Существуют некоторые термины, смысл которых может сильно варьироваться. Причём это может происходить не только из-за контекста, но ещё и по причине нескольких смысловых окрасок, которые эти термины имеют. Дабы не выглядеть глупо в той или иной ситуации, люди пытаются изучать подобные слова. Однако существуют моменты, когда человеку не под силу осознать суть определённого понятия. Например, многие люди не знают, что такое Голгофа. А если кто-либо и понимает, что это гора в Иерусалиме, он совершенно не догадывается, какой ещё смысл несёт это слово. Чтобы пролить свет на тайну понятия «Голгофа», мы окунёмся в историю происхождения христианства.
Гора Голгофа
С иврита слово «голгофа» — это «лобное место». Иными словами, территория, на которой казнили людей. В христианстве этот термин олицетворяет одну из самых важных святынь и мест поклонения всех христиан. Согласно сказаниям, Голгофа — это название горы, на которой был распят Иисус Христос.
Таким образом, это место является олицетворением конца земной жизни сына Божьего и начала его небесного пребывания до момента Страшного Суда.
Для истории Голгофа, как место распятия Иисуса, играет достаточно важную роль. Следует помнить, что на этом месте разгорались важные или даже переломные исторические события. Точно неизвестно, что произошло на Голгофе, если не учитывать классическую версию событий. Поэтому в настоящее время все события из жизни Иисуса Христа подвергаются всестороннему изучению, дабы пролить на них свет истины.
ГОЛГОФА
[Греч. Γολγοθᾶ], место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос (Ин 19. 17-42). Греч. термин «Г.» передает арам. , к-рый восходит к евр. — череп, голова (4 Цар 9. 35; Суд 9. 53). В Евангелиях это название было истолковано как «место Лобное» (греч. τόπος κρανίου; лат. Calvariae locum — место черепа (Мф 27. 33; Мк 15. 22; Лк 23. 33; Ин 19. 17)). Точное происхождение названия этого места не установлено; блж. Иероним считал, что оно происходит от наименования места, где обезглавливали преступников (Hieron. In Matth. 27 // PL. 26. Col. 209).
Прославление Креста. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ) Прославление Креста. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ) В НЗ говорится, что «место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин 19. 20; ср.: Евр 13. 12). Здесь «был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин 19. 41). Эта гробница принадлежала прав. Иосифу Аримафейскому (Мф 27. 59-60). Возможно, Г. первоначально называли не только почитаемое место, где стоял Крест, на к-ром был распят Господь, но и весь скалистый участок за стеной Иерусалима. Совр. англ. исследовательница Дж. Тейлор полагает, что в процессе создания храма Гроба Господня произошел топонимический сдвиг: название обширного района, служившего местом казней, получило более конкретный смысл, закрепившись за небольшим скальным выступом внутри храма Гроба Господня. Именно здесь начиная с эпохи св. равноапостольных Константина и Елены указывает место Г. церковная традиция.
Совр. местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Г. в центре Ст. города является результатом перепланировки Иерусалима в рим. эпоху: вскоре после распятия Спасителя Г. оказалась внутри городской стены, построенной Иродом Агриппой I (40-44). После разрушения Иерусалима имп. Титом в 70 г., а затем Адрианом в 135 г. новый рим. г. Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina) был построен далее к северу, т. о. место Г. оказалось не просто в городе, а в центре его новой планировки.
Археологические раскопки 2-й пол. ХХ в. и др. исследования в районе храма Гроба Господня и в прилегающих районах города (Муристан) позволили существенно прояснить топографию и морфологию района Г. (Kenyon. 1974; Lux. 1972; Corbo. 1981-1982). Раскопки 60-80-х гг. вблизи Г. установили, что до кон. I в. по Р. Х. никаких жилых построек в ее районе не было, с VII в. до Р. Х. склон холма Гарив, к к-рому принадлежит Г., служил огромной каменоломней. Карьеры этих разработок занимают весь участок храма Гроба Господня и Муристана. В I в. до Р. Х. добыча прекратилась и ландшафт района выровняли, подсыпав грунта, в т. ч. и в каверны каменоломен. Насыпную почву культивировали, разбив на ней сад (эти участки перемежались с голой скалой), уровень к-рого примерно совпадает с уровнем пола совр. базилики (ок. 10 м ниже первоначальной линии склона горы, ок. 760 м над уровнем моря). Сад ограничивали скалы, особенно высокие с запада и юга, причем в зап. скале были высечены по крайней мере 2 гробницы: одна с аркосолием (гробница Спасителя), другая с нишами типа «кокким» (известна как «гробница Иосифа Аримафейского»). Вост. и юж. стороны сохранили связь со склоном горы, причем скала на юге возвышалась над садом в виде пика — место, идентифицируемое ныне как Г.
Местонахождение Голгофы в комплексе храма Гроба Господня в VI в. (Реконструкция)
Местонахождение Голгофы в комплексе храма Гроба Господня в VI в. (Реконструкция) При строительстве рим. города сад и прилегающие каменные гряды вновь засыпали большим слоем грунта, подняв уровень до первоначальной отметки склона и создав род искусственной платформы, на к-рой был возведен Капитолий. Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Г. гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма (Euseb. Vita Const. III 26). Блж. Иероним сообщает, что на месте распятия Спасителя при имп. Адриане была возведена статуя Венеры (Hieron. Ep. Paul. 58. 3 // PL. 22. Col. 581).
Раскопки фиксируют множество элементов, связанных с организацией теменоса Капитолия эпохи имп. Адриана, его сносом и возведением комплекса эпохи имп. Константина (Corbo. Vol. 1. P. 33-37; Vol. 2. Table 28; Vol. 3. Photos). Находки предметов, относящихся к языческим культам, позволяют локализовать на Г. небольшое святилище при храме Венеры: восточнее скалы Г. в строительной подсыпке найдена монета имп. Гелиогабала, небольшой алтарь для возлияний, головка жен. статуэтки из глины, глиняная рыбка и др.- эта засыпка, видимо, датируется временем уничтожения языческого святилища.
Г. была вновь откопана и стала объектом почитания при имп. Константине I Великом. Под контролем свт. Макария, еп. Иерусалимского, в 325 г. Капитолийский храм и теменос (священный участок) были снесены, их остатки удалены, а садовая терраса с памятниками евангельских событий архитектурно оформлена. В скальном участке склона с запада открылись 2 древние гробницы, а на юж. стороне над общей поверхностью выступила скала Г. Для того чтобы изолировать гробницу Христа, ее отделили от массива скалы с запада и севера, окружили ротондой храма Воскресения и построили рядом здание епископии Иерусалима; сохранившиеся возвышенности с востока и юга подтесали, создав род 4-сторонних пилонов (Corbo. Vol. 2. Fig. 41).
В результате общая топография этого участка при имп. Константине Великом существенно изменилась: Г. стала возвышаться одиноким утесом на фоне стен грандиозной базилики и была видна с юж. и вост. сторон трипортика (внутреннего двора базилики, с 3 сторон окруженного колоннадой). Базилика получила название Мартириум («место свидетельства»). Паломница Эгерия (кон. IV в.) пишет о «большой церкви, которая зовется Мартириум… потому что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь» (Eger. Itiner. 30. 1). Раскопки показали, что зап. стена юж. нефа Мартириума перекрывала прямой доступ к скале Г. Строители окружили свободно стоявшую Г. округлой или многоугольной в плане кладкой, по линии к-рой расположили ограду, покрытую золотом и серебром, упоминаемую паломниками (при этом использовали одну из стен эпохи имп. Адриана, к-рая обеспечивала устойчивость скалы). Согласно Иерусалимскому бревиарию (нач. VI в.), на вершине скалы был водружен золотой крест, украшенный драгоценными камнями (Brev. Hieros. 2), пожертвованный визант. имп. Феодосием II ок. 427 г. (Theoph. Chron. P. 86).
Изменение формы скалы Г. с IV по XX в. было связано с ее почитанием и символическим оформлением: от нее откалывали камни разного размера и забирали их в качестве реликвий (в ц. Богородицы на горе Гаризим, V-VI вв., найден кусок камня с надписью: «От Скалы Святого Кальвария»). Вершина скалы служила для укрепления на ней распятий — здесь имеется, напр., углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Ранее XI в. паломники о нем не упоминают, указывая в то же время, как Паломник из Пьяченцы (ок. 570), на лунку у подножия (Anton. Placent. Itinerarium. 19). В лунке, видимо, крепился золотой крест, стоявший до разграбления города персами в 614 г., а затем замененный серебряным (пропал при разрушении храма Гроба Господня аль-Хакимом). Усилиями паломников лунка расширилась: приводимый рус. игум. Даниилом (нач. XII в.) ее размер ок. 38-46×19-27 см, в наст. время 50 см в диаметре и 40 см в глубину. Отверстий от крестов распятых вместе с Христом разбойников на скале не обнаружено, и при совр. состоянии вершины для них нет места (пилигримы искали их уже в ранневизант. эпоху, но ни одного упоминания об их существовании нет).
Подъем к вершине Г. осуществлялся по ступеням, возможно вытесанным в самой скале: Эгерия пишет о движении паломников «до Креста» и «после Креста»; ступени, ведущие наверх, упомянуты в VI в. Феодосием (ок. 530) (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 7) и Паломником из Пьяченцы (Anton. Placent. Itinerarium. 19). В. К. Корбо пишет, что при раскопках, предпринятых Иерусалимским Патриархатом в кон. ХХ в., в сев. части скалы открыты остатки ступеней вверх по склону, но время их появления неизвестно. Игум. Даниил отметил, что при имп. Константине IX Мономахе пол в верхней церкви Г. был вымощен прекрасным цветным мрамором; это в целом подтверждает Теодорих (1172); скорее всего подготовка под мощение XI в. сохранилась на сев. и зап. сторонах скалы Г. в виде платформы (или верха ступеней), мощенной мелким камнем; в ее край вмонтирован остаток столбика алтарной преграды, плиты к-рой могли помещаться в зазор края скалы; в верхнем из 2 сохранившихся слоев обмазки (белом и коричневом) заметно углубление гнезда колонки или пилястры.
До персид. завоевания 614 г. скала Г. находилась вне церковных сооружений. Она вошла в объем храма Гроба Господня при перестройке, предпринятой свт. Модестом (местоблюститель в 614-628, патриарх Иерусалимский в 630-634). Здесь была построена высокая и богато украшенная «церковь Голгофы», описанная Аркульфом (ок. 670) как 4-угольная, с вост. стороны она соединялась с Мартириумом (Adamn. De locis sanctis. V 1).
Православный престол над местом Распятия
Православный престол над местом Распятия Археологические раскопки, проведенные с вост. стороны, показали, что при этом подлинная скала была накрыта архитектурным «футляром». Церковь эпохи свт. Модеста была круглой или многогранной; количество входов не установлено. Сохранились 4 пилястры (возможно, ранее VII в.), стоящие почти вплотную к скале, и помещение, возникшее к востоку от скалы. Над Г. был тогда же построен сводчатый 4-столпный киворий. Храм по площади был невелик (между пилястрами 3,5-4,5 м), но значителен по высоте (4 м над верхом скалы). Аркульф упоминает помещавшиеся здесь большой бронзовый хорос и огромный серебряный крест, к-рый стоял на 9-10 м выше мощения двора, и впечатление высоты усиливалось небольшим основанием (Ibid. V 1).
После работ XI в. и перестройки эпохи крестоносцев Г. приобрела форму, к-рая существенно не изменилась до наст. времени: были значительно развиты ее вост. и зап. части. Вход в храм был через внешний лестничный марш и «капеллу франков» (совр. часовня Cовлечения одежд); позднее добавили 2 марша лестниц с запада, позволявшие легко организовать движение паломников. Для того чтобы соединить Г. с Гробом Господним в одну церковь и включить в общий ансамбль, построили 2-этажную капеллу в вост. половине юж. крыла трансепта с 4 травеями и крестовыми сводами. Это архитектурное оформление часовни Г. сохранилось, но от мозаик уцелел лишь один фрагмент на своде (композиция «Вознесение Господне») и посвятительная надпись 1149 г. на фасаде. Теперь паломник, попав в храм Гроба Господня, мог, двигаясь от капеллы к капелле, достичь Г. и оставить здесь как свидетельство завершения паломничества тот крест, к-рый нес с собой во время путешествия. Теодорих (1172) утверждает, что видел на Г. множество крестов, принесенных паломниками, стражи Г. сжигали их в пасхальный вечер.
Католический придел «Пригвождение ко Кресту»
Католический придел «Пригвождение ко Кресту» Совр. вид Г. приобрела в результате общего ремонта храма Гроба Господня после пожара 1808 г. Помимо наружной лестницы с улицы, к-рой практически не пользуются, ведущей в католич. часовню Совлечения одежд (10-я остановка католич. Крестного пути), наверх поднимаются 2 лестницы: правая, сразу от дверей храма, и левая, со стороны кафоликона (сооружена в 1810). Храм Г. разделен массивными колоннами на 2 придела: правосл. (левый) и католич. (правый). В главном правосл. приделе над местом, где был водружен Честной Крест, сооружен беломраморный престол с пилястрами из розового мрамора. Отверстие, где был установлен Крест, обрамлено серебряным кругом. Справа и слева от престола в застекленных проемах видны серая каменная поверхность Г. и трещина, прошедшая через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27. 51). За престолом — высокое Распятие с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом.
Исследования 1988 г., когда с вершины скалы была снята мраморная облицовка 1810 г., показали, что Г.- узкий выступ скалы, поднятый в высоту над окружающей поверхностью на неск. метров (12,75 м с востока, 8,97 м с севера, 5 м с запада), причем его верхушка заостренная. Скала состоит из известняка светлых оттенков с красными прожилками (с прослойками «царского камня»), средневек. паломники описывают их как следы крови Христовой, стекавшей со скалы на череп Адама. Значительная часть Г. стоит над выработанным карьером и почти пуста изнутри.
Правый францисканский придел, 11-я остановка католич. Крестного пути, был отреставрирован в 1937 г. по проекту итал. архит. А. Барлуцци. На стенах придела выполнены мозаики «Пригвождение ко Кресту» и «Жертвоприношение Авраама». Серебряный алтарь с композицией «Пригвождение ко Кресту» (мастер Д. Портиджани) был подарен в 1588 г. тосканским герц. Фердинандо Медичи. Слева от него, под аркой, отделяющей католич. часть Г. от православной, находится небольшой францисканский престол Богородицы Скорбящей (Stabat Mater). За престолом помещено скульптурное изображение Богородицы, пронзенной мечом (согласно предсказанию прав. Симеона Богоприимца: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2. 35)). Скульптура является пожертвованием португ. кор. Марии I Браганцы (1778).
Часовня Главы Адамовой
Часовня Главы Адамовой
Часовня Главы Адамовой Находится на нижнем уровне храма, под правосл. престолом Г. Согласно древней христ. традиции, Распятие Спасителя совершилось на месте погребения Адама. Это предание, к-рое прослеживается с кон. IV в., было известно уже Оригену (ок. 185-254) (Orig. Comm. In Matth. 27. 3 // GCS. Bd. 38. Tl. 2. S. 265. 3) и встречается у др. отцов Церкви. Так, Епифаний Кипрский (ок. 315-403) писал о том, что Христос омыл и очистил Своей кровью кости нашего праотца (Epiph. Adv. haer. 26. 5), об этом же упоминал блж. Иероним (Hieron. Ep. 46 (44) // PL. 22. Col. 484 sq.). Тогда же в иконографии появился сюжет «Воскрешение Адама» (Bagatti. 1977). Через стеклянное окно в глубине часовни видно расселину, по к-рой струя крови Христа достигла черепа Адама.
Археологически установлено, что небольшое углубление в скале Г., почитаемое как «могила Адама», в эпоху имп. Адриана было закрыто опорной стеной и не могло служить объектом поклонения во II — нач. IV в. Строители эпохи имп. Константина Великого разобрали стену на 70 см ниже совр. пола пещеры, но архитектурно ее не оформляли (закладка пещеры выходила в нее необработанной стороной). В письменных источниках часовня Адама у подножия скалы упоминается с VII в. Пещера была вырублена искусственно; мнение Корбо о том, что она являлась частью храма Венеры, археологически не подтвердилось: вход в пещеру прорублен через опорную кладку эпохи имп. Константина, внутри она не оштукатурена и не имеет граффити раннехрист. эпохи.
Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.)
Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.) Оформление пещеры как св. места усилиями свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, возможно, происходило после 614 г.; ранневизант. серебряный экран был похищен в 614 г., что позволило патриарху Модесту разобрать обводную кладку имп. Константина при строительстве «храма Голгофы» и расширить «пещеру Адама». Она приобрела размеры 2 м (высота) × 1,5 м (ширина) — минимум, достаточный для отправления церковной службы, поэтому даже тела усопших при отпевании оставляли снаружи, не внося в пещеру. При крестоносцах часовню Адама расширили с востока и устроили здесь усыпальницу лат. королей Иерусалимских. Этот некрополь был разобран при реставрации Н. Комненоса после пожара 1808 г. (гробница кор. Балдуина V хранится в Музее Греческой Православной Патриархии в Иерусалиме). В 2004 г. в часовне устроен престол во имя св. Иоанна Предтечи.
В ранневизант. период постепенно дополнялись и разрабатывались элементы «сакральной топографии» участка Г. Идея о погребении Адама на Г. имела для христиан глубокий смысл: благодаря ей с комплексом Гроба Господня ассоциировались мн. мотивы ВЗ, в т. ч. жертвоприношение прав. Авраама. В VI в. сбоку, у подножия Г., был сложен из камней «алтарь Авраама», к-рый описывают Феодосий (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 7), Паломник из Пьяченцы (Anton. Placent. Itinerarium. 19) и Аркульф (Adamn. De locis sanctis. V 1).
Иконография Г.
Иконография Г. обширна, т. к. неразрывна с иконографией Животворящего Креста Господня. Древнейшие изображения и символы Г. восходят к IV-V вв. Мозаика V в. в ц. Санта-Пуденциана показывает Г. как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Г. в виде площадки, на к-рую с 2 сторон ведут ступени: на визант. монетах (напр., имп. Феодосия II и Евдокии, 420 г.) — от 1 до 4 ступеней (DACL. Сol. 3096), на паломнических ампулах и флягах — обычно 2-3 ступени (напр., на флягах из Монцы и Боббио, V в., музей Studium Biblicum Franciscanum — см.: Barag. 1970). Вероятно, это является отражением реального оформления Г., к вершине к-рой шли ступени, ставшие известными благодаря иконографии и описаниям паломников. В др. случаях Г. представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (напр., ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана).
В иконописи и книжной миниатюре Г. изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в.- ГИМ. Греч. 129 д. Л. 4, 19, 67, 86, 98 об.; Киевская Псалтирь, 1397 г.- РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 47 об.). Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь. Л. 72 об.), к-рая может изображаться в пещере-разломе (Киевская Псалтирь. Л. 36, 92 об., 101, 185). В случае, когда необходимо было изобразить 3 креста, Г. могла также иметь 3 вершины (Хлудовская Псалтирь. Л. 45 об.). В поздней иконографии Г. с адамовой головой часто служила символом смерти (напр., на надгробиях XVIII-XX вв.).
В соответствии с апокрифическими сказаниями об адамовой голове (кровь из ран Христа коснулась головы и омыла грех Адама) изображаются потоки крови, льющиеся на череп Адама (мозаика собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042-1056). Изображения Г. в визант. и древнерус. памятниках часто сопровождаются буквами, число к-рых может быть более 100. На рус. изображениях чаще др. встречаются М. Л. Р. Б., означающие «место лобное рай бысть».
В европ. живописи начиная с позднего средневековья распространяется изображение Г. как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисленных персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних.
Ист.: Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. (CCSL; T. 175).
Лит.: [Шик К.] Мнение Шика о Голгофе // СИППО. 1893. [Т. 4]. Авг. С. 392-401; Айналов Д. В. Голгофа и Крест на мозаике IV в. // Там же. 1894. [Т. 5]. Февр. С. 80-104; он же. Детали палестинской архитектуры и топографии на памятниках христ. искусства: Голгофская лестница и алтарь Авраама; Гроб Господень и Гефсиманский сад; Иерусалимский храм в мозаике S. Maria Maggiore в Риме // Там же. 1895. [Т. 6]. Июнь. С. 335-361; он же. Расположение главных зданий Константиновых построек по данным письменных источников // Там же. 1903. Т. 14. Ч. 2. № 2. С. 53-115; Jeremias J. Golgotha. Lpz., 1926; Lux V. Vorläufiger Bericht über die Ausgrabung unter der Erlöserkirche im Muristan in der Altstadt von Jerusalem in den Jahren 1970 and 1971 // ZDPV. 1972. Bd. 88. S. 185-201; Coüasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. L., 1974; Kenyon K. Digging up Jerusalem. L., 1974; Hamrick E. W. The 3d Wall of Agrippa I // BiblArch. 1977. Vol. 40. P. 18-23; Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Jerusalem, 1981-1982. 3 vol. (SBF; 29); Gibson S., Taylor J. E. Beneath the Church of the Holy Sepulchre, Jerusalem: The Archaeology and Early History of Traditional Golgotha. L., 1994; Taylor J. E. Golgotha: A Reconsideration of the Evidence for the Sites of Jesus’ Crusification and Burial // NTS. 1998. Vol. 44. P. 180-203; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 162-170; Rossbach H. Golgotha: Das vergessene christl. Hauptheiligtum. Oldenburg, 2002.
Л. А. Беляев
Историческое расположение места
Если говорить о Голгофе как о «лобном месте», на котором встретил свою судьбу Иисус Христос, то оно должно иметь реальные географические координаты. Учитывая традиции I века нашей эры, царящие тогда в Иерусалиме, Голгофа находилась за стенами города. Это делалось для того, чтобы не осквернять нечестивым действом (казнью), священные границы города. Поэтому в I веке Голгофа находилась на северо-западе от города. В наше время на этом месте расположен Храм Гроба Господня, находящийся в районе старого квартала Иерусалима.
На данный момент это, по сути, обычное здание, в котором расположены три христианских святыни: Гроб Господня, Голгофа, плита Помазанья. Существуют и другие версии исторического расположения Голгофы. Некоторые учёные уверены, что это место располагалось на севере Иерусалима в непосредственной близости к Дамасским воротам. Существует легенда, что Голгофа — это место захоронения самого Адама, однако подтверждающих фактов этому не было найдено.
Гора Елеонская
Чаще всего в Евангелии упоминается гора Елеонская — как местность, теснейшим образом связанная с земной жизнью Иисуса Христа. Здесь Он любил отдыхать со своими учениками после дневной проповеди. Здесь был схвачен стражниками. А после Своего Воскресения, именно отсюда, с вершины Елеонской горы Иисус Христос вознесся на небеса. Почему же именно эта гора стала местом таких важных событий? Чтобы на это ответить, сначала нужно разобраться, где она расположена и как выглядит.
На самом деле Елеонская гора — это не отдельная вершина, а короткий горный кряж — цепочка из нескольких поросших деревьями пологих гор, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая город от разрушительного соседства пустыни.
Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной реки Кедрон. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата — по находящейся здесь гробнице Иосафата, правителя Иудейского царства, который жил за несколько сотен лет до Рождества Христова. На прилегающих к Кедрону склонах горы расположено огромное кладбище, самым древним могилам которого около трех тысяч лет. Многие люди из разных концов земли приезжали в Иерусалим незадолго до своей смерти специально для того, чтобы быть похороненными здесь, на склоне Елеонской горы. Дело в том, что именно отсюда, из долины Иосафата, по предсказаниям пророков, начнется воскресение мертвых. Потому что именно здесь, на Елеонской горе в конце времен будет Второе Пришествие Иисуса Христа. Господь снова придет на землю там же, где простился со Своими учениками и вознесся на небо. В книге Деяния святых апостолов это описано так: …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. (Деян 1:9–12)
Но что же это за субботний путь и как далеко Масличная гора находится от Иерусалима? Субботним путем называли в Израиле тысячу шагов, которые благочестивые иудеи могли сделать в день покоя — субботу. По иудейскому закону, один день в неделю нужно посвящать Богу. В этот день нельзя работать и вообще ничего нельзя делать, а можно только читать Библию и молиться. Но поскольку у человека бывают разные неотложные дела, закон разрешал ему сделать в субботу тысячу шагов. Получается, что Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен. С ее склонов открывается великолепный вид на город. Иисус любил сидеть здесь по вечерам и смотреть на Иерусалим в лучах закатного солнца. Отсюда, с Елеона, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим, когда все жители города радостно приветствовали его и стелили свои одежды под копыта осленка, на котором Он ехал. А у подножия горы шелестел листьями масличный сад, где Иисус с учениками любил останавливаться на ночлег, выйдя из города. Здесь, в Гефсиманском саду, его и предал один из учеников по имени Иуда. Он привел с собой стражников и поцеловал Иисуса, чтобы те поняли, кого им надо хватать. Отсюда Его увели на мучения и смерть. И отсюда же, с Елеонской горы, Он вознесся на небеса после Своего Воскресения из мертвых.
Знаете ли вы что:
На обращенных к Иерусалиму западных склонах когда-то было расположено множество оливковых садов, от которых и произошло название горы. Дело в том, что «елеон» в переводе с греческого языка означает «масло». А лучшее растительное масло в мире делают как раз из плодов оливкового дерева — маслин. Поэтому гору так и называют — Масличная.
Елеонский кряж состоит из трех вершин.
Средняя — самая высокая, ее высота 815 метров. Именно с нее Иисус Христос вознесся на небо. Ее название — гора Вознесения.
Северная вершина зовется Малой Галилеей. На ее склоне был постоялый двор, где останавливались приезжие из Галилеи. А поскольку все апостолы были галилеянами, неудивительно, что именно здесь они часто бывали, когда приходили в Иерусалим на праздники.
Южная вершина именуется горой Скандала. Но на самом деле там никто ни с кем не скандалил. Греческое слово «скандал» означает буквально — соблазн. Эту вершину назвали так потому, что когда-то израильский царь Соломон нарушил договор с Богом Израиля — не поклоняться чужим богам. Он разрешил своим женам-язычницам строить здесь капища, ставить идолов и приносить им жертвы.
Иное понимание слова «Голгофа»
Существует выражение:«каждый взойдёт на Голгофу». На просторах отечественных стран это выражение претерпело небольшие изменения и поэтому звучит следующим образом:«каждый несёт свой крест». Хотя это два разных предложения, смысл один и тот же.
Следует помнить, что Иисус пожертвовал собой ради спасения человечества. Он проповедовал любовь и взаимопонимание, однако его отец — владыка небесный или Бог разозлился на людей, поэтому все мы по жизни несём собственный крест, восходим на свою Голгофу. В данном контексте «Голгофа» и «крест» олицетворяют проблемы, жизненные неурядицы, личностные страдания и другие препятствия, которые мешают продвигаться по жизни.
Многие теологи трактуют подобное суждение иначе. По их мнению, тот, кто способен взойти на Голгофу, достоин прощения и жизненного успеха. Другими словами, преодолевая трудности, мы повторяем подвиг Иисуса, испытываем его страдания. Каждый взойдёт на Голгофу, потому что все люди являются божьими созданиями, такими же как и сам Иисус. В новейшей истории слово «Голгофа» используется в других значениях, например, для обозначения места, где человеку приходится уж очень несладко.
Описание храма Гроба Господня
Центральный фасад сделан в романском стиле. Изначально здесь располагалось два портала высотой 5 и шириной 3 м. Левый служит до сих пор, а правый был заложен камнем еще в период мусульманского правления Иерусалимом.
С левой стороны от Святой двери можно увидеть колонну с расщелиной, образовавшейся при ударе молнии в момент схождения Благодатного огня в 1580 г. В тот год он не явился к Армянскому патриарху, хитростью заполучившему право проведения литургии Схождения Благодатного огня. Он сошел к православным, оставшимся за стенами храма. С тех пор исключительное право на литургию имеет Греко-православный патриарх. Представители других конфессий имеют возможность присутствовать в Кувуклии.
Трещина в колонне, © Константин Павлов
Украшавшие когда-то здание барельефы ныне представлены в одном из музеев Иерусалима. Под окном второго этажа виднеется деревянная лестница. По ней поднимались монахи-армяне, чтобы не проходить к своей части храма по греко-православной территории. И хотя она уже давно не используется по прямому назначению, раритет не убирают, согласно запрету любых изменений без единогласного разрешения.
Справа от входа — капелла Франков, под ней — часовня Марии Египетской, а правее — дверь, ведущая в часовню апостола Иоанна. В северо-восточной части площади есть вход на Голгофу, на востоке расположен монастырь Авраама, на западе — церковь святого Иакова и часовня Жен-мироносиц. К югу от Святого двора находится Гефсиманское подворье, хранящее особую реликвию — плащаницу Богородицы.
Святой двор, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата
Норильская Голгофа
Очень часто термин «Голгофа» используется для характеристики мест, где человека подвергают нечеловеческим пыткам или кидают в совершенно непригодные для жизни условия. В истории СССР существует достаточно неприятная страничка, повествующая о каторжной работе арестантов в местах лишения свободы системы ГУЛАГ. «Норильская Голгофа» — это выдуманное название исправительного комбината, находящегося на севере современной России, за полярным кругом. Место интересно тем, что его строительство происходило стремительно, а что самое главное — руками тех самых арестантов, которые там отбывали наказание. Особая смертность людей обуславливалась тем фактом, что заключённые работали день и ночь ради наращивания нормы выработки. Этот факт обуславливает дурную славу Норильского горнодобывающего комбината как одного из самых ужасных мест заключения системы НКВД.
Христианская символика
Христианская религия полна различными символами. Одним из них является крест Голгофа.
Этот схимнический символ представлен в виде православного креста, который находится на горе Голгофе, обычно изображённой в виде ступеней по обе стороны креста. Под ступенями расположены череп и кости, что свидетельствует о смерти, постоянно присутствующей на этом месте. Из основания креста выходит копьё и трость с губкой.
В современных христианских традициях символ креста Голгофы практически не используется, за исключением вышивки на аналаве и парамане.
Кто стоит у распятия Иисуса Христа?
Согласно сообщениям евангелистов при распятии Иисуса присутствовали: Мария, мать Иисуса Христа, традиционно Богородица; Автор Евангелия от Иоанна (ему Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Интересные материалы:
Справа внизу вылезает реклама как убрать? Справка о том что не является ИП? Среднесписочная численность работников в ФСС как считать? Сретение господне 2022 какого числа? Стаж 10 лет как оплачивается больничный? Стажировка как оформить сотрудника? Стажировка сколько часов в день по закону? Steam как добавить друга? Страховые взносы в ФСС сколько процентов? Страны Европы сколько их?