Купол церкви — виды, формы, значение цвета и количества


Пантеон.

Также по теме:
ПАНТЕОН

Первый крупный купол, сохранивший первенство по величине пролета, был возведен над круглой в плане ротондой диаметром 43 м. В его вершине оставлено круглое отверстие диаметром почти 9 м, т.н. окулюс («око», «глаз»). Основным материалом конструкции купола является кирпич. В основе конструктивной системы купола кирпичные полуарки, поднимающиеся из толщи цилиндра стен к внешнему кольцу окулюса. Между полуарками расположены горизонтальные ряды арочек, которые членят купол на сферические трапециевидные поверхности, заполненные кирпичной кладкой. В интерьере кессонированная поверхность купола отвечает конструктивной схеме, хотя врезанные в поверхность квадратные углубления-кессоны не совпадают с конструктивными ребрами.

Поскольку горизонтальный распор купола распределен равномерно, кольцо основания образует идеальную опору. Стена Пантеона 6 м толщины, с ее глубокими, архитектурно оформленными нишами, выполнена из бетона. Несмотря на то, что римляне применяли полукупол для перекрытия апсид с их полукруглой опорной стеной, они так и не обнаружили способа возведения купола над иной, чем круг, архитектурной формой.

Что символизирует количество куполов?

Один купол

Церковь Покрова на Нерли

Два купола

Храм Космы и Дамиана в Старых Панех

Три купола

Георгиевский собор Юрьевого монастыря

Пять куполов

Успенский собор Московского Кремля

Семь куполов

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Фото: Sobory.ru

Когда у церкви семь куполов, это отсылает нас сразу к нескольким важным православным символам. В христианстве это число связано с количеством Вселенским Соборов, добродетелей, церковных Таинств.

Девять куполов

Благовещенский собор Московского Кремля

Тринадцать куполов

Собор Иверской иконы Божией Матери

Двадцать пять куполов

Покровская церковь в усадьбе Богословка

Тридцать три купола

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Храм св. Софии.

Также по теме:

СВЯТАЯ СОФИЯ

Второй по диаметру купол был возведен над собором св. Софии, построенном в Константинополе в 532–537 при императоре Юстиниане. Купол диаметром 32 м возведен над квадратным в плане основанием посредством составления четырех огромных арок с устройством в углах сферических треугольников, или парусов, верхняя часть которых образует опорное кольцо купола. Огромный вес самого купола, поддерживающих арок и парусов несут четыре мощных столба в углах квадрата, от которого в две стороны открываются двухъярусные галереи, а с двух других пристроены огромные, диаметром 33 м, апсиды. Эти апсиды, перекрытые полукуполами, и контрфорсы, подпирающие галереи, удерживают свод. Внутренняя поверхность купола покрыта многоцветной мозаикой. Ни один византийский храм не может сравниться с собором св. Софии размерами и великолепием убранства; позднейшие византийские церкви перекрыты группами куполов меньших размеров, возведенных над квадратными в плане помещениями с помощью парусов на общем плане в форме греческого креста. Впрочем, использовался и восьмигранный план, как в церкви Сан Витале в Равенне. Для облегчения веса куполов использовалось множество приемов, включая заделывание в цемент глиняных горшков, как в куполах Сан Витале.

Флорентийский собор.

Строители романской или готической эпохи, сосредоточившись на проблемах возведения сводов, почти не пользовались куполом. Однако с возрождением римских форм в эпоху Возрождения купол был «открыт» заново и сразу же приобрел первостепенное значение. Первый крупный ренессансный купол был воздвигнут над восьмигранным барабаном Флорентийского собора в 1420–1434. Архитектор Филиппо Брунеллески избрал заостренную форму купола, учитывая, что он создаст меньший горизонтальный распор. Из углов восьмигранного барабана диаметром 42,2 м он поднял 8 главных ребер, подняв между ними 16 вспомогательных ребер. Сходясь наверху, эти ребра сформировали структуру свода и его окулюс. Главные ребра несут не одну, а две оболочки купола. На уровне перегиба ребра связаны «цепями» из массивных деревянных брусьев, соединенных железными скрепами. Цепи принимают на себя распор, что позволило обойтись без контрфорсов барабана.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском. Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Собор св. Павла в Лондоне.

По диаметру пятый в мире купол сооружен над трансептом лондонского собора св. Павла по проекту Кристофера Рена. Восьмигранное основание перекрыто сначала внутренним куполом диаметром 34 м, с окулюсом (диаметр 6 м) в вершине. Над окулюсом возведен кирпичный конус, посредством промежуточных железных конструкций поддерживающий внешний купол. Этот внешний купол (выполнен из дерева, покрыт листовым свинцом) и виден снаружи. В форме купола собора св. Павла Рен достиг и гармоничности интерьера, и эффектности наружного облика.

Значение слова купол

в архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного или многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность полушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого-либо тела вращения и имеющего сходство с опрокинутой чашей (итальянское cupola, от слова cupo = вогнутость, углубление). К. может быть деревянный, сделанный из глины, металлический, но этим термином преимущественно означается покрытие сводчатое, сложенное из кирпича или камня. Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, он встречается в доисторических памятниках Галлии, в нурагенах Сардинии, в надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр., сокровищница Атрея, в Микенах), в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна и т. д.; но более всего он был в употреблении, по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки, произведенные в местах нахождения их давно исчезнувших городов. Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К.; тем не менее ее представляет нам монолит, покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К., правильной сводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработав приемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовались им для прикрытия даже весьма обширных пространства как, напр., в Пантеоне Агриппы (см.), в котором полусферический К., снабженный вверху круглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 43 1/2 м. в диаметре. Позже К. сделался любимой формой покрытий в византийской архитектуре впервые удачным образом разрешившей задачу помещения его над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов, или парусов, (см. Византийское искусство). Усовершенствованный таким образом К. распространился из Византии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию, перешел на Запад — в Италию (равенские крестильница и црк. св. Виталия, венецианский собор св. Марка), на берега Рейна (императорская капелла, в Ахене), во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследован мусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией. Высшую степень развития К. получил в итальянском зодчестве эпохи Возрождения (К. Брунеллески, во Флорентийском соборе, Микеланджеловский К. над римским собором св. Петра и проч.). В новейшей архитектуре, К. помещается по большей части не прямо на стенах покрываемого им пространства, но между ними и им воздвигается, как посредствующее звено, более или менее высокий цилиндрический тамбур (барабан), прорезанный окнами, служащими для освещения как самого К., так и подкупольной части здания. Впрочем, тамбур употреблялся еще и в византийском храмоздательстве. Иногда, для лучшего освещения К., в его вершине делается круглое отверстие, над которым воздвигается так назыв. фонарь — второй небольшой К., подпираемый тамбуром с окнами. Из К., в сооружениях новейшего времени, особенно замечательны по своей величине, искусной конструкции и изяществу: во Франции — К. црк. Инвалидов и Пантеона, в Париже; в Англии — лондонского собора св. Павла, в Германии — шинкелевский К. берлинского королевского музея; в России — моск. храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора. У древних римлян К. украшался изнутри разделкой в виде выступающих вперед вертикальных и горизонтальных ребер, образующих кассеты, а в византийской архитектуре — мозаичными изображениями на золотом фоне; в новейшей архитектуре он предоставляется живописи, преимущественно фресковой.

А. Св.

В конструктивном отношении, современный К. представляет собой простейший из сферическ. сводов, и разрезка его, для получения вида отдельных составляющих его камней или клиньев, производится посредством меридиональных плоскостей и сопрягающих конических поверхностей, с вершиной в центре. Между двумя сопрягающими поверхностями образуется кольцо, ограниченное этими поверхностями и внутренней и внешней поверхностью К. Каждое полное кольцо, состоящее из клиновидных камней, будучи совершенно замкнуто и покоясь на нижнем кольце, находится в равновесии. Такое свойство К. позволяет устраивать в его вершине отверстия произвольных размеров (пуп), не уменьшающие нисколько устойчивости свода, а это доставляет чрезвычайно удобный способ освещения К. сверху. По этой же причине, при кладке К. из мелкого материала (кирпича), можно обойтись без кружал, так как отдельные ряды клиньев очень мало наклонены к горизонту и, образуя сомкнутое кольцо, не нуждаются в подпоре. Толщиной свода задаются по давлению, которое приходится на пяты К. от веса надкупольной нагрузки. В зависимости от этого определяются размеры по толщине и в остальных сечениях свода. При поверке прочности легких и средних К. — берется в расчет и сцепление раствора в швах. При проектировании К. серьезного внимания требует в особенности обеспечение устойчивости опорных стен, сходящихся в углах храма и поддерживающих барабан помощью промежуточных цилиндрических арок. Повреждения, обнаружившиеся в значительном числе церквей, указывают в большинстве случаев на необходимость или устройства контрфорсов по углам высоких малоустойчивых стен, или же уменьшения действия на них распора от К. помощью железных связей (К. св. Петра в Риме, храм св. Владимира в Херсонесе и др.). Если К. оказывает стремление раздвигать устой или барабан, то, для предупреждения дальнейшего разрушения, их можно стянуть железными кольцами. В последнее время усовершенствования систем сквозных металлических покрытий привели к конструкции железных К., преимущественно для перекрытия круглых фабр.-заводских и т. п. зданий, служащих для промышленных целей. Купольная система составляется здесь из отдельных упругих связей, располагаемых по меридиональным и параллельным кругам, которые для большой устойчивости соединяются диагональными связями (система Шведлера). К. зданий берлинского газгольдера состоят из 4-5 многоугольных колец и 24 радиальных стропильных ног; кольцо для фонаря образует 12-угольник. Эти К., пролетом от 32 до 44 м., покрыты картоном. Существуют подобные К., отверстием свыше 50 м. За образующую металлического сквозного К. для средней части обыкновенно принимается парабола. К. по кубической параболе теоретически требует 2/3 материала, идущего на такой же К. по обыкновенной параболе.

А. Т.

Другие примеры.

В ряде мусульманских стран, как в Турции, Иране или Пакистане, как правило, над залами мечетей и над мавзолеями использовались купола прихотливых очертаний. Среди куполов этой группы следует упомянуть мечеть Сулеймана I (диаметр 26 м), мечеть Ахмеда в Константинополе, беломраморный купол мавзолея Тадж-Махал в индийской Агре или мавзолей Гол-Гумбаз в индийском Виджапуре.

Круглые или граненые купола сооружались над крупными общественными зданиями и в 19 в. (здание рейхстага в Берлине), и в 20 в., когда модернизацией конструкции купола занялись крупные мастера, такие как Ричард Бакминстер Фуллер или Пьер Луиджи Нерви, сетчатые конструкции которых перекрывают пространства диаметром более 100 м. В наше время единственным препятствием для сооружения куполов диаметром до 500 м являются соображения экономической целесообразности.

Значение церкви в жизни людей

Каждый народ имеет свою особенную веру, но в целом все люди делятся на две категории: на тех, кто верит в Бога, и тех, кто не признает его существования. Первая группа всегда имела возможность посетить религиозное сооружение – церковь. Там, в священном храме, человек обретал покой и каялся в тяжких грехах, он искал прощения и снисхождения, уюта и тепла в стенах здания и находил его. Каждое сооружение, как правило, имело купол, церкви он придает особенно торжественный вид. Он изготовлялся из самых лучших материалов, которые ярко блестели на солнце и привлекали внимание всех путников. Это замечательное творение архитекторов придало священному храму магический смысл и нотку волшебства. Так, каждый странствующий, уставший в дороге или заблудившийся мог посетить церковь и найти там помощь, тепло и Бога.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: