ХРИСТИА́НСТВО (греч. Χριστιανισμός, лат. Christianismus), крупнейшая мировая религия, основанная в 1 в. Иисусом Христом. Представлено многочисленными (более 20 тыс.) конфессиями и сектами, каждая из которых претендует на статус истинной Церкви. Крупнейшие из них (2015): католицизм (ок. 1,2 млрд. верующих), разл. деноминации протестантизма (ок. 800 млн.), православие (ок. 280 млн.), древневосточные церкви (антихалкидониты; см. в ст. Халкидониты) и Ассирийская церковь Востока (70–80 млн. верующих).
История. Становление христианства
«Сошествие Святого Духа на апостолов». Фрагмент мозаики. Начало 11 в. Монастырь Осиас-Лукас (Греция).
(1 в.) происходило в русле пророчеств Библии о пришествии Мессии. Изначально проповедь Христа и апостолов велась в Иудее и соседних областях и была адресована иудеям, но впоследствии обратилась ко всем народам. После Воскресения Христа (ок. 33) возникла единая община верующих – Церковь (см. в ст. Пятидесятница). Павел и др. апостолы проповедовали Евангелие среди греко-римского населения Сирии (в столице которой, Антиохии, возник термин «христианин»), Малой Азии, Греции и Риме. Иерусалимский собор (ок. 50) освободил христиан-неевреев от соблюдения норм иудаизма. Тесно связанное с иудейской диаспорой раннее Х. впоследствии, особенно после разрушения Второго Иерусалимского храма (70), обособилось от иудаизма; при этом Ветхий Завет остался частью Священного Писания.
Возникновение
У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.
Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.
Распространение христианства
(1 – нач. 4 вв.) в Рим. империи происходило в условиях законодат. запрета, наложенного на последователей учения не позднее кон. 1 в. За отказ от участия в офиц. религ. культах христиане обвинялись в «безбожии» и оскорблении государства; закрытость их собраний порождала слухи о крайней аморальности учения. В этот период были гонения на христиан, крупнейшие – во времена правлений императоров Валериана (253–260), Диоклетиана и Галерия (293–311). Но массовые казни за убеждения возбуждали сочувствие, а мужественное поведение мучеников вызывало уважение к Х. Дни памяти жертв гонений дали начало традиции почитания святых (см. в ст. Канонизация). В это время происходит становление христианского богослужения, оформление 3 степеней священства (диакон, пресвитер, епископ) и церковной организации на местах (см. Епархия, Соборы церковные). Возникает христианская лит-ра: апологеты раннехристианские опровергают обвинения против Х., в полемике против гностицизма и др. ересей развивается догматика. Х. распространилось по всей Рим. империи, а также в буферных государствах римско-иранского пограничья, в одном из которых (Осроене) даже получило статус офиц. религии (202). К 301 традиционно относится принятие Х. в Армении.
Почему в диптихе Иерусалимская Церковь не на первом месте?
В списке Автокефальных Поместных Церквей Иерусалимская Церковь стоит на четвертом месте. Какова причина этого? Ведь всем известно, кто первый принял христианство — христиане в мире появились именно в Палестине.
В 66 году произошло восстание иудейского народа против власти Римский империи. В результате осады и штурма Иерусалима столица Израиля была стерта с лица земли. Множество евреев погибли, а оставшиеся рассеялись по всему миру. В силу трагических исторических причин Иерусалимская Церковь потеряла свое внегласное первенство, уступив его Риму — столице империи.
С 4 века началось постепенное возрождение Иерусалимской Церкви. Оно было связано с деятельностью византийского императора Константина I и его матеры Елены. В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе епископ Иерусалимский получил титул патриарха. Так Иерусалимская Церковь вновь заняла свое место во Вселенском диптихе, однако уже на пятом месте, уступив Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Церквям. Этот список Церквей устанавливает определенную последовательность предстояния у престола во время совместных богослужений. В 1054 году Римская Церковь вышла из семьи Православных Церквей. С того момента Иерусалимская Церковь занимает 4 место в диптихе.
«Иерусалимская Церковь исторически первенствует в семье Поместных Православных Церквей, потому что именно в Иерусалиме Господь Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, в Иерусалиме Он воскрес, именно иерусалимская община апостолов стала свидетельницей Воскресения Христова. Это историческое первенство никто никогда не отнимет у Иерусалимской Церкви» (митрополит Волоколамский Иларион).
Эпоха Вселенских соборов
(4–9 вв., см. Вселенские соборы) берёт начало с обращения имп. Константина Великого (312) и издания Миланского эдикта (313), снявшего с Х. все ограничения. В условиях юридич. свободы и покровительства со стороны императоров Х. стало главной, а с кон. 4 в. и единственной офиц. религией Рим. империи. Разворачивается строительство храмов, развивается паломничество и почитание реликвий и мощей. Лежащее в основе Х. разграничение мирского и духовного начал привело к оформлению системы т. н. симфонии властей: государство и Церковь действуют как независимые богоустановленные институции, обеспечивающие материальное и духовное благополучие общества. Общецерковные нормы как вероучительные (догматы), так и дисциплинарные (каноны) устанавливаются на соборах епископов. Но их поддержание возложено на имп. власть, которая в особых случаях инициирует общеимперские Вселенские соборы, первый из них состоялся в 325, а последний, 7-й, – в 787 (окончательно утверждён в 843). В ходе дискуссий по вопросам триадологии (учения о Св. Троице) и христологии выделилась плеяда авторитетных писателей (святые отцы), мнения которых определили направление богословской мысли. Отвергнутые церковной традицией учения осуждаются как еретические, их лидеры и адепты подвергаются анафеме и ссылкам. Оформление чёткого разграничения между ортодоксией (правильным мнением) и ересью часто принимало болезненные формы и вызывало отпадения от официального («кафолического», «православного») Х. оппозиционных течений. Арианство в 4–7 вв. распространилось среди герм. народов (готов, вандалов, лангобардов); несторианство в 5–7 вв. постепенно укоренилось в сироязычной Церкви Востока в Иране; монофизитство в 5–6 вв. стало популярным среди зап. сирийцев, коптов, армян и эфиопов. В соборный, или святоотеческий, период зарождается и бурно развивается монашество. Оформились церковно-адм. устройство и система 5 патриархатов. Продолжается миссионерство. Х. распространилось среди «варварских» народов Зап. Европы (Ирландия, Англия, Германия), укоренилось в Аксуме (4 в.), Нубии (6 в.), Грузии и Кавк. Албании (4 в.), достигло Индии и Китая. К нач. 7 в. Х., несмотря на внутр. разделения, доминирует среди мировых религий. Но ситуация резко меняется с появлением ислама.
Иерусалимская Церковь — первая в мире
Иерусалимская Церковь — колыбель христианства, матерь всех Церквей. Она хранит священные для христианства сокровища Святой Земли, связанных с жизнью Спасителя, Его Учением и искуплением мира. Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был апостол Иаков, брат Господень по плоти (умер в 62 или 69 году).
На канонической территории Иерусалимской Церкви находятся такие величайшие святыни, как Голгофа (место распятия Иисуса Христа) и Гроб Господень. Во всем христианском мире известны монастыри Иерусалимской Церкви. Монастырь Святого Гроба Господня с храмом Воскресения Христова. Вифлеемский монастырь с пещерой, где родился Богочеловек. Иорданский монастырь Иоанна Предтечи, расположенного рядом с предполагаемым местом Крещения Иисуса. Лавра святого Саввы Освященного в Иудейский пустыне. Здесь был создан используемый в богослужениях по настоящее время Иерусалимский богослужебный устав. Синайский монастырь святой Екатерины с кустом Неопалимой Купины.
К Иерусалимской Церкви принадлежали участники Вселенских Соборов архиепископ Иерусалимский Кирилл (4 век) и патриарх Иерусалимский Ювеналий (5 век), составитель Иерусалимского Устава преподобный Савва Освященный (5 век), церковный песнопевец святитель Косма Иерусалимский (8 век) и многие прочие святые.
Средневековый период
(9–15 вв.) характеризуется неослабевающим натиском со стороны мусульм. мира и нарастанием отчуждения между христианами Запада и Востока Европы. Арабские завоевания 7–8 вв. привели к уменьшению территории Вост. Римской империи (Византии), Ближний Восток, Сев. Африка и Испания попали под власть Халифата. Законы шариата определяют Х. как богооткровенную религию, «испорченную» христианами, которые обязаны покориться мусульманам, на определённых условиях получая защиту (см. в ст. Зиммии). В Зап. Европе на фоне деградации политич. институтов усилилась роль папства (см. Папа Римский), которое стало претендовать на политич. власть. На этом фоне произошёл церковный разрыв между Римом и Константинополем (1054), усугубляемый конфликтами между Византией и участниками крестовых походов, четвёртый из которых окончился разграблением Константинополя (1204). Попытки заключения унии церковной (Лион, 1274; Флоренция, 1439) не привели к разрешению догматич., обрядовых и др. противоречий (напр., о Filioque, целибате, чистилище). Европейское Х. разделилось на латинское (католическое) и греческое (православное), в сфере последнего оказались страны Вост. Европы (кроме Польши, Чехии, Венгрии и Хорватии) и Русь (см. Крещение Руси). К 15 в. большинство православных государств, в т. ч. Византия (1453), оказались под властью Османской империи, и роль лидера православного мира перешла к Русскому государству. Возникло учение «Москва – третий Рим». В эпоху Возрождения в Европе распространились идеи гуманизма, восходящие к языч. античности и во многих отношениях чуждые христианству.
Новое время
(16–19 вв.) отмечено глубоким кризисом западного Х. Нецерковные религ. движения, ранее подавлявшиеся с помощью инквизиции, вышли из-под контроля и получили поддержку нац. элит. В результате в ходе Реформации от Римско-католической церкви отделились т. н. протестанты разл. толков (см. Лютеранство, Кальвинизм, Англиканская церковь, Анабаптисты). После Контрреформации и религ. войн Европа оказалась расколота на католические и протестантские регионы. Это разделение было перенесено и на колониальные страны, прежде всего на Юж. и Сев. Америку, где Х. стало доминирующей религией. Секуляризация и идеи Просвещения способствовали дальнейшему ослаблению традиц. религ. институтов. Появились идейные течения, открыто порывающие с христианством. Дехристианизация во Франции (1790-е гг.) привела к расправам над священнослужителями и разрушениям культовых зданий.
Что такое таинства
В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.
Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.
Православие и католицизм признают еще пять таинств:
- миропомазание;
- рукоположение;
- покаяние;
- брак;
- соборование.
Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.
Новейший период
(20–21 вв.) характеризуется прогрессирующей дехристианизацией. В России с 1917 процесс дехристианизации принял радикальный характер и сопровождался массовыми гонениями (см. Новомученики) и активной пропагандой атеизма. Однако именно в России в кон. 20 в. наметился рост влияния Х. в общественной и культурной жизни. Попытками системного ответа на новые вызовы и преодоления разобщения христиан стали экуменизм и создание Всемирного совета церквей (1961), реформаторское движение в католицизме, идея Всеправославного собора в православии и межконфессиональные диалоги.