«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Часто можно увидеть такую картину, человек который произносит молитву что-то перебирает в руках. По виду – это бусины, нанизанные на нитку. Их называют четками. Необходимо помнить о том, что это орудие молитвы, а никак не эстетическая деталь.
Это для монахов или мирян?
Чётки — это атрибут сугубо монашеский, как форма у военных: китель, погоны и так далее. Вот и у монахов так: клобук, мантия, чётки, крест, параман. Монашество возникло в ІV-V веках после Рождества Христова как результат прекращения гонений на Церковь извне и возникновение их внутри — секты, расколы, нестроения и так далее. У людей была жажда поиска подвижнической жизни ради Господа. Поэтому чётки — это такой духовный меч, напоминание, что монахи — молитвенники за весь мир. Это неотъемлемая часть даже внешнего вида монашествующих, предмет, имеющий не только практическое, но и определённое символическое значение.
Что касается мирян — наверное, каждый опытный священник сталкивался с проблемой, когда новоначальные верующие стремятся соответствовать каким-то монашеским стереотипам. Особенно мужчины: у них возникает желание отрастить бороду и длинные волосы, взять благословение на чётки, демонстративно их использовать во время церковного богослужения. Сразу надо предупредить, что в этом случае велика вероятность ошибки и ложного пути. Манифестация своих стремлений и духовных упражнений настораживает. Человек, сам того не понимая, может впасть в прелесть, ложное представление о себе, самомнение, гордость, тщеславие и так далее.
Для чего нужны четки
Четки в Православии – это соединенная в круг нить с узелками или нанизанными бусинами из дерева, камня, стекла и других материалов. Православные четки, их значение и количество бусин отличаются от четок, используемых в других религиях. Обязательной составляющей православных четок является крест. Количество узелков или бусин варьируется от 10 до 100, у монахов может быть еще больше. Часто используется 33 шарика, по годам земной жизни Иисуса Христа.
“Четки держи в руках, чтобы не забывать о молитве, которую нужно творить внутренне в сердце. И когда выходишь из кельи, помни, что враг готов к нападению. Поэтому помни, что хороший солдат, выходя из окопа, всегда держит в руках автомат. Четки имеют великую силу, это оружие монаха, а узлы — пули, которые косят бесов” (преподобный Паисий Святогорец).
Православные четки
Можно? Да, но есть вопросы.
Когда люди обращаются ко мне с вопросом, можно ли использовать при молитве чётки, я обычно спрашиваю: а зачем вы будете подсчитывать количество молитв? Обычно мне отвечают, что есть же монашеские правила — пятисотница, стопятидесятница, Богородичное правило. Я понимаю, что люди сейчас все грамотные, насмотрятся интернета, начитаются книг монашеского содержания — и применяют потом это всё в своей жизни. Отвечая, пытаюсь у человека деликатно спросить: а вы читаете утренние и вечерние молитвы, Священное Писание Нового Завета — ежедневно? Хотя бы одну-две главы? Святых отцов — после обеда, когда уже силы не те, внимание притупляется?
Если у вас после всего перечисленного есть силы и время для молитвы сверх того, вы хотите исполнить монашеское правило — Бог вам в помощь. Берите чётки на сколько у вас есть звеньев — десять, тридцать, сто — и читайте молитву Иисусову. Её интерпретаций много, в греческой традиции в ней всего пять слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Могут быть варианты, когда добавляют слова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», по Серафиму Саровскому добавляется «молитвами Богородицы помилуй мя». Самое главное правило — это вкладывать ум в слова молитвы, сохранять внимание.
Чем эта молитва интересна, привлекательна и велика — она очень короткая, на ней хорошо сохранять внимание, но она очень содержательная, может многому научить, от многого спасти и помочь во многих моментах духовной жизни.
Опасайтесь фарисейства и прелести
Я хотел бы предостеречь наших мирян от фарисейства, потому что очень легко превратиться в человека, который «увеличивает воскрылия риз», как говорит Спаситель, обличая фарисейское тщеславие и гордость. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 8:8). Читайте Иисусову молитву, пользуйтесь чётками, но не надо демонстрировать это окружающим. Есть традиция засыпать с чётками, когда человек читает перед сном молитву Иисусову — это очень хорошо. Не надо брать длинные чётки, возьмите самые маленькие, на палец, и читайте.
Мне бы очень хотелось призвать верующих, пользующихся чётками: не надо считать молитвы и заниматься арифметикой. «Я вчера 150 прочитал, сегодня 250 прочту!» — это не спорт. Когда такое начинается, очень боязно за человека. Дело не в арифметике. Очень грамотно об этом пишут святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Варсонофий Оптинский и другие святые отцы. Они учат: не надо молитвой заниматься, надо ей молиться. Это живое обращение к живому Богу. А с духовными подвигами надо быть очень осторожным.
У святителя Игнатия есть такой пример: к нему пришёл подвижник, который и голода не испытывал, и зимой в одном подряснике ходил, и не спал сутками. Святитель спросил: «Как вы, уважаемый, молитесь?» Тот рассказал, а святой попросил его молиться, как учат святые отцы. Через неделю подвижник пришёл в расстроенных чувствах с вопросом: «Что ты со мной сделал?!» У него появился огромный аппетит, он стал мёрзнуть, не мог проснуться утром. То есть ему помогал бес тщеславия, а когда тот монах начал не заниматься молитвой, а молиться, бес отошёл от слов молитвы Иисусовой, как от огня, и всё изменилось. Надо говорить мирянам об этом и предостерегать их.
Подчеркну: всё вышесказанное не касается монахов. У них своя жизнь, они подчиняются установленным правилам, исполняют благословение игумена и живут по послушанию. В миру же нужно быть очень осторожным с духовной нагрузкой.
Когда мы молимся?
Когда обычный человек приходит к Богу? Чаще всего это бывает в критической ситуации. Люди вспоминают, что есть Тот, Кто просто обязан помочь. Он же сотворил нас. Вот и идем мы в храм, пишем записки, ставим свечки и молимся о помощи. Помощь получили – и снова забываем о Боге. До следующей непредвиденной жизненной ситуации.
Но правильно ли это? Бог нас ждет, Он всегда ждет и готов прийти на помощь. Однако такое потребление с нашей стороны не совсем верно. Нужно не только просить, еще и про благодарность не забывать.
Мы – дети Бога. Отец любит своих детей, он готов им все простить и всегда прийти на помощь. Возникает ли желание помогать детям, если от них простого «спасибо» не услышишь? Стараешься ради них, делаешь, а они только потребляют, забывая о самом простом слове – благодарность.
Богу не нужны наши «спасибо». Это нам нужно уметь быть благодарными ему. Проснуться однажды и поблагодарить за новый день, за то, что Бог разбудил нас и подарил еще один день. Поблагодарить перед сном за прожитый день, он прошел, Бог дал его нам. В общем, надо уметь быть благодарными.
Альтернатива привычному правилу
В миру, наверное, каждый священник слышал жалобы прихожан о том, что они не воспринимают утренние и вечерние молитвы — настолько человек знает их, настолько привык, что уже притупляется внимание. Верующий понимает, что просто вычитывает правило, и многие в этот момент даже бросают молиться. Есть практика: заменить утренние и вечерние молитвы на молитву Иисусову. Есть десять-пятнадцать минут — возьми чётки, стань и помолись. Ещё можно почитать Псалтирь, сколько успеешь — два псалма, а может, и две кафизмы. Тогда у вас каждый раз будет новый текст, и даже если читать по кругу, эти тексты не успеют «приесться». Это разгружает психику, тренирует внимание, происходит перезагрузка, и месяц-два можно молиться так. Ведь традиционное правило — вещь условная, и составлено оно было, с точки зрения истории, недавно.
Надо быть реалистом
Задача молящегося человека, по словам святых отцов, — «удержать неудержимого», то есть наш ум. Не дать себе рассеяться, сосредоточить внимание на молитве. Святые различали несколько ступеней молитвы: внимательная молитва, умное делание, сердечная молитва, непрестанное делание — исихасты этим постоянно занимались, но это уже великие вещи сугубо монашеского уровня. Человеку мирскому надо отдавать себе отчёт и не заниматься фантазиями на свой счёт — что он, живя в миру, может достичь уровня отшельника, который потратил на это пятьдесят лет монашеской жизни. Надо быть реалистом: спокойно смотреть на эти вещи и пользоваться тем, что нам по плечу. Ставить реальные цели, стремиться к ним.
В заключение хочется напомнить: если человек молится только когда читает правило, он вообще не молится. Память о Господе должна быть у верующего человека постоянно. И в работе, и во всех делах надо обращаться к Богу, благодарить Его, просить благословения — то есть жить по завету апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Молитва Иисусова — для всех, не только для монахов. Это сокращённое Евангелие, квинтэссенция его. Есть мысль, что пять слов молитвы Иисусовой похожи на пять камней Давида в битве с Голиафом, которые он собрал у ручья, когда шёл на бой — с твёрдой уверенностью, что Бог даст ему победу над врагом в неравной схватке.
Не надо внешней атрибутики, не надо считать молитвы. Лучше, как пишет святой Феофан Затворник, если есть время — завести будильник и помолиться десять-пятнадцать минут. Я бы рекомендовал мирянам использовать чётки только для келейной, домашней молитвы. Всё-таки молитва, чётки — это очень сокровенное, интимное, что не выносят напоказ.
Протоиерей Константин Лисняк
В православии получили распространение чётки лествица, ныне ими пользуются старообрядцы
В православии особую популярность завоевали чётки лествица (лестовка). Их название этимологически близко слову «лестница». Наши предки не относились к ним, как просто к инструменту, а считали неотъемлемым атрибутом религиозной жизни христианина.
В духовной практике чётки получили важную роль и обрели символическое значение. Они напоминают нам об эпизоде из Священного Писания, который можно назвать «Лестница Иакова»:
Быт. 28:12–16
«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!».
Чётки лествица
Образ лестницы Иакова был особенно популярен на Руси, существовал даже апокриф с таким названием, который подробно её описывал.
Лествица используется старообрядцами.
Лествица — это тоже лестница между земным миром и небесным царством. Существует две разновидности этих чёток:
- На 109 бусин;
- На 150 бусин «Богородичные лестовки».
Символизм очень важен в лествице. На ней есть треугольные лапостки, что напоминает о Святой Троице. Есть 7 передвижек — семь таинств.
Каждый промежуток из бобочков тоже имеет свои значения.
Чётки замкнуты в кольцо в знак непрестанной молитвы.
Раньше во все бобочки вплетали бумагу с Иисусовой молитвой. Сегодня это делают редкие мастера.
Листовки бывают трёх видов: мужские, женские, детские. Отличаются цветами и размерами.
Как молиться по лестовке
Лестовку держат левой рукой, положив дорожку на указательный палец. Большой перебирает ступеньки лестницы, пропуская их между средним и указательным пальцем.
Благодаря чёткой разметке с опытом легко отчитывать следующие цифры:
- 3;
- 7;
- 9;
- 12;
- 15;
- 20;
- 40;
- 50;
- 103;
- 109.
Сегодня этими чётками пользуются только старообрядцы.