Милость мира
«Я очень часто бываю у обедни, Литургия Иоанна Златоуста – есть, по-моему, одно из величайших произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном Богослужении». Такое глубоко искреннее восприятие Божественной Литургии высказал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. В своих духовных сочинениях он старался передать это трепетное ощущение.
Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора. О нём, а точнее, о песнопении «Милость мира», исполняемом в этот момент, пойдёт речь.
Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника:«Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь – «возношение», т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же «в мире» не относится к понятию «вселенной». «Возношение в мире», значит – «в мире душевном и с чистой совестью».
В ответ на него хор от лица всех молящихся поет: «Милость мира, жертву хваления». Здесь также идёт речь не о милости всей вселенной. Эти слова выражают готовность возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию) как великую милость Божию, дарованную нам вследствие нашего примирения, т.е мира с Богом.
Повернувшись лицом к народу и благословляя его через закрытые Царские врата, священник произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами». В этой молитве испрашивается нам от каждой Ипостаси Святой Троицы высший дар: от Сына – благодать, от Отца – любовь, от Духа – причастие. Хор от лица народа отвечает священнику: «И со духом твоим». Христианин должен в эти слова вложить горячую молитву ко Господу об отце своем духовном, и Господь благословит тогда и священника, и верного духовного сына его, молящегося о нем.
Важно правильно понять следующий возглас: «Горе имеем сердца». Слово «горе», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» и не имеет никакого отношения к слову «горе». В этот момент наши сердца должны быть устремленными ввысь, как возносящийся к небу огонь.
«Имамы ко Господу», – отвечает хор., т. е., имеем сердца вознесённые ввысь, к небесам.
Далее священник призывает: «Благодарим Господа».
«Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней», – отвечает хор, а священник в это время обращается к Богу словами тайной молитвы.
Последние слова этой молитвы звучат так: «Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии». Затем священник произносит возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».
Эти слова связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, отвечает торжественным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…». Таким образом, в этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.
«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое еще за вы ломимое во оставление грехов», – возглашает иерей, указывая на находящиеся на престоле Дары.
И затем: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Это продолжение слов Спасителя, сказанных Им на Тайной Вечере.
И далее воздевая руки, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».
Как разъясняет епископ Виссарион (Нечаев), эти слова нужно понимать следующим образом: «приносим Тебе Твоя, Твои же дары, сей хлеб и сие вино,– от Твоих, то есть из бесчисленно многих Твоих даров избранные, как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении таинства».
Присутствующие на Литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Великая тайна сейчас свершится! Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента Литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа. Хор тихо и протяжно поёт: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».
Что происходит в этот момент, нельзя описать на человеческом языке, используя образы и понятия, доступные нам. Это – величайшая тайна, проникновение в которую невозможно для человека. Как невозможно постигнуть нашим умом всю безграничную любовь Христа, каждый день вновь и вновь приносящего нам себя в жертву ради нашего Спасения.
Варвара МИХАЙЛОВА,
преподаватель Рязанского епархиального
женского духовного училища
Что означают слова на литургии: «Милость мира, жертву хваления»?
Ирина Басько
Отвечает протоиерей Валентин Макаров:
– Очень часто проскомидию, а иногда и всю Божественную литургию называют Бескровной жертвой. Понятие жертвы тесно связано с Ветхим Заветом. В те времена приносились на ритуальное заклание различные животные – согласно требованиям закона о жертвоприношениях. Главной задачей священника было приношение этих животных в жертву Богу. Различные ножи и сосуды для крови и внутренностей были главным инструментарием того священства.
Слава Богу, мы избавлены от этого ужаса «мясного рынка перед Пасхой», но полезным будет помнить, что грех остался жить в наших сердцах. А где есть грех, там нет мира, где есть грех, там должна быть жертва. И эта Жертва – Жертва Иисуса Христа – была принесена однажды за грехи всех людей так, что нам не остается возможным что-либо к ней добавить.
Наше жертвоприношение милостью Божьей переросло в благодарность, хваление и прославление Бога за Им принесенную жертву.
Святой Николай Кавасила приводит следующие слова: «Милость мира» – это «плод чистейшего и крепчайшего мира, когда душу не возбуждают никакие страсти и когда ничто не мешает, чтобы она наполнилась милостию и жертвою хваления». От Бога даром мы получили помилование, которое должно было вселить мир в наши сердца, «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5).
Как сердце помилованного преступника неизбежно должно наполниться радостью и миром, так и наши сердца должны испытать умиротворение и радость.
По учению Николая Кавасилы, поемые хором в начале Евхаристического канона слова «Милость мира, жертву хваления», призывают нас приносить «милосердие Тому, Кто сказал: милости хочу, a не жертвы».
Кроме Божественного мира, мы должны иметь мир со всеми, кто нас окружает. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23,24).
Дарованному нам миру от Бога следует воздать примирением с ближним. В таком случае мир станет полным, и мы не осудимся в своем жертвоприношении.
Что мы можем воздать Богу за его нескончаемую милость к нам? И какого воздаяния ждет от нас Бог более, внешнего или внутреннего? Можно ли человеку оплатить свое спасение свечами или записками? Только хвала, только славословие, только благодарение, исходящее из глубин сердечных: «милость мира, жертва хваления»…
Игумен Силуан (Туманов)
Это часть моего нотного сборника содержит ноты «Милости мира» для литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого как моего сочинения, так и переложения сочинений других композиторов.
Первая «Милость мира» была прослушана и одобрена диаконом Сергием Трубачевым — выдающимся композитором ХХ века, одна из М. М. которого была переложена мною для однородного хора. В прошедшем году она с успехом исполнялась в Сретенском монастыре г. Москва при о. наместнике архимандрите Тихоне (Шевкунове).
Если 1-я, 2-я, 3-я, 6-я, 7-я, 14-я, 15-я М.М. являются полностью моим сочинением, то в 4-й, 5-й, 8-й, 9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 16-й, 17-й и 18-й при написании нот использовались элементы знаменного и старо-болгарского напевов, взятые из болгарского обихода П. Динева или услышанные на кассетах с записями церковных хоров.
Третья ММ получила название «златоустовской», потому что была написана под день памяти свт. Иоанна Златоустого в Московской семинарии. По её образцу были написаны и другие песнопения (ектении, Херувимская, «Достойно есть», «Ныне отпушаеши»), объединенные характерным музыкальным стилем.
Для торжественных литургий значительно была переделана ММ муз. Динева. ММ муз. Ковалевского, Трубачева, Чеснокова и Кедрова-отца переложены по возможности близко к оригиналу. В «малой печерской» ММ добавлен 4-й голос и незначительно изменена партитура оригинала. В «иерусалимской» ММ расширена партия баса, что придает песнопению величественность и движение.
«Тебе поем» написана в партесной манере для хора и солиста и предназначена, скорее, для концертов, чем для богослужения.
В наборе этой части сборника принял большое участие московский певец и регент Павел Есин
, которому я приношу свою глубокую благодарность.
Содержание
Милость мира № 1 Милость мира № 2 Милость мира («Златоустовская» ) № 3 Милость мира (Старо-Болгарская, 1-й глас — ИС) № 4 Милость мира (Старо-Болгарская ИС) № 5 Милость мира № 6 Милость мира № 6 (упрощенный вариант) Милость мира № 7 Милость мира № 8 Милость мира (обработка грузинского напева — ИС) № 9 Милость мира (на подобен «Непорочных» Великой Субботы Московского напева — ИС) № 10 Милость мира (Киевского напева — на литургии св. Василия Великого — ИС) № 11 Милость мира («Пасхальная») № 12 Милость мира № 13 Милость мира («Рождественская») № 14 Милость мира («Макаровская») № 15 Милость мира (Киевского напева — на литургии св. Василия Великого — ИС) № 16 Милость мира (Знаменного роспева в гарм. ИС) № 17 Милость мира (Монастырского напева ИС) № 18 Милость мира (муз. П. Динева — ИС) Милость мира («Иерусалимская» — ИС) Милость мира (Муз. Н. Н. Кедрова-отца — ИС) Милость мира (Муз. Ковалевского — ИС) Милость мира («Малая Печерская» — ИС) Милость мира (Муз. диак. Сергия Трубачева — ИС) Милость мира (Муз. П. Чеснокова ор. 10, № 4 — ИС) Милость мира (Муз. П. Чеснокова, Киевск. росп. ор. 27, № 6 — ИС) «Тебе поем» (соло — ИС)
Приложение
Херувимская песнь («Софрониевская» — ИС № 1) Херувимская песнь («Софрониевская» — А. Кастальского — ИС) Херувимская песнь («Боголюбская» — ИС) Славословие великое (Вост. напев, гл. 1-й, гарм. П. Динева — ИС) Просительная ектения (обр. древнеримского напева — № 12 ИС)
История
Возникновение песнопения связано с распространением практики тайного чтения евхаристических молитв, которая возникла примерно в V веке и окончательно закрепилась в VII—VIII веках.
Песнопение претерпело ряд изменений. Александр Голубцов считал, что в древнем чинопоследовании литургии апостола Иакова следует читать не «милость» (греч. έλεος), а «елей» (греч. έλαιον). Песнопение «Достойно и праведно» первоначально произносилось без дальнейших слов, что сохраняется и в современных греческих церквях. В русских печатных служебниках до 1655 года это дополнение также отсутствует. Соответствующая евхаристическая молитва ограничивалась словами «Достойно и праведно». До XVII века песнь «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» ограничивалась словами «Свят, свят, свят». Песнопение «Тебе поем», предположительно, является поздним искусственным добавлением, поскольку не имеет связи с евхаристической молитвой.
Анафора (евхаристический канон) святителя Иоанна Златоуста
По произнесении этой анафоры хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову. Евхаристический канон читается в алтаре священником, в некоторых храмах верующие слышат только возгласы, которые помечены особо.
Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!
Хор: Милость мира, жертву хваления.
Священник: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами.
Хор: И со духом твоим.
Священник: Горе имеим сердца.
Хор: Имамы ко Господу.
Священник: Благодарим Господа.
Хор: Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
Священник (тихо): Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!
Хор: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.
Священник (тихо): С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек (возглас): Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов!
Хор: Аминь.
Священник (тихо) Подобне и чашу по вечери, глаголя (возглас): Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов!
Хор: Аминь.
Священник: (тихо) Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!
Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
Священник (тихо): Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия.
Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.
Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Благослови, владыко, святый хлеб.
Священник: и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего.
Диакон: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу.
Священник: А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего.
Диакон: Аминь. Благослови, владыко, обоя.
Священник: Преложив Духом Твоим Святым.
Диакон: Аминь, аминь, аминь.
Священник: Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.
Еще приносим Ти словесную сию Службу о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:) изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!
Хор: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Священник (тихо): О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных Апостолех, о святем имярек, егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже.
И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя (перечисляет по именам поминаемых). И упокой их, идеже присещает свет лица Твоего.
Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и всякий священнический чин.
Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о святей, соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих, о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте.
Священник (возглашает): В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина нашего (Высоко)преосвященнейшего (имя и титул правящего епископа, архиепископа или митрополита), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины!
Хор: И всех и вся.
Священник: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них.
Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их.
Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя низпосли (перечисляет по именам поминаемых)..
И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!
Хор: Аминь.
Священник (лицом к народу): И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!
Хор: И со духом твоим.
.
ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ по чину Иоанна Златоустаго (5 стр.)
Этими словами диакон напоминал некогда, привратникам, чтобы они наблюдали за дверьми храма, чтобы никто из оглашенных, или язычников, не проникал теперь в него. А нам эти слова служат предостережением, чтобы и мы не допускали до себя никакой земной заботы, никакой посторонней мысли; чтобы двери нашего ума и сердца были закрыты от всего внешнего, ибо сказано:
«Не можете служить Богу и мамоне».
(Лук. 16:13).
Следует символ Веры:
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшего в третий день по писанием.
И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущего со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых.
И жизни будущего века. Аминь.
Во время пения Верую священник подымает и опускает над Дарами воздух, как в знак сошествия на них вскоре Святого Духа, так и в память землетрясения, поколебавшего землю в ту минуту, как Господь предал дух Свой на кресте.
По окончании Символа Веры диакон говорит:
Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити.
Итак возлюбленные… очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
(2 Кор. 7:1).
Сосредоточившись на воспоминании о великой жертве, принесенной за нас Спасителем, будем держать себя тихо, с благоговением перед Святыней, чтобы в полном мире принести Господу нашу жертву и молитву. Какая же жертва Богу всего угоднее? Певчие отвечают:
Милость мира, жертву хваления,
т. е., жертву, которая примирила нас с Богом и за которую должны мы: благодарить Господа.
Мы должны быть готовы выразить Господу нашу любовь и преданность делами милосердия; вот самая для Него угодная жертва и самая приятная Ему хвала.
Тогда священник благословляет народ со словами:
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами.
(Да будет с вами спасительная сила Христа, любовь Отца Небесного, и общение Святого Духа).
И со духом твоим.
Горе имеем сердца,
т. е. вознесемся же сердцем и мыслию к небесам, — все земное, все суетное, все человеческое оставим за собою. О, подумайте, как торжественна эта минута, как возвышен этот призыв, как важен ответ наш в такую минуту.
Призывая к участию в службе, церковь нас постепенно подводит ко Святому Святых; и наконец, — поставив нас, так сказать, пред Лицом Божиим она спрашивает: «можете ли отдать теперь все ваше сердце Господу?»
Что мы ответим на этот вопрос?
Имамы ко Господу!
Все, что певчие поют, произносится от имени всех присутствующих; — можем ли мы вместе с ними, по совести, ответить Богу: «да, мы посвящаем себя Тебе, Господи; с этой минуты мы принадлежим всецело Тебе».
О, лучше, не быть совсем в храме, чем в эту минуту, особенно давать еще волю рассеянности, или грешным чувствам, и безучастно стоять пред Господом! Не Господь ли сказал:
Горе вам, фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
(Матф. 23:25).
«Горе вам, что чтете Меня устами, тогда как сердце ваше далеко отстоит от Меня! Тщетно же чтете Меня»! Не будем же медлить, отдадимся Ему всецело, искренно, — навеки.
Имамы ко Господу.
II. После этого ответа всей церкви, священник приглашает верующих вместе с ним возблагодарить Господа за чудное дело искупления рода человеческого, а также за допущение нас всех к воспоминанию о нем и к совершению таинства.
Благодарим Господа, — призывает священник и мы отвечаем хвалебною песнию Богу, от полноты сердца:
Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.
Звуки этого пения сливаются со звоном колокола, который раздается, чтобы известить и отсутствующих верующих о происходящем в церкви, и дать им возможность хоть издали молитвенно перенестись в нее.
Между тем священник перед престолом тихо возносит Богу благодарение за все Его великие милости, и за то, что принимается от нас грешных хвалебная песнь, тогда как престол Его окружен сонмами безгрешных Ангелов, которые день и ночь предстоят престолу Его,
(громко). Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще.
Эти слова взяты из прор. Иезекииля 1, 4-24 и из откр. Иоан. Бог. 4, 6-8, видевшего около престола Божия Ангелов в образе орла — (поюще), тельца — (вопиюще), льва — (взывающе) и человека — (глаголюще).
Эти живые существа суть символы Сидящего на престоле: Верховного над всем и всеми (орел), Царя всей твари (лев), воплотившегося нас ради (человек), и принесшего Себя в жертву (телец) за грехи мира . Тогда певчие поют хвалебную песнь Богу, как Царю небесному и вместе Бого-человеку, грядущему в Иерусалим на страдания. Первая половина этой песни взята из Ангельской песни, слышанной Пророком Исаией, когда он видел Господа, окруженного Херувимами и Серафимами.
(Исаии, 6:3).
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь сил)
(Откр. 4:8),
исполн небо и земля славы Твоея (наполняющий Твоею славою небо и землю).
Вторая же половина — из восторженных слов иерусалимлян, коими при входе Спасителя на осле в Иерусалим, бросая Ему ветви с дерев и постилая одежды по пути, они приветствовали Его:
Благословен грядый во имя Господне; осанна в вышних!
(Матф. 21:9).
(Благословен идущий во имя Господа, да будет услышан на небесах возглас наш: помоги, Бог, осанна в вышних). В это время священник продолжает в своих тайных молитвах воздавать хвалу Богу Спасителю и, вспомнив Тайную Вечерю, громко повторяет слова Иисуса Христа:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.
(Марк. 14:22-24).
Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.
(Лук. 22:19-30).
И мы все в эту минуту переносимся мысленно к прощальной трапезе Спасителя с Его учениками перед тем, как Он пошел на страдания и смерть за каждого из нас, — и из глубины сердца отвечаем: «Аминь», т. е. воистину оно так. Я знаю, я верю, я помню, что Он пролил Свою кровь за меня, и что только Ею могут быть смыты мои грехи.
Затем, приподымая крестообразно сложенными руками Потир и Дискос и воспоминая слова Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, —
(Лук. 22:19),
священник громко восклицает:
Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.
Т. е. твои дары приносятся Твоими слугами, как умилостивительная от всех нас и благодарственная жертва, за все Тобою соделанное. Это поднятие Даров называется: Возношение.
Верующие тогда поют продолжение начатой священником молитвы:
Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш.
Каждый при этом может приводить себе на память и те бесчисленные милости, которые лично им испытываемы день за днем, и которые в таком изобилии получаются из рук Божиих. Какое чудное милосердие к нам — сколько Божиих ответов знает каждый из нас на наши молитвы, несмотря на наше вечное маловерие и непостоянство; — вспомним Его призывы, полные любви, на которые мы всего чаще отвечаем ослушанием! Сколько раз в день оскорбляем Его словом, делом, помышлением.., сколько нарушенных нами обещаний, какая неверность: явные и тайные грехи, которым нет числа! Покрытые стыдом, бросимся же тогда к Тому, Кто сказал, что Он пришел на землю
«чтобы взыскать и спасти погибшее»
, Кто еще ни единого человека не оттолкнул от Себя с тех пор, как мир существует, но Кто всем, протягивая руки, говорит:
«Доныне вы ничего не просили у Меня: просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна»
.
(Лук. 19:10. Иоан. 16:24).
Во прахе у Его ног, из глубины своего ничтожества и сокрушения, воззовем:
Приношу Тебе себя, Господи, мою волю, мои мысли, мои силы, мое время и все, что мне дорого на земле.
Приношу к Твоим ногам мою порочную жизнь и холодное сердце — прости меня и нас всех, Господи; приими, омой, освяти именем Иисуса Христа! Тебя воспеваем, Тебя благодарим, Господи, — и молимся Тебе, Боже наш.