«Он слышит вас через молитву без ответа!»: как узнать, услышал ли вас Бог на самом деле

Библейские уроки

Опубликовано 23.03.2013

Как молиться так, чтобы Бог услышал и помог тебе в твоей нужде? Каждый человек, верящий в Бога и строящий с Ним отношения, желает услышать ответ на свои молитвы. По личному опыту мы знаем, что иногда ответ на молитвы приходится ждать годами или десятилетиями. Но иногда ответ приходит сразу, прямо во время молитвы. Бог отвечает через других людей, через ситуации, через даруемое нам понимание чего-либо, через Священное Писание – Библию, наконец. Очень важно искать ответ, дождаться его, быть уверенным, что это именно то, что Бог говорит тебе и хочет от тебя. Когда к тебе приходит ответ от Бога – это меняет твою жизнь навсегда. Ты просто не можешь быть прежним.

Из Библии мы знаем о воле Бога, по крайней мере, о тех вещах, которые Бог ожидает от всех людей. Бог хочет, чтобы все покаялись и перестали грешить (2 Петра 3:9). Он хочет, чтобы люди верили в любых ситуациях в Него и не сдавались (Евангелие от Луки 18:8). Он хочет, чтобы люди поставили Его на первое место в своей жизни и всегда Ему доверяли (Евангелие от Луки 14:26). Он хочет, чтобы мы заботились прежде всего о Царстве и о праведности, и не переживали об остальном (Евангелие от Матфея 6:33). В Библии сказано, что в последние дни Бог говорил с нами через Своего Сына – Иисуса Христа (Послание Евреям 1:2). Так что всё учение Христа – желание и воля Бога для нашей жизни, слова Самого Бога, обращенные к нам, Его ответ на многие наши вопросы.

С другой стороны мы хотим получить ответы на ситуации, которые касаются только нас, которые происходят в нашей личной жизни. Мы хотим услышать ответ Бога в области наших личных отношений с людьми, мы хотим услышать ответ Бога в области нашей работы. Мы просим Бога показать нам Его волю в области служения в церкви. Мы просим Бога о том, чтобы Он помог нам в обращении других людей ко Христу и т.д.

Читая Библию, мы видим, что очень часто Бог отвечал на молитвы людей через своих ангелов. Иногда Бог лично являлся людям и говорил с ними, как, например, в случае с Моисеем на горе, когда Он давал ему широко известные десять заповедей. Он давал людям видения во снах и не только.

Изменилось ли отношение Бога к молитвам людей после наступления нового порядка – вступления в силу нового соглашения – Нового Завета? Причем во время жизни Иисуса Христа на земле многие люди видели, что Бог проявляет себя и явно отвечает на молитвы, особенно в жизни Иисуса Христа. Как же нам хочется, чтобы Бог отвечал подобным образом на наши молитвы — сразу и явно!

Давайте мы рассмотрим несколько примеров из Библии, в которых Бог ответил на молитвы людей. Быть может, мы сможем найти какой-то ключ, какое-то качество, видя которое Бог охотнее отвечает на молитвы людей? Если вы родитель, наверное, вы замечали, что на одни просьбы детей нам хочется отвечать охотнее, чем на другие. Так имеет ли значение то, как мы просим Бога об ответе? Давайте разберем несколько примеров, чтобы постараться увидеть что-то, что поможет нам, подражая примерам этих людей, дожидаться ответа от Бога на свою молитву.

Самый большой акцент хотелось бы сделать на молитвах, в которых сам Бог говорит о том, почему Он обратил на них внимание.

Примеры того, что Бог нас слушает

Существует несколько доказательство того, что небеса бывают благосклонны к просьбам людей. На протяжении тысячелетий были запечатлены примеры:

  • На молитвы Сарры о ребенке (Бытие 16:11).
  • На стоны Израиля под рабством (Исход 2:24).
  • Моисею на горе Синай (Второзаконие 9:19).
  • Иисусу в Галгале (Иисус Навин 10:14).
  • Давиду, требующему освобождения от Саула (2 Царств 22:7).

Иисус, который ходил по этой земле — и слушал во плоти (Ин. 1:14). Сегодня Дух Божий слышит просьбы своего творения (Римлянам 8:26-27). Да, Бог слышит.

Внутреннее свидетельство

В основном вы и я «слышим» голос Бога не буквально слышимым образом. Это происходит посредством, как я Его называю, «внутреннего свидетельства». Дух Божий дает побуждения в наш собственный дух, или нашему внутреннему человеку (Еф. 3:16), являющемуся той частью нас, которая была рождена свыше и соделана новым творением во Христе (2 Кор. 5:17).

Побуждение – это расположение или мысли. Я люблю объяснять побуждение как «знание в нашем знающем существе». Оно приходит во время чтения Слова, искания Бога в молитве или внимательном слушании и ожидании Его водительства. При мысли о принятии того или иного решения вы начинаете чувствовать либо мир, либо беспокойство. Мой духовный отец описывал мир как «гладкое, бархатистое чувство» в нашем духе, а беспокойство – как «шершавое» чувство. Мне нравится такое сравнение.

Я была водима внутренним свидетельством больше, чем могу сосчитать – и в важных, и в незначительных вопросах. Я часто произношу вслух: «Святой Дух, каким путем мне идти?» или «Что я должна здесь сделать?» и затем я слушаю – ожидаю услышать не громкий голос, а то самое «веяние тихого ветра» внутри меня, в моем духе (3 Цар. 19:12-13). Я жду, чтобы Он дал мне побуждение.

Я также часто прибегаю к этому, когда консультирую кого-то. В то время, как человек, сидя напротив меня, излагает мне свою проблему, я его слушаю, но про себя я спрашиваю Святого Духа: «Как помочь этому человеку? Что я должна сказать? Какое здесь должно быть решение?» По сути, я настраиваю свою духовную антенну, сосредотачивая внимание на внутреннем свидетельстве, которое даст мне ответы на то, как наиболее эффективно помочь данному человеку.

Иногда, потеряв что-то, я спрашиваю Святого Духа, где найти потерянную вещь (ведь Он знает все!), и ко мне приходит мысль вроде «посмотри под передним сиденьем в машине». Мой разум может возразить: «Это нелепо. Такого не может быть». Но когда я все-таки иду и проверяю, именно там и нахожу пропажу!

Возможно, это примеры чего-то незначительного, но тренироваться на мелких вещах полезно. Когда мне предстоит принять важное решение, я обычно выделяю больше времени на то, чтобы услышать внутреннее свидетельство. Я даю Господу возможность утвердить слово в моем духе и затем «испытываю» его, прежде чем сделать шаг в ту или другую сторону.

Автор — Кэрен Дженсен-Салисбери / charismamag.com Перевод — Татьяна Пронина для

Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!

Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube

Беспокойство и неудачи

Мы взываем к Богу. Мы боимся стать беззащитным и уязвимым в этом мире. в нашем мире. Мы просим, ​​чтобы нас защитили.

Мы беспокоимся о нашей работе. Мы переживаем отем, что будет дальше. Вдруг завтра ждет увольнение? У каждого из нас есть свои переживания и просьбы, но будут ли они услышаны?

“В восторге от сценария”: Борис Дергачев признался в желании сыграть в “Холопе”

Интрига есть: что понравилось в сериале «Преступление-2»

Жизненные принципы Ольги Скабеевой, которые помогли ей стать такой известной

Слышит ли Господь наши молитвы?

Каким образом человеческая молитва доходит до ушей Отца Нашего людям знать не положено. Смертным просто не дано понимать подобные вещи. Многое для них будет оставаться тайной до того момента, пока им не будет даровано место в Царствие Небесном. И с этим нужно смириться! Что же еще остается человеку кроме смирения? Конечно, же вера. А вере, как известно, знание не нужно.

Бытует мнение, что молитвенные обращения доходят до Господа благодаря работе ангелов-хранителей, посланников свыше, приставленных к людям для их защиты. Так ли это – сказать однозначно нельзя. В одном можно не сомневаться – люди всегда хотят знать, что их слова были услышаны. Знание это приносит им чувство умиротворения, спокойствия, облегчения.

Одного лишь многие православные понять не могут – получить все это реально путем искренней молитвы. Творите ее от всего сердца, не воспринимайте ее, как заклинание, способное сотворить магнию здесь и сейчас. Просьба человека может претвориться в жизнь только при условии, что тот умеет ждать и терпеть.

Не будет также лишним чаще молиться в храме. Обращение к Господу в намоленном месте будет иметь особую силу. И дело не только в атмосфере, царящей в Доме Божьем, но и в большом количестве людей, посещающих его, одновременно транслирующих веру во Всевышнего, принятие Его.

ИНТЕРЕСНО: Молитва Казанской Божьей Матери.

Кроме этого, священнослужители рекомендуют бороться с сомнениями относительно того, что Господь вас не слышит. Подобные мысли и страхи – проделки дьявола, которым нужно противостоять всеми силами.

Взгляд в записи Пророка

Чтение книги Аввакума немного похоже на чтение молитвенного дневника слуги Божьего, который жил несколько тысяч лет назад. Три главы — это почти молитва, разговор между пророком и Богом. Основная мольба Аввакума заключается в том, что Бог сможет вмешается от имени своего народа, Израиля, который страдал под коррумпированным правительством. В течение очень долгого времени Аввакум ничего не слышал. Разочарованный молчанием Бога, он кричит в 1:2: «Как долго, Господи, я должен звать на помощь, но Ты меня не слышишь?»

Мы понимаем это, не так ли? Многие люди сталкивались с молчанием Всевышнего. Например, заболел родственник или кто-то из друзей попал в аварию. Что мы будем делать в этом случае? Правильно, молиться и просить лучшего исхода и скорейшего выздоровления. Но не всегда наши ожидания и просьбы услышаны, как кажется нам. Аввакум задает вопрос, который мы все задаем: «Почему Ты молчишь, Боже? Почему Ты позволяешь злу расти в нашем мире?». В 1:5 Всевышний слышит — и отвечает.

Как молиться, чтобы Господь услышал?

Этот вопрос, пришедший в нашу редакцию, определил тему новой беседы с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, мы с Вами уже говорили: молитва — это наше общение с Богом, для христианина она должна быть необходимой как дыхание. Но мы знаем и из собственного опыта, и из опыта наших читателей, у которых много вопросов на эту тему, что научиться молиться и любить молитву очень трудно. Даже святые говорили: молиться — значит кровь проливать; молитва требует труда до последнего дня человека… Владыка, почему молиться бывает так трудно?

— Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.

Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы? Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком?

— Любить его…

— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу. Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью. Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»? Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.

Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи. Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит. Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.

Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения. Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче. Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.

Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу. Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.

Когда одна из духовных чад жаловалась в письме святителю Феофану Затворнику на свою холодность, на то, что она никак не может молиться, хотя еще вчера радовалась всему и Бога благодарила, он ответил так: посмотрите за окно — вчера солнышко светило, а сегодня дождик пошел. Это не зависит от нас с вами. Так же, говорит, и в человеческом сердце — то одно состояние, то другое. Но нужно научиться претерпевать периоды охлаждения, уныния, забвения о Боге и вновь к Нему возвращаться.

— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал?» — спрашивает Сергей.

— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами. Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда. Обычно люди исправляются людьми же.

Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся? Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе? И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.

— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух? Если вслух, то шепотом или громко? К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной? Игорь»

— Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух. Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро. Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее. Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.

Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться. Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции. Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.

— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д. Потому что еще перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях”. Я слово “скорби” понимаю как земные трудности, проблемы, печали, неудачи. Но в лекциях богослова профессора А.И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И. Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться? Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах? Ангелина»

— Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского. Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная. Было ли такое отношение правильным? У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.

Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.

Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.

— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога?»

— Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.

— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять? Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же?..” Ирина».

— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод. Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло? Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается. Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.

Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу. Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве. И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.

— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее? Татьяна»

— Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером. Конечно, когда живого отношения к Богу нет, через какое-то время этот рудимент начинает раздражать: ну зачем, спрашивается, тратить время на то, чтобы одни и те же слова повторять, когда сердце молчит? Нужно опять же остановиться и разобраться в себе. Причина всегда в самом человеке.

Еще бывает, что человек перестает молиться, держать пост, ходить в церковь, когда его образ жизни становится далеким от христианского. Мы ведь какие? Согрешили в одном, в другом, в третьем — но нам ведь тяжело, и времена такие, все так живут… Все мы знаем этот набор самооправданий. И постепенно, когда накапливаются какие-то недостатки, грехи, может быть, даже пороки, молиться становится невозможно. Попытки молиться вызывают только отторжение.

Причиной может быть все что угодно. Поэтому Татьяне и всем, у кого похожее состояние, надо подумать, разобраться в себе, в своей жизни и постараться внести коррективы. Тогда человек снова сможет молиться внимательно.

— Вы как-то говорили, Владыка, об опыте непрестанной молитвы. Но эти дела, хлопоты, о которых пишет наша читательница, они же не всем мешают молиться, по слову преподобного Серафима Саровского, который говорил, что молитва делу не помеха?

— Непрестанная молитва — это все-таки делание монашествующих, да и то не всегда в наше время это встретишь. В миру к этому стремиться не надо, но молиться часто можно и нужно. Знаете, есть непрестанная молитва, а есть ее противоположность —непрестанная суета… Вот эту непрестанную суету надо все-таки отодвинуть в сторону. Кроме того, молитва — это память о Боге. И хорошо приобрести такой навык: вот я хожу, разговариваю, что-то делаю —и все время помню, что есть Бог, Он над всеми моими делами. А обычно мы живем так, как будто Его нет, и вспоминаем о Нем редко. На самом деле, надо о Нем помнить всегда.

— «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать, если во время молитвы в голову лезет все что угодно, кроме самой молитвы… Читала два совершенно полярных мнения: перестать молиться, так как Бог все равно такую молитву не слышит,— или понуждать себя, молиться через силу. Инна»

— Останавливаться ни в коем случае не надо, следует понуждать себя. Чтобы восстановить внимание на молитве, можно время от времени делать такое упражнение: когда вы читаете правило и вдруг понимаете, что внимание «улетело», надо вернуться назад и читать уже со вниманием. Это сложно, и не нужно это делать постоянно, но пробовать надо, чтобы наладить в себе навык внимательного чтения.

Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”». Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность. А без этого многое невозможно, не только Богу молиться — например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания. Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.

Хочу посоветовать авторам этих вопросов и всем нашим читателям обязательно прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это ответы на подобные вопросы в форме писем. А тем, кто любит читать и не боится толстых книг, я рекомендовал бы собрание писем святителя Феофана, в которых содержатся исключительно глубокие, очень ценные, вполне современные материалы. Святитель отвечает на вопросы своих духовных чад, которые не так уж отличаются от тех, которые задаются сегодня. В свое время мне самому эти книги очень помогли.

Фото Алексея Лузгана и Андрея Гутынина

Молитесь и ждите

Вот первый принцип, как правильно молиться, когда мы задаемся вопросом, слышит ли нас Бог. Всевышний побуждает Аввакума молиться и ждать. Особенно в это непростое время, когда в мире бушует пандемия коронавируса.

«Боже, пожалуйста, сделай так, чтобы мы все могли работать. Чтобы наши дети могли ходить в школу. Чтобы мы могли навестить друзей и нашу семью. Ты же знаешь, мне это очень нужно».

Мы молимся. И тогда мы удивляемся, почему ничего не происходит. Что произойдет, если мы поймем, что ожидание часто является неотъемлемой частью молитвы? Что если, как и Аввакум, мы будем молиться с готовностью ждать ответа Всевышнего?

Вряд ли подружатся: собака бурно отреагировала на встречу с псом-роботом (видео)

Траты россиян на базовые продукты питания резко выросли по сравнению с декабрем

Не выбрасываем старые джинсы. Из них получится удобная сумка: следуем инструкции

Гордость как главное препятствие в молитве

Молящийся человек

Мечтательность

Святые отцы предостерегают от стремлений во время молитвы к откровениям, высоким духовным состояниям, сладостным чувствам и мечтательности, которые так популярны в восточных культах и у католиков. В Православии подобные состояния опасны тем, что они могут вовлечь человека в «духовную прелесть», или «прельщенность», что означает:

  • Принятие демонического воздействия или собственных фантазий за божественное, и как следствие второй пункт;
  • Представление о том, что достиг определенной степени чистоты или праведности.

В православном понимании молитва должна быть трезвенной, без представлений образов святых или ангелов в воображении.

Важно: Если во время или после молитвы вас посетил образ в виде Христа, Богородицы, святого или ангела, проявите предельную бдительность, поскольку демоны могут обманывать людей, являясь в облике какого-нибудь святого.

Меры предосторожности:

  • Грешнику святые являться вряд ли могут. По утверждению святых отцов, человек, не очищенный от страстей и не стяжавший христианского смирения, не способен воспринимать общение со святыми.
  • Перекреститесь сами и перекрестите явившийся вам образ, затем попросите его прочитать Иисусову молитву. Святой не обидится от этой просьбы, а наоборот похвалит за рассудительность. Демоны же неспособны прочитать внятно эту молитву, они непременно ее начнут коверкать или не смогут произнести до конца.

Примеры:

  • Преподобному Никите было явление демона в образе ангела. Святой не распознал обмана и поклонился такому «ангелу». После этого Никита долгое время пребывал в «прелести» и в повиновении нечистому духу, пока, наконец, по молитвам монахов он не освободился от демонического воздействия.
  • К святому Исаакию ночью во время молитвенного бдения явились демоны в обличии ангелов, которым он поклонился, забыв о мерах предосторожности. Бесы тогда возымели над ним власть и заставили его плясать до потери сознания. Святой долгое время после случившегося не мог ни пошевелиться, ни говорить, ни слышать, ни вкушать пищи. По молитвам преп. Феодосия он спустя какое-то время пришел в себя и искренне покаялся.

Спасительная сила молитвы

Перед покаянием грешнику необходимо примирение со своими врагами. В этом нелегком деле очень сильно помогает икона Богородицы, именуемая «Семистрельная».

В помощь кающемуся подойдут три распространенные молитвы:

  • Покаяния и прощения.
  • О прощении обид.
  • Молитва к Богу о прощении.

Можно смотреть на небо и молиться Богу, если так будет угодно молящемуся для чистоты и искренности его слов. Господь был распят на Кресте, совершив таким образом акт прощения всех людей.

Полное внимание перед Богом

У многих людей возникает вполне логичный вопрос о том, как молиться Богу. Перед кем вычитывать молитвы, если никого не видно? Тут надо определиться, к кому мы обращаемся, к Богу или к какой-то бездушной силе, перед которой надо вычитывать непонятные для нас самих слова. Во втором случае нет никакой молитвы. Человек просто делает это по привычке.

Поэтому некоторые духовники говорят, что лучше прочесть меньше молитв, но с вниманием. Если трудно сосредоточиться на длительное время, надо определить для себя какой-либо промежуток, например, 15 минут. Чтобы не отвлекаться на часы, можно завести будильник и с вниманием и благоговением совершать свое благочестивое дело. Если человек за это время смог прочесть всего одну молитву, это не страшно. Главное, что он обращался к Богу.

Просите прощения

Просите прощения

Иаков 5:16 напоминает нам, что если мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны, наши сердца должны быть правы перед Богом. Найдите время, чтобы проверить свое сердце.

Иисус прежде всего подчеркивает, что вам нужно сосредоточиться на том, чтобы просить прощения за все, что вы сделали, что неугодно Богу. Во-вторых, Он напоминает вам, что нужно исследовать свое сердце на предмет непрощения, которое вы можете испытывать по отношению к другому человеку, и просить Его помочь вам освободить его от этого долга.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Матфея 6:14-15)

Я молюсь Богу Отцу, Иисусу или Святому Духу?

Я молюсь Богу Отцу, Иисусу или Святому Духу

Это полностью зависит от вас. Выберите Одну личность или попробуйте молиться каждому члену Троицы в разное время, потому что все они слушают вас. Если вы христианин, Святой Дух – это присутствие Бога, живущего внутри вас. Так что вы можете обращаться к Нему напрямую с уверенностью, что Он настолько близок, насколько это возможно.

Православный молитвослов

Молитвослов

Совет: Не вычитывайте молитвенное правило механически и поспешно ради соблюдения формальности.

Важно: По выражению св. Игнатия Брянчанинова, молитвенное правило восполняет душу верующего недостающим числом правильных молитвенных и богоугодных мыслей/чувствований.

Когда еще молитва остается тщетной?

Как молиться, чтобы Бог выслушал и помог?

Фото: Pixabay.com

Возможно, каждый паломник на собственном опыте знал, что Господь не всегда торопился отвечать на то, о чем просил в молитве. Некоторые даже позже перестали просить Бога ни о чем и даже потеряли веру. Почему это происходит?

Важно: апостол Иаков писал об этом, что человек может не получить то, о чем просит, потому что его просьбы не для добра, а для удовлетворения его желаний.

Невозможно подойти к Богу с помощью человеческой логики: он бесконечно выше и мудрее его. Он не действует по человеческим прихотям, как гений. Знает прошлое, настоящее, будущее и мысли каждого человека. Таким образом, он не скрывает от него хитрости человека, если тот о чем-то просит, но при этом питает несправедливые замыслы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: