкой, лаком либо маслом.
рис. 4 Подготовьте инструменты для работы по дереву
Изготовление киотов для икон – основные этапыШаг 1.
В самом начале нужно создать правильный чертеж будущего киота. Для чертежа необходимо измерить ширину и высоту имеющейся иконы, а также толщину деревянной доски и высоту ее прогиба (старинные иконы часто выгибаются). Если, скажем, расстояние от поверхности стола до точки выгиба – 40 мм, то для боковины ящика нужны будут рейки с сечением 15 на 45 мм. Чертеж важно составить так, чтобы внутри готового киота иконе было не тесно.
Шаг. 2
Готовые деревянные планки надо нарезать в нужных размерах, по длине и ширине эскиза. Доски важно распилить строго под прямым углом.
Шаг. 3
На боковинах, по краям, нужно сделать разметку с помощью угольника, прибавляя по 1 мм к толщине доски. Далее ножовкой с мелкими зубьями, на боковинах киота делаются пропилы, важно не допиливать до края по 5 мм.
Шаг. 4
На следующем этапе надо взять острый нож, приставить его с торца досок, и скалить четверть древесины, постукивая по ножу молотком. Если скололась неровно, надо аккуратно подрезать.
рис. 5 Самостоятельное изготовление киота требует некоторого мастерстваШаг. 5
Далее, на ровном столе нужно собрать всю коробку киота, подогнав ее зажимами. Стыки следует промазать клеем. Важно правильно выровнять края стыков коробки, и хорошо, равномерно затянуть гайки зажимов. Если клей вылез, его можно убрать чуть влажной тряпочкой.
Шаг. 6
С помощь угольника надо проверить внутренние углы киота, и исправить все неровности. Коробку нужно оставить высыхать, часов на 10-12.
Шаг. 7
Спустя это время можно будет приступить к шлифовке, шлифовать можно шлифовальной машинкой или же наждачкой. Далее нужно рубанком подровнять ребра коробки.
Шаг. 8
Далее надо будет на нижней и верхней стороне коробки, а также на боковинах прочертить линии, отступив 20 мм от края, для будущей дверки. По разметки надо осторожно отпилить рамку.
Шаг. 9
Потом, уже из оргалита, выпиливается задняя стенка ящика, на 5 мм меньше, чем лицевой периметр, с каждой стороны.
Шаг. 10
Затем рамка кладется распиленной частью на ровный стол, берется деревянная раскладка (ширина 30 мм, толщина 5 мм). В стусло ножовкой под углом 45 градусов отпиливается одна сторона раскладки. Теперь отмечается длина стороны раскладки, и отпиливается ее второй угол.
рис. 6 Киот может быть достаточно простым по форме
Шаг. 11
Стороны рамки смазываются клеем, к ним прикладываются раскладки и затягиваются. Теперь нужно подогнать следующий угол раскладки, на стыке не должно быть щелей. Таким образом, раскладка полностью приклеивается.
Шаг. 12
Далее дверку надо прошкурить, установить петли. На высохшую коробку ставятся подвески, прибивается задняя стенка из оргалита, в дверку вставляется стекло. Стекло фиксируется надежным герметиком . В процессе работы может пригодиться и шпатлевка по дереву – она отлично скрывает изъяны в дереве. Ею можно, например, замаскировать стыки деталей, и другие непредвиденные недочеты. Шпатлевка по дереву сейчас продается разного цвета, имеет смысл выбирать отечественную, стоит она недорого, и очень экономична!
Процесс изготовления резного киота под определенную икону вы можете посмотреть на следующем видео:
Фурнитура для киота и обработка поверхности
Оформление каждый делает по своему вкусу, фурнитура для киотов сегодня продается самая разная. Правильно подобранная фурнитура придает киоту законченный облик и функциональность. Для киота понадобится следующая фурнитура: миниатюрные петли (для крепления дверцы), «шкатулочная» застежка, специальный подвес-кольцо, миниатюрные железные гвозди и мелкие латунные, для крепления застежки, накладной декоративный замок (по желанию).
рис. 7 При изготовлении киота вам понадобится фурнитура
Для тонировки киота можно применять либо качественную морилку на спиртовой основе, либо защитное, цветное масло. Второй вариант предпочтительнее, ведь масло будет работать, и как тонирующий, и как финишный материал. Для придания блеска и дополнительной защиты киот покрывается лаком.
рис. 8 Можно украсить поверхность киота резьбой
Как сделать домашний киот своими руками
Киот можно сделать дома, так как у него довольно простая конструкция. По сути, это простой деревянный ящик с передней стенкой из прозрачного материала — стекла.
Напольный киот
Для того чтобы изготовить хороший киот, рекомендуется произвести замеры и сделать чертеж. По имеющемуся чертежу делается каркас из досок.
Внимание! Для изготовления киота рекомендуется использовать сосну, березу или дуб.
Склеенный и просохший каркас обрабатывают наждачной бумагой. Передняя дверца киота состоит из рамки и стекла. Рамка крепится к каркасу киота с помощью фурнитуры, стекло фиксируется герметиком. На завершающем этапе киот лакируют или обрабатывают морилкой.
Инструменты и материалы для изготовления киота:
Сначала необходимо подготовить определенные материалы и инструменты для работы.
Примерный набор инструментов:
- ножовка по дереву с мелким зубом;
- стусло — специальное приспособление для резки материала под углом;
- струбцины — зажимы для фиксации деталей в момент обработки;
- металлическая линейка в виде уголка;
- отвёртка, лучше подойдёт универсальная со сменными насадками;
- пассатижи и бокорезы;
- наждачная шкурка или абразивная сеточка;
- зажим-держатель для шкурки;
- электродрель и набор свёрл по дереву и по металлу;
- молоток;
- пистолет для герметика;
- большой нож со сменными лезвиями;
- эластичный шпатель;
- кисти для покрытия изделия маслом, лаком или морилкой.
Примерный перечень материалов:
- рамка киота из дерева (проще всего купить готовый багет);
- деревянные рейки для боковых стенок киотного ящика;
- задник, для которого подойдут и фанера, и оргалит;
- фурнитура, понадобятся гвозди и саморезы разных видов, петли для крепления дверки и застёжка;
- шнур для прокладывания между дверью и самим ящиком;
- клей для деревянных деталей и крепления шнура;
- шпатлёвка по дереву;
- герметик;
- стекло;
- масло, лак или морилка для покрытия готового изделия.
Из истории
Как и иконостасы, киоты создавались в художественных стилях, предпочитавшихся в обществе в различные эпохи. До нас дошло немало киотов в стиле барокко, есть образцы классицизма, радуют взор и удивляют свежими решениями киоты, созданные мастерами русского модерна. Впрочем, все они имеют некие общие черты, переходившие из века в век.
Особым явлением можно назвать киоты, создававшиеся на Русском Севере. Они представляли собой единую композицию, состоящую из образа и его обрамления. Это могла быть не только икона, но и, к примеру, вырезанная на дереве полуобъемная фигура свт. Николая Чудотворца. Бытовали киоты-триптихи, складни: центральный образ дополнен закрывающимися створками, на которых написаны образы святых. Наконец, в киот могла быть встроена резная композиция, состоящая из орудий Страстей Христовых: Крест, копие, губка, терновый венец и т.п.
Чертежи киотов
Прежде чем проектировать киоты самостоятельно мы изучили множество старых киотов, посещая музеи и, занимаясь реставрацией. Мы сняли множество обмеров. На их основе были изготовлены чертежи. Пытаясь понять пропорции и принципы архитектурного построения, мы сравнивали пропорции киотов с принципом построения портиков и обнаружили много интересного.
Есть киоты спроектированные архитекторами по принципам ордеров. Есть те, которые построены, на первый взгляд, хаотично и есть такие, которые изготовлены, как захотелось изготовителю.
Про архитектурные говорить нечего, достаточно изучить учебники по архитектуре с единственной поправкой. Практически нет ни одного здания или предмета, которые были бы изготовлены по правилам «дословно». О тех, которые были изготовлены на усмотрение мастера, можно рассказать следующее. Большинство сохранившихся киотов являются результатом народного промысла. Среди них встречаются весьма интересные и красивые киоты. Их можно повторить или сделать похожие на них, но эти киоты нельзя спроектировать, используя, какие-то правила. Потому что их нет. Они делались на мастеровой чуйке. Такие изделия начинаешь делать, когда приобретешь многолетний опыт. Со временем мы постараемся подробнее раскрыть данную тему.
Самым трудным для современного архитектора является проектирование в старорусском стиле или в любой эклектике, особенно русской. Большинство современных киотов и иконостасов имеют несуразные формы. Нарушена гармония практически большинства современных изделий и строений. Дома, храмы, киоты, церковная и домашняя утварь имеют весьма скромные достижения. Большинство современных строений носят временный характер. Никто не строит с расчетом на сто-двести и более лет. О современных понятиях красоты можно только сожалеть. То же самое касается и о домашней утвари: красоты нет — ламинат, ДСП, мдф и прочий мусор. Мебель из отходов производства. Сравните эту мебель с любым купеческим столом. Вот это разница! Для того, чтобы стереть эту разницу надо вспомнить о лучших правилах домостроения, которых придерживались наши прадеды. Каждый рубль должен быть потрачен с толком на предмет, который является надежным, красивым и прослужит много лет Вам и Вашим родственникам. Дом надежный и долговечный, крышу которого не унесет ветер. Конечно, не все так плохо. И сегодня рождаются шедевры. И сегодня есть архитекторы, которых можно наградить титулом «ЗОДЧИЙ». Но современная слабость архитекторов заключается в скромности образования. А если сказать точнее – в его отсутствии. Учебников по храмостроению и, соответственно, проектированию иконостасов, киотов и церковной утвари попросту нет. Нет и учебника, который бы нам рассказал о русской эклектике. Для восполнения пробелов необходимо заниматься самообразованием, брать за основу проекты, советоваться с более опытными людьми. Но прежде всего, иметь в себе веру. Посещать общую службу и литургию. Необходимо знать литургию, так как все в храме связано литургией и службой.
Есть и для нас открытые вопросы, но на большую часть ответы получены благодаря нашим старшим братьям. К сожалению, труды прервались с их кончиной. Мы постараемся продолжить работу и поделиться результатами с теми, кому это интересно.
Со временем мы выработали следующий метод для проектирования киотов. Например, нужно спроектировать киот в стиле русской эклектики для храма XIX века. Сначала изучаем особенности стиля и историю храма. В архивах выискиваем стилистические разновидности, особенности и приемы. Настраиваемся на работу и … Чаще всего, результат положительный. Потому что всегда уповаем на Того к Которому идем.
Особенности декора
Киот – значимый элемент убранства храма или домашнего святого уголка. Храмовый киот
может быть самостоятельным произведением церковного искусства или повторять художественное решение иконостаса.
Обрамляя икону, киот служит ее украшением. В соответствии с этим киоты обычно тщательно декорируют: покрывают резьбой, иногда – росписью, нередко дополняют басменными вставками.
Если икона это «окно в Горний мир», то киот – ее рама. Поэтому очень многие киоты
по своему строению и облику напоминают затейливо украшенные наличники окон. Другое значение киота – дом для иконы. Поэтому у значительной части киотов мы можем увидеть «крышу», «стены», «основание». Нередко киот составлял общую композицию с ризой иконы.
Разновидности киотов с фото
Вид, размер и особенности изготовления рамы зависят от иконы, для которой она готовится. Обычно киоты делают под определенный образ с учетом его размеров.
Настенные
В большинстве случаев киоты изготавливают из дерева, чаще всего из дуба, сосны и березы. Встречаются изделия из металла, стекла и пластика.
Конструкции, предусмотренные для размещения на стене, могут быть разных форм и размеров, с декорацией и без таковой, со стеклом или без него, со специальной дверкой на петлях, для одного или более образов. Сзади они оснащаются специальным креплением, позволяющим поместить их на стену. Деревянные настенные киоты используются в храмах и в жилых домах.
Напольные
В киотах такого типа обычно размещают большие иконы, но не обязательно в человеческий рост. В этом случае шкафчик имеет мощное основание, возможно дополнение подсвечником. Дизайн и форма могут быть любыми, равно как и стиль выполнения. Размещают такие ларцы в храмах или на улице.
Резные
Резьбу можно назвать наиболее подходящим способом украшения святых икон. Используются резные рамы, замысловатые узоры на напольных киотах вверху, вокруг образа и ниже на основании.
Резное оформление украшает, акцентирует внимание, но не мешает и не отвлекает.
Настенные
Напольные
Резные
Прямые
Наиболее распространенный вид ларей для икон – простые прямоугольники или квадраты. Может наблюдаться некоторое сглаживание углов и застекление, но без резьбы. Подобные изделия чаще можно встретить в домах. Обычно они небольшие и удобные для транспортировки.
Арочные
Форма иконы не всегда прямоугольная. Поэтому и рамы для них выполняют в соответствии с особенностями образа. Ларцы арочного типа зачастую выполняют для оформления мерных образов, на которых изображается святой, чьим именем крещен младенец.
Фигурные
Стандартная форма киота может быть дополнена в верхней части декоративной фигурной короной. Рисунки выполняются разные: простые с волнообразными линиями или витиеватые, сложные узоры с резьбой.
Прямые
Арочные
Фигурные
Этапы изготовления:
Этап 1. Подготовительный:
Перед началом работы следует определиться с размерами киота, выполнить чертёж. Необходимо учитывать, что из-за неравномерного усыхания краски и дерева икона может менять свои размеры, геометрическую форму, деформироваться. Важно продумать чертеж так, чтобы обеспечить достаточное пространство для святого образа, оставить зазоры.
Этап 2. Изготовление киотного короба:
Далее необходимо соорудить основу киота, которая состоится из четырех планок. Выпиливанием бруски нужных размеров и зачищаем шкуркой кромки. Полученные детали крепим между собой с помощью саморезов, в месте контакта брусков наносим столярный клей. Чтобы придать более эстетичный вид изделию, можно обработать стыки шпатлевкой по дереву.
Этап 3. Изготовление задника:
Выпиливаем прямоугольник для задника. Учитываем, что заднюю часть необходимо сделать на 2-3 мм меньше внешнего контура изделия, это поможет скрыть выступающие края и придать творению более аккуратный вид. Прибиваем задник к киоту при помощи мелких гвоздей.
Этап 4. Рамка-дверка:
Рамка — лицевая часть, которую нужно выполнять предельно аккуратно, так как малейшие огрехи будут сразу же видны. Лучше всего сделать раму, которая по размеру будет немного больше, чем киотный ящик. Это решение поможет скрыть неизбежные недостатки ручной работы, например, некрасивые стыки.
Если был куплен багет, то необходимо распилить его точно под 45 градусов, лучше всего с этой задачей справится стусло. Склеиваем готовые детали, при необходимости прикрываем недочёты шпатлевкой.
Этап 5. Сборка:
Сборка — самый волнительный этап. Помещаем петли одной стороной к киотному коробу, а другой — к раме. Устанавливаем миниатюрную застёжку. Не забудьте под дверцу приклеить шнур, он играет роль уплотнителя.
Этап 6. Стекло:
Когда рамка готова, вы можете смело вырезать стеклянную деталь. Вымытое и сухое стекло помещаем в раму, фиксируем с помощью герметика.
Этап 7. Примерка:
Если икона недостаточно хорошо держится в своем домике, то можно зафиксировать ее с помощью обычного картона. Во многих старинных киотах и в изделиях, выполненных на заказ, для этих целей предусмотрена специальная внутренняя рама.
Полезный совет
Приобретая киот, следует озаботиться тем, чтобы он способствовал сохранности иконы и ни в коем случае не вредил ей. Для этого следует предусмотреть ряд параметров.
• Икона в киоте должна быть надежно зафиксирована. При этом образ должен стоять достаточно свободно, чтобы его ничто не деформировало.
• Между стеклом киота и поверхностью иконы должно оставаться достаточное пространство.
• Крышка киота должна надежно закрываться. Если киот будет находиться в храме или другом общественном помещении, вероятно, следует предусмотреть качественный замок.
Варианты конструкции
Киоты могут быть домашними
и
храмовыми
,
настенными
,
напольными
,
аналойными
и
настольными
. В них может находиться одна или несколько икон. Иногда киот бывает встроен в иконостас.
Пристолпными
называются киоты, устроенные у колонн храма.
В зависимости от размера образа и его местоположения (дома или в храме), киот может быть как совсем небольшим, так и грандиозным, превышающим человеческий рост.
В храмах можно увидеть киоты
с
сенью
– особым козырьком или декоративной крышей, с ведущими к ним ступенями – по сути, такой киот становится своеобразной часовней внутри храма, он создает для заключенного в нем образа (образов) особое молитвенное пространство. Столь основательными конструкциями обычно выделяют чтимые, чудотворные иконы.
В наши дни создаются киоты, в которых поддерживается особый влажностно-температурный режим, обеспечивающий сохранность иконы. Как правило, в такие киоты помещают образы, являющиеся произведениями искусства. Встречаются и киоты с пуленепробиваемыми стеклами.