СЛУЖБА БЕЗ ПРАЗДНИЧНОГО ЗНАКА
ВЕЧЕРНЯ: 40 ударов во вседневный Благовест.
ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов во вседневный Благовест.
ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов во вседневный Благовест.
УТРЕНЯ*: 40 ударов во вседневный Благовест. (*Если утреня соединяется с вечерней, то звон не положен.)
ЛИТУРГИЯ: к началу 40 ударов во вседневный Благовест.
Трезвон (5 минут, без праздничного, воскресного, полиелейного).
Евхаристический канон: удары во вседневный Благовест от: «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть яко
воистину…».
Какой бывает колокольный звон?
Игра в России отличается от игры в других странах. На Руси издревле колокольни устраивали таким образом, чтобы при раскачивании колокола вместе с языком не производился звук. Они ударили в наши колокола, то есть колокол был неподвижен, а язык ударял по нему, раскачиваясь, как маятник на веревочке.
Конечно, этот метод дал гораздо больше возможностей выразить свои чувства в звонке колокола, звук стал более тонким, предсказуемым и мелодичным. Кроме того, как уже упоминалось, множество размеров и форм колоколов позволяли полностью соблюдать каноны и издавать не только храмовые колокола, но и мелодии.
СЛАВОСЛОВНАЯ СЛУЖБА
ВЕЧЕРНЯ: 50 ударов во вседневный Благовест.
ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов во вседневный Благовест.
ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов во вседневный Благовест.
УТРЕНЯ: 50 ударов во вседневный Благовест. Трезвон (5 минут, без больших колоколов).
ЛИТУРГИЯ: К началу 50 ударов во вседневный Благовест.
Трезвон (5-7 минут, без праздничного, воскресного, полиелейного).
Евхаристический канон: удары во вседневный Благовест от: «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть яко воистинну…».
ПОЛИЕЛЕЙНАЯ СЛУЖБА
ВЕЧЕРНЯ: 50 ударов в полиелейный Благовест. Трезвон (5-7 минут без воскресного и праздничного).
ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов в полиелейный Благовест.
ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов в полиелейный Благовест.
УТРЕНЯ: К началу 50 ударов в полиелейный Благовест.
Трезвон (5-7 минут, без праздничного и воскресного). К Евангелию Трезвон от Степенна… до возгласа «Мир всем».
На Честнейшую 7 ударов в полиелейный Благовест.
ЛИТУРГИЯ: К началу 50 ударов в полиелейный Благовест.
Трезвон (5-7минут без воскресного и праздничного).
Евхаристический канон: удары в полиелейный Благовест от «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть…».
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ; Удары в полиелейный Благовест
(15-20 минут), трезвон во вся (10 минут, без праздничного Благовеста).
УТРЕНЯ: К началу ДВУЗВОН (во время пения 33 Псалма до начала шестопсалмия). К Евангелию Трезвон от Степенна.., до возгласа «Мир всем».
На Честнейшую 7 ударов в полиелейный Благовест.
ЛИТУРГИЯ*: К началу удары в полиелейный Благовест (15-20 минут), трезвон во вся (10 минут, без праздничного). (* Если служится ранняя литургия, то звон как в будни.)
Евхаристический канон: удары в праздничный Благовест: от «Достойно и праведно есть…», до «Достойно есть…», по окончании: краткий трезвон.
ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов в постный Благовест.
УТРЕНЯ: звон в два колокола.
Перед началом часов удары в постный Благовест (10 минут)
3-й ЧАС: по Трисвятом 3 удара в постный Благовест.
6-й ЧАС: 6 ударов в постный Благовест.
9-й ЧАС: 9 ударов в постный Благовест.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: 12 ударов в постный Благовест.
ВЕЧЕРНЯ: звон в два колокола.
ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов в постный Благовест.
*До Великого Пятка звон совершается только в малые колокола.
В субботние и воскресные дни звон как вне поста.
Если Великим Постом случится двунадесятый праздник, служба с полиелеем или бдением — звон как вне поста.
На 3-й Неделе (Крестопоклонной) при выносе Креста во время пения великого славословия совершается перезвон по 3 раза с большого по малый колокол, как только полагают Крест: краткий трезвон.
На 5-й седмице в среду вечера, в четверг утра и вечера – звон как вне поста (как на службу со славословием).
Славяне
Колокола заимствованы славянами из Европы в Х-ХIII вв. и вписались в круг сакральных символов славянской культуры.
В славянских преданиях, духовных стихах, а также в древнерусской литературе и летописных сказаниях одним из наиболее популярных мотивов о чудесных колоколах был самозвон. Таким образом колокол предупреждали людей о приближающейся беде или выражали свое отношение к тем или иным событиям истории. По польскому преданию, однажды сирота вытянула из реки маленький колокол, отнесла его в село и повесила в костеле. Вскоре она умерла, и некому было даже позвонить в память о ней. Тогда этот колокол зазвонил сам, и звонил до тех пор, пока не разбился.
В легендах о затонувших колоколах «провал» селения или церкви обычно мотивируется угрозой нападения врагов (иноверцев), которые могут осквернить или украсть святыню или реликвию (церковь, икону, книги, колокола); в других случаях «провал» описывается как своего рода наказание, результат Божьего проклятия, ниспосланного на людей за их грехи. Ушедшие под воду или землю селение, церковь недоступны людям в обычное время, хотя жизнь там идет своим чередом, не согласуясь с земной лишь во временных координатах (позже—раньше). В одну из праздничных ночей граница между мирами нарушается и люди могут наблюдать жизнь этого города (церкви), слышать доносящиеся из-под земли или воды звуки этих селений, в том числе и колокольный звон. Человек, увидевший колокол в воде или случайно наткнувшийся на него, пытается достать колокол, но при этом нарушает некоторые правила поведения и потому ему не удается вытащить колокол По чешскому преданию, женщина, полоскавшая в реке белье, зацепила им колокол, утонувший в реке около Старого Болеслава, и вытащила его наружу. Увидев колокл, она так удивилась, что громко закричала, отчего колокол сорвался и ушел в глубину.
Время, когда звонили колокол, воспринималось как благоприятное для начала важных дел и хозяйственных работ, а также для многих ритуалов и магических актов. Большая их часть относилась к самому человеку и его здоровью, а также к сферам его деятельности — скотоводству, пчеловодству и садоводству. В Скопской котлине (обл. Македонии) в первый день Рождества Христова хозяин, заслышав удары колокола, трижды проводил скребницей по каждому животному, стоящему в хлеву, и давал им немного жита из решета, чтобы обеспечить приплод и здоровье скота, а хозяйка кормила в обруче кур зерном, чтобы в течение года вся домашняя птица была при доме и не разбредалась. На севере Словении под колокольный звон в Страстную субботу хозяйка слегка била коров березовым прутом, чтобы у них родились телята и было много молока, а также закармливала скот корнями, травами и цветами, собранными в Страстной четверг, чтобы предохранить домашних животных от болезней.
Особенно популярным среди праздничных звонов был пасхальный. На Пасху каждый человек мог подняться на колокольню и звонить в колокол. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали, звонили в колокола, дети играли тут же с пасхальными яйцами и т. д. На Украине и в восточной Польше считалось, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, поэтому парни старались на Пасху первыми добежать до колокольни, будучи уверенными в том, что тогда в семье у них урожай гречихи будет больше всех.
Молчание колокола маркировало «демоническое» время. В Польше широко известны поверья о том, что уж или жаба, в течение семи лет не слышавшие колокольного звона и звуков человеческой речи, превращаются в «смока» — дракона с семью головами, ногами, двумя хвостами и крыльями. Избегание колокольного звана было условием совершения магических ритуалов, подразумевающих вмешательство нечистой силы. Словенцы Штирии считали, что если в яме, находящейся в таком месте, где нет солнечных лучей и куда не доходит колокольный звон, сварить живого кота, то можно получить кость, обладающую способностью делать человека невидимым.
Молчание колокола также отмечало время, когда на земле присутствовали души умерших, а местом их пребывания становилась пустующая по ночам церковь или колокольня[2]. Сербы Дубровника рассказывали о человеке, услышавшем ночью колокольный звон: он отправился в церковь якобы к заутрене, но обнаружил, что в церкви все не так, как обычно: у священника и у прихожан были лица без носа, а свеча, которую дали ему в руки, наутро оказалась костью мертвеца.
Более других сфер жизни с колокольным звоном была связана область смерти. Как только человек умирал, его родственники шли в церковь, чтобы заплатить за поминальный звон по умершему. Иногда в колокол били и сами родственники. По умершей женщине обычно ударяли дважды, а смерть мужчины оглашалась тремя ударами. Если же покойник был богат, то звонить по нему могли и целый час. Существовали различные виды проводного звона. У далматинцев на острове Брач удары большого колокола извещали о смерти мужчины, а малого — о смерти женщины.
Колокольный звон широко использовался в качестве апотропея. Практика отвращать градоносные тучи с помощью колокольного звона получила массовое распространение у южных и западных славян. Болгары Баната, отгоняя градовые тучи, били в колокол. Однако не все колокола равным образом годились для этих целей. В словенской области Нижняя Краина звонари нескольких соседних сел соревновались друг с другом, кто из них первым зазвонит в свой колокол на Троицу. Считалось, что колокол, звон которого раздастся первым, будет иметь большую силу при отгоне туч. Обязанность звонить при виде приближающейся тучи возлагалась обычно на звонаря. По рассказам сербов-граничар, однажды местные жители избили своего звонаря за то, что он отказался звонить во время града, отчего все их посевы оказались уничтоженными. Звонарь должен был нести эту службу большую часть года — с ранней весны до поздней осени, пока была актуальна угроза града или ливня.
Колокольный звон считался действенным средством против многих болезней. У русских было в обыкновении «водить под колокола» (то есть ставить под колокол на колокольне) кликуш, поскольку бесы, одолевающие их, якобы не выносят колокольного звона; так же поступали с детьми и взрослыми при испуге, при лихорадке и других болезнях. У хорватов Самобора, чтобы избавить младенца от мучающего его ночного духа, окуривали пеленки дымом от смазки колокола. В народной медицине нашлось применение и веревке от колокола: сербские женщины хватались за нее во время звона, чтобы избавиться от болей в руках, болгарки поили больных детей водой, в которую был положен кусок от такой веревки.
СЛУЖБЫ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ (Пасхи)
Полунощница и светлая заутреня
За десять минут до начала полунощницы: удары в праздничный Благовест до начала Крестного Хода.
Во время Крестного хода: трезвон во вся до окончания хода.
ЛИТУРГИЯ: к началу удары в праздничный Благовест (20 минут), трезвон во вся (10 минут).
Чтение Евангелия: во время чтения Евангелия по 7 быстрых
ударов в каждый колокол с большого по малый, по прочтении — трезвон.
Евхаристический канон: удары в праздничный Благовест:
от «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть…», по окончании краткий трезвон во вся.
ВЕЧЕРНЯ: удары в праздничный Благовест (15мин.), трезвон во вся (10 мин.)
Крестный ход: трезвон во вся с начала до окончания хода.
Христианство
Колокол, колокольный звон — предмет христианского культа, получивший в народной культуре разнообразные ритуальные и магические функции.
В эпоху раннего христианства в римских катакомбах также использовались колокола (чаще всего из серебри) для сбора на дароприношение.
Колокола большого размера раньше всего стали использоваться в монастырях и упоминаются с VI в., о литье в Европе очень больших колоколов имеются сведения только с конца средневековья.
Церковный колокол:
- созывает верующих на богослужение;
- ободряет верующих, обращает в бегство злых духов, успокаивает бури.
Полость и язык колокола — это уста и язык проповедника.
Колокол санктуса на алтаре извещает во время причастия приход Христа.
Атрибут:
- Антоний Великий, Св. — прикрепленный к костылю или Т-образному посоху, чтобы отгонять демонов;
- персонифицированная Музыка (Семь Свободных Искусств) — ударяет молоточком по набору колоколов;
- царь Давид — ударяет молоточком по набору колоколов на миниатюрах средневековых псалтирей;
- Аарон — колокольчики или бубенцы обрамляют священническую ризу;
- Бенедикт, Св. — колокольчик привязанный к веревке, на которой поднимается хлеб отшельнику.
СЛУЖБЫ ОТ ПАСХИ ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
От Пасхи до Антипасхи
ВЕЧЕРНЯ: удары в праздничный Благовест (15 мин.), трезвон во вся (10 мин.)
УТРЕНЯ: удары в праздничный Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7мин.)
ЛИТУРГИЯ: звон как на Пасху (кроме звона на Евангелие).
Крестный ход: звон во вся от начала до окончания хода.
Всю седмицу (до воскресного всенощного бдения) звон от окончания литургии до начала звона к вечерне.
От Антипасхи до Вознесения*
ВЕЧЕРНЯ: удары в воскресный Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7 мин., без праздничного Благовеста).
ПОВЕЧЕРИЕ: 12 ударов в воскресный Благовест.
ПОЛУНОЩНИЦА: 12 ударов в воскресный Благовест.
УТРЕНЯ: удары в воскресный Благовест (15 мин.), трезвон во вся (7мин., без праздничного Благовеста).
ЛИТУРГИЯ: удары в воскресный Благовест (15мин.), трезвон во вся (7 мин., без праздничного Благовеста).
Евхаристический канон: удары в воскресный Благовест от «Достойно и праведно есть…», до «Достойно есть…».
От Антипасхи до Вознесения после каждой воскресной литургии совершается трезвон во вся. Звон на Воскресное Всенощное бдение и Литургию совершается с праздничным Благовестом.
НА ОТДАНИЕ ПАСХИ: звон как в СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО
ВОСКРЕСЕНИЕ (кроме звона на чтение Евангелия).
От Вознесения до Пятидесятницы
Звон совершается как в обычные дни.