Глава 29. Как часто надо причащаться Святых Таин?

Святое причащение — это важнейший обряд в православной церкви. По-другому называется таинство Евхаристии. Чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, человек должен исповедоваться. Но многих интересует вопрос, как часто можно причащаться? Разберем это более подробно.

В первые века христианства люди принимали Тело Христово каждый день. И многие святые отцы даже призывают чаще причащаться. Но примерно с 18 века в России, многие стали причащаться очень редко.

Наверно это связано с тем, что не многие сейчас люди верят в Бога. Но как же все-таки правильно делать? В какое время нужно причащаться?

Нужно причащаться не менее четырех раз в год — это самая распространенная точка зрения

Считалось, что достаточно приступать к причастию в течение одного раза во время четырех великих постов, то есть четыре раза в год. И также в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники. А другие причащаются раз или два в неделю.

Но на удивление появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Рассмотрим, что говорили праведные люди и священники об этом.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет:

«Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто,

что молодым людям будто бы только причащаться один раз в год,

и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят.

Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие!

А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причащению?..

Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием?

Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление?

Разве каждый день только накоплять грехи и раз в году только очищаться?

Лепо ли это…?».

«…Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро?

Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день?

Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да еще говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой.

Жестоки они! Они не познали духа Христова…».

Иоанн Кронштадтский

священник

«Не чаще чем раз в день, и не реже чем раз в год» — говорит батюшка Димитрий.

Как часто можно причащаться мирянам, отвечает священник Димитрий Смирнов:

«Не чаще чем раз в день, и не реже чем раз в год.

Если чаще раза в день — это безумие; реже, чем раз в год — это уже не христианство.

Это зависит от многих причин. Человек глубоко воцерковленный стремится причащаться как можно чаще.

Человек, который живет в полутора тысячах километрах от православного храма, и если он раз в году, скопив денег,

приедет или прилетит в то место, в тот город, где есть храм, и первым делом с вокзала пойдет в храм для того,

чтобы причаститься — слава Богу, и за это будет Бога благодарить.

Поэтому — какая есть возможность».

Дмитрий Смирнов

священнослужитель

А вот на вопрос о том, будет ли грехом причащаться слишком часто, батюшка отвечает:

«Грехом может являться, только если человек, допустим,

часто сквернословит, или часто залезает кому-то в карман. А вот может считаться грехом, если, например, человек часто молится, или часто читает Священное Писание,

или часто посещает храм, или очень часто ухаживает за больными, или очень часто кому-то жертвует деньги? Нет, конечно.

Поэтому если человек часто причащается — это как раз и есть высшая степень реализации его христианской веры,

потому что в Причастии человек соединяется с Самим Богом. Поэтому может ли это быть частым…?»

Эти слова Димитрия Смирнова можно послушать на записи:

Глава 29. Как часто надо причащаться Святых Таин?

   Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Таин. Прп. Макарий Великий   В 4-м прошении молитвы Господней «Отче наш» мы просим о ежедневном даровании нам «хлеба насущного». По толкованию многих отцов Церкви, здесь следует, скорее всего, понимать не обычный хлеб и пищу, которые подает нам Бог в изобилии без нашего прошения(Мф. 6

:31-32)
. Так, св. Киприан пишет:
«Хлебом нашим мы называем Христа, потому что Он есть Хлеб тех, которые вкушают Тело Его… Хлеб же сей давать нам каждодневно просим мы, во храме пребывающие и Евхаристию каждодневно в снедь спасения приемлющие, в том смысле, чтобы не превзошло какое тяжкое прегрешение и нам не было воспрещено приобщаться сего Хлеба Небесного… Поэтому-то мы и просим каждодневно давать нам Хлеб наш, т. е. Христа, чтобы нам, пребывающим во Христе живущими, не отступать никогда от освящения Телом Его».

   Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет так по этому же вопросу:

«»Хлеб наш насущный даждь нам днесь». «Насущный», т. е. «над-сущный» – высший всех сущностей, каковым может быть только Хлеб, сшедший с небес. Когда говорится «днесь», показывается, что вчерашнее вкушение его недостаточно, если он также не будет преподан нам и ныне, – в убеждении нас таковою каждодневною нужностью его во всякое время изливать эту молитву, так как нет дня, в который бы не нужно было укреплять сердце внутреннего нашего человека принятием и вкушением этого Хлеба».

   Вот еще несколько мнений святых отцов и учителей Церкви по этому вопросу.    Прп. Антоний Египетский убеждал часто приобщаться и говорил, что «инок-отшельник, насколько может, должен приступать ежедневно к Святым Тайнам из страха, как бы, удаляясь от Святой Трапезы, ему не Удалиться от Бога».    Авва Аполлос Египетский так учил своих учеников: «Монахи должны, если могут, приобщаться каждодневно Святых Таин, потому что, кто удаляется от Святых Таин, тот удаляется от Бога, а кто постоянно приобщается, тот всегда принимает в себя Спасителя…»    А вот мнение о том свт. Василия Великого:

«Добро есть и полезно приобщаться и принимать Тело Святое и Кровь Христову каждый день. Мы приобщаемся в неделю четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и субботу, а также и те дни, когда бывает память какого-либо святого».

   Преподобный Нил Сорский последние десятки лет своей жизни ежедневно причащался Святых Таин и говорил, что причащение их «видимо поддерживает силы души и тела».    Так же думал и святитель Амвросий Медиоланский. В книге о Таинствах он пишет:

«Если многократно изливается Кровь, которая изливается во оставление грехов наших, то надо ее всегда принимать, чтобы отпускались мои грехи; и если я всегда грешу, то всегда потребно для меня и врачевство… Принимай всякий день то, что может исцелить тебя. Так живи, чтобы всегда быть тебе достойным этого (т. е. Причащения) принятия».

   Также считали необходимым частое причащение Святых Таин Тертуллиан, св. Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин, Максим Исповедник.    Современный нам епископ Феофан Затворник также благословлял одного из духовных детей каждый день причащаться из запасных Святых Даров.    В жизнеописании прп. Макария Великого имеются слова его одной женщине, жестоко пострадавшей от наговора чародея: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Таин».    Пастырь о. Иоанн С. указывал на забытое апостольское правило – отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия.    Прп. Серафим Саровский заповедывал дивеевским сестрам:

«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше – не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что, как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется».

   Разумеется, очень хорошо причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам – в день их бракосочетания.    О. Алексий Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать Причастие также и в памятные дни по умершим их близким – в дни их кончины и именин: это соединяет с покойниками души живущих.    При желании же причащаться еще чаще (может быть, даже каждый день) нужно следовать такому указанию прп. Симеона Нового Богослова: «Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению не приносит должного покаяния, кто не ходит, плача и сетуя всегда, и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно недостоин (ежедневного причащения). А кто все это делает и в воздыханиях и в слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Божественых Таин, и не только в праздник, но и каждодневно и даже – хотя и дерзновенно скажу – с самого начала покаяния и обращения своего».    Как пишет архиеп. Арсений (Чудовской):

«Постоянное причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого сразу понял, какую силу Даровал нам Господь в Святых Таинах. И он начал Дело отклонения христиан от Св. Причащения. Из истории христианства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем 4 раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там – во все посты, т. е. 4 раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а иные и того реже».

   «Христианин всегда должен быть готов и к смерти, и к причащению», – говорил один из духовных отцов.    Итак, от нас зависит частое участие в Тайной вечере Христовой и принятие на ней великой благодати Таин Тела и Крови Христовых.    И если сердце всецело живет Богом – и в делах, и в словах и мыслях, если христианин плачет в душе о всяком грехе своем и имеет целью своей жизни богоугождение и стяжание Духа Святого Божия, то нет препятствий у него для ежедневного причащения Святых Таин, как это делали христиане первых веков и как пишет об этом Симеон Новый Богослов.    Одна из духовных дочерей старца о. Алексия М. как-то сказала ему: «Иногда жаждешь душой соединиться с Господом через причащение, а мысль, что причащалась недавно, – удерживает».    «Это значит – Господь касается сердца, – ответил ей старец, – так что тут уж все эти холодные рассуждения ненужны и неуместны – я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».    О. Валентин Свенцицкий пишет:

«Без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Ведь тело твое иссыхает и делается бессильным, когда ты не даешь ему пищи. И душа требует своей небесной пищи. Иначе и она иссохнет и обессилит. Без причащения заглохнет духовный огонь в тебе. Завалит его мирской хлам. Чтобы освободиться от этого хлама, и нужен огонь, попаляющий тернии наших прегрешений. Жизнь духовная – не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом Таинстве полноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови Христовых, будешь в Нем? И здесь, как в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних и внутренних преград. То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, «чтобы лучше приготовиться». Не слушай. Иди, исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь».

   Пусть же каждая душа чутко прислушивается в своем сердце и боится прослушать стук в его двери руки Высокого Гостя; пусть боится она того, что ее слух огрубеет от мирской суеты и не сможет слышать тихих и нежных призывов, идущих из Царства Света.    Пусть боится душа подменить переживания небесной радости единения с Господом мутными развлечениями мира или низменными утешениями телесной природы.    А когда она в силах оторваться от мира и всего чувственного, когда затоскует о свете горнего мира и потянется к Господу, пусть дерзает единения с Ним в великом Таинстве, одевая себя при этом в духовные одежды искреннего покаяния, и глубочайшего смирения, и неизменной полноты нищеты духовной.    Пусть также не смущается душа от того, что она, при всем своем покаянии, все же недостойна причащения.    Про это так говорит старец о. Алексий М.:

«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике».

   А вот что говорит про частое причащение Святых Таин известный московский пастырь о. Валентин Амфитеатров:

«Нужно каждый день быть готовым к причащению, как к смерти… Кто часто приобщается – это мои друзья. Древние христиане каждый день причащались. Надо к Святой Чаше подходить и думать, что недостойна, и со смирением взывать: все – тут, в Тебе, Господи: и мать, и отец, и муж – все Ты, Господи, и радость и утешение».

   Итак, как Сам Господь, так и св. отцы и старцы зовут нас к причащению каждый день.    Почему же мы не делаем этого и почему не получаем на это благословение наших духовных отцов?    Только по «жестокосердию» и нерадению нашему, потому что при нашей греховной жизни и отсутствии постоянного покаяния и трезвения мы стали бы принимать Тело и Кровь Господни недостойно.    В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревность, ее любовь к Господу, ее сила покаяния. При наличии духовного отца – им устанавливаются и сроки причащения.    «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», – такой призыв Господа раздается к нам каждый день на Божественной литургии.    «Но как не похожи наши богослужения – литургии, – пишет о. Александр Ельчанинов, – с тщетно выносимой Св. Чашей и упорным отказом «приступить» – на богослужебные собрания апостольского века и периода мученичества».    И если мы не идем на этот зов Христа – на Его Тайную вечерю, не идем на «брачный пир», на котором для нас каждый день закалывается Невинный Агнец – Сам Господь Иисус Христос, то да осуждаем себя, как рабов, которые пренебрегли этим зовом и этим пиром и пошли «кто на поле свое, а кто на торговлю свою»(Мф. 22

:2-5).

Причащаться каждый день можно по благословению священника

Поэтому ответить на вопрос, можно ли причащаться каждый день? Ответ да, можно. Только необходимо получить благословение от священника.

Обычно каждый день причащают людей, которые болеют какими-либо заболеваниями или маленьких детей.

Отец Иоанн Кронштадтский предостерегает тех, кто причащается часто, чтобы частое причащение не вошло в привычку:

«Именующиеся духовные чада мои,

доселе уже несколько лет причащающиеся

ежедневно святых таин Христовых,

не научились послушанию,

беззлобию и любви долготерпящей

и предаются озлоблению и непокорности…»

Иоанн Кронштадтский

священник

То есть необходимо, чтобы человек причащался со страхом Божиим. И сохранять это нужно в течение каждого принятия Тела и Крови Христа.

Поэтому если возникнет какой-либо вопрос по поводу святого причащения, можно ли причащаться, раз месяц или достаточно будет раза в неделю, можно обратиться к священнику, он подскажет, как лучше это сделать.

И также при какой-либо необходимости обязательное получение благословения.

Очень интересно о том, как часто нужно причащаться рассказывает митрополит Павел. Посмотреть видео можно перейдя по ссылке:

Хочу причащаться на каждой литургии, но знакомые говорят, что так нельзя, что возникает «привыкание» к святыне и исчезает благоговение. Как быть?

Отвечает протоиерей Валентин Макаров

– Если рассматривать цель жизни христианина как исполнение заповедей для приобретения Даров Святого Духа, то Причастие Тела и Крови Христовой можно выразить как средство для достижения поставленной цели. Чтобы лучше это понять, приведем следующую аналогию: «Если рассмотреть цель пребывания человека в больнице как стремление к исцелению, то аналогом Божественного Причастия будет лекарство». Здесь приведено весьма известное сравнение Церкви с больницей, Христа с врачом, а Причастие Христу с лекарством, выписанным врачом. Пишет: spzh.news

Не секрет, что человек тяжко болен грехом. Как Бог ругал ветхий Израиль: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1:5-7), так и у каждого человека не найдется ни части души неоскверненной, ни дня жизни без греха.

Слава Богу, Который оставил нам в Церкви-лечебнице главное лекарство – Свои Плоть и Кровь, о них же и напоминает словами Евангелия: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56). И поскольку каждое лекарство имеет свой продолжительный курс принятия, так и Причастие должно приниматься регулярно. Один, два или четыре приема лекарства в год вряд ли помогут больному. Также справедливо, что и высокая доза лекарства может отравить больного. Так где же оптимальная частота приема небесного Лекарства?

Главный ритм церковной жизни задается воскресным днем, а точнее воскресной литургией, на которой мы все имеем возможность принять Лекарство против смерти. Каждый раз причащаться или через раз? Один видит себя главным грешником и со слезами повторяет слова апостола: «От них же первый есмь аз», другой более склоняется к словам «Несмь якоже прочии человецы». Если вы искренне находите себя среди первых, то приступайте к Чаше чаще, если же нет, то уступите место в очереди другим.

Объясню свою мысль. Есть в наших храмах люди, которые причащаются регулярно, почти «святые». При этом они любят выразить свое видение того или иного греха на исповеди, что-то возразить. Иногда может дойти даже до спора с исповедующим священником. Если попробуешь не допустить такого человека к Причастию так, из-за мелочи, ради эксперимента, то он очень возмутится и может даже пожаловаться на тебя. А есть другие, которые с горечью сообщают, что выпили ночью воды или случайно съели кусочек просфоры в полудреме, и считают себя недостойными Причастия. Если не допустишь их, они никогда не возразят, т.к. по канонам они нарушили пост. А если, не смотря на эти мелочи, благословляешь их приступить со страхом и трепетом, то эти «грешники» радуются, и от их радости и тебе достается.

Кто любит Давшего Себя в снедь верным, тот любит и Церковь, и литургию, и само Причастие. Как укушенный ядовитой змеей, он скорее стремится вкусить противоядие, чтобы нейтрализовать яд. Для таких у Церкви есть даже многодневный пир – Святая Пасха со Светлой седмицей и Рождественские святки. Появляется возможность, не постясь за столом, но и не греша, на протяжении недели ежедневно приступать к Святому Таинству. Наступила Пасха, где нет поста. Наступила Жизнь, где нет смерти. Очень важно каждому христианину после продолжительного поста ощутить на себе слова пасхального канона: «Вчера сраспинахся Тебе – совозстаю днесь!» Этот опыт отражается в каждом воскресном дне – малой Пасхе. Если есть страх Божий и вера – приступай!

У нас есть к Вам просьба…

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь!

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование, чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!
Пожертвовать

Перед причастием Святых Христовых Тайн нужно правильно подготовиться

Перед тем как исповедоваться и причаститься нужно, прочитать молитвы. Это своеобразная подготовка к причастию.

Если взять любой молитвослов, то можно найти отдельно часть — последование ко Святому Причащению.

Молитвослов

церковный сборник молитв

Перед причастием их необходимо прочитать все до единой.

И на следующее утро можно идти в храм. На исповедование нужно говорить о своих грехах, о том, что вас беспокоит.

Священник выслушает вас и даст совет по вашей проблеме, а также самое главное Богом отпустятся все ваши грехи. Но только те, о которых сказали.

Считается, что если человек сознательно утаивает грехи, то это будет еще большим грехом для человека.

Поэтому каждый, кто идет исповедоваться необходимо, называть все свои грехи. Некоторые предпочитают записывать их на листочке с бумагой, чтобы не забыть.

Как правильно исповедоваться в первый раз, что сказать, рассказывает священник отец Аркадий:

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

К огромному сожалению, в нашей Церкви установилась практика крайне редкого причащения. За годы сторонники этой, с позволения сказать, традиции разработали логически выверенную аргументацию совей позиции и при случае с готовностью вам расскажут, что «частое причащение может вызвать привыкание», «Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский в этой традиции жили, ничего против не имели, а мы кто такие, чтобы её оспаривать», «монахи причащаются раз в месяц, а схимники раз в две недели, как мы можем дерзать на большее», «частое причащение вынуждает жертвовать строгостью подготовки» и так далее. Выражение даже придумали: «сверхчастое причащение»…

Что ж, действительно, практике этой уже более двух сотен лет, поэтому многие воспринимают её как традицию, «освящённую временем». Но если начистоту, то здесь правильнее всего будет вспомнить известное выражение священномученика Киприана Карфагенского «Обычай без истины – застарелое заблуждение». Тем более что вышеприведённые аргументы если для чего и годятся, так только для диалога священник – прихожанин, когда первый говорит, не задумываясь о состоятельности аргументов, а второй слушает и принимает на веру сказанное, независимо от его смысла. В самом деле, частое причащение и правда может вызвать привыкание. А ещё привыкание могут вызвать частая исповедь, частое посещение храма, частое чтение молитв… Как думаете, есть смысл продолжать?

Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, а ещё Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и оптинские старцы действительно жили в реальности традиции, когда служащим, военным, гимназистам и студентам предписывалось причащаться раз в год, что делали и они, и многие другие православные. Логика ситуации была, как говорится, простой как три пуда дыма: если причащаться реже раза в год нельзя, то будем причащаться раз в год. А чаще зачем, если не требуют? Впрочем, те, кто был благочестив не формально, а искренне, причащались всё-таки чаще, однако едва ли чаще, чем один раз в течение каждого многодневного поста. Перечисленные святые, действительно, против такой практики не выступали. Однако это ровным счётом ничего не значит. Святые много против чего не выступали. Например, в их время население Российской империи было повально неграмотным. В обычном городском храме среди прихожан читать и писать умели от силы 10-20 процентов: люди благородного происхождения, чиновники, офицеры, купцы и члены их семей. Остальные прихожане: работяги, мелкие лавочники, ремесленники и прочие простолюдины были неграмотны. Было ли это нормальным? Нет. Выступали ли против этого святые? Тоже нет. Церковь той поры была унижена государством до уровня своего рода «министерства религиозных дел», управлялась Синодом, во главе которого стоял обер-прокурор – государственный чиновник, подотчётный светской власти. Было ли это нормальным? Однозначно нет. Выступали ли против этого святые? Разумеется, нет. До 1861 года в Российской империи существовало крепостное право и один православный, крепостной, для другого православного, помещика, был «всё равно что овца, что курица». Было ли это нормальным? Ни в коем случае. Выступали ли против этого святые? Как мы знаем, нет. Святые были мудрыми людьми. Они активно боролись против греха в себе, против пороков в обществе и в людях. Но они не были донкихотами от скуки и не воевали против устоявшегося положения вещей и укоренившихся норм своего времени. Что, впрочем, не должно обелять в наших глазах порочные порядки прошлого.

Монахи и схимники, как и вообще насельники монастырей, причащаются так часто, как велит им порядок, установленный в их монастырях. Собственно, они для того и обет послушания дают, чтобы быть послушными своим игуменам и старцам. Частота причащения монастырской братии никак не может быть показателем для мирян, даже если мирянам нравится думать по-другому.

А вот с аргументом о строгости подготовки я соглашусь. Сложно прочитывать три канона и последование к причащению несколько раз в неделю. Ещё сложнее соблюдать трёхдневный пост, если причащаешься еженедельно или чаще. Но давайте будем честны: столь строгая подготовка вошла в практику нашей Церкви лишь потому, что под конец XVIII века порочная практика редкого причащения прочно вошла в норму. А когда человек подходит к Чаше Христовой лишь раз в год, то вполне естественным видится заставить его максимально напрячь духовные и телесные силы для должной подготовки. В наше время, слава Богу, столь редкое причащение остаётся уделом немногочисленных захожан, стремящихся причаститься скорее в силу традиции, нежели по насущной потребности. Однако, как это часто бывает, реалии, сформировавшие практику, ушли в небытие, а сама практика осталась. Выход из данной ситуации каждый отдельный духовник и каждый отдельный прихожанин находит самостоятельно. Однако, если попытаться подвести основу под предполагаемый общий подход, то стоит помнить, что не причащение ради подготовки, а подготовка ради причащения. Поэтому если ради регулярного и частого причащения строгость подготовки несколько смягчается, то это ничуть не предосудительно.

Итак, всё-таки насколько же часто следует причащаться? В идеале – за каждой Литургией. Уже ни для кого не секрет, что участие в Литургии предусматривает участие в Евхаристии. По сути, ведь Литургия совершается не священником только, а всем собранием, которое священник просто возглавляет. Отсюда на Литургии нет «предстоящих и молящихся», поскольку все присутствующие – сослужащие. Каждый на своём месте и всякий в меру своего служения. Однако идеал на то и идеал, что не может быть нормой. Нормой же следует признать причащение каждое воскресенье. Конечно, при должной подготовке, при соблюдении евхаристического поста, при обязательном присутствии на Литургии с самого начала и до самого конца. На практике же каждый для себя решает сам. Кто может, причащается еженедельно, кто нет – раз в две-три недели. Во всяком случае это следует делать никак не реже раза в месяц.

Главное, осознавать и помнить, что причащение не практика благочестия и не составляющая церковной жизни. Причащение – жизненная необходимость христианина. А потому естественно желать его всегда и приступать к нему как можно чаще.

Перед самим причастием нужно вести себя тихо, скромно и не толкаться

Перед началом причастия люди подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться.

В храме каждый знает, что нужно вести себя тихо и как можно скромнее.

Когда царские врата открываются, диакон или священник выходит с чашей.

Священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», — нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно.

Затем священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» — и причастники повторяют ее про себя.

К святой чаше подходят по очереди, обычно первыми пропускают младенцев, детей и людей немощных. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста.

После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода.

Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку.

Здесь также следует не толпиться, а потихоньку дождаться своей очереди. Это будет намного лучше после причастия.

После Божественной Литургии причастник должен прийти домой и прочитать молитвы — по Святому причащению.

То есть после причащения читаются благодарственные молитвы. Их также необходимо прочитать, как и перед причащением.

Действительно ли часто причастие вредит человеку?

Слушать:

о. Дмитрий: — Добрый вечер, братья и сестры. Поздравляем вас с преддверием праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и воскресным днем. Мы с отцом Александром начинаем нашу программу в прямом эфире «Радонежа». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

о. Александр: — Добрый вечер, дорогие слушатели.

Вопрос: — Скажите, как понимать слова преподобного Серафима Саровского: «Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небесех?».

о. Дмитрий: — Мы знаем, и в Евангелии такой случай описывается, про апостола Иуду, который причастился, но результат был не тот, который обычно ожидают верующие православные христиане. Поэтом, как говорит апостол, многие себе в суд или осуждение причащаются, если не различают, Чего причащаются, если без благоговения, но главное это сознание того, к Чему мы прикасаемся.

о. Александр: — А если человек в обиде, ссоре, немирном духе приступает к таинству?

о. Дмитрий: — Если он осознает глубоко с покаянием свою неправоту, и просит у Бога, чтобы Святые Тайны попалили в нем этот грех, тогда можно. А если он упорствует как в своей правоте, то лучше воздержаться.

о. Александр: — Нередко людям в тяжелой болезни кто-то советует причаститься, и вот уже зовут батюшку, без приготовления человека, который ничего не понимает в этом. Такое причастие может ему быть в осуждение?

о. Дмитрий: — Дело в том, что сама беседа священника у постели больного может его настроить его на необходимый лад. Если он совершенно далек, то священник, я думаю, сообразит, что причащать не надо, лучше о здравии молитву прочитать.

о. Александр: — А иногда человек в таком состоянии, что с ним уже и не побеседовать.

о. Дмитрий: — Тогда это на совести пастыря, как он решит.

Вопрос: — Столкнулся со странной ситуацией: священник не допустил до причастия только потому, что я причащался накануне. Основание было такое: часто причащаться нельзя, потому что это вредит человеку. Он сказал, что не знает примеров, когда частое причащение приводило бы к хорошим духовным результатам. Действительно ли часто причастие вредит человеку?

о. Дмитрий: — Это конечно не так. Главный для нас пример — как поступает наш Святейший Патриарх. Он служит чаще, чем любой священник, и чаще всех причащается. Что ж у него отрицательный духовный результат? Пусть тогда священник этот напишет письмо и предостережёт нашего Святителя, что он неправ. Это какое-то злостное суеверие.

о. Александр: — Оно очень распространено даже среди людей, которые даже друг друга пытаются удерживать. Куда ты идешь, ты же вчера причащался?

о. Дмитрий: — Туда и иду, а что такого? Это от зависти. То есть я не иду, и ты не ходи. Позиция дикая, нецерковная, противоречит канонам, принятым у нас на Вселенских Соборах.

о. Александр: — Апеллируют к традициям дореволюционным.

о. Дмитрий: — Эта традиция привела к революции. Нам такого больше не надо. Это уже было у нас.

о. Александр: — То есть та ситуация, которая сложилась в церковной среде до революции..?

о. Дмитрий: — Да, привела прямо к революции. Это прямо прямое следствие. Священник выходил с чашей, говорил «Со страхом и верой приступите», и уносил ее и сам потреблял, а народ стоял столбом. Я беседовал с одной женщиной, которая была молодой еще в революционный период. Она говорит, что сразу после революции все начали причащаться. Резко изменилось положение. Но уже не остановить было. Силы враждебные уже захватили власть.

о. Александр: — Батюшка, а если опять вернуться к пользе Причастия. Если человек в тяжелой болезни и желает причащаться каждый день?

о. Дмитрий: — Отлично. Пусть ездит в храм, причащается, исповедуется, правило читает. Все замечательно.

о. Александр: — Некоторые отказываются обращаться ко врачам, считая, что Господь послал болезнь, и Он, когда захочет, Сам ее отнимет. Насколько это правильно?

о. Дмитрий: — Очень просто. А если попал под автобус, ко врачу не надо? Так и лежать? А если дождь со снегом? Долго не пролежишь. Но разные есть чудаки. Ко Христу расслабленного спустили даже через крышу. И Он не стал им говорить, что Бог послал болезнь и пусть болеет. А взял Он его и исцелил: возьми постель и ходи. Много дикостей, к сожалению. Ум человека поражен грехом. Поэтому человек свое творчество часто направляет на противоположные цели. Способствует врагу рода человеческого.

о. Александр: — При этом с благими намерениями.

о. Дмитрий: — Этими намерениями вымощен ад в четыре слоя.

о. Александр: — Хотят Богу угодить, послужить.

о. Дмитрий: — А получается, что мостят преисподнюю.

о. Александр: — Мне кажется, из-за разночтений, которые люди слышат, порой даже в Церкви, когда один священник говорит «да-да, конечно», а другой – «ни в коем случае». И человек между двух противоположных мнений двух уважаемых им людей.

о. Дмитрий: — А надо самому читать Писания, Святых отцов, в книге о канонах Церкви, нужно просвещаться.

о. Александр: — Василий Великий замечательно о Причастии сказал. Причащаемся четыре раза в неделю.

о. Дмитрий: — Помню, конечно. Я даже себе это выписал в тетрадку, я же не знал, что придет время, когда у меня будут книги Василия Великого.

Вопрос: — Почему мы поминаем многих выдающихся святых, например Святого праведного Иоанна Кронштадтского, Матрону Московскую и Ксению Петербургскую, и на той же службе мы Патриарха называем Святейшим, почему они святые, а он святейший, это же превосходная степень?

о. Дмитрий: — Да, потому что это титул, а не то, что произошло с человеком в результате канонизации.

о. Александр: — Это просто усвоенный титул предстоятеля Русской Церкви. У некоторых — блаженнейший именуется.

Вопрос: — Слышала утверждение, что если не верить во что-то, то и не получится у тебя ничего. Насколько это верно?

о. Дмитрий: — Бывает получается, но Господь по милости Своей это может, чтобы человека укрепить к вере, направить, но как правило маловерие таким образом проявляется, что человек не получает чего бы он желал.

о. Александр: — Маловерие сопровождается страхом.

о. Дмитрий: — Зачастую так. Поэтому взявшийся за плуг и оборачивающийся назад неблагонадежен для Царствия Небесного.

о. Александр: — Но порой человек не молится, как кажется ему с верой, и просит о благом, но Бог медлит с ответом.

о. Дмитрий: — И это бывает, потому что у Господа Своя цель и план о каждом.

о. Александр: — Мы видим примеры в истории Церкви очень скорой помощи и ответа Господа на молитвы.

о. Дмитрий: — И это есть. А есть еще момент. Я последнее время стал часто замечать. Просишь у Бога что-то важное, а Он не дает. А мысль такая мелькнула о незначительном, а Господь тут же. И так Он показывает — я слышу, помню, но потерпи.

о. Александр: — Самый яркий пример терпеливой молитвы — Иоакима и Анны. 50 лет они просили, будучи праведными перед Богом.

о. Дмитрий: — Вот зато такой результат их молитвы. Они своей молитвой облагодетельствовали всех нас, что воспиталась и родилась такая Девочка.

о. Александр: — Сначала в них это долготерпение создало такой..

о. Дмитрий: — .. цветок, чистейший цветок Израиля.

Вопрос: — Почему невозможно на православных землях образовать христианскую республику, как и ранее образовали исламскую республику?

о. Дмитрий: — Можно. Давайте с понедельника образовывайте. Купите землишки. Не все ж китайцам продавать. На дальнем Востоке по гектару, по два дают, так что давайте.

о. Александр: — Обычно хотят кинуть идею, чтобы ей кто-то занялся.

о. Дмитрий: — Это понятно. Еще такой дворянин Манилов любил на эти темы рассуждать.

Вопрос: — Почему Церковь не делает то-то или то-то, такой излюбленный вопрос людей, которые считают, что Церковь должна больше заниматься какими-то вопросами.

о. Дмитрий: — Я так всегда отвечаю — потому что ты в Церковь не ходишь. Поэтому она и не делает. Ждет, когда ты в Церковь пойдешь. А то они хотят Церковью повелевать по гордости и все время вот указывают, что бы надо, а еще вот это – нельзя и запретить.

Вопрос: — Если два раза в неделю причащаться — как поститься, как каноны читать? Получается вся неделя постная?

о. Дмитрий: — Ну да, а что такого?

Вопрос: — А если каждую неделю так?

о. Дмитрий: — А кто вас заставляет? Если человек хочет причащаться, то он и попостится, и каноны почитает. А то хотят один раз прочитать и семь раз причаститься. Так нечестно.

о. Александр: — Но об этом многие спрашивают.

о. Дмитрий: — Да, можно ли на халяву.

Вопрос: — Бывает, в транспорте или на улице хочется перекреститься, уместно ли это, или чтобы не смущать других лучше мысленно?

о. Дмитрий: — А какое в этом смущение? Еду я по Ильинской улице, выезжаю прямо на Покровский собор, а он весь в крестах и куполах, и я смутился так, да? Если от крестного знамения человек смущается, и мы хотим его оберечь, так как по Москве ездить, если всюду крестное знамение да ещё с золотом? Так и ходишь смущенный. Или телогрейку на голову надеть? Приехал в страну православную, а тут люди крестятся, в Церковь ходят, колокольный звон, кресты на храмах. Вот при советской власти — если храм не взорвали, так по крайней мере колокольню снесли и купола, стоит обрубок и никого не смущает. Было чудо архитектуры, а теперь обрубок. Любое смущение от диавола.

о. Александр: — Но оно побеждает верующего.

о. Дмитрий: — Пусть побеждает, если ему так нравится. Почему-то плевать на землю не смущаются, окурки кидать из окон не смущаются, бутылки недопитые ставят на тротуар — никто не смущается, и вообще всякое хамство. А перекреститься — это смущение. Причем других смущать. Ах, бедные другие. Забота о ближнем. Умрешь со смеху.

о. Александр: — Так понимают апостола, который говорит, если соблазняю брата моего — не буду есть мяса.

о. Дмитрий: — Ну и не ешь. Мясо — человек может подумать, что речь об идоложертвенном. А тут что?

о. Александр: — Скорее — как я выгляжу в глазах тех, кто на меня посмотрит.

о. Дмитрий: — Хорошо, посмотрели. Вот человек перекрестился — дальше что. А если на пороге ГУМа его вырвало?…

Вопрос: — Муж — маменькин сынок. Живет на два дома. С семьей и мамой. Больше даже у мамы. Свекровь говорит, что сына родила для себя. Знаю, что надо было смотреть, за кого выходила. Терпела. Но ладно бы это. Но свекровь занимается какими-то бесовскими делами. Все время обряды от сглаза и порчи, муж тоже стал этим заниматься. Развелась. А совесть мучает. Совершила ли я грех?

о. Дмитрий: — Это не ко мне вопрос. Будет Суд. Господь рассудит.

о. Александр: — Человек принял решение и его мучит совесть. Это значит — человек ошибся?

о. Дмитрий: — А может это признак больной совести? Представьте. Человек бросил пить. А потом ему предложили выпить пивка. А он говорит, что не пьет. А тот обиделся. И у этого теперь угрызения совести. Надо было с ним выпить? Что делать? Трагическая неразрешенная задача.

о. Александр: — Очень жизненно описали, батюшка.

о. Дмитрий: — Я из жизни все и беру. Вот какая женщина приятная. Моя настоящая ученица. Меня цитирует, поступает так, как мы это обсуждали. Просто замечательно, у меня смущения на этот счет никакого нет. Брак для чего? Создать рай, который именуется домашняя Церковь, а тут одна бесноватая ведьма и ее ученик. Зачем с ними чего-то строить? Бесполезно. Пусть муж припадет к груди своей маменьки и вот этой огромной силой бесовской и питается. Раз уж недоглядела, когда замуж выходила..

о. Александр: — Страх у людей — брак разрушить. У одних вообще нет никакого страха ни перед чем.

о. Дмитрий: — Так всегда бывает. Один не боится улицу переходить, закрывая уши наушниками, глаза вперяя в айфон и с капюшоном на голове. Идет и ничего не боится. А другой никак не может ступить на зебру, потому что боится, что его задавят. Одни более робкие, а другие более легкомысленные.

о. Александр: — И вот у некоторых стопор — брак разрушать нельзя.

о. Дмитрий: — Стопор — постой подумай, куда спешить?

о. Александр: — А если думает человек — что Бог сочетал, человек да не разлучает.

о. Дмитрий: — Так уже все распалось. Муж живет с мамочкой. Она занимается бесовскими делами. Муженек тоже приобщен.

о. Александр: — По факту семьи нет?

о. Дмитрий: — Здесь синагога сатаны налицо. И он признает, что в этих обрядах для него большая сила. Только не говорите, что за сила. Это не сила Благодати Божией, но бесовская сила. Жалко таких, кто не задумывается, к чьим силам прибегает. И тех жалко, кто вокруг них.

о. Александр: — Люди радуются таким своим особенным способностям.

о. Дмитрий: — Это также тщетно, как если кто обладает миллионом. Это же иллюзия. Сегодня у тебя есть, а завтра по башке тебе дали и отняли.

о. Александр: — Жизнь многообразна…

Вопрос: — Как победить грехи рукоблудия и блудных помыслов? В юном возрасте навык в этих грехах приобрел, а сейчас нахожусь и в браке, а грехи продолжают мучить.

о. Дмитрий: — На исповедь и священник Вас научит.

Вопрос: — Супруга хочет, чтобы мы переехали в другой город, потому что в нашем плохая экология, старый скучный город, ей тут плохо. А у меня здесь мама пожилая. Стоит ли жертвовать хорошей работой, общением с близкими ради просьбы супруги? В этом вопросе доходит и до ссор.

о. Дмитрий: — А это зависит от того, как жену человек любит. Если он согласен искать супругу до тридевятого царства, чтобы для нее что-то сделать, то он для нее что-то сделает. А если он больше любит маму, то останется при мамочке.

о. Александр: — А если у мамочки один сынок, то как ее бросишь?

о. Дмитрий: — А что такое бросить? Чтобы бросить, нужно сперва поднять. И мамочки, и сыночки стареют. Потом мамочку всегда можно взять с собой, если она очень постарела.

о. Александр: — Это когда мамочка умеет жить в семье своих детей.

о. Дмитрий: — Всегда любая новация, перемещение, вот захотелось ему взять 5 детей усыновить, так вот это требует рассуждения, усилий, жилплощади и так далее. Любые действия. Или гориллу вот захотел завести. Ей надо отдельную комнату, клеточку. Соседей спросить. Надо организовывать, выбирать оптимальные варианты. Люди же меняются, продают жилплощать, покупают другую, машины меняют, страны.

о. Александр: — Одни легкие на подъем, а другие вовсе нет.

о. Дмитрий: — А представь себе, одни лысые, а другие блондины. Можешь себе представить?

Вопрос: — Все началось с клеветы на меня в школе. Мне сильно завидовали из-за моих успехов. Одноклассники возвели на меня клевету, поносили. Я психологически подавлен, что делать, как противостоять?

о. Дмитрий: — Если есть клевета, то можно подать в суд. Есть статья за клевету.

о. Александр: — Хлопотно.

о. Дмитрий: — А все хлопотно. Подраться хлопотно. Заступиться за кого-то тоже. Помогать нуждающемуся. Вся жизнь из хлопот.

о. Александр: — А ещё какой способ?

о. Дмитрий: — Билет на автобус купил и уехал. И пошел в другую школу.

о. Александр: — А потерпеть?

о. Дмитрий: — Это по силе. Иногда это превышает силу человека и ему во вред. Подавлен он. Уныние нашло. Куда родители смотрят? Если бы с моими детьми такое произошло, я бы не стерпел. Про родителей ничего не сказано — непонятно это.

о. Александр: — Когда человек берет на себя подвиг терпения и чувствует, что не хватает сил?

о. Дмитрий: — Да не надо на себя брать никакого подвига. Надо терпеть и все. Я вчера приехал в Воронеж, и он меня встретил снегом с дождем снегом и ветром. Пока до машины дошли — мокрые все до костей. Ну, так и что? Не ехать?

Вопрос: — Как преодолеть застенчивость и неуверенность в себе? Наблюдаю за детьми из многодетных семей — насколько они смелые и уверенные. А как быть тем, кто лишен этого, кто идет по жизни одиноко и сам должен со всем справляться?

о. Дмитрий: — Записаться в спортивную секцию. И развивать в себе коммуникабельность.

о. Александр: — Человек начинает с возрастом только ощущать, что вокруг нет братьев.

о. Дмитрий: — Древний эллинский философ сказал, что человек это животное общественное.

о. Александр: — Вокруг нас много людей, но кто мог бы по-родственному помочь и подсказать.

о. Дмитрий: — Для этого нужно самому быть готовым подождать и помочь. Если сидеть на автобусной остановке и ждать, когда придет тебе друг настоящий.. Нужно самим стать другом кому-то. И тогда один кто-то таким и окажется.

о. Александр: — Когда человек идет навстречу другим, я не слышал, чтобы он в чем-то нуждался. Всегда бывает отклик, даже если один.

о. Дмитрий: — Конечно! Все нуждаются в любви, помощи, участии, все! И когда человек с этим встречается отзвук в сердце всегда.

о. Александр: — Одна женщина жаловалась на тяжелейшую ситуацию, домой приходит злая, никто не поддержит. А кто злюку поддержит? Ты приди домой с улыбкой, и будет тебе. Все хочется, чтобы принимали таким, какой человек есть. Не осуждай, не учи, не лечи…

о. Дмитрий: — Есть такая поговорка, не очень, правда, нарядная. Мечтать не вредно. А вообще-то вредно. Потому и говорю, что ненарядная.

о. Александр: — Часто человек в такие дебри забредает в своих мечтах, а потом беда.

Вопрос: — Болею четвертый год, врачи не могут установить диагноз и назначить лечение, молюсь, причащаюсь, надеюсь, но иногда унываю, и надежда угасает, может к старцу обратиться, помогите!

о. Дмитрий: — К старцу можно обратиться, но надо, чтобы старец имел диплом врача общего профиля.

о. Александр: — А здесь необходимость в консультации врача?

о. Дмитрий: — А если старец не врач? И будет что-то говорить…

о. Александр: — Но когда уже, как она пишет, ничего не получается, везде непробиваемая стена. Врачи не понимают, что происходит, отстраняются и человек остается один на один с ситуацией.

о. Дмитрий: — Можно написать министру здравоохранения, описать ситуацию, попросить помощи. Есть же центры, Москва, Петербург, говорят, в Казани изменилась ситуация. Если врачам там, где ты живешь, не хватает квалификации, можно поискать в другом месте.

Вопрос: — Должна быть соразмерность в соблюдении заповеди возлюби ближнего? Иногда ближний просит больше, чем в моих силах.

о. Дмитрий: — Иногда да. А иногда вообще ничего не просят, а желает или прямо нуждается. А ко мне какой вопрос?

о. Александр: — О соразмерности в служении. Чем оно определяется?

о. Дмитрий: — Возможностью. У ближнего чемодан 200 килограмм. Мне поднять это тяжело. Как бы он ни ожидал от меня этого, я максимум могу нанять двух носильщиков, а сам не могу. Вопрос простой. Именно здесь все решается тем, сколько у меня в кармане.

о. Александр: — Когда дело касается чемодана, да.

о. Дмитрий: — Но это же образ.

о. Александр: — Человек одинок, очень ему скучно, очень он хочет, чтобы я ему уделял внимание. Приезжал, навещал, звонил, 15 раз отвечал на его звонки.

о. Дмитрий: — Ограничьтесь тем, сколько можете. Раз в две недели или каждый день по 5 минут. И так и скажите, что не можете 40 минут каждый день. Дайте, сколько можете. Я не бросаю, я вот он, но у меня своя жизнь. Не хочешь таких условий, то не надо, а наоборот — соглашайся. Просто и открыто, и без обмана.

о. Александр: — А вот человека жалко.

о. Дмитрий: — Тогда давайте с утра до ночи. Я сам про это все знаю. Стоишь с человеком, а он тебе 5 раз об одном и том же. Сколько раз можно?

Вопрос: — Как мирянину исполнить заповедь — идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа? Или это было обращено исключительно к апостолам?

о. Дмитрий: — Конечно, к апостолам.

о. Александр: — А мирянину не стоит браться?

о. Дмитрий: — Нет, если у него есть призвание, он может кончить миссионерскую школу и начать заниматься миссионерской работой, привлекая людей к исповеданию Христа, уча их вере, подростков можно просвещать.

о. Александр: — То есть заниматься миссионерством призван в общем каждый верующий.

о. Дмитрий: — Да, но начинать надо со своей семьи, чтобы бабки не колдовством занимались, а пошли бы пособоровались.

о. Александр: — Нет пророка с воем отечестве. Семья порой глуха.

о. Дмитрий: — Порой да. А порой нет. По канонам, если священник свою семью не обратил ко Христу, он не может рукополагаться.

о. Александр: — То есть человек таким образом должен был..

о. Дмитрий: — Засвидетельствовать. А какой ты пастырь, если ты для своих не можешь стать примером?

о. Александр: — Именно в силу того, что собственный даже отец не такой авторитет для ребенка, как чужой человек.

о. Дмитрий: — Если ты не авторитет, значит у тебя упущения в воспитании. Это больше никак нельзя объяснить, только этим.

о. Александр: — Мне кажется, чужих воспитывать легче, чем своих.

о. Дмитрий: — Просто ответственности меньше. За чужих ты так не ответишь, как за своих. Господь тебе дал же именно этих.

о. Александр: — И какие они порой разные.

о. Дмитрий: — Все разные.

о. Александр: — Даже у нас как-то вопрос был: одни родители, одни условия, обстоятельства, все одинаковое, а один послушный, добрый, внимательный, заботливый, другой — противоположность первому.

о. Дмитрий: — На фикусе все листья разные. Внешне одинаковые. Размеры и изогнутость — все разное. Вплоть до того, что один уже желтый, а другой все еще зеленый.

о. Александр: — И родители в ужасе, что они сделали не так, что второй оказался таким.

о. Дмитрий: — Надо примечать каждый день. Тогда увидим, что не так, а когда по месяцу не задумываешься, то за месяц многое можно упустить.

Вопрос: — Уходить от мужа или остаться и помочь. Он наркоман. Вместе пять лет. Никак не бросит, потерпит немного и опять. Когда не наркоманит, все хорошо, любит дочку, меня, работает. Наркотики он начал принимать с 15. Я знала про них, но надеялась ему помочь. Женаты три года. Хочу понять, что делать дальше.

о. Дмитрий: — Как нам со стороны сюда вмешиваться? Скажешь, оставайся, он может дойти до поножовщины. У нас в приходе был такой случай. А скажешь, убегай — скажет, вы меня лишили любимого мужа. Тут для того, кто дает советы, безвыигрышная лотерея. Если бы это была моя дочь, то я бы точно сказал, что делать. А тут придется самой.

Вопрос: — Можно ли православному мужчине отращивать длинные волосы в уподобление Господу нашему Иисусу Христу или это прерогатива священника?

о. Дмитрий: — Только прерогатива священнослужителей. Простому мирянину не надо этого делать. Зачем усваивать себе то, что тебе не принадлежит?

Вопрос: — Почему Православная Церковь не восстанавливает пустующие разрушенные храмы, разбросанные по всей стране, особенно в Центральной России? Больно смотреть на красоту, построенную нашими предками, которая неизбежно увядает.

о. Дмитрий: — Ну потому что Вы не предок наш, а современник, и крещеный человек, Вам больно, но Вы до сих пор не восстановили ни одного храма. Поэтому советую Вам продать свою квартиру и купить палатку, а на остальное купить кирпичей и начать восстанавливать один храм, из-за которого Вам больно. И когда будут спрашивать, кто восстанавливает, Вы отвечайте, что Церковь восстанавливает, а Вы член Церкви, вот и крест на шее, как знак того, что Вы принадлежите Церкви. Вот как нужно поступать, а не кричать, ей давайте идите стройте помогайте.

о. Александр: — Свою квартирку жалковато.

о. Дмитрий: — Тем дороже будет жертва.

о. Александр: — Как апостол Петр говорил — вот, мы оставили всё, Господи, что нам будет? И мы знаем, что им было. Гонения. Но неувядаемый венец на Небесах. И человеку приходится выбирать.

о. Дмитрий: — Ну вот мы ему и рассказываем. Чего-то ему больно. А возьми и восстанови. Вон мы Митрофаньевский восстановили? Восстановили. Вонифатия построили? Построили. Благовещенский восстановили? Восстановили. Владимирский построили? Построили. Иоанновский построили? Георгиевскому помогали с реставрацией? Помогали. Успенскому восстановили? Троицкий и Гаретовский… Вон сколько храмов! А это еще не все. Сейчас вон Царских мучеников. А он чего сидит? Почему Церковь? Вот одна Церковь сколько восстановила храмов.

о. Александр: — Люди как-то не отождествляют с Церковью.

о. Дмитрий: — Ну и пусть идут куда-нибудь подальше. Если человек себя не отождествляет с Церковью, то тогда вообще с кем тогда он отождествляет? С пивной?

о. Александр: — Я прихожанин.

о. Дмитрий: — Так прихожанин — все христиане должны трудиться во славу Божию.

о. Александр: — Человек любит покритиковать, как оно в храме все не так или не этак. Или поют не так, батюшка не такой, иконы не такие.

о. Дмитрий: — Возьми мальчонку из детского дома, воспитай из него батюшку хорошего, и вес. Такого, как надо. Сами палец о палец, а от кого-то что-то требуют.

о. Александр: — Такой менталитет советского человека.

о. Дмитрий: — Не знаю, как там в Польше или Аргентине…

о. Александр: — Есть люди потрясающие, они ничего не боятся. Идут и делают восстанавливают.

о. Дмитрий: — Да сколько таких!

о. Александр: — А кто-то только смущается, что что-то не так.

Вопрос: — Почему именно измена — главная причина для развода, как говорит Господь, а остальные нет?

о. Дмитрий: — Хронический алкоголизм такая же причина для развода.

о. Александр: — Это уже психическое заболевание.

о. Дмитрий: — Конечно. Он уже изменил облик, который имел до.

о. Александр: — Мы приблизились к концу нашей передачи.

о. Дмитрий: — Всего доброго вам, братья и сестры!

После причащения многое не рекомендуется делать

В день причащения не совершаются земные поклоны. После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.

Только так человек будет иметь в себе жизни с верой во Христа. Ведь основа нашей духовной жизни — это наши взаимоотношения с Богом. И очень важно понять, что самое главное, к чему ведут все наши подвижнические делания, — это жизнь в ощущении присутствия Бога, а еще точнее говоря — жизнь с Богом.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: