ХРАМ в честь святого великомученика Георгия Победоносца

Данная статья посвящена анализу взаимоотношений Авраама и Лота. За основу статьи были взяты труды Филарета Московского Дроздова по толкованию книги Бытия (13 – 14 главы).

Также на сайте:

Читать книгу Бытия
Толкования на книгу Бытия
История Авраама. Авраам в Библии
Лот в Библии. Жена и дочери Лота.

Лот: пророк, племянник Авраама, святой

Согласно Священному Писанию, а именно Книге Бытия (главы 11-14 и 19), Лот — это послепотопный патриарх. Он племянник пророка и патриарха Авраама сын его брата Арана. С древнееврейского его имя переводиться как «покров», «покрывало». Причислен к лику святых, память его отмечается в православии 22 (9) октября.

Праведный Лот, племянник Авраама. Лот — это племянник пророка Авраама. Он единственный из его родственников, за исключением жены Авраама Сарры, сопровождал его во время переселения в землю Ханаанскую

Лот — это единственный родственник, сопутствовавший патриарху Арааму, за исключением его жены Сарры, во время переселения в землю Ханаанскую. Особое внимание Библия уделяет бегству пророка пред разрушением нечестивых городов Содома и Гоморры.

Во время этого произошло превращение его жены в каменный столб и соблазнение его собственными дочерьми.

Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии

Ветхозаветная Книга Бытия говорит о том, что Лот — это сын Арана и племянник родоначальника евреев Авраама. Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат. Он находился в нижней Месопотами.

Произошло это примерно 4 000 лет назад. Его отец умер рано, и его дед взял всю семью и отправился в землю Ханаанскую. Дойдя до Харрана, Фара остановился и вскоре умер.

Путь Авраама в землю Ханаанскую из Ура. Дорога Авраама показана красной стрелкой. Его племянник Лот, вместе со слугами, скотом и семьёй сопровождал его

Здесь же поселился его дядя Авраам, после того, как вышел из Египта, где благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота. Лот, за исключением авраамовой жены Сарры, оказался единственным родственником, который сопровождал Авраама при переселении в Ханаанскую землю.

Праведный Лот жил в Месопотамии примерно 4 000 лет назад.

Племянник и дядя вместе дошли до Вефиля. В течение некоторого времени Лотт жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада.

Тогда Авраам предложил ему: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:19). В результате Лот стал жить на востоке, в окрестностях Иордана. Его владения простирались до города Содом, который располагался в цветущей долине Сидим при устье реки Иордан.

Дядя Лота Авраам спас его из неприятельского плена

Священное Писание говорит о том, что Лот племянник Авраама, поддерживал тесные отношения жителей города Содома, часто посещал его. Библия говорит о том, что они: «…были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13, 13).

Сам же Содом постоянно участвовал в военных конфликтах между городами, располагавшимися в долине Сидим. Однажды пять союзных царей, в число которых находились Содомский и Гоморский цари, выступили против царя Еламского Кедорлаомера. В результате они потерпели поражение, а всю их страну разграбили.

Встреча Авраама и Мельхиседека. Питер Пауль Рубенс. Когда царь Еламский Кедорлаомер захватил в плен Мельхиседека и Лота, Авраам с отрядом рабов освободил их

Лот же и его родные попали в плен, и потерял всё имущество. Узнав об этом, его дядя пророк Авраам собрал отряд из 318 рабов. Ночью отряд напал на неприятеля и освободил Лота вместе со всем имуществом, а также женщинами и народом. После этого Лот снова поселился в Содоме.

Среди грехов Содома и Гоморры Библия указывает на жадность, негостеприимство и гомосексуализм

Содом и Гоммора входили в состав союза городов Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). На сегодняшний день этимология названий Содом и Гоммора неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr, что означает «глубоко».

Видеоролик: Содом и Гоморра / Sodom & Gomorrah (W.A.R.). на 5 минуте автор говорит о том, что археологическая экспедиция учёных из Объединённых Арабских Эмиратов нашла предполагаемое место нахождения погибших древних городов Содом и Гоммора.

В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи. Священное Писание указывает на то, что для зрителей этих городов были присущи такие грехи, как гомосексуализм, негостеприимство и жадность. Христианская традиция считает их одними из наиболее тяжких грехов.

«Авраам и три ангела» Джорджо Вазари. После того, как ангелы принесли благую весть Аврааму о том, что у его престарелой жены Сарры родиться ребёнок, двое из них отправились в Содом к Лоту. Здесь они подверглись домогательствам со стороны содомлян, что ослепили их

Лот не придал нравственному значению своего пленения. Он решил вернуться в Содом и жить там. При этом Библия говорит о том, что: «Живя между людьми (неистово развратными), — замечает о нем апостол Петр, — сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр. 2,8).

Таким образом, он остался покорен воле Бога, но не понял Его предупреждения и не покинул гнездо греха.

После освобождения из плена праведный Лот стал жить в Содоме.

Священное Писание говорит о том, что когда Лот находился у ворот Содома к нему под видом двух молодых людей пришли два ангела. Они хотели после встречи с Авраамом проверить, правдами ли его жители погрязли во грехе.

Лот, зная наклонности содомлян, пригласил гостей к себе в дом, но они отказались и решили спать на улице, однако после долгих уговоров Лота они согласились. В угощение хозяин испёк им пресные хлебы. Не успели гости лечь спать, как жители всего города пришли к его дому и стали требовать, чтобы содомляне «познали» их.

Приюти странника

Дела милосердия вообще важная штука. В ней мы выражаем свою любовь к ближнему. Поэтому стоит посещать больных, одевать нагих, поддерживать заключенных и привечать странников. Мы живем в такое время, что, конечно, незнакомца не всегда пустишь в дом (опасаясь за безопасность), но отказываться от дел милосердия вообще не стоит. Что делаем ближнему – делаем Господу.

Авраам однажды приютил трех странников, а оказалось, что принимал Саму Троицу. Хороший урок для нас. Кто знает, может и нас однажды вот так, в лице внезапного гостя, посетит Господь.

Владимир Басенков

Жена Лота во время бегства из Содома обернулась, и Господь превратил её в соляной столп

Когда Лот вышел из Содома он велел своим дочерям и жене идти и не оборачиваться. Таким образом, он выполнял указание, переданное ему Господом через своих ангелов. Жена Лота по пути не выдержала и нарушила Божию волю. Она оглянулась и обратилась в соляной столп. Сам же Лот и его дочери спаслись (Быт. 19, 15-26).

Гибель Содома и обращение жены Лота в соляной столб. Жена Лота ослушалась запрета Господа и во время бегства из города оглянулась. За это она окаменела

Толкование этого содержится в Библии. Так Господь в одной из своих бесед о разрушение Иерусалима и конце мира сказал: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17,32). Святитель Филарет говорит о том, что её обращение в соляной столп — это особенное наказание Божие за её преступление.

Заключается её прегрешение против Господа не том, что она обернулась и посмотрела на горящий город, но в том, что она преступила Божии заповеди и имела пристрастия к жилищу разврата. Таким образом, она думала более о материальном, чем о духовном.

Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» упоминает о том столпе, в который превратилась жена Лота (Древ. I, II, 4).

Историки подтверждают факт существования соляного столпа, в который обратилась жена праведного Лота. Он стоял длительное время в окрестностях Содома как памятник Божьего гнева за ослушание человеком Божией воли.

О нем упоминает писатель книги Премудрости Соломоновой (Прем. 10, 7), а из позднейших писателей — Иосиф Флавий (Древ. I, II, 4) и даже епископ Климент Римский (посл. к Кор. гл. 1).

«Жена Лота» на горе Содом. На склонах горы Содом стоит несколько образований из каменной соли, которым предание приписывает их происхождение от превращённой в камень жены Лота

В наше время в Израиле, рядом с Мёртвым морем в индустриальном районе «Заводы мёртвого моря» на горе Содом стоит столб или же колонна из каменной соли. Она напоминает формой женщину, одетую в покрывало и традиционно воспринимается как окаменевшая жена.

После бегства из Содома Лот вместе с дочерьми жил в городе Сигор

После того, как Лот бежал из Содома, он стал жить со своими дочерьми в городе Сигор. Город, где жил Лот, входил в состав союза пяти городов долины Сидим. Его название переводиться как «малый», «незначительный». Его название также переводиться как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор — на севере или на юге от Мертвого моря.

Предположительное место нахождения городов Содом Гоморра и Сиор в долине Керек на основании археологических раскопок. В городе Сигор Лот жил после уничтожения Господом Содома и Гомморы

Крестоносцы называли город «villa palmarum». Согласно большинству толкователей, на юго-восточной оконечности Мёртвого моря в долине Керек на границе с государством Моав. Здесь Лот жил недолго, так как не чувствовал себя в безопасности. Вскоре он поселился с дочерьми в пещере на ближайшее горе.

Лот руководствовался физическими глазами

Если кто-то или что-то имеет привлекательный вид, красивую оболочку, то это не значит, что надо следовать совету наших глаз. Если чувствуете тревогу при покупке автомобиля или дома, или что касается устройства на работу или переезда, лучше остановиться и подождать. Никому не позволяйте торопить вас. Если вам делают предложение сегодня, отвечайте отказом. Никому не позволяйте давить на вас.

Подождите и послушайте, что скажет вам Бог. Не ходите видением, руководствуетесь внутренним свидетельством. Иногда оно выражается в чувстве тревоги. Подождите какое-то время, и вы увидите, что делать.

(Быт 13:14)

И сказал господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки.

«Возведи очи твои» — Бог подразумевает духовные глаза. Потому что для него, чтобы посмотреть вокруг требовалось духовное зрение. Лот руководствовался плотским зрением, в результате выбрал неправильное место. Он был очень ограничен, стеснен. Лот не знал, что скоро эти города будут уничтожены.

А Авраам уповал на Бога. Такой он удел избрал себе. И все что располагалось на севере, юге, западе и востоке, досталось ему.

К какой категории вы хотите относиться?

Если вы принимаете решение, опираясь на плотское зрение, то у вас будет ограниченное благословение.

Но если вы уповаете на Бога, благословение будет очень большое. Аминь!

Дочери Лота напоили его вином и зачали от него сыновей

Когда Лот жил в отшельничестве в пещере, его дочери жили с ним и не знали мужчин. Для того чтобы родить себе потомство, они напоили отца вином и вступили с ним в связь. В результате дочери Лота родили сыновей: старшая Моава, а младшая Амона. Библия об этом рассказывает так: «И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала.

На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне». (Книга Бытие 19:33-38).

Лот и его дочери (Хендрик Гольциус, 1616 год). Когда пьяный Лот спал, его дочери вошли к нему и зачали от него сыновей Моава и Амона

Толкователи Библии говорят о том, что дочери Лота решилась на такой низкий поступок потому, что:

  1. Боялись, что мужчины станут пренебрегать ими из-за того, что они выходцы из проклятых городов.
  2. Распущенность содомлян проникла уже в них.

Моавитяне и Аммонитяне проклинаются в Библии как результат кровосмешения Лота и дочерей его.

Грех кровосмешения глубоко осуждается в Священном писании, именно поэтому Моавитяне и Аммонитяне нередко проклинаются в Библии. Закон же Моисеев предусматривал за кровосмешение смертную казнь.

При этом племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа. После этого сюжета имя Лота нигде в Священном Писании не встречается.

Война девяти царей

14.1 Случилось во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Элласарского, Кедорлаомера, царя Еланского, и Фидала, царя Гоимского,

14.2 что они пошли войною против Бери, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Цевоимского, и против царя Белы, которая есть Цоар.

14.3 Все сии собрались в долине Сиддим, где ныне море Соляное.

14.4 Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера; а в тринадцатом году отложились.

14.5 Итак, в четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Эмимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме

14.6 и Хорреев в горе их Сеир, до Эл-Фарана, что при пустыне.

14.7 Обратись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадет, и поразили все поле Амаликитян и также Аморреев, живущих в Хацацон-Тамаре.

14.8 Тогда вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Цоар; и устроились к сражению с ними в долине Сиддим,

14.9 с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сен- наарским, Ариохом, царем Элласарским, четыре царя с пятью.

14.10 В долине же Сиддим было много смоляных колодезей. И так цари Содомский и Гоморрский, обратись в бегство, попадали в оные; а прочие убежали в горы.

14.11 Победители взяли все богатство Содомское и Гоморрское и весь хлеб их и удалились.Во дни Амрафела, царя Сеннаарского. Странно, что время войны означается царствованием Амрафела, который не есть главный из воюющих царей, но только союзник Кедорлаомера, и которого царствование, так же как и других, неизвестно в Священной истории. Может быть, причиною сего является первенство Вавилонского царства по времени его устроения и, может быть, порядок его царей известен еще был по преданию во времена Моисея.

Царя Элласарского. Вместо Элласар в переводе Ионафана поставлено Талассар, а в сирском – Даласар. Принимая имена сии за одно, некоторые ищут царства Талассар недалеко от Евфрата, где Едениты покорены Ассириянами (Ис. XXXVII. 12).

Царя Гоимского. Думают, что Царь Гоим, что значит царь народов, или языческий, естьто же, что у Иисуса Навина царь Гоим ле-Гилгал (Ис. Нав. XII. 23), а Гилгал то же, что Гелил, или Галилея языческая, у Исаии (IX. 1). Имя царства Гоим произойти могло от смешения различных народов в одной области и под одним правлением. По крайней мере, известно сие о Галилее последующих времен, населенной, по сказанию Страбона (L. XV. 4), Египтянами, Аравлянами, Финикиянами.Содом, Гоморра, Адма, Цевоим, Бела, что после Цоар, несмотря на разделение царств, составляли одну страну, один союз и, кроме Белы, имели одну участь, которую заслужили своим развращением (Втор. XXIX. 23).

Но прежде, нежели излиет на них весь Свой гнев, Бог возвещает его им и желает обратить их к покаянию опасностями и бедствиями брани.

Сиддим. По мнению Абен-Езры, сие имя должно производить от сид שיד известь, а под сим именем разуметь можно земляную смолу, или битумен, находившийся в долине Сиддим в великом обилии и служивший вместо извести.

Море соляное. Обыкновеннее: Мертвое море.Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера. Здесь должно приметить то, что предсказание Ноя о рабстве Ханаана частию начинает уже исполняться.

Рефаимов. Рефаимы были в числе народов, которых землю Бог обещал израильтянам (Быт. XV. 20). Обитали они в Васане (Ис. Нав. XII. 4. XIII. 12). В переводе семидесяти имя Рефаимов иногда заменяется именем исполинов: оно и действительно имеет иногда сие знаменование в Св. Писании (Втор. II. 11). Из сего можно сделать догадку о качествах народа Рефаим.Эмимов. Сии жили в Моавитиде прежде потомков Лота (Втор. II. 10).

Хорреев. Сии суть обитатели земли Идумейской прежде Идумеев (Быт. XXXVI. 20).

До Эл-Фарана. Или: до равнины Фаран. Город Фаран существовал еще во время Иеронима выше Аравии, сопредельности Срацин (см. Loc. НеЬ.).

К источнику Мишпат, который есть Кадет. Имена сии значат: Источник суда и Освящение. Причина сих наименований, по мнению некоторых, находится в Истории Моисея (Числ. XX. 10–13).

Поле Амалекитян. Как Амалик есть потомок Исава (Быт. XXXVI. 12), то здесь или чрез поле Амалекитян должно разуметь древних жителей земли Амаликской, или Амалекитянам должно дать иное древнейшее происхождение. Сию последнюю догадку некоторым образом подтверждает ненависть евреев против Амалекитян, подтвержденная самим Богом (Исх. XVII. 14. 1Цар. XV. 2), между тем как Он воспретил воевать с сынами Исава (Втор. II. 5).

В Хацацон-Тамаре. Сие место после называлось Ен Геди (2Пар. XX. 2).

Много соляных колодезей. Неизвестно, нефтяные ли ключи сим означаются или углубления, сделанные в земле, когда из нее брали битумен.

Праведный Лот почитается в иудаизме, христианстве и исламе

В разных религиях отношение к фигуре Лота, в основном, положительна. При этом в иудаизме он считается праведником, но его праведность оспариваться. Дело в том, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Его упоминают в Торе.

Бегство Лота. Иллюстрация из книги «Библейские образы» Гаага, 1728 год. Христианская традиция сочувственно относиться к образу Лота

Христианская традиция сочувственно относиться к Лоту. Это прослеживается в Новом Завете. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей. При этом отдельно указывается на то, что Господь спас его за то, что он остался послушным Его воле, а жена Лота окаменела, так как ослушалась Его.

Мусульмане знают Лота под Именем Лута и считают его посланником Бога и Его пророком. Ислам практически дословно пересказывает библейскую историю. При этом, в отличие от Библии Коран говорит о том, что Лут в Содоме и Гомморе должен был проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей.

Причины падения Лота:

  1. Лот не использовал свою веру;
  2. Благословение было обещано Аврааму, а не Лоту. Причастие предлагается не каждому, но тем, у кого вера, как у Авраама (праведность по вере).

Авраам дал десятую часть из всего. Десятину отдают не все, только те, у кого вера как у Авраама.

(Быт 14:21)

И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. (Царь искушал Аврама) Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли ( Аврам в точности повторяет все сказанное Мелхиседеком), что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама.

Авраам знал, что он будет очень богатым.

Лота Библия называет праведным, потому что он не ослушался воли Бога

О том, что племянник Авраама Лот — это праведный человек, мы узнаём из второго послания апостола Павла. Он говорит: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петра, 2:7). Немногие фигуры в Библии удостоились такой похвалы.

Пещера праведного Лота. Лота называют праведным потому, что он не ослушался воли Господа

Однако праведность Лота нельзя признать очевидной. Дело в том, что в Священном Писании и богословских текстах его личность упоминается в связи со спором его пастухов с пастухами его дяди Авраама.

Здесь Лот выбрал для себя лучшие пастбища, а Авраам был согласен на любые, лишь бы сохранить мир. В конце концов, Авраам благословен, а Лот потерял все. Так часто случается с теми, кто только в этом уподобляется Лоту и стремится к земному благополучию.

Аудиопроповедь Праведный Лот. Прот.Андрей Ткачёв. На 20 минуте автор начинает рассказ о праведном Лоте.

При этом Библия не просто так называет Лота праведным. Дело в том, что он не погряз в содомских грех и остался верен заповедям Божиим. Именно поэтому Господь пощадил его и дал возможность спастись из Содома перед его испепелением.

Кроме того, он не ослушался как его жена Его воли. Он выбрал страх Божий и послушание, и спас свою жизнь. Он возлюбил Бога так, как много веков спустя было сказано в данном через Моисея законе.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Плен и завоевание Лота

Говоря о разлучении Аврама и Лота, Моисей заметил погрешность, которую сделал сей последний, поселясь между людьми злыми и грешными. Теперь он показывает его несчастие, бывшее следствием сей погрешности, и продолжает оправдывать поведение Аврама, который верою и надеждою на Промысл не только сохранил собственную безопасность, но и был в состоянии возвратить ее другому.

В одном повествовании совокупляются война девяти царей, как случай к бедствию Лота (1 –11), самое бедствие Лота и помощь Аврама (12– 16) и торжество Аврама, блистательное как оказанными ему почестями, так еще более благочестием его и бескорыстием (17–21).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: