Биография — Христианство, философия Христианство Книги Христианство Произведения Христианство

ХРИСТИА́НСТВО (греч. Χριστιανισμός, лат. Christianismus), круп­ней­шая ми­ро­вая ре­ли­гия, ос­но­ван­ная в 1 в. Ии­су­сом Хри­стом. Пред­став­ле­но мно­го­чис­лен­ны­ми (бо­лее 20 тыс.) кон­фес­сия­ми и сек­та­ми, ка­ж­дая из ко­то­рых пре­тен­ду­ет на ста­тус ис­тин­ной Церк­ви. Круп­ней­шие из них (2015): ка­то­ли­цизм (ок. 1,2 млрд. ве­рую­щих), разл. де­но­ми­на­ции про­тес­тан­тиз­ма (ок. 800 млн.), пра­во­сла­вие (ок. 280 млн.), древ­не­вос­точ­ные церк­ви (ан­ти­хал­ки­до­ни­ты; см. в ст. Хал­ки­до­ни­ты) и Ас­си­рий­ская цер­ковь Вос­то­ка (70–80 млн. ве­рую­щих).

История. Становление христианства

«Сошествие Святого Духа на апостолов». Фрагмент мозаики. Начало 11 в. Монастырь Осиас-Лукас (Греция).

(1 в.) про­ис­хо­ди­ло в рус­ле про­ро­честв Биб­лии о при­ше­ст­вии Мес­сии. Из­на­чаль­но про­по­ведь Хри­ста и апо­сто­лов ве­лась в Иу­дее и со­сед­них об­лас­тях и бы­ла ад­ре­со­ва­на иу­де­ям, но впо­след­ст­вии об­ра­ти­лась ко всем на­ро­дам. По­сле Вос­кре­се­ния Хри­ста (ок. 33) воз­ник­ла еди­ная об­щи­на ве­рую­щих – Цер­ковь (см. в ст. Пя­ти­де­сят­ни­ца). Па­вел и др. апо­сто­лы про­по­ве­до­ва­ли Еван­гелие сре­ди гре­ко-рим­ско­го на­се­ле­ния Си­рии (в сто­ли­це ко­то­рой, Ан­ти­охии, воз­ник тер­мин «хри­стиа­нин»), Ма­лой Азии, Гре­ции и Ри­ме. Ие­ру­са­лим­ский со­бор (ок. 50) ос­во­бо­дил хри­сти­ан-не­ев­ре­ев от со­блю­де­ния норм иу­да­из­ма. Тес­но свя­зан­ное с иу­дей­ской ди­ас­по­рой ран­нее Х. впо­след­ст­вии, осо­бен­но по­сле раз­ру­ше­ния Вто­ро­го Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма (70), обо­со­би­лось от иу­да­из­ма; при этом Вет­хий За­вет ос­тал­ся ча­стью Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Возникновение и распространение христианства

Распространение христианства

(1 – нач. 4 вв.) в Рим. им­пе­рии про­ис­хо­ди­ло в ус­ло­ви­ях за­ко­но­дат. за­пре­та, на­ло­жен­но­го на по­сле­до­ва­те­лей уче­ния не позд­нее кон. 1 в. За от­каз от уча­стия в офиц. ре­лиг. куль­тах хри­стиа­не об­ви­ня­лись в «без­бо­жии» и ос­корб­ле­нии го­су­дар­ст­ва; за­кры­тость их со­б­ра­ний по­ро­ж­да­ла слу­хи о край­ней амо­раль­но­сти уче­ния. В этот пе­ри­од бы­ли го­не­ния на хри­сти­ан, круп­ней­шие – во вре­ме­на прав­ле­ний им­пе­ра­то­ров Ва­ле­риа­на (253–260), Ди­ок­ле­тиа­на и Га­ле­рия (293–311). Но мас­со­вые каз­ни за убе­ж­де­ния воз­бу­ж­да­ли со­чув­ст­вие, а му­же­ст­вен­ное по­ве­де­ние му­че­ни­ков вы­зы­ва­ло ува­же­ние к Х. Дни па­мя­ти жертв го­не­ний дали на­ча­ло тра­ди­ции по­чи­та­ния свя­тых (см. в ст. Ка­но­ни­за­ция). В это вре­мя про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние хри­сти­ан­ско­го бо­го­слу­же­ния, оформ­ле­ние 3 сте­пе­ней свя­щен­ст­ва (диа­кон, пре­сви­тер, епи­скоп) и цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции на мес­тах (см. Епар­хия, Со­бо­ры цер­ков­ные). Воз­ни­ка­ет хри­сти­ан­ская лит-ра: апо­ло­ге­ты ран­не­хри­сти­ан­ские оп­ро­вер­га­ют об­ви­не­ния про­тив Х., в по­ле­ми­ке про­тив гно­сти­циз­ма и др. ере­сей раз­ви­ва­ет­ся дог­ма­ти­ка. Х. рас­про­стра­ни­лось по всей Рим. им­пе­рии, а так­же в бу­фер­ных го­су­дар­ст­вах рим­ско-иран­ско­го по­гра­ни­чья, в од­ном из ко­то­рых (Ос­рое­не) да­же по­лу­чи­ло ста­тус офиц. ре­ли­гии (202). К 301 тра­ди­ци­он­но от­но­сит­ся при­ня­тие Х. в Ар­ме­нии.

Почему в диптихе Иерусалимская Церковь не на первом месте?

В списке Автокефальных Поместных Церквей Иерусалимская Церковь стоит на четвертом месте. Какова причина этого? Ведь всем известно, кто первый принял христианство — христиане в мире появились именно в Палестине.

В 66 году произошло восстание иудейского народа против власти Римский империи. В результате осады и штурма Иерусалима столица Израиля была стерта с лица земли. Множество евреев погибли, а оставшиеся рассеялись по всему миру. В силу трагических исторических причин Иерусалимская Церковь потеряла свое внегласное первенство, уступив его Риму — столице империи.

С 4 века началось постепенное возрождение Иерусалимской Церкви. Оно было связано с деятельностью византийского императора Константина I и его матеры Елены. В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе епископ Иерусалимский получил титул патриарха. Так Иерусалимская Церковь вновь заняла свое место во Вселенском диптихе, однако уже на пятом месте, уступив Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Церквям. Этот список Церквей устанавливает определенную последовательность предстояния у престола во время совместных богослужений. В 1054 году Римская Церковь вышла из семьи Православных Церквей. С того момента Иерусалимская Церковь занимает 4 место в диптихе.

«Иерусалимская Церковь исторически первенствует в семье Поместных Православных Церквей, потому что именно в Иерусалиме Господь Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, в Иерусалиме Он воскрес, именно иерусалимская община апостолов стала свидетельницей Воскресения Христова. Это историческое первенство никто никогда не отнимет у Иерусалимской Церкви» (митрополит Волоколамский Иларион).

Эпоха Вселенских соборов

(4–9 вв., см. Все­лен­ские со­бо­ры) бе­рёт на­ча­ло с об­ра­ще­ния имп. Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (312) и из­да­ния Ми­лан­ско­го эдик­та (313), сняв­ше­го с Х. все ог­ра­ни­че­ния. В ус­ло­ви­ях юри­дич. сво­бо­ды и по­кро­ви­тель­ст­ва со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Х. ста­ло глав­ной, а с кон. 4 в. и един­ст­вен­ной офиц. ре­ли­ги­ей Рим. им­пе­рии. Раз­во­ра­чи­ва­ет­ся строи­тель­ст­во хра­мов, раз­ви­ва­ет­ся па­лом­ни­че­ст­во и по­чи­та­ние ре­ли­к­вий и мо­щей. Ле­жа­щее в ос­но­ве Х. раз­гра­ни­че­ние мир­ско­го и ду­хов­но­го на­чал при­ве­ло к оформ­ле­нию сис­те­мы т. н. сим­фо­нии вла­стей: го­су­дар­ст­во и Цер­ковь дей­ст­ву­ют как не­за­ви­си­мые бо­го­ус­та­нов­лен­ные ин­сти­ту­ции, обес­пе­чи­ваю­щие ма­те­ри­аль­ное и ду­хов­ное бла­го­по­лу­чие об­ще­ст­ва. Об­ще­цер­ков­ные нор­мы как ве­ро­учи­тель­ные (дог­ма­ты), так и дис­ци­п­ли­нар­ные (ка­но­ны) ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на со­бо­рах епи­ско­пов. Но их под­дер­жа­ние воз­ло­же­но на имп. власть, ко­то­рая в осо­бых слу­ча­ях ини­ции­ру­ет об­ще­им­пер­ские Все­лен­ские со­бо­ры, пер­вый из них со­сто­ял­ся в 325, а по­след­ний, 7-й, – в 787 (окон­ча­тель­но ут­вер­ждён в 843). В хо­де дис­кус­сий по во­про­сам триа­до­ло­гии (уче­ния о Св. Трои­це) и хри­сто­ло­гии вы­де­ли­лась плея­да ав­тори­тет­ных пи­са­те­лей (свя­тые от­цы), мне­ния ко­то­рых оп­ре­де­ли­ли на­прав­ле­ние бо­го­слов­ской мыс­ли. От­верг­ну­тые цер­ков­ной тра­ди­ци­ей уче­ния осу­ж­да­ют­ся как ере­ти­че­ские, их ли­де­ры и адеп­ты под­вер­га­ют­ся ана­фе­ме и ссыл­кам. Оформ­ле­ние чёт­ко­го раз­гра­ни­че­ния ме­ж­ду ор­то­док­си­ей (пра­виль­ным мне­ни­ем) и ере­сью час­то при­ни­ма­ло бо­лез­нен­ные фор­мы и вы­зы­ва­ло от­па­де­ния от офи­ци­аль­но­го («ка­фо­ли­че­ско­го», «пра­во­слав­но­го») Х. оп­по­зи­ци­он­ных те­че­ний. Ари­ан­ст­во в 4–7 вв. рас­про­стра­ни­лось сре­ди герм. на­ро­дов (го­тов, ван­да­лов, лан­го­бар­дов); не­сто­ри­ан­ст­во в 5–7 вв. по­сте­пен­но уко­ре­ни­лось в си­роя­зыч­ной Церк­ви Вос­то­ка в Ира­не; мо­но­фи­зит­ст­во в 5–6 вв. ста­ло по­пу­ляр­ным сре­ди зап. си­рий­цев, коп­тов, ар­мян и эфио­пов. В со­бор­ный, или свя­то­оте­че­ский, пе­ри­од за­ро­ж­да­ет­ся и бур­но раз­ви­ва­ет­ся мо­на­ше­ст­во. Офор­ми­лись цер­ков­но-адм. уст­рой­ст­во и сис­те­ма 5 пат­ри­ар­ха­тов. Про­дол­жа­ет­ся мис­сио­нер­ст­во. Х. рас­про­стра­ни­лось сре­ди «вар­вар­ских» на­ро­дов Зап. Ев­ро­пы (Ир­лан­дия, Анг­лия, Гер­ма­ния), уко­ре­ни­лось в Ак­су­ме (4 в.), Ну­бии (6 в.), Гру­зии и Кавк. Ал­ба­нии (4 в.), дос­тиг­ло Ин­дии и Ки­тая. К нач. 7 в. Х., не­смот­ря на внутр. раз­де­ле­ния, до­ми­ни­ру­ет сре­ди ми­ро­вых ре­ли­гий. Но си­туа­ция рез­ко ме­ня­ет­ся с по­яв­ле­ни­ем ис­ла­ма.

Иерусалимская Церковь — первая в мире

Иерусалимская Церковь — колыбель христианства, матерь всех Церквей. Она хранит священные для христианства сокровища Святой Земли, связанных с жизнью Спасителя, Его Учением и искуплением мира. Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был апостол Иаков, брат Господень по плоти (умер в 62 или 69 году).

На канонической территории Иерусалимской Церкви находятся такие величайшие святыни, как Голгофа (место распятия Иисуса Христа) и Гроб Господень. Во всем христианском мире известны монастыри Иерусалимской Церкви. Монастырь Святого Гроба Господня с храмом Воскресения Христова. Вифлеемский монастырь с пещерой, где родился Богочеловек. Иорданский монастырь Иоанна Предтечи, расположенного рядом с предполагаемым местом Крещения Иисуса. Лавра святого Саввы Освященного в Иудейский пустыне. Здесь был создан используемый в богослужениях по настоящее время Иерусалимский богослужебный устав. Синайский монастырь святой Екатерины с кустом Неопалимой Купины.

К Иерусалимской Церкви принадлежали участники Вселенских Соборов архиепископ Иерусалимский Кирилл (4 век) и патриарх Иерусалимский Ювеналий (5 век), составитель Иерусалимского Устава преподобный Савва Освященный (5 век), церковный песнопевец святитель Косма Иерусалимский (8 век) и многие прочие святые.

Средневековый период

(9–15 вв.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся не­ос­ла­бе­ваю­щим на­тис­ком со сто­ро­ны му­сульм. ми­ра и на­рас­та­ни­ем от­чу­ж­де­ния ме­ж­ду хри­стиа­на­ми За­па­да и Вос­то­ка Ев­ро­пы. Араб­ские за­вое­ва­ния 7–8 вв. при­ве­ли к умень­ше­нию тер­ри­то­рии Вост. Рим­ской им­пе­рии (Ви­зан­тии), Ближ­ний Вос­ток, Сев. Аф­ри­ка и Ис­па­ния по­па­ли под власть Ха­ли­фа­та. За­ко­ны ша­риа­та оп­ре­де­ля­ют Х. как бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию, «ис­пор­чен­ную» хри­стиа­на­ми, ко­то­рые обя­за­ны по­ко­рить­ся му­суль­ма­нам, на оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях по­лу­чая за­щи­ту (см. в ст. Зим­мии). В Зап. Ев­ро­пе на фо­не де­гра­да­ции по­ли­тич. ин­сти­ту­тов уси­ли­лась роль пап­ст­ва (см. Па­па Рим­ский), ко­то­рое ста­ло пре­тен­до­вать на по­ли­тич. власть. На этом фо­не про­изо­шёл цер­ков­ный раз­рыв ме­ж­ду Ри­мом и Кон­стан­ти­но­по­лем (1054), усу­губ­ляе­мый кон­флик­та­ми ме­ж­ду Ви­зан­ти­ей и уча­ст­ни­ка­ми кре­сто­вых по­хо­дов, чет­вёр­тый из ко­то­рых окон­чил­ся раз­граб­ле­ни­ем Кон­стан­ти­нопо­ля (1204). По­пыт­ки за­клю­че­ния унии цер­ков­ной (Ли­он, 1274; Фло­рен­ция, 1439) не при­ве­ли к раз­ре­ше­нию дог­ма­тич., об­ря­до­вых и др. про­ти­во­ре­чий (напр., о Filioque, це­ли­ба­те, чис­ти­ли­ще). Ев­ро­пей­ское Х. раз­де­ли­лось на ла­тин­ское (ка­то­ли­че­ское) и гре­че­ское (пра­во­слав­ное), в сфе­ре по­след­не­го ока­за­лись стра­ны Вост. Ев­ро­пы (кро­ме Поль­ши, Че­хии, Венг­рии и Хор­ва­тии) и Русь (см. Кре­ще­ние Ру­си). К 15 в. боль­шин­ст­во пра­во­слав­ных го­су­дарств, в т. ч. Ви­зантия (1453), ока­за­лись под вла­стью Ос­ман­ской им­пе­рии, и роль ли­де­ра пра­во­слав­но­го ми­ра пе­ре­шла к Рус­ско­му го­су­дар­ст­ву. Воз­ник­ло уче­ние «Мо­ск­ва – третий Рим». В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния в Ев­ро­пе рас­про­стра­ни­лись идеи гу­ма­низ­ма, вос­хо­дя­щие к языч. ан­тич­но­сти и во мно­гих от­но­ше­ни­ях чу­ж­дые хри­сти­ан­ст­ву.

Новое время

(16–19 вв.) от­ме­че­но глу­бо­ким кри­зи­сом за­пад­но­го Х. Не­цер­ков­ные ре­лиг. дви­же­ния, ра­нее по­дав­ляв­шие­ся с по­мо­щью ин­кви­зи­ции, вы­шли из-под кон­тро­ля и по­лу­чи­ли под­держ­ку нац. элит. В ре­зуль­та­те в хо­де Ре­фор­ма­ции от Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви от­де­ли­лись т. н. про­тес­тан­ты разл. тол­ков (см. Лю­те­ран­ст­во, Каль­ви­низм, Анг­ли­кан­ская цер­ковь, Ана­бап­ти­сты). По­сле Контр­ре­фор­ма­ции и ре­лиг. войн Ев­ро­па ока­за­лась рас­ко­ло­та на ка­то­ли­че­ские и про­тес­тант­ские ре­ги­о­ны. Это раз­де­ле­ние бы­ло пе­ре­не­се­но и на ко­ло­ни­аль­ные стра­ны, пре­ж­де все­го на Юж. и Сев. Аме­ри­ку, где Х. ста­ло до­ми­ни­рую­щей ре­ли­ги­ей. Се­ку­ля­ри­за­ция и идеи Про­све­ще­ния спо­соб­ст­во­ва­ли даль­ней­ше­му ос­лаб­ле­нию тра­диц. ре­лиг. ин­сти­ту­тов. Поя­ви­лись идей­ные те­че­ния, от­кры­то по­ры­ваю­щие с хри­сти­ан­ст­вом. Де­хри­с­ти­а­ни­за­ция во Фран­ции (1790-е гг.) при­ве­ла к рас­пра­вам над свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми и раз­ру­ше­ни­ям куль­то­вых зда­ний.

Что такое таинства

В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

Православие и католицизм признают еще пять таинств:

  1. миропомазание;
  2. рукоположение;
  3. покаяние;
  4. брак;
  5. соборование.

Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

Новейший период

(20–21 вв.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся про­грес­си­рую­щей дех­ри­стиа­ни­за­ци­ей. В Рос­сии с 1917 про­цесс де­хри­с­ти­а­ни­за­ции при­нял ра­ди­каль­ный ха­рак­тер и со­про­во­ж­дал­ся мас­со­вы­ми го­не­ния­ми (см. Но­во­му­че­ни­ки) и ак­тив­ной про­па­ган­дой ате­из­ма. Од­на­ко имен­но в Рос­сии в кон. 20 в. на­ме­тил­ся рост влия­ния Х. в об­ще­ст­вен­ной и куль­тур­ной жиз­ни. По­пыт­ка­ми сис­тем­но­го от­ве­та на но­вые вы­зо­вы и пре­одо­ле­ния ра­зоб­ще­ния хри­сти­ан ста­ли эку­ме­низм и соз­да­ние Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей (1961), ре­фор­ма­тор­ское дви­же­ние в ка­то­ли­циз­ме, идея Все­пра­во­слав­но­го со­бо­ра в пра­во­сла­вии и меж­кон­фес­сио­наль­ные диа­ло­ги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: