Чинопоследование Вседневной Вечерни
Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, след. образом.
После молитвы 9-го часа: «Владыко Господи…» отпуста не бывает.
Свящ-к по окончании молитвы 9-го часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 главы), исходит из алтаря сев. дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш…».
Чтец: «Аминь», «Приидите поклонимся…» (трижды), после чего читает 103 пс. — предначинательный: «Благослови, душе моя, Господа».
В тех случаях, когда 9-й час не совершается, вечерня начинается так:
Свящ-к возглашает: «Благословен Бог наш…».
Чтец отвечает: «Аминь» и читает обычное начало, т.е. «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся…» (трижды), а затем 103 пс.
Во время чтения 103 пс. свящ-к, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно 7 светильничных молитв, к-рые находятся в Служебнике в самом начале «Чина вечерни». Светильничнымиэти молитвы назыв-ся потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.
Чтец, окончив чтение 103 пс., произносит «Слава. И ныне», с троекратным «Аллилуиа».
После этого свящ-к, стоя на том же месте, на солее, произносит велик. ектению: «Миром Господу помолимся».
Если со свящ-ком служит диакон, то по окончании 103 пс. он исходит сев. дверями на амвон, кланяется свящ-ку и произносит великую ектению, свящ-к же уходит в алтарь.
По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит свящ-к, то он уходит в алтарь только по возгласе «Яко подобает…»).
После возгласа читается рядовая кафизма. Кафизма начинается чтением псалма, а не пением «Господи, помилуй» (трижды) со «Славой». По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В воскресенье вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.
Далее хор поет «Господи, воззвах» со стихирами по Уставу.
«Господи, воззвах» в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее.
Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда «Господи, воззвах» поется на глас текущей недели Октоиха и первые 3 стихиры будут взяты из Октоиха, а остальные — из Минеи.
Общее количество стихир по Уставу положено 6, не считая стихиры на «Слава» и «И ныне».
Далее следует «Слава, и ныне», затем поется Богородичен, а по вторникам и четвергам — Крестобогородичен, к-рые находятся наряду в Минее.
С пятницы на субботу на «И ныне» поется догматик гласа истекающей недели.
В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи.
Иногда у святого имеется стихира на «Славу». В таком случае Богородичен берется на «И ныне» из приложения Минеи по гласу «Славы».
Во время пения стихир «Господи, воззвах» диакон, а если нет диакона, то свящ-к, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 главы) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя сев. дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм.
После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре он кадит пред престолом свящ-ка и этим заканчивает каждение (Типикон, 22 глава).
После стихир на «Господи, воззвах», хор поет «Свете Тихий» (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).
Если свящ-к служит без диакона, то он произносит: «Вонмем», «Премудрость, вонмем» и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен).
Хор поет прокимен.
После прокимна чтец: «Сподоби, Господи…».
Затем свящ-к (или диакон) произносит просит. ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».
Если службу совершают свящ-к с диаконом, то возгласы после «Свете Тихий», «Вонмем» и прокимен диакон произносит в алтаре на Горнем месте (у престола).
Произносить же просит. ектению, как и все др. ектении, диакон выходит на солею.
После ектений следует возглас свящ-ка: «Яко благ и человеколюбец Бог еси…».
Хор: «Аминь».
Свящ-к: «Мир всем».
Хор: «И духови Твоему».
Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».
Хор: «Тебе, Господи» (протяжно).
Свящ-к тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы он возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…».
Затем поются стихиры на стиховне.
В период предпразденства и попразденства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в др. дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день.
В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и 2 стихиры на «Господи, воззвах» мученичны «Слава» святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на «Слава» из 2-го приложения Минеи, а Богородичен «стихиры на стиховне» опускается.
После стиховных стихир читается «Ныне отпущаеши…» и Трисвятое по «Отче наш…».
Затем свящ-к произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…».
Хор поет тропарь.
В обычные дни исполняется тропарь святому, а на «Слава, и ныне» — Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу тропаря.
В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на «Слава, и ныне» — тропарь праздника. Если в один день совершается память 2м святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь 1-му святому, затем «Слава» — тропарь 2-му святому, а на «И ныне» — Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу последнего тропаря.
В субботу тропарь святому, а на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу истекающей недели.
После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению, начиная с прошения: «Помилуй нас, Боже…» (ектения эта находится в Служебнике).
По возгласе: «Яко милостив…» диакон возглашает: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Свящ-к: «Сый благословен…».
Хор: «Утверди, Боже…».
Свящ-к: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Хор: «Честнейшую…».
Свящ-к: «Слава Тебе, Христе Боже…».
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».
Свящ-к северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст.
Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии свт. Иоанна Златоуста.
Причем если служба совершается в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни свящ-к будет произносить так: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».
После отпуста поется многолетие: «Великаго Господина…».
Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: «Утверди, Боже…», свящ-к произносит возглас: «Слава Святей…» и далее начинается утреня.
После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается.
Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, след. образом.
После молитвы 9-го часа: «Владыко Господи…» отпуста не бывает.
Свящ-к по окончании молитвы 9-го часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 главы), исходит из алтаря сев. дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш…».
Чтец: «Аминь», «Приидите поклонимся…» (трижды), после чего читает 103 пс. — предначинательный: «Благослови, душе моя, Господа».
В тех случаях, когда 9-й час не совершается, вечерня начинается так:
Свящ-к возглашает: «Благословен Бог наш…».
Чтец отвечает: «Аминь» и читает обычное начало, т.е. «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся…» (трижды), а затем 103 пс.
Во время чтения 103 пс. свящ-к, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно 7 светильничных молитв, к-рые находятся в Служебнике в самом начале «Чина вечерни». Светильничнымиэти молитвы назыв-ся потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.
Чтец, окончив чтение 103 пс., произносит «Слава. И ныне», с троекратным «Аллилуиа».
После этого свящ-к, стоя на том же месте, на солее, произносит велик. ектению: «Миром Господу помолимся».
Если со свящ-ком служит диакон, то по окончании 103 пс. он исходит сев. дверями на амвон, кланяется свящ-ку и произносит великую ектению, свящ-к же уходит в алтарь.
По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит свящ-к, то он уходит в алтарь только по возгласе «Яко подобает…»).
После возгласа читается рядовая кафизма. Кафизма начинается чтением псалма, а не пением «Господи, помилуй» (трижды) со «Славой». По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В воскресенье вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.
Далее хор поет «Господи, воззвах» со стихирами по Уставу.
«Господи, воззвах» в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее.
Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда «Господи, воззвах» поется на глас текущей недели Октоиха и первые 3 стихиры будут взяты из Октоиха, а остальные — из Минеи.
Общее количество стихир по Уставу положено 6, не считая стихиры на «Слава» и «И ныне».
Далее следует «Слава, и ныне», затем поется Богородичен, а по вторникам и четвергам — Крестобогородичен, к-рые находятся наряду в Минее.
С пятницы на субботу на «И ныне» поется догматик гласа истекающей недели.
В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи.
Иногда у святого имеется стихира на «Славу». В таком случае Богородичен берется на «И ныне» из приложения Минеи по гласу «Славы».
Во время пения стихир «Господи, воззвах» диакон, а если нет диакона, то свящ-к, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 главы) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя сев. дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм.
После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре он кадит пред престолом свящ-ка и этим заканчивает каждение (Типикон, 22 глава).
После стихир на «Господи, воззвах», хор поет «Свете Тихий» (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).
Если свящ-к служит без диакона, то он произносит: «Вонмем», «Премудрость, вонмем» и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен).
Хор поет прокимен.
После прокимна чтец: «Сподоби, Господи…».
Затем свящ-к (или диакон) произносит просит. ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».
Если службу совершают свящ-к с диаконом, то возгласы после «Свете Тихий», «Вонмем» и прокимен диакон произносит в алтаре на Горнем месте (у престола).
Произносить же просит. ектению, как и все др. ектении, диакон выходит на солею.
После ектений следует возглас свящ-ка: «Яко благ и человеколюбец Бог еси…».
Хор: «Аминь».
Свящ-к: «Мир всем».
Хор: «И духови Твоему».
Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».
Хор: «Тебе, Господи» (протяжно).
Свящ-к тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы он возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…».
Затем поются стихиры на стиховне.
В период предпразденства и попразденства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в др. дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день.
В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и 2 стихиры на «Господи, воззвах» мученичны «Слава» святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на «Слава» из 2-го приложения Минеи, а Богородичен «стихиры на стиховне» опускается.
После стиховных стихир читается «Ныне отпущаеши…» и Трисвятое по «Отче наш…».
Затем свящ-к произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…».
Хор поет тропарь.
В обычные дни исполняется тропарь святому, а на «Слава, и ныне» — Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу тропаря.
В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на «Слава, и ныне» — тропарь праздника. Если в один день совершается память 2м святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь 1-му святому, затем «Слава» — тропарь 2-му святому, а на «И ныне» — Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу последнего тропаря.
В субботу тропарь святому, а на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу истекающей недели.
После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению, начиная с прошения: «Помилуй нас, Боже…» (ектения эта находится в Служебнике).
По возгласе: «Яко милостив…» диакон возглашает: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Свящ-к: «Сый благословен…».
Хор: «Утверди, Боже…».
Свящ-к: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Хор: «Честнейшую…».
Свящ-к: «Слава Тебе, Христе Боже…».
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».
Свящ-к северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст.
Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии свт. Иоанна Златоуста.
Причем если служба совершается в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни свящ-к будет произносить так: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».
После отпуста поется многолетие: «Великаго Господина…».
Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: «Утверди, Боже…», свящ-к произносит возглас: «Слава Святей…» и далее начинается утреня.
После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается.
Часть II. Службы суточного круга богослужения
В случае двунадесятого Господского праздника (в любой день)
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях 14 сентября и 25 декабря.
Антифоны праздника
.
По входе:
тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие
и
причастен
– праздника (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко – на грядущий).
Задостойник
праздника.
Отпуст
краткий праздничный с вводной фразой.
В случае двунадесятого Богородичного праздника в седмичный день
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (8 сентября).
«Блаженны»:
3-я песнь 1-го канона праздника на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4 (на праздник Сретения Господня – 3-я и 6-я песни канона праздника).
По входе:
тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие
и
причастен
– праздника (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко – на грядущий).
Задостойник
праздника.
Отпуст
краткий праздничный (на Сретение Господне с вводной фразой).
В случае недвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день
Служба недвунадесятого Богородичного праздника соединяется со службой рядовому святому. Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 27 ноября.
«Блаженны»:
3-я песнь 1-го канона Богородицы на 4 и 6-я песнь 2-го канона Богородицы на 4.
По входе:
тропарь Богородицы, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак Богородицы.
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие
и
причастен
– Богородицы и святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко – на грядущий).
В случае бденного святого в седмичный день
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 26 сентября и в 52-й главе.
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие
и
причастен
– святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день, редко – на грядущий).
В случае полиелейного святого в седмичный день
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб полиелейным святым (например, 6 и 9 октября), а также в 7-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь храма, тропарь святого, кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала поются прокимены, Аллилуиа и причастны святого, затем – дневные).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала следует чтение святого, затем – рядовое).
В случае святого с великим славословием в седмичный день, кроме субботы
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб 23 сентября и 23 октября, а также в 8-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
б)
в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак дня;
– в храме Богородичном:
тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь святого; кондак дня, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого, кондак дня, кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае святого с великим славословием в субботу
В этом случае особенности такие же, как и в случае полиелейного святого, так как на утрене Октоих не поется (а потому и не поются дневные тропарь и кондак, см. главу 52-ю Типикона).
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь храма, тропарь святого, кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).
Апостол
и
Евангелие
– святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).
В случае шестеричного святого в седмичный день, кроме субботы
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб 5 и 24 сентября, а также в 9-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.
«Блаженны»:
Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
б)
в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;
– в храме Богородичном:
тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь святого; кондак дня, кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого
: тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого Минеи, кондак дня, кондак храма; кондак святого Минеи. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае шестеричного святого в субботу
Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона.
«Блаженны»:
3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»);
– в храме святого:
тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»).
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).
Апостол
и
Евангелие
– святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).
В случае святого без знака в седмичный день, кроме субботы
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 27 сентября) и в 52-й главе, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи.
Антифоны вседневные.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
б)
в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;
– в храме Богородичном:
тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь святого; кондак дня, кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого Минеи, кондак дня, кондак храма; кондак святого Минеи. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).
В случае двух святых без знака в седмичный день, кроме субботы
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 2, 3 сентября) и в 52-й главе, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи.
Антифоны вседневные.
Однако если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то поются антифоны изобразительные и читаются «Блаженны» Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня (в четверг – два), кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
б)
в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;
– в храме Богородичном:
тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня, кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь дня, тропарь храма, тропарь 1-го святого Минеи, тропарь 2-го святого, кондак дня, кондак храма; кондак 1-го святого Минеи, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).
В случае святого без знака (одного или двух) в субботу
Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона.
«Блаженны»
Октоиха на 6. Однако в случае двух святых, если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то читаются «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4.
По входе:
– в храме Господском или Богородичном:
тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (одного или двух); кондаки святых (одного или двух), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»);
– в храме святого:
тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (одного или двух); кондаки святых Минеи (одного или двух), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»).
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– святого (если есть) и дня.
Апостол
и
Евангелие
– святого (если есть) и рядовые.
Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона).
В случае шестеричного святого, святого без знака или двух святых в седмичный день в период предпразднства двунадесятого праздника
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 сентября) и в 52-й главе, а также в 12-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 8: 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Если святой не имеет «Блаженн»,
то читаются 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь предпразднства на 4.
По входе:
– в храме Господском
:
а)
в предпразднство Господского праздника: тропари предпразднства и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
б)
в предпразднство Богородичного праздника: тропари: храма, предпразднства, святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
– в храме Богородичном:
а)
в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
б)
в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак предпразднства;
– в храме святого:
тропари: предпразднства, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства.
В случае двух святых
поются подряд тропари и кондаки обоим святым, причем на «Слава» в любом храме поется кондак 2-го святого.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются рядовые (см. 5 августа).
В случае шестеричного святого, святого без знака или двух святых в седмичный день в период попразднства двунадесятого праздника
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 9, 15 сентября) и в 52-й главе, а также в 12-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 8: рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Если святой не имеет «Блаженн
», то читаются или две рядовые песни канона праздника на 8 (если короткий период попразднства, например, 10 сентября), или одна рядовая песнь праздника на 6 (если длительный период попразднства, например, 19 сентября).
Вхо́дный стих:
«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий…» (далее в попразднство Господского праздника следует припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый…»).
По входе:
– в храме Господском:
а)
в попразднство Господского праздника: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, святого; кондак храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме Богородичном:
а)
в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в попразднство Богородичного праздника: тропари: праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме святого:
тропари: праздника, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
В случае двух святых
поются подряд тропари и кондаки обоим святым, причем на «Слава» в любом храме поется кондак 2-го святого.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– праздника и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
Задостойник
праздника.
В случае полиелейного святого в седмичный день в период предпразднства двунадесятого праздника
Особенности такой службы можно найти в 11-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона.
«Блаженны»
на 8: 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
а)
в предпразднство Господского праздника: тропари предпразднства и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
б)
в предпразднство Богородичного праздника: тропари: храма, предпразднства, святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
– в храме Богородичном:
а)
в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
б)
в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак предпразднства;
– в храме святого:
тропари: предпразднства, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– дня и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае полиелейного святого в седмичный день в период попразднства двунадесятого праздника
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 9 августа) и в 52-й главе, а также в 11-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 8: рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Вхо́дный стих:
«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий…» (далее в попразднство Господского праздника следует припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый…»).
По входе:
– в храме Господском:
а)
в попразднство Господского праздника: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, святого; кондак храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме Богородичном:
а)
в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в попразднство Богородичного праздника: тропари: праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме святого:
тропари: праздника, храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– праздника и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
Задостойник
праздника.
В случае бденного святого в неделю
Особенности такой службы можно найти в 3-й главе Типикона.
«Блаженны»
на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.
Вхо́дный стих:
«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых…» (этот стих всегда поется в воскресенье).
По входе:
– в храме Господском:
тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;
– в храме Богородичном:
тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропарь воскресный, тропарь святого, кондак воскресный; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае полиелейного или славословного святого или святого на 6 в неделю
Особенности такой службы можно найти в 4-й и 5-й главах Типикона.
«Блаженны»
на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;
– в храме Богородичном:
тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропари: воскресный, храма, святого, кондаки: воскресный, храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
В случае святого без знака в неделю
Особенности такой службы можно найти во 2-й главе Типикона.
«Блаженны»
Октоиха на 8.
По входе:
– в храме Господском:
тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный;
– в храме Богородичном:
тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропари: воскресный, храма, святого, кондаки: воскресный, храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
В случае двух святых в неделю
Особенности такой службы можно найти в 4-й главе Общей Минеи.
«Блаженны»
Октоиха на 8.
Однако если святому Устав назначает «Блаженны»,
то читаются «Блаженны» Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
тропари: воскресный, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого, «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак воскресный;
– в храме Богородичном:
тропари: воскресный, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак воскресный, кондак 1-го святого, «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак храма;
– в храме святого:
тропари: воскресный, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондаки: воскресный, храма, 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого (если есть).
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если указано чтение святому).
В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника в неделю
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 августа) и в 52-й главе, а также в 5-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 12: Октоиха на 4, рядовая песнь канона праздника (в предпразднство – 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4.
По входе:
– в храме Господском:
тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме Богородичном:
а)
в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого Минеи; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме святого:
тропари: воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого.
Задостойник
праздника (только в попразднство).
В случае святого без знака или шестеричного в период пред- или попразднства двунадесятого праздника в неделю
Особенности такой службы можно найти в Типиконе в 48-й главе (например, 7 августа, 8 сентября) и в 52-й главе, а также в 5-й уставной главе Общей Минеи.
«Блаженны»
на 12: Октоиха на 4, рядовая песнь канона праздника (в предпразднство – 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Если святой не имеет «Блаженн»,
то читаются «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и канона праздника рядовая песнь (в предпразднство – 3-я песнь) на 4.
По входе:
– в храме Господском:
тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме Богородичном:
а)
в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого Минеи; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;
б)
в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
– в храме святого:
тропари воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Аллилуиа
и
причастен
– воскресные и святого. Однако если святой не имеет прокимена (и всего остального), то в попразднство поются прокимены, аллилуиа и причастны воскресный и праздника.
Апостол
и
Евангелие
– рядовые и святого (если святой не имеет чтений, то читаются только рядовые Апостол и Евангелие).
Задостойник
праздника (только в попразднство).