Глеб Владимирович Муромский принадлежит к первым русским мученикам – страстотерпцам, вместе с братом Борисом.
Оба князя — первые святые на Руси. Глеб, как и другие сыновья Владимира Крестителя, из 5-го колена Рюриков, младший сын.
Рождён до Крещения Руси и воспитывался как христианин. Юноша совершил религиозный и духовный подвиг, показав кротость и непротивление жестокости ради братской любви и верности.
День памяти благоверного Глеба православная церковь празднует 18 сентября.
↑ Биография
Будущий святой Глеб родился между 984-987 гг. Мать – законная жена князя Владимира Красное Солнышко, болгарская княжна Милолика. Некоторые учёные называют византийскую царевну Анну.
От отца, примерно в 1010-13 г., юный князь получил во владение Муромские земли и стал называться князем Муромским. Но попасть в город не получилось. Муромчане, злостные язычники, отказались принять христианство и ворота Глебу не открыли.
Не желая затевать войну, княжич поднялся на 12 вёрст по реке Ишна, где и обосновался княжеским двором. Со временем выделил место первому храму во имя Всемилостивого Спаса. Позже появилась монашеская христианская обитель, ставшая Спасо — Преображенским мужским монастырём.
Глеб Владимирович постоянно заботился о распространении христианской веры, лечил бедняков – калек, поддерживал милостыней. Княжение, к сожалению, продлилось недолго. В 1015 г. Глеб убит сводным братом так же, как и Борис.
↑ Убийство
Святой Владимир очень любил младших Бориса и Глеба, выделял из других детей. Это не нравилось приёмному сыну Святополку. Когда в 1015 г. отец умер, тот самовольно сел на престол в Киеве, а Бориса убил. Совершив убийство, злодей призвал в Киев Глеба, боясь мщения с его стороны.
Молодой князь, которому передал страшные новости брат Ярослав с советом не ехать в столицу, отправился в путь. Зная, что его ждёт та же участь, что и Бориса, отказался от войны против брата, пожелав принять муки как Христос.
Во время слёзной молитвы по отцу и Борису, находясь на реке Смядынь рядом со Смоленском, на княжича напали люди Святополка. Убийцами планировалось, что юношу убьют его же слуги. Так и получилось: злодеяние совершено поваром Торчином. Бездыханное тело положили на берегу меж двух колод, забросав ветками.
Через 4 года брат Ярослав отыскал тело, которое со всем торжеством перенесли в вышгородскую церковь святого Василия. Глеба предали земле в одном месте с братом Борисом. Ещё через 7 лет князь Ярослав построил здесь церковь, названную Борисоглебской. А Ярополка настигла Божья кара. Киевляне изгнали самозванца и братоубийцу. Скитаясь, не имея крова, сгинул, не оставив следа.
Смерть отца
У святого князя Владимира было три сына, убитых братом Святополком: Святослав, Борис и Глеб. Канонизированы были только Борис и Глеб (в крещении Давид и Роман, +1015 г.). О прославлении Святослава речь никогда не заходила.
Святополк, принявшийся убивать братьев, чтобы сесть на великокняжеский престол, лишь подражал своему отцу Владимиру, когда тот был еще язычником, – об этом вспоминает сам святой Борис (словами летописца всея Руси Нестора). Но позже Владимир свободным выбором принял христианскую веру, крестился и настолько поменялся, что не мог уже отдавать приказы о смертной казни, за что греческие отцы его даже укоряют. Вот этот новый Владимир и родил своих младших сыновей – Бориса и Глеба.
О Борисе известно, что он получил отменное образование, отлично владел мечом и конем, был храбр, умен, начитан в Священном Писании. Особенно, как пишет Нестор, любил жития святых. Успел жениться. Глеб был воспитан вместе с братом и очень любил его.
При жизни отца Борис занимал княжеский стол в Ростове, а Глеб – в Муроме. Владимир безусловно доверял Борису, незадолго перед смертью держал при себе в Киеве, давая разные воинские поручения. Возвращаясь из одного такого похода, Борис и получил известие о смерти отца и новом киевском князе, старшем брате Святополке, принявшем престол.
Несмотря на легитимность Святополковой власти, некоторые сыновья Владимира решили оспаривать трон, – отсюда начинаются на Руси междуусобные времена, рознь и предательства на государственном уровне. Князья находили причины недостоинства брата и предъявляли свои права на престол. Не смущало ни родство, ни клятвы, ни общая вера, не останавливало убийство. Кто помнит «Андрея Рублева» и «с……чь рязанскую», – русские князья позже и монголов не брезговали брать в сотоварищи, чтобы бить друг друга, а ведь почти все приходились друг другу родственниками.
Собрался бороться за трон и сын Владимира Ярослав, прозванный позже Мудрым. Неизвестно, чем бы кончилось дело, но Святополк опередил брата и начал убирать возможных соперников.
Таково было состояние душ и умов в древнерусском государстве: до «силы в правде» оставалось еще три века, монастыри с евангельским укладом жизни едва начинались, духовных отцов для народа, чтоб шла метанойя, не было. И курсов катехизации, как в древней апостольской Церкви, тоже не было. Жизнь человека не стоила почти ничего, убил, особенно если ты князь, и прошел мимо, отомстил обидчику зубом за зуб – сохранил лицо. Но.
Стояли уже церкви-лебеди – любимый народный образ, звонили колокола, собирая молиться бояр и смердов, объединяя на всеобщую опасность, молились иконам с образами Спасителя и Божией Девы, а святых особо тогда и не было, разве что пара греческих.
↑ Канонизация
Глеб и Борис канонизированы как страстотерпцы, им присвоены чины святых, исполнявших законы Бога и умерших насильственной смертью. При этом братья не держали зла и не оказывали сопротивления. Точная дата канонизации не установлена и учёными – историками ведутся споры.
Одни утверждают, что это 1019-20 гг., другие указывают на 1039 г. Но как бы там ни было, с 1071 г. оба брата причислены к ликам первых русских святых. Это любимые и почитаемые христианами Руси мученики – святые. Три раза за год поминаются в церкви эти святые:
- Май 15-го – перенесение мощей в новый храм, построенный племянником Изяславом.
- Август 6-го — празднуются и Борис, и Глеб.
- Сентябрь 18-го – День святого Глеба.
Память и почитание
Канонизирован вместе с братом Борисом Русской православной церковью как страстотерпцы — Святые Борис и Глеб. В честь святых братьев называли населенные пункты, а также возникло много церквей и обителей в разных городах России — до середины XVI века летописец приводит более 20 случаев построения церквей в их честь. Похоронен вместе с братом в Вышгороде. Глеб под именем Давид Польский входит в список святых Римско-Католической церкви.
Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем. — Сказание о Борисе и Глебе
Мученики-страстотерпцы: благоверные князья Борис и Глеб, икона XIV в.
Сказание о Борисе и Глебе
Памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике страстотерпцев. Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), созданным в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. В таком виде текст содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков.
Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170 списках. Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.[3]wikipedia (Описание изображения) 1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов 2. Борис идёт на печенегов
«Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века) Читать оригинальный текст и перевод «Сказания»
Чтение о Борисе и Глебе
Памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. «Чтение» посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, было написано раньше «Сказания о Борисе и Глебе», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. «Чтение» написано в агиографическом жанре, автор описывает неизвестные по летописям факты из юности Бориса (мечта о мученической смерти под влиянием чтения житий святых, уклонение от вступления в брак и женитьба лишь по настоянию отца: «не похоти ради телесныя», а «закона ради цесарьскаго и послушания отца»).[4]wikipedia
«Нестор-летописец» — В. М. Васнецов. 1885 — 1893
Семья Владимира I
Дети Владимира I
Раздел «Владимир I»
↑ Пример из жизни
В летописи описан случай исцеления хромого мальчика. В Вышгороде к больному юноше во сне пришли святые Борис и Глеб. Они перекрестили больную ногу, а утром, проснувшись, подросток встал и больше не хромал. Весть о чудном выздоровлении узнал Ярослав Мудрый и по его приказу, в этом месте, заложена церковь с пятью куполами. Храм освящён в 1026 г., в тот день, когда убили Бориса – июль, 24-го.
Святые покровители Русских земель, Борис и Глеб, защищают от вражеских набегов. Сохранились записи о том, как святые братья благословили на Ледовую битву Александра Невского, и Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
Сильный пожар, случившийся в храме с мощами страстотерпцев, уничтожил всё, что там было, но не тронул святых мощей.
Борис и Глеб. Родники Святой Руси
15 мая Православный мир вспоминает Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида, совершенном в 1072 и 1115 годах.
Несложно увидеть — история Руси, начиная с крещения, в дальнейшем не раз открывалась современникам как бы сотворённой по образу священной библейской истории, в результате чего и возникло понимание о своей стороне как о Святой Руси. Но очевидное нужно было увидеть, увиденное — понять. Предки — увидели и поняли. Начиная с ХI века наша литература, соотнося события библейские с событиями отечественной истории, задала особую высоту для постижения смысла Руси, человека и Божьего мира.
Первые русские святые — князья-страстотерпцы Борис и Глеб, сыновья Крестителя Владимира Красное Солнышко, несли на себе очевидный образ боголюбивого Авеля. В лице же их убийцы, в старшем их брате князе Святополке, предки наши сразу же распознали образ Каина. Борис был убит неподалёку от Переяславля Русского (ныне Переяслав-Хмельницкий) на реке Альте 6 августа (24 июля ст.ст.) 1015 года. Глеб — через шесть недель — 18 (5) сентября неподалёку от Смоленска, на реке Смядыне (ныне в черте Смоленска).
Святополк вошёл в историю с прозвищем Окаянный. Каинову печать на нём прозрели не лишь в том, что он убил братьев, и не лишь в том, что братья его были боголюбивы. Но и в том, что судьбина его, после совершённого злодейства, исполнилась точно по словам Господа, обращённым к Каину: «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Святополк, потерпев поражение от Ярослава, в безумии, обуянный бесом, бежал в чужие пределы, донимая слуг, повторяя с болезненным беспокойством: «Гонится ли кто за нами?.. Вот уже гонятся, ой, гонятся, бегите!» Преподобный Нестор-Летописец передает нам о его кончине: «Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою». Сказано и особое слово о его могиле: «Есть могила его в том пустынном месте и до сего дня. Исходит же из неё смрад ужасен». Собственно, это щель в ад.
У великого князя Владимира до крещения было по языческому обычаю одновременно несколько жён и множество наложниц. Детей было много. Летописец называет по именам 12 сыновей, которых Владимир в свой срок крестил. Сам Владимир крещён был Василием. Святополк получил имя Пётр, Борис — Роман, Глеб — Давид, Ярослав — Георгий… Младшие Борис и Глеб воспитывались в христианском духе.
Ярослав, у которого был серьёзный конфликт с отцом, княжил в Новгороде. Святополк — в Турове. Борис — в Ростове. Глеб — в Муроме. После смерти Владимира киевский престол захватил Святополк, который «вдруг» оказался при отце. Летописец сообщает: «Когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в пятнадцатый день» (1015 год). Похоже, что похода печенегов в действительности не было, а Борис просто-напросто был удалён из Киева интригой. Нестор продолжает: «Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: «Отец у тебя умер». И плакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех…» Далее Нестор пишет: «Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом…» Для подданных возник момент неопределённости. Дружина князя Владимира была в походе с Борисом, в ком отец, судя по всему, видел преемника. Войско было на стороне Бориса…
Портрет Бориса мы видим в анонимном сочинении «Сказание страстей и похвала об убиении святых мучеников Бориса и Глеба»: «… высок, широк в плечах, тонок в поясе, лицо у него было круглое, веселое, глаза добрые, борода и усы небольшие, ибо был он еще юн. По-царски сиял он, был украшен как цвет цветущей юностью своей. На рати был он храбр, в совете мудр и разумен, благодать Божия цвела в нем».
Но армии, как и во все времена, нужна определённость. В Киев Борис спешить не стал, остановился на Альте. Последнее слово оставалось за ним. Летописец продолжает: «Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него…» Во времена языческие было бы обычным делом, забыв о братстве, забрать себе то, что идёт в руки. Но для воспитанного в христианстве это уже было немыслимо. Поступить по совести — это отказаться и от того, что у кого-то возбуждает зависть. Войско ушло в Киев. С Борисом осталась его небольшая дружина — «отроки». Это, несомненно, укрепило Святополка, который «исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову». Он отправил на Альту убийц.
Борис узнаёт о приходе убийц, когда служит в своём шатре заутреню. Он пел псалмы. Убийцы слышали, над рекой неслось: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня…»
Самые первые отечественные писатели показывают, что человек, сотворённый по образу Божьему, может во всём подражать Сыну Его, посланному спасти мир. Нестор приводит молитвенные слова Бориса, произносимые им перед святой иконой: «Господи Иисусе Христе! Как Ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волею дав пригвоздить руки Свои на Кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех». Нам не просто известны имена убийц, но известна и характеристика их, данная древним писателем: «Вот имена этих законопреступников: Путша, Талец, Еловит, Ляшко, а отец им всем сатана». Почему сатана, если мы знаем, что они — бояре вышгородские? А вот почему, Нестор втолковывает на века: «Ибо такие слуги подобны бесам: бесы ведь посылаются на злое, ангелы же посылаются для добрых дел». Что не менее важно, известно нам и имя верного слуги Бориса, который прикрывал своего князя от бьющих в него копий — Георгий, родом — венгр.
Тело Бориса убийцы тайно доставили в Вышгород (значительный и богатый город, в котором располагалась одна из великокняжеских резиденций) и погребли в церкви святого Василия, которую когда-то построил великий князь Владимир в честь своего небесного покровителя. Убив Бориса, Святополк стал думать об устранении остальных потенциальных соперников.
«Святополк же окаянный стал думать: «Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?» И, замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к Глебу, говоря так: «Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен». Для совершения задуманного ему нужно было выманить брата из Мурома. И это удалось. Глеб проделал немалую часть пути. Убийцы ждали его на Смядыни… В те времена река Смядынь, впадающая в Днепр, была судоходна и имела удобную бухту для кораблей.
Там же он получил запоздалое предупреждение Ярослава: «Не ходи: отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком». Глеб молился: «Увы мне, Господи!» И обращался мыслью к брату: «Если доходят молитвы твои к Богу, то помолись обо мне, чтобы и я принял ту же мученическую кончину. Лучше бы было мне умереть с тобою, чем жить на этом полном лжи свете». Малая дружина Глеба, увидев убийц, пала духом. Главарь, по прозвищу Горясер, глумясь, велел повару, бывшему при Глебе, зарезать князя. Тот, «именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка».
Мы видим, как мир земной и мир горний соединились над Русью: Глеб «принял венец царствия Божия, войдя в небесные обители, и увидел там желанного брата своего, и радовался с ним неизреченною радостию, которой удостоились они за своё братолюбие…».
Нестор писал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (1081-1088 годы), когда мощи князей-страстотерпцев давно уже прославились чудесами, а сами князья были канонизированы Церковью и на Руси, и в Константинополе.
Нестор не просто летописец, но и яркий публицист. Об убийцах говорит хлёстко — в научение современникам и потомкам: «Окаянные же возвратились назад, как сказал Давид: «Да возвратятся грешники в ад». Когда же они пришли, сказали Святополку: «Сделали приказанное тобою». Он же, услышав это, возгордился ещё больше, не ведая, что Давид сказал: «Что хвалишься злодейством, сильный?..»
И началась война, которая в 1019 году завершилась бегством Святополка и утверждением на великокняжеском престоле Ярослава, названного в потомстве Мудрым.
Великий князь Ярослав распорядился найти тело своего брата Глеба и перевести в Вышгород, похоронить рядом с Борисом. Древнее Житие повествует: «Дивно и чудно и памяти достойно, что тело святого столько лет оставалось невредимым, не тронутое плотоядными зверями, и не только не почернело, как это бывает с трупами, но было светло, прекрасно, цело и благовонно. Так Бог сохранил останки своего страдальца». В летописях сказано, что тело Глеба было брошено «между двух колод». Судя по всему, эти колоды — использовались как гроб. О том, что за несколько лет тело святого осталось нетленным и благоуханным — сомнений быть не может: каждому верующему такие мощи известны. Первое Житие Бориса и Глеба было составлено в 1035-1036 годах, при Ярославе Мудром, когда мощи были подняты и обретены нетленными и благоуханными. Вскоре прославились они чудесами. И дивная святость тех чудес была несомненна не лишь исцелённым и не лишь тем, к кому святые князья по молитвам являлись и оказывали помощь, но всем верующим во Христа. Для народа, вышедшего недавно из губительно язычества, это было Божьим даром, подтверждением истинности избранного пути. Чудеса были очевидны (видны очам), как были очевидны они и в древнейшие времена, явленные Христом и Его Апостолами. В 1072 году мощи святых были перенесены в новый каменный храм, возведённый в честь Бориса и Глеба. При Владимире Мономахе, внуке Ярослава Мудрого, серебряные доски гробов были позолочены. Причём Владимир совершил это в тайне (в 1102 году, ещё не заняв великокняжеский престол), не на показ: «Придя ночью, он обмерил гробы и, расковав доски серебряные, позолотил их». А в 1115 году, когда Владимир, любивший и почитавший святых, переносил мощи в новый каменный храм, причём устроив необыкновеннейшее торжество, он поместил их в «терем серебрен». Очевидцами чудес, совершённых по молитвам Борису и Глебу, были и простые люди, имена которых только и известны благодаря Житию святых, и лица исторические, такие как благоверные великие князья — Александр Невский и Дмитрий Донской…
На Руси было, по крайней мере, три города с названием Борисоглебск. Количество же церквей и монастырей, освящённых во славу святых благоверных князей Бориса и Глеба, вряд ли кто брался подсчитывать. Места, где были святые князья, издревле почитались священными. Первая часовня на крови во славу Бориса и Глеба существовала ещё до 1073 года и именовалась Альтская божница. В 1664 году на том месте был установлен каменный крест. В богоборческие годы его пытались вырвать трактором. Закончилось вразумляюще: трос лопнул, кого-то убил, трактор загорелся. В новейшие времена крест прославился чудесами, об одном из которых скажем позже.
Борисоглебский монастырь на Смядыне был основан в первой половине XII века, где святой благоверный князь смоленский Ростислав Мстиславич заложил каменный собор. Замечательно, что в честь Бориса и Глеба князь Ростислав крестил своих сыновей. Младший из них, Давид Ростиславич в 1191 году перевёз на Смядынь из Вышгорода «ветхие гробы» Бориса и Глеба, в которых некогда почивали святые мощи.
С тех пор монастырь на Смядыне стали называть «вторым Вышгородом». Место это находится в районе нынешней Краснофлотской улицы Смоленска. Сама река Смядынь давно исчезла, став жертвой экологического бедствия, наступившего при безоглядной вырубке лесов. До 1917 года место было отмечено колодцем с целебной водой. В безбожное время колодец осквернили и засыпали мусором. В 1991 году, через 800 лет после переноса ветхих гробов и превращения монастыря в крупный культурный центр, на месте гибели Глеба попечением Фонда славянской письменности был установлен памятный знак — камень с высеченным крестом и соответствующим текстом.
Попытка восстановить колодец успехом в полной мере не увенчалось. Вода потеряла целебные свойства, как убеждены верующие, по грехам нашим, более того, она оказалась вовсе непригодной для питья. На Альте нынешняя церковь под Переяславом построена в 1841 году. Чудотворный крест находится в левом её приделе. Установленный ещё в казацкие времена этот каменный крест недавно вдруг начал мироточить. Известно, что на кресте не было никаких масленичных выделений ни в 1981 году, когда храм после многих лет запустения превратили в музей украинского рушника, ни после 1992 года, когда храм был передан раскольнической «церкви». Настоятель храма о. Анатолий и другие священники, знающие Борисоглебский храм много лет, рассказывают (никак этот факт не комментируя), что крест замироточил после того как в храме начались канонические богослужения. Здесь рассказывают: «Когда крест начал мироточить, никто ничего не понял, думали, кто-то маслом испачкал. Вначале розоватое пятно было величиной с яйцо. По недоразумению пробовали даже вывести его утюгом через бумагу…» Своим начертанием оно неизменно напоминает цифру «1». С каждым годом пятно увеличивается. Высота его уже около метра…
Чудеса по молитвам святых Бориса и Глеба происходят и ныне. Святые благоверные князья, страстотерпцы Борис и Глеб, молите Бога о нас и о возрождении Святой Руси!
2011 г.
↑ Это интересно знать
Летописцы описывают, что Глеб, прежде чем ехать к Святополку, посетил Ростов – на – Дону, навестить Бориса. Но брат в это время с дружиной князя Владимира ушёл в поход против печенегов и, скорее всего уже был убит людьми сводного брата. После юный князь приехал в Великий Новгород к Ярославу, с предложением поехать к больному отцу. Брат отказался и отговаривал младшего, который совета не послушал.
Передвигаясь верхом на коне, Глеб поранил ногу, когда конь споткнулся. Но юноша игнорировал это предвестие беды. Далее Глеб на лодках отправляется к Смоленску и по пути, не доехав 5 вёрст до города — убит. Молодого князя положили в простой, грубо сколоченный гроб и оставили на берегу между деревьев.
Спустя годы, страшную находку случайно обнаружили местные мужчины. Тело убитого лежало в рассыпавшемся гробу, не тронутое тлением. Отказавшись воевать с братом, бесконечно любя Христа, подражая его мукам, Глеб смиренно выбрал смерть.
↑ Итоги
Глеб Владимирович, с детских лет воспитанный в христианской вере, любил и почитал отца, выполнял его волю:
- По приказу юного князя в Муроме построены церкви.
- Глебом Владимировичем основан мужской монастырь неподалёку от Мурома, существовавший 6 столетий до ликвидации Екатериной Великой. На этом месте расположено село Борисоглеб.
- Князь Глеб – первый распространитель христианской веры на землях Мурома.
- Муромо – Рязанский край с древности и по сей день помнит Святого Глеба как первого проповедника христианства и покровителя страны.
- Смерть братьев, Бориса и Глеба, их смиренность, воспринимается гражданским и религиозным подвижническим подвигом. Молодые князья не переступили законы человечества и Бога.
Начало междоусобной войны
После смерти князя Владимира Крестителя, князь Святополк при поддержке своих сторонников захватил власть в Киеве. Согласно устоявшейся исторической традиции, именно Святополк, желая обезопасить себя от притязаний на киевский престол со стороны других наследников Владимира, направил убийц к своим братьям-князьям Борису и Глебу. Узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав Древлянский покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты, но был настигнут отправленными за ним войсками Святополка и погиб в сражении.
Схема — вторая усобица на Руси Подробнее
Борис Владимирович (фрагмент иконы) Подробнее
Святополк «Окаянный» (Худ. В.Шереметьев. 1867) Подробнее