Кто такой святой Лазарь в православии
Имя этого человека, жившего в одно время с Христом, известно христианам всей земли. Лазарь — это богатый житель Вифании – города, находившегося вблизи Иерусалима. Этого человека, согласно откровениям Евангелия от Иоанна, сам Спаситель называл своим другом. Господь вместе со своими учениками часто бывал в Иерусалиме, а его путь проходил именно через Вифанию.
В те времена Иудея была во власти язычников и мало кто верил в Христа. Лазарь же был другом Спасителя и полностью разделял его взгляды. Этот человек умер в тридцатилетнем возрасте и был воскрешен Господом на 4 день после своей смерти. Спаситель помолился у его гроба и крикнул, чтобы он вышел из пещеры, в которой был погребен. На глазах у многочисленной толпы из гробницы восстал начавший разлагаться труп, обвитый погребальными пеленами.
Произошедшее на глазах людей чудесное воскрешение Лазаря стало подтверждением того факта, что Иисус — Сын Божий. Спаситель пообещал всем, поверившим в него, жизнь вечную. Верующие, по заверениям Господа, если и умрут, то потом оживут. Чудесное воскрешение праведника — великое знамение обещанного Спасителем грядущего оживления всех христиан.
Проявление Боговоплощения Иисуса Христа
Фото: Hram-olgi.ru
Воскрешение Лазаря дало не только надежду людям на то, что жизнь земная – временная и, что мы все воскреснем по велению Христа. Это чудо дважды показало божественную сущность Иисуса. Когда Лазарь умер, Сын Божий знал это, обещая своим ученикам показать настоящее чудо божественного проявления. Многие не поняли этой фразы, но Христос прямо сказал о том, что Лазарь умер. В тот момент никто не поверил для чего Он это говорил, пока Иисус не воскресил этого умершего человека.
Вторым проявлением было то, что Иисус прослезился, что доказывало его истинное, а не показное Боговоплощение. Об этом пишет Иоанн Златоуст: «Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством». Иудеи стали свидетелями этого события, правда, некоторые сомневались в божественной сущности Христа. В дальнейшем это сомнение и послужило тому, что Господа распяли, так как не верили и завидовали Ему.
Чудо воскрешения Лазаря для каждого православного человека имеет особый, иносказательный смысл.
Биография святого Лазаря
Родившийся в языческой семье Лазарь принял в своем доме Спасителя, уверовал в него и стал христианином. Господь позволил ему умереть, чтобы потом прийти к гробнице и воскресить его из мертвых, проявив свою Божественную силу.
Происхождение
В начале нашей эры в древней Вифании, находившейся недалеко от Иерусалима, жил богатый человек по имени Лазарь. Было у него две сестры — Марфа и Мария. Сам Лазарь был иудеем и язычником. После знакомства со Спасителем он изменил свои взгляды и стал христианином.
Встреча с Иисусом
Судьба свела Лазаря с Христом еще в те времена, когда Спаситель путешествовал по Иудее вместе со своими учениками и проповедовал людям свое учение. Иисус часто ходил по Иерихонской дороге в Иерусалим, и путь его проходил через Вифанию. Сестра Лазаря, Марфа, увидев Господа, пригласила его в свой дом. Она распорядилась слугам приготовить богатое угощение для Христа. Вторая сестра, Мария, села у ног Спасителя и стала слушать его речи. Лазарь тоже заинтересовался учением Христа и стал его единомышленником. Господь часто останавливался в его доме и даже считал этого человека своим другом.
Смерть и воскрешение
Неожиданно на 30 году жизни Лазарь умер. Похоронили его в пещере вблизи города Вифании. Многие иудеи из Иерусалима пришли к осиротевшим сестрам оплакивать их горе. Мария и Марфа сильно печалились из-за смерти брата, а когда он болел, они позвали Христа исцелить больного. Однако Спаситель не торопился в Вифанию. Господь отправился в город, когда больной уже уснул, вернее, умер.
Смерть друга Спаситель назвал сном. Иисус сказал своим ученикам, что в Вифании уснул человек, и он пойдет разбудить усопшего. Смерть людская для Спасителя была всего лишь сном, от которого он мог пробудить любого, поверившего в него. Перед воскрешением Христос впервые заплакал, и люди смогли убедиться, что Господь — Бог в образе человека.
Около гроба Лазаря находились иудеи, не верившие в Христа. Именно они показали Господу, где покоится умерший, и отвалили камень, заграждавший путь в пещеру. Из запертой гробницы вырвался запах разлагающегося тела, и все столпившиеся у гроба иудеи это почувствовали. Люди, не верившие в Христа, слышали, как Спаситель приказал мертвецу воскреснуть. Иудеи видели первые шаги воскресшего человека, они снимали с него погребальные пелены.
Однако факт воскрешения усопшего восприняли негативно. Иудеи даже после этого чуда не поверили в Христа, а донесли на него иудейскому начальству и поклялись убить Господа. Неверие свидетелей воскрешения Божественному чуду является сознательным противлением явной истине.
Жизнь после воскресения
Воскрешенный Лазарь стал доказательством Божественного происхождения Христа. Иудеи со всей страны приходили в Вифанию, чтобы посмотреть на ожившего человека. Многие язычники становились последователями учения Спасителя. Разумеется, такое положение дел в Иудее не нравилось языческим священнослужителям. Они озлобились на Лазаря и решили его убить.
В Иудее в те времена христиан подвергали гонениям. Был побит камнями Первомученик Стефан, проповедовавший учение Христа в Иерусалиме. Лазаря и его друзей, Максимина и Келидония, не убили, но изгнали из Иудеи. Сторонников Спасителя привели на берег моря и посадили в лодку без весел. По Божественному произволению они приплыли к берегам древнего Кипра.
После чудесного воскрешения 30-летний Лазарь прожил на острове еще 30 лет. Здесь праведник встретил святейших апостолов Варнаву и Павла. Учениками Христа он был возведен в епископы (проповедники) Китии (Китиона). Остаток жизни проповедовал Слово Божье, соблюдал строгое воздержание и даже получил из рук самой Богородицы епископский омофор.
Глава 33. Воскрешение Лазаря. Заговор первосвященников и фарисеев
Предстояло совершение величайшего чуда. Этим чудом Иисус хотел обратить к Себе сердца еще не уверовавших в Него и дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться; поэтому Он не только не уклонился от совершения его всенародно, но даже послал Марфу за сестрой Марией и оставался, в ожидании ее и ее спутников, на том самом месте, где встретила Его Марфа. Хотя Марфа тайно
позвала Марию, но поспешность, с которой последняя встала и пошла, вынудила утешавших ее иудеев пойти за ней. Они, как объясняет Евангелист, думали, что она пошла ко гробу брата плакать, поэтому и они пошли за ней. Семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди знакомых, так как к осиротевшим сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме, отстоявшем от Вифании
стадиях в пятнадцати
(Ин. 11, 18) (около трех километров).
Мария подошла к Иисусу, со слезами пала к ногам Его и сказала: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой
. Обливалась слезами Мария, плакали и пришедшие с ней иудеи; слезы Марии, исторгнутые из глубины ее удрученной горем души, вызвали слезы и на глазах Иисуса, притворные же слезы сопровождавших ее иудеев возмутили Его.
«Иисус… восскорбел духом и возмутился
(Ин. 11, 33). Греческое слово, переведенное словом восскорбел, заключает в себе понятие негодования, гнева и отвращения, причиняемого возмутительным поступком, а слово, переведенное словом
возмутился
, заключает понятие содрогания, потрясения; значит, все выражение точнее будет перевести:
возмутился и содрогнулся.
Чем же возмущена была душа Господа в эту минуту? Несколько после, когда иудеи, бывшие тут, выразили довольно ясно враждебное отношение к Нему, Он опять возмутился (ст. 38: то же греческое слово); это дает основание предполагать, что Господь и в эту минуту возмутился тем же, то есть иудеями, их поведением в это время. Евангелист говорит, что Господь возмутился так, когда увидел Марию плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, то есть когда увидел, с одной стороны, искренние слезы глубоко скорбящей сестры умершего, а с другой стороны, рядом с нею, плач этих людей, которые питали злую вражду против Него, возлюбленного друга скорбящих сестер. Крокодиловыми слезами врагов Его, иудеев, Господь возмущен был до глубины души. К тому же Господь видел, что эта вражда к Нему доведет Его до смерти; и вот, органы этой вражды к Нему здесь, при величайшем, имеющем сейчас совершиться, чуде. Это чудо будет величайшим знамением и доказательством Его мессианского достоинства, и должно бы затушить вражду к Нему; но вместо сего оно будет (Он знал это) решительным поводом к приговору о Его смерти (стихи 47–53). Это возмущение было так сильно, что произвело внешнее телесное потрясение; но это потрясение, по смыслу греческого слова, не было вполне невольным потрясением, а выражало некоторое усилие Самого Господа подавить это духовное возмущение. Внешним выражением быстрой и решительной победы над возмущением духа был краткий и быстрый вопрос:
где вы положили Его
? (Ин. 11, 34). Вопрос обращен, без сомнения, к сестрам умершего, и они же, конечно, ответили Ему:
пойди и посмотри. Иисус прослезился
(Ин. 11, 35). Возмущение духа побеждено и разрешилось слезами Господа, – дань человеческой природы Его» (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 3. С. 347–349).
Евангелист говорит о впечатлении, какое произвели слезы Иисуса на присутствовавших при этом иудеев. Даже из них некоторые были тронуты Его слезами и говорили: смотри, как Он любил его
(Ин. 11, 36). Другие же, злорадствуя, говорили:
не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
Если бы мог, то, конечно, любя Лазаря, не допустил бы его до смерти; однако Лазарь умер; следовательно,
Сей
не мог этого сделать, потому-то, досадуя, и плачет.
Озлобленные враги Христовы избегали называть Его по имени, а потому и теперь презрительно сказали о Нем – Сей
.
Господь, подавляя в Себе чувство скорби, молча подошел к гробу Лазаря, то есть к пещере, вход в которую был заложен камнем; дойдя до нее, Он приказал отнять камень. Открытие пещер, в которых были погребены умершие, производилось только в исключительных случаях, и то лишь вскоре после погребения, а не тогда, когда труп уже разлагался. Разлагающийся труп человека производит вообще удручающее впечатление не только на родственников и друзей умершего, но даже и на посторонних лиц. К тому же в теплом климате Палестины разложение трупов начинается очень скоро после смерти, вследствие чего евреи хоронили своих покойников в тот же день, в какой они умерли; на четвертый же день после смерти разложение должно было достигнуть такой степени, что даже верующая Марфа начала сомневаться в возможности воскрешения Лазаря; поэтому она, как бы желая предотвратить это печальное и бесцельное, по ее мнению, зрелище, робко говорит Иисусу: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе
(Ин. 11, 39).
Когда посланные от сестер Лазаря сказали Иисусу, что тот, кого Он любит, болен, то Иисус ответил им, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией. Когда же Марфа вышла Ему навстречу и объявила Ему, что брат ее умер, то Он сказал ей: воскреснет брат твой
, ибо
Я есмь воскресение и жизнь… Веришь ли сему?
(Мн. 11, 23, 25–26). Теперь же, напоминая Марфе прежде сказанное, Он спросил:
не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
(Ин. 11, 40).
После того сестры изъявили согласие на открытие пещеры, и камень отняли от входа в нее. Иисус, самолично имеющий власть творить чудеса и воскрешать умерших, знал, однако, что озлобленные враги Его приписывают все Его чудеса силе диавола; поэтому, желая, вероятно, показать стоявшему тут же народу, что творит чудеса божественной, а не диавольской силой, Он возвел очи к небу и громко сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня
(Ин. 11, 41). Апостолам же, ближе стоявшим к Нему, Он должен был показать, что сотворит сейчас необычайное чудо хотя и божественной властью, но лично Ему принадлежащей, так как Он в Отце и Отец в Нем. Поэтому, продолжая Свою молитву, вероятно, таким голосом, какой мог быть услышан только окружавшими Его Апостолами и сестрами Лазаря, Он сказал:
Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
Потом, подойдя ближе ко входу в пещеру, Он громким голосом позвал Лазаря: Лазарь! иди вон
(Ин. 11, 43). И на глазах многолюдной толпы свершилось непостижимое умом человеческим чудо: встал из гроба не мнимоумерший, а человек, труп которого уже разлагался и издавал смрад; встал, обвитый погребальными пеленами с обвязанной платком головой; встал, вышел из пещеры и остановился у входа в нее, так как погребальные пелены стесняли его движения; и в таком виде предстал изумленной толпе.
Развяжите его,
– сказал Христос, –
пусть идет
.
Чудо это произвело потрясающее впечатление на народ. Даже многие из Иудеев уверовали в Него, но некоторые из них, затая свою злобу, молча удалились и поспешили в Иерусалим объявить синедриону о случившемся.
Иконография
В древности иконописцы изображали на иконах два сюжета, связанных с именем Лазаря. Один из них был посвящен чудесному воскрешению святого. Второй сюжет иконографии — это рисунок седовласого старца в епископской одежде, украшенной крестами.
Старинная икона с изображением стоящего у входа в пещеру Спасителя и завернутого в саван воскресшего Лазаря — не просто эпизод из жизни святого, а запечатленное в красках чудесное деяние самого Христа, открывшего людям вход в Вечное Царство. Однако существует и отдельное изображение святого проповедника – в архиерейском облачении со святейшим Евангелием в левой руке.
Воскрешение Лазаря — пример для нашей веры
Важно!
Хотя Иисус Христос прекрасно знал, что Бог Отец хочет через Него воскресить Лазаря из мёртвых, Его человеческие переживания пытались взять верх. И чтобы эти переживания не оказали негативного влияния на веру Иисуса Христа — Он не стал смотреть на умершего, а поднял Свой взгляд на небеса к Отцу. Это — отличный пример для нашей веры!
Пока мы смотрим на проблему или болезнь, она кажется нам большой и неразрешимой. Когда же мы верой переводим свой взгляд на Иисуса Христа — Бог даёт ответ и совершает чудеса! И для этого у нас есть основание в Писании: «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.» (Евреям 12:2)
Греческое слово «совершителя» — это: «τελειωτής — телеиотэс». Означает: завершитель, совершитель, осуществитель.
Местоположение и мощи
Лазарь был похоронен в Китии. Прошло несколько столетий, и в 890-ом его святейшие мощи были обретены, помещены в мраморный ковчег и выставлены в церкви для поклонения. В 898-ом византийский император Лев Мудрый приказал перенести останки святого в Константинополь и положить их в храме, возведенном в честь Праведного Лазаря. Однако позже (в 1972) еще какая-то часть мощей была обнаружена в Китии. В наши дни останки праведника находятся в храме около места, где был во второй раз погребен воскресший Лазарь (на острове Кипр в городе Ларнака).
Еще одна гробница проповедника находится в Вифании. Этот город расположен в 3 км от Иерусалима. В настоящее время Вифания — это арабский Аль-Айзария, в прошлом — Лазарион. Город был воздвигнут христианами в 4 столетии, то есть в христианские времена, вокруг гробницы воскресшего святого. Правда, древняя Вифания, в которой жил Лазарь, расположена в другом месте — недалеко от Аль-Айзарии.
Гробница святого сейчас находится на территории Палестины. Арабы-мусульмане завоевали эти земли в 7 веке. Правда, праведного проповедника почитают и в мусульманской стране.
Греческое предание сообщает, после воскрешения Лазарь прожил 30 лет, после чего скончался в Кипре
После воскрешения Лазаря, приближался праздник еврейской пасхи, после которой наступали последние дни земной жизни Иисуса Христа.
О жизни праведного Лазаря позднее греческое предание сообщает, что после своего воскрешения, Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом Китийским на острове Кипре, где позднее и скончался.
Лазарь попал под время гонений на Иерусалимскую церковь, которое началось после убийства первомученика Стефана.
Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии.
Его вместе с еще одним святым изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без весел, которая затем приплыла к Кипру. Там Лазарь и апостолы проповедовали учение Христа.
По православной традиции, мощи праведного были обретены в 890 году в городе Китии. В 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Преподобного Лазаря.
Силы
Вещество, заполняющее каждую яму, представляет собой химическую смесь неизвестного состава, по-видимому, происходящую откуда-то из недр земной коры. По неизвестной причине она всплывает на поверхность только в определенных ключевых точках по всему земному шару, обычно на стыке лей-линий. Химические вещества могут омолаживать больных и умирающих (и даже технически умерших, если они еще не умерли по-настоящему), но обычно убивают здорового человека. Вдобавок, иногда кажется, что он действует как средство восстановления молодости, уменьшая возраст пользователя в зависимости от того, как долго он находился в яме, и во многих случаях воскрешает мертвых.
Однако для максимальной эффективности кто-то должен быть помещен в Яму Лазаря в течение относительно короткого периода времени после его смерти. Хотя старые тела могут быть воскрешены, нет гарантии, что они вернутся в идеальном состоянии. Однажды Ра’с эксгумировал тела Томаса и Марты Уэйн, угрожая погрузить их в яму, превратив таким образом в зомби.
При использовании для исцеления или для того, чтобы вернуть кого-то к жизни, этот человек также временно становится безумным – хотя в одном случае, когда он использовался для Джокера, произошел обратный эффект (то есть он временно сделал его разумным).
Остров бесконечности
Вторая известная Яма Лазаря, которую использовал Ра’с аль Гул, находилась на Острове Бесконечности. Эта яма отличается от других, поскольку она связана с вулканической системой острова, что делает химические вещества более мощными, чем обычная Яма Лазаря, но также делает ее более опасной. Примечательно также, что вода в этой яме оранжево-красного цвета из-за ее связи с вулканами.
В своем стремлении к мировому господству Ра’с наткнулся на эту Яму Лазаря примерно в 17 веке, и когда он поработил островных жителей и использовал ресурсы острова для своего безумного крестового похода, Ра’с начал использовать яму, расположенную рядом с ядром двух вулканов на острове. чтобы восстановить свою жизнь. Используя свойства ямы, Ра’с также продлил жизнь Талии, хотя он никогда не позволял ей заходить внутрь ямы. В конце концов Ра’с был вынужден использовать яму, чтобы исцелить Талию от верной смерти, но ее внезапное отступничество после такой жертвы заставило Ра’са выйти из себя и напасть на Бэтмена, который частично нес ответственность за предательство Талии. Во время битвы между Ра’сом и Бэтменом, первый упал в яму, в результате чего его тело охватило пламя, а его разум был доведен до безумия. Когда Ра’с во второй раз упал в яму, из-за необычной активности вулканы активировались и изверглись, разрушая весь остров и очевидно убивая Ра’са. Излишне говорить, что эта Яма Лазаря также была разрушена.
Процесс воскрешения
Бэтмен пытался поймать Ра’са и привлечь его к ответственности, но Талия убедила Бэтмена, что Ра’с был мертв, и после того, как Бэтмен ушел, она активировала машину, которая была построена над Ямой Лазаря, с механизмом, который поместил Ра’са в бассейн на несколько минут до этого возвращая его на поверхность. Эта секретная база операций была уничтожена после столкновения Бэтмена с Ра’сом и Ямой Лазаря. Однако химические вещества из ямы смешались со взрывом, который разрушил это место и затронул верного слугу Ра’са, Убу, который стал безумным зомби после воздействия химикатов.
У Ра’са была еще одна яма в Альпах, которую он часто использовал, поскольку это было самое безопасное место для него, чтобы начать процесс восстановления.