Стояние 2: Иисусу дают крест
Здесь сейчас находится церковь Осуждения. На этом месте Пилат вывел Иисуса к толпе, провозгласив «Се человек». И здесь на него был возложен крест, который он понес до Голгофы.
Собака случайно забрела на мальчишник, и теперь у нее и ее 7 щенят есть дом
В жилом районе во Флориде нашли и выловили трехметрового аллигатора (видео)
Новое исследование показало, как орехи влияют на сердце
Как это происходило
Евангельская история повествует о том, что Христа после взятия под стражу мучили и били. Потом он предстал перед церковным судом, где Ему представили ложные обвинения. Первосвященники осудили Его на смертную казнь, якобы за богохульство, что Он посмел назвать Себя Сыном Божиим.
Затем Его заковали в темницу на всю ночь. На рассвете Христа повели на суд к Пилату. В те времена Иерусалим был под властью Рима. Жители его не имели права никого отдавать на смертную казнь без разрешения римского правителя.
В те года судьей был Пилат. К нему и привели Христа, чтобы он подтвердил приговор. Но Пилат долго сопротивлялся, не мог понять, за что Ему присуждено такое суровое наказание. Кроме того, жена Пилата просила его ничего не делать Христу, потому что ей приснился про Него чудесный сон.
Пилат решил предать Христа бичеванию, думая, что иудеи увидят Его израненным и раздумают убивать Его, пожалев. Но даже после такого сурового наказания, увидев окровавленного и еле живого Христа, не изменили своего намерения. Они кричали и требовали привести смертный приговор в действие.
Распятие считалось самой суровой казнью в то время. Так убивали серьезных преступников, убийц и т.д. Бичевание тоже было нелегким испытанием. Били железными прутьями, а затем бичами (палками с веревками, имеющими на конце железные когти). Они впивались в тело человека, а когда их отрывали, плоть отрывалась кусками. Христу дали число ударов бичами намного выше положенного. Он был почти без сознания, лежал в луже крови. Но и тогда воины не поразились кровавым зрелищем, не пожалели израненного, еле живого Христа, а издевались над Ним, надевая на Него багряницу и терновый венец на голову. Это были прутья терновника с множеством колючек, сплетенные в виде шапочки. Ее надевали Ему на голову с помощью палок, чтоб не уколоться.
Затем Его подняли и потащили обратно к Пилату. Судья испугался вида Христа и сказал Ему: «скажи мне что-нибудь, я имею власть отпустить Тебя или распять». Но Христос ответил: «если б свыше не было дано тебе такой власти, ты бы не смог ничего сделать, но тот, кто предал Меня, больше согрешил». Пилат с тех пор стал уговаривать иудеев отпустить Христа любыми способами.
«Царя ли вашего распну?!» — это было последний шанс уговорить их. Но они кричали, наученные фарисеями, ненавидевшими Христа: «нет у нас царя, кроме Кесаря». Пилат испугался, услышав это. Он знал, что за это он может сам быть наказан Кесарем. Он проявил малодушие, издав смертный приговор. Тем более он видел, что в народе возникла уже давка. «Крики их превозмогли», — написано в Евангелии.
Пилат, умыв при всех свои руки, сказал, что он не виновен в крови Сего Праведника. Это был такой обычай. Пилат, таким образом, хотел снять с себя вину. Народ же был настолько озлоблен, что отвечал: «кровь Его на нас и на детях наших», — подписав себе этим проклятье.
Пилат отдал Христа под стражу, чтобы вести Его на место казни – гору Голгофа. С этого момента начинается крестный путь Спасителя.
Стояния 8, 9 и 10
Первое фото: место обращения Иисуса к скорбящим женщинам Иерусалима, где он молвил: «Дочери Иерусалима, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Сегодня здесь монастырь Святого Харлампия.
На втором фото в коллаже — место третьего падения Иисуса под тяжестью креста и часовня Святой Елены.
На третьем — стояние 10: Иисуса лишают его одежды и разделяют ее между солдатами, бросая жребий. Здесь находится храм Гроба Господня.
Стояния крестного пути
- I: Господа Иисуса осуждают на смерть
- II: Иисус берёт крест на свои плечи
- III: Иисус падает в первый раз
- IV: Иисус встречает свою Мать по пути на Голгофу
- V: Симон Кириниянин помогает Христу нести крест
- VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу
- VII: Иисус падает второй раз
- VIII: Иисус Христос утешает плачущих женщин
- IX: Иисус падает третий раз
- X: Иисуса Христа обнажают
- XI: Иисуса прибивают ко кресту
- XII: Иисус умирает на кресте
- XIII: Иисуса снимают с креста
- XIV: Погребение Иисуса Христа
Каждое стояние состоит из следующих элементов:
- Возглашение названия стояния.
- Молитва крестного пути. В качестве молитвы крестного пути могут использоваться различные тексты схожего содержания:
«Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир». «Поклоняемся Тебе, Христос, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Твоим мир искупил» «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христе, здесь и во всех церквях Твоих, какие есть во всём мире, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир» и др.
- Чтение размышления. Размышление представляет собой текст произвольной формы, побуждающий участников богослужения глубже задуматься над тем или иным моментом Страстей Господних.
- Молитва (Отче наш, Радуйся, Мария или другая).
- Процессия к следующему стоянию.
Остановка номер 9
Место девятой остановки найти труднее всего. Двигаясь по кардо в сторону церкви Гроба Господня, нужно не пропустить широкие ступени, уходящие вперед-вверх с правой стороны. Поднявшись по ним, вы окажетесь в пространстве, которое прежде занимала Базилика Константина, входившая в первоначальный комплекс церкви Гроба Господня.
Далее нужно следовать по проходу между Александровским подворьем и Коптским патриархатом, пройти мимо зеленой двери в эфиопский монастырь, пока впереди не окажется знакомый круг с цифрой IX.
Отсюда Иисус впервые увидел Голгофу, отчего упал под крестом в третий раз.
На этом заканчивается проход по улицам города. Остальные остановки находятся внутри церкви Гроба Господня. На них нет никаких отметок, но они и так известны каждому.
Тамплиеры
Этот орден был создан в знак преемственности к великим библейским царям, Давиду и Соломону. Его родиной и главной базой стала Храмовая гора с возведенными на ней мусульманскими постройками, куполом Скалы и мечетью Аль-Акса. Теперь первое из этих зданий стало церковью Храма, а второе – церковью Соломона и общежитием братьев ордена.
В прежние времена христиане не видели Храмовую гору в упор, не воспринимали ее ценности. Теперь же тамплиерам стало важно провести через нее поток паломников. Они воспользовались Воротами Милосердия, которые поставил император Ираклий для возвращения в Иерусалим Честного Креста, незадолго до того похищенного персами.
Эти ворота были обращены к Масличной горе, на вершине которой начинались шествия Страстной недели. Более того, они находились точно напротив Гефсиманской церкви, отмечавшей место ареста Иисуса, и через них проходила прямая линия, соединявшая ее с церковью Гроба Господня.
Тамплиеры распечатали Ворота Милосердия, которые до них замуровали мусульмане. С противоположной стороны, обращенной к городу, в начале улицы. ведущей к церкви Гроба Господня они построили Ворота Страданий (Порто Долороза). Они находились на месте нынешних Железных ворот, и от их изначальной архитектуры не осталось и следа. Увы…
Остановка номер 4
Несколько лет назад место четвертой остановки было изменено, и сейчас она, буквально, соприкасается с третьей. По своему сюжету – это место встречи с матерью, девой Марией.
Ее отмечает просторная церковь Армяно-католического патриархата. В ее крипте показывают мозаику V в., в которой изображена пара сандалий. По непонятной мне логике владельцы церкви считают их древним указанием на место встречи Сына и Матери. Может быть. С ними не согласен путеводитель «Ариэль», относящий мозаику к византийской церкви св. Софии на месте «Дома Пилата». Ох, уж, эти ученые израильские буквоеды…
Маршрут и остановки Виа Долороза
Конечная точка «Крестного пути» была известна с самого начала – это церковь гроба Господня с Голгофой и святой Могилой.
В разные времена в Иерусалиме был «Дом Пилата». В византийскую эпоху и при крестоносцах его адреса не совпадали. В любом случае, эти места нам точно не известны, имеется несколько версий. При этом, в обоих случаях почитания «Крестного пути» не было.
В XIV в. францисканцы определились: Пилат устроил свою преторию в крепости Антония. С момента появления начала возник и весь маршрут. Его средняя часть прошла по улицам Элии Капитолины (уже ставшей Иерусалимом), рисунок которых не изменился до сего дня.
Вскоре францисканцам стало ясно, что просто пройти по этому пути – мало. Нужно, непременно, останавливаться по дороге и в особых молитвах и песнопениях проживать его отдельные этапы. Ведь, именно, такие остановки и локальные службы могут создать духовное напряжение, которое было конечной целью долгого действа.
Таких эпизодов в евангелиях совсем немного. Поэтому, на первых порах, число остановок было небольшим. Но само появление этого маршрута, который назвали Виа Долороза, стало толчком к религиозному творчеству. В Западной Европе существовало множество различных легенд о страданиях Иисуса – они стали «кристаллизоваться» в тех или иных пунктах этого пути.
В какой-то момент остановок стало слишком много. Возможно, францисканцы ощутили, что в этом деле нужен какой-то оптимум. И после некоторых колебаний их количество остановилось на красивом числе 14. Это два раза по семь, что само по себе хорошо. В родословной Иисуса по Матфею это число повторяется трижды – столько поколений прошло от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения и от Вавилона до Христа. И оно было канонизировано в XVII в.
Сегодня главным атрибутом внутреннего убранства католической церкви являются отметки 14 остановок Виа Долороза, хотя бы, в виде римских цифр. Если вы их на стенах не найдете, значит, попали в гости к кому-нибудь из протестантов.
Остановка номер 3
Несение креста… О событиях этой части Крестного пути евангелия говорят очень мало, поэтому францисканцам пришлось дать волю своей фантазии.
На месте третьей остановки Иисус упал под крестом в первый раз. Здесь находятся маленькая, но замечательная польская часовня.
Напротив нее, словно сам по себе, стоит большой австрийский хостель «Святого семейства». Его плоская крыша представляет собой отличную смотровую площадку, с которой можно увидеть Старый город в непривычном ракурсе. И охватить взглядом весь маршрут Виа Долороза.
Информация
- Иврит: דרך הייסורים) – ויה דולורוזה)
- Адрес: начинается в мусульманском квартале возле Ворот св. Стефана, или Львиных Ворот в Старом городе Иерусалима
- Телефон: разумеется, нет
- Сайт: www.biblewalks.com/Sites/ViaDolorosa.html
- Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B0_%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0
- Рабочие часы: 7/24
- Как доехать: до Старого Города Иерусалима
- Епархия: общехристианская святыня
- В каком году был построен: 1в. н.э.
- Фотографии из инстаграмма:
Традиции
Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу — день распятия и смерти Христа.
Во многих католических странах, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги ведущей к святилищу устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.
Система святых мест
Между евангельскими событиями и моментом, когда началось их почитание, прошел большой срок – лет триста. Когда император Константин I Великий задумал создать систему почитания мест, в которых разворачивались события, описанные в евангелиях, Иерусалим… уже не существовал. Его место занимал римский город Элия Капитолина, куда вход евреям был запрещен. В этом случае очень трудно говорить, что кто-то что-то помнил.
Эта «мелочь» не помешала Константину справиться с поставленной задачей: он же император, все-таки, что сказал, то и правда.
Элия, сохранив свою конфигурацию и планировку, потихоньку, без официального переименования стала Иерусалимом. Одна за другой в этом городе стали появляться церкви, посвященные разным эпизодам Нового Завета. Вместе они составили гигантскую декорацию для спектакля на сюжет Евангелия.
При этом, особого почитания маршрута движения Иисуса от суда до могилы не существовало.
Но этим дело не ограничилось – рядом с этой системой святых мест возникла еще одна, посвященная матери Иисуса, деве Марии. К концу VI века обе системы были завершены. К моменту захвата Иерусалима крестоносцами обе системы оказались полностью уничтожены. Большинство церквей были разрушены. До них дошла только главная из них, церковь Воскресения (которую католики называли латинским словом Сепулхра – Гроб Господень), но и она была уже не той, что во времена Византии.
Новые хозяева вынуждены были создавать систему евангельских святых мест почти с нуля. В каких-то случаях они опирались на прежнюю традицию, которая дошла до них в виде руин на местах и письменных воспоминаний паломников прежних столетий. В других они действовали самостоятельно и выдвигали собственные версии.
За 88 лет своей власти крестоносцы создали свой вариант декораций к Новому Завету. Цельный, законченный, убедительный. И в нем тоже не было особого почитания маршрута следования Иисуса от суда до могилы!
Но все-таки, первый шаг в этом направлении был сделан. Незаметный, на первых порах.
Остановка номер 2
Едва ли, не самая важная, так как к ней относится весь евангельский рассказ о суде. Наиболее сложным и интересным он выглядит в Евангелии от Иоанна.
В нем торг с толпой, кого из осужденных отпустить, носит второстепенный характер. На первом плане диалог Пилата с Иисусом, в конце которого наместник понимает, кто же, все-таки, стоит перед ним. И поднявшись на каменный помост (литостратос) в качестве судьи, он выносит окончательный приговор, и пишет его на доске, которую прибьют к кресту: «Иисус Назорей, царь иудейский». Толпа не хочет этого признавать, но здесь наместник с ней не считается.
Именно этот диалог, один из самых сильных в мировой литературе, и воспроизвел в своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Этой части второй остановки посвящен монастырь ордена Нотр Дам де Сион. Последнее действие этой сцены – положение креста. Считается, что отсюда Иисус понес его на Голгофу.
Остановка номер 7
Отметка седьмой остановки видна в просвете улицы Виа Долороза издалека, так как находится на стене францисканской часовни, замыкающей долгий подъем. В этом месте Т-образный перекресток – Виа Долороза упирается в осевую улицу города Элия Капитолина, Кардо Максимус.
Считается (доказательств этому нет), что по линии Кардо проходила городская стена. А в этом месте были ворота (с этим активно не согласна Русская православная церковь, которая показывает «Порог Судных врат» в Александровском подворье). Выходя из города Иисус упал под крестом во второй раз.