Воскрешение прав. Лазаря. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 526 г.
В 2022 году на нашей планете умерло почти 60 миллионов человек. Смерть — бесчувственное чудовище, которое не знает милосердия и пощады. Она кажется вездесущей и непобедимой. Но Библия говорит о том, что смерть будет сокрушена навечно. И это не мечты наивных древних идеалистов. Доказательством победы Бога над смертью является воскрешение Лазаря.
Краткое содержание Евангельского повествования
Лазарь, близкий друг Иисуса Христа, жил с сёстрами Марфой и Марией, которые также верили в Господа. Их дом располагался невдалеке от Иерусалима в Вифании. Иисус неоднократно у них останавливался.
В 11 главе Иоанна сообщается о болезни Лазаря. Его сёстры послали своего друга, чтобы он сообщил о недуге их брата Христу.Иисус, узнав о смерти друга, пошёл в Вифанию, сказав ученикам, что он уснул. Когда апостолы не поняли, то Он уточнил: «Лазарь умер».
Придя к Марфе и Марии, Он увидел их горе и расплакался Сам. Но тут же ободрил их надеждой на воскресение из мёртвых. Христос повелел отвалить камень от гробницы и г
«И сия рек, гласом великим воззва: Лазаре, гряди вон»
(Ин. 11:41-43).
Новость об этом событии разлетелась со скоростью молнии. На Лазаря приходило посмотреть множество людей со всей округи. Но враги Христа пожелали уничтожить живое доказательство мессианства Иисуса.
Душеполезное поучение в Лазареву субботу
Желая укрепить духовно Своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и небывалое доселе чудо, ибо ни Сам Он, ни прежде Него бывшие святые до этого дня никогда еще не воскрешали из мертвых тела людей, которые по времени начинали уже разлагаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как имевшего последовать в скором времени Воскресения Христова, так и всеобщего Воскресения для всех людей, которое явится при кончине мира. Свт. Иоанн Златоуст так раскрывает духовный смысл этого предивного и выше естественного события, ясно показывающего Божественное достоинство Спасителя:
Се светозарное предтече торжество, Христова Воскресения. Се провозсия память Лазарева, чудеса Христова проявляя. Образ сей четверодневнаго воскресения Лазарева, плоды носит тридневнаго Воскресения Христова. Сей Лазарь явился вторый предотеча во тме сидящим. Сей первый враг бысть адовы погибели. Днесь Христос чудес Своих всего мира исполни. Днесь Христос силу смерти разорь, четверодневнаго возставляет Лазаря, Свое прообразуя Воскресение («Златоуст», сл. 58-е).
«Громкий голос Спасителя, воскресивший Лазаря, служит образом великой трубы, которая будет гласить во Всеобщее Воскресение» (бл. Феофилакт Болгарский) [].
Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна с недоумением порицает иудейских начальников, так как они, ослепленные безумной завистью, ради бывшего чуда воскресения из мертвых окончательно уже решаются предать на смерть Христа Спасителя. Отмечает также и коварное их лукавство: чтобы оправдать себя, священники распускают в народе слухи о якобы готовившейся опасности от римлян, которые ради умножения чудес могли бы заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности. Решились они убить заодно и воскресшего Лазаря, чтобы загладить память о минувшем чуде, которое особенно досадно им было еще и потому, что случилось в преддверие великого праздника и служило таким образом к сугубой славе ненавистного им Сына Божьего. Узнав об этом, Лазарь вынужден был бежать и скрываться на Кипре. Как написано в Синаксаре Триоди Цветной, после пребывания во гробе он не мог вкушать уже обыкновенной пищи, «кроме услаждающаго»; святительский же омофор имел он как дар Пречистой Богородицы: «омофор его, Пречистая Мати Божия Своима рукама сотворши, тому дарова».
Из всех четверых евангелистов только один Иоанн Богослов рассказывает о воскрешении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, св. Лазарь был еще жив. Св. ап. Иоанн точно раскрывает как Божественную, так и человеческую природу Господа, ибо мы видим Его не только самовластно приступающим законы природы, но и вопрошающим о месте погребения Лазаря и проливающим слезы сострадания.
Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек [].
Как известно, Св. Писание имеет также и иносказательный смысл, поэтому бл. Феофилакт дает нам еще одно толкование для пояснения чудесного события, как можем воспринимать его касательно себя самих:
Понимай, пожалуй, чудо это и в отношении к внутреннему человеку. Ум наш — друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, падает в грехе и умирает смертию духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаивается сожаления, ибо умерший — друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те — иудеев. Ибо Иуда значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира и не погребайся в житейских развлечениях и страстях, — и, таким образом, воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобою. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был он неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра [].
Толкование: богословский смысл сверхъестественного события
Первое, что бросается в глаза, — это удивительное поведение Иисуса. Услышав о болезни друга, Он не поспешил на помощь, а отправился в путь лишь спустя 2 дня.
Интересный факт
Иисус мог исцелить Лазаря на расстоянии. Так он вылечил сына царского служащего из Капернаума, находясь в Кане Галилейской, и слугу римского сотника.
Однако, как ни удивительно, Иисус решил не исцелять близкого друга с помощью одного лишь слова. Более того, Он осознанно допустил смерть Лазаря. Кому-то поведение Господа может показаться нелогичным или даже жестоким. Но Он преследовал наивысшую цель — укрепление веры людей в силу Бога, способную победить даже смерть.
Воскрешение Лазаря (икона, XII век, монастырь Святой Екатерины)
Поэтому, когда Господь шёл с учениками в Вифанию, то испытывал душевный подъём:
Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
(Иоан.11:14, 15)
Данный эпизод может принести духовную пользу, если рассматривать его с разных точек зрения:
- отношение Бога к смерти и страданиям людей;
- укрепление веры в воскресение мёртвых.
Многие считают, что Бог — абсолютно равнодушный Правитель Вселенной, который наслаждается жизнью, не обращая внимания на наши проблемы. Ещё бы: кто мы такие, чтобы Он думал о нас?
Сам восскорбел духом
Но поведение Христа ярко опровергает это досужее представление о Боге. Радость, испытываемая Им во время путешествия с апостолами в Вифанию, быстро улетучилась, когда Иисус увидел горе близких Лазаря:
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
(Иоан.11:33)
Но что значит «восскорбел и возмутился»? Некоторые полагают, что Господь испытал недоумение из-за маловерия иудеев в Его способность возвращать к жизни мёртвых. И это после всех чудес, что Он совершил! И ладно, если бы плакали только пришедшие для поддержки семьи Лазаря друзья и родственники, но даже Марфа и Мария были убиты горем.
Как тут не возмутиться? Некоторые верующие на основании такой интерпретации библейского текста пришли к выводу, что нельзя скорбеть и плакать, если умирают наши родные и близкие. Это якобы является проявлением слабой веры.
Лазарь с сёстрами Марфой и Марией. Неизвестный испанский художник. Первая четверть XVI века
Но верно ли данное представление? Мог ли Иисус испытывать настоящую сильную печаль или же Он был воплощением чистого разума, не способным на какие-либо человеческие эмоции?
Для большинства язычников сострадающие боги — нонсенс. А некоторые греческие философы пришли к выводу о полной независимости Владыки Вселенной от Своего творения. Но если Он способен на радость, печаль или сострадание, то это значит, что Он подвержен влиянию извне и творение имеет над ним определённую долю власти. Но никто не может владычествовать над Богом. Поэтому логично заключить, что Он не способен ни на какие эмоции: ни положительные, ни отрицательные.
Особенно поразительными для греков были слова о том, что Иисус прослезился. Но весь библейский контекст говорит о том, что Бог не бесстрастный идеал греческих стоиков. Наши радость, печаль, уныние и восторг, любовь и сострадание являются не проявлением греховной природы, но отражением совершенной Божественной личности. Мы созданы по Его образу и подобию (Бытие 1:26), поэтому имеем полное право на грусть и радость, любовь и сострадание. Плакать и сетовать на похоронах совершенно естественно.
«Христос созерцал все страшное значение смерти, этого греховного оброка. Перед Его глазами открывались все бедствия человечества в малом образе одного человека. Он видел перед Собою всех сетующих и все могилы. Ибо если Он готов был отереть слезы предстоящих друзей и на краткий срок превратить их печаль в радость, от этого положение вещей, в сущности, не изменялось: Лазарь будет оживлен, но скоро вторично вкусит горечь смерти»
Тренч «Чудеса Иисуса Христа
Да, Иисус был потрясён до глубины души величайшей болью, что в наш мир принесла смерть. Сострадание Бога имеет очень важное значение для нас. Если Бог не покончит с мировым злом, то не сможет быть по-настоящему счастлив. Да, чувства делают Его уязвимым и зависимым от нашего поведения. Но именно благодаря им мы появились на свет и имеемвозможностьжить вечно.
Воскрешение Лазаря не выдумка ранних христиан: доказательства
Теперь обсудим одно из главных чудес, совершённых Иисусом. Можно ли верить тому, что Он на самом деле вернул Лазаря к жизни или это не более, чем выдумка ранних христиан? Существует несколько доказательств достоверности евангельского сообщения:
- Евреи I века разбирались в медицине и не могли принять воскресение Лазаря спустя несколько дней после смерти за пробуждение от летаргического сна.
- Из пещеры, в которой был похоронен Лазарь, шёл смрадный запах разложения, что явно говорит о том, что он был мёртв.
- Враги Христа хотели убить Лазаря, что доказывает достоверность его воскресения. Подозрительные и придирчивые книжники, фарисеи и саддукеи легко смогли бы разоблачить фокус с ожившим другом Иисуса.
Самое важное — это причина, по которой Иисус воскресил друга. Что он хотел этим показать? Воскресение Лазаря — одно из самых твёрдых доказательств того, что у нас есть надежда на будущее.
Народ признал, а архиереи вознегодовали, превратив сотворенное чудо в повод для ненависти. Они действительно возненавидели воскресение Лазаря, потому что после воскресения, о котором ты слышал, они решили убить его. Видишь избыток ненависти? Они замышляли убить того, кого воскресил Господь, потому что не поняли, что если даже они убьют его, то Господу не трудно будет вновь воскресить друга. Они совещались убить Лазаря, потому что ничто так не уязвляло иудеев, как воскресение Лазаря. Только это чудо они не могли оклеветать. Они оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: Это он. Это не он. Похож на него (Ин. 9:9).
Они оклеветали воскрешение дочери Иаира, говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти. Они оклеветали воскрешение единородного сына вдовы, говоря, что он только принял на себя вид смерти и не был поглощен властью смерти. Они оклеветали чудо с засохшей смоковницей, говоря, что она засохла от скудости почвы, а не по слову Господа. Они оклеветали превращение воды в вино, говоря, что это была шутка над теми, кто уже опьянел на пиру и ничего не чувствовал. Только воскресение Лазаря они не могли оклеветать.
Амфилохий Иконийский
Тысячи лет смерть причиняет неимоверные страдания человечеству. Она губит жизни отдельных людей, уничтожает семьи и разрушает целые миры. Несмотря на все достижения научно-технического прогресса, люди не смогли достичь вечной молодости и жизни.
Зомби?
На это способен только Бог. Иисус показал, что является Владыкой и жизни, и смерти. В наши дни, как и в древности, люди считают, что возвращение мёртвых к жизни — невыполнимая мечта. В многочисленных фильмах и сериалах вернувшиеся к жизни представлены в виде зомби — ходячих мертвецов, даже не осознающих своего существования.
Прав. Лазарь. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г.
Но Лазарь не был зомби. Он вернулся тем же человеком, которым и был до кончины. Он не просто выглядел как прежний Лазарь. Он вернулся целиком, со всеми индивидуальными чертами своей личности.
Воскресение Лазаря — судьба всех людей, прошедших через смерть. Бог не воспринимает её как нечто естественное. Для Него, как и для нас, смерть не друг:
Последний же враг истребится — смерть.
(1Коринф.15:26)
Но воскресение из мёртвых является проблемой не только для неверующих, но и для многих христиан. Ведь чаще всего при мысли о будущей вечности ученики Христа представляют жизнь в качестве бессмертной души и не более. Телу же не придаётся никакого значения. Но как Священное Писание, так и труды Отцов Церкви, опровергают общепринятое представление о вечной жизни в виде весёлого катаниядуши на облачке.
Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании
В чистом виде такое представление было характерно языческим философам, таким как Сократ и Платон. Писание же учит иному. Воскресение — это не отделение души от тела, но полное восстановление нашего организма. По учению Церкви, душа вновь соединится с телом.
Но, в отличие от Лазаря, тела праведников, воскрешенных во время Второго Пришествия Христа, станут совершенными и бессмертными. Конечно, Лазарь также будет возвращён к жизни. Во второй раз. И в этот раз он уже не умрёт.
Воскресение
В таком положении Иисус еще никогда не находился. Весьма часто совершая чудеса, Он творил их, можно сказать, между делом. И чем они бывали удивительнее, тем менее собирал Он для них свидетелей и даже запрещал иногда рассказывать о них.
Но теперь Ему нужно было совершить самое великое чудо при множестве людей. Благотворное впечатление от прежних чудес Иисусовых могло ослабеть с течением времени, затушеваться от злых сплетен, распускаемых Его противниками. А с другой стороны, друзьям и почитателям Иисуса вскоре предстояло самое великое искушение — Его приближающиеся страдания и смерть на кресте. Иисус знал, что спустя всего несколько дней Ему предстоит умереть. Как это воспримут Его ученики? Не падут ли духом? Не разуверятся ли во всем, чему Он три года учил их? Поэтому Иисус хотел дать своим ученикам твердую опору веры и залог надежды, что Сыну Божьему возможно всё. В воздухе повисло напряженное молчание. Камень был отвален, черное отверстие погребальной пещеры зияло, словно пасть какого-то чудовища, поглотившего Лазаря четыре дня назад. А вокруг стояла толпа иудеев, ожидавших, что будет дальше.
Иисус возвел очи к небу и сказал:
— Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что это Ты послал Меня.
Сказав это, он воззвал громким голосом:
— Лазарь! иди вон.
Из гробницы послышались звуки, как будто там кто-то двигался. Спустя миг оттуда вышел умерший Лазарь, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, с перевязанным платком лицом. Все присутствующие ахнули и отшатнулись, видя это невероятное зрелище. Ужас и радостное восхищение поочередно сменяли друг друга на их лицах. Иисус повернулся к застывшим в изумлении иудеям и сказал:
— Развяжите его, пусть идет.
После этого многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. И вот уже народная молва несет свидетельство о случившемся от дома к дому, от селения к селению по всей Иудейской земле. История их народа бережно сохранила случаи, когда великие пророки воскрешали мертвых. Но воскресить четверодневный, уже смердящий труп еще никто не смог. Не иначе, этот галилейский проповедник и в самом деле Сын Божий!
А в это же самое время иудейские первосвященники собрались на совет, решив убить вместе с Иисусом и воскрешенного Им Лазаря…
***
Каждый шел в те дни своим путем. Лазарю предстояло избежать коварного замысла иудеев, бежать на остров Кипр, стать там епископом и повторно умереть уже в пожилом возрасте. Иисус шел к страданиям, крестной смерти и вечной славе Своего Воскресения. Его враги — к такому же вечному позору. Приближалась Пасха.
Пройдите наш небольшой тест и узнайте, хорошо ли вы помните историю одного из самых известных чудес Иисуса Христа — воскрешение Лазаря!
Викторина
Тест: Хорошо ли вы помните евангельскую историю Лазаря, друга Иисуса?
Начать викторину
Откуда был родом Лазарь, друг Иисуса?
Из Иерусалима
Из Назарета
Из Вифании
Из Капернаума
Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга.
Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга.
Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга.
Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга.
Как звали сестёр Лазаря?
Сарра и Агарь
Ева и Юдифь
Анна и Рахиль
Марфа и Мария
Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе.
Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе.
Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе.
Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе.
Где был погребен Лазарь?
На вершине Елеонской горы
В пещере
В Иерусалимском храме
На берегу Генисаретского озера
Лазарь был похоронен в пещере по иудейскому обычаю. Вход в пещеру закрывал большой камень: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, глава 11).
Лазарь был похоронен в пещере по иудейскому обычаю. Вход в пещеру закрывал большой камень: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, глава 11).
Лазарь был похоронен в пещере по иудейскому обычаю. Вход в пещеру закрывал большой камень: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, глава 11).
Лазарь был похоронен в пещере по иудейскому обычаю. Вход в пещеру закрывал большой камень: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, глава 11).
Сколько дней уже был мертв Лазарь, когда к нему пришел Христос, чтобы воскресить его?
Три дня
Четыре дня
Месяц
Неделю
Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»).
Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»).
Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»).
Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»).
Какова дальнейшая судьба Лазаря?
Проповедовал христианство в Индии и Китае
Стал проповедником в Фессалониках и воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи
Был казнен в 80 году, во время правления римского императора Тита
Стал епископом на Кипре и скончался в пожилом возрасте
После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.
После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.
После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.
После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.
Викторина
Будьте внимательнее!
Наша статья об этом известном чуде Христа — совсем небольшая, но очень значимая для всей евангельской истории. Советуем вам еще раз ее перечитать!
Чуть-чуть не хватило внимательности!
Похоже, что кое-что из нашего материала вы упустили! Ничего страшного, в следующий раз вы наберете максимальное количество баллов!
Внимательный читатель!
Человечество помнит о чудесах Христа до сих пор, хотя с того времени прошло уже целых две тысячи лет. Вы ответили правильно на все наши вопросы! Поздравляем!
Поделиться результатом:
Что говорит Церковное Предание
В Предании есть 2 версии того, что с праведником случилось дальше: кипрская и французская.
Жизнь Лазаря Четверодневного после воскрешения
Согласно кипрской версии, фарисеи были настолько злы на Иисуса, что Лазарю пришлось отправиться на Кипр, чтобы его не убили. На новом месте он стал первым епископом христианского собрания. В сан его посвятили Павел и Варнава. На Кипре Лазарь, согласно данной версии, прослужил в назначении 18 лет.
Во французском варианте Предания говорится о том, что Лазаря выгнали из Израиля вместе с Марфой и Марией. Фарисеи посадили их в лодку, у которой не было парусов и ветрил. и отправили в открытое море. Но святым удалось добраться до французской земли. В Марселе Лазарь стал епископом, а после погиб в результате гонений на христиан во второй половине I века. В этом городе он и был похоронен.
Почитание праведного Лазаря на Кипре и в России
Одно из самых почитаемых мест на Кипре — Церковь Святого Лазаря в городе Ларнака. Примерно за неделю до Пасхи на улицы выходят верующие с иконой Лазаря, которую носят по улицам.
В России праведник также пользуется огромным уважением. В его честь проводятся богослужения и читаются проповеди.
Реликварий с главой прав. Лазаря в ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр
Где находятся мощи
На территории Кипра захоронение было утеряно в VII веке. Спустя 200 лет его обрели вновь. На надгробии располагалась надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». После этого мощи отправили в Константинополь, но часть их осталась на Кипре. Их обнаружили в 70-е годы 20 века во время ремонта в храме. В наши дни мощи выставлены для почитания в центре церковного здания неподалёку от иконы с изображением Лазаря.
История храма города Ларнаки (Кипр)
До того как остров стал частью Османской империи в 1570 году, церковь принадлежала католикам. Затем она стала мечетью, а в 1589 году здание выкупила Православная Церковь.
Гробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке.
На Кипре есть традиция приносить в храм — к месту погребения и иконе Лазаря — восковые фигурки людей и частей тела. Здание церкви сложено из тяжёлых каменных блоков. Его перестраивали много раз. Там расположен музей, в котором можно узнать историю храма. Здесь можно увидеть образ праведника, созданный в XII веке.
Церковь воскрешения Лазаря Кижи
Кижи — это остров в Карелии. Местная церковь была создана примерно в XIV — XV вв. Здесь можно услышать художественный колокольный звон. Церковь является самым старым памятником деревянного зодчества в северо-западной части нашей страны.
Церковь Воскрешения Лазаря была частью мужского монастыря, основанного в XIV веке Лазарем Муромским. В 20 веке, в советскую эпоху, ее перевезли на остров Кижи.
Воскрешение Лазаря. Богослужение
Лазареву субботу называют также «малой Пасхой»: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Так, в пятницу на утрени перед чтением канона поется «Воскrніе хrт0во ви1дэвше», что соответственно чину воскресного богослужения; праздничный тропарь общий для двух праздников, для самой субботы и для последующего за ней Цветоносного воскресенья. Последние стихеры перед Великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихера «Преблагословена еси Богородице Дево». С этого дня начинается богослужение по Триоди Цветной,книги октай и минея опускаются до недели св. апостола Фомы.
Тропарь, глас 1.
Џбщее воскRсeніе прeже своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ воздви1же лaзарz хrтE б9е. тёмже и3 мы ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ, њсaнна въ вhшнихъ, блгcвeнъ грzдhи в0 и3мz гDне.
Кондак, глас 7.
И$же всёхъ рaдость хrт0съ и4стина, свётъ и3 жив0тъ, и3 мjру возвaніе, сyщымъ на земли2 kви1сz. своeю бlгостію, бhвъ о4бразъ воскRсeніz. и3 всёмъ подаS б9eственое њставлeніе.
Канон празднику на павечернице составил прп. Андрей Критский, на утрени — прп. Феофан Песнописец.
Библиотека Русской веры Канон на Лазареву субботу →
Читать онлайн
Иконы
Иконография Лазаря появилась в очень давние времена (VI-VII вв.). С той поры она не претерпела существенных изменений. Христос показан стоящим возле гробницы Лазаря. У ног Господа — Мария и Марфа, молящие Его о возвращение брата.
Воскрешение Лазаря. Византийская икона. Конец XIV — начало XV века. Государственный Русский музей
На иконе показаны и иудеи, что подошли увидеть проявление великой Божьей силы. Из гробницы исходит запах тления, поэтому люди закрывают нос платком. Чёрный вход в пещеру является символом могилы и смерти.
Воскрешение Лазаря вдохновляло и других художников. Некоторые из таких картин стали всемирно признанными шедеврами.
Воскрешение Лазаря. Живопись
Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.
Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы
«Воскрешение Лазаря» Альберта ван Оуватера. Написана около 1450 года
Караваджо «Воскрешение Лазаря» 1608-1609 гг.
Гверчино. Воскрешение Лазаря. 1619 год. Лувр, Париж, Франция
Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря». 1630 год
Винсент Ван Гог. Воскрешение Лазаря. 1890 год
М. В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. 1899-1900 г. Эскиз росписи северной стены церкви св. Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, СПб
Образ Лазаря в картинах художников
Уже в тот период, когда христиане встречались для поклонения в катакомбах, верующие художники на их стенах рисовали любимый сюжетс воскресением Лазаря. До нашего времени дошло около 40 таких изображений.
Рембрандт
Голландский художник создал полотно между 1630—1632 гг. На картине показан тот момент, когда Лазарь очнулся от смертельного сна и начал вставать из могилы по велению Иисуса. Все собравшиеся, кроме Христа, крайне изумлены происходящим.
Рембрандт. Воскрешение Лазаря. 1630—1632 Дерево, масло. 96,36 × 81,28 см Музей искусств округа Лос-Анджелес, США
Караваджо
Живописец создал полотно примерно за год до своей кончины. Тёмный фон картины указывает на мощную и огромную пустоту. На фигуры персонажей падает свет, противопоставленный небытию. Лазаря несут могильщики, отвернувшиеся, чтобы не видеть ужас смерти. Но друг Господа уже возвращается к жизни, на что указывает движение его рук.
Другой Лазарь: притча о богаче и нищем Лазаре
В 16 главе Евангелия от Луки приводится Притча о богаче и Лазаре. Лазарь был бедным и очень больным человеком, страдавшим проказой. Жгучее чувство голода изматывало его постоянно. Лазарь сидел рядом с домом богача, имя которого не приводится. Богач пировал каждый день, однако никогда не делился даже крошками со своего стола с бедным Лазарем.
После смерти Лазарь попал на лоно Авраама, а богач оказался в аду, где страдал от невыносимого пламени. Он умолял Авраама послать Лазаря к его родным, чтобы побудить покаяться. Но Авраам ему ответил, что если эти люди не послушали Моисея (Закон), то даже воскресшие мёртвые им не помогут.
Лазарь (Фёдор Бронников, 1886 год)
Для правильного понимания данного отрывка стоит помнить, что в ней описаны образы, а не загробная реальность. Бог не мучает грешников в аду буквальным огнём. Христос хотел лишь показать, что для Бога, который будет судить всё человечество, ничего не будет значить социальное и материальное положение человека. Богач пострадал из-за равнодушия к потребностям своих бедных собратьев.
Не стоит думать, что Лазарь из притчи как-то связан с реальным другом Иисуса. Имя Лазарь было очень распространено в те дни. Но после возвращения Лазаря из мира мёртвых подтвердились слова из притчи о том, что люди, утонувшие в болоте нечестия, не смогут покаяться, даже если увидят воскресение мёртвых.
Святой Лазарь от чего помогает
Верующие отправляются в долгий путь, чтобы иметь возможность прикоснуться к его мощам и там получить исцеление. Можно молиться у иконы в храме или приобрести ее, и проводить молитву дома. Господь исцелил его, так и он, как Божий помощник, помогает просящим, восстанавливает силы и здоровье.
- Тяжело больным, которые не могут ходить, святой помогает вновь стать на ноги. Они долго молятся и просят его о помощи. К его гробнице они добираются ползком, на четвереньках, у кого как получается.
- Страдающие кожными заболеваниями излечиваются полностью.
- К нему приходят венерические больные, молятся и он продлевает им жизнь.
- Известны случаи, когда больные астмой исцелялись, и рецидивы больше не повторялись.
- Ему молятся в унынии, и он подсказывает выход из сложившейся ситуации.
В день его воскрешения, в Лазареву субботу, дают обеты, которые стараются ни за что в жизни не нарушить.
Если вдруг, с Вами случится несчастье, и врачи будут бессильны, молите Лазаря. Не отчаивайтесь. Он услышит и исцелит.
***
Воскресение Лазаря не просто удивительная часть библейского повествования. Это величайшее чудо, совершённое Христом. Через него Творец даёт самое надёжное утешение тем, кто потерял своих близких, и всем, кого ещё поглотит смерть — великий враг всех земных творений Бога. Возвращение Лазаря доказывает, что сама смерть будет поглощена навеки и больше не сможет отнимать у нас дорогих и любимых людей.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
(Откр.21:3,4)
Виктор Глебов