Причастие является одним из основных Таинств христианства. Сам Спаситель оставил для Своих последователей Евхаристию во время Тайной вечери. Иисус, а в дальнейшем апостолы, подчеркивали великую силу спасения в принятии Божьих даров в виде хлеба и вина, но к этому Таинству необходимо подойти в чистоте и свободе, совершив Таинство Исповеди.
Причастие без Исповеди — Таинство, которое может вместо благословения принести беду по вине самого причащаемого, прикосновение к святыне без раскаяния — грех непослушания.
Почему Причастие без Исповеди грех
Причастие и исповедь являются двумя самостоятельными Таинствами, не связанными друг с другом. Первые христиане ежедневно проводили Евхаристию, пребывая в молитвах. Ими двигала любовь к Учителю, великая нравственность, чистота была нормой того времени.
Проходит довольно короткое время, и Павел в Первом послании Коринфянам сообщает, что Господь открыл апостолу тайну приобщения к Его телу и крови при выполнении определенных условий. Благоговение и страх должны сопровождать христиан, решивших причастится великого Дара, дарующего жизнь или смерть.
Причастие — это Таинство, установленное Спасителем во время Тайной вечери
Да, именно болезни или даже смерть пожинают люди, недостойно принимающие Жертву Христа. Апостол Павел передает предостережения Иисуса, (Кор. 11:23-25) о том, что недостойный подход к Евхаристии может стать причиной болезней и смерти.
Апостол говорит о страхе и благоговении, то есть о рассуждении по поводу своей греховности, нечистоте. Казалось бы, сделал человек богоугодное дело, пошел в церковь, причастился, а болезни не отпускают, порой усугубляются, и больной даже не догадывается, что причина кроется в недостойном принятии Иисусовой плоти и крови.
По словам апостола Павла, недостойное принятие Святых даров является осуждением самого себя. Ниже мы читаем, как апостол сравнивает Церковь с телом Христа, и все христиане — ее тело. Христиане, принимающие участие в Христовой трапезе, должны оставить мирские забавы и греховные пиршества, чтобы случайно не прикоснуться к чаше бесовской.
Интересно! Только Дух Святой движет Церковью, вселяя в сердца христиан любовь и веру, чистоту и свободу, которую мы приобретаем во время Исповеди.
Каждый верующий сам несет ответственность за недостойное принятие Причастия, без раскаяния и Исповеди. Западные церкви давно отменили правило обязательной исповеди перед Евхаристией, исходя из того, что это два отдельных таинства.
Сопричаститься с Телом, в котором нет и никогда не было греха, невозможно для земного, обремененного грехами, тела. Нечистые руки, протянутые к Жертвенным Дарам, не имеют права Их касаться без раскаяния, это большой грех непочтения Христа.
Важно! Исповедь перед Причастием важна в первую очередь для самого грешника, чтобы в духовной чистоте приступить к Жертвенным Дарам Христа.
Исповедоваться перед Причастием было заведено на Руси много веков тому назад, этот закон действует как в обычные дни, так и во время больших христианских праздников, включая Пасху. По словам святых Отцов, исповедь можно отнести ко второму Крещению, после которого душе находит исцеление и очищение, и способна к принятию Благодатных церковных даров.
Причащение святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную
Совершив прегрешение, мучимый совестью человек может пойти на исповедь без причастия, чтобы не нести грех в следующий день, который может и не наступить. Допустимо исповедоваться, даже если после этого не планируется причастие.
О таинстве причастия
Таинство Причастия Иисус Христос открыл своим ученикам перед своей смертью на кресте на Тайной Вечере. Тогда он взял чашу с вином и сказал, что это Кровь его, проливающаяся за всех людей. Разломив хлеб, он также раздал его своим ученикам, объяснив, что это Тело его. С тех пор все верующие люди регулярно принимают участие в Причастии, или Евхаристии, чтобы пребывать в духовном единении со своим Спасителем.
Некоторые христиане ошибочно полагают, что для спасения своей души достаточно совершать добрые поступки и периодически возносить молитвы. Однако священнослужители утверждают, что без единения с Богом через таинство Причастия сложно устоять и воздержаться от греха. Все чаще и чаще у такого человека возникают проблемы в семье, пропадает радость и умиротворение в душе.
Прикосновение к святыне, коими являются хлеб и вино, освященные в храме, дает духовный мир и желание творить добро. Пропадает желание участвовать в сомнительных мирских развлечениях, наоборот, тянет к чтению Святого Письма и молитвам. После Причастия любые события, происходящие в жизни человека, воспринимаются как закономерность и Божий промысел и не вызывают раздражения, христианин начинает осознавать, что любая неприятность воспитывает в нем смирение и привычку полагаться на Господа во всех своих делах.
К такому важному церковному таинству, как Причастие, нельзя подходить формально, без подготовки, так как это не принесет никакой духовной пользы христианину.
В подготовительные мероприятия входит:
- Пост, то есть отказ от пищи животного происхождения за 3 дня до Причастия. Некоторые верующие в последний день перед таинством вообще исключают любые жиры и употребляют только растительную пищу. С утра перед походом в храм не стоит завтракать, достаточно выпить стакан чистой воды.
- Чтение Святого Письма, специального молитвенного правила и последования ко Святому причастию.
- Молитва по утрам и вечерам, где человек должен попросить прощения перед Господом за совершенные проступки и грехи.
Одним из основных подготовительных этапов к таинству считается исповедь. Священнослужители рекомендует не пренебрегать этим правилом и подходить к Причастию с чистым сердцем.
Можно ли причащаться без исповеди
Подходить к таинству Святого Причастия без исповедания грехов можно только в некоторых случаях:
- Если человек принимает хлеб и чашу с вином через неделю после предыдущего таинства.
- В том случае, когда христианин по объективным причинам не успел исповедоваться в присутствии священника, а попросил Бога простить его за совершенный грех дома в искренней молитве.
- Если в маленьком храме, который посещает прихожанин, только один священник, и у него не было возможности накануне причастия провести исповедь.
Почему исповедь и причастие тесно взаимосвязаны
Суть исповеди заключается в осознании и принятии человеком своей греховности, духовного несовершенства. За ней следует раскаяние, которое должно быть искренним, помогать христианину в недопущении повторных ошибок.
Негативные деяния отпускаются через слова и действия священнослужителя, выступающего главным земным свидетелем этого таинства. Мирянин, который исповедовался и раскаялся в неправильных поступках:
- очищает свою душу от зла;
- становится ближе к Творцу;
- получает надежду быть услышанным Господом и прощенным Им.
Причастие считается бескровным повторением жертвы Иисуса Христа, которую он принес, пребывая на земле в человеческом облике. Причащаясь, человек соединяется со Спасителем, возвышается духовно, получает защиту от темных сил. Православные священники утверждают, что христиане должны причащаться как можно чаще, начиная со дня крещения и до наступления физической смерти.
Исповедь и причастие имеют единую суть и общую цель, которой является прощение человеческих грехов и единение с Богом. Эти ритуалы обладают неразрывной духовной взаимосвязью, а также представляют собой важный обычай, устоявшийся на протяжении многовекового существования христианства.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина.
О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56).
Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви.
Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23).
Всем ли необходимо покаяние?
После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви.
Грех ― рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.
Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8–9),― пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.
В чем заключается истинное покаяние?
Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто,― но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.
Насколько подробным должно быть исповедывание грехов?
Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.
Как и когда совершается Таинство покаяния?
Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу ― не уйди отсюда неисцеленным».
Как готовиться к исповеди?
Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.
Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?
К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.
Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера.
Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной.
Как вести себя в день Причащения?
При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры.
В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении.
В день Причастия надо постараться сохранить в себе внутреннюю тишину.
Как часто необходимо причащаться христианину?
Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.
Для чего необходимо причащать младенцев? Как?
Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям ― в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров ― молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5–3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.
Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся?
Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме ― совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!
Зачем нужна исповедь
Наши прародители Адам и Ева находились в Эдемском саду непорочными. Они не ведали греха до тех пор, пока не нарушили запрет о древе познания добра и зла. С этого момента грех стал властвовать над человеком, отделяя его от Бога. Поэтому человеку необходимо постоянно каяться в грехах ведомых и неведомых, чтобы преодолеть это отделение.
Без покаяния спасение невозможно. Без покаяния духовная жизнь христианина превращается в лицемерный фарс.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
После исповеди священник благословляет на причащение святых даров. Верующий может принять плоть и кровь Христа во искупление от греховной природы.
Многие верующие интересуются, можно ли каяться дома? Личное покаяние тоже слышит Господь, но оно не является таинством церкви. В этом вся разница. После церковного покаяния человек получает не только прощение грехов, но и благодать от Бога. В домашних условиях благодать получить невозможно. Благодать необходима для того, чтобы человек больше не совершал греха, в котором исповедовался священнику.
В русской православной церкви существует традиция исповедоваться перед каждым причастием. Эту традицию необходимо неукоснительно соблюдать, чтобы вести полнокровную духовную жизнь.
Важность и значение исповеди
В последние годы появилось мнение, что Исповедь и Причастие никак не должны быть связаны между собой. То есть, каяться христианину необходимо, когда он чувствует в этом внутреннюю потребность. А вот Причастие желательно принимать при каждом посещении храма. Однако большинство священнослужителей не согласно с такой постановкой вопроса, так как Исповедь является одним из 7 главных церковных таинств, и без него Причастие не имеет смысла. Они считают Покаяние вторым Крещением, так как при нем происходит очищение души христианина, после него человек способен принимать святые дары в храме.
Исповедоваться перед Евхаристией необходимо обязательно, таким образом очищая свои помыслы от неугодного Богу и приводя духовное состояние в готовность к участию в таинстве. Конечно, если человек по каким-то уважительным причинам не смог прийти на Исповедь и не чувствует за собой каких-то грехов, он допускается к причастию, однако нельзя пренебрегать исповедью на постоянной основе. Без нее таинство превратится в формальность и не принесет духовных плодов.
Возможна ли исповедь без последующего причастия
Многие представители православной церкви приравнивают исповедь ко второму крещению, поскольку во время этого обряда происходит внутреннее обновление христианина. Человек приобретает духовные крылья, сбрасывает с себя тяжесть накопившихся грехов, дает обещание Господу начать новую, достойную жизнь.
В большинстве случаев за исповедью, которая может проводиться с семи лет, следует ритуал причастия. Очистившись и покаявшись в совершенных поступках или негативных помыслах, верующий может со спокойно душой принимать Святые Дары, то есть причащаться.
В то же время представители духовенства не исключают проведение исповедального ритуала в качестве самостоятельного обряда. Исповедь без причастия проводится в том случае, если человека беспокоят муки совести и он ощущает необходимость поскорее покаяться в совершенном проступке.
Чтобы покаяться в своих прегрешениях и получить прощение, мирянину можно посетить храм в любой из дней недели. При этом нужно предварительно согласовать время с батюшкой и провести правильную подготовку. Она подразумевает глубокий анализ своих деяний, примирение с окружающими, чтение покаянных канонов, изучение специальной литературы, помогающей лучше понять суть священного таинства.