Мученичество царя – всё о канонизации Николая II и его семейства

  1. Царственные страстотерпцы – кто они?
  2. Последние дни монархии Романовых
  3. Царственные мученики – путь страданий
  4. День памяти и канонизация царской семьи
  5. Молитва Царственным страстотерпцам

Один из краеугольных камней христианства – почитание святых. Это люди, удостоившиеся чрезвычайной близости к Творцу, образцы добродетельной жизни и молитвенные заступники верующих. Некоторые из праведников воссияли в Небесном Царстве ещё на заре нашей эры, другие же – сравнительно недавно. И наша статья поведает Вам как раз о таких Господних угодниках! Прочитав её, Вы узнаете, почему Церковь прославляет последнего Всероссийского императора и его близких, как выглядят их иконы и как совершается поминовение.

Царственные страстотерпцы – кто они?

Благодать Божья почивает на всех, кто принял Таинство Крещения. Однако порой человек способен получить и удержать особые дары Творца, становясь Его сознательным орудием. Истории о подобном самоотверженном служении передавали из уст в уста, впечатляя ими еретиков и маловерных. Именно так появились жития первых святых, которые стали примером того, как преодолеть греховную земную природу и вознестись к Иисусу Христу.

Постепенно возникла специальная процедура канонизации (от греческого слова «κανονίζω» – «узаконивать») – официального церковного свидетельства о том, что прихожане могут взывать к тому или иному праведнику как к своему покровителю, прося о защите, наставлении и поддержке. А общую плеяду святых, в зависимости от их подвига, разделили на категории, или «лики».

К какому же чину принадлежат Николай II Александрович из дома Романовых, его супруга Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская), их дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также единственный сын – наследник престола Алексей? Они являются страстотерпцами – жертвами ненависти, корыстолюбия и сговора. Подобные святые были умерщвлены не язычниками, а единоверцами-христианами.

Такой ранг издавна применялся к представителям дворянства – в нём канонизированы князья Борис и Глеб, правитель Чернигова Игорь Ольгович, царевич Дмитрий Углицкий (младший сын Ивана Грозного). Отличительная черта страстотерпцев – они не противились врагам, беззлобно смиряясь с Божьим Промыслом. Добродетельные и кроткие христиане страдали лишь из-за того, что неуклонно следовали собственному призванию, до самого конца выполняя волю Господа. Иными словами, их убили не за духовное наставничество, как апостолов, но только из-за положения в обществе.

А зримым воплощением небесного чина Романовых служит икона Царственных страстотерпцев. На ней запечатлена семья императора в старинных одеждах, похожих на княжеские облачения XVI-XVII ст. В их руках кресты – олицетворение горестей, истязаний и невзгод, выпавших на долю монархов. Иногда в верхней части святыни рисуют двух ангелов, которые несут реликвию Богородицы «Державная» – это символ истинно христианской преданности владыки простым людям, когда он до последнего дня сопереживает участи народа. Но, вознося молитвы перед образом, необходимо помнить: мученики не спасают человека – это по силам только Господу – а лишь сопровождают на пути к Небесному Царству.

«У вас свой святой Николай»

Раньше по многим нуждам я обращалась к святителю Николаю Чудотворцу. Однажды увидела его во сне. Святитель сказал: «Почему вы обращаетесь только ко мне? У вас, славян, есть свой святой Николай – царь-мученик».

С тех пор свои молитвенные просьбы адресую Николаю Второму. И он откликается…

Однажды я ехала в пригородном автобусе с дачи. В салон автобуса вошла возбужденная толпа подростков, которые вели себя крайне вызывающе: громко сквернословили, пели похабные песни, пили пиво, задирали пассажиров. Было ощущение, что это не подростки, а толпа бесов. Но как бы человек низко ни пал, он все-таки носит в себе образ Божий. И я стала с болью молиться об этом потерянном русском поколении царю-мученику Николаю Второму. И постепенно ребята стали успокаиваться и затихать. А с одним пареньком я даже разговорилась…

Царю Николае, моли Бога о нас и России!

Последние дни монархии Романовых

1917 г. стал тревожным временем для Российской империи. Усугубился распад власти, начавшийся ещё в 1915 г.: хлебные бунты, вооружённые забастовки, митинги и демонстрации переросли в Февральскую революцию. С восстанием боролись, но протесты не смогли смирить ни расстрелы вольнодумцев, ни ввод войск. 10 марта без ведома царя была распущена Государственная дума и Совет министров, а бразды правления перешли к Временному комитету и Исполкому Петроградского совета рабочих депутатов.

Тогда Николай II находился в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилёве (город в восточной части Белоруссии) и о кризисе узнал из срочной телеграммы. Император приказал своему доверенному генерал-адъютанту Н. И. Иванову выдвинуться к столице, взять под охрану царскую семью и восстановить порядок в городе. Однако план завершился неудачей: генералы Н. В. Рузский и М. В. Алексеев остановили бойцов, предоставив им неверные сведения о положении дел. А затем они обманом заставили владыку заверить манифест об учреждении ответственного правительства.

Отречение от престола Николая II 2 марта (15 марта) 1917 г. В царском вагоне

Это событие оказалось переломным – сразу после него царя начали склонять к отречению от трона. О необходимости подобного шага говорил и один из лидеров Февральской революции М. В. Родзянко, и великий князь Николай Николаевич, и командующие фронтами. Наконец, в ночь с 15 на 16 марта нужный акт был подписан – император отказался от права на престол, причём как от своего имени, так и от лица малолетнего сына. Позже владыка с горечью утверждал, что у него не имелось иного выхода: «А что мне оставалось делать – меня все предали…».

21 марта Николай II попытался в последний раз обратиться к солдатам, но его усилия были заведомо обречены на неудачу – Временное правительство даже не опубликовало приказ. В тот же день император простился с матерью Марией Фёдоровной и выехал из Могилёва, и уже через сутки встретился с женой и детьми в Царском Селе. Согласно распоряжению исполкома Петросовета, их, вместе с немногими оставшимися слугами, лишили гражданских прав и взяли под домашний арест в Александровском дворце.

Царственные мученики – путь страданий

Несмотря на то, что революционерам удалось свергнуть правителя, анархия в стране нарастала. Члены Временного правительства понимали, что монархам грозит опасность, но всё же не приняли предложение П. Н. Милюкова отправить императорскую семью в Англию, на попечение короля Георга V. Вместо этого владык решили перевести вглубь России – в Тобольск.

14 августа 1917 г. Николая ІІ и его родственников вывезли из Царского Села на специальном поезде с вывеской «Японская миссия Красного Креста». Через 3 дня состав прибыл в Тюмень, а оттуда арестантов на трёх пароходах отправили в Тобольск, где и разместили в усадьбе губернатора. Описывая этот период в дневниках, бывшие монархи упоминали, что условия содержания стали более щадящими: им позволили гулять по бульвару и посещать молебны в местном храме.

Но мирная жизнь длилась недолго. В конце апреля 1918 г. Николая ІІ с близкими выслали в Екатеринбург, поселив в частном доме инженера-строителя Н. Н. Ипатьева. Императора сопровождали придворный врач царской семьи Евгений Сергеевич Боткин, повар Иван Харитонов с подростком-помощником Леонидом Седнёвым, лакей Алексей Трупп и горничная Анна Демидова.

Дом Ипатьева. Екатеринбург. Виртуальная экскурсия

Сохранилось очень мало сведений о быте царя в то время. Николай ІІ отмечал, что дом был «хорошим, чистым». На 2 этаже расположились правители со свитой, а на первом – караульные красноармейцы – «грубые, распоясанные… с наглыми ухмылками и манерами». Вещи императора регулярно обыскивали, а еду приносили из советской столовой. Обострилось наследственное заболевание Алексея – гемофилия; его ноги так распухли, что мальчик не мог ходить. А ещё пленникам подбрасывали поддельные письма от «русских офицеров», провоцируя их на бегство.

После того, как комендантом охраны стал чекист Яков Михайлович Юровский, с Романовыми начали обращаться несколько лучше – прекратились оскорбления и воровство, на стол подавались свежие продукты. Кроме того, арестованным предоставили духовное утешение – их регулярно навещал протоиерей Иоанн Сторожев. Но эти перемены лишь маскировали настоящие намерения революционеров. В начале июля 1918 г. члены исполкома Уралсовета, испугавшись, что семью императора освободят подступавшие к Екатеринбургу белогвардейцы, вынесли вердикт о казни.

17 июля 1918 г. Романовых разбудили в 1:30 ночи и попросили перейти комнату в подвале – «в связи с тревожной ситуацией в городе». Семь членов семьи и четверо слуг (спасся только поварёнок Леонид) спокойно собрались и проследовали в небольшую комнатку, из которой заранее убрали всю мебель. Я. М. Юровский огласил краткий приговор: «Расстрелять… по постановлению Уральского областного совета. Ваши друзья наступают на Екатеринбург, и потому вы приговорены к смерти». Его слова ошеломили бывших правителей – по воспоминаниям конвоира Никулина, Николай ІІ обернулся к близким, растерянно воскликнул «Что? Что?» – и тут раздались первые выстрелы.

Царь и Александра Фёдоровна получили десятки ранений и почти мгновенно скончались. А вот их дочерей добивали штыками – позже оказалось, что девушки вшили в корсеты бриллианты, и подобные наряды сыграли роль бронежилетов. Пули пощадили и цесаревича Алексея, и чекисты умертвили его прямым выстрелом в голову. Тела отвезли к заброшенному руднику вблизи города, раздели догола и сбросили в урочище Ганина Яма. Но потом, когда захоронение не удалось замаскировать, начальник караула распорядился извлечь трупы, облить их серной кислотой и сжечь, а останки царской семьи выбросить в трясину на Поросёнковом логу, вблизи от Старой Коптяковской дороги.

День памяти и канонизация царской семьи

Передовица газеты «Уральский рабочий»

Сообщение о казни Романовых впервые опубликовали 22 июля 1918 г. в газете «Уральский рабочий». Московский патриарх Тихон сразу же выразил отношение церкви к этому событию, осуждая палачей и возвеличивая подвиг императора: «Он мог бы… найти безопасность за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего состояния, безропотно покорился судьбе». Во многих храмах прошли панихиды о монаршей семье.

В 1928 г. Катакомбная церковь (представители духовенства, которые из-за своей антисоветской позиции находились в нелегальном положении) внесла владык в перечень чтимых святых. Те же настроения бытовали среди эмигрантов – в 1947 г. зафиксированы первые сообщения о чудесах, случавшихся после молитвы к царям, а их фотографии вешали рядом с образами. В 1981 г. Романовых и их слуг канонизировала Русская зарубежная церковь.

В 1990 г. на месте Ипатьевского дома (разрушенного в 1977 г.) поставили деревянный крест, к которому немедленно потянулись паломники. Сейчас там возведён Храм на Крови во имя Всех святых, с особой криптой (усыпальницей) на месте комнаты, где произошла казнь.

А 20 августа 2000 г. Николая II и Александру Фёдоровну с чадами Ольгой, Татианой, Марией, Анастасией и Алексеем прославила и РПЦ – в сонме новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

День памяти царской семьи 17 июля (к дате смерти) и 7 февраля – в праздник Собора новомучеников. В этот день служат особые молебны, читая акафист Царственным страстотерпцам. А в Екатеринбурге от места расстрела до Ганиной Ямы следует многолюдный крестный ход.

Икона царственных страстотерпцев из янтаря

А в нашем интернет-магазине Вы можете приобрести уникальную янтарную икону с ликами монарших страстотерпцев! Такая реликвия способствует воссоединению семьи, помогает воспитать детей в истинно христианском духе, смиряет зависть и гнев, оберегает от клеветы и утешает в час отчаяния.

Конец венчает дело

— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.

Интервью печатается в сокращении. Полную версию читайте в специальном выпуске журнала «Фома» «Романовы: 400 лет в истории» (2013 г.)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: