Можно ли считать грехом красивую внешность? Человек ведь не выбирает, каким родиться.
Мне кажется очень узким такой подход к вопросу красоты. Почему только о женской красоте предполагается говорить? День красоты касается красоты вообще — искусства, культуры, эстетики. Я бы хотел акцентировать внимание на внутренней составляющей красивого. Художник — это ведь не только тот, кто умеет писать картины или что-то ещё делать творчески, но и тот, кто умеет замечать красивое в окружающем мире: цветы, облака, деревья. Вспомним, как святой Иоанн Кронштадтский целовал цветы со словами: «Целую руку, вас создавшую». В мире всё так сложно и красиво сотворено, что невозможно не восхититься замыслом Творца.
Если сузить тему и говорить о красоте женской — что сказать? Женщина — это венец творения, поскольку была сотворена последней. Вещество, из которого был взят Адам, — грубое: это земля, глина. Женщина же создана из совсем другого материала — из ребра, то есть из живого творения. Это значит, что женщина — самое красивое и самое совершенное создание на земле.
Красота и чувство прекрасного свойственны человеку по его природе. Мы можем смотреть на окружающий мир и познавать через него нашего Творца и Создателя. Женской красотой наслаждаться естественно. Это как с пищей: Богу было угодно, чтобы мы от её вкушения получали удовольствие. Какой в этом грех? Всё от Бога, и красота тоже. Это ведь Он творит все эти сплетения хромосом, индивидуальность каждого человека. Красота естественна для сотворённого Богом мира, не случайно Фёдор Михайлович говорил, что она спасёт мир.
Конечно, восприятие красоты у каждого своё. Кому-то нравятся выкрашенные волосы, яркий макияж, накладные ресницы, супер-маникюр. Такая девушка идёт и думает, что выглядит наивыгоднейшим образом. А человек, воспитанный иначе, не воспринимает её. Это как с музыкой: тот, кто с детства слушает классику, не может всерьёз воспринимать современные «унца-унца». Есть люди, которые любят целомудренный внешний вид. Мне вспоминается в этой связи известный боксёр Мохаммед Али. Однажды он увидел свою дочь в открытой одежде и сказал, что женская красота должна быть скрыта от посторонних взглядов, как скрыто в природе всё дорогое: золото, жемчужины, алмазы.
Мне кажется, что сейчас идёт деградация в восприятии красоты, какая-то вульгаризация. Девчонкам внушают, что модно быть стервой, с экранов телевизоров и компьютеров идёт вал какого-то агрессивного феминизма, что в целом расшатывает не только психику женщин, но основы семьи. Человечество и вся его история держатся на семье. Потому так важно, что мы считаем красивым: если красивым считается вульгарное и пошлое, то эти качества будут цениться и в женщинах. Что же выйдет, если женщин с такими качествами станут выбрать в жёны? Если девушка выросла в целомудренной семье, где её воспитывали и папа, и мама, то, скорее всего, у неё в жизни всё будет хорошо — пример матери и авторитет отца даже без слов делают своё дело и ставят ребёнка на правильные рельсы. Парень, ищущий девушку для создания семьи, а не сексуального опыта, будет искать человека соответствующей внешности, поведения, внутреннего устроения. Это тоже вопрос воспитания.
На перепутье культур
Внешний вид, во многом, социально обусловленное явление и способ самоидентификации. Для христиан первых веков вопрос культурной самоидентификации стоял довольно остро. Распространившись на территорию Римской империи и за её пределы, христианство несло в себе как элементы иудейской, так и греко-римской культуры.
Апостолам приходилось непросто: мало было проповедовать Христа – надо было предложить людям реальные «рекомендации» для христианской жизни, дабы евангельские идеалы укоренились в любой из национальных культур.
Ведь, по слову апостола Павла, христианин – это «новый человек», который «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Апостол в своих посланиях даёт наставления, касающиеся и внешнего вида христианок: «чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами».
Заметим, что речь здесь идёт не о запрете: апостол лишь говорит, что внешнее – это не главное, и не стоит тратить на это слишком много сил и средств, что, вероятно, было характерно для греко-римской культуры. Ведь Христу, в отличие от языческих богов, золото не нужно – Ему нужна любовь человека и обращение его души.
Тенденция именно к осуждению «украшательства» и ухода за собой в какой-то мере усилилась благодаря развитию монашества и появлению святоотеческой литературы, которая, по сути, стала основным (после Писания) «руководством к действию» не только для монахов. С течением времени стремление к максимальной аскезе и «умерщвление плоти» стало представляться многим не просто добродетелью, а самой сутью христианства.
«Православная субкультура»
Особый «православный дресс-код», превращающий женщин в бесформенно-бесполые существа – порождение «православной субкультуры», которая сформировалась в постсоветское двадцатилетие – 90-е и начало 2000-х годов.
Время, когда в Росиии религия перестала быть вне закона, вновь поставило перед христианами сложный вопрос о самоидентификации. И, к сожалению, долгий отрыв от живой христианской традиции сыграл свою роль: многие стали пытаться строить жизнь по мифологическим представлениям о благочестии дореволюционной России и «народе-богоносце» как «хранителе православия» (отсюда любовь к платочкам – некогда чисто крестьянскому элементу наряда).
В России тогда получило распространение «народное православие», которое стало национальной субкультурой, довольно маргинальной, со специфическим пониманием благочестия.
Одной из существенных черт этой субкультуры стало резкое противопоставление «церковного» и «мирского». Под «мирским», в данном случае, понималась и вся культура. Люди как бы «ушли в изоляцию», выстраивая жизнь исключительно по монашеской литературе, мифологическим представлениям об «идеалах Святой Руси» и бесчисленным апокрифическим брошюрам.
Именно тогда сформировался в этой среде довольно живучий стереотип, что раз «плоть – это зло и грех», то и относится к ней надо соответственно. Забота о себе стала представляться многим чуть ли не смертельным пороком, а замкнутая жизнь в «церковном контексте» казалась единственно правильной и «спасительной» формой существования.
Игнорирование «мирского» общества привело к тому, что необходимость в этической и эстетической оценке собственной внешности потеряла смысл. Вместо того чтобы быть «светом миру», по слову Христа, такие «православные» стали избегать и пренебрегать этим миром, пренебрегать собой в этом мире.
Что говорится о макияже в Библии
В Священном Писании можно найти несколько отрывков о ритуалах красоты и макияже. Когда Эстер вошла во дворец, она прошла годичный ритуал красоты для очищения. После того как она завершила двенадцатимесячную подготовку, подошла очередь каждой молодой женщины пойти к царю Артаксерксу, ибо таким образом были распределены дни их приготовления.
Этот отрывок гласит: «Прежде чем подошла очередь молодой женщины явиться к царю Ксерксу, она должна была пройти двенадцать месяцев косметических процедур, предписанных для женщин, шесть месяцев с маслом мирры и шесть с парфюмерией и косметикой».
Мужчина узнал, что успешно привился от Covid, хотя не участвовал в вакцинации
Apple выпустит свой новый iPhone 13 в конце сентября
Красивый и вкусный бисквитный торт с шоколадно-кокосовым кремом: рецепт десерта
Есть несколько стихов о макияже или косметике. Отрывки представляют собой предупреждения и слова мудрости, которые напоминают нам, что Бога заботит не наша внешность, а то, что находится в наших сердцах.
Следует помнить Притчи 31:20: «Очарование обманчиво, и красота мимолетна; а женщина, боящаяся Господа, достойна похвалы».
Отрывки, которые мы находим (1 Тимофею 2:9-10, Иеремия 4:30, 1 Петра 3:3-4) имеют одну общую нить. Мы обнаруживаем, что Бог не против того, чтобы женщины выглядели красивыми. Но Бог против того, чтобы женщины выглядели соблазнительными и светскими.
Как одеваться в церковь?!
В вс всей семьей ездили в церковь, и вот одна знакомая давала наставления как подобает одеваться в церковь, мужчине и женщине, оч многое для себя я открыла, но придя домой решила покапаться глубже и вот что нашла.
В Православной церкви множество традиций и правил, которые необходимо соблюдать. Но иногда недостаток информации ставит нас в тупик. Что надеть в церковь? Можно ли женщине надеть брюки? И обязательно ли покрывать голову? А есть ли какие-то особенные правила для мужчин и детей?
Было время, когда на воскресную службу в церкви люди надевали свою лучшую одежду, она даже называлась «воскресная». Сейчас такой традиции нет. Даже наоборот, в наши дни люди часто одеваются в церковь слишком уж обыденно. А правила и традиции ведь никто не отменял.
В церковь нужно надевать все лучшее. Одежда должна быть скромной, но эта скромность не должна быть показательной, чтобы не привлекать к себе внимания. Вот несколько рекомендаций по поводу одежды в церкви:
Дети: Только маленьким детям (младше 10) разрешено одевать в церковь шорты – и только их классический вариант. Спортивные шорты, обрезанные из брюк или стрейчевые – непозволительная одежда в церкви (будь-то дети или взрослые). Туфли или сандалии должны быть чистыми. Нельзя надевать футболки с какими- либо надписями. Ребенок, если это мальчик, должен быть одет в классические брюки или шорты и рубашечку или, в крайнем случае, в однотонную футболку. Девочку следует одеть в платье неяркой расцветки.
Женщины: Платье должно быть скромным. Никаких маек или платьев с тонкими бретельками, никаких мини-юбок и обтягивающих нарядов. Никаких платьев с вырезами на спине. Запрещены шорты любого фасона. Если женщина хочет надеть в церковь брюки – это должны быть именно брюки, а не джинсы или легинсы. Хотя все же в некоторых церквях за брюки можно услышать упрек. Поэтому просто понаблюдайте, во что одеты прихожане вашей церкви.
Что касается косметики, то макияж не должен быть ярким и вызывающим. Можно слегка подкрасить ресницы. Но, ни в коем случае, не следует использовать губную помаду. Вы когда-нибудь видели икону всю в губной помаде? Если вы не можете без нее обходиться – вытрите губы перед входом в храм. Также есть древняя традиция – входя в храм покрывать голову платком. О ее происхождении и актуальности идут споры, но традиция – есть традиция. Чем скромнее вы будете выглядеть, тем меньше поводов у вас будет для волнений. Главное не перестараться. Темная юбка до пят смотрится показательно скромно, что тоже нехорошо.
Мужчины: Мужчины также должны быть одеты скромно. В то время как пиджак и галстук не обязательны, у рубашки должен быть воротничок, и ее необходимо застегнуть на все пуговицы (оставить расстегнутой можно только пуговицу воротника, но две или три не застегнутые пуговицы недопустимы). Брюки должны быть чистыми и отутюженными. Джинсы (любого цвета) – это слишком повседневная одежда для церкви. Снова-таки, шорты – непозволительны. И запомните- в церковь необходимо одеваться со вкусом. Перед входом в храм, мужчина должен снять головной убор.
Также перед походом в церковь, как женщине, так и мужчине лучше не пользоваться парфюмерией. И напоследок, самое главное правило этикета в церкви – не привлекать к себе лишнего внимания – ни одеждой, ни поведением, ни слишком резким запахом.
Вообще муж у меня например всегда в джинсах ходит, летом в спорт.штанах, ребенка одевали в шорты летом, зимой в теплых штанах (но не в брюках), сама платье одевала, оно чуть выше колен. Вообщем как все это узнала, рассказала мужу, поэтому теперь себе прикуплю юбку пониже, муж будет ходить в брюках, ну и сыночка приоденем! Будем учиться потихоньку, жаль что перед входом в храм не висит например листочек о том как нужно одеваться в храм, а это немаловажно в наше то время, батюшка не просвящает, а бабульки делают замечание.
Главное — уместность
С крещения Руси и до событий 1917 года христианство фактически было в России государственной религией, но, тем не менее, русские женщины, независимо от сословий, украшали себя, пользовались «притираниями» и косметикой, наряжались – в том числе и в церковь.
Дело в том, что христианство всегда относилось к внешнему виду, исходя из двух основных критериев: этического и эстетического. Этические критерии определялись базовыми нормами Евангелия, главный из которых – не вводить в соблазн.
Причём соблазн понимается в широком смысле – не только сексуально откровенный наряд может шокировать и вызвать негодование. Чрезмерная и неуместная роскошь или столь же неуместная неряшливость в образе тоже серьёзный повод для соблазна. Потому главные принципы христианской этики в отношении внешнего вида — уместность и чувство меры.
Эстетический же критерий определяется понятиями о красоте, которые бытуют в культуре того или иного христианского народа, отдельно взятого сословия и т.д.