«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Святой Иоасаф Белгородский очень известный своими чудотворными исцелениями, много людей обрели душевный покой и веру в светлое будущее. Он помог многим исцелиться от сложных болезней, вернув возможность снова наслаждаться позитивными моментами жизни, быть счастливыми и жизнерадостными. Даже простая молитва к святому Иоасафу очень действенна и существуют многочисленные факты полного выздоровления и обретения гармонии с собой и внешним миром. Такие люди, как этой святой, очень уникальны, они смогли только искренне веря, и придерживаясь всех советов развиваться, усовершенствоваться и дарить всем людям знания.
Краткая биография
Святитель родился 9 сентября 1705 года — в рождество Богоматери. Его назвали Иоакимом в честь отца Девы Марии. Богородица будто приняла мальчика под свое покровительство. Позже Она явилась его отцу в видении, чтобы сообщить о священном предназначении Иоакима — служении Богу и людям.
Происхождение
Семья Горленко, в которой родился будущий епископ Белгородский — малороссийский древний род. Его предки жили в Запорожской Сечи. Родственники, проживавшие на польской территории, вдоль реки Днепр, активно поддерживали православие, строили храмы. В 17-м веке род Горленко причислили к русским дворянам.
Семья
Отец Иоакима — Андрей Димитриевич Горленко, знаменосец гетмана Данилы Апостола. Мать — Мария, дочь гетмана. Оба религиозные люди, держали посты, жили по заповедям, занимались благотворительностью. Дед по отцовской линии – Димитрий – построил два храма — в честь Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла.
Обучение
Родители хотели передать своему сыну управление имениями и титулы. Они не рассчитывали, что он захочет уйти от мирской жизни. В 8 лет родители отправили Иоакима учиться в Киевскую академию, где мальчик изучал словесность.
Выбор жизненного пути и постриг
Воспитанный в христианских традициях юноша проникся благочестивым и духовным образом жизни. Тому способствовала учеба в Киеве. Академия поддерживала православие и выступала против римско-католической церкви. Иоаким проводил много времени с монахами Киево-Печерского монастыря. Он решил принять постриг, но не мог сказать об этом родителям.
Уезжая будто на учебу, он 2 года тайно провел в Киево-Межигорском Спасо-Преображенском монастыре. Юный послушник уединялся в пещере, соблюдал строгий пост и молился. Обман удавалось скрывать благодаря верному слуге. В 21 год Иоаким принял монашество под именем Иларион. Весть о постриге и просьбы о прощении он также передал родителям через помощника. В 22 года инок Иларион за строгое подвижничество принял постриг в мантию в Киево-братском монастыре под именем индийского царевича Иоасафа.
Обретение сана и назначение в игумены
Киевский архиепископ посвятил инока Иоасафа в иеродиаконы. Получив послушание учителя, будущий святитель три года преподавал науки студентам Киевской академии. Новый архиепископ, аскет Рафаил Зборовский, заметил духовную одаренность молодого иеродиакона и взял его под свое покровительство. Архиепископ поручил Иоасафу сбор пожертвований на ремонт зданий Академии, и тот объехал всю Малороссию. Приняв по благословению покровителя сан иеромонаха, Иоасаф служил пастырем при Киево-братском и Киево-Софийском соборе, а также состоял в Киевской духовной консистории.
Смирение и трудолюбие иеромонаха и пастыря снова оценил архиепископ Зборовский и назначил Иоасафа игуменом в Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь. 30-летний подвижник не хотел принимать трудную должность, так как ему предстояло управлять Лубенской, Красногорской обителью и несколькими храмами. Крайнее смирение заставило его согласиться и выполнять широкий круг обязанностей игумена. Но его трудолюбие, заботливость и милосердие вошли в летописи большого монастыря. Много сил потратил игумен на восстановление разрушенных строений, хотя здоровье его было уже подорвано.
Белгородская епархия
Неутомимого служителя Иоасафа избрали на замену усопшему Белгородскому митрополиту из списка претендентов. Служение архипастырем он начал с Божественной Литургии, которую отслужил сразу по приезду в Белгород. Для больного и уставшего с дороги Иоасафа это был подвиг. Преодолением немощи тела, смирением пред Божьей Волей, любовью к прихожанам и усердием отмечена его работа в Белгородской епархии.
Новый митрополит занялся образованием бедных крестьян и сирот, духовным воспитанием паствы и подчиненных пастырей. Святитель Иоасаф сам объезжал вверенные ему владения.
Архипастырь был милосерден к нищим. На праздники он тайно дарил бедствующим семьям деньги и одежду, посылая слугу. Тот оставлял подарки у дверей жилищ и уходил незамеченным.
Подробности жития святителя
Интересные факты из жизни святителя Иоасафа:
- во время работы в Лубенской обители ему два раза явился патриарх Афанасий Константинопольский и выразил одобрение;
- собирая подати на обустройство храмов, игумен Иоасаф добрался до Петербурга, где получил благосклонность Императрицы Елизаветы Петровны и пожертвование от нее в 2000 рублей.
- по ее же повелению он стал архимандритом и настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
- святитель Иоасаф вел скромный образ жизни, скудно питался, избегал увеселений. В доме у родителей во время застолий сидел отдельно от гостей и ел хлебные корки. Объезжая белгородские владения, он останавливался в домах простых крестьян, отказывался от удобных и богатых апартаментов;
- епископ Белгородский взращивал в подчиненных священнослужителях благоговение перед святынями и церковными службами. Он следил за их духовной чистотой и составлял специальные правила. Одно из них — запрет проводить службу, если батюшка и дьякон в ссоре;
- аскеза и подвижничество способствовали высокому развитию духа и взора святителя Иоасафа. С помощью Божьих откровений он много раз выявлял нарушения дисциплины служителями и их небрежное обращение со Священными Дарами, иконами;
- митрополит Белгородский защищал своих пастырей от несправедливого и своевольного отношения помещиков, не боясь их гнева или мести. Так, он вернул должность дьяку, которого управляющий княжеским имением самоуправно выгнал из сельской церкви. Иначе святитель грозился оставить село без храма. Святой Иоасаф никогда не лицемерил перед титулами и знатью;
- благодаря сильно развитому духовному восприятию, частым видениям и предчувствиям святитель Иоасаф прославился, как чудотворец. По откровению Божьей Матери, архипастырь отыскал в Вознесенском храме города Изюм Ее икону. Она служила ширмой для угля в притворе. Ныне образ известен, как чудотворная Песчанская икона Богородицы.
В жизни святитель Иоасаф был прост в общении и с теплотой относился к людям. Внешняя строгость отражала нравственную чистоту. Епископ Белгородский не боялся мнения света, не стремился заработать его расположение. Бог, долг и правда были для него на первом месте.
Болезнь и кончина
Перед смертью святитель Иоасаф поехал повидаться с родителями в Прилуки. Покидая Белгород, он простился с паствой, всех благословил и сказал, что уже не вернется. Встреча с отцом прошла почтительно и благоговейно. На обратном пути архипастырь занемог. Два месяца он провел в селе Гайворон, прикованный к постели. Святой Иоасаф почил 10 декабря 1754 года в возрасте 49 лет.
Нетленные мощи
Тело святителя отправили в Белгород. Больше двух месяцев оно находилось в Свято-Троицком соборе в открытом гробу без признаков разложения. Позже тело святого Иоасафа поместили в склеп. Даже через два года его мощи остались нетленными.
Почитание и прославление
По многочисленным просьбам мирян и священнослужителей Священный Синод, с согласия Николая II, канонизировал святого Иоасафа в 1910 году. В комиссию Синода входил князь Жевахов, который составил монографию в трех томах о жизни святителя и позже принял монашеский постриг в его честь.
Житие Иоасафа Белгородского
Он родился в 1705 году на Полтавщине, в семье дворянина. День его рождения совпал с великим церковным праздником – Рождество Пресвятой Богородицы. Наверное, это не было случайным совпадением, а повлияло на дальнейшую его жизнь.
- Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, где строго придерживались постов и отмечались все праздники соответственно обряду.
- Таким образом, к одиннадцати годам молодой парень уже созрел к тому, чтобы стать монахом и связать с этим всю свою жизнь, но очень боялся сказать об этом своим родителям.
- Когда исполнилось 18 лет, Иоасаф отрекся окончательно от мирской жизни и принял монашество, и, зная, что эта новость сильно расстроит родителей, решил оставить слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями.
За тридцать лет трудов на благо церкви Иоасаф успел очень много:
- Служил настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря;
- Был наместником Свято-Троицкой Лавры;
- Епископом Белгородского монастыря.
И какой пост он не занимал, везде строго следил за состоянием храмов, моральными качествами священников, правильным проведением службы, соответственно с церковными канонами, образованием священников.
Иконография
За основу для икон мастера брали портреты, которые были написаны при жизни и после кончины святителя Иоасафа.
Иконописцы изображают епископа по пояс и в полный рост, в омофоре с митрой или в мантии архиерея, но всегда держащим жезл.
Образы, написанные до канонизации, называют портретами-иконами. Иоасаф на них облачен в церковную торжественную одежду, держит жезл, иногда и крест, но над его головой нет нимба. После канонизации святого Иоасафа стали изображать в погребальном облачении, сохранившемся на мощах. Современные образы святителя можно увидеть в Белгородских храмах. Икона в Преображенском соборе изображает юного Иоакима и ангела, жалующего ему мантию архиерея. Также известен сюжет, взятый из жизни: примирение священника и ангела-покровителя церкви по содействию архипастыря Иоасафа.
Икона Иоасафа белгородского
На иконе изображен лик святого. Она пользуется огромной популярностью до сегодняшнего дня. Многие люди покупают ее в храмах для защиты детей от болезней и всего дома от негативных мыслей посторонних людей. Ее лучше вешать не посредство в комнатах Ваших детей на видном месте.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святого праведного Иоанна Кронштадтскогозначение и в чем помогает
Святитель Иоасаф Белгородский неустанно продолжал работать и служить Богу, ведь чувствовал, что он нужен людям, его советы окрыляют и дарят надежду и именно он должен нести эти знания священнослужителям и верующим. В своих каждодневных молитвах он прославлял Всемогущего, просил здоровья прихожанам и стабильности в государстве.
Когда люди будут ощущать себя в полной безопасности, то повысится их уровень доверия и возникнет желание упорно работать для достижения поставленных целей. Каждый день, упорно работая над самим собой, преодолевая трудности, святой не изменял своей безусловной любви к Богу и добрыми делами прославлял это.
О чем можно просить святого
Св. Иоасаф — покровитель служителей церкви, миссионеров и студентов. Он помогает преодолеть пороки и земные страсти. Святитель — защитник и целитель детей. Материнские молитвы к нему исцеляют детские врожденные пороки и трудноизлечимые болезни.
О помощи в работе
Неутомимый труженик Иоасаф помогает организаторам и руководителям. Молитвы святителю полезно читать тем, кто ищет работу, хочет сделать карьеру или развить бизнес. Но трудиться при этом нужно упорно и честно.
В материальных трудностях
Покровитель бедных, святитель Иоасаф, придет на помощь людям в сильной материальной нужде. Деньги могут требоваться на лечение, обучение, покупку имущества, оплату долга. В любой ситуации, когда нужна большая сумма денег, можно помолиться святителю Иоасафу. Помощь прибудет с неожиданной стороны.
О помощи в избавлении от пагубных страстей и привычек
Архиепископ Белгородский всю жизнь вел борьбу с плотью и достиг духовного прозрения. Молитва к святителю поможет пробудить силу духа, избавиться от алкогольной, наркотической, табачной зависимости и любых разрушающих человека привычек.
В воспитании детей
Родители могут молиться святителю о том, чтобы дети росли послушными и хорошо учились. Он поможет найти общий язык с подростками, проявлять строгость, справедливость и чуткость.
О ниспослании терпения
Терпение требуется в общении с детьми и взрослыми, в преодолении жизненных обстоятельств. Святителю Иоасафу могут молиться люди, чувствующие за собою грех гневливости.
Детство. Юность. Духовное взросление
В Крещении — Иоаким, принадлежал к прославленному роду Горленко, известному во всей Малороссии.
Иоаким происходил из Полтавской губернии (местечко Прилуки), родился 8 сентября 1705 года.
Его отец, Андрей Димитриевич, был военным, дослужился до чина полковника. Как сам он, так и его супруга, Мария Даниловна, были набожными и богобоязненными людьми. Планируя будущее своего сына, супруги желали, чтобы он унаследовал дворянские имения и пошёл по стопам отца. Но Божественный Промысл начертал для него иной путь.
Когда Иоаким пребывал в детском возрасте, Господь открыл Свою волю об отроке через отца. Как-то раз, сидя на крыльце, тот увидел в лучах солнечного заката Богородицу. Пречистая Дева стояла на воздухе, Её сопровождал ангел, а возле Её ног пребывал Иоаким. Он стоял перед Ней на коленях и сердечно молился. Затем Богородица сообщила, что его молитва услышана. В сей же миг ангел Небесный слетел и облек Иоакима в мантию архиерея. Ошеломленный таким поворотом событий, отец, вдруг, спросил у Владычицы, а что Она оставляет им, родителям? Ответа он не услышал.
Иоаким воспитывался в страхе Божьем и христианской любви. Пришло время, и родители, несмотря на печаль от предстоящей разлуки, отправили его для обучения в Киевскую академию. Здесь, при содействии Божьем, он возгорелся стремлением к монашеской жизни.
Ко времени завершения образования, на 16-м году жизни, Иоаким уже расположил своё сердце к принятию пострига. Однако, вернувшись к родителям и боясь опечалить их этим замыслом, до поры скрывал свой сердечный настрой.
Тексты
Канонические молитвы включают праздничные величания и несколько молитвенных обращений к святителю.
Тропарь
«Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси, и прославлен от Бога явился еси, телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша».
Кондак
«Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит? Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, во умилении сердечнем зовем ти: не лиши и нас твоея помощи и заступления, святителю Христов и чудотворче Иоасафе».
Величание
Молитва ко дню памяти святителя Иоасафа:
«Великий и празднственный день сей, день твоего на земли прославления, святителю отче наш Иоасафе, земли нашея славо и радование великое, приими сия смиренная и теплая моления наша. Днесь зрим исполнившийся глагол Господень: прославляющия Мя прославлю. Се бо во дни земнаго жития твоего ничтоже искал еси, точию же волю Божию исполняти и чада паствы твоея управити во спасение, и того ради многия труды, скорби, болезни, путешествия подъял еси. По скончании же твоем прослави тя милосердый Господь, телеси твоему нетление и силы целебныя даровавый; темже токи исцелений молящимся источил еси и призывающим тя недугующим и скорбящим многажды являлся еси, и утешение и цельбу скорую тем подавая. Сего ради, якоже избранника Божественныя благодати тя ведущи, Церковь Христова прославите тя якоже новаго чудотворца земли нашея сподобися. Благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, люди православныя. Даруй им утешение сердца, отраду и мир и радость присную о Господе. Сохрани в мире державу Российскую и люди ея во истине утверди, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди безпечальны сохрани. Изжени всякую крамолу и крамольных человек лукавая разруши советования, паче же тех самых в покаяние приведи. Пастырем и архиреем подаждь премудрость, чистоту и праведное житие, якоже и сам сими украшался еси. Младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси. Сущим во трудех терпение и упование посли, богатым смиренномудрие и ко ближним милосердие даруй. Нам же всем радость о Господе присную подаждь, да вси благодарне тя ублажаем, глаголюще тако: величаем тя, святителю отче Иоасафе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».
Акафист
Кондак 1
Избранных воинов мужества наследниче и Христова стада пастырю предобрый, светильниче веры, на свещнице Белграда возсиявый, нищих питателю и о людех ко Христу Богу молитвенниче, похвальная восписуем ти раби Господа твоего от сердец наших, к любви твоей вопиюще:
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Икос 1
Ангел Божий послан бысть от Богородицы прообразовательное действие совершити и отрока тя суща мантиею святительскою покрыти, Иоасафе. Сие родитель твой зрети в видении сподобився, слышаше и глас Царицы Небесныя глаголющ ти: Довлеет Ми молитва твоя. Таковому сладостному гласу внемлюще, и мы, грешнии, любовию вопием ти:
Радуйся, от матере твоея в день Рождества Пречистыя рожденный; радуйся, покровом Богородицы от рождения твоего покровенный.
Радуйся, сосуде, от детства твоего Богом избранный; радуйся, под сению обители Троицы Святыя Господеви воспитанный.
Радуйся, родителей благочестивых возлюбленный сыне; радуйся, паче присных твоих возлюбивый пустыню.
Радуйся, во Киеве граде разумом научение книжное стяжавый; радуйся, чистое сердце твое Господеви отдавый.
Радуйся, дом родителей твоих Господа ради оставивый; радуйся, тайно в Межигорскую обитель стопы твоя направивый.
Радуйся, юный молитвенниче пещеры тесныя; радуйся, презревый земная, возлюбивый небесная.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 2
Видя образ мира сего преходящ славу человеческую якоже дым исчезающу, от юности монашеское житие возлюбил еси и, отроча сый, молитве и службе Божией зело прилежал еси, Иоасафе, ангельскую песнь присно воспевая Господеви: Аллилуиа.
Икос 2
Разум твой, научением книжным в Богоявленстем братстве просвещаемый, богомыслию предал еси, Иоасафе, сокровища премудрости не себе собирая, паче же сими в Бога богатея, молитвою же и пощением во служение Христу себе уготовляя. Тем же и во юности твоей сицевых ублажений достоин явился еси:
Радуйся, образе чистоты и целомудрия; радуйся, рачителю благий смиренномудрия.
Радуйся, отринувый, якоже сор, мира сего душетленныя сладости; радуйся, омывый душу твою слезами чистыми младости.
Радуйся, девство твое нерастленно Господеви сохранивый; радуйся, прельщения возраста юнаго победивый.
Радуйся, весно, лучами благодати осиянная; радуйся, утро, добродетельми облагоуханное.
Радуйся, яко Христу путем узким последовал еси; радуйся, яко горняго Отечествия достигнути возжелел еси.
Радуйся, на рало Господне руце твои возложивый; радуйся, лица твоего николиже вспять обративый.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 3
Силы духа твоего во едино намерение совокупивый, во еже Христу житие твое безраздельне предати, ангельский образ во юности ранней восприял еси, Иоасафе, и со старцы вкупе воспел еси Триединому Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея оружие непобедимое, крест на сердце твоем, верою начертанный, противу страстей и грехов смертных, возрастающих на ны, крепко ополчился еси, и, Господу победы на тыя враги даровавшу, сложил еси песнь честным добродетлем, ейже внимающе, и мы благодарными усты сице ти воспеваем:
Радуйся, смирения образе, имже гордыня низлагается; радуйся, благосердия правило, имже всяческая злоба побеждается.
Радуйся, целомудрия носителю и нечистых помыслов отражение; радуйся, любве крепкия рачителю и ненависти истребление.
Радуйся, поста оружием от плена страстей свободивыйся; радуйся, кротости силою от гнева неправедного оградивыйся.
Радуйся, страже благочестия, от сна греховного душу твою охраняяй; радуйся, добродетелей содружеством от смертныя тли тую избавляяй.
Радуйся, угодниче Божий, сими добродетельми в памяти христиан преукрашенный; радуйся, светильниче веры, от Солнца Правды во Царствии Небеснем возжженный.
Радуйся, источниче, в жизнь вечную текий; радуйся, на диавола крепце возмогий.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 4
Бурю искушений и нападений вражиих бодрственным житием твоим утишая, от архиерея Божия на степень священства возведен был еси, и со всяким смиренномудрием на рамена твоя бремя служения церковнаго во честнем Киеве подъял еси, ко святыням града сего присно припадая, идеже и доднесь иноцы и православнии людие вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаху ближнии и дальнии о трудех твоих неустанных, Иоасафе, како первее во граде Лубнах обитель, тобою благоукрашаемая, благословляше тебе, игумена своего, по сих же Лавра Сергиева тобою обновися, елико строением домовным, тако и жития иноческаго исправлением. Того ради глас народный восхваляше тя сими:
Радуйся, храмов святых искусный устроителю; радуйся, честных обителей усердный украсителю.
Радуйся, ревнителю благолепия церковнаго; радуйся, паче сих рачителю делания духовнаго.
Радуйся, в сердце твоем образ Христа носивый; радуйся, Спасителя твоего до конца возлюбивый.
Радуйся, проповедниче, егоже послушаше в сладость Российская царица; радуйся, истины глашатаю, не взираяй на лица.
Радуйся, богомыслию деяние приложивый; радуйся, терпению житием твоим вся научивый.
Радуйся, яко в поте лица твоего Бога ради трудился еси; радуйся, яко в подвизе добре дух твой усовершил еси.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 5
Боготечней звезде послушания, аки Вифлеемстей, мысленно последовав, обрел еси Христа, во храмине души твоея явльшася, отче преподобне, и тому волю твою подклонил еси. Темже и Господь, в борении твоем тя укрепляя, в видении повелевает Афанасию, святителю Мгарскому, на главу твою руце возложити и тем грядущая твоя возвестити, да со дерзновением вопиеши Царю Небесному: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше тя людие Белоградстии наставника добра Божественных учений на престоле святительстем явльшеся и отеческих преданий хранителя верна себе показующа, судию же нелицеприятна и пастыря неусыпна бывающа, радовахуся зело и единодушне восхваляху тя, глаголюще:
Радуйся, учителю истиннаго богопознания; радуйся, гонителю волшебства и гадания.
Радуйся, обличителю злочестиваго неверия; радуйся, искоренителю раскола и суеверия.
Радуйся, вельможу невоздержнаго святому посту научивый; радуйся, уставы отеческия во обителех крепко водворивый.
Радуйся, православныя истины насадителю; радуйся, училищ благочестия покровителю.
Радуйся, имже латинстии обычаи изгоняются; радуйся, имже семена правды Христовы посеяваются.
Радуйся, ищущим научения отверстая врата; радуйся, славы Божия немолчная уста.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 6
Проповедник сый Православия догматов, заповеди Господни не усты токмо, но и всем житием твоим изъяснил еси, Иоасафе. Тако бо просветися свет твой пред человеки, яко, видевше добрая дела твоя, вси прославляху Отца Небеснаго, Емуже всякое дыхание поет хвалу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявшу Солнцу Правды горе пред очима твоима, нощь греха на земли низу не страшна бысть тебе, Иоасафе святителю, от Господа якоже на корабли кормчий поставленный и рукою крепкою кормило его приемый. Темже достойно славим тя и не умолчим, вопиюще:
Радуйся, пастырю, не себе угождаяй; радуйся, стадо Христово от волков хищных верно ограждаяй.
Радуйся, жезлом правды нечестие сокрушивый; радуйся, небрегущия о святыни от Церкве Божия отлучивый.
Радуйся, оградо крепкая неправедно обидимым; радуйся, защищение твердое правды ради ненавидимым.
Радуйся, чтеца смиреннаго от княжеских слуг защитивый; радуйся, презрители уставов церковных низложивый.
Радуйся, надменных праведный обличителю; радуйся, непокорных строгий смирителю.
Радуйся, меча духовнаго в ножны не вложивый; радуйся, венец правды от Господа получивый.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 7
Хотя быти пастырь истинен, иже своя овцы глашает по имени, многочастне веси и грады паствы твоея обходил еси не нуждею, но по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно, образ стаду подая во трудех твоих, и шествиих, и болезнех, непрестанно поучая и обличая и вся человеки призывая служити Богу и пети Тому: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго неба и новыя земли по обетованию Христову чая и сих ради внутренняго человека на всяк день обновляя, постом плоть твою от работы истления свободил еси, Иоасафе премудре, и молитвою криле духу твоему возрастил еси, имже и нас грешных духовне воздвизаеши, во еже славити тя и воспевати:
Радуйся, во трудех и болезнех обретый небесныя радости; радуйся, в пощениих и бдениих вкусивый духовныя сладости.
Радуйся, во страданиих твоих плоть смиривый; радуйся, образ терпения людем явивый.
Радуйся, сосуде немощный, силы духовныя хранилище; радуйся, стамно скудельная, благодати вместилище.
Радуйся, кадило благовонных Богу курений; радуйся, храмино святых песнопений.
Радуйся, таин Божиих дивный строителю; радуйся, чад Церкве благодатный учителю.
Радуйся, яко тебе Ангели незримо сослужаху; радуйся, яко от тебе демони далече отступаху.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 8
Странник в мире сем быв, горняя мудрствовал еси, а не земная, Иоасафе преподобне, и, поминая последняя твоя, молился еси Христу Богу, глаголя: в час смерти моея приими дух раба Твоего, во странствии суща, да со всеми святыми воспою Ти: Аллилуиа.
Икос 8
Всем сердцем твоим и святою любовию твоею меньшей братии послужил еси, святителю Иоасафе, алчущих питая, домы сирых и убогих согревая, своима рукама дрова вдовицам уготовляя, милостыни же твоя творя в тайне. Но Господу изволившу, явишася мирови благая дела твоя, яже славяще, взываем ти сице:
Радуйся, древо благодатное, от егоже плодов питаются алчущии; радуйся, источниче утешений, от негоже напаяются жаждущии.
Радуйся, яко шуйца твоя не веде, яже творяше десница; радуйся, яко трапеза твоя бысть утешение сущим в темницах.
Радуйся, пищею твоею воеводу опального питавый; радуйся, яко воспретити сие тебе не возможе правитель лукавый.
Радуйся, разбойники, нападшия на тя, словом твоим устыдивый; радуйся, единаго от них к покаянию конечному обративый.
Радуйся, матерей, млеком питающих, благое защищение; радуйся, о отрочатех малых мудрое попечение.
Радуйся, яко милость и суд во едино совокупил еси; радуйся, яко любовию твоею народную любовь себе стяжал еси.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 9
Всякую тайну души человеческия прозреваше духовное око твое. Темже открыся тебе и грех иерея онаго, леты убо согбеннаго, клятвою же Ангела Божия на земли сей связаннаго, егоже к покаянию привед и Богу примирив, по Литургии Божественней от греховнаго плена и уз привременнаго жития избавил еси, поя Всемилостивому Спасу: Аллилуиа.
Икос 9
Витий многовещанных паче, глас народный немолчно славит тя, Иоасафе блаженне. Темже и ныне приими похвалы сия от всех нас, во умилении сердец к тебе зовущих:
Радуйся, яко молитвы твоя всенощныя благодать Божию на землю низвождаху; радуйся, яко дние твои многотруднии благо Церкви и людем приношаху.
Радуйся, о овцах словесных стада твоего пастырское попечение присно являяй; радуйся, чин церковный благолепно исправляяй.
Радуйся, брани и свары прещением твоим укротивый; радуйся, мирному житию пресвитеры и диаконы научивый.
Радуйся, яко в тебе новый сосуд благодати открыся; радуйся, яко тобою Пещанский образ Богоматери явися.
Радуйся, таин сердечных явное возвещение; радуйся, грядущих дивное прозрение.
Радуйся, завета евангельскаго верный хранителю; радуйся, заповедей церковных нелицемерный блюстителю.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 10
Спасти от расхищения овцы твоя хотя, волки лютыя жезлом святительским далече отгнал еси от ограды церковныя, словом же истины, якоже мечем обоюдоострым, нападения оных отразил еси, Иоасафе, победную песнь воспевая Господеви: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною крепкою оградил еси люди твоя, блаженне, на основании веры сию положив, от камений же надежды и любве тую воздвигнув и памятию подвигов твоих на веки укрепив. Сих ради песнь слагаем тебе, взывающе:
Радуйся, обычаев злых гонителю, добрых же защитителю; радуйся, области твоея премудрый управителю.
Радуйся, Российския страны оружие духовное; радуйся, зерцало светлое правды церковныя.
Радуйся, человекоугодия ради никогоже пощадивый; радуйся, мздоприимство яве обличивый.
Радуйся, страха ради человеча двери правды николиже затворивый; радуйся, единому страху Божию сердце твое покоривый.
Радуйся, пламенем гнева Господня враги веры опаляяй; радуйся, ярость гнева неправеднаго кротостию утишаяй.
Радуйся, воеводо Христов неустрашимый; радуйся, пастырю, вся любяй и от всех любимый.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 11
Пение хвалебное приносим ти от смиренных сердец наших, Иоасафе блаженне. Сие убо любовию твоею прияти не отвратися, аще и сладчайшия гласы Ангелов ныне слышиши, на небеси Богу поющих: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарному небеси уготовав дух твой и скорый конец жития земнаго проразумев, к погребению же телесе твоего храмину уготовити повелев, посетил еси отеческий град и родители твоя, по заповеди Божией тем честь воздавая и любовию сыновней души их в вере и уповании усовершая, имиже и нас просвети, Иоасафе блаженне, зовущих:
Радуйся, старость родителей посещением твоим озаривый; радуйся, села отеческая перед кончиною твоею благословивый.
Радуйся, яко недузи дух твой якоже злато очищаху; радуйся, яко добродетели твоя якоже камение драгое сияху.
Радуйся, кораблю, напастьми бурь житейских неодоленный; радуйся, славно свершивший путь, от Христа повеленный.
Радуйся, яко тебе пристань благоутешная пресветлое Небо явися; радуйся, яко тебе дверь Царствия Христова открыся.
Радуйся, яко вселился еси духом твоим в горняя селения; радуйся, яко и на земли оставил еси нетленен залог воскресения.
Радуйся, звездо, на тверди духовней сияющая; радуйся, молитво о нас к Богу не умолкающая.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 12
Благодати неистощимыя знамение непререкаемое яви нам Христос в нетлении мощей твоих, Иоасафе премудре, пред нимиже людие вернии молящеся, от видимых к невидимым духовне восходити научаются, Бога же, дивнаго во святых Своих, славити и ангельски Ему воспевати: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще праведное житие твое, Иоасафе блаженне, славяще труды твоя и восхождения от славы в славу, зрим и исповедуем, яко кончина твоя рождение бысть в жизнь приснотекущую, еяже струями благодатными и нас, земных, окропляеши и от болезней душевных и телесных, Господу изволяющу, свобождаеши, недугующим и прискорбным многочастне в видении являяся и утешение принося, наипаче же молящимся пред гробницею твоею невидимо внемлеши и видимо помощь подаеши. Темже, благодарственно воспевающе тя, глаголем:
Радуйся, радости приобщивыйся, в печали же сущих не забывый; радуйся, ухо твое ко юдоли скорбей преклонивый.
Радуйся, якоже Илиа Фесвитянин, огнем ревности по Бозе горяй; радуйся, стопами Чудотворца Мир Ликийских в хижины бедных входяй.
Радуйся, отчаянным нечаянное вспоможение; радуйся, разслабленным благодатное укрепление.
Радуйся, яко твоими молитвами хромии хождаху; радуйся, яко тобою слепии зрение получаху.
Радуйся, от многообразных недугов исцеляяй; радуйся, воины православныя на брани охраняяй.
Радуйся, земли российския защитниче верный; радуйся, Православия поборниче нелицемерный.
Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.
Кондак 13
О преславный пастырю Белоградский, святителю Иоасафе! Приими малое сие хваление наше и моли Христа Бога, да избавит землю Российскую и вся страны христианския от смертоноснаго неверия язвы, от всякия вражды и нестроения, от враг видимых и невидимых. Церковь же святую да возрастит и укрепит, и вся верныя ко Христу всемирному Пастырю приведет, поющия Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос, 1-й кондак и одна из молитв.
Молитва
Кроме традиционных текстов, святителю Иоасафу составлена специальная молитва для чтения перед мощами.
Первая
«О, угодниче Божий святителю Иоасафе! Из глубины сердца взываем к тебе раби Божии (имена), огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи горняя мудрствовати, рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятого. Да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако Богу помогающу, Небесного Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Вторая
«О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Перед мощами
«О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе ия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствиях сущих горняя мудрствовати: рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: и да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь».
Путь послушника
Некоторое время спустя Иоаким, сославшись на необходимость завершения образовательного курса, отбыл в Киев. Затем он отправился в пустынную Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель.
Поступив в монастырь, предался смиренному послушанию и молитве. Иногда, когда позволяли обстоятельства, он уединялся в пещере для богомыслия и молитвы.
Опасаясь, как бы через родительское вмешательство не прервалось его пребывание в обители, Иоаким оставил в Киеве слугу, и тот, получая из дома послания, доставлял их в монастырь. По мере того как Иоаким составлял ответные письма, слуга отправлял их домой от его имени.
В 1725 году Иоаким, пройдя положенные послушнику испытания, принял рясофор с наречением имени Иларион. После этого он открылся родителям, горячо прося у них прощения за обман и за то, что решился на столь важный шаг без их благословения.
Монашеская жизнь
Два года спустя, в 1727 году, рясофорного Илариона вызвали в Братскую Киевскую обитель. Здесь он был пострижен в мантию и получил новое имя — Иоасаф (в память и честь индийского царевича Иоасафа).
В январе 1728 года Иоасаф был рукоположен во иеродиакона и определён в Киевскую академию преподавателем низшего класса.
В должности учителя он проработал три года, после чего духовное начальство отправило его для сбора пожертвований (на ремонт академических корпусов) по территории Малороссии.
В 1734 году иеродиакон Иоасаф был назначен на должность экзаменатора при Киевской кафедре.
Вскоре он был посвящен в иеромонаха.
В 1737 году архиепископ Рафаил Заборовский поставил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он смиренно исполнил волю архиерея, хотя в силу того же смирения — неохотно: не считал себя, грешного, достойным такого высокого звания.
Под начало игумена перешла и другая обитель, Красногорская, а также несколько местных церквей.
Несмотря на трудности, связанные с руководством братией и монастырским хозяйством, а также на нездоровье, отец Иоасаф не ослаблял строгости аскетических подвигов.
В сентябре 1744 года, при содействии императрицы Елизаветы, он удостоился звания архимандрита. Вскоре его вызвали в Москву. Здесь, в январе 1745 года, отец Иоасаф получил назначение на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители. Это послушание длилось до июня 1748 года.
Епископское служение
В 1748 году архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.
В августе того же года он прибыл на кафедру, в Белгород. В день приезда, несмотря на усталость от длительного путешествия и физическое недомогание, он отслужил в кафедральном соборе Божественную литургию.
Вверенная святителю епархия отличалась удручающей бедностью жителей. Многие дети священнослужителей, а особенно сироты, не имели достаточных средств для оплаты содержания в духовных училищах. Это сказывалось на их образовательном уровне. Реагируя на ситуацию, святитель, как мог, оказывал нуждавшимся материальное содействие.
С целью обустройства епархии и улучшения положения дел он лично объезжал территорию, не исключая отдаленных регионов. В целях повышения нравственного уровня населения посещал жилища своих подопечных, как богатых, так и бедняков, преподавал им уроки христианской нравственности.
Много стараний прикладывал он для поднятия духовно-нравственного уровня среди духовенства, зорко следя не только за тем, как совершается богослужение, но и за тем, с каким внутренним расположением священнодействуют пастыри. Одно из его требований, например, обязывало священников, пребывающих в ссоре с другими священниками, не приступать к богослужению до тех пор, пока они не придут к примирению.
За нарушение церковного устава и личных распоряжений святитель мог подвергнуть ослушника строгому наказанию.
Так, однажды, обозревая епархию, он остановился в доме у иерея. Ночью святитель мучился от бессонницы и необъяснимого страха. Вдруг, всмотревшись, он обнаружил, что на полке, рядом с кухонной утварью, в одной из бумажных обёрток, находятся Святые Дары. От увиденного епископ пришёл в ужас. Бережно положив святыню на стол, он молился всю ночь, прося Бога, чтобы Он отвратил от священника грозную кару. Наутро святой Иоасаф объяснил пастырю, в чём состояла его неправота, а затем лишил его сана.
В другой раз, войдя по внушению свыше в один из храмов, он обнаружил нетрезвого причетника и тоже лишил его звания.
В силу особой ревности и высочайшей праведности отец Иоасаф стяжал такую близость к Создателю, что был наделён от Него даром прозорливости.
Однажды он призвал к себе для беседы священников. Один из них выделялся необычайно редким возрастом: ему было 130 лет. После беседы, благословив приглашённых, епископ распустил их по своим делам и обратился к старцу с вопросом, что за грех его связывает, и отчего он не может так долго умереть? Старец же, словно не знавший за собой чрезмерного греха, и считавшей своё долголетие результатом Божественной милости, изумился, но под пристальным взором архиерея всё же понял, о каком грехе идёт речь. Когда-то давно, когда он был ещё в молодых летах, с ним произошёл такой случай. Он отслужил Литургию и уже собирался уходить. Но в этот момент его остановил помещичий посланник, потребовавший отслужить Литургию вторично, ради его господина. Пастырь пытался было объяснить, что это в принципе невозможно, так как противоречит канонам, но его объяснения не имели успеха. Тогда, боясь гнева помещика, он предпочел подчиниться. Когда приступил к совершению службы (на одном и том же престоле), услышал таинственный голос, потребовавший остановиться. Священник дрогнул, но страх перед барином оказался сильнее страха Господня, и он продолжил вершить беззаконие. Голос вновь повторил иерею, чтобы тот не дерзал творить зло, дабы не подпасть под проклятие. Иерей же в безумии огрызнулся: Сам будь проклят!, и продолжил литургисать.
Услышав эту историю, святитель оторопел и указал престарелому пастырю, что тот проклял Небесного вестника, хранителя места. Затем распорядился воздвигнуть походную церковь и отслужить на месте того святотатства Божественную Литургию. После этого он разрешил старца от его грехов. Очистившись покаянием, примирившись с Владыкой и ангелом, старец почил. Его тело было погребено там же, и святитель лично участвовал в его отпевании.
Последние дни земной жизни
Незадолго до смерти святой Иоасаф пожелал свидеться со своими родителями. Испросив разрешения у Синода, он по-христиански простился со своей паствой и отбыл в Прилуки.
Выйдя навстречу к любимому сыну, отец испытал замешательство. Как христианин он должен был поклониться архиерею, но как отец сам мог рассчитывать на поклон. Когда сын выходил из кареты отец, как бы случайно, уронил свою трость. Едва он нагнулся, чтобы её поднять и одновременно сделать поклон, сын уразумел его замысел, поклонился родителю и подал ему упавшую трость. Затем они обнялись.
Погостив в отеческом доме, святитель Иоасаф направился в Белгород. Шёл сентябрь 1754 года. По пути, в селе Грайворон, он занемог, а через два месяца умер. Перед самой кончиной он исповедал грехи, причастился Тела и Крови Христовых. Смерть наступила 10 декабря 1754 года.
Когда день памяти святителя Иосафа Белгородского в 2022 году?
День памяти святого Иосафа Белгородского в 2022 году отмечается дважды.
- 23 декабря
— день памяти Иосафа Белгородского. - 17 сентября
— обретение мощей Иосафа Белгородского.
По старому стилю день памяти Иосафа Белгородского отмечался церковным календарем 10 декабря. Обретение мощей Иосафа Белгородского по старому стилю отмечается церковным календарем 4 сентября. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.