Филарет Денисенко (украинский религиозный деятель)


Патриарх «Киевского патриархата» Филарет (Денисенко)

Филарет (Денисенко)
(род. 1929), бывш. митрополит Киевский и всея Украины, самозванный «патриарх Киевский и всея Руси Украины» раскольнической «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» В миру Денисенко Михаил Антонович, родился 23 января 1929 года в селе Благодатном Амвросиевского района Донецкой области, в семье шахтера. Отец — Антон Денисенко, шахтер, погиб в 1943 г. на фронте. Мать — Мелания Денисенко, домохозяйка. Имел двух братьев.

В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии.

В 1948 году окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

1 января 1950 года на втором курсе академии пострижен в монашество с именем Филарета и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

15 января того же года Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеродиакона, а 18 июня 1951 года в День Святой Троицы в сан иеромонаха.

В 1952 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

Преподаватель иером. Филарет (Денисенко). Фото 1953 г., фотоархив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии

С 1953 года — преподаватель в Московской духовной академии.
В 1953-1954 учебном году Учёный Совет Московской духовной академии присвоил ему звание доцента. В том же году назначен на должность старшего помощника инспектора Московской духовной академии и семинарии.

В августе 1956 года возведён в сан игумена и определён инспектором Саратовской духовной семинарии.

В 1957 году переведён на должность инспектора Киевской духовной семинирии.

12 июля 1958 года возведен в сан архимандрита.

С 1960 года — управляющий делами Украинского Экзархата.

С мая 1961 по январь 1962 года — настоятель подворья Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в Александрии (ОАР).

Еп. Филарет (Денисенко)

4 февраля 1962 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим и епископы: Казанский и Марийский Михаил, Тамбовский и Мичуринский Михаил, Новгородский и Старорусский Сергий, Дмитровский Киприан, Костромской и Галичский Никодим.
16 июня 1962 года освобождён от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата с временным управлением Среднеевропейским Экзархатом.

10 октября 1962 года освобожден от временного управления Среднеевропейским Экзархатом и 16 ноября того же года назначен епископом Венским и Австрийским.

С 22 декабря 1964 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии.

22 февраля 1965 года назначен Председателем Комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии.

14 мая 1966 года возведён в сан архиепископа и назначен членом Священного Синода, архиепископом Киевским и Галицким, Экзархом Украины.

Принимает активнейшее участие в многочисленных зарубежных межконфессиональных и миротворческих конференциях.

25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.

20 марта 1969 года включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года — председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата в Киеве.

25 июня 1970 года назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви,

3 марта 1976 года избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

21-28 ноября 1976 года — глава делегации РПЦ на первом Предсоборном Всеправославном Совещании в Женеве.

14 ноября 1979 года в Будапештской реформатской богословской академии вручён диплом доктора богословия гонорис кауза.

16 ноября 1979 года назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

17-23 мая 1980 года по приглашению Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея находился в Чехословакии, где 20 мая Прешовским Богословским факультетом ему присвоено звание доктора богословия «гонорис кауза»;

После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 мая 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви тайным голосованием был избран местоблюстителем на Московский Патриарший Престол. Был председателем Поместного Собора РПЦ 7, 8 июня 1990 и одним из кандидатов в Патриархи.

Определением Архиерейского Собора РПЦ от 25-27 октября 1990 года — Предстоятель Украинской Православной Церкви с титулом: «Митрополит Киевский и всея Украины», в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».

Отпадение от Церкви

При усугублении расколов и общего кризиса в церковной жизни на Украине, 2 апреля 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Филарет торжественно, перед крестом и Евангелием, обещал сойти с поста предстоятеля Украинской Церкви. Однако, вернувшись в Киев, 14 апреля он провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе,» где его «распинали.» Свое обещание уйти с поста предстоятеля он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней.

30 апреля того года состоялось собрание представителей духовенства и мирян Украинской Церкви в Житомире, в присутствии шести архиереев, которое выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его обманом и заявило о необходимости созвать Архиерейский Собор Украинской Церкви для его смещения.

6-7 мая состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, но митрополит Филарет — постоянный член Синода — на заседание не явился. Синод осудил его заявления по поводу Архиерейского Собора как хулу на соборный разум Церкви, и предписал митрополиту Филарету до 15 мая созвать Архиерейский Собор Украинской Церкви, подать на нем прошение об отставке с поста предстоятеля и уйти в отставку. В связи с чрезвычайным положением в Украинской Церкви митрополиту Филарету было запрещено действовать в качестве предстоятеля — т.е. созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Церкви — до намеченного Собора. Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными им в связи с выражениями поддержки определения Архиерейского Собора от 2 апреля 1992 года, были объявлены незаконными и недействительными. В случае неисполнения этих определений митрополиту Филарету предстояло предстать перед церковным судом. Однако, митрополит Филарет проигнорировал это постановление Священного Синода Русской Церкви.

21 мая Священный Синод Русской Православной Церкви, опять в отсутствие не пожелавшего явиться виновника кризиса, имел суждение о делах на Украине. Синодальным решением старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) было поручено созвать Архиерейский Собор до празднования дня Святой Троицы, для того чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля Украинской Церкви. Временное исполнение обязанностей первого епископа Украинской Церкви возлагалось на митрополита Никодима. Получив извещение об этом постановлении митрополит Филарет заявил, что считает его необоснованным и «недееспособным.»

26 мая патриарх Московский и всея Руси Алексий направил митрополиту Филарету телеграмму, в которой, взывая к его архипастырской и христианской совести, просил его во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в которой участвовали несколько священнослужителей и мирян, но не присутствовал ни один архиерей. Конференция отвергла постановление Священного Синода Русской Православной Церви и обратилась к Константинопольскому патриарху Варфоломею с посланием, в котором заявили о прекращении действия акта 1686 года о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата.

На следующий день, 27 мая, последовал Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове, на который митрополит Филарет не пожелал явиться. Собор выразил ему недоверие и уволил с Киевской кафедры, а за учинение раскольнических действий, в качестве предсудебной меры, запретил ему священнослужение впредь до решения по этому вопросу Архиерейского Собора Русской Церкви.

На заседании 28 мая Священный Синод Русской Церкви выразил согласие с решением Архиерейского Собора Украинской Церкви и назначил созыв Архиерейского Собора Русской Церкви на 11 июня. Митрополит Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от патриарха Алексия, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Тем временем, игнорируя решения Собора и Синода, запрещенный в священнослужении, Филарет продолжал совершать богослужения и даже епископские «хиротонии.»

11 июня 1992 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был извержен из сущего сана, лишён всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире [1].

После отделения от Московского Патриархата и создания в 1992 году раскольнической организации «Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат» (УПЦ-КП) стал заместителем патриарха Мстислава (Скрыпника), после кончины которого в 1993 году стал заместителем нового патриарха Владимира (Романюка), скончавшегося в 1995 году.

С 25 октября 1995 года — патриарх «Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат».

19 февраля 1997 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви отлучен от Церкви через анафематствование [2].

Награды

  • Церковные:
  • право ношения второй панагии (указ патриарха Пимена 17 июня 1971)
  • именная панагия (в связи с 25-летием епископской хиротонии 1987)
  • именная панагия (за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвящ. 1000-летию Крещения Руси 4 июля 1988)
  • Светские:
    • орден Дружбы народов (указ Президиума Верховного Совета УССР 23 января 1979)
    • орден Трудового Красного Знамени (указом Президиума Верховного Совета СССР за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси 3 июня 1988)
    • Орден Ярослава Мудрого V степени (1999)
    • Орден Ярослава Мудрого IV степени (2001)
    • Орден Ярослава Мудрого III степени (2004)
    • Орден Ярослава Мудрого II степени (2006)
    • Орден Ярослава Мудрого I степени (2008)
    • Орден Свободы (2009)

    Патриарх ФиларетДенисенко Михаил Антонович

    Почётный патриарх Православной церкви Украины, с 2022. Постоянный член Священного синода Православной церкви Украины. Герой Украины

    Михаил Денисенко родился 23 января 1929 года в селе Благодатном, Донецкая область, Украина. Мальчик вырос в семье шахтера Антона Денисенко и его жены Мелании. Дед погиб во время голода на Украине, а отец в годы Второй мировой войны. Смерть отца оказала большое влияние на мировоззрение Михаила и его выбор стать священником.

    В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. Через два года по окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию. В январе 1950 года на втором курсе академии пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой лавре.

    В этом же году патриархом Алексием I рукоположен в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположен во иеромонаха. В том же году по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой лавры.

    В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. Через два года возведен в сан игумена и определен инспектором Саратовской духовной семинарии. Далее, становится инспектором Киевской духовной семинарии.

    В сан архимандрита возведен 12 июля 1958 года и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году. В тот же год был управляющим делами Украинского экзархата, а с мая 1961 в течении года являлся настоятелем подворья РПЦ при Александрийском патриархате в Александрии, Египет.

    Филарет, 4 февраля 1962 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Санкт-Петербургской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим и епископы: Казанский и Марийский Михаил, Тамбовский и Мичуринский Михаил, Новгородский и Старорусский Сергий, Дмитровский Киприан, Костромской и Галичский Никодим.

    В том же году освобожден от обязанностей викария Санкт-Петербургской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В 1962 году данной должности и назначен епископом Венским и Австрийским.

    С 22 декабря 1964 года стал епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии. Через год назначен председателем комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии. В 1966 года являлся архиепископ Киевским и Галицким, экзархом Украины и постоянным член Священного синода.

    В конце февраля 1968 года возведен в сан митрополита. Далее включен в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года стал председателем филиала отдела внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве.

    В июне 1970 года назначен членом комиссии Священного синода для подготовки Поместного собора Русской православной церкви. Через шесть лет избран в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

    Предстоятель РПЦ патриарх Пимен 3 мая 1990 года умер и в тот же день состоялось заседание Священного синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего престола избран митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

    В том же время на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.

    В Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший троих кандидатов на Патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и митрополита Киевского Филарета.

    Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь. В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за митрополита Владимира — 107.

    Епископатом Украинской православной церкви 9 июля 1990 года Филарет единогласно избран ее предстоятелем. Одновременно украинский епископат подал прошение об автономии Православной церкви на Украине. Архиерейский собор РПЦ 25-27 октября 1990 года преобразовал Украинский экзархат в Украинскую православную церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении.

    Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть предстоятелем Украинской православной церкви.

    После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом Украинской ССР независимости Украины секретарь ЦК Коммунистической партии Украины Леонид Кравчук стал первым ее президентом. Митрополит Филарет резко поменял убеждения на противоположные и начал действовать под девизом «в независимом государстве — независимую церковь».

    Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской православной церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны Филарета.

    На Соборе были зачитаны также обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенес рассмотрение вопроса на Поместный собор Русской Православной Церкви.

    Будучи обвиненным в том, что он ведет аморальный образ жизни и не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

    Священный синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления.

    После безуспешных призывов к Филарету Священный синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму созвать Архиерейский собор Украинской церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашен на Собор, но приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством националистически настроенных политиков украинского парламента.

    В конце мая 1992 года Архиерейский собор Украинской православной церкви, собравшийся в Харькове в составе 18 архиереев под председательством митрополита Харьковского Никодима выразил недоверие митрополиту Филарету и уволил его с Киевской кафедры, запретив ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви.

    Архиерейский собор Русской православной церкви 11 июня 1992 года постановил «извергнуть митрополита Филарета из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, назвав его неканоническим и незаконным.

    Филарет отлучения не признал, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным. Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершенные Архиерейскими соборами РПЦ, признаны также другими поместными Православными церквями.

    После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года непризнанной Поместными православными церквами Украинской православной церкви — Киевского патриархата (УПЦ КП) митрополит Филарет стал заместителем патриарха Мстислава, а затем, когда патриарх Мстислав скончался стал заместителем нового Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира, который умер при загадочных обстоятельствах в 1995 году.

    В октябре 1995 года Поместным собором УПЦ КП избран Предстоятелем Украинской православной церкви Киевского патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

    В конце февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве Филарет был отлучен от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей».

    В 2013 году от имени Украинской православной церкви Киевского патриархата призвал украинцев и поляков к взаимному прощению за Волынскую резню в годы Второй мировой войны.

    Во время событий декабря 2013 — января 2014 года неоднократно высказывался в поддержку евромайдана. Во время крымского кризиса 2014 года выступил с резкой критикой Владимира Путина. Также одобрил действия украинской армии в Донецкой и Луганской областях в ходе вооруженного противостояния на востоке Украины.

    В начале февраля 2015 года Филарет прибыл в Соединенные Штаты Америки для участия в «молитвенном завтраке» с участием президента США Барака Обамы, где наградил сенатора Джона Маккейна орденом святого Владимира I степени, а также напомнил Маккейну о долге США помогать Украине в защите ее независимости.

    В ноябре 2022 года направил письмо патриарху Московскому Кириллу и епископату Русской православной церкви, в котором изъявил желание преодоления раскола и надежду на взаимное примирение.

    В апреле 2022 года президент Украины Пётр Порошенко направил Вселенскому патриарху Варфоломею обращение о даровании Украинской церкви автокефалии; незадолго до того весь епископат Киевского патриархата и УАПЦ передал президенту Петру Порошенко обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении Украинской церкви томоса об автокефалии. В октябре того же года Константинопольский патриархат объявил о начале процесса предоставления автокефалии Церкви Украины и восстановил в духовном сане предстоятелей Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

    По итогам заседания Синода Константинопольского патриархата, состоявшегося 9-11 октября, в части, касающейся Филарета, было официально сообщено следующее: Принять прошения об апелляции от Филарета (Денисенко), Макария (Малетича) и их последователей, которые оказались в схизме не из догматических причин, — в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского патриарха получать такие обращения от иерархов и других священнослужителей всех автокефальных Церквей. Таким образом, упомянутые выше лица были канонически восстановлены в своём епископском и священническом сане, также было восстановлено общение их паствы с Церковью.

    По словам архиепископа Иова (Вселенский патриархат), решение означает, что Филарет рассматривается Вселенским патриархатом как «бывший митрополит Киевский». Епископ Макарий (Гриниезакис), викарий Таллинской митрополии, помощник Вселенского Патриарха Варфоломея, постоянный профессор Патриаршей академии Крита, дал следующие разъяснения принятых решений: «<�…> на последнем заседании Священного Синода Вселенского Патриархата были изучены вопросы апелляций „эклита“ [право верховного церковного суда заслушивать дела, по которым подана апелляция, — прим. перев.] Филарета (Денисенко) и Макария (Малетича) и относящихся к ним епископов и духовенства. После тщательного изучения этих требований было решено возвратить обоих истцов, а также относящихся к ним епископов, священнослужителей и мирян в каноническое поле. Это означает, что отныне Филарет и Макарий являются каноничными иерархами Церкви и имеют каноничный архиерейский сан. То же самое, конечно, относится и к их другим епископам, духовенству и мирянам, которые воспринимали от них священные таинства. <�…> Мы бы узаконили раскол, если бы сказали Филарету и Макарию: „Идите в Православную Церковь и мы признаем вас как патриархов и архиепископов“. Но было не так. <�…> Патриарху Варфоломею и Синоду удалось объединить две раскольнические группы, восстановить их в каноничности без запросов со стороны этих организаций относительно должностей и почестей».

    Сам Филарет продолжал считать себя патриархом, в частности, на пресс-конференции 11 октября он заявил: «Я был патриархом, есть и буду». 20 октября Синод УПЦ КП изменил титулование, утвердив полный и краткий варианты титула, добавив туда упоминание о Киеве как «Матери городов русских» и о Киево-Печерской и Почаевской лаврах, а также допустив титулование без использования титула «патриарх» в сношениях с другими церквами. Полный титул предстоятеля церкви: «Святейший и Блаженнейший Филарет, Архиепископ и Митрополит Киева — матери городов Русских, Галицкий, Патриарх Всея Руси-Украины, Свято-Успенских Киево-Печерской и Почаевской лавр Священно-архимандрит». В сношениях с другими поместными православными церквами допустимой формой является «Блаженнейший Архиепископ (имя), Митрополит Киевский и всей Руси-Украины» и производные от него.

    Перед началом Объединительного собора 15 декабря 2022, УПЦ КП (параллельно с УАПЦ) провела свой Собор и приняла решение о самороспуске, а её архиереи приняли участие в образовании единой поместной Православной церкви Украины.

    На Объединительном соборе православных церквей на Украине в Киеве 15 декабря 2918 года Филарет не выдвигал свою кандидатуру на пост митрополита Киевского Православной церкви на Украине, которому Вселенский патриархат должен был вручить томос об автокефалии. После своего избрания предстоятелем Православной церкви Украины Епифаний (Думенко) в обращении к людям, собравшимся на Софийской площади, объявил Филарета (Денисенко) духовным наставником «Православной церкви Украины», который «будет и дальше почётным действующим пожизненно [наставником], помогающим нам совместно строить нашу единую поместную украинскую православную церковь».

    На вручении томоса об автокефалии Православной церкви Украины в Стамбуле 6 января 2022 года Филарет не присутствовал. Согласно пресс-службе Львовской епархии УАПЦ, причиной стало то, что Филарет отказывается принять статус митрополита, а хочет оставаться патриархом.

    В иерархии ПЦУ Филарет получил титул почётного патриарха, является постоянным членом Синода и управляющим Киевской епархией в составе приходов и монастырей Киева, которые пребывали в его подчинении как патриарха Киевского и всея Руси-Украины (за исключением Свято-Михайловского Златоверхого монастыря). При этом Филарет (Денисенко), несмотря на «роспуск» УПЦ КП, не прекратил носить белый куколь и вручать награды Киевского Патриархата. В интервью 25 марта 2022 года он заявил: «Киевского патриархата нет юридически, но есть фактически. Потому что есть патриарх. Поэтому и основания есть вручать ордена. Я их буду вручать и в дальнейшем». 9 мая Филарет (Денисенко) сделал заявление, из которого следовало, что, по его мнению, Киевский Патриархат де-факто не был распущен и продолжает существовать.

    Священный синод Константинопольской православной церкви, проходивший в Стамбуле 11 октября 2022 года, принял решение об отмене анафемы, наложенной на Филарета решением Архиерейского собора Русской православной церкви от 11 июня 1992 года. Своим решением патриарх Варфоломей объявил о восстановлении Денисенко в сане на момент анафематствования. Согласно этому решению, Филарет снова стал митрополитом.

    Также Священный синод признал утратившим силу также решение о передаче Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церкви в 1686 году.

    Глава Киевского патриархата УПЦ Филарет 15 мая 2022 года обвинил главу ПЦУ Епифания и президента Украины Петра Порошенко в обмане и нарушении договоренности, из-за чего в новой церковной структуре зреет раскол. Перед «объединительным собором» главы неканонических церквей договорились, что руководителем новой церкви станет митрополит Епифаний, однако управлять ей продолжит Филарет, который провозгласил себя патриархом. Эта договоренность нарушена и не выполняется на деле.

    Награды Патриарха Филарета

    Награды Патриарха Филарета

    Государственные награды СССР

    Орден Дружбы народов (22.01.1979) — за патриотическую деятельность в защиту мира

    Орден Трудового Красного Знамени (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси

    Государственные награды Украины

    Орден Свободы (23 января 2009 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность и утверждение идеалов духовности, милосердия и согласия в обществе

    Орден князя Ярослава Мудрого:

    I степени (22 июля 2008 года) — за выдающийся личный вклад в утверждение духовности, гуманизма и милосердия, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю 1020-летия крещения Киевской Руси

    II степени (18 октября 2006 года) — за выдающийся личный вклад в развитие поместной православной церкви на Украине, многолетнюю церковную деятельность в утверждение идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе

    III степени (23 января 2004 года) — за выдающийся личный вклад в утверждение православия на Украине, развитие межконфессиональных связей, многолетнюю плодотворную религиозную, миротворческую и благотворительную деятельность и по случаю 75-летия со дня рождения

    IV степени (25 июня 2002 года) — за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в сфере государственно-церковных отношений, многолетнюю плодотворную религиозную деятельность

    V степени (21 августа 1999 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, весомый личный вклад в утверждение принципов христианской морали в обществе

    Первый (одновременно с митрополитом Владимиром (Сабоданом)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого;

    Знак отличия Президента Украины — Крест Ивана Мазепы (20 января 2010 года) — за выдающийся личный вклад в духовное обогащение украинского народа, многолетнюю плодотворную церковную деятельность

    Почетная грамота Кабинета министров Украины (2010)

    Церковные награды

    В бытность иерархом РПЦ награжден многочисленными церковными орденами как Московского патриархата, так и иных поместных Православных Церквей.

    Священным Синодом УПЦ КП награжден церковными орденами — святого равноапостольного князя Владимира I степени (1999 год, в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения) и святого апостола Андрея Первозванного I степени (2004 год, в связи с юбилеем 75-летия со дня рождения).

    Прочее

    Почетный член Московской духовной академии (1970)

    Почетный член Ленинградской духовной академии (1973)

    Почетный доктор богословия Будапештской реформаторской духовной академии (1979)

    Почетный доктор богословия Пряшевского богословского факультета (1980)

    Почетный гражданин Киева (2008)

    Почетный член кафедры анатомии животных имени акад. В.Г. Касьяненко НУБиП Украины (2012)

    Почетный доктор НУБиП Украины (2014)

    Отказался

    В январе 2014 года Филарет отказался от вручения ему ордена «За заслуги» I степени, а также от вручения присужденного ему в связи с 85-летием синодом УПЦ КП ордена святого апостола Иоанна Богослова:

    16.05.2019

    Труды

    • «Учение об искуплении св. отцов IV века — Афанасия Великого, Василия Великого и Григория Богослова». (Кандидатское сочинение).
    • Речь при наречении во епископа Лужского. ЖМП. 1962, № 3, с. 12.
    • «Во имя единения и мира». (Паломничество Патриарха Московского и всея Руси Алексия к святыням Востока). ЖМП. 1961, № 3, с. 10-64.
    • «В гостях у англиканских монахов». ЖМП. 1960, № 8.
    • «Участие Русской Православной Церкви в работе Всемирного Конгресса за мир в Хельсинки». ЖМП. 1965, № 10.
    • «Во имя братства и дружбы». ЖМП. 1967, № 3, с. 9-12.
    • «Кирилло-Мефодиевские торжества в г. Салониках». ЖМП. 1967, № 3, с. 50-54.
    • «Труды святых Кирилла и Мефодия на территории русского государства в русской исторической литературе»: (Доклад на юбилее 1100-летия с начала просветительной деятельности свв. Кирилла и Мефодия, прочитанный в Салониках 22 окт. 1966 года). ЖМП. 1967, № 3, с. 55-58.
    • Обращение по поводу событий в Греции (Пасха Христова, 1967 года). ЖМП. 1967, № 6, с. 7-8.
    • Послание в связи с 50-летием Украинской Советской Социалистической республики. ЖМП. 1968, № 1, с. 7-9.
    • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Савве (Бабинец) 30 марта 1969 года. ЖМП. 1969, № 6, с. 11-14.
    • «Основы, практика и перспективы совместных усилий различных религий в поддержку сотрудничества и мира между народами»: (Содоклад на первом заседании 5-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 года). ЖМП. 1969, № 9, с. 53-59.
    • Выступление на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. ЖМП. 1971, № 8, с. 7-14.
    • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Николаю (Бычковскому). ЖМП. 1971, № 8, с. 32-34.
    • Речь при открытии собеседования богословов Русской Прав. Церкви и Церкви Братьев в США. ЖМП. 1971, № 10, с. 53-59.
    • Речь на приеме, устроенном Лигой религиозных лидеров Японии в честь Всемирной конференции «Религия и мир» 16 окт. 1970 года. ЖМП. 1970, № 12, с. 38-39.
    • Речь на приеме в Ассоциации новых религий 23 октября 1970 года. ЖМП. 1970, № 12, с. 40-41.
    • Речь на приеме в Токио 29 окт. 1970 года. ЖМП. 1979, № 12, с. 41-42.
    • Речь при вречении архипастырского жезла епископу Варлааму (Ильющенко) 22 окт. 1972 года. ЖМП. 1973, № 1, с. 15-18.
    • «Братское посещение Московским Патриархом Чехословацкой Православной Церкви». ЖМП. 1973, № 6, с. 8-16.
    • Слово в день тезоименитства Свят. Патриарха Пимена 9 сентября 1973 года. ЖМП. 1973, № 10, с. 16.
    • «Всемирный Конгресс миролюбивых сил». ЖМП. 1973, № 12, с. 41-43.
    • «Братский визит Церковной делегации Советского Союза в Индию». ЖМП. 1975, № 5, с. 70-72; № 6, с. 55-61.
    • Речь при вручении архиерейского жезла епископу Винницкому и Брацлавскому Агафангелу 16 нояб. 1975 г. ЖМП. 1976, № 3, с. 10-12.
    • Интервью корреспонденту АПН 20 февраля 1976 года. ЖМП. 1976, № 5, с. 4-5.
    • Речь перед открытием торжественного акта 15 мая 1976 года во Львове. ЖМП. 1976, № 9, с. 9-10.
    • Проповедь на экуменическом богослужении в Эрфутском соборе 12 сент. 1976 г. ЖМП. 1976, № 12, с. 53.
    • Слово при вручении архипастырского жезла епископу Кировоградскому и Николаевскому Севастиану. ЖМП. 1978, № 1, с. 31.
    • Слово при вручении архипастырского жезла епископу Житомирскому и Овручскому Иоанну. ЖМП. 1978, № 2, с. 18-19.
    • Речь при открытии 3-го богословного собеседования в Киеве представителей Русск. Прав. Церкви и Союза Евангелических Церквей в ГДР, 2 окт. 1978 года. ЖМП. 1978, № 12, с. 53.
    • «О пятом Всехристианском Мирном Конгрессе». ЖМП. 1979, № 2, с. 43-49.
    • Слово при вручении архиерейского жезла епископу Аргентинскому Лазарю 18 апр. 1980 года. ЖМП. 1980, № 7, с. 35.
    • «Слово в день 70-летия Свят. Патриарха Пимена». ЖМП. 1980, № 9, с. 14.
    • Речь при вручении ему диплома доктора богословия Прешовского богословского факультета 20 мая 1980 г. ЖМП. 1980, № 10, с. 41.
    • Слово поздравления свят. Патриарха Пимена в день тезоименитства 9 сент. 1980 г. ЖМП. 1980, № 11, с. 6.
    • Слово по случаю юбилея 600-летия Куликовской битвы во всехсвятском кафедральном соборе в Туле 18 сент. 1980 г. ЖМП. 1980, № 12, с. 14.
    • Выступление на Всемирном парламенте народов за мир. ЖМП. 1980, № 12, с. 45.
    • Доклад при открытии заседания КОПРа (Эйзенах, 14 окт. 1980 г.). ЖМП. 1981, № 1, с. 38.
    • «Поместная Церковь и вселенская Церковь»: (Доклад на богословском симпозиуме «Про Ориенте» в Вене 1 дек. 1980 г. ЖМП. 1981, № 3, с. 70-76; № 4, с. 60-67.
    • «О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию». ЖМП. 1981, № 5, с. 55-60.
    • Слово о прощении обид. ЖМП. 1981, № 6, с. 36.
    • Доклад на торжественном акте празднования 35-летия Львовского Церковного Собора 1946 года (16 мая 1981 г.). ЖМП. 1981, № 10, с. 6-13.
    • Слово в Богоявленском Патриаршем соборе 4 дек. 1982 г. ЖМП. 1983, № 2, с. 17.
    • О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП. 1983, № 8, С. 53; № 9, С. 46; № 10, с. 44; № 11, с. 43.
    • Речь при вручении ему диплома доктора богословия «гонорис кауза» Богословским факультетом им. Яна Гуса в Праге. ЖМП. 1984, № 10, с. 58; № 11, с. 61.
    • Ответы на вопросы корреспондента итальянской газеты «Унита» 21 февр. 1985 г. ЖМП. 1985, № 6, с. 63.
    • «V1-й Всехристианский Мирный Конгресс «Глобальная угроза человечеству — глобальная стратегия мира». (Доклад прочитан 4 июля 1985 г. на Конгрессе). ЖМП. 1985, № 10, с. 38.
    • Слово в Успенском соборе Св.-Троицкой Сергиевой Лавры 23 июля 1985 г. ЖМП. 1985, № 11, с. 8.
    • Доклад на торжественном акте, посвященном празднованию 40-летия Львовского церковного собора (Львов, 17-19 мая 1986 г.). ЖМП. 8, с. 5-9.

    Сорвавшийся триумф

    К 1990 году для Филарета сложились идеальные условия, чтобы занять патриарший престол. В его пользу играли не только выслуга лет, но и кадровая расстановка в КГБ: высшие посты в спецслужбе заняли люди, с которыми Филарету так или иначе довелось поработать.

    Когда патриарх Пимен скончался, Филарета назначили председателем похоронной комиссии и патриаршим местоблюстителем. Фактически это означало, что пост патриарха ему обеспечен, оставалось лишь соблюсти небольшую формальность и провести Архиерейский собор. Священник пробыл местоблюстителем всего месяц, но уже с первых дней начал выполнять функции главы церкви.

    По иронии судьбы, в это время в западных областях УССР набирало силу раскольническое движение за автокефалию, с которым Филарет боролся как экзарх Украины. Его первая поездка в высоком статусе состоялась в Тернопольскую область, где в разговоре с местным духовенством иерарх порицал движение автокефального раскола, говоря, что его участники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей, — под ними подразумевалась существовавшая за пределами СССР самопровозглашенная Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

    Однако стать защитником единства Московской патриархии и прийти к долгожданному триумфу Филарету было не суждено. В стране вовсю шла перестройка, КГБ терял свои позиции, в том числе и в церкви, и украинский митрополит остался без серьезной протекции. Кроме того, ранее главу церкви выбирали «единодушно» — с помощью открытого голосования. А в 1990-м от установленной традиции отошли впервые за все советское время и сделали голосование тайным. Новым патриархом стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, за которого отдали голоса 139 епископов. За митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира было отдано 107 голосов, а за Филарета — всего 66.

    Митрополит Киевский и Галицкий Филарет (в центре) объявляет результаты тайного голосования при избрании Патриарха Московского и Всея Руси

    Митрополит Киевский и Галицкий Филарет (в центре) объявляет результаты тайного голосования при избрании Патриарха Московского и Всея Руси

    Фото: Олег Макаров / РИА Новости

    По воспоминаниям ныне покойного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, еще до голосования местоблюститель озаботился сменой принципа голосования и даже обратился к председателю Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову, чтобы напомнить о неких договоренностях, по которым именно он должен стать патриархом. Но Лукьянов, ссылаясь на сложную ситуацию в стране, заявил, что власти в ситуацию вмешиваться не будут: «К сожалению, выборы будут проходить тайным голосованием, и помочь вам мы не сможем. Как решит Собор, так и будет».

    Филарет представляет совершенно другую версию событий — якобы его не выбрали потому, что КГБ как раз и контролировал голосование. Себя он называет кандидатом от Политбюро, который потерял протекцию из-за подписания письма об отставке главы совета по делам религий при Совете Министров СССР Константина Харчева. Примечательно, что сам Харчев считает, что отставка человека, который занимался укреплением роли РПЦ в СССР, была выгодна в первую очередь тем, кто «кормился от атеистической пропаганды».

    Так или иначе, голосование было не в пользу Филарета. Бывший Киевский экзарх сразу после голосования вернулся в столицу Украины. Вот как вспоминает те дни занимавший пост викария Киевской епархии митрополит Ионафан: «По возвращении в Киев Филарет пребывал в депрессии. Как-то раз он угрюмо сидел в алтаре Владимирского собора. Со словами утешения к нему подошел протодиакон Никита Пасенко: «Владыка! Не стоит так расстраиваться…» Тот поднял голову и несколько раз глухо повторил: «Отец Никита! Украину мы ему (патриарху Алексию

    ) не отдадим».

    Литература

    • ЖМП. 1962, № 2, с. 23; № 3, с. 11-16; № 4, с. 18; № 7, с. 20, 36; № 11, с. 9; № 12, с. 12.
    • -«-, 1963, № 2, с. 18, 20, № 3, с. 9, 10; № 6, с. 11, 13; № 6, с. 10, 11; № 10, с. 14.
    • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5.
    • -«-, 1966, № 6, с. 1; № 7, с. 9-13; № 11, с. 1; № 12, с. 7-9, 33, 38.
    • -«-, 1967, № 1, с. 7, 40; № 4, с. 20; № 6, с. 50, 52; № 9, с. 30; № 10, с. 3, 8; № 12, с. 3.
    • -«-, 1968, № 1, с. 14, 25; № 2, с. 27, 50-54; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 19; № 8, с. 1; № 9, с. 4; № 11, с. 11; № 12, с. 34.
    • -«-, 1969, № 1, с. 29; № 2, с. 4, 28; № 3, с. 24; № 4, с. 6; № 6, с. 9; № 7, с. 10; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 31; № 11, с. 12.
    • -«-, 1970, № 1, с. 5; № 3, с. 5; № 4, с. 10, 12, 31; № 6, с. 11-32; № 7, с. 10, 11; № 8, с. 9; № 9, с. 20; № 10, с. 6; № 11, с. 2, 5; № 12, с. 11, 37-43.
    • -«-, 1971, № 1, с. 5; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 45; № 9,.с. 30, 31, 35; № 10, с. 1; № 11, с. 5, 13.
    • -«-, 1972, № 2, с. 27; № 5, с. 1, 17; № 6, с. 1-12; № 8, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 2, 54; № 11, с. 27; № 12, с. 17.
    • -«-, 1973, № 1, с. 13; № 3, с. 1; № 4, с. 24; № 6, с. 8; № 7, с. 11, 13; № 8, с. 8, 11; № 9, с. 11, 13; № 10, с. 15, 24; № 11, с. 9, 27.
    • -«-, 1974, № 2, с. 11, 40; № 3, с. 28; № 7, с. 16; № 8, с. 31; № 9, с. 9; № 10, с. 26; № 11, с. 8, 9; № 12, с. 4.
    • -«-, 1975, № 2, с. 4; № 3, с. 13, 57; № 4, с. 3; № 6, с. 4; № 8, с. 13; № 9, с. 50-57; № 10, с. 28.
    • -«-, 1976, № 1, с. 23; № 2, с. 12; № 3, с. 7; № 4, с. 5, 6; № 6, с. 6; № 7, с. 11, 25; № 8, с. 37; № 9, с. 5, 62; № 10, с. 18; № 12, с. 10.
    • -«-, 1977, № 2, с. 4, 25; № 3, с. 7, 8; № 4, с. 20; № 5, с. 4, 6, 17; № 8, с. 4; № 10, с. 2, 9; № 11, с. 3, 6, 11, 44.
    • -«-, 1978, № 1, с. 29, 31, 45; № 2, с. 7, 14, 18; № 5, с. 6, 7; № 6, с. 4, 19, 29, 30; № 9, с. 15, 16, 17; № 10, с. 7, 20, 21; № 11, с. 7, 22, 23; № 12, с. 10, 17.
    • -«-, 1979, № 1, с. 23; № 2, с. 17; № 4, с. 5, 15; № 5, с. 4, 5, 30; № 7, с. 12; № 8, с. 5; № 9, с. 8, 57; № 10, с. 5; № 11, с. 2, 21, 22; № 12, с. 4, 6, 9, 11, 42.
    • -«-, 1980, № 1, с. 12, 53; № 3, с. 3; № 4, с. 3; № 5, с. 18, 20; № 6, с. 15, 50; № 7, с. 32, 35; № 9, с. 12, 34; № 10, с. 3, 40; № 11, с. 6, 40; № 12, с. 4, 8, 9, 28, 31, 42.
    • -«-, 1981, № 1, с. 6, 9; № 2, с. 4, 9, 15; № 5, с. 5, 41; № 6, с. 7, 19, 27, 48; № 7, с. 27, 28, 50; № 8, с. 20, 21, 65; № 9, с. 22, 66; № 10, с. 29, 37, 63; № 11, с. 4, 8, 17, 20; № 12, с. 9.
    • -«-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 2, с. 7, 52; № 3, с. 17, 27, 58; № 5, с. 6, 58; № 7, с. 4-7, 10, 27, 58; № 8, с. 5, 6, 8, 9, 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3, 60; № 10, с. 4; № 12, с. 101, 108, 127.
    • -«-, 1983, № 1, с. 57; № 2, с. 8, 44, 47; № 5, с. 2, 66; № 6, с. 26; № 7, с. 53; № 8, с. 4, 9; № 9, с. 5, 21; № 10, с. 41, 62; № 12, с. 8, 9.
    • -«-, 1984, № 1, с. 34; № 2, с. 52; № 4, с. 5; № 5, с. 8; № 9, с. 6, 50; № 10, с. 52; № 11, с. 5, 12, 14; № 12, с. 5, 18.
    • -«-, 1985, № 2, с. 6, 8, 9, 29; № 5, с. 6, 8; № 9, с. 78; № 10, с. 12, 13; № 11, с. 35; № 12, с. 10, 13.
    • -«-, 1986, № 4, с. 36; № 5, с. 36, 41.
    • -«-, 1987, № 4, с. 5;
    • -«-, 1988, № 10, с. 7.
    • Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх всея Украины: Биография // ЖМП. 1990. № 7. С. 5-6.

    Служу Советскому Союзу

    «В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все», — говорил глава УПЦ КП в одном из интервью.

    Филарет был возведен в сан митрополита в 1968 году в возрасте 39 лет. Он стал самым молодым главой церкви на Украине за все время существования Киевской митрополии в составе Московского патриархата. Причем путь к этому сану был для уроженца донецкого села Благодатное не самым сложным. Будущий иерарх принял монашеский постриг в 21 год после выпуска из Московской духовной академии и поначалу являлся смотрителем покоев в Троице-Сергиевой лавре. Однако уже через два года он активно занялся карьерой в семинариях — сначала в Московской области, затем в Самарской и, наконец, в Киевской, и везде проявлял себя как рьяный защитник советской власти.

    Известен эпизод, который подробно описывал ныне покойный священник и церковный публицист Павел Адельгейм: в 1958 году Филарет выгнал его из Киевской семинарии из-за отказа праздновать Первомай, который тогда пришелся на пятницу Страстной недели — день строгого поста. «Я, сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться?! Под чьим небом вы живете?! Чей хлеб едите?! По чьей земле ходите?! Вы неблагодарные, вас советская власть учит, а вы!..» — гремел Филарет.

    Митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и епископ Корсунский Петр (Л’Юилье) во время богослужения в Троице-Сергиевой Лавре, 1970 год

    Митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и епископ Корсунский Петр (Л’Юилье) во время богослужения в Троице-Сергиевой Лавре, 1970 год

    Фото: Борис Трепетов / ТАСС

    В 1960-х его карьера понеслась вверх еще стремительнее. Молодого священника посылают в Александрийский патриархат в Египте служить настоятелем подворья, а спустя три года он возвращается уже в сане епископа Венского и Австрийского. Всего через пару лет возглавляет свою альма-матер — Московскую духовную академию, а заодно и одну из подмосковных епископских кафедр — то есть по сути выбирается в самую приближенную к патриархату епархию. Филарет эту возможность не упустил: в 1966 году он стал постоянным членом Священного синода и получил один из самых почетных постов в церкви — архиепископа Киевского и Галицкого. Ну, а затем и вовсе возглавил всю украинскую епархию.

    Полковник Александр Соколов, работавший в 4-м отделе пятого управления КГБ — именно этот отдел курировал работу религиозных организаций — в своих воспоминаниях писал, что агенты вербовали «всех без исключения слушателей академии и семинаристов». Был ли Филарет завербован во время учебы или уже после, доподлинно неизвестно. Примечателен и тот факт, что церковные дела за рубежом курировало уже не пятое, а первое главное управление КГБ, что, несомненно, должно было помочь Филарету установить новые полезные в будущем контакты.

    Однако сан митрополита был гораздо ниже амбиций будущего раскольника.

    Через тернии к сану

    Месяц спустя на Украине собирается епископат, который единогласно принимает «Обращение Украинской православной церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении». Необходимость расширения прав церкви он объясняет сложной религиозной ситуацией в стране — раскольники из УАПЦ набирают силу. Экзархат преобразовывается в Украинскую православную церковь, все требования епископата удовлетворены, Филарет получил титул митрополита Киевского и всея Украины. Это решение действительно способствовало успокоению религиозной ситуации в стране, но не удовлетворило амбиции несостоявшегося патриарха.

    В начале 1992 года при поддержке президента Леонида Кравчука, провозгласившего лозунг «независимому государству — независимая церковь», Филарет собирает украинских епископов, чтобы направить в Москву прошение об автокефалии, дабы примирить верующих страны. Весной 1992 года состоялся исторический Архиерейский собор, на котором обсуждался вопрос украинской автокефалии. Патриарх Алексий II, видя, что произошедшее ранее предоставление УПЦ независимости не способствовало религиозному примирению, заявил, что РПЦ не пойдет на дальнейшее разделение. Кроме того, на том же Соборе был поднят вопрос об уходе Филарета с поста главы украинской церкви.

    Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший экзарх Украины, во время богослужения, 1988 год

    Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший экзарх Украины, во время богослужения, 1988 год

    Фото: Олег Макаров / РИА Новости

    Будущий раскольник сначала согласился, но, вернувшись на Украину, заявил, что Собор прошел с нарушением канонов, его присяга об отречении была вынужденной, а потому — недействительной. Он говорил: «Я на многих собраниях был за сорок лет служения церкви, на общих церковных собраниях, но не слышал, чтобы так поливали собрата-архиерея… Это для меня была Голгофа. И я должен был ее выдержать, выстоять до конца». Эти слова будут потом звучать во многих интервью.

    В течение нескольких месяцев Филарет, объявив, что он «дан Богом украинскому православию», боролся с Синодом РПЦ за право возглавлять каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Но тогда от него отвернулись все признанные патриархом Алексием иерархи: они самостоятельно созвали Собор и избрали своим главой бывшего соперника Филарета за престол, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира. И уже тогда, отчаявшись, в полной изоляции, епископ обращается к своим прежним врагам — УАПЦ, с чьей раскольнической деятельностью еще недавно боролся.

    Так родилась Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Тогда ее главой стал проживающий в США престарелый глава УАПЦ Мстислав. Филарет де-юре стал его заместителем, однако де-факто руководил новой структурой. Правда, из-за его активности союз оказался недолговечен: иерархам раскольников не понравилось, что новичок прибрал к рукам все финансовые потоки и устанавливает контроль над все большим количеством приходов. Поэтому после смерти Мстислава союз был расторгнут.

    Патриархом УПЦ КП выбрали еще одного из ее основателей — бывшего епископа УАПЦ Владимира, подвергавшегося гонениям при советской власти. Он казался компромиссной фигурой, но не для Филарета, с которым они вскоре повздорили из-за финансовых вопросов. В 1995 году при загадочных обстоятельствах Владимир погиб, и будущий главный раскольник Украины наконец получил вожделенный сан.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: