Глава 1. В поисках «исторического Иисуса» / Был ли Иисус Богом?

Приветствую Вас, кто бы ты ни был. Почему Иисус Бог? Почему Иисус Христос Бог , если он человек.? Почему Иисус Бог если он пророк? Эти вопросы мучают многих людей. Мусульмане думают Что Иисус – это Иса пророк, но не знают о чем он учил, потому что не читают Евангелие, а в Коране о нем написано весьма скудно. Кришнаиты думают Что Иисус не Бог, а лишь аватар Бога. Некоторые другие конфессии думают что Иисус сын Бога но не Бог. На что я им говорю что ваш сын сын человека, а не челове. И вот, Бог побудил меня написать ответ. И начнем мы сначала. Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог. Такими словами начинается Святое Евангелие от Иоанна. Кого вы представляете, когда слышите Имя Иисус Христос? Вы представляете младенца на руках у Марии? Или вы представляете Распятого? Или Учителя в длинных одеждах с бородкой , Который с лодки учит людей любви и прощению? Кого? Может быть Сына плотника, который делает стол…

Мы придём к ответу на ваши вопросы. Но постепенно. Дальше я буду обращаться к Библии, и интересным фактам из разных культур, как к Божественному откровению, которое поможет нам понять природу Иисуса Христа, постарайтесь не упустить мысль, чтобы получить пользу и не перечитывать снова.

Бог создал человека. Дал ему разум и мудрость, это удивительную способность постигать суть вещей и определять причину и следствие. Многие не думающие и не размышляющие люди обвиняют и бога и верующих в том, что Бог жесток. И аргументируют они это тем, что если только христиане попадут в рай, то что будет с теми, кто жил в Индонезии, в Китае, или в Индии или любом другом месте и никогда не слышал о Боге и о Христе?! Они пойдут в ад? и некоторые христиане, которые не знают свою веру глубоко, говорят да. Все пойдут в ад. Только Христиане спасутся. Верно ли это? Библия говорит что нет.

Иоанн 5:24: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Библия говорит о том, что Уверовавший во Христа не приходит на суд, и при условии что не отпали от веры и делали дела добра и мира – будут спасены. Те же кто не уверовал во Христа придут на Суд Последнего дня и Бог будет судить их за грехи. А Наказание за грех смерть.

Римлянам 6:23 Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе

И вот живут народы без Бога. Не знают Ни Бога Отца (Эллохим, Аллах, Яхве, Саваоф) ни Иисуса Христа не слышали. Что Же будет с Ними? Давайте обратимся еще к Евангелию От Иоанна.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Евангелие от Иоанна 1 глава

Библия говорит, что Свет истинный не делает исключений, и просвещает любого человека, независимо от того, в какой культуре он родился. Что же это означает? Перед тем, как отправить человека в мир, Бог даёт ему частицу света в душу, которая должна направить его к истине и научить как пройти жизненный путь чистым, не совершая зла, чтобы вернуться к Создателю.

Также В Библии в послании к Римлянам написано о язычниках, людях не веровавших в Единого Бога.

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, –
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

Послание к Римлянам 2 глава

Этот текст продолжает нам объяснять то, что делает Свет истинный и как именно он просвещает человека, не делая различия между иудеем, мусульманином или язычником просвещает сердца людей так, что они понимают что есть истина, и более того, они понимают, что есть закон Божий. И Совесть их – голос Божий, который говорит что есть зло, а что добро.

Еще текст из Библии о том, как это работает.

Притчи царя Соломона 2 глава

3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;

4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

5то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;

здесь говорится о том, что человек взывающий к разуму, найдет познание о Боге и поймет то, чем можно огорчить Бога, что не нужно делать по жизни. Просто взывая к разуму, руководствуясь желанием познания сути бытия человек может дойти до познания Бога. Всякий ищущий находит. Давайте посмотрим на то, как на протяжение веков люди находили Бога.

Иисус Бог -Логос .

Начнем с того что поближе. Греция – родина многих наук, философов и мудрецов, которые задавали себе вопросы о бытие, и свои мысли устремляли к великому, пытаясь познать самое великое и находили Бога. В Библии говорится “В начале было Слово” . Слово это на греческом звучит как Логос. И в греческой культуре оно имело особое значение. Логос означает как слово, которое мы произносим, так и космический закон, в котором мир гармонично существует. Логос в греческом миропонимании является единой всеобъемлющей мировой компонентой. Стоики описывают Логос как состоящую из тонкой материи (эфирно-огненную) душу космоса, обладающую совокупностью формо-создающих потенций (т. н. «семенных Логосов»). От них происходит «сотворение» вещей в инертной материи.

Читаем евангелие от Иоанна про Слово( Логос)

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Евангелие от Иоанна 1 глава

В евангелии От Иоанна Слово так же является Творцом Мира, через него происходит сотворение вещей. Так же является законом, который написан в сердцах людей. Античные философы считали, что в основе Мироздания находится Логос — слово, разумность, гармония. Вечный Логос являющийся Истиной Мудростью или Принципом существовавшим до сотворения мира, и в процессе создания всего сущего представляющий главную сила. Логос — всепроникающий, его активность проявляется через посредство особых природных, моральных и духовных законов.

Греческие философы описывают то же, что и описывает Библия. Древнегреческий философ Гераклит пишет: «Все сущее питается единым божественным законом, ибо последний господствует насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает. Этот правящий миром закон есть Логос». Давайте пойдём в другую часть света. Китай.

Как Иисус мог прощать грехи?

В иудейской религии, прощать грехи может только Бог. Прощение всегда носит личностный характер; простить может только тот, кого обидели или оскорбили, особенно, если обиженным Лицом является Бог. Но в нескольких случаях Иисус действовал как будто он – Бог, прощая грешников. Такое сногсшибательное заявление о прощении грехов никогда в прошлом не делал ни один из пророков. Оно привело в неистовство иудейских первосвященников, ставших свидетелями прощения Иисусом грехов разбитого параличом. Марк описывает этот случай. «Что он так богохульствует! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” (Марка 2:7)! Это один из моментов; ни один человек не имеет права или власти говорить от имени Бога, когда речь идет о прощении грехов. Льюис представляет, насколько были поражены все те, кто слышал Иисуса:

“Затем наступает настоящий шок”, писал Льюис: “что среди этих иудеев вдруг появляется человек, который со всеми вокруг разговаривает так, как будто он Бог. Он утверждает, что прощает грехи. Говорит, что Он существовал всегда. Говорит, что придет судить людей, когда настанет конец света. Здесь нужно прояснить следующее. Среди пантеистов, например, индийцев, любой мог сказать, что он – часть Бога, или един с Богом… Но этот человек, будучи иудеем, не мог иметь в виду такого Бога. На их языке Бог означал Существо вне этого мира, которое создало этот мир и было бесконечно отличным от всего прочего. И когда вы проникнетесь этой концепцией, вам станет понятно, что то, что говорил этот человек, было самым шокирующим заявлением всех времен”.[10]

Почему Иисус Бог – китайская философия

Примерно в это же время В VI веке до н.э. древнкитайский философ Лао-Цзы написал: «Дао – глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Дао существует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо».

Лао-Цзы, когда пишет, что постижение Дао подобно состоянию младенца. Младенец не владеет логикой, но обладает первоначальной мудростью, которая и есть Дао. Выше мы прочитали , что Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Евангелие от Иоанна 1 глава .

Лао Цзы, сумев оторвать свои мысли от земного вознёс их к небесному и осознал то, что уже было в нём и написал об этом. Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, от которого происхождение единственности и двойственности, и вместе с тем начало мира и творения. То же что мы читаем в библии. Понятие Дао , открытое китайцам, аналогично понятию Логос открытое грекам. Это всемирный закон, начало мира, гармония, под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. (великий предел кит. 太極), единица порождает два — Инь и Ян (кит. 陰陽), которые, придя в движение, становятся тремя и порождают весь проявленный мир (кит. 萬物 / 万物, wànwù). То есть Дао является источником жизни. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения и творение. Это творящий дух, который создаёт.

и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Евангелие от Иоанна 1 глава Улавливаете сходство? Прочитайте первую главу Евангелия от Иоанна. Когда переводили Евангелие для Китайцев, то перевели так ;

Вначале было Дао и Дао было у Бога и Дао было Бог.
Оно было в начале у Бога.
3 Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И Дао стало плотью , и обитало с нами, полное благодати и истины; Евангелие от Иоанна 1 глава

Что Иисус подразумевал под Сыном Божьим?

Иисус также утверждал, что он — “Сын Божий”. Это имя не означает, что Иисус есть биологический Сын Бога. Оно также не означает подчиненность, как и сын человека по существу не является подчиненным своего отца. У сына с отцом схожие ДНК, и хотя сын отличается от отца, они оба мужчины. Исследователи говорят, что термин “Сын Божий” в первичных языках означал сходство, или “одного порядка”. Иисус имел ввиду, что он по сути божественен, или, говоря языком 21-го века, имеет “ДНК Бога”. Профессор Питер Крифт дает следующее объяснение. “Что Иисус имел в виду, называя себя “Сыном Божьим?” Сын человека есть человек. (И «сын» и «человек» в традиционном смысле означают в равной степени и мужчину, и женщину.) Сын обезьяны есть обезьяна. Сын собаки есть собака. Сын акулы есть акула. И сын Бога есть Бог. “Сын Божий” есть божественное имя”.[8] Иисус постоянно говорил о своем Отце как Боге. В стихе 17 от Иоанна, Иисус говорит об Отце как «единственном настоящем Боге». Но в этом же отрывке Иисус говорит о славе, которую разделяли он и его Отец до начала мира. Как мог Иисус существовать вечно вместе с Отцом? Это возможно только при условии, что он вместе со своим Отцом имел одну и ту же божественную суть. Пакер объясняет, что Иисус подразумевал под именем «Сын Божий».

Поэтому, когда в Библии Иисус провозглашается Сыном Божьим, такое утверждение означает его явную личную божественность”.[9]

То, что Иисус называл себя «Я ЕСТЬ», «Сын человеческий» и «Сын Божий», указывает на тот факт, что он приравнивал себя к Богу. Именно таким образом понимали его иудейские старейшины. Но если Иисус действительно выдавал себя за Бога, то дал ли он понять это какими-то другими способами? Чтобы узнать, нам нужно посмотреть на поступки Иисуса в течение его трехлетнего служения. Говорил ли и действовал ли Иисус со всей властью Бога? Или же он просто говорил от имени Бога как Моисей и другие пророки?

Почему Иисус Бог – индийская философия

Понимание этого мирового закона, Логоса, Дао, Слова, было открыто не только грекам, евреям и китайцам, но и Индийцам. Везде были мудрые люди, которые хотели познать суть бытия. и доходили в своих размышлениях до истины и прикасались к ней.

Вследствие причин существует мир, вследствие причин бывают все вещи и все существа зависят от причин и ограничены ими. Они стабильны как вращающееся колесо повозки — стержнем своей оси.

Буддизм. Сутта Нипата 654

Есть в индии народ прозываемый Сикхами. И там дошли до понимания причины вещей. Божественный закон сикхизма. Божественный Закон проявляется через все, Но сам не выразим. Божественным Законом создано все, Законом возносится великое. Божественным Законом различаются благородство и бесчестие, Законом все вещи приводятся к блаженству или несчастью,

В древнеиндийской ведической философии Рита ( само слово родственной нашему слову речь, риторика, что отражает понимание СЛОВА как в библии) – универсальный важнейший космический закон, благодаря которому происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая Космос, человека, нравственность. Рита – это истина в самом широком смысле этого слова, даже боги и их деяния, движение Солнца, погода на Земле и космические законы – это не более чем проявления Риты, не видимой для простых смертных людей («Закон сокрыт законом»). Известны людям законы Рита, которые говорят о целомудрии и нравственном поведении. Друзья, этими истории я хотел бы передать вам ощущение мирового закона, космического начала и порядка, которое огромно, велико и удивительно. Чтобы вы задумались о том, как так получается что в разных углах планеты, люди доходят до одного понимания.

Бог Иисус(Логос, Дао, Высший разум, Слово Бога) становится человеком

Но какая же связь с Иисусом Христом, спросите вы, статья ведь об Иисусе Христе. И о том почему Он – Бог. Обратимся вновь к Евангелию От Иоанна и обратим внимание на один текст.

9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал.

11 Пришёл к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотью , и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17 ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа.

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Евангелие от Иоанна 1 глава – Библия

В этом тексте открывается тайна. Тот всеобщий, космический закон, который существует прежде создания мира, через который мир был сотворен, становится плотью, обретает тело. Слово, Логос, Дао и много других понятий различных культур, обозначающих эту первопричину бытия и одновременно закон благодаря которому всё движется и существует. ( Всё через него начало быть)

4 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15 Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари;

ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; Послание к Колоссянам 1 глава – Библия

Из этих текстов мы можем понять, что Иисус начал существовать задолго до создания видимого мира, и был Тем, Кто его творил. Некоторые люди полагают, что Иисус начал существовать, родившись от Марии, но это не так. Иисус это больше чем младенец на руках у Марии и больше чем страдающий человек. Иисус- это воплощение причины бытия вселенной.

Иисус Бог, Бог потому что Он был прежде создания мира. Он его Сотворил. Иисус рождён, а не создан. (кол 1-16) Теперь когда мы слышим, что Иисус это Слово , мы не думаем о слове исходящих из уст наших. Мы понимаем, что Это Мировая Гармония, причина создания, всеобщий закон любви, который стал человеком, чтобы показать путь к Отцу, путь к вечной жизни. Если бы Конфуций, Лао Цзы или Будда встретили Христа они бы поклонились ему , потому что они бы поняли, что вот он Создатель мира во плоти. Но самой опаснойложью бывает та ложь, в которой много правды, либо истина неполная.

Колоссянам 1:15-23 «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» Вы имеете полноту в Нем Колоссянам 2 10

Иисус Христос явил собой полную истину для человека и мы видим это в его учении, в Библии в его законе, который описывает всё то, до чего доходили мыслители других цивилизаций и культур пытаясь познать Его. Но так бывает, что человек не хочет принять то, что даёт ему Бог и хочет достичь всего своим не совершенным умом, что приводит к печальным последствиям.

Глава 1. В поисках «исторического Иисуса» / Был ли Иисус Богом?

И Новый Завет, и последующая церковная традиция говорят об Иисусе Христе как Боге и Человеке в одном лице. Церковь всегда воспринимала свое учение о богочеловечестве Иисуса как последовательное раскрытие тех истин, которые содержатся в Евангелиях и апостольских посланиях.

Тем не менее мы не можем обойти вниманием аргументы тех, кто утверждает, что Иисус не был тем, за кого Его выдает Церковь, и что сама Церковь не сразу пришла к мысли о том, что Иисус является Богом. В разной форме и в разных вариантах те или иные лица или группы высказывали предположение, что Церковь постепенно, в течение веков, создала образ Сына Божия из простого человека Иисуса, пусть и наделенного особыми дарованиями и особой мудростью. Многие ученые до сих пор искренне верят в то, что лишь после нескольких столетий споров о том, является ли Иисус Богом или простым человеком, вера в Божественность Иисуса восторжествовала среди церковной иерархии, а затем была «навязана» всей Церкви.

Что говорят нам канонические Евангелия о Божестве Иисуса? Можем ли мы утверждать, что вера в Иисуса как Бога воплотившегося была изначальной верой Церкви? К ответу на этот вопрос мы будем не раз возвращаться в ходе нашего исследования. Однако уже сейчас, до начала повествования о жизни Иисуса, нам необходимо остановиться на двух ключевых понятиях, применяемых к Нему новозаветными авторами: «Сын Человеческий» и «Сын Божий». От интерпретации этих понятий во многом зависит наше восприятие облика Иисуса и всей евангельской истории. Необходимо также рассмотреть, в каком контексте по отношению к Иисусу применялись такие термины, как «Бог» и «Господь».

Говоря о Себе в третьем лице, Сам Иисус чаще всего называет Себя Сыном Человеческим: это словосочетание встречается в четырех канонических Евангелиях в общей сложности восемьдесят пять раз. «Сын Человеческий» — идиома, означающая на еврейском языке не что иное, как «человек» (Чис. 23:19; Иов. 16:21; 23:6; Пс. 8:5; 143:3; 145:3; Ис. 51:12; 56:2; Иер. 49:18)1 См.: Casey M. Th e Solution to the ‘Son of Man’ Problem. P. 61–67.. В книге пророка Иезекииля Бог многократно обращается к пророку как к сыну человеческому (Иез. 2:1 и дал.). В то же время в книге пророка Даниила Сын Человеческий предстает как прообраз Мессии — вечного Царя:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7:13–14).

Можно было бы предположить, что, называя Себя Сыном Человеческим, Иисус намеренно подчеркивает Свое человеческое, а не Божественное происхождение. В то же время связь с образом Сына человеческого из книги пророка Даниила не следует игнорировать. Сын Человеческий, о Котором говорит Иисус, — отнюдь не обычный человек: Он — сущий на небесах (Ин. 3:13), на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6:27), к Нему восходят и нисходят Ангелы Божии (Ин. 1:51). Сын Человеческий сошел с неба (Ин. 3:13), чтобы спасать души человеческие (Лк. 9:26). Он имеет власть на земле прощать грехи (Мф. 9:6), Его плоть и кровь должны вкушать верующие, чтобы иметь в себе жизнь (Ин. 6:53). Он воскреснет из мертвых (Мк. 9:9) и вознесется на небо (Ин. 3:13) — туда, где был прежде (Ин. 6:62). Его Второе Пришествие будет неожиданным (Мф. 24:44; 25:13), подобным молнии, сверкнувшей на одном краю неба и блистающей до другого (Лк. 17:24). Он придет во славе Отца Своего со святыми ангелами (Мк. 8:38), сядет в пакибытии на престоле славы Своей и посадит апостолов на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28), пред Ним соберутся все народы, и Он будет отделять среди них овец от козлищ (Мф. 25:31–33).

Иисуса нередко называют Сыном Божиим (Мф. 14:33), Сыном Бога живого (Мф. 16:16; Ин. 6:69), и Он принимает эти наименования (Лк. 22:70). На вопрос первосвященника, Ты ли Христос, Сын Божий, Иисус дает утвердительный ответ, но при этом добавляет: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф. 26:6 3–64). В отношении Самого Себя Иисус попеременно употребляет имена «Сын Человеческий» и «Сын Божий» в качестве синонимов:

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:13–18).
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин. 5:25–27).

Библейское наименование «сын Божий» совсем не обязательно должно указывать на то, что его носитель является Богом (во всяком случае, когда употребляется во множественном числе). Однако в Новом Завете выражение «Сын Божий» приобретает особый смысл применительно к Иисусу Христу. Иисус — Единородный Сын Божий (Ин. 3:16; 3:18; 1 Ин. 4:9), Единородный от Отца (Ин. 1:14), сущий в недре Отчем (Ин. 1:18). В беседах с учениками и с иудея ми, записанных евангелистом Иоанном, Иисус многократно свидетельствует о Своем единстве с Отцом:

Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5:23).

Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38).

Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Ин. 10:15).

Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне… Я и Отец — одно (Ин. 10:25:30).

Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11).

Хотя Иисус называет Себя Сыном Отца и свидетельствует о Своем единстве с Отцом, Он почти нигде в Евангелиях не называет Себя Богом. Исключение составляет случай, когда в ответ на слова диавола Он говорит: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4:7; Лк. 4:12). Здесь Он применяет к Самому Себе оба наименования, относящиеся к Отцу: Господь и Бог. Отвечая на другие слова диавола, Он говорит, имея в виду Своего Отца: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Лк. 4:8).

Когда некто назвал Его Учителем благим, Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19:17; Мк. 10:18; Лк. 18:19). Ответ Иисуса можно понять в том смысле, что Он отрицает Свою Божественность, противопоставляя Себя Богу. Однако Его слова могут быть поняты и в ином смысле: называя Меня благим, ты признаешь Мою Божественность.

В Евангелиях и посланиях апостольских имя «Бог» (θεός) употребляется главным образом применительно к Отцу, тогда как по отношению к Иисусу последовательно употребляется имя «Господь» (κ?ριος)2 См.: Brown R. E. Jesus, God and Man. P. 1–38.. В Деяниях апостольских говорится о том, что Бог соделал Господом и Христом Того Иисуса, Который был распят иудеями (Деян. 2:36). Бог воскресил Господа, говорит апостол Павел (1 Кор. 6:14). В апостольских посланиях неоднократно встречаются выражения Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (1 Пет. 1:3; Рим. 15:6; 2 Кор. 1:3; 11:31; Еф. 1:3; 1:17; Кол. 1:3), Бог Отец наш и Господь Иисус Христос (Рим. 1:7) и другие сходные формулы.

В то же время в посланиях апостола Павла Иисус Христос неоднократно именуется Богом: Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь (Рим. 9:5); Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:13); в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Иоанн Богослов в своем Первом послании говорит об Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5:20).

Само по себе слово «Господь» (греч.κύριος) не обязательно должно указывать на божественность его носителя: оно обозначает «господин». В этом смысле можно понимать многократное употребление слова «Господи» (греч. κύριε) применительно к Иисусу в прямой речи апостолов и других героев Евангелия. Однако уже в Септуагинте это слово использовалось для передачи имен Божиих — יהוה‏‎ Yahwē (Яхве, Иегова, Господь, Бог) и אדני — ’Ǎḏōnay (Господь мой)3 Букв.: «господа мои» (pluralis majestatis)., а в Новом Завете имя Господь (κύριος) постоянно употребляется по отношению к Богу Отцу, наряду с именем Бог (θεός).

При этом уже в псалмах имя Господь указывает и на Бога, и на обетованного Мессию: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Цитируя слова царя Псалмопевца, Иисус спрашивает иудеев: Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? (Мк. 12:36–37; cр.: Лк. 20:42–44). Здесь имя Господь трактуется как указывающее на Божественность его Носителя и применяется Иисусом к Самому Себе.

В раннехристианской общине приложение имени Господь к Иисусу, безусловно, означало признание Его Божественности. Апостол Фома употребляет слова Господь и Бог в качестве синонимов, когда обращается к воскресшему Иисусу со словами: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28). По словам апостола Павла, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). В посланиях Павла имена Бог, Господь и Христос нередко употребляются синонимично: Павел говорит о Церкви Бога и Церкви Христа, Царстве Божием и Царстве Христа, благодати Божией и благодати Христовой, Духе Божием и Духе Христовом. По мнению Иоанна Златоуста, имя Бог не больше имени Господь и имя Господь не меньше имени Бог, поскольку в Ветхом Завете Бог Отец постоянно называется Господом4 Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев. Беседа 5, 2 (PG. 48, 738). Рус. пер.: Т. 1. Кн. 2. С. 535..

Характерным в этом отношении является Евангелие от Луки, где имя Господь многократно применяется к Богу, но не менее часто и последовательно применяется к Иисусу5 См.: Rowe C. K. Early Narriative Christology. P. 197–218.. Уже в первой главе этого Евангелия имя Господь шестнадцать раз употреблено по отношению к Богу (Лк. 1:6, 9, 10, 15–17, 25, 28, 32, 38, 45, 46, 58, 66, 68, 76) и один раз по отношению к Иисусу — когда Елисавета называет Деву Марию Матерь Господа моего (Лк. 1:43). В последующих главах мы видим постоянное чередование имени Господь применительно к Богу и Его Сыну. Иисус — это одновременно Христос Господь (Лк. 2:11) и Христос Господень (Лк. 2:26). Иоанн Креститель послан приготовить путь Господу, то есть Иисусу (Лк. 3:4; то же в Мф. 3:3; Мк. 1:3). Если в первых шести главах Лука называет Иисуса только по имени6 В общей сложности имя «Иисус» в Евангелии от Луки встречается 83 раза, из них 77 — в повествовательной части. См.: Lee D. Luke’s Stories of Jesus. P. 214., как делают и другие евангелисты, то начиная с седьмой главы имя Иисус в повествовании регулярно замещается именем Господь (Лк. 7:13, 31; 10:1; 11:39; 12:42; 13:15; 17:5, 6; 18:6; 19:8; 22:31, 61; 24:3, 34). Такое словоупотребление встречается в повествовательной части только у Иоанна (Ин. 11:2; 20:18, 20).

Наиболее явным утверждением веры ранней Церкви в Божество Иисуса Христа является пролог Евангелия от Иоанна, в котором Иисус отождествляется с вечным Словом Божиим:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:1–5, 13–14).

Именно эти слова четвертого Евангелия являются манифестом веры Древней Церкви в Божественность Иисуса. В прологе Евангелия от Иоанна содержится эксплицитное признание того, что Слово Божие, Единородный Сын Божий, есть Бог. Слово стало плотию, воплотилось, сделалось человеком и жило среди людей. Именно в том, что Бог стал человеком, и заключается Благая Весть, которую принесли миру евангелисты и апостолы Иисуса. И именно в этой вести — новизна христианства как Нового Завета между Богом и людьми.

Не случайно Евангелие от Иоанна, начавшееся с торжественного утверждения вечности и Божественности Слова Божия, в заключительных главах содержит исповедание Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28). Все четвертое Евангелие является последовательным раскрытием веры в Божество Иисуса Христа, и завершается оно не менее торжественным исповеданием этой веры, чем то, с которого оно началось.

Пролог Евангелия от Иоанна заканчивается словами: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18). Современные критические издания Нового Завета приводят этот текст в несколько иной редакции: вместо «единородный Сын» (μονογενὴς υἱoς) в них стоит «единородный Бог» (μονογενὴς θεóς). Это чтение основано на наиболее древних рукописях, тогда как чтение «единородный Сын» встречается лишь в некоторых рукописях начиная с IV века. Аутентичность версии, приводимой в критическом издании, подтверждается использованием выражения «единородный Бог» у авторов IV века — Василия Великого7 Василий Великий. Письмо 38, Григорию брату о различии сущности и ипостасей. 4 (PG. 32, 329 B). Рус. пер.: С. 96., Амфилохия Иконийского8 Амфилохий Иконийский. О правой вере (Amphilochii Iconiensis Opera. P. 315). Рус. пер.: С. 408. Сочинение сохранилось в сирийской версии., Григория Нисского9 Григорий Нисский. Большое огласительное слово 39 (PG. 45, 101 A). Рус. пер.: С. 105; к Авлавию о том, что не три Бога (PG. 45, 129 A). Рус. пер.: С. 125.. Выражение «единородный Бог» является еще одним подтверждением веры ранней Церкви в Божество Христа и в то, что Его пришествие на землю было не чем иным, как Боговоплощением.

Убежденность в Божественном происхождении Иисуса была изначальной верой Церкви, отраженной на страницах Нового Завета. Применительно к Иисусу в нем использованы имена, обычно употребляемые для обозначения Бога. Помимо этого Иисусу приписываются свойства, которыми обладает Бог, и дела, которые совершает Бог; Ему воздается поклонение, воздаваемое Богу. Детальное рассмотрение новозаветных текстов, посвященных этим темам, приводит современных исследователей к следующему заключению:

Доводы в пользу Божественности Христа не базируются лишь на нескольких текстах, используемых в качестве доказательств. Популярная идея, согласно которой некоторые христиане IV века решили навязать Церкви веру в Иисуса как Бога и вырвали отдельные библейские выражения из контекста для достижения этой цели, является ложной интерпретацией фактов. Создатели православного учения о Боговоплощении и Троице действительно имели цель, но она состояла не в том, чтобы заместить человека Иисуса Божественным Христом. Их цель заключалась в том, чтобы сохранить ясное учение Нового Завета о Божественности Господа Иисуса Христа, при этом отдав должное трем другим ясным пунктам новозаветного учения: Бог един; Иисус — Сын, а не Отец; Иисус — не только Бог, но и человек10 Bowman R. M., Komoszewski J. Putting Jesus in His Place. P. 267..

Вера в Божественность Иисуса не сразу получила четкое догматическое обоснование, выраженное в конкретной христологической терминологии. Эта терминология складывалась на протяжении нескольких веков в ответ на возникавшие ереси.

В хронологическом порядке первыми, кто отрицал Божественное происхождение Иисуса, были Его современники — иудеи. Некоторые из них готовы были увидеть в Нем учителя и пророка, но их возмущало Его настойчивое желание объявить Бога Своим Отцом, а Себя — Его Сыном, говорящим от лица Божия. Наиболее яркие описания таких столкновений между иудеями и Иисусом содержатся в Евангелии от Иоанна: главы 5–8 этого Евангелия почти целиком посвящены полемике Иисуса с иудеями. При чтении этих глав трудно отделаться от ощущения, что Христос как будто бы умышленно провоцировал иудеев, говоря им то, что они заведомо не могли вместить. Его конфликт с иудеями отнюдь не выглядит случайностью и недоразумением: Иисус последовательно и сознательно шел на этот конфликт — и когда обличал фарисеев в лицемерии и ханжестве, и когда говорил о Себе как о Сыне Божием.

После смерти и воскресения Иисуса сомнения в Его Божественности возникали не только в среде тех, кому была адресована проповедь апостолов, но и в христианской среде. Однако Церковь последовательно извергала из себя всех, кто в той или иной форме оспаривал Божественность Иисуса, объявляя их еретиками и опровергая их учения на Соборах.

Мы не будем здесь перечислять многочисленные еретические учения, возникавшие в Древней Церкви и в той или иной степени ставившие под сомнения Божественность Иисуса. Скажем лишь об одном, наиболее показательном, колебавшем Церковь в течение почти всего IV столетия: арианстве. Оно исходило из понятия о едином абсолютно трансцендентном Боге Отце, Который не может быть имманентным кому бы то ни было. Автор этого учения, александрийский пресвитер Арий, считал, что Сын Божий не равен и не подобен Отцу: у Него иная природа и сущность. Он также не совечен Отцу, ибо получил начало во времени: «было, когда Его не было». Сын является одним из творений Божиих. Он был создан Отцом «из небытия» в качестве посредника, для того чтобы Его руками сотворить мир. Он имеет преимущество над прочими тварями, однако не является Богом, будучи изменяемым по природе: только Отец неизменяем и только Отец есть единый истинный Бог, а Сын и Святой Дух — подчиненные Ему творения Божии.

Этому учению Никейский Собор 325 года противопоставил Символ веры, в котором основные постулаты арианства были осуждены:

Веруем в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, Которым все приведено в бытие. Нас ради, людей, и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося, и вочеловечившегося, и страдавшего, и воскресшего на третий день, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего судить живых и мертвых. И во Святого Духа. Говорящих же «было (время), когда не было (Сына)», и что Он создан из небытия, или говорящих, что Он из иной ипостаси или сущности, или что Сын Божий обращаем или изменяем, анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.

Главным противником Ария стал Афанасий Александрийский, по учению которого вся Троица есть Единый Бог — Отец, Сын и Дух Святой, равные по Божеству и по сущности. Рождение Сына от Отца является предвечным: Отец никогда не начинал быть Отцом, но всегда им был, поэтому Сын совечен Отцу. Единосущие Лиц Святой Троицы — не просто равенство или подобие: это всецелое единство бытия, нерасторжимое и неизменное тождество, неслиянная неотъемлемость одного Лица от Другого. Учение Никейского Собора, получившего наименование I Вселенского, было затем торжественно подтверждено на II Вселенском Соборе, созванном в Константинополе в 381 году.

Последующие христологические ереси, возникавшие на христианском Востоке и осужденные Вселенскими Соборами, в той или иной степени затрагивали тему соотношения во Христе Божественной и человеческой природ, но ни один из осужденных Соборами еретиков не отрицал того, что Иисус Христос является воплотившимся Богом, Сыном Божиим, равным и единосущным Отцу. В частности, в V веке был осужден Несторий, проводивший четкую грань между Богом Словом и Человеком Иисусом. В противовес его учению отцы III Вселенского Собора настаивали на том, что Бог Слово, о Котором говорится в Евангелии от Иоанна, и Человек Иисус — это одно и то же Лицо. Несторий, однако, вовсе не отрицал, что Сын Божий единосущен Богу Отцу: он лишь говорил о том, что Слово Божие вселилось в Человека Иисуса. Иными словами, он не отрицал Божественность Иисуса, а лишь интерпретировал ее так, что это оказалось неприемлемым для Церкви.

Являлось ли учение I и II Вселенских Соборов нововведением по сравнению с тем, что сказано об Иисусе Христе в Евангелиях, или оно лишь подтверждало и уточняло новозаветное благовестие об Иисусе как Боге воплотившемся? Церковь всегда настаивала на том, что никаких нововведений в отношении изначальной веры она не вводила и не могла ввести. Мы видели, что уже в Евангелиях по отношению к Иисусу последовательно применялось имя «Господь», а в некоторых случаях — имя «Бог». Божественность Иисуса не подвергалась сомнению ни апостолом Павлом, ни другими апостолами, ни последующими поколениями церковных писателей, ни даже еретиками после Ария. Терминология продолжала уточняться, но вера оставалась прежней — той, которую апостолы получили от Самого Иисуса.

Учением, которое категорически отвергло Божественность Иисуса, бросив серьезный вызов христианству, стал ислам. Он возник в VII веке, начал быстро распространяться и поначалу был воспринят христианами как одна из ересей. Иоанн Дамаскин, христианский автор VIII века, включил ислам в список ересей под номером 10011 Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце. 100 (Die Schrift en. Bd. 4. S. 60–67). Рус. пер.: С. 150–155.. Дамаскин связывает происхождение ислама с арианством, отрицавшим Божественность Иисуса Христа (существуют также сведения о том, что учителем Магомета был монах-несторианин). Так или иначе, для Дамаскина появление ислама казалось очередным отступлением от чистоты христианского вероучения, и лишь впоследствии стало ясно, что ислам — это новая религия, а не еретическое течение внутри христианства.

В Коране «Иисус, Сын Марии» (Иса ибн Марьям), упоминается многократно. Ключевым для понимания роли Иисуса в Коране может считаться следующий текст:

О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса, сын Марьям, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын12 Коран. 4, 171..

Ислам исходит из того, что Бог един и у Него не может быть сына. Христианское учение о Троице объявляется ложным, как и представление о том, что Иисус имеет Божественное происхождение. Как и в христианском богословии, в исламе проводится четкая грань между Творцом и творением. Иисус воспринимается как Слово Божие, однако, в отличие от Евангелия от Иоанна, где говорится, что Слово было Бог (Ин. 1:1), в исламе Слово Божие имеет тварное происхождение. Это сближает исламское представление об Иисусе с арианством.

На протяжении веков Церковь боролась с учениями, отрицавшими Божественность Иисуса. Когда в IV веке Арий отказался признавать Иисуса Сыном Божиим, единосущным Отцу, Церковь созвала I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено. Много веков спустя, в начале XX века, Православная Церковь объявила отпавшим от нее писателя Льва Толстого, попытавшегося подменить Евангелие своим собственным учением об Иисусе как моральном авторитете, лишенном Божественного достоинства.

Реагируя на вызовы, бросаемые представлению об Иисусе как Боге и Спасителе, Церковь развивала и оттачивала свое собственное богословие, направленное на их опровержение. Соответственно уточнялась и терминология, используемая для изложения церковного учения о Христе. При этом христиане были убеждены в том, что появление новых богословских формулировок направлено не на создание принципиально нового понимания роли и значения Иисуса Христа, а лишь на более точное изъяснение той изначальной веры в Его Божественность, которая была ей присуща с самого ее основания.

В этом смысле можно говорить о том, что учение Церкви о Божественности Иисуса Христа было последовательным на протяжении всей христианской истории. И даже в наши дни, когда христианство существует в форме различных конфессий, деноминаций и общин с обширным списком взаимных разногласий, все христиане — и католики, и православные, и протестанты — признают Иисуса Христа Богом и Спасителем, единосущным Отцу по Божеству и единосущным нам по человечеству.

Авторитет свидетелей

Оглавление

Поиск «исторического Иисуса» и Его керигмы

Почему Иисус Христос Бог, сын Бога, а не пророк.

Некоторые религии почитают Иисуса за пророка. Например мусульмане. Хотя и в Коране содержатся слова говорящие о божественности Иисуса Христа. Я не говорю о том, что Коран божественная книга и её надо почитать как божественную, потому что в ней много того, что противоречит закону любви, а Бог есть любовь, сказано в Библии. Но что-то интересное о Христе в этой книге есть. Наверное потому что Мухамед был не глупым человеком и так же размышлял, об истине, и до чего-то дошёл, а до чего-то нет. Например он говорит что Иоанн Креститель провозглашает Ису-ал-Масих “Словом от Аллаха” : “Там воззвал Закарийа к своему Господу и сказал: “Господи! Дай мне потомство благое. Ведь Ты – слышащий воззвание”. И возгласили ему ангелы, когда он стоя молился в михрабе: “Аллах радует тебя вестью о Йахйе [Иоанне Крестителе], подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном и пророке из праведников!” (Сура 3:33-34) Вспоминаем евангелие от Иоанна вначале было слово и Слово было у Бога и Слово Было Бог.

Далее мы рассмотрим следующую суру из Корана: “…Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха иЕго слово,

которое Он бросил Марйам, и
дух Его…” (Сура 4:169). Об этом стихе А.А. Абдул-Хагг (А.А.Аbdul-Hagg) отмечает следующее: “Во свете этого стиха, рассматривая значение “Его Слово”, должно быть ясно для любого разумного человека и понятно, что “Слово Бога” должно быть той же природы как и Бог.
Мусульмане, не обладая пониманием слова в том понимании, которое открывалось мудрым людям разных цивилизаций, не осознают что означает слово. В Коране написано что Аллах сотворил мир через Слово. Что Иисус является Словом. Как так получилось, что в Коране, с одной стороны признается Божественное происхождение Христа. Он называется Словом Бога. И мы видим как в Коране Аллах использует Слово для сотворения мира.

Сура Разъяснены 41 (11)

Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите по доброй воле или против воли”. Они сказали: “Мы придем по доброй воле”.

Или ещё текст

Гафир (Прощающий), 68-й аят из 85 Он — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Когда же Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается.

Аллах говорит и что-то происходит. Что он говорит? Он говорит Слово. Как Аллах сотворил мир? Через Слово, сказав “будь!”. Сотворил ли Аллах слово? Нет, потому что он всё творит Словом. Иначе чем бы он сотворил слово, Если он творит словом? Нельзя сотворить что-то чем-то, чего у тебя нет. Поэтому Слово должно быть не сотворено, а образовано другим способом. Библия говорит, что Слово было рождено Богом до сотворения мира. Что слово обитало внутри Бога Отца а Потом было каким-то образом выделено, отделено, рождено. Бывший мусульманин, учитель Корана о Слове Бога.

Но у мусульманина другое мышление, для него сложно понять что такое Дао, Логос, Рита , Божественный Закон Сикхов или Слово которое всем управляет. И чтобы понять воплощение нужно много размышлять о теле , духе и душе. И любой программист легче поймёт воплощение Иисуса, даже если не верит в него, чем мусульманин, потому что программист понимает, что тело это как компьютер, в котором может быть операционная система – душа, которым может управлять человек- дух, либо Дух Бога – Иисус Христос. Который духом своим был Бог , а телом своим стал человеком. А мусульманин не понимает, что Бог – это не материя. Бог это духовное существо. Но зачем в Коране тогда есть упоминание о Слове, Духе Бога?! Почему бы не написать его так, чтобы у людей читающих его не было возможности придти к пониманию Божественности Иисуса Христа?!

Кто давал откровение пророкам Библии? Сам Бог.

Кто давал откровения Мухамеду? Ангел.

Когда падшие ангелы встречали Иисуса Христа они кричали

Евангелие от Матфея 8:29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

и еще одна история которая происходила уже с учениками Христа. С Апостолом Павлом.

Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из неё. И дух вышел в тот же час.

Деяния апостолов 16 глава

Из этих библейских текстов видно, что нечистая сила, сталкиваясь с Богом, говорит о нём правду. И не может сказать неправду о Христе. Ангел который вдохновлял Мухаммеда, должен был сказать в Коране о Христе Иисусе правду, чтобы те, которые предназначены ко спасению, могли найти истину, даже если они родились в мусульманской среде.

Доказательства Божественности Иисуса Христа в Новом Завете

Как Божественность Иисуса Христа можно доказать из Нового Завета? На самом деле в Новом Завете есть масса отрывков, которые напрямую говорят о Божественности Христа. Иисус называется Богом в Иоанна 1:1, 20:28; Титу 2:13; 2 Петра 1:1 и 1 Иоанна 5:20. Евреи понимали, что заявления Иисуса о том, что Он является Сыном Божьим, на самом деле значили, что Он равнозначен Богу по Своей природе (Иоанна 5:18). Они не сомневались, что Иисус говорил о Себе как о Боге (Иоанна 10:33). Люди могут стать детьми Божьими через усыновление, но Иисус был уникальным Сыном Бога по природе (Иоанна 3:16, Филиппийцам 2:6).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: